Почему я стала учителем...

Лазукина Надежда Юрьевна

Размышление над вопросом "Почему я стала учителем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_uchitel.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Лазукина Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 59

Почему я стала учителем…

Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…

М.Квинтилиан

Почему я стала учителем?

Многие, кто  посвятил свою жизнь этой благородной профессии, или лучше сказать – ремеслу (за мастерство, ювелирность и тонкость огранки),  на этот вопрос отвечают так: я с детства мечтала стать учителем, потому что положительным примером для меня была моя первая учительница –  удивительный и замечательный человек. Или так: потому что мои мама и бабушка (или еще кто из членов семьи) были учителями с большой буквы, я просто не мыслила себя в другой роли.

У меня было не так. Да, я любила свою первую учительницу, Валентину Дмитриевну. Я сама уже 30 лет как учительствую, но имя своей первой учительницы помню! Спасибо ей и низкий поклон.  Мне так не хотелось с ней расставаться, что, когда наша семья переехала в новый дом (тогда я училась во втором классе и была еще маленькой девочкой), я наотрез отказалась  перейти в другую школу.  Предпочла полтора года сквозь лютый мороз и стужу, под проливным дождем и порывистым ветром (да простят мне эти штампы) ходить три квартала пешком на уроки  любимой учительницы.  И только в четвертом классе я перешла в школу рядом.

У нас в семье нет учителей, только я  –  первая, да моя двоюродная сестра – вторая. И все.  Это не династия, и уже никогда династией не станет: дети мои выросли, получили другое, не педагогическое, образование. Правда, в семье мужа три поколения учителей! Но это же в семье мужа!

Когда я училась в выпускных классах, в течение двух лет по воскресеньям ездила в  Екатеринбург (тогда он был Свердловском) на подготовительные курсы в педагогический институт, что на Карла Либкнехта, тряслась в электричках по 2 часа 40 минут туда и обратно. И вовсе не потому, что решила стать дефектологом (занималась именно по этому направлению), а потому, что с подружкой решили испытать себя, попробовать найти свое дело жизни. «А вдруг педагогика – это наше призвание?» - думали мы. Подружка стала врачом, сейчас она – доктор медицинских наук, известный в стране и за рубежом специалист. А я…

 А я решила поступить в УПИ на строительный факультет, правда в этом решении очень уж активно принимала участие мама (как же: престижный ВУЗ, да и специальность не оставит без своей отдельной квартиры). И ведь поступила! Всего по двум экзаменам (аттестат помог). А вот к учебе не приступила. В оставшиеся летние деньки, усевшись на подоконничке с вкусным бутербродиком в одной руке и интересной книгой – в другой, я читала. С упоением. По книге в сутки. Хотелось начитаться вдоволь, наперед…

И вдруг, совсем неожиданно для себя, открыла удивительный мир… Я всегда много читала, читала только хорошие книги (я так думала, и это было действительно так: вкус к хорошим книгам и потребность в них – это у меня в крови, свыше), читала всегда вдумчиво, медленно, смакуя каждое слово, каждую мысль. «Нет, это не то, не мое», - говорила я себе, отставляя книгу в сторону и вглядываясь в высокое звездное небо. –  На меня затмение нашло». А в тот год, когда я окончила школу и сдавала вступительные экзамены в УПИ, 31 июля и в самом деле было солнечное затмение и мы его с девчонками, такими же абитуриентками, как и я,  наблюдали через зеленое бутылочное стеклышко. Так вот, эта лунная, тихая ночь с книгой в одной руке и с бутербродом – в другой бесповоротно и навсегда  перевернула мою судьбу. Я поняла: мое призвание не в строительстве, мое призвание – в филологии. Мне не интересны законы строительства архитектурных сооружений. Как построено слово, предложение, текст? Вот, что действительно мне интересно. Вспомнилось детство, когда я, сначала маленькая девочка, потом подросток, не пропускала ни одной вывески, ни одного ценника в магазине, все пыталась проникнуть в самую суть слова: а почему именно так называются эти предметы, явления, действия. Что вообще за этим кроется? Тогда я не могла найти ответы: библиотечный фонд не был переполнен энциклопедиями для детей, взрослые издания были мне, ребенку, совсем не понятны, а об этимологических словарях я не имела никакого представления;  друг-Интернет тогда был не только мифом, о нем даже не подозревали, не мечтали о нем, о нем вообще не знали.

Решение было принято. И я оказалась в числе студентов филологического факультета Уральского государственного университета имени А.М.Горького. Так-таки окончила если не УПИ, то УрФУ: УрГУ и УПИ объединили. Вот и не верь после этого, что человек не возвращается к первоначальному замыслу, к истокам. Возвращается, и еще как!

«А причем здесь школа?» - спросите вы. А притом, что я еще в школе,  да и после школы тоже испытывала сильнейший страх публичного выступления. Всегда боролась с ним. Успешно. Внешне никто даже и не догадывался о том, что со мной творилось, когда я увлеченно решала задачки у доски, как орешки их щелкала. Алгебра, геометрия, физика – вот набор любимых школьных и всегда пятерочных предметов. Парадоксально, не правда ли? Или когда я самозабвенно читала наизусть отрывок –  письмо Татьяны к Онегину –  из одноименного романа А.С.Пушкина. Это было в мои школьные, да чего греха таить, и в студенческие годы. Вот поэтому и созрело неординарное решение – пойти работать в школу, чтобы избавиться от этого страха, чтобы отточить мастерство устного выступления.

И ведь пошла. И огонь, и воду, и медные трубы прошла, когда меня, худенькую, хрупкую, совсем юную, поставили в девятый, выпускной, класс и закрыли за мной дверь. С тех пор прошло 30 лет…  Шесть тысяч сто двадцать раз передо мной открывались утром и шесть тысяч сто двадцать раз за мной закрывались вечером школьные двери.

Да, у меня было так. Выбор был случайным. Случайным ли?  Я не верю, что в жизни все случайности случайны. Нет, тут не случайность, тут каузальность, причинная взаимообусловленность событий. Это и необъяснимый интерес к жизни слов в детстве, и преданная, на всю жизнь, любовь к хорошей книге, и обостренное чувство справедливости, и вера в присутствие Добра во всех и во всем, и огромное желание множить это Добро и делиться с другими тем, чем овладел сам.  «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…» Эти слова римского учителя красноречия Марка Фабия Квинтилиана стали моей путеводной звездой, стали первым постулатом в моей профессиональной деятельности.

Да. Я – Учитель! И это не случайно!  В моей жизни были и другие возможности и перспективы, престижные, денежные. Но там, в них, Я была бы не Я.

Совсем недавно одна  моя приятельница сказала: «Как хорошо, что ты стала учителем. Мир приобрел не одного хорошего человека, целые поколения хороших людей». И вот эти слова приятельницы, и слова бывших учеников,  теперь уже профессоров, шоферов, врачей и просто мам, пап (кого только нет в этом бесконечном списке): «Могу с уверенностью сказать, что вы – удивительный человек и превосходная классная мама. В вас столько света, доброты, и это на самом деле удивительно, очень ценно и приятно. Я хочу сказать вам большое спасибо за то, что вы столько вложили в нас, и конкретно в меня. За то, что к вам всегда можно было обратиться за помощью, и за вашу безграничную заботу, за веру в нас. Вы видели в каждом положительные качества и старались развивать их путем нравственного воспитания…» (стиль, пунктуация автора не изменены), - вот эти и им подобные слова подтверждают не то, что я – первоклассный учитель, нет, они подтверждают другое, они подтверждают правильность и совсем не случайность моего выбора. Проработав в школе 30 лет, я с уверенностью могу сказать: «Я – Учитель. Я стала им, как только родилась. Просто я шла к этому неосознанно, но твердой и уверенной походкой. Ведь это –  мое призвание! Это –  моя жизнь!