Материалы по опыту работу

Гаврикова Мария Евгеньевна

Опыт работы старшего воспитателя

"Управление мотивацией педагогов ДОУ как условие развития их творческого потенциала"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАРЬЕРНЫМ РОСТОМ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Аннотация: Статья посвящена взаимосвязи карьерного роста и развития творческого потенциала педагогов дошкольной организации. Рассматривается «горизонтальный» карьерный рост как мотивация для развития личностного потенциала педагогов. Раскрыта важность саморазвития педагога в успешности его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, карьерный рост, «горизонтальный» карьерный рост, творческий потенциал, саморазвитие.

Все знают следующие слова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» – в современное время каждый из нас стремится к карьерному росту, что означает для большинства людей денежное благо, самодостаточность и высокий уровень в обществе. Но если заглянуть в сборник "Солдатские заметки" (1855 г.) А. Ф. Погосского, где собраны афоризмы, стилизованные под народные, можно найти следующее: «Плохой тот солдат, который не думает быть генералом, а еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет." В постоянной гонке за «безоблачным будущим», мы забываем подумать о том, что имеем сегодня. Наше желание продвинуться вверх по карьерной лестнице, повысив должность, сильнее желания саморазвиваться и расти, прежде всего, как личность и мастер своего дела.

Выделяются два наиболее распространённых вида карьерного роста, такие как горизонтальный и вертикальный. И если с последним у большинства людей не возникает вопросов, то горизонтальный карьерный рост раскрыт не для всех. Стереотип, что такие понятия, как «карьерный рост» и «карьерная лестница» - это лишь движение вверх, становится не актуальным в наше время. Предсказуемый переход с одной ступени с определенным кругом обязанностей на другую, более высшую, уступил место более гибким, карьерным моделям. Сегодня карьерный рост представляет собой кривую движения вверх, вниз, в обход и в сторону. Если обратиться к толковому словарю Ожегова, то увидим, что понятие «рост» – это усиление, укрепление, совершенствование в процессе развития, качественное улучшение. Понятие «карьерный рост» по материалам справочника «Энциклопедия. Карьера» - процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, сопровождающийся накоплением трудового опыта, систематизацией и развитием его знаний, навыков и личностных качеств и приводящий к переходу на новый социальный и профессиональный статус. Следовательно, понятие «карьерный рост» - это, прежде всего, развитие личности, самореализация, самосовершенствование, накопление опыта, развитие творческого потенциала.

Поскольку личность формируется и развивается в деятельности, то можно говорить о личности как сумме проявлений ее особенностей в труде, в нашем случае, в педагогическом труде. Педагог, участвующий в развитии своей карьеры должен активно обсуждать, анализировать и давать оценку эффективности собственной деятельности, осознанно подходить к своим успехам и неудачам, которые способствуют его профессиональному росту. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

В каждом педагоге уникальным образом сочетаются разные виды умений, достоинств, ценностей, интересов, предпочтений, что образует неповторимый для каждого педагога его творческий потенциал, который он стремится раскрыть в своей работе. Тщательное изучение своей личности и собственного потенциала сказывается на повседневной работе, улучшая эффективность и результаты, принося свои плоды и в повседневной жизни.

Что значит развивать творческий потенциал? Это расти, углублять, переосмыслять, расширять, распространять, исследовать, наблюдать, добавлять, искать, укреплять, возражать, активизировать, обновлять, возрождать и много других глаголов, которые помогают развиваться личности на своем рабочем месте.

Проблема роста на месте или горизонтального продвижения заключается в необходимости выбросить из головы номенклатуру должностей и сконцентрироваться на опыте, знаниях, умениях и навыках, которые необходимо приобрести сотруднику. Необходимо уйти от стереотипа такого мышления: От «Если я хочу стать… (более высокая должность), то сначала должен стать … (более низкая должность)» к «Если я хочу стать … (вершина карьеры), то должен знать… (требуемые навыки). Способность критически проанализировать опыт, знания и умения, необходимые для продвижения вперед и вверх к карьерным целям, как раз и служит карьерному росту.

Если описывать последние десятилетия одним словом, то это слово «неумолимость». Неумолимое количество перемен, которые происходят с неумолимой скоростью. И каждая наша остановка в развитии своей личности означает шаг назад. В развитии педагога способность учиться всю жизнь является базисной приоритетной характеристикой его деятельности. В основе педагогического совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет профессионального преобразования, под которым необходимо понимать качественный рост педагога, проявляющийся в способности становиться субъектом своей профессиональной деятельности: ставить цели, выбрать траекторию и проектировать собственное движение в выбранном направлении, проектировать свой профессиональный жизненный путь. Необходимым условием, обеспечивающим профессиональное развитие педагогов, является непрерывное профессиональное образование, которое имеет основополагающие принципы индивидуализации образовательных целей и программ, где в основу должны быть положены ценностные идеи, которые получат преимущественное развитие в будущем.

Работа над своим профессиональным развитием, познание всех тонкостей образовательного процесса могут стать трамплином для прыжка вверх по карьерной лестнице. Двигаясь по горизонтали, работник расширяет свой профессионализм, становясь, таким образом, более конкурентоспособным на рынке труда.

Главным мотивационным фактором для самореализации является формирование жизненной философии педагога как профессионала, когда им осознается смысл жизни, происходит удовлетворение потребности во всестороннем развитии, когда личность выходит за рамки своей профессии. Личностное развитие педагога выражается в профессиональном благополучии, когда выявляются связи и взаимосвязи между развитием и личностным ростом. Возникает необходимость обеспечения большей независимости и принятии решений и расширением возможностей для творчества в работе.

Обеспечивать карьерный рост сотрудников – это не более чем помогать им в развитии. Развитие современного образования – это развитие, прежде всего, педагогов.

Список литературы

  1. Канунникова, Е.В. Профессиональная карьера и методическая работа педагога в рамках дошкольного образования / Е.В. Канунникова // Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». – 2016. - №3 (81). – С. 130-137.
  2. Кей, Б., Джулиони, Дж. Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике / Беверли Кей, Джулия Джулиони; пер. с англ. А. Коробейников. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 176 с.
  3. Панова, Н.В. Роль личностного развития педагога в профессиональном благополучии / Н.В. Панова //Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №2 (27). – С. 118 – 121.
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Аннотация. В статье определяется понятие «творческий потенциал педагога», рассматриваются особенности его развития и раскрывается роль мотивации со стороны руководителя организации, в рамках реализации профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: мотивация, мотивирующие факторы, самоактуализация, профессиональный стандарт педагога, творческий потенциал.

M.E. Gavrikova

Chelyabinsk

MOTIVATION AS CONDITION FOR DEVELOPMENT CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS.

Abstract. The article defines the concept of "creative potential of the teacher", discusses the features of its development, and explores the role of motivation on the part of the head of the organization, as part of the professional teacher standards.

Keywords: motivation, motivating factors, self-actualization, professional teacher standard creativity.

В настоящее время в динамично меняющихся обстоятельствах жизнедеятельности возрастает интерес к творческой самореализации педагога и, как следствие, к его творческому потенциалу[1]- тому профессионально-личностному резерву, что позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс. Сопоставляя существующие определения, отметим их диапазон: от творческого потенциала, как способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик; от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой.

В литературе определены следующие составляющие творческого потенциала педагога:

- педагогическая компетентность, педагогическое мышление;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- интеллектуальные умения, воображение, интуиция;

- гибкость, самостоятельность, критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости. 

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющихся социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; иметь способность к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений. Творческая деятельность предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция. Все это непосредственно находит отражение в профессиональном стандарте педагога, реализуя который, педагог должен осознавать, что творческое развитие– это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Квалифицированные педагоги важная составляющая любой образовательной организации. И если хорошему руководителю удалось сформировать коллектив из настоящих профессионалов, ни в коему случае нельзя забывать о том, что педагогов нужно постоянно мотивировать на развитие собственного творческого потенциала. Мотивация один из основных факторов, который непосредственно влияет на качество, скорость и своевременное выполнение работы.

Мотивация – внутреннее состояние человека, при котором он испытывает осознанную или неосознанную потребность к выполнению какого-либо действия или к бездействию. Происхождение слова «мотивация» имеет французские корни и в буквальном переводе означает «побуждение» (motif). Одно из требований к профессиональному стандарту педагога гласит, что он должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений», а одной из функций стандарта является – «мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации». Следовательно, такое понятие как «мотивация», является важным условием в развитии педагогов, их творческого потенциала.

В настоящее время, в силу экономической нестабильности в мире, очень трудно сосредоточится на процессе становления себя как профессионала, на своей самоактуализации, как одной из высших уровней потребностей, выделенных психологом Абрахам Маслоу. Первоначально нами руководят физиологические, социальные потребности, потребность в безопасности. Действуя согласно теории Маслоу[2], руководитель должен последовательно проверить, как на деле в его организации реализуются основные принципы пирамиды потребностей.

Выявление уровня мотивации всего персонала и каждого сотрудника в отдельности, позволит руководителю определить, в каком направлении необходимо действовать, чтобы придать действиям работника созидательную направленность для достижения целей организации. Определение конкретных факторов, влияющих на мотивацию работников, в некоторых случаях является ключевой задачей для руководителей для создания положительной, сильной, устойчивой, долгосрочной мотивации.

Самым известным и главным мотивационным фактором является материальное вознаграждение: высокий размер заработной платы, льготы, надбавки, социальный пакет. Но деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего мотивирующего фактора. Немаловажную роль играют и нематериальные мотивы, движущие человеком в работе: культура организации, кадровая политика, организация рабочего места, регулирование рабочего времени, обратная связь от руководителя о результатах труда, широкий круг общения по интересам, потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, потребность в работе, наполненной смыслом и значением.  Обстановка в трудовом коллективе является одним из мощных мотивирующих факторов для сотрудников любой организации. Открытые и доверительные отношения позволяют каждому работнику чувствовать себя членом коллектива и через осознание причастности к общему делу повышают ответственность каждого сотрудника за результаты своего труда перед другими.  Мотивирующее воздействие на работников могут оказывать частота и формы проведения корпоративных мероприятий, проведение различных соревнований, установление определенных стандартов в работе, награждение и поощрение лучших.

В каждом из нас заложена потребность полностью реализовать свой потенциал. Даже когда человек чувствует, что раскрыл весь свой потенциал, то при положительной мотивации со стороны руководителя, он ставит перед собой еще более высокие и интересные цели, стремится сделать больше и стать лучше. И каждый шаг в сторону более полной самореализации делает его еще более счастливым и повышает его мотивацию в достижении своих целей и целей образовательной организации.

Список литературы

  1. Кашинина, О.П. Роль творчества в процессе формирования духовной зрелости личности в современном российском обществе / О.П. Кашинина //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. - № 4-2 (42). – С. 91-93.
  2. Маслоу, А. Мотивация и личность: 3-е издание / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
  4. Трейси, Б. Полная вовлеченность: Вдохновляйте, мотивируйте и раскрывайте все лучшее в своей команде / Б. Трейси. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 264 с.


[1] Потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

[2] Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.



Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала педагогов

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду особый вид деятельности, или характеристику деятельности, или же результаты подобной деятельности определенного человека – творца. Творчество выступает как совершенно особый феномен всей человеческой родовой истории, являясь фактором не только культурного, но и антропогенного характера. Только человек из всех живущих на земле может творить, то есть создавать и строить, повинуясь не инстинкту, а в соответствии с осознаваемым замыслом или целью, и развивать эту способность, исходя не только из «потребности», но и «из возможности». Именно в творчестве реализуется духовный потенциал человека. Творчество всеобще и необратимо.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что "природа творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества.

Важно понимать, что творчество – это не только всякая инновационная деятельность личности (созидание неповторимого, нового), а такая, которая направлена на саморазвитие личности и обогащение социального опыта человека и человечества. Творчество присуще каждому человеку способному к самосовершенствованию и саморазвитию. Творчество – это преодоление себя, поиск нового, способного влиять как на самого созидателя, так и на окружающий его мир. В творческой деятельности проявляется высшая природа человека – его духовность, сознание, воля и образ мыслей. Он сам наполняет себя духовным содержанием в процессе своего развития, постепенно становясь духовно зрелым и находясь в самом центре своей реальной жизни «здесь и сейчас»

Личность считается творческой, если она обладает креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс. Существует 7 признаков креативности – оригинальность, фантазия, эвристичность, четкость, активность, чувствительность, сконцентрированность. Именно креативность является основным условием творческого саморазвития личности и существенным резервом ее самоактуализации. Креативность характеризуется ощущением проблем, открытостью к новым идеям, способностью к разрушению старых стереотипов, с целью образования нового и получения неожиданных, нетипичных способов решения проблем.

Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

В настоящее время возрастает интерес к творческой самореализации педагога в динамично меняющихся обстоятельствах жизни и деятельности и, как следствие, к его творческому потенциалу - тому профессионально-личностному резерву, что позволяет эффективно осуществлять данный процесс. Сопоставляя существующие определения, отметим их диапазон: от сведения творческого потенциала к способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик; от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой.

Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческая деятельность предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса ДОУ, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

Творческий потенциал развивающегося педагога всегда является открытой системой для всех инноваций в области педагогики и психологии воспитанников. Много зависит и от личности педагога: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности. Замкнутость, недостаток передовой информации, отсутствие заинтересованности в получении новых знаний, умений и навыков губительны для творческого потенциала и ведут к его деградации.

С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень. То есть, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем легче и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях организации творчества темпы развития значительно ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога таятся в нем самом. Только личное желание и стремление к росту позволит найти оптимальные пути их использования.

Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

– материальная база;

- психологически-комфортные условия работы.

К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, педагогические задачи трудового коллектива, психологический климат в коллективе и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Каждый новый виток развития творчества всегда характеризуется неопределенностью, неведением и непониманием, и только их преодоление, поиск новой информации, внедрение кардинально новых форм и методов педагогической деятельности позволяют подняться на следующую ступень развития. [8, c. 91]

Есть такое понятие, как самоактуализация. Один из высоких уровней иерархии потребностей, выделенных психологом Абрахам Маслоу. Под этим ученый понимал стремление стать тем, кем вы способны стать. В каждом из нас заложена потребность полностью реализовать свой потенциал. Человек может испытывать счастье, вдохновение и мотивацию только тогда, когда он чувствует, что достиг в своей жизни максимума, на который был возможен. Когда он учится, развивается, покоряет такие высоты, каких ему не удавалось достичь в прошлом, у него появляется чувство, что он перешагнул границы своих возможностей. Это и есть самоактуализация. Люди, достигшие самоактуализации, чаще всего счастливы, спокойны, позитивно настроены, креативны, объективны, проницательны и честны; они относятся к другим с уважением и благодарностью. К самоактуализации мы стремимся на протяжении всей жизни и не всегда она может быть удовлетворена в полной мере. Даже когда человек чувствует, что раскрыл весь свой потенциал, он ставит перед собой еще более высокие и интересные цели, стремится сделать больше и стать лучше. И каждый шаг в сторону более полной самоактуализации делает его еще более счастливым и повышает его мотивацию в достижении своих целей.

Творческий потенциал является одним из факторов, способствующий продуктивной деятельности и саморегуляции психологического состояния. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.



Предварительный просмотр:

"Круглый" стол для педагогов ДОУ "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

  • Рассмотрение разных подходов к понятиям "качество дошкольного образования" и "профессиональный рост педагога".
  • Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по вопросам формирования профессиональной компетентности педагогов.
  • Обмен опытом ДОУ по проблеме организации работы творческих групп с целью повышения профессиональной мобильности и самореализации педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

Литература:

  1. Большой Энциклопедический словарь.
  2. М.М.Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М.- Центр педагогического развития, 2010.
  3. Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель - С.Д.Сажина. М.- ТЦ Сфера, 2008 г.

План проведения:

  1. Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).
  2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
  3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход мероприятия

Вводная часть.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных условиях на нашем круглом столе "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии?!".

Ведущий: Но, прежде, давайте немного с вами познакомимся. Я прошу вас, уважаемые педагоги, встать в круг и ответить в произвольной форме, можно даже стихами, на вопрос: "Кто здесь собрался?". Можно представить себя, начиная со следующей фразы: "Меня зовут Светлана Александровна, я - старший воспитатель Сернурского детского сада "Ромашка". Я всегда мечтала о том, чтобы как можно дольше оставаться ребенком и не взрослеть, поэтому я стала педагогом". (Целесообразно использовать ресурсный круг для сближения педагогов).

Представление участников круглого стола.

Ведущий: Спасибо большое, я вижу, что здесь сегодня собрались творческие, активные и просто интересные люди - настоящие профессионалы. Прошу сесть за столы с теми людьми, которых вы знаете и они вам близки по духу, или с теми, кто у вас вызвал симпатию и хотел бы познакомиться поближе.

Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, как вариант - можно предложить педагогам использовать разные источники - словари, Интернет и др., а затем предлагается пример определения в презентации.

- Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).(3)

- Понятие "Самореализация"? (Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).(3)

- Понятие "Мобильность"? (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию).(1)

Ведущий: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: "Как повысить процесс побуждения педагогов к своей профессиональной деятельности и способности к быстрому реагированию в ходе выявления и реализации личностных и профессиональных возможностей".

Успех каждого действия в большой мере зависит от того, насколько человек владеет способом его выполнения. Чтобы овладеть им, даже тогда, когда уже известно, как его надо выполнить, необходима практика и прежде всего упражнение в нем, т. е. целенаправленное, определенным образом организованное, многократное выполнение действия. В результате упражнения способ действия упрочивается. Человек постепенно овладевает им. Такие упрочившиеся благодаря упражнению способы действий называются навыками.

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

Как вы думаете, ЧТО родители понимают под качеством дошкольного образования? Мнения участников круглого стола.

Предлагаю вам посмотреть небольшое видео с ответами родителей наших воспитанников на данный вопрос (просмотр видео рассуждений родителей на тему о том, для чего нужно дошкольное образование).

Ведущий: Давайте обобщим ответы и сделаем вывод (желательно, чтобы этот вывод сделали участники): родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.

Ведущий: А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?

Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).

Ведущий: Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".

От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).

  1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
  2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
  3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
  4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.

То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).

При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

Дискуссионная часть

Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:

- Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога?

- И какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?

Представляем следующую гипотезу: если более важным для повышения желания педагога самосовершенствоваться, учиться новому, является непосредственно сам педагог, то к нему поведут родители своих детей вне зависимости от того, в каком детском саду он работает (в новом, полностью укомплектованном материально или старом, бедном).

Ведущий: Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) - защитники первостепенной важности материально-технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога. Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего дошкольного образования.

Обсуждение точек зрения в подгруппах. Ведущий напоминает участникам общие правила коммуникации.

Ведущий: Пока идет обсуждение в подгруппах, уважаемые слушатели, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

Ведущий: Итак, уважаемые участники круглого стола, представьте нам, пожалуйста, свои доказательства верного ответа на вопрос с точки зрения вашей подгруппы.

С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать ведущему дополнительные вопросы:

- Что в ситуации является главным?

- Что вы лично думаете об этом?

- Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?

- Затронуты ли в ситуации другие аспекты, например: этические, психологические?

- Как бы вы это оценили?

- Каковы последствия принятых решений?

- Кого это затронет, на ком отразится?

- Не пропустили ли вы важную для правильного решения информацию?

Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на доске. Оппоненты, слушатели и ведущий задают им вопросы по ходу обсуждения. Например: если в детском саду очень долго не было капитального ремонта, если там старая мебель и самодельные игрушки, если нет компьютера, группы переполнены, крышу заливает - может ли детский сад быть привлекательным для детей и родителей? Это, конечно, плохо, очень плохо. Но если в детском саду работают хорошие, умные, добрые, эрудированные, мудрые, заботящиеся о своем профессиональном росте педагоги, то детский сад все равно будет жить и работать, и родители захотят привести своих детей именно туда. Какое качество является самым важным для педагога? Любовь к детям!

Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения.

Работа с педагогическими кадрами обычно осуществляется на той материальной базе, на том оснащении, которое приобреталось для организации образовательного процесса воспитанников. У меня вопрос, если бы вам выделили любую сумму денег (представьте немыслимое, но все же), на что вы, в первую очередь, эти деньги потратили. Напоминаю, для обеспечения образовательного процесса и повышения мотивации педагогов.

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Марк Максимович Поташник предлагает следующий подход к материально-техническим условиям образовательного учреждения (Далее используется литература - 2). Он рекомендует, не торопясь, сначала подготовить перечень всего того, что необходимо приобрести именно для обеспечения работы с педагогическими кадрами на современном уровне. Давайте попробуем разобраться.

Это, прежде всего:

  1. Оборудованный методический кабинет.
  2. Компьютеры, подключенные к Интернету
  3. Множительная техника и цифровая аппаратура, банк цифровых ресурсов.
  4. Диски с записями лучших лекций по всем направлениям содержания работы с педагогическими кадрами.
  5. Программное обеспечение к ИКТ, наглядный и демонстрационный материал.
  6. Полноценная научно-методическая библиотека для педагогов.

Все это выстраивается в порядке приоритетности и определяется примерная цена. Далее ищется источник финансирования, и постепенно, шаг за шагом, год за годом создаются и совершенствуются материально-технические условия, обеспечивающие возможность качественной работы с педагогическими кадрами.

Не лишним будет напомнить о том, что повышение мотивации педагогов возникает лишь тогда, когда материальные условия уже имеются или, по крайней мере, находятся в процессе становления. То есть материально-техническое обеспечение является одним из основных условий повышения эффективности профессионального роста педагогов, но все же основополагающим является личность педагога.

К.Д.Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Ведущий: Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам. (Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).

  1. Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).
  2. Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций (Анатолий Викторович Мудрик, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).
  3. Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников (Михаил Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования).
  4. Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).

Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.

Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?

Мнение участников.

Ведущий: Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".

Ведущий: Давайте немного отдохнем и выполним все вместе следующее задание: разделите, пожалуйста, предложенные формы методической работы на две подгруппы:

Не являющиеся профессиональными объединениями педагогов;

Являющиеся профессиональными объединениями педагогов.

Участники выполняют задания на планшетах, одновременно выполняя динамическую паузу, затем их ответ проверяется показом на слайде.

Выберите и назовите, пожалуйста, наиболее эффективные формы методической работы, способствующие самореализации педагогов ДОУ.

Ведущий: Я думаю, что большинство согласны, что творческие группы являются одним из эффективных способов формирования навыков профессиональной самореализации педагогов ДОУ.

Творческие группы - временные творческие коллективы, созданные из числа педагогических и административных работников, с целью:

- реализации и развития творческой инициативы педагогов;

- совершенствования образовательного процесса;

- реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации программы развития ДОУ.

Это абсолютно добровольное содружество педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпывается необходимость взаимного профессионального общения. Наибольший интерес здесь представляет основание, на котором педагоги объединяются в группу для осуществления совместного творчества.

Марк Максимович Поташник выделяет три возможных основания:

- единство интереса к какой-то проблеме;

- компенсаторные возможности (когда в группе есть выдумщики и фантазеры, умеющие быстро выдавать идеи, но не любящие или не умеющие оформлять эти идеи в форму разработки, алгоритма, методики и т.д.; и другие педагоги, которые по части выдумки слабы, но зато мастерски владеют искусством инструментировать идеи, например: молодой и опытный педагог);

- взаимная симпатия, психологическая совместимость.

В зарубежной педагогике такие группы называют группами "взаимообучения равных", название говорит само за себя. Результатом деятельности творческих групп может быть не только взаимообучение педагогов (которое также может быть не лишено творчества), но и новый продукт (методика, дидактический материал, рекомендации и т.д.).

Ведущий: Представляем опыт работы нашего детского сада. Организация профессионального взаимодействия педагогов в творческих группах осуществляется в два этапа:

1. Вначале необходимо провести исследование, направленное на определение проблем, а также условий, активизирующих творческую деятельность педагогов с помощью анкет, тестов и т.п. Изучение деятельности и личности педагога - необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя, так как в детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

Например, педагогам нашего детского сада в начале года было предложено выявить и определить насущные проблемы. Их оказалось у нас немало, но общим решением были выбраны две, которые мы можем решить сами, при этом проявить творчество и изюминку. Новыми темами наших творческих групп стали "Обновление мини-музея ДОУ" (перенос) и "Создание зеленой комнаты" (соответствие с СанПином).

2. Вторым этапом организации профессионального взаимодействия педагогов является создание и организация работы творческих групп с целью содействия развития педагога как субъекта педагогической и инновационной деятельности.

Содержание деятельности творческой группы может быть следующим:

  • Обсуждение актуальных проблем.
  • Организация исследовательской деятельности.
  • Разработка программ, проектов, методического обеспечения нововведений по профилю творческой группы для совершенствования образовательного процесса в ДОУ.
  • Оказание методической помощи педагогам.
  • Обмен опытом.
  • Организацию деятельности творческой группы можно представить в виде алгоритма, например, деятельности творческой группы "На пороге школы":
  • Постановка проблемной задачи (мотив), актуальна в 2009 г. в нашем поселке тема предшкольного обучения детей, не посещающих ДОУ.
  • Всестороннее изучение проблемы (опрос общественности, включая жителей микрорайона, посетителей детской поликлиники, анкетирование педагогов ДОУ, изучение данной темы через статьи в журналах, Интернет, собеседования с представителями ОО).
  • Выделение приемлемой для нас формы организации данной работы (мнения педагогов). Выбор руководителя творческой группы, который выбирается из числа высококвалифицированных опытных педагогов.
  • Определение задач в соответствии с возрастом детей.
  • Разработка плана действий на основе синтеза идей педагогов (создание нормативно-правовой базы, изучение программ и выбор, разработка этапов, составление перспективных планов, диагностического и методического инструментария и т.д.).
  • Всестороннее изучение темы, разработка материалов в соответствии с планом работы.
  • Практическая реализация работы творческой группы (ТГ).
  • Подведение результатов работы, включение момента самооценки каждого педагога.
  • Определение стратегии работы в дальнейшем.

Результаты творческих групп "На пороге школы" (реализация программы муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих детские сады) и "Воспитание юного гражданина" (практическое внедрение и реализация воспитательной системы и программы развития ДОУ) вы видите на слайде.

Вновь организованы ТГ, на данном этапе педагоги изучают литературу, посещают интернет-сайты, готовясь к представлению макетов, зарисовок, рекомендаций или моделей обновления данных помещений.

Ведущий: Что же все-таки является главным критерием в оценке мотивации педагогов, обеспечивающего профессионально-личностный рост? Мнение участников.

Ведущий: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, на мой взгляд, надо приучать наших воспитателей и других специалистов постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.

Заключительная часть (рефлексия)

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Памятка «Мотивационная среда»

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

  • Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
  • Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
  • Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
  • В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
  • Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.
  • Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
  • Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
  • ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
  • Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
  • Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
  • Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
  • Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация педагогов доу карьерным ростом с целью развития творческого потенциала Подготовила: Студент магистратуры, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Менеджмент в дошкольном образовании» Гаврикова Мария Евгеньевна

Слайд 2

Виды мотивации МАТЕРИАЛЬНЫЕ Заработная плата Социальный пакет Дополнительные социальные блага Премии, надбавки, бонусы НЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ Социально-психологический климат в коллективе Деятельность руководителя Взаимодействие с коллегами Самоактуализация

Слайд 5

Карьерный рост «ПЛОХ ТОТ СОЛДАТ, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЕТ СТАТЬ ГЕНЕРАЛОМ» КАРЬЕРНЫЙ РОСТ - процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, сопровождающийся накоплением трудового опыта, систематизацией и развитием его знаний, навыков и личностных качеств и приводящий к переходу на новый социальный и профессиональный статус.

Слайд 6

Карьерный рост Устаревшее понимание Современное понимание КАРЬЕРНЫЙ РОСТ - Развитие личности, самореализация, самосовершенствование, накопление опыта, развитие творческого потенциала .

Слайд 7

Что значит развивать творческий потенциал? Р асти , УГЛУБЛЯТЬ , переосмыслять , РАСШИРЯТЬ , распространять , исследовать , НАБЛЮДАТЬ , добавлять , искать , УКРЕПЛЯТЬ , возражать , активизировать , обновлять , возрождать

Слайд 8

Меняем стереотип УХОДИМ ОТ «Если я хочу стать… (более высокая должность), то сначала я должен стать… (должность ниже) » ПРИХОДИМ К «Если я хочу стать… (высокая должность), то я должен ЗНАТЬ … (необходимые навыки)

Слайд 9

Мотивация педагогов доу карьерным ростом с целью развития творческого потенциала Подготовила: Студентка магистратуры, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Менеджмент в дошкольном образовании» Гаврикова Мария Евгеньевна



Предварительный просмотр:

М.Е. Гаврикова,

г. Челябинск

Научный руководитель: И.Б. Едакова

доцент кафедры ТМиМДО ЮУрГГПУ, к.п.н.

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессионального мастерства поможет обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, мотивация, профессиональный рост педагога, непрерывное образование.

M.E. Gavrikova,

Chelyabinsk

MOTIVATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AS A MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

Abstract: Improvement of the quality system of education in the University is a socially significant problem facing pedagogical science and practice. Only an active life position of the teacher, increasing his professional skills will help ensure one of the main rights of students - the right to a quality education.

Keywords: quality of preschool education, motivation, professional growth of the teacher, continuous education.

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка» - писал В.И. Слободчиков.

Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам…». Поэтому, в настоящее время можно рассматривать два документа, которые определяют ориентиры качества современного дошкольного образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО и поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой.

Существует много факторов, влияющих на качество дошкольного образования: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, учебно-материальное обеспечение, медико-социальное обеспечение, информационно-методическое обеспечение, финансовое обеспечение. Но самым существенным фактором является укомплектованность образовательного учреждения кадрами, имеющими соответствующий уровень квалификации. При этом непосредственно педагогические работники должны обладать всеми основными компетенциями, владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Исследования, проходившие на базе МБДОУ «ДС№366 г. Челябинска», показывают, что большинство педагогов, мотивированы на успех в профессиональной деятельности, явно выражено стремление повысить свой профессиональный уровень, желание самореализоваться. По итогам опроса получили следующие данные: 45 % (9 педагогов) – слишком высокий уровень мотивации; 30% (6 педагогов) – умеренно высокий уровень мотивации; 15% (3 педагога) – средний уровень мотивации; 10% (2 педагога) - низкий уровень мотивации.

Умение руководителя ДОО правильно замотивировать педагогов на профессиональное развитие, является неотъемлемой частью его работы. Анализ мотивационного потенциала на базе того же ДОУ, показал, что большинство педагогов мотивированы на профессиональное развитие следующими факторами: мотивация деньгами, мотивация признанием в коллективе и обществе, мотивация благоприятными отношениями в коллективе, мотивация самореализацией.

Большинство педагогов мотивируется чаще всего деньгами (повышенной заработной платой, премиями, надбавками), но это не исключает надобность формирования дополнительных мотивирующих факторов, в противном случае сотрудник легко поменяет работу, исходя только из материального интереса. Не менее значима внешняя оценка, педагогов необходимо хвалить и быть очень осторожным при критике или негативной оценке. Некоторые слишком ориентированы на признание, что может символизировать их комплексы. Для большого количества педагогов важно удачно вписываться в коллектив и корпоративную культуру. При работе значимо чувство локтя, сотрудник мотивируется лучше всего пользой для всего коллектива и репутацией в коллективе. Педагогов, ориентированных на самореализацию, мотивирует обучение, повышение квалификации, крайне значимо экспертное влияние руководителя.

В качестве факторов, способствующих повышению эффективности работы, желания профессионального роста, сами педагоги предлагают следующие варианты мотивационных факторов: повысить заработную плату, говорить больше похвалы, давать положительную оценку работы, оберегать личное здоровье сотрудников, обеспечивать технической базой, четко планировать деятельность воспитателей, обеспечивать контроль, поддерживать сплочённость коллектива.

На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

В современных условиях образовательной системы только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся и воспитанников – право на качественное образование.

Список литературы

1. Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 187 с.

2. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Академа, 2007. – 432 с.

3. Санникова Л.Н. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ / Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. -  № 5. - С. 10-14.

4. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. –2001. – №5. – С.40-44.

5. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2003. – 140 с.