Модельный семинар " Инструментарий оценки индивидуальных достижений обучающихся"

Ветрова Екатерина Чунбуновна

Модельный семинар «Инструментарий оценки индивидуальных достижений обучающихся» проведён 26 апреля 2017 г.

В семинаре приняли участие 20 педагогов школ пос. Санболи, пос. Лесной и пос. Литовко.

Цель семинара: освоение компетенций в области проектирования содержания текущего, промежуточного и итогового оценивания индивидуальных достижений обучающихся основной школы, согласованного с детализированными планируемыми предметными результатами. Образовательный продукт: оценочные листы планируемых результатов освоения учебных предметов, кодификаторы с указанием этапов формирования предметных результатов и видов контрольно-оценочных процедур; банк инструментов формирующего оценивания для текущей оценки индивидуальных достижений на уровне основного общего образования.

Модератор семинара: Ветрова Екатерина Чунбуновна- член школьной и муниципальной команды по введению ФГОС ООО.

План работы:

Работа в группах. Практикумы.

ПРАКТИКУМ 1.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ООО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО И ПООП ООО — КАРТА ПОНЯТИЙ. ПРАКТИКУМ

2.ПЕРЕЧЕНЬ ИТОГОВЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ООО С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ: ДЕТАЛИЗАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. ПРАКТИКУМ 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На семинаре использовались приемы и техники работы с дидактическими материалами — «лестница успеха», «карта понятий», « резюме полученной информации» и другие, которые можно использовать на уроках при реализации системно- деятельностного подхода. На каждом этапе семинара модератором проводилась рефлексия знаний по теме семинара и эмоционального состояния педагогов. Несмотря на то, что семинар проводился во второй половине дня, после проведения всех уроков, педагоги отметили хорошее настроение и комфортную обстановку. По лестнице успеха в изучении системы оценивания индивидуальных достижений, педагоги сделали вывод: в начале семинара отмечали уровень своих знаний от 1 до 5 баллов из 10 предложенных, а в конце семинара отмечается продвижение до 7, 8 и 9 баллов. Участники семинара отметили высокий организационный и содержательный уровень проведения семинара модератором Ветровой Екатериной Чунбуновной, высказали пожелание проводить кустовые семинары для школ пос.Лесной и пос. Санболи на базе МБОУ СОш пос. Литовко. По окончании семинара все участники получили сертификаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая тетрадь к семинару.78.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Кроссфункциональная команда Хабаровского краевого института развития не устает повторять, что Вы - участник и эксперт уникального масштабного проекта «Реализация федерального государственного стандарта  основного общего образования» и федеральной целевой программы развития образования до 2020 года. Вы те, кто «делает» политику в своем муниципальном образовании, разрабатывает и продвигает инновационные идеи. Эта дидактическая тетрадь, создана специалистами кроссфункциональной команды для того, чтобы значительно сэкономить Ваше время  на разработку муниципальных и корпоративных событий по сложнейшей проблеме «Система оценки индивидуальных достижений школьников». Разрабатывая тетрадь, мы хотели, чтобы подготовка семинаров стала не монотонной работой, а увлекательным и полезным для Вас и Ваших коллег занятием.

В тетради представлены задания и практикумы, которые помогут каждой образовательной организации понять собственные затруднения и проблемы в проектировании системы оценки, выбрать ту модель, которая наиболее адаптирована к условиям и ресурсам школы. Возможно, в процессе работы со школьными командами появятся вопросы, на которые не будет найдено ответов. Обсуждение проблемных вопросов продолжается на форуме сайта Хабаровского краевого института развития образования «Оценка как инструмент развития школьников» http://www.ippk.ru/index.php/forum/115-shkola-tvoej-mechty/12019-otsenka-kak-instrument-razvitiya-shkolnika Тема начата в 2013 году, но не теряет своей актуальности.

До сих пор система оценки:

  • не дает полноценной возможности для  формирования  у  учащегося оценочной  самостоятельности  -  "краеугольного  камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность  признана  сегодня  ключевой компетенцией,   определяющей  новое  качество  содержания  российского образования);
  • затрудняет   индивидуализацию    обучения (учителю    трудно зафиксировать  и  положительно  оценить  реальные  достижения  каждого конкретного  ребенка  в  сравнении  с  предыдущими  результатами   его обучения);
  • является малоинформативной (в силу своей  формализованности  и скрытости  критериев  по  отметке часто нельзя судить о действительном уровне  знаний  и,  что  самое  главное,  нельзя   определить   вектор дальнейших  усилий - что именно надо улучшить,  над чем поработать,  в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);
  • часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках  учителя,  "отметочная"  система  нередко  оказывается   орудием манипуляции и психологического давления,  которое направлено,  с одной стороны,  непосредственно на ребенка,  с другой стороны, на родителей)

Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

  • устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
  • позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
  • позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.

Мы также надеемся, что на муниципальных и школьных семинарах родятся новые инновационные идеи и решения. Лучшие материалы муниципальных и школьных команд будут опубликованы в краевых, а возможно и федеральных изданиях.  

Успешной работы!


ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО МОДЕЛЬНОГО СЕМИНАРА

«Инструментарий оценки индивидуальных достижений обучающихся»

Категория участников: муниципальные команды по введению и реализации ФГОС ОО

Место проведения: г. Хабаровск, ул. П. Л. Морозова 92 Б, Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевой центр образования»

Цель модельного семинара: освоение компетенций в области проектирования содержания текущего, промежуточного и итогового оценивания индивидуальных достижений обучающихся основной школы, согласованного с детализированными планируемыми предметными результатами; в области разработки нормативно-правового обеспечения оценки индивидуальных достижений обучающихся на уровне общеобразовательной организации

Образовательный продукт: кодификаторы планируемых результатов освоения учебных предметов с указанием этапов их формирования и видов контрольно-оценочных процедур; банк инструментов формирующего оценивания для текущей оценки индивидуальных достижений на уровне основного общего образования; комплект локальных нормативных актов, регламентирующих оценку и учет образовательных достижений обучающихся

Время

Событие

Выступающий/

модератор

Место проведения

День 1

17 апреля

10.00 – 10.10

Открытие семинара. Установка на работу

Хлебникова Виктория Георгиевна, начальник управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края

Ауд. 343

10.10 – 10.50

Видеомост

Система управления качеством образования на муниципальном уровне

Станченко Сергей Владимирович, руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»

Ауд. 343

10.50 – 11.00

Перерыв

Работа по секциям

Секция 1. Специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители общеобразовательных организаций

11.00 – 13.30

Практикум 1. Система управления качеством образования на муниципальном и институциональном уровне: нормативный, стратегический и оперативный уровни управления

Глущенко Елена Анатольевна, доцент кафедры УиЭО КГБОУ ДПО ХК ИРО

Ауд. 301

13.30 – 14.30

Обед

14.30 – 16.00

Практикум 2. Система контроля оценки качества на муниципальном уровне

Глущенко Елена Анатольевна, доцент кафедры УиЭО КГБОУ ДПО ХК ИРО

Ауд. 301

16.10 – 16.40

Рефлексия дня

Секция 2. Методисты муниципальных методических служб, руководители методических объединений, учителя - предметники общеобразовательных организаций

11.00 – 12.00

12.00 – 13.30

13.30 – 14.30

14.30 – 16.00

16.00 – 16.10

16.10 – 16.40

Практикум 1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ПООП ООО – карта понятий

Практикум 2. Перечень итоговых планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с указанием этапов их формирования: детализация и операционализация

Обед

Практикум 2. Перечень итоговых планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с указанием этапов их формирования: детализация и операционализация 

Перерыв

Рефлексия дня

Беляева Любовь Леонидовна,
директор центра системных инноваций КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «Иностранный язык»)

Ауд. 302

Бухарова Раиса Федоровна,

ст. методист центра общего образования КГБОУ ДПО ХК ИРО,

Паневина Галина Николаевна,

доцент кафедры ТиМО КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебные предметы «Химия», «Биология», «География»)

Ауд. 303

Гарник Екатерина Алексеевна,

директор ЦОО КГБОУ ДПО ХК ИРО,

Кореко Александра Викторовна,

ст. методист ЦСИ КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «Изобразительное искусство»)

Ауд. 304

Ромашко Ирина Иосифовна,

Александрович Елена Васильевна,

ст. методисты центра общего образования КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «Русский язык»)

Ауд. 309

Митрейкина Анастасия Андреевна,

руководитель отдела ФГОС,

Архипова Вера Васильевна,

ст. методист центра общего образования КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «История»)

Ауд. 310

Ланская Наталья Витальевна,

руководитель отдела среднего образования КГАОУ «Краевой центр образования»,

 Сухова Оксана Владимировна,

директор центра инновационного развития КГАОУ «Краевой центр образования» (учебные предметы «Математика», «Физика»)

Ауд. 343

День 2

18 апреля

9.30 – 9.40

Установка на день

Беляева Любовь Леонидовна, директор центра системных инноваций КГБОУ ДПО ХК ИРО

Ауд. 343

9.40 – 10.20

Активная лекция

Диагностика предметных результатов общего образования

Стрелова Ольга Юрьевна,

профессор кафедры ТиМО КГБОУ ДПО ХК ИРО, д.п.н.

Ауд. 343

Работа по секциям

Секция 1. Специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители общеобразовательных организаций

10.30 – 13.30

Практикум 3. Анализ мониторинговых процедур для принятия решений по управлению системой достижения образовательных результатов

Бекмухаметова Наталья Витальевна,

директор центра мониторинга и оценки качества образования КГАОУ «Краевой центр образования»

Ауд. 301

13.30 – 14.30

Обед

14.30 – 16.00

Практикум 3. Анализ мониторинговых процедур для принятия решений по управлению системой достижения образовательных результатов

Бекмухаметова Наталья Витальевна,

директор центра мониторинга и оценки качества образования КГАОУ «Краевой центр образования»

Ауд. 301

16.10 – 17.00

Представление результатов работы секций. Рефлексия семинара

Беляева Любовь Леонидовна, директор центра системных инноваций КГБОУ ДПО ХК ИРО

Ауд. 343

Секция 2. Методисты муниципальных методических служб, руководители методических объединений, учителя - предметники общеобразовательных организаций

10.20 – 13.30

13.30 – 14.30

14.30 – 16.00

16.00-16.10

Практикум 3. Использование инструментов формирующего оценивания для текущей и промежуточной оценки индивидуальных достижений обучающихся

Обед

Практикум 4. Проектирование содержания текущего и итогового оценивания предметных результатов: определение контрольно-оценочных процедур для текущей, промежуточной, итоговой оценки планируемых предметных результатов

Перерыв

Беляева Любовь Леонидовна,
директор центра системных инноваций КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «Иностранный язык»)

Ауд. 302

Бухарова Раиса Федоровна,

ст. методист центра общего образования КГБОУ ДПО ХК ИРО,

Паневина Галина Николаевна,

доцент кафедры ТиМО КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебные предметы «Химия», «Биология», «География»)

Ауд. 303

Гарник Екатерина Алексеевна,

директор ЦОО КГБОУ ДПО ХК ИРО,

Кореко Александра Викторовна,

ст. методист ЦСИ КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «Изобразительное искусство»)

Ауд. 304

Ромашко Ирина Иосифовна,

Александрович Елена Васильевна,

ст. методисты центра общего образования КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «Русский язык»)

Ауд. 309

Митрейкина Анастасия Андреевна,

 руководитель отдела ФГОС КГБОУ ДПО ХК ИРО ,

Архипова Вера Васильевна,

ст. методист центра общего образования КГБОУ ДПО ХК ИРО (учебный предмет «История»)

Ауд. 310

Ланская Наталья Витальевна,

руководитель отдела среднего образования КГАОУ «Краевой центр образования»,

Сухова Оксана Владимировна,

директор центра инновационного развития КГАОУ «Краевой центр образования» (учебные предметы «Математика», «Физика»)

Ауд. 343

16.10 – 17.00

Представление результатов работы секций. Рефлексия семинара

Беляева Любовь Леонидовна, директор центра системных инноваций КГБОУ ДПО ХК ИРО

Ауд. 343

ПРАКТИКУМ 1. 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО И ПООП ООО - КАРТА ПОНЯТИЙ

Шаг 1. Рассмотрите положения ФГОС ООО и ПООП ООО о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Шаг 2. Составьте карту понятий «Система оценки».

Информация для тех, кто еще не знаком с картами понятий

Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе

Что это такое

Карта понятий – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.

Что предполагается

Время для подготовки учителя: минимальное, если карты составляют ученики.

Подготовка учеников: ученикам необходимо потренироваться примерно в течение одного часа и в дальнейшем постоянно упражняться в этом деле.

Время проведения: значительное.

Предметы: практически все.

Размер класса: маленький, если ученики составляют карты индивидуально; групповая работа по составлению карт может осуществляться в классе любого размера.

Специальные технические требования: нет.

Выполняется индивидуально или группой: как индивидуально, так и в группе.

Результаты анализа: карты понятий, как правило, не оцениваются в баллах.

Что еще нужно иметь в виду: очень серьезное когнитивное задание для учеников.

Описание

Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Помимо этого, преподаватели часто используют карту понятий для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты понятий может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества, расширяющей пространство понимания предмета для каждого из партнеров

Цели оценивания

Исследовать, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, а также как процесс понимания развивается с течением времени.        

Предложения по использованию

Развитие программы курса. Глобальные карты понятий, разработанные опытным преподавателем или командой, могут существенно прояснить основные понятия и их взаимосвязи. На их основе можно построить очень эффективное преподавание.

Но надо понимать, что это требует значительных затрат времени, необходимого для составления начальной карты понятий данного курса.

Инструмент преподавания. Преподаватель может представить экспертную или эталонную карту понятий на уроке, чтобы показать основные понятия и их взаимосвязи. Она может быть достаточно детализирована и построена на основе глобальной карты,

отражающей всю программу курса. Такая карта послужит своеобразным органайзером как для предварительного просмотра материала курса, так и для обзора уже изученного.

Преподаватель может постоянно ссылаться на эту карту, показывая классу, как разрастается сеть понятий, и фокусируя на ней преподавание. Но надо иметь в виду, что ученикам карта понятий может показаться весьма странной, они могут попытаться запомнить ее вместо того, чтобы пользоваться ею как мыслительным инструментом.

Учебный инструмент. Надо предложить ученикам составить свою собственную карту понятий, покрывающую какой-либо раздел курса, изученного на уроке или изложенного в учебнике.

Многие из них, вероятно, никогда не видели раньше подобной карты, и у них отсутствуют учебные умения, необходимые для подобного задания. Поэтому преподавателю понадобится время, чтобы поработать с группой или индивидуально и помочь ученикам. Однако эффект от того, что ученики построят собственные карты понятий, будет настолько существенным, что он окупит затраченное время.

Пошаговая инструкция

Начните с понятия, которое хорошо знакомо всем ученикам, например, «автомобиль», «стул», «пища».

Пусть ученики напишут еще 10 понятий, которые ассоциируются у них с этим основным (например, для «пищи» это будет: «овощи», «мясо», «молоко», «бифштекс).

Попросите учеников ранжировать эти 10 понятий от наиболее общего и охватывающего к наименее общему или от наиболее важного к наименее важному. Этот этап потребует нескольких минут.

Попросите учеников написать наиболее общее или наиболее важное понятие вверху листа бумаги и взять его в рамку или в кружок. Работать при этом лучше карандашом, а не ручкой.

Далее ученики должны связать понятия попарно, пару за парой, нарисовав линии (линки) от одного понятия к другому и подписав их. Например, морковь – витамин А, над линией-связкой надо написать «содержит»; мясо – железо, над связкой – «служит источником». Этот процесс надо продолжать, пока на листе не появятся все понятия.

Надо дать ученикам время (20–30 минут). Важно, чтобы они сделали как можно больше ссылок и построили несколько иерархических уровней. Следует специально подчеркнуть, что нужно построить связи между понятиями, находящимися в одной части карты, и понятиями, расположенными в других ее частях.

Следует предложить ученикам внести в карту как можно больше дополнительных понятий, которые сделают ее уникальной, значимой и полезной лично для них. Необходимо напомнить им, что в рамке желательно писать не более двух слов, и подчеркнуть, что помарки не имеют значения, карту можно дорисовывать столько, сколько каждый хочет.

В то время как ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но не давая указаний. Надо напомнить ученикам, что карта понятий – это самостоятельная форма представления собственных знаний и понимания предмета, что те детали, которые они внесут от себя, не обязательно должны быть научно точными и что есть много путей для того, чтобы показать, что они знают. Надо поддерживать креативность и подчеркивать, что единственно правильного ответа не существует.

Надо пригласить нескольких учеников, сделавших свои карты, и показать их классу.

Надо показать ученикам, что карты могут весьма помочь им в учебе. Они позволяют кратко и концентрированно представить основное содержание многих страниц учебника.

В следующий раз можно ввести центральное понятие уже из другого предмета (например, «звезда», «энергия», «материя») и предложить ученикам сделать карту для этой темы. Надо собрать карты и сделать их обзор, но не выставлять за них отметки. Важно внести предложения, как можно исправить или усовершенствовать карты.

Надо вернуть ученикам их карты и предложить еще раз их обдумать. Хорошо использовать цветные карандаши и делать каждую новую итерацию карты другим цветом так, чтобы учащиеся могли проследить, как со временем меняются их представления.

Одну карту понятий можно использовать в ходе нескольких курсов, и хорошо, чтобы ученик ее дополнял, исправлял, реорганизовывал или начинал делать новую по собственной инициативе.

Дидактический материал для выполнения практикума 1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

 1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное); (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и системы образования разного уровня. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.3.1. Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного "Положения об оценке образовательных достижений обучающихся".

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются:

  • оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней;
  • оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
  • оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

  • стартовую диагностику,
  • текущую и тематическую оценку,
  • портфолио[1],
  • внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
  • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:

  • государственная итоговая аттестация[2],
  • независимая оценка качества образования[3] и
  • мониторинговые исследования[4] муниципального, регионального и федерального уровней.

Особенности каждой из указанных процедур описаны в п.1.3.3 настоящего документа.

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.

Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе – в форме государственной итоговой аттестации. Процедуры внутришкольного мониторинга (в том числе, для аттестации педагогических кадров и оценки деятельности образовательной организации) строятся на планируемых результатах, представленных в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Процедуры независимой оценки качества образования и мониторинговых исследований различного уровня опираются на планируемые результаты, представленные во всех трёх блоках.

Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём

  • оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
  • использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).

1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Особенности оценки личностных результатов

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Основным объектом оценки личностных результатовв основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики.

Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

  • соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
  • участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
  • ответственности за результаты обучения;
  • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
  • ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем  преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность работать с информацией;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Наиболее адекватными формами оценки

  • читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе;
  • ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
  • сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.

Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
  • график контрольных мероприятий.

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур

Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.

Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учётом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу[5].

Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.

Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.

Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:

  • оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
  • оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения;
  • оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.

Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.

Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике).

Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%.

Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными нормативными актами.

Государственная итоговая аттестация

В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами[6].

Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений выпускников. ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. ГИА проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и иных форм по решению образовательной организации (государственный выпускной экзамен  – ГВЭ).

Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. Такой подход позволяет обеспечить полноту охвата планируемых результатов и выявить коммулятивный эффект обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания изучаемого материала и свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки.

Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца – аттестате об основном общем образовании.

Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.

Характеристика готовится на основании:

  • объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне основного образования,
  • портфолио выпускника;
  • экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника на уровне основного общего образования.

В характеристике выпускника:

  • отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учётом выбора учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений.

Рекомендации педагогического коллектива к выбору индивидуальной образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей).

ПРАКТИКУМ 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИТОГОВЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ: ДЕТАЛИЗАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Задание 1. Распределение планируемых предметных результатов по периодам обучения.

  1.  Познакомьтесь с планируемыми результатами освоения конкретного учебного предмета, представленными в ПООП ООО (fgosreestr.ru).
  2.  Используя ПООП ООО, распределите предметные результаты по периодам обучения: с 5 по 9 классы. Представьте результаты работы команды в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1.

Планируемые предметные результаты по периодам обучения

Содержательные

линии /темы по предмету

Предметные результаты (обучающийся научится, получит возможность научиться)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Задание 2. Детализация планируемых предметных результатов. Конструирование заданий для оценки конкретных предметных результатов (по выбору).

  1. Выберите один из периодов обучения и распределите планируемые результаты освоения учебного предмета в выбранный Вами период по темам.
  2. Разбейте планируемые предметные результаты на конкретные предметные действия (операции), которые обучающиеся выполняют с предметным содержанием. Представьте результаты работы команды в виде таблицы (таблица 2).
  3. Выберите один из планируемых предметных результатов. Предложите задания на базовом и повышенном уровне (в виде учебно-познавательных и учебно-практических задач) для проверки конкретных предметных действий, составляющих данный результат по предложенному плану:
  • планируемый результат;
  • умения (несколько), характеризующие достижение этого результата;
  • задание 1 (базовый уровень);
  • критерии достижения планируемого результата;
  • методический комментарий к заданию;
  • задание 2 (повышенный уровень);
  • критерии достижения планируемого результата;
  • методический комментарий

Таблица 2.

Планируемые предметные результаты по темам за один период обучения

Содержательные линии /темы по предмету

Планируемые предметные результаты

результаты

 предметные действия

ПРАКТИКУМ 3.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Задание 1. Резюме полученной информации.

  1. Познакомьтесь с информацией о формирующем оценивании.
  2. Подготовьте резюме о формирующем оценивании, состоящее из 40 слов. Заслушайте резюме в группе, дайте необходимые комментарии.
  3. Сократите свое резюме до 20 слов, сохраняя ключевые идеи и заимствуя идеи других.
  4. Повторите процесс, сокращая объем резюме до 10 слов. Определите лучшее резюме группы. Представьте резюме другим командам.

Дидактический материал для выполнения задания

Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе

Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Рассмотрим ключевые характеристики оценивания для обучения. Оценивание для обучения:

встроено в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;

предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками;

нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;

вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;

обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;

укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений;

вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

В 90-х годах прошлого века реформаторы системы образования искали ответ на два основных вопроса: насколько хорошо учатся дети и насколько эффективно работают учителя. Наблюдение и анализ учебного процесса и внутриклассное оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение (learning), прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание. Внутриклассное оценивание как основной компонент такого исследования вовлекает учащихся и учителей в непрерывное наблюдение за тем, как происходит учение.

Это обеспечивает педагогов обратной связью, которая дает им информацию о том, насколько они эффективны как преподаватели, а детям показывает, насколько они прогрессируют как ученики. В этом случае педагоги, движимые желанием получить ответы на важные для них вопросы преподавания и учения, сами организуют внутриклассное оценивание, самостоятельно его проводят и анализируют полученные данные. И тогда возможность приложить полученные результаты к собственной преподавательской практике для них значительно возрастает.

Внутриклассное оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и как хорошо учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и эффективно.

Преподаватели, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объеме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв, часто буквально пропасть, между тем, что преподавалось, и тем, чему научились школьники.

Обычно, когда педагоги в конце концов это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому внутриклассное оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идет процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и, если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации внести в него необходимые изменения.

То есть центральный момент в оценивании – помощь и учителям, и учащимся в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением внутриклассного оценивания как оценивания для обучения.

Внутриклассное оценивание:

Центрировано на ученике.

Внутриклассное оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения о том, как улучшать и развивать учение.

Направляется учителем.

Внутриклассное оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо, помимо собственного класса.

Разносторонне результативно.

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе. Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам? Как я могу выяснить, научились ли они этому? Как я могу помочь им учиться лучше?».

Определено контекстом.

Это оценивание должно соответствовать определенным характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин.

То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдет для другого.

Непрерывно.

Внутриклассное оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь по поводу того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учебы. Для того чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание.

 Здесь хочется задать вопрос: «Разве то же самое не происходит всегда?» Учитель в процессе преподавания всегда так или иначе воспринимает вопросы учеников, их комментарии, поведенческие реакции, мимику и отвечает на них.

Но суть в том, что он это делает в основном автоматически.

Даже когда учителя вполне традиционными способами – посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов – собирают обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников – не может действенно повлиять на их учебу. На практике очень трудно «перепрограммировать» учеников, которые привыкли думать о том, что они написали в тестах, и за что получили отметки, как о материале, который они «прошли» и «сдали». Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Цель внутриклассного оценивания – создание именно такой, ранней обратной связи.

Задание 2. Конструирование листа обратной связи.

1) Ознакомьтесь с информацией об инструменте формирующего оценивания – лист обратной связи.

2) Разработайте лист обратной связи для обучающегося по одной из тем Вашего учебного предмета для текущей оценки образовательных результатов. При разработке листа обратной связи Вы можете воспользоваться заданиями, которые были Вами спроектированы для оценки планируемых предметных результатов (практикум 2, задание 2). С примерами листов обратной связи можно ознакомиться в Приложении 2.

Вместо листа обратной связи Вы можете предложить лист самооценки для обучающегося по определенной теме.

Дидактический материал для выполнения задания

Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся

Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания

Лист обратной связи - это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:

 -  ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

 -  получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

 - получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;

 - овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.

Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов…

Различают листы с местом для свободного комментария учителя; листы, содержащие критерии достижения результата, по которым и ожидается реакция учителя; и листы, в которых наряду с критериями достижения результата даны характеристики степени достижения этого результата…

Разработка листов обратной связи и символов обратной связи

Листы обратной связи по теме разрабатываются с учетом образовательных результатов, которые были предварительно определены учителем для освоения в рамках данной темы. Задания листа должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать учащегося для демонстрации конкретного образовательного результата и позволить ему при последующей доработке задания освоить результат более высокого уровня. Формат, содержание и объем листов обратной связи могут различаться в зависимости от того, с какими результатами предполагается работать. Понятно, что не могут не различаться (хотя бы по объему) листы обратной связи, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ученика по небольшому (но важному, по мнению учителя) фрагменту темы, и листы обратной связи, позволяющие ученику работать по всей теме или ее заключительной части, как правило, предполагающей более сложные виды учебной деятельности, чем в начале изучения.

Структура листа является произвольной, однако наличие места для обратной связи, пометок и комментариев учителя, также является его неотъемлемой характеристикой. Здесь учитель может при необходимости отозваться на комментарии учащегося или сам прокомментировать его индивидуальные цели или предпринять усилия по убеждению учащегося пересмотреть запланированный учащимся образовательный результат в сторону его повышения.

Крайне важным, на наш взгляд, является наличие в листе пространства для фиксации самооценки учащихся старшей школы…

В пространстве для самооценки учащийся может помещать свои вопросы или схематично (например, смайликами) помечать, насколько он освоил каждое из заданий, включенных в лист обратной связи…

В случае формализованной обратной связи (именно формализованный вариант на практике и является основным) наряду с заполнением табличных форм широко применяются специальные символы. В принципе в качестве символов обратной связи можно использовать любые знаки. При их выборе предпочтение следует отдавать общеупотребительным знакам, возможно использование и специально разработанных знаков, но применяться они должны всеми учителями данной школы.

Использование листов обратной связи в работе с учащимися

Лист в неизменной форме должен предъявляться учащемуся минимум дважды без выставления окончательной отметки, может (по решению учителя) предъявляться и трижды. В соответствии с технологией, отметка в баллах может быть выставлена только по итогам последнего предъявления учащимся листа обратной связи... В листе после каждого его возвращения учащемуся обязательно присутствует комментарий учителя, выраженный либо с помощью стандартных символов, значение которых известно учащимся, либо в свободной форме. В листе должен быть указан сегодняшний уровень освоения учащимся образовательных результатов и уровень, которого тот может достичь при условии успешной работы с комментарием учителя. Как показывает практика, такое указание на перспективы в освоении более высокого уровня образовательных результатов оказывает сильное мотивирующее воздействие на учащегося.

Лист обратной связи может также применяться в процессе освоения учащимися такого содержания, которое имеет определяющее значение для изучения предмета. В этом случае он используется не для того, чтобы дать возможность каждому ученику освоения результата на своем уровне, а с тем чтобы весь класс достиг определенного уровня освоения результата... При использовании листа обратной связи подобным образом учитель должен тщательно отслеживать момент достижения каждым учащимся требуемого уровня и давать задания более высокого уровня в развитие данной темы или для достижения иного результата учащимся, справившимся с заданием с первого предъявления.

Не все задания листа обратной связи такого типа обязательны для выполнения учащимися. Часть заданий может предъявляться для обязательного выполнения всеми учащимися, а отдельные задания, предполагающие демонстрацию высоких уровней освоения образовательного результата, могут рекомендоваться для выполнения отдельным учащимся… По итогам выполнения заданий ученик получает отметку за обязательную часть работы. Если после двух - или трехкратного комментирования задания повышенного уровня учащемуся не может быть поставлена отличная отметка, он получает качественный комментарий учителя и продолжает работать с заданиями высокого уровня в рамках изучения следующих тем. Оценка ниже отличной за такие задания учащемуся не ставится.

В зависимости от целей обучения листы обратной связи могут предъявляться учащемуся как в самом начале, так и в самом конце изучения темы. Предъявление листов обратной связи в начале изучения темы позволяет предоставить учащемуся информацию об образовательных результатах и планируемых уровнях их освоения по всей теме, как и о типах заданий, которые ему предстоит выполнить в процессе обучения…

Предъявление листов обратной связи в конце изучения темы сродни обычной контрольной работе по теме, разница лишь в том, что все, кроме последнего варианта листа обратной связи, будут включать предварительный балл и указание на перспективу продвижения в освоении образовательных результатов, но не будут содержать итоговой отметки.

ПРАКТИКУМ 4.  

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ, ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Задание 1. Инструменты оценивания планируемых предметных результатов.

1) Познакомьтесь с информацией об инструментах оценивания по предмету. Выберите один из периодов обучения (лучше если это будет тот же самый период, для которого Вы детализировали планируемые предметные результаты).

2) Определите, какие инструменты оценивания можно использовать для оценки планируемых результатов освоения учебного предмета в выбранный Вами период обучения. Заполните таблицу.

Оценивание планируемых предметных результатов с учетом особенностей конкретного учебного предмета

Этапы оценивания (четверть, неделя, раздел/тема)

Результаты

Инструменты оценивания

Дидактический материал для выполнения задания

Внутришкольная система оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС ООО: Методическое пособие /Авт.- сост. И.Е. Терещенко, 2016.

Определение содержания и контрольно-оценочных процедур для текущей оценки.

Содержание текущей оценки определяется по кодификатору планируемых результатов на конец учебного года. Основной задачей обучения и критерием оценки выступает освоение обучающимися на базовом или повышенном уровнях системы учебных действий изучаемого учебного материала. Рекомендуем использовать для текущей оценки следующие виды и формы контрольно-оценочных процедур: опрос «по действию», самостоятельная работа, проверочная работа.

Опрос «по действию» проводится на этапе освоения обучающимися учебного действия из операционализированного перечня планируемых результатов. Опрос направлен на проверку знания пооперационного состава действия и алгоритма его выполнения. Учащийся должен вычленить операции в своих действиях, знать порядок и последовательность их выполнения и уметь их проговаривать во внешнеречевой форме.

Самостоятельная работа проводится регулярно после определенного этапа освоения содержательного раздела учебного предмета. Самостоятельная работа проводится с целью оценки уровня освоения учебных действий из операционализированного перечня планируемых результатов. Задания для самостоятельной работы составляются на двух уровнях (базовый, повышенный). Задания базового и повышенного уровня должны быть идентичны тем, которые в качестве примера приводятся в пособии «Планируемые результаты. Система заданий».

В ходе выполнения самостоятельной работы ученики имеют право выбирать уровень задания (базовый, повышенный), в конце выполнения задания осуществить оценку своих действий: уверен в правильности выполнения «+», не уверен – «-». Учитель организует оперативную проверку правильности выполнения заданий и информирует учеников о результатах проверки (бинарная оценка «правильно»; «неправильно»). Затем ученики соотносят свою оценку с оценкой учителя. Проверочная работа проводится регулярно в конце освоения содержательного раздела учебного предмета. Проверяется уровень освоения учащимися всех учебных действий, входящих в содержательный раздел учебного предмета. Задания для проверочной работы составляются на двух уровнях. Задания идентичны тем, которые в качестве примеров приводятся в пособии «Планируемые результаты. Система заданий».

 Все задания обязательны для выполнения учащимися. Учитель оценивает все задания по уровням и заполняет персональную базу на каждого ученика результатов оценки достижения планируемых результатов образования.

Виды контрольно-оценочных процедур для текущей оценки определяются в соответствии с особенностями планируемых результатов по различным учебным предметам.

Разработка инструментария для текущей оценки

В настоящее время образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают инструментарий для текущей оценки достижения обучающимися планируемых предметных результатов. Разработка оценочного инструментария включает следующие шаги:

 планирование проверочной работы (кодификатор - перечень планируемых результатов по содержательному разделу учебного предмета);

 подбор заданий (число заданий и их тип определяются перечнем планируемых результатов по содержательному разделу учебного предмета и в соответствии с образцами заданий, представленными в демоверсии итоговой работы);

 конструирование проверочной работы (указывается структура и содержание работы, число и типы заданий, время выполнения заданий и всей работы, система оценки выполнения заданий).

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА ПО ПРЕДМЕТНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов по учебным предметам, представленным в разделе «Выпускник научится».

Оценка достижения обучающимися предметного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с технологической картой оценки достижения требований Стандарта по предметному результату образования.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием предметных способов действий и метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

 стартовая диагностика (оценочный инструментарий – проверочные работы по учебным предметам);

 текущее оценивание (оценочный инструментарий – опрос «по действию»; самостоятельные работы; проверочные работы и др; задания базового и повышенного уровней; комплексные задания);

 итоговая оценка (оценочный инструментарий - итоговые работы по учебным предметам).

Оценочный инструментарий для текущих и итоговых контрольно-оценочных процедур разрабатывается педагогами образовательного учреждения на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии итоговой работы по учебным предметам и в соответствии с рекомендуемой системой заданий в пособии «Планируемые результаты. Система заданий».

Для оценки достижения обучающимися требований Стандарта по предметному результату образования используются пять уровней (низкий, пониженный, базовый, повышенный, высокий), которые фиксируются в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного планируемого результата раздела «Выпускник научится».

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования, и о правильном выполнении от 50 до 65 % учебных действий в рамках диапазона учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на опорном учебном материале (задания базового уровня).

Достижение базового уровня обучающимися соответствует оценке «удовлетворительно», т.е. реальные образовательные достижения удовлетворяют (соответствуют) требованиям Стандарта (У/Т).

Превышение базового уровня обучающимися соответствует оценке «выше требований», (В/Т), которая фиксируется в характеристике обучающегося:

 повышенный уровень достижения планируемых результатов - оценочное суждение «хорошие образовательные достижения»;

 высокий уровень достижения планируемых результатов - оценочное суждение «отличные образовательные достижения».

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Недостижение базового уровня обучающимися соответствует оценка «ниже требований», (Н/Т), которая фиксируется в характеристике обучающегося:

 пониженный уровень достижения планируемых результатов - оценочное суждение «неудовлетворительные образовательные достижения»;

 низкий уровень достижений – оценочное суждение «критические образовательные результаты».

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено 50% планируемых результатов, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, оставляются на повторное обучение или переводятся в следующий класс условно.

Для оценки достижения обучающимися требований Стандарта по музыке, ИЗО и физической культуре используются три уровня (недостаточный, базовый, повышенный (творческий)), которые фиксируют уровень освоения соответствующей области культуры и перспективы развития в данной области каждого учащегося.

Среди отличительных особенностей новой системы внутренней оценки достижения планируемых предметных результатов образования следует особо выделить:

 использование операционализированного перечня планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

 сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

 оценку динамики образовательных достижений учащихся;

 уровневый подход к разработке планируемых результатов, оценочного инструментария и представления результатов оценки.

Задание 2. Особенности организации оценивания по различным учебным предметам.

Опишите требования к выставлению отметок по итогам промежуточной аттестации по учебному предмету с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры.

 

Приложение 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО /И. Е. Терещенко/

В соответствии с общими подходами к системе оценки планируемых результатов образования итоговая оценка должна складываться из накопленной оценки и оценки за стандартизированные итоговые работы.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является метод «Портфолио». Метод «Портфолио» является одним из видов аутентичного оценивания, которое широко используется в практике образования за рубежом. Аутентичное оценивание используется в процессе образования, построенном на компетентностном подходе. В большинстве экономически развитых стран аутентичное оценивание не заменяет и не дублирует, а дополняет стандартные внешние и внутренние тесты, которые используются для оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся.

Понятие «аутентичное оценивание» равнозначно «истинному, подлинному оцениванию» или «оцениванию реальных достижений учащихся».

Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способности анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и планировать пути повышения ее эффективности.

Д. Мейер предложил рассматривать портфолио как целенаправленную коллекцию работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащихся в отбор ее содержания, определение критериев его отбора, должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащихся.

Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если включает в себя демонстрацию выполнения аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий. Особое внимание уделяется включению учащихся в процесс рефлексии собственной образовательной деятельности, в процесс исследования уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Результаты рефлексии оформляются учащимися письменно и включаются в портфолио.

В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. Рассмотрим модель портфолио, которая включает в себя четырнадцать компонентов:

1. Краткосрочный план действий (ученик определяет индивидуальный план обучения, документирует последовательность выполняемых образовательных шагов и результаты обучения)

2. Долгосрочный план действий (ученик осуществляет рефлексию собственных достижений в жизни и определяет планы на будущее)

3. Общественно полезная добровольная деятельность

4. Этические и социальные вопросы

5. Искусство и эстетика

6. Средства массовой информации

7. Практические навыки

8. География

9. Иностранный язык

10. Наука и технологии

11. Математика

12. Литература

13. История

14. Физическая подготовка

Для каждого компонента портфолио разработаны задания, которые помогут учащимся проявить определенный уровень компетентности. Например, по литературе учащиеся должны приготовить список изученных произведений различных жанров как основу для обсуждения с комиссией по защите портфолио, а также представить эссе о литературном произведении, рецензию на литературный текст, в которых они демонстрируют коммуникативные и рефлексивные навыки.

Компоненты портфолио соответствуют четырем сферам, в которых формируется компетентность учащихся (сфера самостоятельной познавательной деятельности, сфера гражданско-общественной, социальной деятельности, сфера трудовой деятельности, сфера бытовой деятельности). Оценка образовательных достижений осуществляется на основе нескольких критериев, которые охватывают различные аспекты задания и которые являются открытыми для учащихся. Рассмотрим критерии оценки, которые используют зарубежные специалисты:

1. Выполнение работы свыше возраста или ступени обучения

2. Комплексная или усложненная презентация идеи

3. Глубинное понимание проблемы или идеи

4. Хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов

5. Наличие элементов исследования идеи

6. Необычная презентация идеи

7. Коммуникативная организация материала

8. Наличие высокой степени интереса и настойчивости

Очень важно организовать работу с «портфелем достижений школьника». Без этой дополнительной работы «Портфолио» превращается только в папку с работами ученика.

Метод "Портфолио" используется в процессе обучения для того, чтобы придать смысл работе школьника через возможность обсуждения и сравнения оценок работы, которые осуществили ученик, сверстники, учителя.

Сравним основные компоненты традиционного и аутентичного оценивания в процессе обучения.

Компоненты оценки

Традиционное оценивание

Аутентичное оценивание

Объект оценки

Уровень усвоения учащимися знаний

Уровень сформированности компетентности

Субъект оценки

Учитель

Ученик, учитель

Критерии оценки

Внешние (ГОС), закрытые для учащихся

Многосторонние, охватывают различные аспекты задания, открытые для учащихся

Характер оценки

Отрицательный (делается акцент на то, что не выучил, не запомнил, не решил)

Положительный, показывают учащимся их сильные стороны в выполнении работы

Таким образом, при использовании аутентичного оценивания в системе обучения необходимо изменить объект оценки, включить в оценочную деятельность учащихся, изменить характер оценивания, а также содержание оценочной деятельности.

Рассмотрим содержание оценочной деятельности педагога. Оно должно включать оценивание в течение выполнения задания, предусматривающее обратную связь, с целью совершенствования деятельности ученика, оценивание результата деятельности ученика, оценивание презентации результатов деятельности ученика.

Содержание оценочной деятельности ученика включает в себя следующие элементы: рефлексия собственной деятельности, оценка выполненных действий, с точки зрения эффективности и продуктивности, оценка результатов деятельности.

Рассмотрим более подробно структуру «Портфолио», предложенную разработчиками ФГОС ООО. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности - протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфолио учеников в соответствии с новыми подходами к системе оценки рекомендуется включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио, в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов, с учетом основных результатов общего образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

В условиях внедрения ФГОС в образовательном учреждении разработана и утверждена следующая структура портфолио.

Структура портфеля достижений учеников включает три раздела, в которых размещаются следующие материалы:

Раздел 1. Выборка работ - формальных и творческих, выполненных по учебным предметам, демонстрирующая динамику образовательных достижений по предметному результату образования:

 по русскому языку - самостоятельные и проверочные работы, диктанты, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», материалы самоанализа и рефлексии;

 по иностранному языку - аудиозаписи устных ответов, самостоятельные и проверочные работы, творческие работы, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», материалы самоанализа и рефлексии;

 по литературе - аудиозаписи устных ответов, сочинения, творческие работы, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», материалы самоанализа и рефлексии;

 по математике и информатике - самостоятельные и проверочные работы, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», оформленные результаты учебных исследований, материалы самоанализа и рефлексии;

 по предметам естественнонаучного цикла - самостоятельные и проверочные работы, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», материалы учебных исследований, материалы самоанализа и рефлексии;

 по истории и обществознанию - аудиозаписи устных ответов, творческие работы, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», материалы самоанализа и рефлексии;

 по предметам эстетического цикла - записи выполнения комплексных заданий, аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

 по технологии - фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

 по физкультуре и ОБЖ - видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, творческие работы, записи решения заданий из блока «Выпускник получит возможность научиться», материалы самоанализа и рефлексии.

Раздел 2. Выборка работ - формальных и творческих, выполненных по 4 междисциплинарным курсам, демонстрирующая динамику образовательных достижений по метапредметному результату образования; а также систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом

овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

Раздел 3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеурочной деятельности и компетентность учащихся в социально-гражданской и досуговой сферах.

 выборка работ, выполненных по курсам «Внеурочной деятельности» основной образовательной программы образовательного учреждения;

 результаты олимпиад; конкурсов; соревнований; материалы, подтверждающие участие в социальных акциях.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио, в целом, ведутся с позиций достижения планируемых результатов, устанавливаемых требованиями стандарта (ФГОС ООО).

Приложение 2.

Лист обратной связи с комментариями относительно критериев и степени их достижения

№ задания

Критерии оценки

Расчет баллов

1

2

№ задания

1

Перспектива роста

1

2

3

Твои баллы сегодня

1

2

3

2

Перспектива роста

1

2

3

4

5

Твои баллы сегодня

1

2

3

4

5

Максимальный итоговый балл:

Перевод баллов в отметку:

“5”

___баллов

“4”

___баллов

“3”

___баллов

“2”

___баллов

Лист обратной связи с комментариями в свободной форме

Тема

Задание

Учащийся: ФИО/ номер

Оценивание произведено

                   Дата

Отметка/ количество баллов

Комментарии учителя

Лист обратной связи с комментариями относительно критериев

Тема

Задание

Учащийся: ФИО/ номер

Оценивание произведено

              Дата

Отметка/ количество баллов

Использование требуемых источников:

Структура эссе:

Интерпретация проблем:

Стиль эссе:

Адекватность способа представления содержанию:

Полнота и завершенность анализа:

Общее впечатление от работы (свободный комментарий):


[1] С информацией о портфолио вы можете ознакомиться в приложении 1.

[2] Осуществляется в соответствии со статьей №92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[3]Осуществляется в соответствии со статьей №95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[4]Осуществляется в соответствии со статьей №97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[5] Накопленная оценка рассматривается как способ фиксации освоения учащимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования. (Например, с этой целью может использоваться лист продвижения, построенный на основе списков итоговых и тематических результатов.) Накопленная оценка фиксирует достижение а) предметных результатов, продемонстрированных в ходе процедур текущей и тематической оценки, б) метапредметных и частично –личностных результатов, связанных с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения, продемонстрированных в ходе внутришкольных мониторингов и в) той части предметных, метапредметных и личностных результатов, отражённых в портфолио, которая свидетельствует о достижении высоких уровней освоения планируемых результатов и(или) позитивной динамике в освоении планируемы результатов.

[6]См. например, "Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования". Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г., №1394.