Для работы воспитателей

Гаврикова Мария Евгеньевна

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. В новом федерального законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Таким образом, на государственном уровне определены значимость дошкольного образования в развитии ребенка и требования к качеству дошкольного образования.  Это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. 17 октября 2013 г. вышел приказ N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации г. Москвы "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта являются:

1.         Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого само по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему этапу.

2.         Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

3.         Уважение личности ребенка.

4.          Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Хотелось бы подробней остановиться на втором принципе, так как взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка.

По утверждению В.А. Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

На смену авторитарному стилю воспитания, которому свойственны воздействие авторитетом, наставления, нотации, указания, контроль пришла личностно-ориентированная модель воспитания. Личностно-ориентированная педагогика предполагает особые способы взаимодействия взрослых с детьми: установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка, организация сотрудничества, позитивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка, и педагога. При этом организация и содержание педагогического процесса определяется не только педагогом, но и активностью, и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.

Сотрудничество направлено на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Взрослые должны стремиться к установлению эмоциональных контактов с каждым ребенком, всегда должны откликаться на инициативу ребенка, его стремление получить поддержку, ласку. Взрослый должен быть открыт и доступен ребенку. Ни одно его чувство не должно быть отвергнуто и обесценено. В любой деятельности ребенка, взрослый принимает участие, как равноправный партнер. Воспитатель не занимает позицию «над ребенком», диктуя, что он должен делать, а выбирает позицию «глаза на одном уровне», «вместе», «рядом».

В личностно-ориентированной модели воспитания равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Слайд 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Слайд 3

Формы взаимодействия с семьей День Открытых дверей Семейные проекты Родительские собрания в нетрадиционной форме Школа малышей (до 1,5 лет) Консультационная помощь специалистов Выпуск газеты ДОУ Клуб родительской культуры «Дружная семья» Клуб «Вместе с бабушкой» Беседы Праздники и развлечения Библиотека для родителей Конференции, пед.чтения, акции Парная гимнастика Семинары- практикумы Создание семейного портрета, выставки сотрудничество

Слайд 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОД (ОТ ГРЕЧ. METHODOS – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ПОЗНАНИЯ) – СОВОКУПНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДНЫХ ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОДЧИНЕННЫХ РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ. ФОРМА – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБОЛОЧКА ДЛЯ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СУЩНОСТИ, ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ.

Слайд 5

Традиционные Нетрадиционные ● Родительские собрания ● Групповые и общесадовские конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы делятся на – активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на:

Слайд 6

Круглый стол Дискуссионная встреча Вечер вопросов и ответов Анкетирование Анализ педагогических ситуаций Родительская конференция Тестирование Консультация Интервьюирование Педагогическая «гостиная» Дискуссионные вопросы Решение проблемных педагогических задач Образовательно-игровой тренинг Аппеляция к авторитетному мнению из литературы Практикумы в форме деловой игры и пр. Открытые просмотры детской деятельности Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей Досуговые формы общения детей и взрослых (познавательно-игровая викторина, фольклорный, спортивный досуг и пр.) Анализ результатов творческой деятельности детей Библиотека семейного чтения Анализ результатов творческой деятельности родителей Игровое моделирование способов родительского поведения Визуальные средства общения Просмотр видео Игровые задания и упражнения Телефон доверия Прослушивание аудиозаписи Двигательные упражнения День открытых дверей Игровые задания для домашнего общения Рисуночные задания Семейные маршруты выходного дня Акции с участием детей и взрослых Популярные формы общения Активные методы общения Методы развития рефлексии Многообразие форм и активных методов общения с родителями

Слайд 7

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навы­ков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Слайд 8

Совместные мероприятия педагогов и родителей Родительские собрания Конференции Консультации Беседы Вечера для родителей Кружки для родителей Тематические выставки Диспуты Педагогические советы Попечительский совет Встреча с администрацией Школа для родителей Посещение семей на дому Родительский комитет

Слайд 9

Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются: недостаточное знание специфики семейного воспитания; неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей; неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.

Слайд 10

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей Дни открытых дверей Турниры знатоков Кружки КВН, викторины Праздник Семейные конкурсы Выпуск газеты Просмотры фильмов Концерты Оформление групп Соревнования Благоустройство ДОУ и территории

Слайд 11

Формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различ­ных клубов и др. Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделиро­вания и др. Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

Слайд 12

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, СОБРАНИЯ ПО ПЛАНУ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА, ТЕМАТИЧЕСКИЕ, СОБРАНИЯ-ДИСПУТЫ, ИТОГОВЫЕ. КОНФЕРЕНЦИЯ – ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ РАСШИРИТЬ, УГЛУБИТЬ, ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. КОНФЕРЕНЦИИ МОГУТ БЫТЬ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ, ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ, КОНФЕРЕНЦИИ ОТЦОВ ИЛИ МАТЕРЕЙ. ОНИ ТРЕБУЮТ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ. К НИМ ГОТОВИМ ВЫСТАВКИ РАБОТ ДЕТЕЙ, КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОНЦЕРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ ВСЕГДА КОНКРЕТНАЯ, НАПРИМЕР: «ПРАЗДНИКИ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ», «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». ПРАКТИКУМ. ЭТО ФОРМА ВЫРАБОТКИ У РОДИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РЕШЕНИЮ ВСЕВОЗМОЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, СВОЕОБРАЗНАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ. В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ПЕДАГОГ ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ КАКОЙ-ЛИБО КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКОГО САДА И Т. Д. ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ. ОБЫЧНО ПРОВОДЯТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С НОВЫМИ ПРОГРАММАМИ ПО ПРЕДМЕТУ, МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯМИ ПЕДАГОГОВ.

Слайд 13

Педагогическая дискуссия. Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного воспитания, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?». Ролевые игры. Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из детского сада» и т. д. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Слайд 14

Индивидуальные тематические консультации. Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей, этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для педагога и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. Посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семей, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Слайд 15

желание пойти на контакт заинтересованность в общении видение в другом равного партнера готовность принять иную точку зрения выбор интересных значимых тем тактичность СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 16

ЗАПРЕТЫ, НАРУШЕНИЕ КОТОРЫХ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК НАРУШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Слайд 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Е. П. Арнаутова Педагог и семья, Москва 2002 г. Е. П. Арнаутова Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника, Москва 1994 г.