Родителям
Рекомендации родителям по развитию устной и письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения для постановки [р] | 40 КБ |
Автоматизация [р] | 47.5 КБ |
pamyatka_postanovka_i_avtomatizatsiya_l.doc | 47.5 КБ |
pamyatka_diktsiya_i_tehnika_chteniya.doc | 43 КБ |
razvitie_yazykovogo_analiza_i_sinteza.docx | 101.08 КБ |
pamyatka_podgotovka_k_pismu.doc | 68.5 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt | 375.5 КБ |
uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx | 23.83 КБ |
logouprazhneniya_dlya_ruk.docx | 12.7 КБ |
samomassazh_litsa.docx | 387.24 КБ |
portret_budushchego_pervoklassnika.docx | 2.16 МБ |
gimnastika_dlya_yazyka.docx | 1.93 МБ |
seminar_dlya_roditeley_1klassnikov.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Приобская СОШ»
ПАМЯТКА
по подготовке к постановке звука [Р]
- губы - полураскрыты или занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука;
- зубы - разомкнуты;
- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки - вибрируют, давая голос;
- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Упражнения для языка:
1. «Блинчик» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны. Широкий, спокойный язычок удерживается на нижней губе под счет до 5-10. (5-7 раз)
2.«Чистим верхние зубки» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны. Кончиком широкого языка поглаживать верхние зубы с внутренней стороны движением слева направо и справа налево 5-7 раз. Затем поглаживать верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз и снизу вверх 5-7 раз. Работают мышцы кончика языка, нижняя челюсть неподвижна.
3. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. (5-7 раз)
4. «Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
5. «Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки, растягивая её при этом. (под счет до 5-7)
6. «Гармошка»- приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Следить: 1. Когда открывается рот, губы неподвижны. 2. При открывании рта не провисала одна из сторон языка.
7. «Молоточки» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны. Кончиком широкого языка стучать в верхние зубы с внутренней стороны (или в нёбо за верхними зубами) 5-7 раз. Работают мышцы языка, нижняя челюсть неподвижна.
8. «Пулеметчик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук, похожий на сочетание [ДЖ]: «дж-дж-дж». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть остается неподвижной.
9. «Моторчик» - выполнять упражнение «Пулеметчик» и одновременно производить быстрые колебательные движения шпателем, ручкой чайной ложки или чистым указательным пальцем ребенка вправо-влево под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка и получения звука, похожего на «Р-р-р».
Упражнения необходимо выполнять ежедневно по 5-7 минут перед зеркалом, добиваясь правильных четких движений. Начинать следует с 2-3 упражнений, постепенно разучивая и добавляя новые.
Желаю успехов. Учитель-логопед Борохова И.В.
Предварительный просмотр:
Говори красиво: Федор, ветер, грива,
Барабан, мундир, топор, карта, марка, мухомор.
У Варвары и Арины растут георгины.
У Кондрата куртка коротковата.
Варит Раиса Борису суп из риса,
А Борис Раису угостит ирисом.
В аквариуме у Харитона
Четыре рака и три тритона.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Три вороны на воротах,
Три сороки на пороге.
Ворона воровала утят,
А Варвара караулила.
Дружит Рома с носорогом,
Носорог тот недотрога.
Не даёт потрогать рог
Недотрога-носорог.
8. В словах с двумя звуками Р.
(В словосочетаниях и предложениях с такими словами)
Простор, разгар, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, проверка, разорвать, фарфор, прорубь, оркестр, раскрывать, разгружать, разбросать.
Ртутный термометр; радостный праздник; армейский вертолёт; правая рука; барабанная дробь; крутая горка; разгрузка кирпича; кукурузное зерно; мраморное крыльцо; просторная квартира; играющий оркестр; фарфоровый сервиз; проверка тетрадей.
9. В предложениях разной сложности, в самостоятельной речи.
10. В скороговорках.
Слова повторяются за взрослым от одного до трех раз подряд. Стишки и предложения проговариваются в размеренном темпе, четко и внятно.
Желаю успехов. Учитель-логопед Борохова И.В.
МКОУ «Приобская СОШ»
ПАМЯТКА
по автоматизации и введении звука [Р] в самостоятельную речь
- губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука;
- зубы - разомкнуты;
- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки - вибрируют, давая голос;
- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Звук [Р] автоматизируется в следующей последовательности:
1. В начале слов:
Ра- рак, работа, рама, радуга, радио, ракета, радость, равный, ракушка.
Ро- Рома, робот, рот, роза, роща, розовый, ромб, родина.
Ры- рыба, рыбак, рыбачит, рыжий, рыжик, рыть, рысь, рынок.
Ру- рука, ручей, рубить, ружьё, рубашка, руда, русский, русый, рубанок.
2. В середине слов:
Ра- гора, нора, дыра, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась.
Ро- перо, урок, герой, народ, сырой, мороз, ворона, дорога, корова.
Ры- шары, дары, дворы, топоры, комары, корыто, куры, пожары.
3. В чистоговорках с отработанными словами:
Ра-ра-ра- на улице жара. Ро-ро-ро- красивое перо.
Ру-ру-ру- ручку я беру. Ру-ру-ру- не люблю жару.
Ры-ры-ры- у девочек шары. Ры-ры-ры- гудят комары.
4. В словосочетаниях и предложениях:
Лиса роет нору. Детвора катается с горы. Жираф ест молодые листики. Вчера был сильный мороз. В коробку положили помидоры. На дороге стоит корова. Над водой летают комары и мошкара. Рая держит в руке воздушные шары. По дну ползёт рак. Рома в небе увидел радугу. Юра в подарок получил ракету. На песке лежат ракушки. В саду растёт розовая роза. Дети гуляют около рощи. Рыбак поймал карасей. На ветке сидит рысь. Под дубом течёт ручей. Рома надел рубашку с коротким рукавом. Охотник несёт ружьё.
5. На конце и в середине слов:
Ар- шар, вар, бар, дар, пар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, Захар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук.
Ор- бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор.
Ур- бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка.
Ыр- сыр, дырка, дырчатый, фыркать, Таймыр, пассажир.
Ар-ар-ар- у Раи жар. Ар-ар-ар- у Иры шар.
Ор-ор-ор- в гараже топор. Ор-ор-ор- у машины мотор.
Ур-ур-ур- Рома кормит кур.
Аркаша разрезает арбуз. Рома собирает мусор в урну. Варвара держит в руках красные шары. Рыбаки поймали карасей и ершей. Герман наливает в термос смородиновый морс. Мурка фырчит на Трезора. Повар готовит на первое борщ, а на десерт мороженое. Макар рассматривает марки.
6. В стечении с другими согласными:
Тра-травы, трап, трасса, травка, трамвай, трамплин, траншея, трачу.
Тро- трос, тройка, трон, тропик, трогать, трость, тропы.
Тру- труд, трудно, трудится, труба, трубка, трубить, трубочист, трус.
Дра- драка, драп, дранка, драчун, дракон, дрова, драники.
Дро- дрозд, дротик, дробь, дрожжи, дровни.
Дру- друг, другой, дружить, дружба, друзья, дружина.
Тра- тетрадь, завтра, завтрак, страх, быстрая, острая, стража, страна.
Тро- метро, ситро, патрон, строчка, стройка, строгий, трое.
Тру- ватрушка, петрушка, отруби, струя, струна, стружка.
Тры- отрывок, метры, осётры, театры, осмотры, гетры, отрывать, острый.
Дра- квадрат, пудра, выдра, вёдра, эскадра.
Дро- ведро, бедро, ядро, подросток, подрос, бодрость, мудрость.
Дру- вдруг, подруга, недруг.
Дры- щедрый, кадры, бодрый, кедры, мудрый.
Тра-тра-тра- в школу я иду с утра.
Тро-тро-тро- в школу еду на метро.
Тру-тру-тру- я стою на ветру.
Тры-тры-тры- в сказке гномики хитры.
Дра-дра-дра – два ведра.
Дро- дро-дро- новое ведро.
Дры-дры-дры- в сказке гномики мудры.
Дру-дру-дру- стучу по ведру.
В траве не видно тропки. У Иры пёстрые гетры. В тетради много страниц. Один за другим матросы пробежали по трапу. Трамвай едет по городскому проспекту. Утром Трофим делает зарядку. Наша страна огромная и красивая. Выдра нырнула в воду. На кедр забирается бурундук. Друзья едут в театр на метро. На трубе сидит рыжий кот. В ведро бьёт струя воды. Котёнок дрожит от страха. Педиатр прописал Петру микстуру.
Ра- брат, враг, врач, град, грач, грамота, граната, графин, кран, краска, крапива, красавица, крапинка, цифра.
Ро- брови. Брошка, бросил, гром, грохот, грозы, кровь, крот, крошка, пробка, провод, простыня, срок, фронт.
Ры- брызги, грызуны, крысы, крышка, крыша, закрыть, прыгать, прыжок.
Ру- брусника, груз, груша, группа, грубый, груздь, грудь. Круг, кружка, крупа, кругом, крутой, пруд, пружина, фрукты.
7. В предложениях разной сложности, стишках:
Есть у Раи огород: там морковка и горох.
Справа огород Федоры, и растут там помидоры.
В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка съехать с крутой горки.
Два брата у Иры – Захар и Егор.
Захар дрова рубит, Егор метёт двор.
В коробке у Берты открытки, конверты,
Фотографии, марки и другие подарки.
Постучал в ворота кто-то,
Открывай скорей ворота.
Трут морковь на тёрке
Рае и Егорке.
Рома и Рая дома играют,
А Ира и Марк идут в парк.
Красной краскою Егор
Красит крышу и забор
Пара птиц порхала, порхала –
Да и выпорхнула.
Предварительный просмотр:
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)
Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)
Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)
Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.
9. В текстах:
Кукла Мила.
Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.
Наш кот.
Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.
Рыболов.
Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.
10. В самостоятельной речи.
11. В скороговорках.
Слова повторяются за взрослым от одного до трех раз подряд. Стишки и предложения проговариваются в размеренном темпе, четко и внятно.
Желаю успехов. Учитель-логопед Борохова И.В.
МКОУ «Приобская СОШ»
ПАМЯТКА
по автоматизации и введению звука [Л] в самостоятельную речь
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
- зубы незначительно разомкнуты;
- язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Упражнения для постановки звука:
Качели.
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние резцы, удержать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Лошадка. (Пощелкаем язычком)
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал
Звук [Л] автоматизируется в следующей последовательности:
1. В слогах и в начале слов:
Ла - ло - лу – лы Ло - лу - ла – лы Лу - лы - лы – ло Лы - лу - ло - ла
Ла: лаз, лак, лапа, лампа, ласточка, ландыш, ладошка, лапша, ласты;
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, локоны, лопнуть;
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, луковица, луна, лужок, лужайка, лукошко, лыко, лыжи, лыжник, лыжница, лыжня, лысина.
2. В середине слов
Ла: юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, ела, писала, читала, кидала, носила.
Ло: чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, молочный, холодный.
Лу, лы: юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, булыжник, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы.
3. В словосочетаниях, чистоговорках с отработанными словами:
Белый голубь, положила в лукошко, спелая голубика, полосатое полотенце.
Ла-ла-ла- на дубе белочка жила. Лы-лы-лы- малыши у нас малы.
Ло-ло-ло- много снега немело. Лу-лу-лу- наточила я пилу.
4. В предложениях, стишках:
Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони. Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!
5. На конце и в середине слов:
Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул: гул, дул, стул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вел, шел, шелк, елка, челка, пчелка, осел, котел, новосел, щелкать, метелка.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел.
Ил: бил, мил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.
6. Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать.
Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.
7. "Трудные" слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, получил, улыбался.
8. В предложениях разной сложности, стишках:
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке. Солдат доложил, что выполнил задание. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пес. Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот веселый колобок покатился, как клубок.
Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
Предварительный просмотр:
«Чтение перевернутого текста»
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Можно изменять это упражнение: поворачивать текст на 90 или 270 градусов.
«Поиск в тексте заданных слов»
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может показать их, подчеркнуть или обвести в кружок.
“Игра в прятки”
Взрослый начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, ребенок должен найти место, где читает взрослый и подстроиться под его чтение.
«Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки»
«Корректировка деформированных предложений»
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
“Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением.
Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
По материалам сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
ПАМЯТКА
для развития дикции и техники чтения
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Ежедневно, через определенные промежутки времени проводить небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день).
- Разминка перед чтением:
- Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала
по порядку, а затем в сочетаниях по 2-5 звуков: ау, ао, оие, уоиэ и т.д.
- Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би и т.д.
- «Наращивание» согласных: рба, …; срба, ….псрба…
- Чтение согласных: после глубокого вдоха на выдохе читать 15 согласных одного ряда: бтмпвчфкншлжзцс КВМПСЛБШГРДБЛСТ ПРГЛНТВСЧЦФБХНМЛ
- Чтение ряда согласных с одной гласной (используют эти же ряды): батамапавачафаканашалажазацаса
- Интонационная разминка: (развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения).
2. Развитие четкости произношения:
- Проговаривание чистоговорок и скороговорок (шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро).
Образцы чистоговорок:
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры- у мальчиков шары.
Ро-ро-ро- у Раи новое ведро.
Ре-ре-ре- стоит домик на горе.
Ри-ри-ри- на ветках снегири.
Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.
Ар-ар-ар- кипит наш самовар.
Образцы скороговорок:
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Талер тарелка стоит.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Город Нерль на Нерли реке.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
По семеро в сани уселись сами.
Свиристель свиристит свиристелью.
Около колодца кольцо не найдется.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Яшма в замше замшела.
Покупаем Киму кепку, а на кепке этикетка.
Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
В вагоне Гена и Матвей, Викентий, Витя и Авдей.
В океане виден кит, кит, как кипяток, кипит.
Конфеты – фее, конфетти – Тимофею.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Скок, соpокa, скок, соpокa, слепa с окa, кpивa с бокa.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Рaстеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.
Скaзaлa со смехом соседке синицa:
«Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится».
Косарь Касьян косой косит косо,
Не скосит Касьян-косарь покоса.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
3.Выработка внимания к слову и его частям:
С этой целью даются для чтения слова и словосочетания на
определенное время:
Слова с общим корнем: вода, водный; Родина, родной…
Сочетания существительного с прилагательным: у дальнего леса; от
чистого берега…
Слова, отличающиеся одной буквой: чистота – частота, дедушка – девушка, булка – белка…
Складывание слов из половинок (от 3 до 10 слов пишется на двух
маленьких карточках).
4.Развитие гибкости и скорости чтения. “Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении
взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости
ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем
взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует
его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок
правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
«Многократное чтение»
Ребенку предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной
минуты. После этого он отмечает, до какого места дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Лучше изменить задание и потренировать на этом артикуляционный аппарат (чтение в темпе скороговорки).
«Чтение в темпе скороговорки»
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение
текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком,
а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
“Молния”
Смысл упражнения - в чередовании чтения в комфортном режиме молча с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме
осуществляется по команде “Молния!” и продолжается от 20 секунд
/вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
Семинар-практикум для родителей первоклассников
«Упражнения, развивающие навыки языкового анализа и синтеза»
Учитель-логопед Борохова Ирина Викторовна
п. Приобье
2018г
Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53% учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
В 1 классе нельзя говорить о наличии у ребенка дисграфии, т.к. до 8-8,5 лет идет процесс формирования техники письма. Можно говорить о предпосылках возникновения дисграфии, потому что на начальных этапах обучения письму дети, имеющие недоразвитие высших психических функций, участвующих в процессе формирования письма и чтения, испытывают большие трудности в обучении и допускают множественные ошибки.
Наиболее часто среди школьников встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Симптоматика
«В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза и проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Это:
- пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановка букв, добавление букв, пропуски, добавления, перестановки слогов;
- слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами, раздельное написании слова, раздельное написание приставки и корня слова».
Система коррекционной работы по предупреждению и преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для успешного обучения грамоте и письму ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т.е владеть фонематическим анализом и синтезом, самым сложным из всех видов анализа речевого потока. В письме ученика, обладающего этим умением, будут отсутствовать характерные ошибки на пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.
Приемы развития фонематического анализа и синтеза разнообразны, многовариативны, и учитывают последовательность его формирования.
Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, а именно, четкое представление звуковой структуры слова.
В частности ребенок должен уметь определить:
- какие именно звуки входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков;
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам.
Под фонетическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова.
Приемы развития фонематического анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования звукового анализа в онтогенезе. Детям 6-7 летнего возраста, поступающим в 1 класс, доступна элементарная форма фонематического анализа, поэтому обучение строится с постепенным усложнением заданий, направленных на развитие звукового анализа и синтеза.
Рекомендуется следующая последовательность упражнений по развитию звукослогового анализа и синтеза:
1. Узнавание звука на фоне слова. Ребенок должен ответить, есть ли заданный звук в названном слове.
(Другие варианты: поднять сигнал, показать условленное движение, закрыть фишкой названную картинку, отложить картинку в стопку и пр.)
2. Определение места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.
Перед выполнением данного вида заданий необходимо убедиться, что ребенок хорошо понимает значение слов «начало» и «конец слова», т.к иногда дети не видят между этими словами смыслового различения и отвечают наугад. Выполняя задания на определение места звука в слове, ребёнок может назвать это место, показать на схеме слова с помощью жетона, положить в нужную стопку и пр.
3.Самостоятельное выделение звука из начала и конца слова.
Ребенку дается задание назвать первый, последний звук в предлагаемых словах. (сначала гласные, потом щелевые согласные, как более длительные, и взрывные согласные)
4. Анализ звукового ряда.
Ребенок слышит сочетание, состоящее сначала из 2, потом из 3-4 гласных звуков, и определяет какой звук первый, второй и т.д. Далее выполняется звуковой анализ обратных слогов и прямых. После этого можно переходить к звуковому анализу коротких слов.
5. Анализ слов из 3-5 звуков.
Называется слово, определяется 1, 2, 3 и т.д. звуки, уточняется их количество.
Далее формируется действия фонематического анализа в умственном плане, т.е. ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова, по представлению. Даются задания следующего содержания:
6. Вспомнить слова, состоящие из заданного количество звуков (3 – 6).
Для разнообразия, непредсказуемости задания можно использовать кубик с разным количеством точек на гранях.
7. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.
Названия картинок не произносятся вслух.
8. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинок (картинки не называются).
9. Разложить картинки в 2, 3 ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Письменные задания, в которых идет закрепление фонематического и слогового анализа слов:
1. Вставить пропущенные буквы в предложенные слова.
Это могут быть слова с одной пропущенной буквой (гласной или согласной) в самом начале обучения и с пропущенными гласными на более поздних этапах формирования данного вида анализа (приложение 1).
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
Как обучение данному виду задания я предлагаю сначала проделать это с помощью картинок (шуба, уши, кошка) (приложение 2).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из предложенных букв или слогов.
При работе с буквами можно разнообразить задание, предложив составить слово, расставив буквы в зависимости от размера, использовать слоги, записанные в таблицу, составить слова какой-либо одной лексической темы и пр. (приложение 2).
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
После этого назвать, записать выделенные слова.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово (приложение 3).
6. Построить цепочку слов, изменяя один звук – «превращение» : сом-сок-сук-суп; так, чтобы последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом-мак-крот-топор (приложение 3).
7. Преобразовать слово, добавляя звук, убирая звук (приложение 3).
8. Найти общий звук в словах.
Произносятся несколько слов, дети на слух воспринимают и анализируют звуковой состав этих слов, пытаясь определить повторяющийся во всех словах звук.
9. Какой звук убежал.
На слух определить, какой звук отсутствует в одном из двух названных слов ( крот – кот, крот – рот, лампа – лапа, лампа – лама).
10. «Наборщик» - составить слова из букв предложенного слова (приложение 4).
11. Найти слово в слове (приложение 4).
12. Анаграммы: образовать новое слово из предложенного путем перестановки букв (приложение 4).
13. Перевертыши: назвать слова, в котором звуки расположены в обратном порядке, палиндромы (приложение 4).
14. .Головоломки: нужно прочитать слова, фразы, записанные вперемешку с буквами иностранного алфавита, слова, записанные через букву с буквами другого слова или слова, спрятавшиеся в ряду букв (приложение 5,6).
15. Выписывание букв, слогов, стоящих на определенном месте.
С помощью числовых дорожек или по представлению дети выписывают буквы из воспринимаемых на слух слов, стоящие на определенном, заранее обговоренном месте, затем читают получившееся слово или предложение, записывают его целиком.
Аналогично ведется работа и со слогами, когда выписываются слоги и прочитывается получившееся предложение с последующим делением его на слова и записью в тетради.
16. Ребусы.
От простых, когда детям предлагается выделить 1-ый звук из названий картинок, записать соответствующие буквы и прочитать получившееся слово, до общепринятых ребусов, разгадываемых с помощью определенных правил (приложение 7).
16. Работа с графическими схемами слов, предложений.
Например, разложить картинки под определенным сочетанием гласных, составить схему слова, предложения.
17. Шифровальщики.
Записывать только гласные или определенные буквы данных слов.
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и, прежде всего, «в умственном плане, по представлению». Это и является конечной целью работы в данном направлении.
Приемы развития слогового анализа и синтеза.
Работа по развитию слогового анализа и синтеза ведется в тесной связи с развитием звукового анализа и синтеза и направлена на формирование умения выделять гласные звуки в слове и определять слоговой состав слова, что позволит предупредить или уменьшить количество специфических ошибок на уровне звукослогового состава слова.
«Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов < >: отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество < >. Затем эта работа ведется в плане громкой речи, когда делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоение основного правила слогового деления - в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки, как пропуски гласных звуков, добавление согласных.
Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков. Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию).
Для закрепления дифференциации гласных и согласных звуков использую игру «Сигнальщики»: я называю звуки, дети поднимают красный кружок, если звук гласный, и синий, если согласный.
Для поддержания интереса использую различные приемы и упражнения:
1. Назвать гласные в слове.
2. Записать только гласные данного слова.
3. Разложить картинки под определенным сочетанием гласных (с использованием схем слов) (приложение 8).
Для закрепления слогового анализа и синтеза выполняем такие задания:
4. Повторить слово по слогам.
Сосчитать количество слогов, поднять соответствующую цифру.
5. Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названиях.
6. Определить пропущенный слог в слове (с помощью картинок или по представлению).
7. Выбрать из предложений слова с определенным количеством слогов.
8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке
9. Составить слово, решив грамматический пример
Такая работа, проводимая систематически, позволяет предупредить или уменьшить количество специфических ошибок на уровне слова, его звукослогового состава.
Приемы развития языкового анализа и синтеза на уровне предложения
Работа направлена на формирование умения «определять количество, последовательность и место слов в предложении». Для формирования этих умений используются различные формы и приемы работы.
1. Придумать предложение по сюжетной картинке, определить в нем количество и порядок слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3.Распространить предложение, увеличив количество слов.
4. Составить графическую схему данного предложения или придумать предложение к данной схеме.
5.Выделить из текста предложение с определенным количеством слов.
6. Поднять цифру или записать, соответствующую количеству слов в предложении.
7.Записать предложение, выделив предлоги, предлоги и приставки.
8. Разделить записанное предложение на слова
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Игры и упражнения, предложенные в памятке, помогут Вашим детям преодолеть трудности, возникающие на начальных этапах обучения в школе, при овладении письмом.
Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.
1.“Музыканты“ - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.
2. “Курочка пьет водичку“ - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва. Выполнять ритмичные наклоны рук вперёд.
3. “Пальчики здороваются“ - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.
Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:
Жили - были три пингвина: Пик, Пак, Пок.
Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.
Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги
Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно - количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.
Чтобы ребёнок научился различать верх и низ, правую и левую сторону листа бумаги, ему предлагаются задания:
1.“Бабочки на лугу“ - ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу - вверх, сверху – вниз, в правый верхний угол и т.д. “
2. «Котята разбежались» - запоминание слов: “вправо - правый, влево - левый, вверх - верхний, низ - нижний” - на листе цветной бумаги расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине ...” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ - и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева.. “
Игру можно проводить в нескольких вариантах:
3. “Что изменилось?"
4. “Запомни и назови“ /менять расположение котят или других предметов, когда ребёнок отвернётся /
Формирование графических навыков
Формирование навыков письма связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради, правильного отношения к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь, держать ручку/.
1. Рисование/обводка: улитки, клубков ниток. Стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги - “волны“, “водоросли”, "прыжки кузнечика”, «чешуйки рыбок».
2. Штриховка обведенных контуров предметов, фигур.
Игры на развитие зрительного внимания, развития связной речи, грамматического строя
1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз ....
2. “Расскажи, что видно в телескоп” - ребёнок рассматривает в “телескоп” изображение яркого рисунка - картинки /из сказок, мультфильма/,смотрит не более 1 мин. Затем рассказывает, что увидел, пытаясь воссоздать “условность картины“.
Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
1. “Цепочка слов“ – подобрать как можно больше слов на последний звук предшествующего слова: /кот - туман – нос…/.
2. "Игры с использованием магнитной азбукой“- измени один звук слова, объясни смысл слов: сом - сок, сор - сыр - сын – сон, роса - роза - рота…
4. Вычёркивание заданных букв из текстов журналов, газет: “Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… .
Успех пробуждает дальнейшее желание учиться,
поэтому желаю успехов!
Развитие четкости произношения:
Проговаривание чистоговорок и скороговорок (шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро).
Образцы чистоговорок:
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры- у мальчиков шары.
Ро-ро-ро- у Раи новое ведро.
Ре-ре-ре- стоит домик на горе.
Ри-ри-ри- на ветках снегири.
Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.
Ар-ар-ар- кипит наш самовар.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Жу-жу-жу- молока дадим ежу.
Ша-ша-ша- мам моет малыша.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Образцы скороговорок:
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Возле горки на пригорке встали 33 Егорки:
раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Талер тарелка стоит. |
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп. |
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. |
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. |
Город Нерль на Нерли реке. |
А мне не до домогания. |
На горе Арарат рвала Варвара виноград. |
У сени и Сани в сенях сом с усами. |
У осы не усы, не усищи, а усики. |
Осип охрип, Архип осип. |
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. |
Учитель-логопед МКОУ «Приобская СОШ» Борохова И.В. МКОУ «Приобская СОШ» |
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляция «Р» Губы: открыты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам ( бугоркам за верхними зубами ), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать. Голосовые складки: колеблются, производя голос.
Артикуляция звука «л» Губы раскрыты, чаще в улыбке, могут занимать нейтральное положение или положение последующего гласного звука. Зубы разомкнуты. Язык - кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы, спинка языка и боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами выходит воздушная струя . Форма языка напоминает седло. Голосовые связки напряжены, вибрируют, давая голос.
Статические упражнения
ЯЗЫЧОК СПИТ
БЛИНЧИК
Динамические упражнения
ГРИБОК
МАЛЯР
ПУЛЕМЁТЧИК
ИНДЮК
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
ЛОШАДКА
Постановочные упражнения: [ Р ] «Моторчик» - в ыполнять упражнение «Пулеметчик» и одновременно производить быстрые колебательные движения шпателем, ручкой чайной ложки или чистым указательным пальцем ребенка вправо-влево под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка и получения звука, похожего на «Р-р-р».
Постановочные упражнения: [ Л ] Качели. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. Темп упражнения можно постепенно увеличивать. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
- Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
- Игра «Вспомнить слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
- Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
- Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
- Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
- Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы, п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к и т.п.
Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
- Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
- Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
- Игра «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
- Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
- Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
- Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка
Игра «МАГАЗИН»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
- Игра «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
Предварительный просмотр:
Комплекс логопедических упражнений для рук.
Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола. Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.
Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.
Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.
Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.
Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.
Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.
Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.
Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.
Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.
Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы « растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).
Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми.
Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев.
Предварительный просмотр:
Логопедический самомассаж мышц лица, губ
К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Основные приемы массажа:
поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
- Для снижения тонуса мышц– основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.
- Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.
Требования к выполнению упражнений:
- Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
- В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
- По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.
Методика проведения:
- Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало ), а затем и без него.
- Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
- Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин.
- Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
- Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю - для активизации, медленную – для расслабления).
Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек).
Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Противопоказания к самомассажу: Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.
Описание упражнений:
Схематичное изображение действия | Стихотворные строчки | Выполняемые действия ребенком | |
Самомасаж мышц лица | |||
1.
| И расслабились прилежно. | Расположить ладони обеих рук | |
2. |
Умываюсь я всегда, | Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны, | |
3. |
И поглажу лоб, Чтоб он хмуриться не мог | Поглаживание лба от центра к вискам. | |
4. |
Как погладить лобик нам Не сдвигая кожу там. |
Круговые растирание от середины | |
5.
| Постучали пальчики, | Легкое постукивание или похлопывание | |
6. | Мы по складочкам пройдем,
| Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым | |
7. | Щечки крепко разомнем – Рисовать там круг начнем. | Круговое разминание щек, | |
8. | Гусь пришел, и гусь гогочет. Пощипать за щечки хочет. | Легко пощипывать щеки указательным | |
9. | Пожалею щёки я, Поглажу их любя. | Легкое круговое поглаживание щек. | |
10. | Язык рисует большие круги, а ладонью щечку сильнее | Круговые движения языка с внутренней | |
11. | Погладим сверху вниз, сверху вниз – это мой такой каприз. | Указательными пальцами поглаживать | |
12. | Самовар пыхтит: «Пых-пых!» - | Сжать губы, надуть щёки, | |
| |||
Самомассаж губ | |||
Схематичное изображение действия | Стихотворные строчки | Выполняемые действия | |
1. | Чтоб расслабилась губа – | Движение указательными пальцами | |
2. | В уголках я рта кручу – | Круговое разминание в углах рта | |
3. | Да-да-да есть у деда борода. Ду – ду – ду – расчешу я бороду. Да – да – да – надоела борода. Ды – ды – ды – больше нет бороды. | Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины | |
4. |
С губами я играю, то найду, то потеряю. |
Всасывать верхнюю и нижнюю губы | |
5. | Зажму я верхнюю | Зажимать между пальцами верхнюю и | |
6. |
Побегу по лесенке | Указательным и средним пальцем | |
7. |
Зубы как расческа,
| Поглаживать губ зубами. | |
8. |
У индейцев клич такой, Постучи вот так рукой. | Длительно говорить «а» и |
Автор материала: Васина Елена Валерьевна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Добро пожаловать в мир первоклассника!
Здесь, в школе, КАК?__________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занимательные задания №1:
- Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;
- Обвести букву по точкам;
- Слепить букву из пластилина;
- Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);
- Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;
- “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;
- Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);
- Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
- Обвести найденную букву (красным или синим цветом);
- Собрать букву из двух половинок;
- Прочитать слово по половинкам букв.
- Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- «Перепечатать» с карточки буквы, которые состоят:
- из одного элемента (О, С);
- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
- из трех элементов и т.д.
- «Перепечатать» с карточки буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);
- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
- влево (З, Л, У и т.д.);
- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
- «закрыты» (В, О).
Занимательные задания №2:
I. Устные задания:
1. Узнавание звука на фоне слова. Ребенок должен ответить, есть ли заданный звук в названном слове.
(Другие варианты: поднять сигнал, показать условленное движение, закрыть фишкой названную картинку, отложить картинку в стопку и пр.)
2. Определение места звука в слове. (сначала по числовой дорожке, а затем по представлению) Например: Звук [н’] в слове «конь» стоит на 3 месте.
3.Определение количества и места звука в слове по отношению к другим звукам. Например: В слове « конь» 3 звука [к о н’]. Звук [о] в слове «конь» стоит после [к] и перед [н’].
4. Анализ слов из 3-8 звуков.
Называется слово, определяется 1, 2, 3 и т.д. звуки, уточняется их количество.
Далее ребенок определяет количество и последовательность звуков, не называя слова, по представлению. Даются задания следующего содержания:
5. Вспомнить слова, состоящие из заданного количество звуков (3 – 6).
Для разнообразия, непредсказуемости задания можно использовать кубик с разным количеством точек на гранях.
6. Отобрать картинки, вспомнить слова, в названии которых заданное количество звуков.
Названия картинок не произносятся вслух.
7. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинок (картинки не называются).
8. Разложить картинки в 2, 3 ряда в зависимости от количества звуков в слове.
II. Письменные задания:
1. Вставить пропущенные буквы в предложенные слова.
Это могут быть слова с одной пропущенной буквой (гласной или согласной) в самом начале обучения (с*р, шк*ла) или с несколькими гласными на более поздних этапах ( к*ш*, п*рт*).
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
Как обучение данному виду задания можно сначала проделать это с помощью картинок (шуба, уши, кошка).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из предложенных букв или слогов.
При работе с буквами можно разнообразить задание, например, предложив составить слова какой-либо одной лексической темы и пр.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
После этого назвать, записать выделенные слова.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово (пар – парк, парта, парковка).
6. Построить цепочку слов, изменяя один звук – «превращение»: сом-сок-сук-суп; так, чтобы последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-крот-топор.
7. Преобразовать слово, добавляя звук, убирая звук (пол – полк, гроза - роза).
8. Найти общий звук в словах.
Произносятся несколько слов, ребенок на слух воспринимает и анализирует звуковой состав этих слов, пытаясь определить повторяющийся во всех словах звук.
9. Какой звук убежал.
На слух определить, какой звук отсутствует в одном из двух названных слов ( крот – кот, крот – рот, лампа – лапа, лампа – лама).
10. «Наборщик» - составить слова из букв предложенного слова.
11. Найти слово в слове (прищепка).
12. Перевертыши: назвать слова, в котором звуки расположены в обратном порядке, палиндромы (кот-ток).
14. Головоломки: нужно прочитать слова, фразы, записанные вперемешку с буквами иностранного алфавита, слова, записанные через букву с буквами другого слова или слова, спрятавшиеся в ряду букв (gкlинwо - кино).
15. Выписывание букв, слогов, стоящих на определенном месте.
С помощью числовых дорожек (линейки) или по представлению ребенок выписывает буквы из воспринимаемых на слух слов, стоящие на определенном, заранее обговоренном месте, затем читает получившееся слово или предложение, записывает его целиком.
Аналогично ведется работа и со слогами, когда выписываются слоги и прочитывается получившееся предложение с последующим делением его на слова и записью в тетради.
16. Ребусы.
От простых, когда ребенку предлагается выделить 1-ый звук из названий картинок, записать соответствующие буквы и прочитать получившееся слово, до общепринятых ребусов, разгадываемых с помощью определенных правил.
Успех порождает дальнейшее желание учиться. Желаю . С ув. Борохова И.В.