Родителям

Матвеева Валентина Германовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятки для родителей Составила : учитель начальных классов МОУ Гимназия № 2 Матвеева Валентина Германовна

Слайд 2

Памятка-совет родителям Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?» Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!» Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду». Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!». Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой. Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях. Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Слайд 3

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь». 4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижайте! 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке. 7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё. 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. 9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему. 10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!

Слайд 4

Правила хорошего тона во время беседы Уважаемые родители! Надеюсь, эти правила этикета, с Вашей помощью, будут усвоены детьми. Пусть они знают, что во время беседы неприлично: говорить о человеке в его отсутствии; выпячивать своё «Я»; шептаться в компании; прерывать разговор (если нужно что-то срочно спросить, то следует перед этим извиниться); разговаривать с дальнего расстояния: через стол, через коридор, через улицу; во время беседы смотреть на потолок, в сторону, на часы.

Слайд 5

Наказывая ребёнка, пожалуйста, помните: Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение. Не стоит читать длинных нотаций. Не нужно впоследствии напоминать о проступке. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Разговор о проступке следует вести только наедине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваш ребенок идет в школу. Советы родителям будущих первоклассников. Ответы на часто задаваемые вопросы.

Слайд 2

Критерии готовности ребенка к школе. Готовность к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.

Слайд 3

Физическая готовность . Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178.02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях - в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1-му сентября возраста не менее шести с половиной лет.

Слайд 4

Нравственная готовность: умение строить отношения с учителем; умение общаться со сверстниками; вежливость, сдержанность, послушание; отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки); умение регулировать свои действия и свое поведение; умение воспринимать учебную задачу; внимательно, не перебивая, слушать старшего, не вмешиваться в разговор старших. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку».Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Слайд 5

Психологическая готовность: это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний; это умение слушать учителя и выполнять его задания (не всегда, отнюдь, интересные); умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Слайд 6

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений ,(умение правильно определять - выше-ниже, вперед-назад, слева-справа); координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру - зрительно воспринимаемых на расстоянии (например, из книг);

Слайд 7

(продолжение) развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию , связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка, слово-ситуация).

Слайд 8

Мыслительная готовность: наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи. очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы, используя слова: «потому, что», «если, то», «поэтому», «так как »… Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать: «Подумай». Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью . Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, дальше, левее, правее, ближе всего к …, дальше всего от… и т.д.

Слайд 9

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний . Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться . Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть четкими, доброжелательными, спокойными. Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе! Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенка.

Слайд 10

Подготовка к чтению 6-7-летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита , но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро . Чередуйте эти занятия с отдыхом. Пусть ребенок «погримасничает» перед зеркалом, произнося четко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат .

Слайд 11

Подготовка к письму . Ручку ребенок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой . Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните! Дети также устают от этих занятий , как и от чтения .

Слайд 12

Подготовка к грамматике Ребенок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (звук мы слышим, букву пишем). В тексте он может назвать количество предложений, умеет отвечать на вопросы «кто?», «что?» и сам их задавать. То есть, 6-7-летний ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Слайд 13

Подготовка к математике Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трехмерном пространстве . Поэтому помогите ребенку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «больше, меньше, равно», «старше- моложе», «горизонтально-вертикально» и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счетом в пределах 10.

Слайд 14

ЗАПОМНИТЕ! При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым . Постарайтесь достижения своего ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни с достижениями одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они в его пользу). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Слайд 15

Документы, необходимые для зачисления ребенка в 1 класс. Свидетельство о рождении ребенка+ ксерокопия. Медицинская карта. Копия страхового полиса. Заявление (заполняется при приеме документов).

Слайд 16

часто задаваемые вопросы

Слайд 17

На собеседовании, организуемом с целью знакомства с будущим первоклассником, у ребенка проверяют сформированность тех умений, знаний и навыков, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного учреждения что спрашивают у ребенка при записи в 1 класс?

Слайд 18

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1-й класс должен: знать свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи; знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета; уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10; уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов; уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше, равно; уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

Слайд 19

(продолжение) уметь находить в группе предметов лишний (из группы «одежда» убрать цветок); уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение ; иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах; иметь пространственные представления: вверх-вниз, право-лево, под, над, из-под чего-либо; Уметь культурно общаться с другими детьми; Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Слайд 20

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1-му классу? Не обязательно . Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах). Основными умениями при чтении является понимание прочитанного текста, описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Слайд 21

Обязательна ли школьная форма в 1 классе? ДА. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом , отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь ученики, они - первоклашки.

Слайд 22

Где и какие учебники нужно купить для первоклассника? Учебники покупают в зависимости от программы, по которой будут обучаться первоклассники. Педагог может рекомендовать дополнительно купить какие-либо пособия. Это обсуждается на родительском собрании. При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс. (это наилучший вариант)

Слайд 23

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников? Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.

Слайд 24

Как питаются первоклассники в школе? В нашей школе организовано горячее питание для всех желающих . Для некоторых учеников льготной категории обеды бесплатные, для остальных - платные. Питаться можно по желанию родителей 3раза (завтрак, обед, полдник), 2 раза (завтрак+обед, или обед+полдник). Все зависит от ваших возможностей

Слайд 25

Что необходимо приобрести для 1 класса? Тетради в клетку, в линейку; Обложки для тетрадей и книг; Ручки (синяя, зеленая, красная); Карандаши (простые и цветные); Точилки; Закладки для книг; Цветную бумагу; цветной картон; Ножницы; Клей; Альбом для рисования; кисти (желательно натуральные) Пластилин; Спортивную форму; спортивную обувь; Сменную обувь (желательно со светлой подошвой, т. к. не оставляет темных полос на полу); Примечание: все вещи первоклассников следует подписать или пометить условным значком.

Слайд 26

Можно ли носить в школу мобильный телефон? В школе запрещено пользоваться мобильным телефоном на уроках. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам - велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть в электронную игру. Кроме того, дорогой мобильный телефон может возбудить нездоровый интерес .

Слайд 27

Можно ли давать ребенку в школу деньги? Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей .

Слайд 28

Есть ли в первом классе домашние задания? Домашних заданий в 1-м классе нет. Однако, если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, - научиться плавать в ванне еще никому не удавалось.

Слайд 29

Почему учителя не ставят отметки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка? В 1-м классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.

Слайд 30

В некоторых семьях детям платят деньги за успешную учебу. Правильно ли это? Все зависит от того, каких именно людей хотят воспитать в семье. Если у вас принято оплачивать труд матери за приготовленный обед, убранную квартиру; поход отца в магазин, то вы, наверное, на правильном пути. Мы думаем, что человеческие отношения состоят из обязанностей людей друг перед другом. Объясните ребенку, что учеба - это его обязанность, которую он, как и остальные члены семьи, должен выполнять хорошо. В этом случае вопрос не будет актуален.

Слайд 31

Что делают дети на переменах? Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.

Слайд 32

Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой? Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» (автор Безруких М.М.). Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость.

Слайд 33

Как правильно дома организовать рабочее место ученика? Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сам сможет систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между столом и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Слайд 34

Нужен ли первокласснику дневник? Дневник стандартного образца должен заполняться учеником по всей форме, а первокласснику сделать это трудно - он еще не ориентируется в графах и не умеет хорошо писать. Поэтому рекомендуем такой дневник заполнять с помощью родителей. С помощью дневника осуществляется обратная связь с родителями.

Слайд 35

Можно ли носить в школу игрушки? Да, можно. Я разрешаю это делать, так как игровая деятельность еще очень значима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.

Слайд 36

Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать? Вопрос конфликтов в отношении между людьми самый непростой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребенку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие о дружбе уже не соответствует сложившимся отношениям. Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны , не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не прояснится. В любом случае в ссоре виноваты чаще всего сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придется учить ребенка еще очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов: «Я виноват, извини.»

Слайд 37

Нужно ли наказывать ребенка за отсутствие успехов в обучении? Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ничему еще не научился, он только начинает учиться. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание можно переделать, но не поздно вечером. Попытайтесь вселить в ребенка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи и тогда вам не придется думать о наказании.

Слайд 38

Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. В школе должны отсутствовать две поведенческие «модели» родителей: 1) в качестве «провинившегося ученика» и 2) в качестве «обвинителя». Должна присутствовать третья «модель», предполагающая взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку. Родители нужны нам, учителям! выводы

Слайд 39

спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Законы семьи

  • Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим, независимо ни от чего. Но слепая родительская любовь «забивает ребёнка хуже, чем розги», делая безнравственным потребителем.
  • Ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Если ребёнку нельзя говорить что-то, то следует прямо и открыто отказать в ответе.
  • Ребёнок имеет право на рассуждение и на разъяснение. Не говорите то, что он знает без вас. Задумывайтесь над тоном и манерой вашего разговора. Не упрекайте ребёнка. Это вызывает неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу.
  • Исключение безнравственных приёмов наказания. Наказание должно заставить задуматься над собственным поведением, но не вызывать чувство обиды и злости.
  • Ребёнок должен понимать слова «можно», «надо», «нельзя». «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает раб прихотей и тиран ближних.
  • Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными чувствами.
  • Родители должны демонстрировать свою собственную работоспособность и блага, связанные с ней. Труд – не наказание, а возможность жить лучше.
  • Культивирование положительных привычек.
  • Создавать условия для общения ребёнка с нравственными людьми.
  • Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Законы семьи

  • Каждый ребёнок, живущий в семье должен быть любим независимо ни от чего. Но слепая родительская любовь «забивает ребёнка хуже, чем розги», делая безнравственным потребителем.
  • Ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Если ребёнку нельзя говорить что-то, то следует прямо и открыто отказать в ответе.
  • Ребёнок имеет право на рассуждение и на разъяснение. Не говорите то, что он знает без вас. Задумывайтесь над тоном и манерой вашего разговора. Не упрекайте ребёнка. Это вызывает неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу.
  • Исключение безнравственных приёмов наказания. Наказание должно заставить задуматься над собственным поведением, но не вызывать чувство обиды и злости.
  • Ребёнок должен понимать слова «можно», «надо», «нельзя». «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает раб прихотей и тиран ближних.
  • Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными чувствами.
  • Родители должны демонстрировать свою собственную работоспособность и блага, связанные с ней. Труд – не наказание, а возможность жить лучше.
  • Культивирование положительных привычек.
  • Создавать условия для общения ребёнка с нравственными людьми.
  • Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА…

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  • He поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших "побед".
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу".Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не позволяйте моим "дурным привычкам" привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав,
    как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не  подвергайтесь  слишком  большому испытанию  мою  честность.  Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир,
    поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы
    не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы
    вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  • Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не
    подвергаясь критике.

И кроме того, я вас сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью тоже...



Предварительный просмотр:

Памятка для  родителей «Отношение к учёбе»

1)Поговорите с ребёнком о его отношение с ребёнком об отношение к учёбе: почему он учиться. Чего боится больше всего ( разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т. д. )

2)Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности

3)Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знания останутся.

4)Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.

5) Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно  с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.

6)Учите ребёнка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.

7)Поощряйте любые его начинания. Даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

Памятка для родителей «Причины детской неуправляемости»

1)Борьба за внимание родителей. Непослушание-это тоже возможность привлечь к себе внимание

2)Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе.

3)Жажда мщения окружаемому миру,  взрослым. Ребёнок мстит за: а)неверие в его способности, б)за появление в доме нового члена семьи, который становился более значимым, чем ребёнок. в) сравнение не в его пользу с братьями и сёстрами г)за унижение в семье д) за потерю одного из родителей е) за несправедливость и невыполненные обещания ж) за хамелеонство и ложь

4) Неверие в свой успех

Памятка для  родителей «Отношение к учёбе»

1)Поговорите с ребёнком о его отношение с ребёнком об отношение к учёбе: почему он учиться. Чего боится больше всего ( разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т. д. )

2)Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности

3)Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знания останутся.

4)Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.

5) Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно  с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.

6)Учите ребёнка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.

7)Поощряйте любые его начинания. Даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

Памятка для родителей «Причины детской неуправляемости»

1)Борьба за внимание родителей. Непослушание-это тоже возможность привлечь к себе внимание

2)Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе.

3)Жажда мщения окружаемому миру,  взрослым. Ребёнок мстит за: а)неверие в его способности, б)за появление в доме нового члена семьи, который становился более значимым, чем ребёнок. в) сравнение не в его пользу с братьями и сёстрами г)за унижение в семье д) за потерю одного из родителей е) за несправедливость и невыполненные обещания ж) за хамелеонство и ложь

4) Неверие в свой успех



Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание как методы воспитания

  • Будьте последовательны и объективны в оценке поступков вашего ребёнка
  • Никогда не наказывайте ребёнка с чужих слов, не разобравшись
  • Не оскорбляйте и не унижайте ребёнка. Со временем это может плохо кончиться для вас.
  • Не принимайте формального решения о наказании.
  • Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
  • Не таите от одного из родителей проступки ребёнка.
  • Будьте терпеливы в наказании, любой промах не оставляйте без внимания.
  • В промахах ребёнка не пытайтесь делать виноватыми других детей.
  • Не укоряйте ребёнка дурным поступком, когда-то им совершённым.
  • Некоторые проступки ребёнок совершает, чтобы обратить на себя внимания. Чаще общайтесь.
  • Помните, что хвала должна быть объективной.
  • Борясь с вредными привычками ребёнка,  не забывайте бороться со своими.
  • В ребёнке зеркально отражаются проявляемые вами качества.

Поощрение и наказание как методы воспитания

  • Будьте последовательны и объективны в оценке поступков вашего ребёнка
  • Никогда не наказывайте ребёнка с чужих слов, не разобравшись
  • Не оскорбляйте и не унижайте ребёнка. Со временем это может плохо кончиться для вас.
  • Не принимайте формального решения о наказании.
  • Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
  • Не таите от одного из родителей проступки ребёнка.
  • Будьте терпеливы в наказании, любой промах не оставляйте без внимания.
  • В промахах ребёнка не пытайтесь делать виноватыми других детей.
  • Не укоряйте ребёнка дурным поступком, когда-то им совершённым.
  • Некоторые проступки ребёнок совершает, чтобы обратить на себя внимания. Чаще общайтесь.
  • Помните, что хвала должна быть объективной.
  • Борясь с вредными привычками ребёнка,  не забывайте бороться со своими.
  • В ребёнке зеркально отражаются проявляемые вами качества



Предварительный просмотр:

Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе

Срок

проведения

Тема собрания,

вопросы для обсуждения

ответственные

Подготовительный период

январь

1.Знакомство со школой.

2.Правила приёма детей в первый класс.

3. Готовимся к школе.

Администрация школы, психолог, логопед

июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса.

Учитель

Первый класс

сентябрь

1. Особенности адаптационного периода.

2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год).

3. Выборы родительского комитета класса.

Учитель, психолог

октябрь

1. Младший школьник: особенности развития.

2.Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.

Учитель, психолог

ноябрь

1. Итоги адаптационного периода.

2. Дети и телевидение (диспут).

Родительский комитет, учитель, психолог

январь

Итоги первого полугодия

Родительский комитет, учитель

март

Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра).

Родительский комитет, учитель

май

1. Об итогах учебного года.

2. Организация летнего отдыха детей.

Родительский комитет, учитель

Второй класс

сентябрь

1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.

Учитель

ноябрь

Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению.

Родительский комитет, учитель, библиотекарь

декабрь

Роль семейных традиций в воспитании школьника.

Учитель, психолог

январь

1.Итоги первого полугодия.

2. О детской дружбе (совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель, психолог

март

Что значит: любить своего ребёнка (диспут).

Учитель, научный консультант

апрель

Воспитание сознательной дисциплины.

Родительский комитет, учитель, психолог

май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).

Родительский комитет, учитель

Третий класс

сентябрь

1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе.

Учитель

октябрь

Речь младших школьников и пути её развития.

Учитель, логопед

ноябрь

Как преодолеть школьные трудности.

Родительский комитет, учитель, психолог

январь

Семейные традиции (организационно-деятельностная игра).

Родительский комитет, учитель

март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

Родительский комитет, учитель

апрель

Дети и компьютеры (мастерская общения).

Учитель, психолог

май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель

Четвёртый класс

сентябрь

1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников.

Учитель

октябрь

Эмоциональное благополучие детей в семье.

Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог

январь

1. Итоги первого полугодия.

2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель

март

Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.

Учитель, медицинский работник, психолог

апрель

Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.

Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса

май

Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми).

Родительский комитет, учитель



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ КЛАССОВ

  1. Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и ... не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
  2. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов: «Ты всегда...», «Ты вообще...», «Вечно ты...». Ваш ребенок вообще и всегда хорош ,он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  4. Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали?», «Какую отметку получил?». Лучше спросите его? «Что сегодня было интересного?», «Что получилось хорошо?», «А что еще надо доработать?».
  5. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!».
  6. Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай...», скажите лучше: «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит сейчас неправду».
  1. «Ты хорош, но не лучше других» - внушайте ребенку эту давно известную формулу психического здоровья.
  2. Скажите ребенку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль; не будь грязнулей - в классе не любят грязнуль. Будь просто аккуратным».
  3. Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок работает - он растет. Когда он встанет, то покормите его перед школой.

10.Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько раз ребенок выходит из дому.

11.Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.

12.Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если Вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

13.Как бы Вы не устали - постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите жаловаться, а не жалеть. Постарайтесь вызвать жалость у ребенка не к себе, а к другим людям, родным, знакомым.

14.В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы, - этим Вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.



Предварительный просмотр:

Башкатова Е.А., МОУ СОШ №31, г.Тамбов, 2008    

                                       Урок-презентация в начальной школе.

                                 Своей семье я говорю: «Спасибо!».

       1. Введение в тему.

       а) Песня «Любимый папа».

       - О ком эта песня?

       - Кому так же интересно общаться со своим папой? Поднимите руку.

       - Какой ваш папа? Охарактеризуйте его.

        Папа – надежная опора семьи.

        б) Отгадайте, о ком идет речь в этом стихотворении.

          1. Кто варежки пестрые вяжет,                   2.Кто дом поутру прибирает,

             Старинные песни поет?        И кто самый лучший кулинар?

             Кто сказку такую расскажет,        Кто с младшей сестренкой играет

            Что снится всю ночь напролет?                   И водит ее на бульвар?

          3. Кто говорит: «Какой ты лохматый!           4.Чьи волосы снега белее,

              Гребнем пытаясь пригладить вихор?            А руки желты и сухи?

              Кто терпеливо вам ставит заплаты,              Кого я люблю и жалею,

              Если порвутся штаны о забор?                      О ком сочиняю стихи?

      - Кто живет вместе с бабушкой?

      - Кто часто ездит к ней в гости?

      - Какая ваша бабушка? Охарактеризуйте ее.

      Каждый из вас любит свою бабушку. Когда наступают каникулы и выходные дни – вы едете к ним.

      Если  у вас радость – они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят, утешат, вместе с ними

     вы переживаете свои неудачи. Порой родители не знают о вас то, что знают мудрые бабушки. А какие                        

     золотые руки у них, сколько они умеют делать.

        в) Песня «Колыбельная медведицы».

        - Кто бы мог петь для вас эту песню? Когда?

        - Кем для вас является мама? Какая она?

  Мама с первых дней рождения ребенка согревает его своим теплом, лаской, заботой. Когда вы болеете, рядом с вами мама, когда у вас радость, то и лицо мамы озаряет улыбка, если неприятности, то и у мамы огорченное лицо.

          Стихотворение о маме.                                            

                                                                                                   2.Как я люблю ее теплые руки,

          1. Нет никого моей мамы дороже,                                  Тихого голоса нежные звуки.              

             Нет никого справедливей и строже,                           С мамой и солнце нам светит сильней,

             Нет никого моей мамы добрей,                                    Холодно в мире без мамы моей.

            Ласковой мамочки милой моей.

                                            3. Кто пожалеет и кто обогреет,

                                                Ночи не спит, когда мы болеем?

                                                     Нет никого в целом мире родней

                          Мамы единственной милой моей.

       г) Папа, мама, бабушка, …     Продолжите этот список.

          - Как одним словом назвать перечисленных людей? (семья)

           Стихотворение о семье.

           1. Маму очень я люблю.                            2. Я и бабушку люблю,

               Папу тоже я люблю.        Я и дедушку люблю.

              Мама мне печет коврижки.        Я всегда им помогаю:

              Папа мне читает книжки.        Пол мету и пыль стираю.

              Папа, мамочка и я –        Мама, папа, дед и я,

              Наша дружная семья!                Да и бабушка моя –

                                                                                     Наша дружная семья!

                                           3. И сестренку я люблю,

                                               И братишку я люблю.

                                              С братом плаваем, ныряем,

                                              А с сестрой в снежки играем.

                                              Мама, папа, дед и я,

                                              Баба, брат, сестра моя –

                                             Наша дружная семья!

    2. Сообщение темы и целей урока.

     - Чему посвящен наш первый урок в этом учебном году? Почему? (прикрепить логотип)

     2008 год в России объявлен годом семьи.

     Тема: Своей семье я говорю: «Спасибо!»

     Цели: выяснить, за что можно сказать спасибо семье, в которой вы живете ; чем для вас является семья;  можете ли вы гордиться своей семьей, чем.

  3. Раскрытие понятия «семья».

     - Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)

     - Как вы понимает эту пословицу? Человек без семьи, что баран в море.

     - Что такое семья? («Толковый словарь»: семья – группа живущих вместе близких родственников)

     Расширим это понятие.

     - Какие чувства связывают живущих вместе близких родственников? ( ответственности друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание)

     - Как вы понимает эту пословицу? Семья крепка ладом. Лад – согласие.

       Обсуждение ситуации, описанной в стихотворении.

       - Что можно сказать об отношениях в этой семье?

     1.    Усталая, с работы                  2. И мать ему с обидой           3.Уверен я, ребята,

         Пришла под вечер мать          Промолвила:        Что если б жил Гайдар,

         И видит, что у сына           - Сынок,        Прославленный писатель,

         Не прибрана кровать,                  Когда-нибудь ты маме        То этому парнишке,

         Что стынет чай в стакане,           Хоть чем-нибудь помог? -      Что так встречает мать,

         Что пол не подметен,                  А сын ответил хмуро,        Сказал бы автор книжки

         Что лежа на диване                     Едва взглянув на мать:        (Вернее, мог сказать):

         Читает книжку он.        - Ты мама про Тимура        - В тебе, наверно, совесть

      Мешаешь мне читать. -           Заснула, паренек,

                                                         Прочесть сумел ты повесть,

                                                         А вот понять не смог.

    Найдите на листе пословицы о маме. Объясните смысл.

    Найдите пословицы о детях. Составьте пословицу 1.

     -  Как вы их понимаете?

    Составьте пословицу 2.  

     - О чем она говорит? ( в семье нет места грубости, унижения)

     4. «Давайте познакомимся!»

        а) Составление общей схемы родословной.

        б) Рассказы детей о членах семей, используя фотографии. (фотовыставка)

            - Почему ты гордишься этим человеком?

         в) Презентация книг «Моя семья». (выставка книг)

         г) Презентация символа своей семьи. (выставка рисунков)

            Перед вами логотип –победитель Всероссийского конкурса, посвященного году семьи.

            - Как вы думаете, что хотел отразить на этой эмблеме автор?

            - Где встречали в городе этот логотип?

           Расскажите о гербе своей семьи. Что символизируют используемые цвета и объекты?

        д) Вся семья вместе, так и душа на месте. Объясните смысл пословицы.

            Рассказ о семейных традициях. ( по цепочке; возможен показ фотографий)

  5. « Заглянем в будущее.»

       Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки), прабабушки (прадедушки).

       - Какими вы себя видите?

      - Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

      - Какую память вы оставите потомкам? Чем они могут в будущем гордиться вами?

      (Звучит музыка, дети мечтают.)

     - Какие картинки возникли в вашем сознании?

  6. Подведение итога.

      - За что вы говорите своей семье: «Спасибо?»

                                                       Приложение.

                                                   Пословицы и поговорки  о семье.

                  1. Детки хороши – отцу-матери венец, детки плохи – отцу-матери конец.

                2. Зачем клад, коли в семье лад.

    3. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

   4. Вся семья вместе, так и душа на месте.

   5.Семья крепка ладом.

  6. В родной семье и каша гуще.

  7. Русский человек без родни не живет.

 8.Нет милее дружка, чем родная матушка.

 9. Человек без семьи, что баран в море.

10. Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.

      и, таковы, деревце, каково, яблочки

      разума-ума, добрая, прибавит, семья



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

"ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА"

Работа с родителями 4 класса

2014 г.

Цель: просвещение родителей по теме “Компьютер и здоровье ребёнка”.

Подготовительные мероприятия:

- анкетирование учащихся по теме собрания;

 - подготовка выставки творческих работ учащихся, подготовленных средствами ИКТ (буклеты, публикации, презентации).

Вопросы для обсуждения:

Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса? Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным? Компьютерные игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?

Ход родительского собрания

I. Мотивация к деятельности. Тренинг.

Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

Вопросы.

Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а) за компьютером”?

Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.

Результаты анкетирования детей класса: 100% детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 50% - могут начать игру даже не пообедав, 38% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Попробуем проанализировать все “за” и “против” в этом вопросе.

Миф №1: Общение с компьютером портит детское здоровье.

Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.

Нагрузка на зрение.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.  При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

Стеснённая поза.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.  Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка.

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.

Излучение.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”. Приложение 1

Синдром компьютерного стресса.

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Методики снятия стресса.

1)

- посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.

 - переключите внимание на воспоминание о приятном.

 - больше общайтесь с природой.

 - физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.

 

Компьютерная зависимость.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 - Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 - Прогулял школу – сидел за компьютером.

 - Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 - Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

 - Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.

 - Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.

  - Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.

  - Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

Как противостоять?

Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына(дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.

Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: “Не слишком ли много “но”? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!” Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. “На человека можно воздействовать только внушением”. Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”. Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Миф№2: Компьютерные игры приносят только вред.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?

Игры на компьютере: Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. Аркадно-логические игры развивают сообразительность и скорость реакции. В активных играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Деловые игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии познакомиться с интересными профессиями.Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. .

Полезные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

Отрицательные стороны игр: психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.

Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития младшего школьника:

- Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Миф№3: Компьютер только для игр и развлечений.

Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки?

В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах.

1 чудо: Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

2 чудо: Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что окружающий нас мир - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. "Знаковая функция сознания" лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.

3 чудо: Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер.

4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

5 чудо: Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Вывод: Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.

Является великолепным способом самообучения.

Развивает самостоятельное мышление.

Усиливает концентрацию внимания.

Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

III. Знакомство родителей с работами учащихся (презентации учащихся на тему «Компьютер друг или враг»).

IV. Рекомендации родителям. Узелки на память.

Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

 Вручение буклета Приложение 2 и памяток “Разминка у компьютера”

Приложение 3 каждому родителю.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Экспресс анкетирование родителей:

Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?

В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?

Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?

Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?

Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера?

Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2-№5, но при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои отношения с ребёнком, т.к. компьютер для него более верный и надёжный “товарищ”.

Перед Вами формула воспитания, попробуйте расшифровать её:

М+П+Я+К = В.У.М. + П.А.Р.

 (Мама + папа + я + компьютер = Высокая учебная мотивация и познавательная активность ребёнка)

 Список литературы

1. Бурова В.А. Социально- психологические аспекты Интернет-зависимости.

 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И.Ковалько. - М.: изд-во “ВАКО”, 2007.

  3. Рязанцева И.А. Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству.

  4. http://id372-2008.narod.ru Здоровье школьника

 5. http://www.rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер