7. НАСТАВНИЧЕСТВО

Сенаторова Татьяна Викторовна

Помощь молодым педагогам и стажистам в психолого-педагогических вопросах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx130.53 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса

                 «Педагогический дебют-2022»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Моя педагогическая инициатива в Год педагога и наставника:

«Психолого-педагогическое сопровождение, как инструмент развития начинающих педагогов и педагогов-наставников»

https://sun9-33.userapi.com/impf/VyWuY7j_Lvo3iPdaD34Ki-XHVEg-lAZiVokE2Q/t7YFd2Vik3Q.jpg?size=1280x1085&quality=96&sign=1ac620b3a8a14724c44389d86ce7b762

                     Автор проекта: 

Сенаторова Татьяна Викторовна, педагог-психолог

                                                             МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» ЭМР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле.

Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и

делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили

те, кто сохранит и преумножит достигнутое».

                                                                                          Президент Российской Федерации В.В. Путин 

  • Участники проекта: педагог-психолог, молодые педагоги, педагоги-наставники.
  • Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь – октябрь 2022 года)

Актуальность: в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Привлечение и закрепление молодых специалистов в дошкольной образовательной организации – остается весьма значимой задачей.

Для начинающего педагога вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, которое требует собранности всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу помогает созданная система наставничества в ДОУ, способная оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

В этой системе большая роль отводится педагогу-психологу, который готов оказать практическую и теоретическую помощь, ускорить профессиональное становления молодого специалиста, его адаптацию в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов. Деятельность педагога-психолога включает меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе.

В связи с этим, считаем проблему профессионального становления молодого специалиста чрезвычайно актуальной. Наставничество в данном контексте можно рассматривать как перспективную образовательную технологию, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и компетенции быстрее, чем традиционные способы: педагог в роли наставника ретранслирует знания, а педагог-психолог, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, проводит психологическое сопровождение их взаимодействия.

Новизна: наставничество – уникальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Психолого-педагогический ресурс в рамках данного проекта  подразумевает: использование педагогом-психологом методик рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, оказание психологической поддержки наставникам и наставляемым посредством проведения психологических тренингов, направленных на развитие эмпатических способностей, применения практик, укрепляющих профессиональное здоровье специалистов, способствующих преодолению жизненных и профессиональных кризисов, формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться его профессиональному почерку.

Так пришла идея организовать проект «Психолого-педагогическое сопровождение, как инструмент развития начинающих педагогов и педагогов-наставников», участниками которого стали педагог-психолог, начинающие педагоги и педагоги-наставники.

Гипотеза: мы считаем, что психологическое сопровождение начинающих педагогов, а также педагогов - наставников позволит предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысит стрессоустойчивость наставников и наставляемых, устранит однообразие в деятельности педагогов-наставников, предотвратит их профессионально-личностное выгорание, успешно адаптирует начинающих педагогов в коллективе.

Определив проблемное поле, были поставлены цель и задачи.

Цель: создание в ДОУ эффективных психолого-педагогических условий, способствующих профессиональному, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых специалистов в педагогической профессии.

Задачи:

  • способствовать выявлению и осознанию молодым специалистом своих профессиональных интересов и затруднений;
  • развивать эмпатические способности наставников и наставляемых;
  • осуществлять индивидуальное сопровождение наставников и наставляемых в реализации различных форм и видов наставничества;
  • содействовать повышению профессиональной компетентности молодых специалистов в изучении индивидуальных особенностей дошкольников;
  • стимулировать потребности молодых специалистов в самосовершенствовании, способствовать их профессиональной и личностной самореализации.

Ожидаемые результаты: осмысление начинающими педагогами и педагогами-наставниками своего личностного потенциала, повышение уровня мотивации наставляемых в вопросах профессионального самообразования, качество и темпы адаптации.

Возможны следующие риски:

  • низкая мотивация наставников и наставляемых;
  • высокая нагрузка на наставников и наставляемых;
  • формализм в выполнении функций наставника.

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Наименование целевого направления

Мероприятия

Сроки

1 ЭТАП.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1

Изучение методической литературы по проблеме

10.09 -17.09

3

Проведение онлайн-анкетирования начинающих педагогов «Самоопределение (саморефлексия) педагога» – описание идеального, желаемого образа самого себя как состоявшегося профессионала в целях предотвращения «слепого» копирования чужого опыта.

4.

Для изучения личностной сферы молодого педагога и педагога наставника используются следующие методики:

  •         «Карта личности» - педагог самостоятельно заполняет, основываясь на самооценке.
  •         «Тест Айзенка» (выявление типа темперамента). Цель – выявив типологические особенности педагога, подобрать ему наставника, с которой будет комфортно работать.
  •         «Тест фигур» (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1996) выявляется типология личности. Результаты диагностики заносятся в психологический профиль педагога, который закладывается на первом этапе и затем пополняется. Эта диагностика позволяет вовремя оценить и скорректировать трудности в работе педагогов, их психологическое состояние и самочувствие в работе с детьми.
  •         Методика социометрии (Овчарова Р.В. Настольная книга школьного психолога. М., 1996г.) цель -  выявить социометрический статус нового члена коллектива, его ближайшее окружение.

5.

Диагностика (самодиагностика) профессиональных затруднений и дефицитов молодого специалиста (научно-теоретические, нормативные правовые, предметно-профессиональные, психолого-педагогические (ориентированные на воспитанников и их родителей), методические (содержание образования, методики и технологии обучения), ИКТ-компетенции и т.п.).

6.

Проведение онлай-анкетирования педагогов-наставников (психодиагностика мотивационной и психологической готовности наставников к работе с молодыми педагогами, оценка коммуникативных и лидерских навыков, способов реагирования в конфликтных ситуациях, определения наличия общей стрессоустойчивости и рисков профессионального выгорания)

7.

Планирование деятельности, разработка рекомендаций

2 ЭТАП. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА 

формы и методы работы с молодыми специалистами

20.09

-

27.10

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё» (Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии).

Анализ педагогических ситуаций.

Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагогов как основа эффективного общения и взаимодействия в коллективе» (Актуализация и развитие коммуникативных навыков)

Тренинг «Конструктивное общение с родительским коллективом» (Ориентировать молодого педагога на выбор эффективных форм и методов общения, актуализировать коммуникативные навыки)

Консультация с элементами тренинга «Ситуация конфликта. Как поступить?»

(применение различных тактик выхода из конфликтов в коллективе)

Консультации по запросу педагогов

В качестве методов: игровые, арт-терапевтические и релаксационные техники, психо-гимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

формы и методы работы с педагогами-наставниками

Тренинг «Мотивационно-психологическая готовность педагога к наставничеству»

(Формирование мотивационно-психологической готовности педагога-наставника к участию в работе по наставничеству)

Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности» (Развитие личностных качеств)

Семинар-практикум «Методы развития саморегуляции, повышения стрессоустойчивости и рефлексии» (Познакомить педагогов с теоретическими знаниями и обучить практическим методам по снятию нервного напряжения и повышению стрессоустойчивости и рефлексии)

Тренинг «Творческий потенциал педагога как способ профилактики эмоционального выгорания» (Развитие личностных и коммуникативных качеств. Профилактика профессионального выгорания)

Консультации по запросу педагогов

В качестве методов: игровые, арт-терапевтические и релаксационные техники, психо-гимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Итоговый опрос участников проекта

28.10

Обсуждение результатов проекта с участниками проекта.

Рефлексивный анализ эффективности образовательного проекта (самооценка как способ обучения, рефлексия процесса достижения и достигнутых результатов по каждому из дефицитов, рефлексия степени приближения к желаемому образу педагога профессионала).

Презентация проекта

на педагогическом совете

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

24.

Продолжать работу по организации психолого-педагогического сопровождения начинающих педагогов, педагогов-наставников в решении задач профессионального становления молодых воспитателей.

В течение года

Таким образом, в результате работы над проектом удалось помочь становлению профессиональной адаптации молодых педагогов ДОУ, развитию их творческого потенциала (приобретение уверенности в себе как в профессионале, появление профессиональных достижений, ориентация на развитие и саморазвитие, ощущение себя полноправным членом педагогического коллектива, успешное взаимодействие с воспитанниками, их родителями, а педагогам-наставникам овладеть практическими навыками и умениями по основам эффективного межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, позитивного отношения к наставнической деятельности, мотивация к успеху).

Всё вышесказанное даёт мне основание продолжать работу по сопровождению молодых специалистов и педагогов-наставников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с.

2. Шегаева, А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования / А. В. Шегаева. — Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 130-131.

3. Щербакова, Т. Н., Щербакова, Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 18-22.