исследовательская работа "На ошибках учатся?"

Введение

По данным изучения результатов ЕГЭ по русскому языку, наибольшая доля ошибок, допущенных в тестовых заданиях, сочинениях – это речевые ошибки, а не орфографические и пунктуационные. Причины возникновения этой проблемы мы видим в невозможности научить человека говорить и писать   без речевых ошибок  только теоретическим способом. Поэтому возникла идея создания нового способа «улучшения» речи, который бы основывался на  анализе созданного детьми текста.

 Тема исследовательского проекта «На ошибках учатся?» 

 

 

                                                                                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_oshibkah_uchatsya.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Алёшкин-Саплыкская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского муниципального района

Республика Татарстан

            Исследовательская работа по теме:

На ошибках учатся?

О сколько нам открытий чудных.
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных.
И гений парадоксов друг.
А.С..Пушкин

                                       

Автор работы: ученица 11кл.

                                                  Журавлёва Анастасия

                                                     Проверила: Шарафутдинова

                                                      Гельсина Ирфановна

2015г.

Введение

По данным изучения результатов ЕГЭ по русскому языку, наибольшая доля ошибок, допущенных в тестовых заданиях, сочинениях – это речевые ошибки, а не орфографические и пунктуационные. Причины возникновения этой проблемы мы видим в невозможности научить человека говорить и писать   без речевых ошибок  только теоретическим способом. Поэтому возникла идея создания нового способа «улучшения» речи, который бы основывался на  анализе созданного детьми текста.

 Тема исследовательского проекта «На ошибках учатся?»

Актуальность и новизна. Изучив литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что для повышения речевой культуры учёные предлагают использовать грамматики (список правильных вариантов) и словари. Никто не предлагает иного способа «улучшения» речи.  Перед нами, учащимися средней школы, стоит нелёгкая задача – сдача обязательного экзамена по русскому языку. За знания орфографии, пунктуации не приходится  волноваться – в учебниках  достаточно  уделяется внимания этим разделам языкознания. Каким же образом научиться писать и говорить без речевых ошибок? Работа призвана раскрыть новый способ «Ошибкоучение», который поможет ликвидировать речевые ошибки в нашей речи и успешно сдать экзамен по русскому языку, и самое главное, повысить культуру письменной и устной речи.

Объектом исследования являются ошибки, а источниками ошибок - созданные нашими сверстниками письменные тексты разных жанров (изложения, сочинения на свободные и литературные темы). 

Предметом исследования является определение вида речевой ошибки

Цель исследовательского проекта разработать способ «Ошибкоучение»,  определить его результативность.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую основу предмета исследования с последующим составлением теоретического параграфа для ознакомления с ним учащихся.
  2. Провести эксперимент, основанный на  классификации неудачных языковых единиц из сочинений сверстников по видам речевых ошибок и определении их частоты.
  3. Описать ход и результаты эксперимента.

Гипотеза:

  1. Анализируя и классифицируя речевые ошибки, допущенные сверстниками в письменной речи, можно повысить собственную речевую культуру,
  2.  Предложенный нами способ «Ошибкоучение» является продуктивным

Основным методом исследования является описательно-аналитический, предполагающий наблюдение и описание языковых фактов, их анализ, сопоставление, типологические обобщения. В рамках данного метода использованы приемы, контекстуального и статистического анализа. Применение статистических методов позволило определить вероятностные частоты ошибок каждого типа. Продуктивность  нового способа позволил проверить эксперимент.

Практическая значимость

 Данный способ, «Ошибкоучение», может быть использован нашими сверстниками для повышения культуры речи:

  • Организовать игру  в кругу друзей в домашней обстановке;
  • Использовать в качестве работы над речевыми ошибками после написания сочинений и   изложений в классе;
  •  Проведение предложенного эксперимента может дополнить или заменить уроки в разделе «Культура речи»
  •  По результатам использования нашего способа можно создать юмористический сборник «Банк ляпсусов» к 1 апреля «Дню смеха»

Теоретическая значимость

Наряду с повышением речевой культуры через использование грамматиков и словарей предлагаем внести новый  способ взаимообучения в курс предметов  русского языка, литературы,  риторики.

В целях апробации нового способа взаимообучения   была создана экспериментальная площадка,  субъектом  исследования-эксперимента служили наши одноклассники . Результаты апробации позволяют говорить о продуктивности нового способа. Также  отмечаем, что в процессе апробации  инициативной группой  были созданы Тесты-практикумы для учащихся по культуре речи, стилистике, лексике.

По результатам исследования было принято решение разработать и представить общественности  буклет «На ошибках учатся», а так как исследование имеет образовательный  продукт, то нашу работу по праву можно назвать «Исследовательским проектом»

Ход и результаты эксперимента

С целью апробации нового способа «Ошибкоучение» в 10 классе  был проведён эксперимент. Выявить, насколько продуктивен наш способ, помогло входное и итоговое тестирование учащихся

1 этап.

Изучение теории всеми одноклассниками (научных работ Львова, Цейтлина, Ладыженской) по темам «Что такое речевая ошибка», «Виды речевых ошибок»

2 этап.

Создание схем-опор «Классификация речевых ошибок» с примерами

  • Многословие и речевая недостаточность
  • Лексические ошибки
  • Грамматические ошибки
  • Стилистические ошибки

3 этап.

Анализ наших сочинений и изложений (нахождение речевых ошибок, определение вида ошибок и классификация с использованием схем-опор)

4 этап.

Проведение статистического анализа с целью определения доли ошибок каждого вида в наших письменных работах.

Результаты тестирования (в таблице показан процент правильных ответов)

Задание

до

после

Исправь предложения:

  1. Шкатулка была очень малюсенькой, поэтому в неё не входили бусы.

23%

52%

  1. Знаете ли вы свою автобиографию?

30%

75%

  1. У меня нет и пятьсот рублей.

55%

86%

Какой вид речевой ошибки называют «пустословием»?

5%

84%

Подчеркни верное: ложу книгу на стол, кладу книгу на стол, покладу книгу на стол.

43%

66%

Какая речевая ошибка в этом предложении?

Мама, довожу до твоего сведения, что Пашка опять штаны порвал

14%

56%

Что такое «плеоназм»? Приведите примеры.

5%

100%

 Итоговое тестирование показало, что новый способ «Ошибкоучение» дал положительные результаты. Наши одноклассники не только узнали виды речевых ошибок, но и смогли воспользоваться знаниями при анализе собственных сочинений и изложений. Все письменные работы были отредактированы.

Эксперимент в классе показал, что  доля лексических ошибок в письменных работах - 21%, грамматических ошибок – 24%, стилистических ошибок – 13%, и самая распространённая ошибка – это многословие  - 42%

 Наши одноклассники сделали вывод, что многословие и речевая недостаточность – это бич школьных сочинений, поэтому есть необходимость разработать рекомендации, которые бы помогли избавиться от этого вида ошибок.

Теоретическая часть

Понятие о литературной норме и её нарушении

    Понятие нормы – это понятие во многих областях деятельности человека оказывается существенным, но строится на основе различных конструктивных признаков. В понятии нормы применительно к литературному языку выделяются две стороны. К конструктивным признакам языковой нормы относятся, во – первых, план кодификации (то есть регистрации в словарях и грамматиках норм употребления языка). Во – вторых, план функционирования языка, так сказать, существование речевых норм в действии, в их употреблении и применении Литературная норма – совокупность средств языка, сложившихся в результате исторического развития и принятых в обществе в качестве правильных, предпочитаемых, пригодных для разных социальных и лингвистических нужд. В современной стилистической системе существуют вариантные способы выражения мыслей.   Лингвисты на основе проведенных исследований квалифицируют эти средства в одних случаях как ошибочные, в других случаях как характерные лишь для определенных стилей (разговорные, публицистические, деловые, научные), в-третьих, – как общеупотребительные и стилистически нейтральные.

    Резкие и немотивированные отступления от литературной нормы квалифицируются как ошибки – имеются в виду неправильные, неверные написания слов; погрешности в произношении; образования, противоречащие грамматическим и лексическим законам языка.

   Ошибки классифицируются по уровням языка. Прежде всего, выделяются орфографические и пунктуационные, появляющиеся в результате нарушения правил правописания. Во избежание ошибок такого типа существуют орфографические словари.

   В устной речи различаются орфоэпические ошибки, связанные с отступлением от нормы в произносительной системе языка. Ошибки, наблюдающиеся в произношении и ударении слов, можно выправить в соответствии с рекомендациями орфоэпического словаря.

Грамматические ошибки, обусловленные нарушением грамматических правил языка, наблюдаются в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений. В соответствии с тремя основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении, словообразовании и синтаксисе. Так много ошибок встречается в склонении составных числительных.

   Ошибки такого рода преодолеваются, с одной стороны, с помощью грамматиков, с другой – с помощью грамматических словарей.

Глагол, составляющий основу фразы, нередко вызывает трудности, особенно в случаях образования причастных форм.

Еще один обширный пласт ошибок – лексические и лексико-фразеологические. Лексические ошибки – это неправильности и неточности в употреблении отдельных слов, незнания значения слов, неуместное употребление иностранных слов и выражений.

Лексико-фразеологические ошибки в речи обусловлены неправильным употреблением слов в фразеологии.

На всех уровнях языка появляются стилистические ошибки. Эти ошибки заключаются в употреблении языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений), обладающих стилистической окраской, не соответствующей стилистической окраске всего текста. Такого рода стилистические смещения слов становились основой пародий и в прошлом, и в настоящем.

К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

  • В своих работах М.Р.Львов под понятием «речевая ошибка» подразумевает – неудачно выбранное слово, а так же неправильно построенное предложение
  • В свою очередь С.Н.Цейтлин говорит, что любые отклонения от языковых норм являются речевыми ошибками. Под языковой нормой он подразумевает – устойчивый способ выражения, закрепленный в образованной части общества.
  • Т.А.Ладыжеская делит «речевые недочеты» на две подгруппы: ошибки и недочеты. “Ошибка” – это значительное нарушение требований правильности речи. В то время как “недочет” – это незначительное нарушение рекомендаций по отношению к понятию о точной и выразительной речи.

   Таким образом, согласно анализу методической, лингвистической литературы мы можем сделать вывод, что речевая ошибка - это отклонение от норм литературного языка.

Проанализировав найденные классификации речевых ошибок М. Р. Львова, Цейтлин С. Н, Т. А. Ладыженской,  нами был сделан вывод о том, что все эти классификации  сформулированы сложным научным языком, непонятным для учащихся школы (видны разделения на недочёты,  ошибки и др.), поэтому мы изменили (упростили) формулировки в классификации. Предлагаем такие виды речевых ошибок: (Приложение №4)

  • Многословие  и речевая недостаточность
  • Лексические ошибки
  • Грамматические ошибки
  • Стилистические ошибки

Практическая  часть

Анализ речевых ошибок в сочинениях учащихся

Ход анализа: ознакомив одноклассников с теорией «Речевые ошибки и их классификация», предложили найти в сочинениях языковые единицы – словосочетания с  речевой ошибкой. Затем одноклассники определяли вид ошибки,  полученные данные внесли в таблицу.

 Многословие и речевая недостаточность

 Мама сразу сказала… Мама сразу поняла…

Неоправданный повтор слов

Играл в хоккей, играть в хоккей, на хоккейном поле

Неоправданный повтор слов

Сказал… сказали… Сказал…

Неоправданный повтор слов

Каждой ночью мальчик Миша…

Плеоназм (Итак понятно, что Миша - мальчик)

Что наёлзе – это страна, другие думали, что это очень загадочный персонаж…

Слово «очень» лишнее

Однажды одна маленькая девочка

Тавтология

Девочке стало интересно, что это за слово и кто его сказал, ведь раньше она и не слышала такого слова…

Повторение

… старого и косого дома, хотя, вернее будет сказать развалиной деревяшки она остановилась

Слова паразиты, так как в сочинении несколько раз встречается «веренее будет сказать»

А вокруг ёлки её семья и родня

Плеоназм, семья и есть родня

Мама сразу поняла. Мама сразу сказала.

Неоправданный повтор

Мама сразу поняла, что что – то…

 Тавтология

Ветер прекратился я начал падать, лежал на траве

Расщепление сказуемого

Как-то раз решили они сходить погулять

Расщепление сказуемого

Долго искали, но нет грибов в лесу. Пошли они на речку…

Речевая недостаточность. (Грибы пошли на речку?)

Однажды ночью мальчик Миша играл в хоккей

Плеоназм

Он сказал: «Давайте играть в хоккей» Они сказали «Давайте»

Неоправданный повтор

Когда прибежала к ёлке. Ёлка ей ответила…

Неоправданный повтор

Родители поэта были: Александр Никитич, Татьяна Фёдоровна. Ещё у Есенина были две младших сестры Шура и Катя

Повторение одного и того же слова

Собирала она цветы и увидела красивый цветок

Неоправданный повтор слова

Все деревья замерзли и одна веточка отпала от всего дерева, она сильно замерзла

Повторение

Я решил полететь

расщепление сказуемого

Они полетели! Сначала они полетели над полем: - смотри! Это трава и она тоже зеленая

Повторение

Девочки почти никогда не ссорились, но однажды произошла очень большая ссора

Тавтология

Я лежал посреди коробки, и я думал

Неоправданный повтор

Вот такое приключение приключилось с маленькой веточкой

Неоправданный повтор

Паша с веточкой ловил рыбу, только он на настоящую удочку, а веточка на спичечную

Неоправданный повтор

Две девочки Мила и Полина… познакомились с ещё тремя девочками… девочки…

Неоправданный повтор

Они все вместе пошли в комнату… Они зашли в комнату…

Неоправданный повтор

Из таблицы видно, что наши сочинения и изложения изобилуют многословием и речевой недостаточностью. Многословие часто называют «пустословием» из-за того, что мы говорим много и  длинно, не информативно. Читать работы, в которых встречаются неоправданные повторения тяжело, такие сочинения кажутся смешными,  а  речевая недостаточность вообще изменяет смысл высказывания. К сожалению, многословие и речевая  недостаточность – это самые распространённые ошибки (42%)

Стилистические ошибки

Учитель пичкал нас знаниями

Неуместное использование просторечия

И они были друзьями на всю жизнь.

Нарушение лексической сочетаемости

( правильно – остались)

Внешний вид Лизы ужасно удивил классного руководителя.

Использование слова с подчёркнуто неофициальным характером

Никого не было в школе, потому что была актировка.

Использование просторечных слов

Вышел новый сотовый телефон от фирмы nokia, лёгкий в использование, только дурак не может им пользоваться.

Неуместное использование просторечных слов.

Многословие (тавтология)

Заболевших осенью была целая куча.

Неверное употребление слова

Майкл Джексон ужасно талантлив во всём.

Использование слова с подчёркнуто неофициальным характером

Ну, короче нам задали кучу домашки.

Использование просторечных слов

Ош шибко любил свою маму.

Неуместное использование диалекта

Руководящую роль занял Серёжка Бусыгин.

Использование штампа

 Стилистические ошибки представляют собой смешение стилей. Сочинения – это художественный или публицистический стиль, в них не могут находиться разговорные слова, диалекты, также как и штампы из делового стиля. Количество стилистических ошибок в письменных работах – 13%.

Эти краткие слова были в его стихотворении о маме.

Нарушение лексической сочетаемости (не были, а есть)

Я зачарованно смотрел на вещь.

Неверное употребление паронима

Есенин всегда помнит свой родной дом.

Неправильный выбор времени глагола

Я познакомился с чудесным поэтом.

Нарушение лексической сочетаемости  (правильно не чудесным, а великим)

В их стареньком домике была по- настоящему диковинная вещь – это были часы кукушкой.

Непонимание значения слова

Эта история началась с занавеса.

Нарушение лексической сочетаемости

Девочки очень не ожидали такого.

Неуместное употребление слова «очень»

Подружки подняли Милу и начали разбираться.

Нарушение лексической сочетаемости

Росла она на самом низу ёлки.

Неверное построение предложения

Но дверь ничему не поддавалась.

Употребление слова в неестественном для него значении

Скульптор изобразил на памятнике писателя, как он читал свои стихи, чтобы память осталась навсегда.

Неверное построение текста

После его смерти в парке села Константиново поставили памятник Сергея Есенина.

Нарушение лексической сочетаемости

Мочи его.

Использование жаргонизма, незнание лексического значения

Лексические ошибки

      Таблица показывает, что лексические ошибки довольно часто встречаются в наших письменных работах и  появляются из-за незнания значения того или иного слова. Также видно, что одноклассники  путают паронимы (вещь, вместо вещица и др.). Часто в сочинениях встречается нарушение лексической сочетаемости. Доля лексических ошибок в наших сочинениях – 21%

Грамматические ошибки

Всем нравился ихний дом.

Ошибка в употреблении местоимения

Более сильнее, чем Паша.

Ошибка в образовании степени сравнения прилагательного

Менее красивее.

Более красивше.

Самый красивейший.

Самая ярчайшая звезда.

Не убежа от него.

Ошибка в употреблении деепричастий

Не могли найти ихиного дома.

Ошибка в употреблении местоимения

Он рассчитался пятьсот рублями.

Ошибка в употреблении числительного

У него не было шестьсот рублей.

Я ложил эту книгу обратно.

Ошибка в употреблении глагола

Когда он опубликовал свои первые стихи, она встретила его.

Смещение конструкций (5)

Грамматические ошибки в наших сочинениях  - это ошибки в употреблении прилагательных (степени сравнения), неверное употребление местоимений, неверное склонение числительных. Часто встречаются смещения конструкций: простые предложения в составе сложного поменялись местами. Грамматических ошибок насчитывается 24 %

Ляпсусы наших сочинений

Школа… Урок литературы… Сочинение… Смех… Обычная для каждого ученика история. Учительница литературы зачитывает сначала хорошие сочинения, а потом… и все смеются. А почему? Потому что речевые ошибки дают причину смеха – ляпсусы. Ляпсус – это вид речевой ошибки (многословие, или речевая избыточность), которая выделяется комической нелепостью.

Многословие,  или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов. Например:  В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега; В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи.

Многословие часто граничит с пустословием. Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив. Это фраза из песни, сочиненной солдатами французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. От его имени  был образован и термин ляпалиссиада. Сравните: Он скончался в среду, проживи он еще один день, то умер бы в четверг. Об авторах подобных фраз Пушкин писал: «Наши критики говорят обыкновенно: это хорошо, потому что прекрасно; а это дурно, потому что скверно».

Однако порой и мы произносим подобные сакраментальные фразы. Так спортивный комментатор сообщает: Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.

Французский ученый, философ и писатель Блез Паскаль заметил: «Я пишу  длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». Действительно, краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Трудно найти самые точные слова и расставить их так, чтобы они сказали о многом. «Краткость – сестра таланта», - утверждал Антон Павлович Чехов. Все это следует помнить тому, кто хочет совершенствовать свой диалог.

Итак, посмеёмся?

  • Пришли крестьяне просить казну за работу, а царь ответил – нету.
  • Все началось с Коли Семенова и Эдика Кузьмина
  •  Ты выбрал правильную пещеру.
  • Опять потянулось время.
  • Мы всем классом высадились на места Сергея Есенина
  • Они посадили его на лошадь и пустили в галоп
  • А когда мы его нашли, он был в присмерти.
  • После смерти поставили памятник и переименовали.
  • Он родился в старом косом доме, вернее будет сказать, вернее будет сказать, в разваленной деревяшке.
  • Родители поэта были: Александр Никитич, Татьяна Фёдоровна и две младшие сестры - Шура и Катя…
  • Они очень долго искали, но нет грибов в лесу. Пошли они на речку…
  • Этот рассказ такой сильный, что аж за душу схватил.

«Ляпсусный» анализ

«Однажды мы с мамой поехали в санаторий. Там были звездные, волшебные ночи, а при свете луны они становились особенными(1). В одну из таких ночей нам не спалось. Единогласное решение привело к тому, что мы пошли гулять. Я с мамой пошла в город, который находится за санаторием(2). Ночь была необыкновенная и загадочная. Лавки с продуктами и игрушками были открыты, а людей не было(3). Мы купили газировку, и пошли к морю. В это время был небольшой шторм(4). Мы сели на скамейку и начали смотреть на небо. Нам довелось увидеть Большую и Малую Медведицу(5). Луны почти не было, поэтому звезды красиво сияли на темном небе(6). Вдруг подул ветер, но было не холодно, только качнулись деревья(7). Неожиданно небо погасло(8). Вышла луна, а рядом с ней начала сверкать звезда(9). ….

1.Все ночи звездные, просто их может быть не видно за облаками.

2.Значит санаторий находится не в городе.

3.Интересно, какой же это город, в котором магазин с игрушками работает круглосуточно?? Автор пишет, что людей не было, с чувством непонимания, хотя знает почему. Ведь ночь на улице!

4. Как может быть: НЕБОЛЬШОЙ ШТОРМ??

5. Мама и дочь впервые увидели 2 созвездия

6. Как будто с луной на небе звезды не красиво сияют в небе. Как может быть, что луны почти не было?? Так она была или нет? Небо ночью может быть светлым??

 7. как ветер мог внезапно (вдруг) подуть, если на море шторм??

8. так значит, небо все-таки сверкало.

9. звезда не может начать сверкать.

Заключение

 Работая над исследованием, мы пришли к выводу, что для повышения речевой культуры необходимо не только использовать словари и грамматики, но и исправлять речевые ошибки своих сверстников. Эксперимент в классе показал, что новый способ «Ошибкоучение», поможет ликвидировать речевые ошибки в нашей речи. Исследование ставило целью разработать способ «Ошибкоучение» и  определить его результативность.

Итоговое тестирование,  проводимое в целях изучения продуктивности нового способа подтвердило  гипотезу:

  1. Анализируя и классифицируя речевые ошибки, допущенные сверстниками в письменной речи, можно повысить собственную речевую культуру,
  2. Предложенный нами способ «Ошибкоучение» является продуктивным

В ходе исследования наши одноклассники не только узнали виды речевых ошибок, но и смогли воспользоваться знаниями при анализе собственных сочинений и изложений. Все письменные работы были отредактированы, поэтому считаем, что цели исследования мы достигли.

Эксперимент в классе показал, что  доля лексических ошибок в письменных работах - 21%, грамматических ошибок – 24%, стилистических ошибок – 13%, и самая распространённая ошибка – это многословие  - 42%

Мы уверенны, что одноклассники, участвующие в эксперименте, повысили уровень речевой грамотности, каждый из класса обогатился новыми знаниями. Полагаем, что в дальнейшем наш способ «Ошибкоучение» будет использован на уроках неоднократно.

Список используемой литературы

1. Д.Э.Розенталь. «А как лучше сказать?». Книга для учащихся старших классов. Второе издание, исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1988г.

2 Л.И.Пучкова «Единый государственный экзамен 2010» Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект – Центр, 2013г.

  1. И.А.Кузнецова «Готовимся к ЕГЭ» Русский язык. Фонетика. Словообразование. Морфология. Культура речи. Тропы и фигуры речи. Методическое пособие для учеников и абитуриентов – М.: ООО «Рустест» 2007г.
  2. «Русский язык в школе» Научно – методический журнал – М.: ООО «Наш язык» (выпуск 8 октября 2008г) статья Калугиной Е.М. «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ».
  3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. «Русская риторика» - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001