В помощь коллегам

Уважаемые коллеги!

В данном разделе я разместила материал, который, надеюсь, поможет вам в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Эмоции и чувства в жизни человека.

Цель: формирование представлений о роли эмоций и чувств в жизни человека.

Задачи:

  • знакомство с функциями и основными эмоциональными состояниями человека;
  • развитие критического мыщления;
  • воспитание активной позиции личности в регулировании эмоциональных состояний.

Тип урока: урок новых знаний.

Метод обучения: частично-поисковый.

Приемы ТРКМ:

стадия Вызова: «Верные и неверные утверждения»;

стадия Содержания: «Сломанный кластер»;

стадия Рефлексии: «Верные и неверные утверждения».

Оборудование:

карточки «светофор» красного и зеленого цвета (для обратной связи),

 стаканчики с прорезями, контейнеры с разноцветными и черными дражинками (для эксперимента),

раздаточный материал для индивидуальной работы (таблица «Верные и неверные утверждения», «сломанный кластер», ситуации с задачами), карточки с названием эмоциональных состояний,  

экран, ноутбук, проектор,

фрагмент из мультфильма «Ох и Ах!».

              Действия учителя.

         Действия обучающихся.

Стадия Вызова.

-Наше занятие мы начнем с упражнения –разминки «Заляпай ладони товарища».Упражнение выполняется в парах. Один из вас (водящий) должен заляпать ладонь товарища. Задача другого участника – не дать дотронуться до своих ладоней. Если вас заляпали, участники меняются ролями и т.д.

- Расскажите, пожалуйста, о своих переживаниях. Что вы испытывали, когда не удавалось заляпать товарища?

-Какое состояние испытывали, когда удавалось заляпать товарища?

- Как вы думаете чему посвящено наше занятие?

Обратите внимание ещё на одну подсказку  на слайде (изображение разных эмоций).

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Эмоции и чувства в жизни человека».

Прежде чем приступить к изучению данной темы, мы поработаем с таблицей «Верные и неверные утверждения» (приложение 1) .

Стадия Содержания.

Чтобы определить истинность утверждений мы должны дополнить и исправить «сломанный кластер», опираясь на информационный текст (приложение 2,3).

Обсудите проделанную работу в группе, определите кто будет озвучивать мнение группы.

Представьте, пожалуйста, результаты проделанной работы.

-Какие есть дополнения у других групп?

-Я предлагаю вам поучаствовать в эксперименте.

Возьмите каждые по стаканчику и тарелке, аккуратно откройте контейнеры с дражинками.

Представьте, что каждый человек-это сосуд, внутри которого разные эмоции. В  жизни вы испытывали разные эмоции, кладем в стаканчик эмоцию радости, восторга (кладут в стакан разноцветные дражинки). Загляните в стакан. Симпатичная цветовая гамма получилась, не так ли?

Но в жизни каждого человека бывают и эмоции грусти, обиды, гнева, кладем в стакан черные дражинки. Загляните в стакан. Не очень симпатичная цветовая гамма получилась, которая отрицательно влияет на самочувствие, на состояние здоровья человека.

Но сила человека в том, что он может силой мысли, силой воли отсеять «грязные» эмоции. Со словами: «Всё плохое – позади! Всё хорошее -впереди!»

отсеиваем черные дражинки в тарелку.

Загляните в стакан. Симпатичная цветовая гамма не так ли?

Пусть эти слова станут девизом вашей жизни: «Всё плохое – позади! Всё хорошее -впереди!»

Помните, что не только эмоции регулируют поведение человека, но и человек способен регулировать эмоции.

Возвращаемся  к кластеру.

Психологическая гимнастика: каждой группе раздается карточка с названием определенной эмоции. Группа должна показать эту эмоцию, а другие группы должны отгадать.

-Какую эмоцию было сложно определить? Почему?

Возвращаемся  к кластеру.

Решите задачи, определите о каком эмоциональном состоянии идет речь, сформулируйте вывод (приложение 4).

Таким образом, эмоции могут мобилизовать силы человека для решения проблемы, а могут быть и дезорганизующим фактором.

Возвращаемся  к кластеру.

Информации нет в тексте.

Для характеристики стенических и астенических эмоций смотрим фрагмент из мультфильма «Ох и Ах!».

-Определите, как настроение человека влияет на продуктивность деятельности, на состояние здоровья, на внешний вид?

Обратите внимание на слайд.

Стенические эмоции повышают активность личности, а астенические -понижают .

Кто из героев испытывает стеническое , а кто астеническое эмоциональное состояние?

Обратите внимание на слайд.

У нас получился такой кластер.

Стадия Рефлексии.

Возвращаемся к таблицам «Верные и неверные утверждения», заполните графу «после изучения информации».

Проверим полученные результаты.

Если вы ответили «да», то поднимаем карточку зеленого цвета, если «нет» - красного цвета (слайды).

Завершить наше занятие я хочу словами

Спинозы: ««Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, - подарите ей сначала своё хорошее настроение». 

Спасибо за работу.

Выполняют упражнение «Заляпай ладони» товарища в течении 2 минут.

Варианты ответов:

Обида, раздражение, разочарование.

Радость, восторг.

Об эмоциях.

Индивидуальная работа с таблицей «Верные и неверные утверждения».

Чтение текста и работа с кластером.

Обсуждение  в группе.

Презентации кластера по группам.

1 группа характеризует понятия «эмоция», «чувство», функции эмоций и чувств.

Участвуют в эксперименте.

2 группа озвучивает средства выражения эмоций и чувств.

1гр. Гнев - ногами.

2гр. Страх – плечами.

3 гр. Страх -  мимикой.

4 гр. Радость – руками.

Страх – плечами. Гнев – ногами.

 Легче считывать эмоции через мимику и жесты.

3 группа озвучивает формы переживания эмоциональных состояний.

Решение задачи индивидуально, обсуждение в группе в соответствии с ролями.

Генераторы идей (все участники).

Чтец, оратор, организатор, хронометрист.

4 группа озвучивает качества эмоций и чувств.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Ох и Ах!».

У Аха стеническое эмоциональное состояние, а у Оха- астеническое.

Заполнение таблицы «Верные и неверные утверждения».

Работа с карточками «светофор».

Приложение 1.

Верные и неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

 «Чувства» и «эмоции» - это синонимичные понятия.

2

 Стресс – состояние напряжения, возникающее в трудных ситуациях.

3

 Эмоции и чувства регулируют поведение человека.

4

 Астенические эмоции и  чувства повышают активность человека.

5

 Настроение человека в большей степени зависит от жизненных обстоятельств.

Приложение 2.

Эмоции и чувства.

     Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции».

Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Чувство – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Чувства влияют на эмоции.

Человеческие эмоции выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. [1, 195-197]

Выражение эмоций и чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего – это слово. У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние, меняется выражение лица, глаз (мимика), появляется определённого характера жесты, поза, наклон головы и др. (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Это настроения, аффекты, страсти,  стрессы.

Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.

Аффект — относительно кратковременное эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. [1, 202]

Страсти – самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличии от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию.

Стресс (от англ. Stress – напряжение)- эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших  физических, психических перегрузках, в необычно трудных ситуациях.[2, 204]

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии– М, 2000.
  2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М. – 2007.

Приложение 3.

1. Определите форму эмоционального состояния. По каким признакам это можно установить?

Сделайте вывод.

Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда начинает всем говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет ее выместить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

2. Определите форму эмоционального состояния. По каким признакам это можно установить?

Сделайте вывод.

«Я счастлив, предводительствуя русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом! Благодарите Бога, что вы русские; гордитесь сим преимуществом и знайте, чтобы быть добрым и быть победителем, довольно быть русским. (Фельдмаршал М.И. Кутузов)

3. Определите форму эмоционального состояния. По каким признакам это можно установить?

Сделайте вывод.

В условиях аварийной ситуации у молодого водителя начинается учащенное мигание, сухость во рту, суета, напряженность голоса. Показания приборов воспринимаются с ошибками, мыслительная деятельность заметно затруднена. Нарушается инструкция об определенном порядке действий.

4. Определите форму эмоционального состояния. По каким признакам это можно установить?

Сделайте вывод.

В условиях возникших неполадок у автомеханика повысилась двигательная активность. В процессе работы он насвистывал, напевал, постукивал по механизмам пальцами, тер руки и лицо. Затруднения высказывал вслух. В конце работы появилась одышка. Но сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен.

       

         Таким образом, важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Главное - чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.

        Таким образом, ничто великое на свете ещё никогда не совершалось без этого яркого, сильного эмоционального состояния.

         Таким образом, это эмоциональное состояние полезно тогда, когда он даёт человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на человека.