Подготовка к школе

Гаврикова Мария Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе.

Программа дополнительных занятий «По дороге к школе»

Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

С человеком же так не случиться.

Человеком мало родиться,

Им еще надо стать!

Слайд 1. В коротком стихотворении Эдуарда Асадова заложен большой смысл. Стать человеком это значит быть добрым, честным, отзывчивым. Но таким его надо воспитать.

Переломным моментом для становления ребенка как личности, как человека с большой буквы является начальная школа. Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Изменяется режим и ритм жизни, появляется ответственность за свои действия, маленькие, но первые обязанности. Все это в целом вызывает стресс у ребенка, и то, как он с ним справится, во многом зависит от правильной подготовки к школе.

Готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе.

Чтобы помочь малышу адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как правильно психологически и морально подготовить ребенка к школе.

Слайд 2. Возникает вопрос, зачем нужно готовить ребенка к школе? Это знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, что ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее. Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.

Слайд 3. Такое непонимание родителей приводит к самым распространенным ошибкам, которые встречаются у детей, поступающих в первый класс:

  1. Умеют читать, но у них не развито звукопроизношение.
  2. Умеют считать, но не развиты зрительно-моторные навыки (пространственное и логическое мышление)
  3. Неправильно держат ручку, не развита мелкая моторика.
  4. Не умеют копировать по образцу.

Слайд 4. «Когда ребенок умеет просто считать от 1 до 100, он не умеет считать, он знает стишок про счет. Умение считать – это умение ориентироваться в числовом ряду, прибавлять, отнимать, знать, где лево, где право – вот что нужно развивать» - Юлия Терехова.

Слайд 5. Детский психолог Л.А. Венгер считал, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. «Быть готовым к школе – быть готовым всему этому научиться».

Слайд № 6. Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Слайд 7. Готовность к школе – это

1. Умение правильно держать ручку или карандаш.

2. Иметь зрительно – моторные навыки.

3. Иметь хорошую развитую мелкую моторику.

4. Хорошую физическую активность.

5. Иметь социально-коммуникативные навыки.

6. Иметь познавательные способности.

То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего успешного роста.

Слайд 8. Успешность первоклассника заключается  не только в его оценках. Успешность - это адаптация без срывов, болезней, это наличие времени на прогулки, это адекватные родители, не перезагружающие своего ребенка.

Слайд 9. Ребенок все должен делать с желанием!

Слайд № 10. Дети, нового поколения запоминают только то, что им интересно!

Поэтому деятельность с детьми на специальных занятиях при подготовке к школе должна быть выстроена таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его. И учитывая главный вид деятельности детей в дошкольном возрасте, мы должны опираться в первую очередь на игровую деятельность. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Слайд 11. Именно в игре формируется воображение, а неразвитость игровой деятельности может стать причиной не только низкого уровня творческих способностей, но и неготовности к школе.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные математические игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат.

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Слайд 12. Программа дополнительных занятий по подготовке детей к школе «По дороге к школе» включает в себя:

  1. Развитие мелкой моторики руки.
  2. Развитие зрительно – моторных навыков.
  3. Работа по алгоритму.
  4. Развитие внимательности.
  5. Ориентировка в пространстве.
  6. Тренировка межполушарных связей.
  7. Формирование графических навыков.
  8. Умение правильно писать цифры.
  9. Знакомство с геометрическими фигурами.
  10. Понимание инструкций.

Слайд 13. На занятиях мы будем:

  1. Выполнять пальчиковые упражнения.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Рисовать по клеточкам и точкам.
  4. Учиться сравнивать и наблюдать.
  5. Развивать сообразительность.
  6. Развивать внимание, память и мышление.
  7. Учиться считать.
  8. Конструировать.
  9. Учиться ориентироваться в пространстве.
  10. Учиться ориентировать во времени.

Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал. Задания по математике для дошкольников меняют роль ребенка в системе обучения, подстраиваясь под индивидуальные особенности, не ограничивая во времени на рассуждения и решение задачи, позволяют не просто заучить, а разобрать, осознанно использовать правила и арифметические действия, опираясь на основной вид мышления в этом возрасте — образный.

Слайд 14. Наша программа дополнительных занятий «По дороге к школе» рассчитана на три года обучения. 1 год обучения – это дети 4-5 лет. 2 год обучения – это дети 5-6 лет. 3 год обучения – дети 6-7 лет.

4-5 лет:

Геометрические понятия и отношения.

Подготовка к формированию понятия числа.

Формирование конструктивных умений.

Подготовка к формированию представления об арифметическом действии.

Формирование пространственных представлений.

5-7 лет: (добавляется)

Формирование представлений о величинах и их измерении.

Формирование умения решать конструкторские задачи.

Математика для детей 5 лет занимает важное место в обучении дошкольников. В этой возрастной группе закрепляется понимание равенства и неравенства, величины и размера, расстояния и ориентирования в пространстве. Знание основных геометрических фигур, счет в пределах десяти, представление о временных отрезках и части суток также считаются обязательными навыками для 5 лет.

Задания для детей 5 лет подводят к пониманию абстрактного числа и знакомят с его графическим образом, направлены на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умения рассуждать вслух и на более поздних этапах производить вычисления в уме с помощью внутренней речи.

Принудительное обучение бесполезно, поэтому мы сделали развивающие игры для детей 5 лет яркими, наглядными и интересными, опираясь на основные принципы педагогики: последовательность, постепенность и индивидуальный подход. Помните, что в занятиях с каждым ребенком важен личный контакт, а результаты малыша стоит сравнивать только с его собственными достижениями.

Математика для дошкольников 6 лет — задания, которые могут превратить каждое задание, упражнение или пример в увлекательные логические игры для детей, а родителям и, конечно, самим маленьким ученикам подготовиться к поступлению в первый класс.

Задания для детей 5-6 лет строятся на наглядных образах: в дошкольном детстве преобладает чувственное познание мира, а информация лучше всего усваивается с помощью зрительного и слухового восприятия. Прежде чем научиться считать мысленно, производя операции с абстрактными числами, ребенку нужно много раз повторить навык счета на реальных, знакомых предметах. Задачи для детей 6 лет помогут определить готовность к школе, заметить возможные проблемы и уделить им внимание: развивать усидчивость и умение рассуждать вслух, объяснить преимущества математических знаний в соревнованиях и спорте, определить оптимальное время для занятий.

В возрасте 7 лет многие дети впервые идут в школу, где их поджидает огромный мир, полный новых знаний, предметов и задач.

Мы подготовили развивающие игры для детей 7 лет и различный логические игры, которые помогут развить у ребенка такие качества как внимательность, память, абстрактное мышление, а также расширить кругозор.

Слайд  15.

Когда ваш ребенок пройдет программу он:

  1. Будет подготовлен к школе.
  2. Будет ходить в школу с удовольствием.
  3. Станет гордостью своих родителей и учителей.
  4. Будет готовиться к урокам с радостью.

Целью нашей работы является найти и выстроить такую организацию процесса подготовки к школе, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившиеся я у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка детей к школе Плохой ли, хорошей рождается птица, Ей суждено летать. С человеком же так не случиться. Человеком мало родиться, Им еще надо стать! Эдуард Асадов

Слайд 2

Зачем нужно готовить Ребенка к школе?

Слайд 3

Распространенные ошибки детей, Поступающих в первый класс Умеют читать, но у них не развито звукопроизношение. 2. Умеют считать, но не развиты зрительно- моторные навыки (пространственное и л огическое мышление). 3 . Неправильно держат ручку, не развита мелкая моторика. 4 . Не умеют копировать и работать по образцу. 5 . Не понимают словесных инструкций.

Слайд 4

Подготовка детей к школе «Когда ребенок умеет просто считать от 1 до 100, о н не умеет считать, он знает стишок про счет. Умение считать – это умение ориентироваться в числовом ряду, прибавлять, отнимать, знать где лево, где право – вот, что нужно развивать» Юлия Терехова

Слайд 5

Подготовка детей к школе Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. «Быть готовым к школе – быть готовым всему этому научиться» Детский психолог, Л.А. Венгер

Слайд 6

Что должны уметь семилетки п онимать инструкции, в ладеть речью, у меть общаться, и меть элементарные представления о времени, п исать простые графические диктанты, и меть элементарные графические представления.

Слайд 7

Готовность к школе – это: Умение правильно держать карандаш. Иметь зрительно-моторные навыки. Иметь хорошую развитую мелкую моторику. Иметь хорошую физическую активность. Иметь социально-коммуникативные навыки. Иметь познавательные способности.

Слайд 8

Как помочь ребенку стать успешным? Успешность ребенка не только в его оценках . Это адаптация к школе без срывов, болезней. Это наличие времени на прогулки. Это адекватные родители, не перезагружающие своего ребенка.

Слайд 9

Как помочь ребенку стать успешным? Ребенок должен все делать с желанием! Желание поддерживается двумя факторами: Интересно Получается

Слайд 10

Ребенок нового поколения Дети запоминают только то, что им интересно! Интересное дети считают правильным , а не интересное – неправильным.

Слайд 11

Занимательные математические игры Головоломки Ребусы Хитрые задачи Логические примеры Лабиринты Графические диктанты Игры с геометрическими фигурами

Слайд 12

По дороге к школе Развитие мелкой моторики руки. Развитие зрительно-моторных навыков. Работа по алгоритму. Развитие внимательности. Ориентировка в пространстве. Тренировка межполушарных связей. Формирование графических навыков. Умение правильно писать цифры. Знакомство с геометрическими фигурами. Понимание инструкций.

Слайд 13

Что делаем на занятиях? Выполнять пальчиковые упражнения. Развивать мелкую моторику. Рисовать по клеточкам и точкам. Учиться сравнивать и наблюдать. Развивать сообразительность. Развивать внимание, память и мышление. Учиться считать. Конструировать. Учиться ориентироваться в пространстве. Учиться ориентироваться во времени.

Слайд 14

По дороге к школе Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения – дети 4-5 лет «Веселая математика» 2 год обучения – дети 5-6 лет «Занимательная математика» 3 год обучения – дети 6-7 лет «Математика для увлеченных»

Слайд 15

Итоги программы По дороге к школе Ребенок будет подготовлен к школе. Ребенок будет ходить в школу с удовольствием. Ребенок станет гордостью своих родителей. Ребенок будет готовиться к урокам с радостью.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверяем готовность к школе Выход Пространство Размер Геометрические фигуры Состав числа Количество и счет

Слайд 2

На каком рисунке щенок стоит ПЕРЕД будкой? 1 2 3 Далее

Слайд 3

На каком рисунке дерево растет БЛИЖЕ других к забору? 2 1 3 Далее

Слайд 4

На каком рисунке дома расположены РЯДОМ друг с другом? 1 2 3 Далее

Слайд 5

Какой карандаш самый короткий ? 3 2 1 Далее 4

Слайд 6

Какое яблоко самое БОЛЬШОЕ ? 3 2 4 Далее 1

Слайд 7

Какое дерево самое низкое ? 3 4 2 Далее 1

Слайд 8

Найди подходящий силуэт для пирамидки ? 3 4 1 Далее 2

Слайд 9

Далее Сколько треугольников на рисунке ? 5 3 6 4

Слайд 10

Далее Сколько пятиугольников на картинке ? 2 3 1 4

Слайд 11

Далее Нарисуй во втором домике СТОЛЬКО ЖЕ о кошек, сколько в первом. Сколько окошек ты нарисовал ? 4 3 1 2

Слайд 12

Далее Саша задумал число, прибавил к нему 2 и получил число 6. Какое число задумал Саша? 4 3 5 2

Слайд 13

Далее Раздели яблоки ПОРОВНУ между двумя детьми. Запиши решение. 3 4 5 2 Сколько яблок получит каждый ребенок?

Слайд 14

Соедини линией от цифры к соответствующей фишке домино. Работай маркером. 6 3 8 В меню

Слайд 15

Далее Какие числа пропущены? 2,4,7,8 3,4,7,8 2,3,4,8 2,4,7,9 1 3 5 6 9 10

Слайд 16

Далее Какого числа не хватает? 6 8 5 2 8 5 10 4 1 7 2 9 3

Слайд 17

Соедини линий пример и правильный ответ? 8 + 2 = 6 + 2 = 5 + 1 = Конец 6 10 8 В меню