«Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Шарафутдинова Руфия Шамиловна

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  у большинства обучающихся наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»

протокол № 4

от  27 марта 2014 года

 Утверждаю

Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

_____________ Н.П.Коробова

 приказом  №       -

 от                       201     года

                                 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование программы

«Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и

лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Вид программы

дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы1

физкультурно-спортивная

Форма обучения

очная

Категория обучающихся2

обучающиеся 1,2,3 и 4-х курсов

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

165 часов

Количество часов в неделю

7,5 часов

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

                                                 г. Нижневартовск

                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Программа ««Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»  имеет физкультурно-спортивную направленность, то есть направлена на укрепление и восстановление здоровья детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование потребности и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

 По своему  функциональному предназначению – эта программа является оздоровительной и общеразвивающей; по форме организации – групповая и индивидуальная; по времени реализации – годичная

1.2.        Автор программы Шарафутдинова Руфия Шамиловна

1.3.        Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  у большинства обучающихся наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.

  Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из детей отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.

Ввиду этого возникает необходимость в дополнительных занятиях адаптивной физической культурой с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

1.4.        Педагогическая целесообразность программы.

Данная программа  поможет обучающимся формировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление,  а также содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, способствовать развитию психических процессов и свойств личности обучающихся с отклонением здоровья.        

  1.5.        Цель  и задачи программы.

Цель: Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

  1. Задачи: Формировать у учащихся устойчивую мотивацию  на здоровый образ жизни и выздоровление.
  2. Дать студентам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
  4. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

1.6.   Возраст и количество слушателей.

1.7.        Сроки реализации программы. С 12.01.15 г. по 30.06.15 г.

1.8.        Распределение часов:

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

        165

            14

        151

  1.9.   Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии.

  1.10.  Ожидаемы  результаты освоения программы.

 знать: о технике безопасности при выполнении упражнений;

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
  • о способах изменения направления и скорости передвижения;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о правилах составления комплексов утренней зарядки; 
  • о правилах поведения на занятиях физической культурой;
  • о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;
  • о технике выполнения физических упражнений;
  • о значении упражнения на развитие двигательных качеств;
  • о правилах судейства спортивных и подвижных игр;
  •  о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.

     уметь: • выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов),            направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

• выполнять комплексы дыхательных упражнений;

• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

• выполнять строевые упражнения.

  1.11. Аттестация по итогам освоения программы.

        (аттестация не предусмотрена)

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы «Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

 

Раздел,

тема

Виды занятий (в часах)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1   Введение. Общие основы ЛФК                                  10

1.1

Техника безопасности на занятиях.

2

1.2

Основы лечебного действия физических упражнений.Общеукрепляющие упражнения.

8

Раздел 2 ЛФК  при травмах и заболеваниях

 опорно-двигательного аппарата.                                               46

2.1

ЛФК при нарушении осанки.

2

6

2.2

ЛФК при сколиозах.

7

2.3

Комплекс упражнений при шейно-грудном остеохондрозе.

7

2.4

Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм  плоскостопия

4

2.5

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника:

8

2.6

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

6

2.7

Упражнения для развития координации.

6

Раздел 3 ЛФК при заболеваниях сердечно                                       39

сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы.

3.1

Содержание учебного материала

ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы

2

8

3.2

Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой  системы

10

3.3

Комплекс упражнения при ВСД по смешонному типу

9

3.4

Комплекс упражнений при врожденных пороках сердца

10

Раздел 4 ЛФК при заболеваниях органов

              Дыхания                                                                 26

4.1

ЛФК дыхательной системы.

комплексЛ.Г при бронхите и пневмонии

2

8

4.2

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

8

4.3

Комплекс упражнений при бронхиальной астме

8

Раздел 5 ЛФК при заболеваниях обмена                                     22

веществ и центральной нервной системы (ЦНС).

5.1

Воздействие ФУ на нервную систему.Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

2

6

5.2

Общеразвивающие упражнения, Комплекс упражнений при  невритах,

6

5.3

Общеукрепляющие упражнения. Комплекс упражнения при ДЦП

8

Раздел 6 ЛФК при заболеваниях органов                                   12

             зрения.

6.1

Характеристика и виды   заболеваний глаза и профилактика.

2

2

6.2

Комплекс специальных упражнений для глаза

4

6.3

Специальные упражнения при миопии

4

Раздел 7.ЛФК  для беременных                                           10

7.1

 Комплекс  упражнений для беременных.

2

4

7.2

Комплекс упражнения послеродовой период.

4

                                                                         Итого

14

151

2.2.         Содержание программы. 

Раздел 1   Введение. Общие основы ЛФК                                

 Тема 1.1 Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Содержание и значение утренней гимнастики.. Название спортивного инвентаря.

Тема 1.2. Основы лечебного действия физических упражнений  Общеразвивающие упражнения  без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со скакалкой).

Раздел 2 ЛФК  при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.  

Тема 2.1 ЛФК при нарушении осанки.

 Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища,

Тема 2.2 ЛФК при сколиозах. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Сколиоз. Определение, классификация, этиология, патогенез. Клинические проявления. Стереотипы движения при данной патологии. Диагностика. Принципы коррекции патологии с помощью физических упражнений. Формы ЛФК при сколиозах. Применение отрезов, принципы медицинской реабилитации

Тема 2.3 Комплекс упражнений при шейно-грудном остеохондрозе. Коррекционная гимнастика на осанку.  Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации

Тема 2.4 Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм  плоскостопия. Профилактика плоскостопия: :ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам; упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков ); подниматься и опускаться на носках.

Тема 2.5 Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника :ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.

Тема 2.6 Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.

Тема 2.7 Упражнения для развития координации. Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки;

 подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.

Раздел 3 ЛФК при заболеваниях сердечно  сосудистой системы (ССС)

Тема 3.1 ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы.

Основным видом физической активности является дозированная ходьба,умеренные физические нагрузки являются эффективнным средством.

Тема 3.2. Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой  системы .Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление.

Тема 3.3 Комплекс упражнения при ВСД по смешонному типу.Включаются общеразвивающие,дыхательные и упражнения с гантелями,у гимнастической стенки Развитие выносливости к умеренным нагрузкам: медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин.; подвижные игры общего характера;постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения.

.

Тема 3.4 Комплекс упражнений при врожденных пороках сердца. В зависимости от заболевания в занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажерах, подвижные игры .

Раздел 4 ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Тема 4.1 ЛФК дыхательной системы. Комплекс Л.Г при бронхите и пневмонии. Обучение правильному дыханию:брюшной и грудной тип дыхания; полное дыхание; упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

Тема 4.2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, чередовать грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох

Тема 4.3 Комплекс упражнений при бронхиальной астме.В комплекс ЛФК включают общеразвивающие,дыхательные упражнения и упражнение на расслабление (сидя.стоя и лежа).Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдохе.

Раздел 5 ЛФК при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС).

Тема 5.1 Воздействие ФУ на нервную систему. Характеристика  физических упражнений. Формы применения ЛФК. Дозирование физических упражнений. Виды тренировки в ЛФК Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

Тема 5.2 Общеразвивающие упражнения, Комплекс упражнений при  невритах, Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы:простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др.; совершенствование ранее изученных упражнений.

Тема 5.3 Общеукрепляющие упражнения. Комплекс упражнения при ДЦП. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности  нервов. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог. 
Раздел 6 ЛФК при заболеваниях органов  зрения.

Тема 6.1.Характеристика и виды   заболеваний глаза и профилактика. Упражнения для наружных мышц глаза:  упражнения для прямых мышц глаза; упражнения для прямых и косых мышц глаза.

Тема 6.2. Комплекс специальных упражнений для глаз. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

 Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Тема 6.3. Специальные упражнения при миопии. В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие,  так и  специальные  упражнения  для  глаз.

Раздел 7. ЛФК  для беременных .

Тема 7.1. Комплекс  упражнений для беременных.  ЛФК применяют как общеукрепляющее ,профилактическое средство  во время беременности и в послеродовом периоде. включаются общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления. Предпочтительно выполнять упражнения в положении лежа на спине, на четвереньках. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому желательно выполнять упражнения под музыку

Тема 7.2   Комплекс упражнения послеродовой период.

Послеродовой период используют общеразвивающие, дыхательные, специальные упражнения для мышц тазового дна и брюшной полости. Дыхательные упражнения устраняют застойные явления в печени. Селезенке м других органах брюшного полости ,а упражнения для брюшного пресса и тазового дна  укрепляют мышцы этой области (повышается их тонус и сила.

                                       

 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса:

Оборудование спортивного зала: гимнастический инвентарь,  индивидуальные аптечки  мяч, скакалки, обруч, гимнастические палки, шведская стенка, беговая дорожка, весы, тренажеры.

Технические средства компьютер, магнитофон, телевизор.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

Количество имеющихся экземпляров

1.

Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд.Центр, ВЛАДОС, 2001г.. – 680 стр.с.ил.

Дополнительные источники:

1. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. Учебник для физической культуры /Под ред.С.Н. Попова, Физкультура и спорт,1985 г.-351 стр. с ил.

2.М.Д. Рипа и др. Занятие физической культуры со школьниками к специальной медицинской группе. М: Просвещение, 1988г. – 175 стр. с.ил.

3. М.В.Девятова. Нет – остеохондрозу. Санкт-Петербург. ИК «Комплект» 1997г. - 224 стр.с.ил.

4. М.В.Девятова. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника. Лекции Ленинград. 1989г.

5. М.С.Панаев. Массаж при заболевании опорно-двигательного аппарата. Ростов на Дону, Феникс, 2000г. – 128 стр. с.ил.

6. Лечебная физическая культура: Справочник /Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфриев Р.И. М: Медицина, 1987, - 528 стр. с.ил.