Внеурочная деятельность

Абрамова Тамара Сергеевна

Программы по внеурочной деятельности 2016-2017 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

 

        Программа внеурочной деятельности

«Школа Здоровья»

1-4 класс

   

    СОСТАВИТЕЛЬ:

 Учитель Абрамова Т.С.                            

Пояснительная записка

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цель данной программы.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи 

Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;  
  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительные особенности данной программы.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.  

 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет. Сроки реализации программы — 4 года.

Форма и режим занятий:

Форма обучения

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете),   внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

 Режим занятий – 1 час в неделю/ 33-34 часов в год.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1 года обучения:

Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна,  правила поведения в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и закаливания,  правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры,соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: 

Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ;  отчёты детей-санитаров, физоргов, командиров о выполнении учащимися валеологических   правил;  опрос на занятиях после пройденной темы.

К концу 2 года обучения:

Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней,понимать для чего нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём;  знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и теплового удара;  какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов,

беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».

 К концу 3 года обучения:

Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.  

Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.    

Способ проверки: 

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».

К концу 4 года обучения:

Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.

Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры  «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 

  • театрализованное действие «Дружба»;
  • спортивный праздник «День здоровья»;
  • сюжетно-ролевые игры  «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»;
  • костюмированный праздник «Чистота и здоровье»;
  • игры-путешествия «Откуда берутся грязнули ?», «Чистота и порядок» и «Будем  делать хорошо и не будем плохо»;
  • урок – КВН «Наше здоровье»;
  • праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

Учебно-тематический план

1 класс

(1 ч/нед., 33 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Дружи с водой

2

1

1

2

Забота о глазах 

1

1

3

Уход за ушами

1

1

4

Уход за зубами

3

1

2

5

Уход за руками и ногами 

1

1

6

Забота о коже

3

1

2

7

Как следует питаться

2

1

1

8

Как сделать сон полезным?

1

 1

 

9

Настроение в школе

1

1

10

Настроение после школы

1

1

11

Поведение в школе

2

 

2

12

Вредные привычки

2

1

1

13

Мышцы, кости и суставы 

2

1

1

14

Как закаляться.

Обтирание и обливание

1

1

 

15

Как правильно вести себя на воде

1

1

16

Чтобы душа была здорова

5

2

3

17

Народные игры

1

1

18

Подвижные игры

1

1

19

Доктора природы

(обобщающие)

2

 1

1

2 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Почему мы болеем

3

1

2

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

1

2

3

  Кто нас лечит

1

 

1

4

Прививки от болезней

2

1

1

5

Что нужно знать о лекарствах

2

1

1

6

Как избежать отравлений

2

1

1

7

Безопасность при любой погоде  

2

1

1

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2

1

1

9

Правила безопасного поведения на воде  

1

1

10

Правила общения с огнем

1

1

11

Как уберечься от поражения электрическим током  

1

 

1

12

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов  

1

1

1

13

Как защититься от насекомых  

1

 

1

14

Предосторожности при обращении с животными  

1

 

1

15

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

1

1

16

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2

1

1

17

Первая помощь при травмах

3

1

2

18

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос  

1

1

19

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1

1

20

Сегодняшние заботы медицины  

3

3

3 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Чего не надо бояться

1

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

Почему мы говорим не правду  

2

2

4

Почему мы не слушаемся родителей?       

2

1

1

5

Надо уметь сдерживать себя

2

2

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу    

2

1

1

7

Как относиться к подаркам

2

1

1

8

Как следует относиться к наказаниям 

1

1

9

Как нужно одеваться  

1

1

10

Как вести себя с незнакомыми людьми  

1

1

11

Как вести себя, когда что-то болит

1

1

12

Как вести себя за столом

2

1

1

13

Как вести себя в гостях

1

1

14

Как вести себя в общественных местах  

2

1

1

15

 «Нехорошие слова». Недобрые шутки    

2

1

1

16

Что делать, если не хочется в школу    

1

1

17

Чем заняться после школы  

1

1

18

Как выбрать друзей

2

1

1

19

Как помочь родителям

1

1

20

Как помочь больным и беспомощным  

2

1

1

21

Повторение

3

1

2

4 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы    

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Наше здоровье

4

2

2

2

Как помочь сохранить себе здоровье

3

1

2

3

Что зависит от моего решения

2

2

4

Злой волшебник табак

1

 

1

5

Почему некоторые привычки

называются вредными

5

2

3

6

Помоги себе сам

1

1

7

Злой волшебник алкоголь

3

1

2

8

Злой волшебник наркотик

2

1

1

9

Мы одна семья

2

1

1

10

Повторение

11

11

Календарно – тематическое планирование

1 класс 

 п/п    

Тема занятия

Содержание темы

Количество

часов

1

2

Дружи с водой

Советы доктора воды

1

Друзья Вода и Мыло

1

3

Забота о глазах

Глаза – главные помощники человека

1

4

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

1

5

6

7

Уход за зубами

Почему болят зубы

1

Чтобы зубы были здоровыми

1

Как сохранить улыбку здоровой

1

8

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

1

9

10

11

Забота о коже

Зачем человеку кожа

1

Надежная защита организма

1

Если кожа повреждена

1

12

13

Как следует питаться

Питание – необходимое условие жизни чел.

1

Здоровая пища для всей семьи

1

14

Как сделать сон полезным?

Сон – лучшее лекарство

1

15

Настроение в школе

Как настроение?

1

16

Настроение после школы

Я пришел из школы

1

17

18

Поведение в школе

Я ученик

1

Я ученик

1

19

20

Вредные привычки

Вредные привычки

1

Вредные привычки

1

21

22

Мышцы, кости и суставы

Скелет – наша опора

1

Осанка – стройная спина!

1

23

Обтирание и обливание. Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

1

24

Как правильно вести себя

на воде

Правила безопасности на воде

1

25

26

27

28

29

Чтобы душа была здорова

Делать добро спеши

1

Доброму всё здорово

1

Чем сердиться, лучше помириться

1

Какой Я, какие другие

1

Какой Я, какие другие

1

30

Народные игры

Русская игра «Городки»

1

31

Подвижные игры

Подвижные игры в помещении

1

32

33

Доктора природы

Доктора природы

1

Обобщающий урок

2 класс 

 п/п    

Тема занятия

Содержание темы

Количество

часов

1

2

3

Почему мы болеем

Причина болезни

1

Признаки болезни

1

Как здоровье?

1

4

5

Кто и как предохраняет нас от болезней

Как организм помогает себе сам?

1

Здоровый образ жизни

1

6

Кто нас лечит

Какие врачи нас лечат

1

7

8

Прививки от болезней

Инфекционные болезни

1

Прививки от болезней

1

9

10

Что нужно знать о лекарствах

Какие лекарства мы выбираем

1

11

12

Как избежать отравлений

Отравление лекарствами

1

Пищевые отравления

1

13

14

Безопасность при любой погоде

Если солнечно и жарко

1

Если на улице дождь и гроза

1

15

16

Правила безопасного поведения в доме, на улице,

 в транспорте

Опасность в нашем доме

1

Как вести себя на улице

1

17

Правила безопасного поведения на воде

Вода – наш друг

1

18

Правила общения с огнем

Чтобы огонь не причинил вреда

1

19

Как уберечься от поражения электрическим током

Чем опасен электрический ток

1

20

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

Травма

1

21

Как защититься от насекомых

Укусы насекомых

1

22

Предосторожности при обращении с животными

Что мы знаем про собак и кошек

1

23

24

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Отравление ядовитыми веществами

1

Отравление угарным газом

1

25

26

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Как помочь себе при тепловом ударе

1

Как уберечься от мороза

1

27

28

29

Первая помощь при травмах

Растяжки связок и вывих костей

1

Переломы

1

Если ты ушибся или порезался

1

30

Первая помощь при попадании инородных тел в глах, ухо, нос

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

31

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Укус змеи

1

32

33

34

Сегодняшние заботы медицины

Расти здоровым

1

Воспитай себя

1

Я выбираю движение

1

3 класс

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Количество часов

1

Чего не надо бояться

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

2

3

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Учимся думать

   

1

Спеши делать добро

1

4

5

Почему мы говорим неправду

Поможет ли нам обман

1

«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

1

6

7

Почему мы не слушаемся

родителей

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

8

9

Надо уметь сдерживать себя

Все ли желания выполнимы

1

Как воспитать в себе сдержанность

1

10

11

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

Как отучить себя от вредных привычек

1

Как отучить себя от вредных привычек

1

12

13

Как относиться к подаркам

Я принимаю подарок

1

Я дарю подарки  

1

14

Как следует относиться к наказаниям

Наказание

1

15

Как нужно одеваться  

Одежда

1

16

Как вести себя с незнакомыми людьми

Ответственное поведение

1

17

Как вести себя, когда что-то болит  

Боль

1

18

19

Как вести себя за столом

Сервировка стола

1

Правила поведения за столом

1

20

Как вести себя в гостях

Ты идёшь в гости

1

21

22

 Как вести себя в общественных местах

Как вести себя в транспорте и на улице

1

Как вести себя в театре, кино, школе

1

23

24

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

Умеем ли мы вежливо общаться

1

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

25

Что делать, если не хочется в школу    

Помоги себе сам

1

26

Чем заняться после школы

Умей организовать свой досуг

1

27

28

Как выбрать друзей

Что такое дружба

1

Кто может считаться настоящим другом

1

29

Как помочь родителям

Как доставить родителям радость

1

30

31

Как помочь больным и беспомощным

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

Спешите делать добро

1

32

33

34

Повторение

Огонёк здоровья

1

Путешествие в страну здоровья

1

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)

1

4 класс

 п/п  

Тема занятия

Содержание темы

Количество часов

1

2

3

4

Наше здоровье

Что такое здоровье

1

Что такое эмоции

1

Чувства и поступки

1

Стресс

1

5

6

7

Как помочь сохранить себе здоровье

Учимся думать и действовать

1

Учимся находить причину и последствия событий

1

Умей выбирать

1

8

9

Что зависит

 от моего решения

Принимаю решение

1

Я отвечаю за своё решение

1

10

Злой волшебник табак

Что мы знаем о курении

1

11

12

13

14

15

Почему

 некоторые привычки

называются вредными

Зависимость

1

Умей сказать нет

1

Как сказать нет

1

Почему вредной привычке ты скажешь нет

1

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

16

Помоги себе сам

Волевое поведение

1

17

18

19

Злой волшебник алкоголь

Алкоголь

1

Алкоголь - ошибка

1

Алкоголь – сделай выбор

1

20

21

Злой волшебник наркотик

Наркотик

1

Наркотик - тренинг безопасного поведения

1

22

23

Мы одна семья

Мальчишки и девчонки

1

Моя семья.

1

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Повторение

Дружба

1

«День здоровья»

1

Умеем ли мы правильно питаться

1

Я выбираю кашу

1

Чистота и здоровье

1

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

1

Чистота и порядок

1

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

Урок – КВН «Наше здоровье»

1

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1

Будьте здоровы

1

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. - М., 1995.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 1997.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 1996.
  4. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - Спб., 1997.
  5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. - 1995.
  6. Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровых детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.
  7. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - Спб., 1997.
  8. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.
  9. Физкультура для всей семьи/Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  10.  Энциклопедически словарь юного биолога/СостМ.Е. Аспиз. - М., 1986.
  11. Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М., 1980.
  12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья.
  13. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.
  14. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.


Предварительный просмотр: