Разработки занятий

Борохова Ирина Викторовна
 Коррекция  специфических  ошибок  письма - конспекты занятий с презентациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт

  логопедического занятия для подгруппы учащихся 1 класса   по теме: «Буквы «а» - «о».

Цели:      совершенствование практического умения использовать строчные буквы «а» и «о» в письменной речи для обозначения  звуков [а] и [о].

Коррекционно-развивающие:

           Развивать:  фонематический слух и  слуховые      дифференцировки;  зрительно-пространственные  представления;  языковой  

           анализ и синтез (звуковой,  слоговой), грамматический строй речи.

           Создавать условия для развития у учащихся устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и  

           кратковременной памяти, самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в  определении  гласных в словах и в обозначении звуков  гласными  буквами А или О.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятиям;  формировать навыки аккуратного письма.  

       

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- умения выбирать нужную гласную букву для обозначения  соответствующего гласного звука;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

-освоение  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

 - понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

-логические операции сравнения, анализа;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах    

 Умения, характеризующие достижения результата:

- определять наличие гласных звуков [а] и [о] в сильной позиции и выбирать для гласных  звуков буквы А или О;

- пользоваться результатами сравнительного анализа  графического образа букв для безошибочного письма слов   разной конструкции;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать  им.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

слайд-презентация, буквы-сигналы, тетради, ручки,  индивидуальные карточки, конструктор строчных букв «а» и «о».

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Организационный момент.                                                    

    Приветствие, настрой на работу.

Проверка готовности рабочего места

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

саморегуляция - преодоление импульсивности, непроизвольности

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Демонстрация  элементов букв.

Определение букв «а», «о» по предъявленным элементам. Формулирование целей с помощью учителя.

Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.  2. Логические: - анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

3. Регулятивные: - определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

3.Развитие пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия

Демонстрация слайдов с рядами букв: а  а   а  а;

 а  о  а  а  о;

 а  а  о  а  о.

Рассматривают ряды букв, запоминают, записывают. Самопроверка.

Познавательные: 1. Общеучебные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в  способ действия, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Познавательные: 1. Общеучебные:- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Организация игры «Сигнальщики», четкое произнесение слогов, слов содержащих А или О.

Слушают слова, слоги, поднимают сигналы буквы А или О.

Организация игры  «Шифровальщики», четкое произнесение слогов, слов содержащих А или О.

Слушают слова,  записывают буквы А или О, содержащиеся в словах.

4. Физминутка

Проведение разминки

Выполнение упражнений

5. Закрепление.

5.1.

Самостоятельная работа.

Организация работы по карточкам.

С…м, л…к, кр…т, т…нк   и пр.

Читают слова с пропущенными буквами, вставляют А или О, объясняют свой выбор.

5.2. Работа в парах

Организация работы в парах с карточками: БРБН, СПАРТ, ПРТ, СТКН, КЛБК.

Обсуждают, какие буквы пропущены в словах. Записывают.

Коммуникативные: - Участвовать  в работе пары.

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Организация решения грамматического примера: Макар+он+сыр-с-р= макароны.

Записывают пример, решают.

Взаимопроверка.

Регулятивные: - контроль результата действия с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

7. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 



Предварительный просмотр:

Конструкт

  логопедического занятия для подгруппы учащихся 2 класса   по теме: «Буквы «а» - «о».

Цели:      совершенствование практического умения использовать строчные буквы «а» и «о» в письменной речи для обозначения  звуков [а] и [о].

Коррекционно-развивающие:

 Развивать:  фонематический слух и  слуховые      дифференцировки;  зрительно-пространственные представления; моторную память руки; языковой  анализ и синтез (звуковой,  слоговой).

Наблюдать в сравнении артикуляцию  гласных звуков (а-о), отмечая сходство  и различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений).

Создать условие для развития у учащихся устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, пространственного ориентирования,  самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в написании слов и предложений с использованием букв «а, о».

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятиям;  формировать навыки аккуратного письма.  

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- сравнение и анализ графического образа (строения) графем;

- умение выбирать нужную гласную букву для обозначения  соответствующего гласного звука;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-логические операции сравнения, анализа, синтеза;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах    

 Умения, характеризующие достижения результата:

- определять наличие гласных звуков [а] и [о] в сильной позиции и выбирать для обозначения гласных  звуков буквы А или О;

- определять наличие гласного звука  [а]  в слабой позиции и подбирать проверочные слова;

- пользоваться результатами сравнительного анализа  графического образа букв для безошибочного письма слов, в том числе с безударными А и О,   разной конструкции;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать  им.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

слайд-презентация, буквы-сигналы, тетради, ручки,  индивидуальные карточки, конструктор строчных букв «а» и «о», мяч.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.                                                    

Приветствие, настрой на работу.

Проверка готовности рабочего места

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Демонстрация  элементов букв.

Определение букв «а», «о» по предъявленным элементам. Формулирование целей.

3.Развитие пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия

Демонстрация рядов букв: а  а  о  а  о;  о  о  а  о  а;  а  а  а  о  а.

Рассматривают ряды букв, запоминают, записывают. Самопроверка.

Организация игры «Сигнальщики», четкое произнесение  слов, содержащих А или О.

Слушают слова, поднимают сигналы - буквы А или О.

Организация игры  «Шифровальщики»: предъявление изображений разных предметов (слайд-презентация),  содержащих в названии  звуки [а] и [о]  в сильной позиции.

Рассматривают предметы,  записывают буквы А или О, содержащиеся в словах.

4. Физминутка

Проведение разминки: Гроза, стоять, глазной, качать, старик, полевой, ласкать, малыш.

Ловят мяч, подбирают проверочное слово, возвращают мяч, называя сомнительную гласную и проверочное слово.

5. Закрепление.

 

Организация работы по карточкам: прир…д…, гриб…к, ст…лик,  кр…х…, кр…б, ст…рый.

 

Читают слова с пропущенными буквами, вставляют А или О, записывают слова в 3 столбика с комментированием.

5.2. Работа в парах

Организация работы в парах с карточками: БРБН, СПАРТ, ПРТ, СТКН, КЛБК.

Обсуждают, какие буквы пропущены в словах. Записывают.

5.3.Развитие орфографической зоркости

Организация работы по карточкам с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»: Ворабей  тоскал в гнездо  сухие  листики  и трову.

Читают предложение, высказывают предположения о допущенных ошибках, подбирают проверочные слова. Исправляют ошибки, записывают предложение по памяти.

Взаимопрверка.

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Организация решения грамматического примера: Макар+он+сыр-с-р= макароны.

Записывают пример, решают.

Самопроверка.

Подбирают к полученному слову слова-определения и слова-действия. Составляют предложения.

7. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



Предварительный просмотр:

Конструкт

  логопедического занятия для подгруппы учащихся 2 класса   по теме: «Буквы «и» - «у».

Цели:      совершенствование практического умения использовать строчные буквы «и» и «у» в письменной речи для обозначения  звуков [и] и [у].

Коррекционно-развивающие:

           Развивать:  фонематический слух и  слуховые      дифференцировки;  зрительно-пространственные представления; моторную память руки; языковой  анализ и синтез (звуковой,  слоговой).

Наблюдать в сравнении артикуляцию  гласных звуков  [и]- [у],  отмечая  различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений).

Создать условие для развития у учащихся устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, пространственного ориентирования,  самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в написании слов и предложений с использованием букв «и, у».

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятиям;  формировать навыки аккуратного письма.  

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- сравнение и анализ графического образа (строения) графем;

- умение выбирать нужную гласную букву для обозначения  соответствующего гласного звука;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-логические операции сравнения, анализа, синтеза;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах    

 Умения, характеризующие достижения результата:

- определять наличие гласных звуков [и] и [у] в сильной позиции и выбирать для обозначения гласных  звуков буквы И или У;

- определять наличие гласного звука  [и]  в слабой позиции и подбирать проверочные слова;

- пользоваться результатами сравнительного анализа  графического образа букв для безошибочного письма слов разной конструкции, в том числе с безударной И;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать  им.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

слайд-презентация, буквы-сигналы, тетради, ручки,  индивидуальные карточки, предметные картинки, конструктор строчных букв «и» и «у», мяч.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.                                                    

Приветствие, настрой на работу.

Проверяют  готовность  рабочего места

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Демонстрация  слайда: найти в ряду букв слова, определить, чем слова похожи. ПАУЛЬИСВ (ульи), ОВУРОКИДЖИ (уроки)

Находят слова УЛЬИ, УРОКИ. Определяют сходство в написании: буквы «и», «у».  Дают сравнительную характеристику  элементам букв. Формулируют  цели занятия

3.Развитие пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия

Демонстрация  артикуляции звуков: и  и  у  у  и,           у  и  и  у  у,       у  и  у  и  и.

Воспринимают артикуляцию звуков, запоминают, записывают буквы. Самопроверка.

Организация игры «Сигнальщики», четкое произнесение  слов, содержащих И или У: стужа, сети, тучи, успех, кручу, плюс, стихи.

Слушают слова, поднимают сигналы - буквы И или У.

Организация игры  «Шифровальщики»: предъявление  предметных картинок ,  содержащих в названии  звуки [и] и [у]  в сильной позиции.

Рассматривают предметы,  записывают буквы И или У, содержащиеся в словах.

4. Физминутка

Проведение разминки:  пальма,  армия, пенёк, океан, звезда, мороз, дерево, учебник.

Ловят мяч, подбирают слово-определение, возвращают мяч, называя словосочетание.

5. Закрепление.

 Работа в парах

Организация работы в парах по карточкам:

 В   з…мнем   лес…  т…хо. Вот  следы  рыжей  пл…товки. Там  косой  п…тал  след  по  с…гробам. А под  п…хтой  ночевал  гл…харь.

 -О каких обитателях леса текст?

Читают предложения с пропущенными буквами. Обсуждают, какие буквы пропущены в словах и вставляют И или У, записывают  с комментированием. Объясняют значение слов «плутовка», «косой».

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Организация решения грамматического примера: Стужа-жа + диван-ван + мяч-м-ч= студия.

Киностудия, фотостудия, изостудия.

Организация игры «Морской бой»: демонстрирует слайды с картинками, в названии которых есть И или У.

Записывают пример, решают.

Самопроверка.

Подбирают к полученному слову слова-определения.

Рассматривают картинки, определяют, на каком месте стоят буквы И или У, записывают  букву и цифру.

7. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



Предварительный просмотр:

Конструкт

  индивидуального логопедического занятия для   обучающегося 1 класса  по теме: «Буквы «Е» - «З».

Цели:      совершенствование практического умения использовать заглавные буквы «Е» и «З» в письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

           Развивать:    зрительно-пространственные представления; моторную память руки; языковой  анализ и синтез (звуковой,  слоговой).

          Создать условие для развития у учащегося устойчивости внимания, наблюдательности, пространственной  ориентировки,  

           самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в написании имен, кличек животных, начала предложения.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятиям;  формировать навыки аккуратного письма.  

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- сравнение и анализ графического образа (строения) графем;

- умение выбирать нужную  букву для обозначения  соответствующего   звука;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми  в различных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-логические операции сравнения, анализа, синтеза;

-умение сотрудничать с учителем  при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Организация пространства: индивидуальная работа  

 Умения, характеризующие достижения результата:

- анализировать и сравнивать зрительный образ графем Е и З;

- определять наличие имен, кличек животных для написания их с заглавной буквы;

- пользоваться результатами сравнительного анализа  графического образа букв для безошибочного письма слов;

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

буквы-сигналы, тетради, ручки,  геометрические фигуры: 4 треугольника, 2 прямоугольника, круг, конструктор   букв «Е» и «З».

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.                                                    

Приветствие, настрой на работу.

Проверяют  готовность  рабочего места

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Предъявление на слух имен для определения лишнего:

Катя, Захар, Вика, Оля.

Ева, Костя, Михаил, Петр.

 Слушает, определяет лишние имена, аргументирует.  Дает сравнительную характеристику  элементам первых букв. Формулирует  цели занятия. Запоминает слова: Ева, Захар.

3.Развитие пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия

Организация игры с геометрическими фигурами:

Конструирование ракеты по инструкции (при затруднениях – образец действия)

 

Слушает инструкцию, располагает фигуры на столе.

Организация  работы с цепочками букв: ЕЕЗЕ, ЗЗЕЗ, ЗЕЗЕЗ, ЗЗЕЕЗ

Рассматривает  ряд букв, запоминает, записывает в таком же порядке.

4. Физминутка

Проведение разминки:  пальма,  армия, пенёк, океан, звезда, мороз, дерево, учебник.

Ловит мяч, подбирает слово-определение, возвращает мяч, называя словосочетание.

5. Закрепление.

 

Организация  записи слов: четкое произнесение  слов, содержащих Е или З: Екатерина, Елисей, Зоя, Зина, Ева, Евгений, Забава, Зарина, Елизавета.

 

 Слушает слова и  записывает  их  в 2 столбика.

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Организация работы с предложением – составляет с теми именами, которые запоминал в начале урока.

Захар и Ева строят ракету.

 

Составляет предложение, записывает.

Самопроверка.

 

 

7. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



Предварительный просмотр:

Конструкт

 индивидуального  логопедического занятия для   обучающегося 2 класса теме: «Буквы «К» - «Н».

Цели:      совершенствование практического умения использовать заглавные буквы «К» и «Н» в письменной речи для обозначения  звуков [к], [к’] и [н], [н’].

Коррекционно-развивающие:

           Развивать:  фонематический слух и  слуховые      дифференцировки;  зрительно-пространственные представления; моторную память руки; языковой  анализ и синтез (звуковой,  слоговой).

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- сравнение и анализ графического образа (строения) графем;

- умение выбирать нужную согласную букву для обозначения  соответствующего согласного звука;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми  в различных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-логические операции сравнения, анализа, синтеза;

-умение сотрудничать с учителем  при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Организация пространства: индивидуальная работа  

 Умения, характеризующие достижения результата:

- анализировать и сравнивать зрительный образ графем К и Н;

- определять наличие согласных звуков [к], [к’] и [н], [н’]  и выбирать для обозначения согласных  звуков буквы К или Н;

- пользоваться результатами сравнительного анализа  графического образа букв для безошибочного письма слов разной конструкции;

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

слайд-презентация, буквы-сигналы, тетради, ручки,  индивидуальные карточки, конструктор   букв «К» и «Н», мяч.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.                                                    

Приветствие, настрой на работу.

Проверяют  готовность  рабочего места

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Демонстрация  слайда: найти в ряду букв слова, определить, чем слова похожи. СМЫКАТЯБРО, ИПЛНОННАЧФЮ (Катя, Нона)

Находит слова Катя, Нонна. Определяет сходство в написании: буквы «К», «Н».  Дает сравнительную характеристику  элементам букв. Формулирует  цели занятия

3.Развитие пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия

Организация игры «Шифровальщики», четкое произнесение  слов, содержащих К или Н: Новосибирск, Нева, Калуга, Керчь, Красноярск, Кемерово, Николай, Никифоров, Надежда, Коля.

 

Слушает слова, записывает буквы К или Н, содержащиеся в словах..

Организует работу с   цепочками букв: КНККН, ННКНК, КНКНКК, НКННКН.

Рассматривает  ряд букв, запоминает, записывает в таком же порядке.

4. Физминутка

Проведение разминки:  пальма,  армия, пенёк, океан, звезда, мороз, дерево, учебник.

Ловит мяч, подбирает слово-определение, возвращает мяч, называя словосочетание.

5. Закрепление.

 

Организация работы   по карточкам:

В …рыму тёплое и ласковое море. ..а  берегу реки  …ева  стоит Санкт-Петербург. …остя …иколаев учится в гимназии.

Читает предложения с пропущенными буквами. Объясняет, какие буквы пропущены в словах и вставляет К или Н, записывает  с комментированием.  

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Организация решения грамматического примера:  

 

Записывает пример, решает.

Самопроверка.

Подбирают к полученному слову слова-определения.

 

7. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



Предварительный просмотр:

Конструкт

  логопедического занятия  для  обучающихся  3 класса по  теме:  «Буквы «п» - «т»

Цели:      совершенствование практического умения использовать строчные буквы «п» и «т» в письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать:   речевую моторику; моторную память руки; фонематический слух и  слуховые      дифференцировки;   языковой  анализ             и синтез (звуковой,  слоговой); зрительно-пространственные представления; буквенный гнозис.

Наблюдать в сравнении артикуляцию согласных, отмечая сходство  и различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений).

Создать условие для развития у обучающихся устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти,    самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в написании слов и предложений с использованием букв «п, т».

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятиям;  формировать навыки аккуратного письма.  

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- сравнение и анализ графического образа (строения) графем;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- поиск и извлечение значимой информации для формулирования определений к терминам.

Организация пространства:  индивидуальная работа, работа в паре  

 Умения, характеризующие достижения результата:

- сравнивать графический образ букв п и т и называть отличительные особенности;

- пользоваться результатами сравнительного анализа для безошибочного письма слов и предложений разной конструкции;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать  им.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

слайд-презентация, конструктор букв, печатные буквы П, К, М, И, Н, Т, мешочек, тетрадь, ручки, числовые дорожки,  слоговая таблица: пта-тпа, пто-тпо-, пту-тпу, птэ-тпэ, пты-тпы; карточки с разноцветными лучами;   деформированный текст.

индивидуальные карточки №1:  IIIри дня в IIосёлке  бушевала  меIIIель. Вся  IIроезжая часIIIь  засыIIана  IIIолсIIIым  слоем снега. Машины и IIешеходы  с  IIIрудом  IIередвигаются  IIо улицам. На  *омощь  *ришла  *яжёлая  *ехника. К у*ру  *ро*уары  и  дороги  расчис*или  о*  снега.

Карточка № 2:  

п

т

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.  Развитие тактильных ощущений                                                  

Приветствие, настрой на работу.

Игра «Волшебный мешочек» - узнать на ощупь буквы П, К, М, И, Н, Т .

Проверка готовности рабочего места

Достают с закрытыми глазами буквы, узнают на ощупь.

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Организация работы   для конструирования строчных букв из элементов букв «п» и «т»  и формулирования темы и целей урока.

Работа   с конструктором письменных строчных букв «п» и «т» для  формулирования  темы и  постановки цели урока.

3. Речевая  разминка.                  

Организация чтения дорожки слогов:

пта-тпа, пто-тпо-, пту-тпу, птэ-тпэ, пты-тпы  

Чтение слогов  с наращиванием темпа и громкости

4.Сравнительная характеристика букв, звуков.        

Организация аналитической деятельности  с графемами и их структурными составляющими.        

 Анализируют количество и вид элементов букв п и т, дают  сравнительную характеристику буквам и звукам [п, п’], [т,  т’].

  1. Развитие фонематического слуха.                            

I .Организация   игры «Шифровальщики» 

- Пряник, копал, столик, сапоги, парта, трамплин, тапочки, компот, наступать.

П, п, т, п, п-т, т-п, т-п, п-т, т-п-т.

2, 2, 3, 2, 2-3, 3-2, 3-2, 2-3, 3-2-3.

Обозначают услышанные звуки    буквами   -п,   -т.

Фронтальная проверка

  1. Развитие зрительно-пространственных представлений

Организует запись букв на карточке с разноцветными лучами по инструкции  и  воздушному написанию графем логопедом:

  1. Под серой чертой  - П
  2. Между розовой и серой – Ь
  3. Справа от голубой – Т
  4. Слева от красной – О
  5. Над зеленой – Ф
  6. Справа от красной – Р
  7. Слева от синей – Л
  8. Между черной и синей - Е

Записывают буквы, ищут слово, ориентируясь на направление (против часовой стрелки) ПОРТФЕЛЬ

7.Физминутка.                                                                      

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Выполнение упражнений

8. Развитие слого-звукового анализа и синтеза.                          

1. Диктовка грамматического примера:

Пост-ст + рот- о + карета – ка – а = Портрет.

2. Организация  игры «Морской бой»:   

Слайды: лампа, капуста, фартук, прищепка, фломастеры, ласточка, хоккеист, пластилин, почтальон,.

Решение грамматического примера, подчеркивание дифференцируемых букв  

Работа с числовыми дорожками.

Фронтально

9. Закрепление, самостоятельная работа.                    

II. Организация самостоятельной работы  по карточкам    

    «п» – I I,   «т» -  I I I

Самостоятельная работа с карточками, запись предложений в тетрадь.

 Взаимопроверка.

10.Закрепление. Составление памяток для 1классников                        

Организация работы по заполнению памяток для 1классников (карточки №2): обобщение аналитической работы всего занятия (указать все отличительные признаки графем)

Заполнения памяток и защита своей работы.

(п-2, т-3, п – II, т –III,  отдельные элементы букв «п»  и  «т»)

11. Рефлексия.

Итог занятия.                                                                              

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы  и своих успехов на занятии.



Предварительный просмотр:

Конструкт

  логопедического занятия для   обучающихся 2 класса    по теме: «Буквы «Лл» - «Мм».

Цели:      совершенствование практического умения использовать заглавные  и строчные буквы «Лл» и «Мм» в письменной речи для обозначения  соответствующих звуков [л], [л’] и [м], [м’].

Коррекционно-развивающие:

           Развивать:  фонематический слух и  слуховые      дифференцировки;  зрительно-пространственные представления; моторную память руки; языковой  анализ и синтез (звуковой,  слоговой).

Наблюдать в сравнении артикуляцию согласных, отмечая сходство  и различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений).

Создать условие для развития у учащихся устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, пространственного ориентирования,  самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- сравнение и анализ графического образа (строения) графем;

- умение выбирать нужную согласную букву для обозначения  соответствующего согласного звука;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми  в различных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-логические операции сравнения, анализа, синтеза;

-умение сотрудничать с учителем  при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Организация пространства: индивидуальная работа  

 Умения, характеризующие достижения результата:

- анализировать и сравнивать зрительный образ графем Лл и Мм;

- определять наличие согласных звуков [л], [л’] и [м], [м’]  в словах и выбирать для обозначения согласных  звуков буквы Лл или Мм;

- пользоваться результатами сравнительного анализа  графического образа букв для безошибочного письма слов разной конструкции;

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

слайд-презентация, числовые дорожки, тетради, ручки,  индивидуальные карточки, конструктор   букв «л» и «м», мяч.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.                                                    

Приветствие, настрой на работу.

Проверяют  готовность  рабочего места

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Демонстрация  слайда 2: найти в ряду букв слово, определить, какие согласные буквы в слове похожи. СЕНЛИМОНБРО

Находят слово ЛИМОН. Определяют сходство в написании: согласных букв  «Л», «М».  Формулируют  цели занятия

3. Развитие зрительного анализа и синтеза

Демонстрирует элементы букв Л и М

Дают сравнительную характеристику  элементам букв. Составляют буквы.

3.Развитие пространственного восприятия, зрительного, слухового внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия

Организация игры «Шифровальщики», четкое произнесение  слов, содержащих М или Л:   Москва, Липецк, Севастополь, Минск, Могилёв,  Калуга, Барнаул, Магнитогорск, Норильск, Ханты-Мансийск.

 

Слушают слова, записывают буквы М или Л, содержащиеся в словах.

 Обобщающее понятие – название городов.

Слайд 3. Организует  работу с   цепочками букв: ММЛМ, лмлмм, ЛМЛЛМ, мллмм

Рассматривают  ряды букв, запоминают, записывают в таком же порядке. САМОПРОВЕРКА

4. Физминутка

Проведение разминки:  пальма,  армия, пенёк, океан, звезда, мороз, дерево, учебник.

Ловят мяч, подбирают слово-определение, возвращают мяч, называя словосочетание.

5. Закрепление.

 

Организация работы   по карточкам:

 Не рой   я…у  друго…у, са…    в   неё  попадёшь. Кашу  …ас…о…  не  испортишь. Не  спеши  языко…, спеши  де…о… . Одной  рукой  уз…а  не  завяжешь.

Читают пословицы с пропущенными буквами. Объясняют, какие буквы пропущены,  записывают  с комментированием. Объясняют значение пословиц.  

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Слайды 4-12. Организует игру «Морской бой»

Организация решения грамматического примера:  

Мак-к+львы-ы+сад-с-д= МАЛЬВА.

Рассматривают картинки, называют букву и определяют ее место в слове. Записывают в тетрадь координаты: л-6, л-3,7, м-3, л-3, м-5, л-5, л-5, м-5, л-3,7. Фронтально.

Записывают пример, решают. Самопроверка.

Подбирают к полученному слову слова-определения

7. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



Предварительный просмотр:

Конструкт

  логопедического занятия,  2 класс. «Звуки [в], [в’], [ф],[ф’] и буквы «в» - «ф».

Цели:      совершенствование практического умения использовать  буквы «ф» и «в» в самостоятельной письменной речи для обозначения звонких и  глухих  согласных звуков [в, в’]  [ф, ф’]; закрепление умения написания парных согласных в середине и  на конце слов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать:  фонематический слух и  слуховые  дифференцировки;   языковой  анализ и синтез (звукобуквенный).                          

Наблюдать в сравнении артикуляцию согласных, отмечая сходство  и различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений).

Создать условие для развития у учащихся устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, пространственной ориентировки,  самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в написании слов и предложений с использованием букв Ф, В.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать интерес к занятиям;  формировать навыки аккуратного письма.  

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- умения выбирать нужную согласную для обозначения  звонких и глухих согласных звуков;

- умение находить в слове орфограмму «парные согласные»;

- умение подбирать проверочные слова для выбора парной согласной на конце слова;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

 - понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 -логические операции сравнения, анализа;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

-умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах    

 Умения, характеризующие достижения результата:

- определять звонкость-глухость согласных звуков;

-подбирать проверочное слово и выбирать для обозначения  парных согласных звуков нужную букву (Ф или В);

- пользоваться результатами сравнительного анализа для безошибочного письма слов и предложений;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах и следовать  им.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:  слайд-презентация  или предметные картинки,  тетради, ручки, карточки, числовые дорожки, сравнительная таблица характеристики звука.

 

 

 

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Орг момент.                                                    

 Приветствие, настрой на работу.

Проверка готовности рабочего места

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Саморегуляция – преодоление импульсивности, непроизвольности

2.Определение темы и целей занятия.                                      

Предъявление  предложения: В шка… положили морко…ь.  для  определения темы занятия.

Читают,   объясняют, какие буквы нужно вставить в слова и почему.  

Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.  2. Логические: - анализ объектов с целью выделения  заданных признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

3. Сравнительная характеристика звуков

Организация работы по сравнительной таблице

Строят последовательное высказывание, сравнивают звуки Ф и В. Повторяют орфограмму.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия

Игры  «Шифровальщики»-  четкое произнесение  слов, содержащих  В или Ф:  нефть, туфли, островок, пловец, вафли, кофе, лифт, повар.

Слушают слова,  записывают буквы В или Ф, содержащиеся в словах: Ф, Ф, В, В, ВФ, Ф,Ф, В .

Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.                                    

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в  способ действия, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Коммуникативные: - контроль, коррекция, оценка  действий партнёра;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организует запись слов в 2 столбика:

Жираф              удав

Телеграф          обрыв

Сейф                 ветвь

Слушают слова. Подбирают проверочные слова. Записывают в столбики.

Взаимопроверка.

5. Физминутка

Проведение разминки

Выполнение упражнений

6. Развитие  лексико-грамматического строя речи

Организует составление предложений  по сюжетным картинкам.

(Рыболов поймал трёх карасей.  

Жираф тянется к верхушке куста.)

Составляют и записывают  предложения с комментированием.

Самопроверка.

7. Закрепление.

 Организация работы с карточками: вставить пропущенные буквы  В или Ф:   Бро…ь, шар…,  клю…, шо…, пуго…ка, выши…ка, подста…ка.

Работа с карточками. Самопроверка.

8.Развитие звукового анализа

Организация игры «Морской бой»

(презентация)

С помощью числовых дорожек определяют место звуков [ф, ф’ ] [в, в‘] в словах.

9. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний.

Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.



Предварительный просмотр:

Конструкт

индивидуального  логопедического занятия,  1 класс,  ОНР II-III уровня

«Дифференциация звуков [Ш] - [ Ж] в словах и предложениях».

Цели:      совершенствование практического умения  произнесения звуков [Ш] - [ Ж]  в словах и  предложениях простой конструкции в   устной речи под контролем взрослого.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать:  самоконтроль, фонематический слух и  слуховые  дифференцировки, зрительно-пространственную ориентировку, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;                            

Создать условие для развития у обучающегося устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти,  самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Коррекционно-образовательные: тренировать в формировании предложений разной конструкции по образцу и самостоятельно; составлять  

      предложения по сюжетным картинкам, тренировать в чтении  слов, содержащих  буквы Ш и Ж.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать чувство гордости за свои достижения, интерес к занятиям.  

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- умение  контролировать и дифференцировать произнесение звуков  Ш и Ж   в  словах, словосочетаниях, предложениях;

- чтение  слов с   буквами Ш и Ж;

 - умение   образовывать форму множественного числа имен существительных;

- проявление учебно-познавательного интереса к  учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

 - понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми  в различных  ситуациях

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 -логические операции сравнения, анализа;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

-умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Организация пространства: индивидуальная работа.    

 Умения, характеризующие достижения результата:

- различать на слух звуки [Ш] - [ Ж] в любых единицах речи ;

- давать сравнительную характеристику артикуляции  и согласным звукам [Ш] - [ Ж];

- пользоваться результатами сравнения для безошибочного письма;

- безошибочно произносить слова, предложения простой звукослоговой наполняемости, содержащих звуки  [Ш] - [ Ж];

- образовывать форму множественного числа имен существительных.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое и методическое оснащение и оборудование урока:

зеркало, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», карточки с анализом артикуляции,  буквы Ш и Ж (печатные, письменные), элементы букв, д.  игра «Новоселье» , слайд-презентация, тетрадь, ручка,   предметные, сюжетные  картинки. Интернет – сайт «Самоучка».

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1.Орг.  момент.

1 мин.                                                    

  Приветствие, настрой на работу.

Проверка готовности рабочего места

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

саморегуляция - преодоление импульсивности, непроизвольности

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем слушать, размышлять,

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

2.Артикуляцион ная и дыхательная гимнастика

2 мин.

Организация  и проведение комплекса артикуляционной и дыхательной гимнастики для звуков Ш-Ж.

Выполнение упражнений перед зеркалом.

Выработка длительного выдоха на тренажере.

Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.  2. Логические: - анализ объектов с целью выделения  заданных признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в  способ действия, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и преодолению препятствий.

Для губ: «Прятки», «Лягушка», «Заборчик», «Слоник».

Для языка: «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка».

Для дыхания: «Вертушка», тренажер «Вулкан» + звуки Ш и Ж

3. Определение темы и целей занятия.  1 мин.                              

Предлагает  вспомнить, какие звуки отрабатывают на занятии.

Вспоминает, называет и старается определить и сформулировать тему занятия.

4. Сравнительная характеристика артикуляции, звуков  и  букв.

     3 мин.

Напоминает (по необходимости) последовательность сравнения с помощью карточек.

С опорой на собственное произнесение звуков и карточки дает сравнительную характеристику артикуляции, звукам и буквам.

Соотнесение артикуляции, увиденной в зеркало и карточек.

Характеристика звуков:

[ш] – согласный, твердый, глухой,

[ж] – согласный, твердый, звонкий.

Анализ графем: ищет среди предъявленных элементов нужные для букв Ш и Ж, конструирует буквы.

5. Развитие фонематическо

го слуха и восприятия.  

 3 мин.

Организует игры на развитие фонематического слуха и восприятия.

Слушает, поднимает сигналы, запоминает, повторяет слоги и слова, называет картинки, раскладывает по домам.  

«Сигнальщики» : шишка, прыжок, ужи, каша, пирожок, мешки,  старушка, кошка, журавли, жарить.

 «Эхо»: ша-ши-ши, шо-ша-шо, же-же-жу, жа-жо-жа;

Шу-жу-жу, жа-ша-ша, шо-жо-шо;

Маша-Паша, мышка-мишка, вышка-пышка, ножи-ужи, жить-шить, шаль-жаль.

«Новоселье»: Расселить животных в домики с буквами Ш и Ж.

6. Развитие  прострнствен

ной ориентировки

«Лабиринт»: перемещает фигурку мышки по полю с клетками, называя направление движения.

Повторяет направления движения на доске с фигуркой жука.

7. Развитие  лексико-граммат. строя

Организация работы с сюжетными картинками.

Составление и проговаривание предложений, содержащих звуки Ж-Ш. Самоконтроль.

8.  Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Организация работы с ребусами:

«шум, лужа».

Называет картинки, выделяет первый звук (букву), читает получившееся слово. Самоконтроль.

Познавательные: Логические: синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов

Образование однокоренных слов:

Шум – шумный, шуметь, шумок.

Лужа – лужица, лужища.

9. Рефлексия. Итог.

Проведение рефлексии.

Анализ своей работы, знаний.

Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.