Рабочая программа по ЛФК (3 курс)

Шарафутдинова Руфия Шамиловна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности; для всех специальностей  3курсов
и с учетом Примерной программы учебной дисциплины« Лечебная физическая культура»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Лечебной физической культуры»

для специальности: для всех специальностей  3 курса

Принято педагогическим советом

Председатель педагогического совета

_______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2013 года

Утверждено советом колледжа

Председатель совета колледжа

______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2013 года

г. Нижневартовск


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности; для всех специальностей  3курсов
и с учетом Примерной программы учебной дисциплины

« Лечебная физическая культура»

[1]рекомендованой Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № 093 от «____» ________ 201_г.

Разработчики:

Щарафутдинова Руфия Шамиловна , инструктор по ЛФК_________        

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) _________________________________________________________________

Руководитель методической комиссии (кафедры)

Бурнашев В.М. преподаватель высшей категории____________

 «___» сентября 2013 года

Эксперты:

_______________            ___________________          _____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            (инициалы, фамилия) подпись

_______________            ___________________          _____________________

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            (инициалы, фамилия) подпись

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по лечебной физической культуре (ЛФК) 

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / _ Страховое дело (311СД), Гостиничный сервис (311 ГС), Начальное образование (311Н), Программирование в компьютерных сетях (311 П), Банковское дело (311 БД), Педагогика дополнительного образования (311ПДО), Туризм (311Т), Экономика и бухгалтерский учёт (311Э), Дошкольное образование (311 ДО), Музыкальное образование (311А).

 . 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательному циклу.

 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 Целью программы является: 

-последовательно решать основные задачи физического воспитания, укрепления здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- повышение уровня развития двигательных качеств;

-совершенствование регуляции вегетативных функций организма;

-формирование правильной осанки и, в необходимости, ее коррекция;

-улучшение координации движений и опорности нижних конечностей;

-улучшение походки, повышение физической и умственной работоспособности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 

- предпринимать профилактические меры для сохранения  здоровья;

- применять первичные знания  для укрепления здоровья;

- применять знания в ходе  оздоровительно-реабилитационной деятельности;

- владеть способами  правильного закаливания;

-овладеть умением сочетать движения с дыханием;

-овладеть гигиеническими правилами;

-самостоятельно и правильно  разработать  режим дня;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  1. Правила техники безопасности на уроках ЛФК.
  2. Общие основы ЛФК. Характеристику  физических упражнений;
  3. Формы применения ЛФК. Дозирование физических упражнений;
  4. Показатели норма артериального давления и пульса;
  5. Комплексы общеразвивающие упражнения и утренней гимнастики;
  6. Различные типы дыхания(смешанное, грудное диафрагмальное) ;
  7. О причинах возникновения плоскостопии;
  8. Симптомы заболевания. Способы профилактики;
  9. Приемы оказания первой помощи;
  10. Комплекс упражнения по своему заболеванию;
  11.  Комплекс профилактики;
  12. Возникающие в повседневной жизни опасные ситуации для здоровья;
  13.  Основные гигиенические правила;
  14.  Способы улучшения  состояния здоровья;
  15.  Наиболее распространённые инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
  16.  О вредных привычках и их влиянии на здоровье человека.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

            ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Студенты владеют навыками:

 - комплексом  упражнений при поражении опорно - двигательного аппарата;

 - комплексом упражнений корректирующих осанку учащегося;

 - общеразвивающими  упражнениями;

 - правильного  дыхания  при движении.

Студенты имею представление:

- правила техники безопасности на уроках ЛФК;

- санитарно-гигиенические требования к занятиям ЛФК;

- значение физических упражнений для жизни человека;

- о заболеваниях;

- о вредных факторах действия на организм человека;

- о болезнях, передаваемых половым путём, и СПИДе, мерах по их профилактике;

- развития познавательных, физических, психологических и профессиональных качеств.

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часов,

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часов

1.5. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические занятия

Курсовая работа  (проект)

3

5,6

104

104

13

91

Итого

104

104

13

91

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

104

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

     Теоретические занятия

13

     практические занятия

91

Итоговая аттестация в форме  зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  Лечебная физическая культура 

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, индивидуальные занятия, теория

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение. Общие основы ЛФК

7 ч.

Тема 1.1.

 Теория. Общая характеристика ЛФК и   правила безопасного поведения.

 лекция

1ч.

Содержание учебного материала.

Основы лечебного действия физических упражнений.

Общая характеристика.

История возникновения ЛФК.

1

Тема 1. 2.

Содержание учебного материала.

Нейрофизиологические основы движений. Показания, противопоказания к проведению ЛФК  Воздействие физических упражнений (ФУ) на опорно-двигательный аппарат. Воздействие ФУ на сердечнососудистую систему. Воздействие ФУ на желудочно-кишечный тракт.

1 ч.

Практические занятия       Комплекс упражнений  при гастрите.

1ч.

Тема 1.3.

Содержание учебного материала.

Воздействие ФУ на мочеполовую систему. Воздействие ФУ на эндокринную систему. Воздействие ФУ на нервную систему. Характеристика  физических упражнений. Формы применения ЛФК. Дозирование физических упражнений. Виды тренировки в ЛФК. Условия достижения тренированности. Общеразвивающие и специальные ФУ,

1ч.

Практические занятия   Комплекс упражнений при  артериальной гипертонии.

3ч.

Раздел 2.

ЛФК  при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

32ч.

Тема 2.1.

Содержание учебного материала.

 Анатомо-физиолгические особенности опорно-двигательного аппарата. Сколиоз. Определение, классификация, этиология, патогенез. Клинические проявления. Стереотипы движения при данной патологии. Диагностика. Принципы коррекции патологии с помощью физических упражнений. Формы ЛФК при сколиозах. Применение отрезов, принципы медицинской реабилитации.

Нарушение осанки. Определение, классификация, этология, патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Характеристики нормальной осанки. Стереотипы движения при данной патологии. Принципы коррекции патологии с помощью физических упражнений. Формы ЛФК при нарушении осанки. Применение отрезов, реабилитация.

1 ч.

Практические занятия    Комплекс упражнений при шейно-грудном остеохондрозе.

3ч.

Тема 2.2.

Содержание учебного материала

                                          Нарушение осанки.

1ч.

Практические занятия         Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм  плоскостопия

13ч.

Тема 2.3.

Содержание учебного материала

Формы ЛФК при нарушении осанки.

        2ч.

Практические занятия      Комплекс упражнений при нарушение осанки

12ч..

Раздел 3.

ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы (ССС) и дыхательной системы.

       21ч.

Тема 3.1.

Содержание учебного материала

ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы

1 ч.

Практическая работа       Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой  системы

6 ч.

Тема 3.2.

Содержание учебного материала

ЛФК дыхательной системы.

1.ч

 Практические задания  Комплекс упражнений при бронхиальной астме

9 ч.

Тема 3.3.

Содержание учебного материала.

ЛФК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и мочеполовой системы (МПС).

1.ч

Практические задания. Комплекс упражнений при  пиелонефрите.  

3 ч.

Раздел 4.

ЛФК при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС).

10ч.

Тема 4.1.

Содержание учебного материала.

АФО желез внутренней секреции. Ожирение. Сахарный диабет. Гипотиреоз. Алиментарная дистрофия. Определение. Этология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Принципы комплексной реабилитации. Формы, методы, принципы проведения и задачи ЛФК. Инсульт. Вялые и спастические параличи, детский церебральный паралич (ДЦП). Атеросклероз сосудов головного мозга. Определение. Этология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Принципы комплексной реабилитации. Формы, методы, принципы проведения и задачи ЛФК.

1ч.

Практические занятия

 Общеразвивающие упражнения, Комплекс упражнений при  невритах,

Комплекс специальных упражнений для глаза

9ч.

Раздел 5.

ЛФК при заболеваниях органов зрения.

18ч.

Содержание учебного материала.

Характеристика и виды   заболеваний глаза и профилактика.

1ч.

Тема 5.1.

Практические занятия

 Комплекс специальных упражнений для глаза

17ч.

Раздел 6.

ЛФК для беременных. Послеродовой период.

14ч.

Тема 6.1

 Тема 6.2

Содержание учебного материала.

ЛФК применяют как общеукрепляющее ,профилактическое средство  во время беременности и в послеродовом периоде.

ЛФК для  беременных  включаются общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления. Предпочтительно выполнять упражнения в положении лежа на спине, на четвереньках. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому желательно выполнять упражнения под музыку.                                            

Послеродовой период используют общеразвивающие, дыхательные, специальные упражнения для мышц тазового дна и брюшной полости. Дыхательные упражнения устраняют застойные явления в печени. Селезенке м других органах брюшного полости ,а упражнения для брюшного пресса и тазового дна  укрепляют мышцы этой области (повышается их тонус и сила.

13ч

Итоговое занятие

2ч.

Для характеристики уровня  освоения учебного материала используется следующие  обозначения:

1-ознакомительный(узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2-репродуктивный(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководству):

3-продуктивный(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета зал лечебной физкультуры.

Оборудование спортивного зала: гимнастический инвентарь,  индивидуальные аптечки  мяч, скакалки, обруч, гимнастические палки, шведская стенка, беговая дорожка, весы.

Технические средства компьютер, магнитофон,

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

1. Бишаева А.А. Физическая культуру ; Учебник  -5-еиздание-М.;Академия, 2012г.-304стр.

2. Физическая культура: Учебник  /Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицын и Палтиевич Р.Л./-12-е изд-М.; Академия,2012г. -176стр

Дополнительные источники:

1. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. Учебник для физической культуры /Под ред.С.Н. Попова, Физкультура и спорт,1985 г.-351 стр. с ил.

2.М.Д. Рипа и др. Занятие физической культуры со школьниками к специальной медицинской группе. М: Просвещение, 1988г. – 175 стр. с.ил.

3. М.В.Девятова. Нет – остеохондрозу. Санкт-Петербург. ИК «Комплект» 1997г. - 224 стр.с.ил.

4. М.В.Девятова. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника. Лекции Ленинград. 1989г.

5. М.С.Панаев. Массаж при заболевании опорно-двигательного аппарата. Ростов на Дону, Феникс, 2000г. – 128 стр. с.ил.

6. Лечебная физическая культура: Справочник /Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфриев Р.И. М: Медицина, 1987, - 528 стр. с.ил.

7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд.Центр, ВЛАДОС, 2001г.. – 680 стр.с.ил.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

- предпринимать профилактические меры для сохранения  здоровья ;

- применять первичные знания  для укрепления здоровья;

- применять знания в ходе  оздоровительно-реабилитационной деятельности ;

- владеть способами  правильного закаливания;

-овладеть умением сочетать движения с дыханием;

-овладеть гигиеническими правилами;

-самостоятельно и правильно  разработать  режим дня;

  1. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: Общие основы ЛФК. Характеристику  физических упражнений
  2. Формы применения ЛФК. Дозирование физических упражнений.
  3. ЛФК при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
  4. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ССС).
  5. ЛФК при заболеваниях органов дыхания
  6. ЛФК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)
  7. ЛФК при заболеваниях мочеполовой системы (МЧП)
  8. ЛФК при заболеваниях обмена веществ
  9. ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС).
  10. ЛФК при гиподинамии
  11.  возникающие в повседневной жизни опасные ситуации для здоровья;
  12.  основные гигиенические правила;
  13.  способы улучшения  состояния здоровья;
  14.  наиболее распространённые инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
  15.  о вредных привычках и их влиянии на здоровье человека;

Студенты владеют навыками:

- комплексом  упражнений при поражении опорно- двигательного аппарата,;

 - комплексом упражнений корректирующих осанку учащегося;

 -общеразвивающими  упражнениями

 - правильного  дыхание  при движении

Студенты имею представление:

- о заболеваниях;

- о вредных факторах действия на организм человека;

- о болезнях, передаваемых половым путём, и СПИДе, мерах по их профилактике;

- развития познавательных, физических, психологических и профессиональных качеств.

                  Наблюдения

             

Практическая работа

          Наблюдения

 

Наблюдения  

Аннотация рабочей программы

дисциплины «Лечебная физическая культура»

для специальностей всех 3 курсов

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № ____ от «____» ________ 201_г.

        Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

        Максимальная учебная нагрузка 104часа.

         

Наименование разделов дисциплины:

  1. Общие основы ЛФК
  2. ЛФК  при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
  3. ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы (ССС) и дыхательной системы.
  4. ЛФК при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС).
  5. ЛФК при заболеваниях органов зрения.
  6. ЛФК для беременных и послеродовой период


[1] Реквизиты примерных программ необходимо уточнять в самих примерных программах