Эссе "БОЛЬШИЕ ПОБЕДЫ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ"

"Моим деткам посвящается"

Придя на работу в детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, я была вооружена знанием общей педагогики, пользовалась рамками Монтессори и мечтала исследовать человеческие возможности. Но знания были теоретическими, а мечты – умозрительными.

 

Дианочка  ( или победа №1)

Хрустящий снег под ногами, сухой морозный воздух раннего утра бодрили. Но светлое утреннее настроение потеряло свою торжественность, когда, входя в отделение, я увидела Диану, восседающую на своём прежнем месте в прежней позе.

Каждое утро пятилетняя девочка выползает в холл, садится у столба в позе лотоса и ритмично  покачивается, наклоняя голову вперёд, а затем, откидывая её назад.  Покачивается, словно убаюкивает что-то внутри себя. Я так и назвала её для себя  «маленький Будда».  Очень коротко стриженая девочка с синдромом Дауна и с отпечатком болезни на лице:  широкоскулая, с характерным румянцем, со складками кожи, прикрывающими внутренний угол глаз и  приоткрытым ротиком, в котором тесно языку. К неполному портрету стоит добавить  отстранённость и наличие ещё ряда явных признаков аутизма.

Вот уже два месяца начинаю свой рабочий день,  подходя к Диане,  приседаю на корточки и, пытаясь заглянуть через глаза в её сердечко, произношу: «Здравствуй, Дианочка!» В ответ ритуальные покачивания и взгляд сквозь меня. И так изо дня в день всё тот же невидящий взгляд сквозь меня – в космос.  В очередной раз приседаю перед Дианой, чтобы поздороваться и встретить отклик… любой.  И вдруг, понимаю, что ничего нового во взгляде Дианы я не увижу. Поднимаюсь, ничего не говоря.  Пора идти в группу к детям! Оглядываюсь, уходя, и вдруг встречаюсь с удивлённым взглядом Дианочки!  Вопрошающий взгляд: а где ваше здравствуйте?!?!

Потом будет много побед. Когда Диана под аплодисменты детей станет к ходункам, которые прежде отбрасывала в сторону, и пойдёт за другими детьми. Когда, сломленная моим «равнодушием»,  возьмёт в руки ложку и начнёт кушать самостоятельно. Когда в ответ на потешки и «провокации» будет старательно, брызжа слюной произносить «пфа-па». Но этот удивлённый вопросительный взгляд был первой и главной нашей с Дианой победой.

 

Гульнарины преодоления

Уже несколько детей в группе смогли стать к ходункам и под радостные возгласы воспитателя и аплодисменты детей передвигались по игровой.  А четырёхлетняя девочка Гульнара не могла без опоры даже сидеть. Впрочем, и с опорой позу, в которой находилась Гульнара, сидением назвать можно было с большой натяжкой. Держать головку девочка практически не могла, и две детали лего-конструктора, которые соединяли малопослушные ручки, отделяли головку от ножек. Почти сложенная пополам девочка пыталась создавать простейшие конструкции. Поза, в которой большую часть времени пребывала Гульнара, постоянно тренировала мышцы шеи и девочка на некоторое время начинает  приподнимать головку, чтобы посмотреть, что происходит в игровой и на что так бурно реагируют дети. Очень странным был у неё этот взгляд: поднимая головку в сторону детей, Гульнара зажмуривала глазки. Изучая эту странную реакцию,  поднимаю девочку высоко над моей головой и смотрю в её глаза. Хлоп! И глазки снова плотно зажмуриваются. Контакт «глаза в глаза» девочке, видящей большей частью времени потолок или собственные колени, плохо удаётся. И мы каждый день учимся контактировать прикосновениями, глазами и словами.

Гульнарочка говорит. Правда, пока это только два слова: спасибо и здравствуйте. И говорит она их очень тихо, почти не слышно, но к месту и почти правильно. По этой причине беру Гульнару в столовую. «Здравствуйте», - говорит Гульнара буфетчице,  прибывая в столовую на руках воспитателя.  «Спасибо», - произносит она же, уходя.  Трое детей: Диана, Марат и Алёша, переполненные эмоциями, идут в столовую и обратно с ходунками. Все взрослые,  встречая их,  радуются, хвалят детей, поглаживают и тискают их  в объятьях.  И психика Гульнары не выдерживает! Громко, взахлёб плача, девочка тихо произносит новые слова: «Хочу ходунки!».  Я была шокирована такой «наглостью»…  Девочка, с сильнейшим тетрапарезом,  не умеющая ни сидеть, ни стоять,  в истерике  требует, чтобы её научили ходить с ходунками.  В сердцах прислоняю её к ходункам и говорю, что если она сейчас не пойдёт,  больше ходунки ей не дам.  Реакция была обратная той, что я ожидала. Гульнара крепко вцепилась в ходунки и, повиснув на них, согбенная стала толкать ходунки, отталкиваясь носочками ног. Я не знаю, как называются чувства, которые я пережила тогда, но я плакала и крепко прижимала Гульнарочку к  себе.

Гульнара стала первым ребёнком со спастическим тетрапарезом, с которым я начала заниматься обучением ходьбе с ходунками. Постепенно мы раскрывали ручки, занимаясь с мячами от самых маленьких до больших. Садились на лошадку-качалку и укрепляли мышцы шеи и спины.  Занимались с поручнями, формируя прямую осанку и разрабатывая  голеностоп , чтобы поставить ножку на полную стопу.  Согревали ножки в ванночках для гидромассажа  и снова становились к ходункам.

Цепкость и усердие маленькой девочки меня подкупали. Когда Гульнара уже уставала, мы пробовали сделать ещё несколько правильных шагов. «Только через преодоление мы с тобой научимся ходить с ходунками», - повторяла  я наше с Гульнарой «заклинание», когда услышала за спиной  удивлённый шёпот: «Что?» -   Аделия Мингазовна, заведующая отделением, удивлённо и настороженно следила за процессом обучения.  Но принцип преодоления оправдал себя. Больше того, преодоление каким-то непостижимым образом вошло в жизнь Гульнарочки и стало одним из главных черт её характера. Сила воли и преодоление…

 

Подарите детям розы…

Вероничка появилась в отделении, когда группа уже формировалась, сложилась система работы с детьми, дети учились слушать сказки и играть, взаимодействуя пока ещё  больше с воспитателем. Но это была уже относительно однородная группа детей, понимающих направленную речь и активно включившихся в процесс развития движений. Движений, доступных детям  с детским церебральным параличом.

Плотная белокурая девочка с розовыми щёчками и голубыми глазами периодически вскрикивала и смеялась, когда  я зашла в изолятор познакомиться с прибывшими из дома ребёнка детьми.  Движения и вскрики девочки носили невротический характер, но на просьбу показать глазки, носик, ротик её пальчик медленно, но верно указывал на соответствующие части лица.  Это было чрезвычайно редким событием среди деток,  приходивших в наше отделение, и я сразу взяла Веронику в нашу группу.

Непроизвольные смех и вскрики девочки, конечно же, мешали спать детям, вжившимся в режим. Потому, неоднократно, приходя на смену, я вновь забирала «переведённую» в другую спальню Веронику и возвращала в палату детей, названных с лёгкой руки санитарок новыми русскими. Вероника с замиранием слушала перед тихим часом сказки, колыбельную, затихала, когда я и её гладила по головушке, но  стоило воспитателю выйти, как она начинала звонко вскрикивать и заливаться смехом.  Почти год воспитатели не покидали её спальную комнату во время тихого часа. Почти год Вероника вписывалась в ритм группы. 

Впрочем, зарядку делать вместе с группой Вероничка начала с первого дня.  Правда,  сразу после зарядки упрямая разбойница уползала в холл к лежачим детям, где не надо было выполнять требования воспитателя и играть с детьми в то, в чём Вероника ещё не разумела. Но к новому учебному году  девочка влилась в группу..

«Света, огуречиками пахнет!» - воскликнула Гульнара во время прогулки, вдыхая аромат скошенной травы. И правда! Для меня было открытием, что запах скошенной травы действительно очень похож на запах огурцов. И я стала разговаривать с детьми о запахах и  обонянии. Как мы дышим? Чем распознаём запахи? В сенсорной комнате  Вера Викторовна, зажигала аромолампу и озвучивала, запах каких растений наполняет комнату. Мы запоминали ароматы цветов, запахи  фруктов и овощей, периодически пользовались детскими духами.

Перед тихим часом  помогаю Вероничке мыть ножки. Наклоняюсь к ней, сидящей на стульчике с опущенными в таз с водой ножками. Вероника буквально припадает к моей голове! «Пааахнет», - говорит она, делая глубокий вдох. «Чем?» - спрашиваю я. «Духами», - отвечает Вероника подумав секунду-другую. Все воспитатели отмечают повышенный интерес Вероники к запахам. Запах цветов, запах свежевыстиранного халата, рук, пахнущих акварельными красками. Но у меня появились сомнения по поводу правильного распознавания запахов девочкой, поскольку духами на работе я не пользуюсь. Однажды, озвучив коллегам, что сейчас моя голова ни духами, ни даже шампунем не пахнет, демонстративно наклоняюсь к Веронике.  «Пааахнет!», -  торжествующе заявляет Вероничка. «И чем?», - вопрошаю.  Вероника надолго задумывается и затем выдаёт: «Гововой!»

Очень чутка Вероника к ароматам. Видимо поэтому очень любит цветы. Летом, прогуливаясь на коляске,  не пропустит ни один цветок! Впрочем, правильно распознают ароматы почти все дети группы. И когда спонсоры обратились ко мне с вопросом, что подарить девочкам на восьмое марта,  я ответила:  «Подарите детям розы!»