"Праздник картошки" внеклассное мероприятие

 "Праздник картошки" - сценарий  внеклассного мероприятия, который включает в себя исторический материал , игры , конкурсы, инсценировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_kartoshki_stsenariy.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Собинского района

основная общеобразовательная школа №1 г. Собинки

 

Подготовила : Гуренкова М. Г.

Цель. Познакомить учеников с «биографией» картофеля, показать его значение в жизни людей; научить ребенка видеть удивительное рядом, в повседневной жизни.
Учебные материалы. Презентация «Здравствуй, милая картошка», чугунок с печеной картошкой, рогач; блюда из картофеля: деруны, картофельный пирог, вареники, пирожки с картошкой, картошка в мундире, котлеты картофельные; деревянная старинная лавка; макет русской печи; самотканые дорожки;  записи песен о картошке.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Ведущий:  Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей она пришла.

                       Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная…..

Звучит песня про картошку

                         

        Ребята, вы уже догадались, что речь  пойдет сегодня  о картошке. Да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит в каждую семью каждый день. Пожалуй, нет такого продукта, кроме картофеля, из которого можно было бы приготовить столько вкусных и по полезных блюд!    Недаром  картофель называют в народе вторым хлебом, его (младшим  братом). О нем  сложены песни, сказки, даже танец белорусский  называется  «Бульба».


Ведущий 2
Внимание! Внимание! 
Всем в назидание: 
Кто хочет хоть трошки 
Покушать печеной картошки, 
Салата из нее, очень вкусного, 
Приготовленного искусно, 
Готовьте загадки, стихи, поговорки – 
Всего понемножку, 
Но все про картошку!
Ищите! Готовьтесь! Ждите! 
На праздник к нам приходите!
 ( песня «Осень»)
Добрый вечер,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые!
Женатые и холостые!
Милости просим
На картофельные посиделки!
Всех приглашаем!
Душевно встречаем!
Исполняется песня «Антошка» (музыка и слова народные).


Ведущий 1. Сегодня на нашем празднике в конкурсах всем участникам предоставляется возможность продемонстрировать свои знания, умение общаться друг с другом, умение трудиться.

Класс делится на три команды.


Ведущий 1. А для начала позвольте представить вам экспертную комиссию в составе... (представляет жюри).

 1. Конкурс «Кулинарных знатоков»                                                                                            

А вот какие блюда можно приготовить из картофеля мы сейчас узнаем из игры: каж-

дая  команда по очереди называет блюдо, приготовленное из картофеля. Кто последний назовет, тот и победил…

За победу в конкурсах победитель получает в свое ведерко клубень картошки. В конце праздника мы подведем итоги: у кого больше будет урожай, тот и победил.

2. Конкурс «Ах, картошка – объедение!»

  Команды представляет свое блюдо, приготовленное из картофеля.

Ведущий: Мы уже не представляем себе, как мы можем обходиться без картофеля. А ведь были когда-то времена, лет 500 назад, когда люди не  ели картошку, питались кашей да щами из капусты.

Картофель-то – иностранец, и родился он в Южной Америке  Родина картофеля – Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили на солнце. Клубни индейцы называли «паппо», а высушенные на солнце клубни – «чунью». Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник..   Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. А называли очень уважительно – ПАПА!

Но вот корабли Христофора Колумба причалили к незнакомой земле. Открыв Америку, отважный мореплаватель привез на родину, в Испанию, много диковинных растений. Среди них была и картошка, индейская папа…

А что делать с ней – не рассказал, не знал, наверное. Сперва картошка была доступна только богатым и знатным вельможам. Её выращивали в ботанических садах, и не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковинкой, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, собрали с кустов зеленые шарики, которые образуются после цветения. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола…и долго считался картофель ядовитым растением. Зато скромные картофельные цветки считались самыми красивым и модным украшением причесок и платьев. Все придворные дамы щеголяли в шляпках и ожерельях, украшенных картофельными цветами.

Так бы никто и не узнал настоящего предназначения картофеля, если бы один умный человек не решил выкопать клубни и сварить их. Когда он попробовал на вкус новое блюдо, его восторгу не было конца.

И картофель стал постепенно распространяться по всей Европе.

А вот в России картофель появился благодаря Петру I. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто  картошка -“Чёртово яблоко”, что сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь, на каторгу. Давайте заглянем в прошлое, и посмотрим, как это было…

  Инсценировка: Сидят за столом дед и бабка, кушают пшённую кашу, да нахваливают. 

Вдруг раздаётся стук в дверь. Молодой солдат вносит в избу мешок с картофелем и зачитывает указ:

- Государь- император Пётр Алексеевич приказал, есть сей продукт утром,

днём и вечером. 1 Кто ослушается сего приказа, того сослать на каторгу,

со всем семейством!

Дед: -  что же за времена настали: трубку кури – лёгкие уже

Отваливаются, кофеёс пей – горечь невыносимая, да и сердечко от него

пошаливает… а тут ещё целым мешком коричневого гороха принесли, есть

заставляют.

Пробует на зуб. - Фу,  какая гадость

Бабка причитывает: ешь, дед, ешь!  Я на каторгу не хочу!

 Дед: давай мне помогай...

Вместе грызут картофель, да приговаривают: то ли дело наша репка: желтая, красивая, сладкая… А капустка - то хороша! Зачем нам этот горох!

Тут бабка и говорит: послушай, дед, а не отварить ли нам сей продукт в чугунке?

Берет чугунок, набирает картошку и ставит на печку.

Затем выносит картофель горячий, очищает шкурку, а там…

Дед: дай – ка, бабка, подсолю, вкуснотища – то какая. Ну – ка, неси сюда огурчики соленые, будем их вместе с этой картошкой есть!

Ай – да император, ай – да молодец, какую вкуснотищу из Голландии прислал!

Ведущий: Вот так и стал картофель одним из самых популярных продуктов на земном шаре. Каждую осень люди собирают новый урожай картофеля, своего любимого овоща.

 3 конкурс. Вот и мы с Вами проведем игру: «А ну – ка, собери!»

Соберем 2 команды. Два стула в разных концах зала. Один стул – погреб, другой – огород, на нем 10 картошин. Чья команда быстрее соберет картофель в погреб. Один участник может взять 1 клубень.

Подведение итога конкурса.

 А о полезных свойствах картофеля 

расскажет нам медицинский работник,  врач общей практики,  Наталья Юрьевна. Заглянем к ней на приём.

 Инсценировка. Кабинет врача. Вбегает больной и жалуется на ожог руки. Просит выписать ему мазь и таблетки.

Доктор: Мы попробуем обойтись без таблеток!

Натирает картошку и кашицу прикладывает на ожог, успокаивает больного и рассказывает о целебных свойствах картофеля: 

- Соком, полученным из сырых клубней, лечат не только ожоги, но и язву желудка, кожные заболевания.

Картофель – ценный продукт питания. Основное питательное вещество – крахмал.

В любое время года – это ценный источник витамина С (аскорбиновой кислоты). Всего 300 граммов картофеля в день – и Вы на 40%  обеспечили потребность своего организма в этом витамине.

Очень много в картофеле различных минеральных веществ, особенно калия. А он выводит из организма лишнюю воду и соли, поэтому особенно он полезен людям, страдающим заболеваниями почек и сердца.

Ведущий: Но чтобы отведать вкусный картофель, нужно его очистить.

 

4.Конкурс «Кто быстрее»Дети по команде начинают очищать  варенную картошку, побеждает команда, которая быстрее очистит все картофелины.

Ребята, а какой вредитель нам мешает выращивать картофель?

А почему он так называется?

\5. Конкурс «Нарисуй вредителя»

Надо нарисовать колорадского жука с закрытыми глазами. 

6.Конкурс «Реклама»

Ведущий 1. Издавна люди что-то покупают и продают – на базаре, на ярмарке, в торговых рядах. А все это я к тому, что без рекламы в наше время не обойтись. Предлагаю вам сочинить рекламу, помогающую его продавать

 Музыкальная пауза. Песня «Бульба» в исполнении учеников  класса.

Ведущий: А герой какой песенки очень любил есть картошку, но совсем не любил её копать? – Антошка.

 7. Конкурс «Антошка»

Каждая  команда выбирает самого артистичного участника, он и будет Антошкой. Куплет поём все вместе, а припев – Антошки. У кого лучше получится, тот и победил.

Ведущий: А какие замечательные поделки вы приготовили из картошки!

 8. Конкурс поделок.  Награждаются победители конкурса.

 9. Танец с картошкой.  Представители каждой команды, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальные движения. Участвует несколько пар.

10.Игра «Попади картошкой в цель» (в чугунок).
11.Игра «Накорми картошкой». Играющие садятся друг против друга с завязанными глазами и кормят друг друга картошкой

(Песня из к/ф «Завтрак на траве» про печеную картошку.)

Давайте же подведем итоги наших соревнований.

У кого урожай больше? (Подводятся итоги) . Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Подведение итогов. 

Ведущий1. вот и подошел к концу наш праздник картофеля. Вы пели песни, играли, узнали много нового и интересного о такой знакомой и замечательной картошке.

Ведущий 2. А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии,ПетромI.)
3. Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами,глазками.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук  )5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты)

Ведущий 1. А теперь всех приглашаем попробовать печеной картошки.