IV муниципальные педагогические чтения.

Ветрова Екатерина Чунбуновна

Профессиональный стандарт педагога об ИКТ - компетенциях

современного учителя.

Ветрова Екатерина Чунбуновна,

учитель математики и информатики

МБОУ СОШ пос. Литовко,

1 квалификационной категории,

 ответственная за информатизацию школы

 

Концепция и содержание профессионального стандарта педагога опубликована. Од­ним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспек­тиву перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в каче­стве критериев оценки его деятельности. В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требова­ния, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образователь­ного процесса в информационную среду.

Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными техно­логиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компе­тентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень зна­ний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сего­дняшний день является недостаточным.

Таким образом, понятие ИКТ - компетентности расширяется и в рассматриваемом «Профес­сиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетент­ность педагога рассматривать не по трем уровням, как в настоящее время, а по трем составляю­щим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компе­тентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональ­ную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).

В общепользовательский компонент включены пользовательские навыки, в том числе уме­ние использовать видео и фотосъёмку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах  данных с соблюдением этических и правовых норм использо­вания ИКТ. Требования к предметно - педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога большое внимание уделено ИКТ – компетентности педагога. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентно­сти преподавателя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Знаниевый уровень – это уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ. Оче­видно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качест­венным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функ­циональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

  • внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиа­ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и мето­дике того или иного учебного предмета;
  • творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения, нали­чие сайта преподавателя; обмен опытом в сетевых образовательных сообществах.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу более широ­кие возможности в реализации образовательных программ. Именно деятельностный уровень ИКТ - компетентности педагога может привести к качест­венным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

В настоящее время педагоги школы  в большинстве своём владеют знаниевым уровнем ИКТ - компетентности. Для этого в МБОУ СОШ пос. Литовко  проводились специальные курсы, практикумы, семинары по изучению информационных технологий и компьютерной грамотности с привлечение специалистов ХК ИРО и методического центра г. Амурска. Была проведена большая работа по формиро­ванию материальной базы образовательного учреждения. В частности, в настоящее время педагоги обеспечены автоматизированным рабочим местом,  ноутбуками, в кабинетах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивный проектор, мобильным классом.

Какие же сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в усло­виях перехода на новые стандарты? Что мешает педагогам использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее? Можно выделить следую­щие сдерживающие факторы:

  • недостаток знаний о возможностях Интернета и новых появляющихся сервисах для образования;
  • устойчивое нежелание педагогов использовать ИКТ на уроке;
  •  недостаточная квалификация педагогов в области создания собственных  информационных продуктов.

Для устранения этих факторов в Амурском муниципальном районе  работают различные творческие мастерские Муниципаль­ного информационно-методического центра, в школе – команда по информатизации, руководителем которой я являюсь с 2007 года. На сегодняшний день уровень развития информатизации школы можно представить в таблице:

 

Всего педагогических работников в школе

20

100%

Из них используют ИКТ в учебном процессе на деятельностном уровне

9

45%

Существуют творческие группы учителей, занимающиеся вопросами использова­ния ИКТ

Да

 

Создан банк методических разработок учителей школы  (уроков и внеклассных меро­приятий с применением ИКТ)

Да

 

Школа  осуществляет взаимодействие с выпускниками и социумом через сайт  или другие средства Интернет

Да

 

Обобщение опыта школы  в сфере информатизации: конференции и семинары различ­ного уровня, в которых представители   школы  приняли участие

10

50%

Количество педагогических работников, ведущих собственные сайты (блоги)

12

60%

Количество педагогических работников, принимавших участие в фестивалях, конкур­сах и др. мероприятиях, связанных с использованием ИКТ в образовании, федерального, регионального и муниципального уровня

8

40%

Количество педагогических работников, принимавших участие в работе сетевых педагогических сообществах

9

45%

Количество педагогических работников, систематически использующих электрон­ные образовательные ресурсы (ЭОР)

12

60%

Количество педагогических работников, участвующих в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-методических комплектов

6

30%

Количество классных руководителей, осуществляющих взаимодействие с родите­лями посредством сайта, электронного дневника,  почты,  форумов и других сете­вых сервисов

11

100%

Количество педработников, повысивших свою квалификацию в сфере ИКТ (не ме­нее 72 ч.) в течение последних 3-х лет

20

100%

Количество педработников,  прошедших независимую сертификацию по программе «Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность»

5

25%

Количество аттестованных на 1 категорию в течение  трёх лет

9

45%

 

Никакой технический прогресс не способен самостоятельно решить проблему модерниза­ции образования, если педагог не станет активнее использовать информационные технологии во всех ракурсах своей профессиональной деятельности. Некоторые педагоги до сих пор сомневаются в необходимости внедрения ИКТ в работу.  Но,  вспомните, как за считан­ные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходи­мость. То же происходит и с информатизацией, в том числе и с информатизацией образова­ния.

Виктор Александрович Болотов, вице-президент Российской академии образования ска­зал: «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компью­тер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки…». Как же добиться активности педагогов, повысить их стремление к профессиональному росту в вопро­сах применения ИКТ? Во многом может помочь  личная заинтересованность педагогов, примеры эффективной работы коллег, использующих ИКТ, желание соответствовать статусу современного педагога, переход на новый уровень педагогического мастерства. 

В школе  предлагаю  использовать четырехэтапную  модель формирования ИКТ-компе­тентности педагогов.

На первом этапе происходит повышение базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирова­ние оптимального багажа знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя. 

Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника, который способен и готов пере­дать свои знания в сфере ИКТ коллегам. Позицию тьютора может занимать  руководитель методического объединения, педагоги, имеющие богатый опыт в применении ИКТ.

На третьем этапе осуществляется формирование предметно - углубленной ИКТ-компетент­ности педагога, соответствующей осознанному, методически грамотному использова­нию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вто­рым, так и за первым этапом).

Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентно­сти, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедре­нием ИКТ в образовательный процесс учебного заведения, быть исследователем в этой об­ласти, инициатором сетевого взаимодействия. 

Как мы видим, процесс формирования информационной компетентности всех участни­ков образовательного процесса достаточно сложен, требует активных действий со стороны администрации и не менее активной позиции самих педагогов. Как сказал председатель директо­ров Intel Крейг Баррет: «…технологические достижения ничего не значат, если учи­теля не знают, как их эффективно использовать…» Поэтому с уверенностью можно сказать, что профессиональное развитие педагога в области ИКТ – одна из важнейших задач в усло­виях введения ФГОС. В современных условиях нельзя говорить о профессиональном росте педагога, не затрагивая его компетентность в области ИКТ. Развитие и распространение передо­вого опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе должно стать первооче­редной задачей в образовательных учреждениях.

 

Библиографический список

  1. Профессиональный стандарт педагога.

                                            http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/03/25/2_0.jpg                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vetrova_e.ch_.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога об ИКТ - компетенциях

современного учителя.

Ветрова Екатерина Чунбуновна,

учитель математики и информатики

МБОУ СОШ пос. Литовко,

1 квалификационной категории,

 ответственная за информатизацию школы

Концепция и содержание профессионального стандарта педагога опубликована. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности. В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.

Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными технологиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.

Таким образом, понятие ИКТ - компетентности расширяется и в рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать не по трем уровням, как в настоящее время, а по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).

В общепользовательский компонент включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео и фотосъёмку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах  данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ. Требования к предметно - педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога большое внимание уделено ИКТ – компетентности педагога. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности преподавателя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Знаниевый уровень – это уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ. Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

  • внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
  • творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения, наличие сайта преподавателя; обмен опытом в сетевых образовательных сообществах.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу более широкие возможности в реализации образовательных программ. Именно деятельностный уровень ИКТ - компетентности педагога может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

В настоящее время педагоги школы  в большинстве своём владеют знаниевым уровнем ИКТ - компетентности. Для этого в МБОУ СОШ пос. Литовко  проводились специальные курсы, практикумы, семинары по изучению информационных технологий и компьютерной грамотности с привлечение специалистов ХК ИРО и методического центра г. Амурска. Была проведена большая работа по формированию материальной базы образовательного учреждения. В частности, в настоящее время педагоги обеспечены автоматизированным рабочим местом,  ноутбуками, в кабинетах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивный проектор, мобильным классом.

Какие же сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты? Что мешает педагогам использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее? Можно выделить следующие сдерживающие факторы:

  • недостаток знаний о возможностях Интернета и новых появляющихся сервисах для образования;
  • устойчивое нежелание педагогов использовать ИКТ на уроке;
  •  недостаточная квалификация педагогов в области создания собственных  информационных продуктов.

Для устранения этих факторов в Амурском муниципальном районе  работают различные творческие мастерские Муниципального информационно-методического центра, в школе – команда по информатизации, руководителем которой я являюсь с 2007 года. На сегодняшний день уровень развития информатизации школы можно представить в таблице:

Всего педагогических работников в школе

20

100%

Из них используют ИКТ в учебном процессе на деятельностном уровне

9

45%

Существуют творческие группы учителей, занимающиеся вопросами использования ИКТ

Да

Создан банк методических разработок учителей школы  (уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ)

Да

Школа  осуществляет взаимодействие с выпускниками и социумом через сайт  или другие средства Интернет

Да

Обобщение опыта школы  в сфере информатизации: конференции и семинары различного уровня, в которых представители   школы  приняли участие

10

50%

Количество педагогических работников, ведущих собственные сайты (блоги)

12

60%

Количество педагогических работников, принимавших участие в фестивалях, конкурсах и др. мероприятиях, связанных с использованием ИКТ в образовании, федерального, регионального и муниципального уровня

8

40%

Количество педагогических работников, принимавших участие в работе сетевых педагогических сообществах

9

45%

Количество педагогических работников, систематически использующих электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

12

60%

Количество педагогических работников, участвующих в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-методических комплектов

6

30%

Количество классных руководителей, осуществляющих взаимодействие с родителями посредством сайта, электронного дневника,  почты,  форумов и других сетевых сервисов

11

100%

Количество педработников, повысивших свою квалификацию в сфере ИКТ (не менее 72 ч.) в течение последних 3-х лет

20

100%

Количество педработников,  прошедших независимую сертификацию по программе «Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность»

5

25%

Количество аттестованных на 1 категорию в течение  трёх лет

9

45%

Никакой технический прогресс не способен самостоятельно решить проблему модернизации образования, если педагог не станет активнее использовать информационные технологии во всех ракурсах своей профессиональной деятельности. Некоторые педагоги до сих пор сомневаются в необходимости внедрения ИКТ в работу.  Но,  вспомните, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. То же происходит и с информатизацией, в том числе и с информатизацией образования.

Виктор Александрович Болотов, вице-президент Российской академии образования сказал: «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки…». Как же добиться активности педагогов, повысить их стремление к профессиональному росту в вопросах применения ИКТ? Во многом может помочь  личная заинтересованность педагогов, примеры эффективной работы коллег, использующих ИКТ, желание соответствовать статусу современного педагога, переход на новый уровень педагогического мастерства. 

В школе  предлагаю  использовать четырехэтапную  модель формирования ИКТ-компетентности педагогов.

На первом этапе происходит повышение базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального багажа знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя. 

Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника, который способен и готов передать свои знания в сфере ИКТ коллегам. Позицию тьютора может занимать  руководитель методического объединения, педагоги, имеющие богатый опыт в применении ИКТ.

На третьем этапе осуществляется формирование предметно - углубленной ИКТ-компетентности педагога, соответствующей осознанному, методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом).

Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс учебного заведения, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого взаимодействия. 

Как мы видим, процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса достаточно сложен, требует активных действий со стороны администрации и не менее активной позиции самих педагогов. Как сказал председатель директоров Intel Крейг Баррет: «…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать…» Поэтому с уверенностью можно сказать, что профессиональное развитие педагога в области ИКТ – одна из важнейших задач в условиях введения ФГОС. В современных условиях нельзя говорить о профессиональном росте педагога, не затрагивая его компетентность в области ИКТ. Развитие и распространение передового опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе должно стать первоочередной задачей в образовательных учреждениях.

Библиографический список

  1. Профессиональный стандарт педагога.