Школьный конкурс "Педагог года - 2013"

Задесенцева Светлана Петровна

Школьный конкурс "Педагог года - 2013" (номинация "Самый классный классный")

                                                                 Открытие                                                                                                                

   

                                                                                        Визитная карточка            

                                 

                            Представление опыта работы                                                                                                      

 

                                                                    Классный час "Путь к себе" 

                                   

Итог - Победитель школьного конкурса профессионального мастерства в номинации "Самый успешный классный руководитель, воплощающий педагогику сотрудничества"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas-put_k_sebe.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Путь к себе»

«Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле». Публий Сир.

Цели:

·        Расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении.

·        Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

·        Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

- Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?».  Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это человек. Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об это каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и неповторим. Итак, давайте вместе попробуем сделать несколько шагов на пути к себе. Первый этап этого движения научиться делать выбор.

 

Я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала. Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. А теперь давайте узнаем, в какой зал вы захотели войти. Идеи зала:

1. Жизнь как наслаждение.

2. Жизнь как общение с другими людьми.

3. Жизнь как поиск  смысла жизни.

-В такие залы вы хотели попасть?

-Теперь, узнав идею зала, вы уверены в своём выборе? Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение.

-Кто поменял решение? Что побудило вас к новому выбору?

-Давайте попробуем провести аналогию с человеком. А. Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (обсуждение)

-Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

-Что можно узнать о себе? (Примерные ответы:Свои физические возможности, состояние здоровья, свои таланты, способности, свой характер, темперамент, волю, вкусы, привычки, свои сильные и слабые стороны)

-Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

1.     Узнать призвание, выбрать профессию.

2.     Избежать ошибок и разочарований.

3.     Правильно вести себя с окружающими.

4.     Не браться за невыполнимые дела.

5.     Правильно определить цель в жизни.

           - Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

 

- А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но признаки перепутаны. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. (В течение 1-2 минут дети работают.)

- Время истекло, слушаем мнения групп.

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

А теперь я озвучу результаты  теста «Как у тебя с самооценкой?»

- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

- Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое?  (Это - мечта. То, к чему человек стремится).

- Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

- Какие же бывают цели в жизни?

Примерные ответы:

- Богатство, слава, власть.

- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

- Быть просто хорошим человеком, любить людей.

- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

- Принести пользу людям, жить для людей.

- Найти свою любовь.

- Жить для удовольствия, наслаждения.

- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

             - Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

- Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

- Что же такое идеал?

 Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я предлагаю вам назвать 4-5 качеств идеальной женщины, идеального мужчины, идеального гражданина. (по группам).

 А теперь расставьте предложенные качества в порядке убывания важности.

 Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

-  Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

- Я предлагаю вам  вспомнить прошедшие полгода этого  учебный года и сделать выводы о том, в какой области жизнедеятельности каждый из вас добился успехов. Предполагаемые области:

 - учеба;

 - спорт;

 - рукоделие и ИЗО;

 - музыка, вокал;

 - танцевальное и театральное творчество.

 

- Что способствовало достижению успеха? (собственные усилия, помощь родителей, учителей, что-то еще…).

- На основе перечисленного составьте и запишите общую формулу успеха в вашей группе. ( Успех = а + в + с, где а – усердие, старание, в – помощь родителей, с – мои творческие способности, интерес и т.д.)

- В заключение сегодняшнего разговора я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Я желаю вам, чтобы в вашей борьбе Добро всегда побеждало.

- Я надеюсь, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её. Посмотрите, на эту нить она хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Паутинка». Передавая клубок ниток, участник говорит своему соседу доброе пожелание.

- Путь к себе, как и путь к успеху – долог. Пусть этот путь будет добрым для вас.

Тест «Как у тебя с самооценкой?»

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывай, как часты для тебя перечисленные ниже состояния, по такой шкале:

очень часто — 4 балла;

часто — 3 балла;

иногда — 2 балла;

редко — 1 балл;

никогда — 0 баллов.

1. Я часто волнуюсь понапрасну.

2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3. Я боюсь выглядеть глупцом.

4. Я беспокоюсь за свое будущее.

5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6. Как жаль, что многие не понимают меня.

7. Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми.

8. Люди ждут от меня очень многого.

9. Чувствую себя скованным (ой).

10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.

12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13. Я не чувствую себя в безопасности.

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов

Если количество баллов меньше 10, тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация — это та, которую ты высек(ла) сам(а) или помог(ла) разжечь.

Если сумма превышает 30, то ты себя недооцениваешь.

Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела. Дерзай!