РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Атарщикова Наталья Николаевна

Становление исторического сознания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_istor_soznaniya_tambov_-_kopiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исторического сознания у младших школьников

в современных условиях

Становление исторического сознания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей.

Под историческим сознанием следует понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени. [1] В ходе изучения истории на уроках и во внеурочной деятельности формируется историческое сознание. Историческое сознание – одна из важных сторон общественного сознания. Усваивая опыт своих предков, последующие поколения учатся анализировать прошлое, оценивать современность. Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера. Начальное образование сегодня – фундамент формирования УУД. Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Одним из важных направлений является военно-патриотическая деятельность, краеведение. На протяжении всего учебного года проводятся исследовательская работа, походы, экскурсии в музеи города, выпуски исторических газет, встречи с ветеранами войны, викторины, конкурсы, круглые столы. Задачи внеурочной деятельности: приобретение знаний, умений, навыков в краеведческой работе; развитие творческой активности детей в процессе освоения материала; содействие гармоничному развитию личности школьника; воспитание гуманного отношения к окружающему миру и любви к родному краю.

Фрагмент внеклассного занятия по истории в начальных классах

Тема: «Звуки нашего города».

Цель: - вызвать интерес к изучению истории города.

                                                Ход занятия.

- У каждого города, как и у каждого человека, есть настоящее и прошлое, которое складывается из событий, составляющих его биографию. Если город можно сравнит с человеком, значит, у него, как и у каждого из нас, должно быть свое лицо, свой голос. Подумайте, из каких звуков состоит голос нашего города. Назовите звуки города, которые мы можем слышать каждый день? Дети называют.

- Послушаем звуки города. Может быть, услышим его биографию! Играет фонограмма.

- Что за звуки? С каким событием в биографии города можно связать эти звуки.

Учитель использует по своему выбору фонограмму следующих звуков: шум вокзала; смех детей; гул машин; музыку Вечного огня; музыку Зала Воинской славы на Мамаевом Кургане.

– Из предложенных иллюстраций выберите ту, которая больше всего подходит на ваш взгляд к прослушанному музыкальному отрывку. Отложите ее.

- Посмотрите, какой путь жизни Волгограда у нас получился.                  

Игровой стиль обучения у младших школьников наиболее продуктивен. Он предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения цели для игроков и организаторов. Такая работа позволяет формировать  культуроведческие, коммуникативные и информационные компетенции учеников. В конце занятий - подведение итогов игры, оценка и самооценка действий работы участников, анализ, рефлексия.                                                                                                                                                                                        [1] П.Г. Постников. Историческое сознание как цель, ценность и результат образования. Пиош, № 8, с. 60, 2003г.