1.3 Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деяятельности

охотникова людмила анатольевна

 В своей педагогической деятельности в системе применяю знания, полученные в результате  дополнительного профессионального образования

 

 

Разработала и реализую:

  • Рабочие учебные программы
  • Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники"
  • Цикл ООД по сенсорному развитию дошкольников
  • Создала картотеку подвижных и дидактических игр
  • Дополнительная образовательная программа "Путешествие с Югоркой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx32.47 КБ
Файл sensorika1.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

ДИДАКТИЧЕСКИX ИГР

по сенсорному воспитанию

детей младшей группы

1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:

Найди пару

Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Игры с пробками

Материал: пробки разного цвета и размера.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического

мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Собери бусы

Материал: деревянные бусы разного цвета.

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Открой коробочку

Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая); в умении соотносить цвет: 

«Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

Укрась ёлочку шарами

Материал: елочки из картона, круги разных цветов.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

1 вариант: используем кружочки двух основных цветов

2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов

3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»

«Сложи пирамидку»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в стаканы»

Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»

Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).

2 блок - Игры для развития слухового восприятия

Разноцветные шумелки

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Кто что услышит?

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

3 блок - игры для развития обонятельного восприятия

УГАДАЙ НА ВКУС

Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

Чем пахнет?

Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе)  развивать мелкую моторику.

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»

4 блок - Игры для развития осязательного восприятия

Сюрприз

Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.

1 вариант: сюрприз – игрушки

2 вариант: сюрприз – геометрические формы.

Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»

Пересыпалочки

Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку)

Озорные ладошки

Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.

Тонет, не тонет

Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет»«не тонет»«плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Тактильная коробка

Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д.

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это

помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т. д.

Теплый – холодный

Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т. п.).

Цель: закрепление понятий «теплый»«холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий

Маленький секрет

Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»

Застёжки

Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой» : в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Закрути ленточку

Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая»«широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»

Поиграем с прищепками

Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.

Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Мягкий конструктор

Материал: салфетки универсальные, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур.

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Варианты игры:

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару»«Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Упражнения с прищепками

Занятия с прищепками развивают мускулатуру пальцев. Поначалу у ребенка вряд ли будет хватать сил, чтобы раскрыть прищепку. В таком случае, возьмите руку ребенка в свою и покажите, как захватывать предмет прищепкой. Но начать следует с заданий на снимание прищепок с различных поверхностей. Чтобы играть с прищепками было интереснее - задания можно тематически обыгрывать.

Собери урожай

Прикрепите к занавеске красные и желтые прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.

Найди прищепки

Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все запрятавшиеся прищепки.

Учимся захватывать

Покажите малышу, как можно захватывать прищепками различные предметы: палочки, карандаши, веревочки, маленькие бумажные шарики, ластики, пуговицы, монетки и т. п. Помогайте малышу: когда он раскроет прищепку - вкладывайте в открывшееся пространство предмет.

Солнышко

Вырежьте из желтого картона круг, и пусть малыш прикрепляет к нему по краям желтые прищепки.

Цветок

Если вырезать круг поменьше (чем у солнышка, то получится цветок с лепестками из прищепок.

Ежик

Вырежьте из серого картона силуэт ёжика. А малышу надо будет нацепить ему на спинку прищепки.

Тучка

Вырежьте из голубого картона силуэт тучки. Внизу силуэта нужно прикреплять дождевые капли - синие прищепки.

Новогодняя елочка

Заготовьте из зеленого картона ёлочку. Предложите малышу украсить елочку разноцветными игрушками (прищепками).

Травка

Вырежьте длинную полоску земли из черного или зеленого картона. Сверху горизонтально расположенной полоски нужно прикреплять зеленые травинки (прищепки).

Репка

Вырежьте из желтого картона силуэт репки и покажите малышу, как прикрепить к нему ботву из зеленых прищепок. Точно таким же образом можно сделать ботву к морковке.

Грибочки

Вырежьте из картона несколько шляпок для грибов. А ребенку нужно прикреплять к шляпкам ножки - прищепки.

Бабочка и стрекоза

Вырежьте из цветного картона силуэты тельца бабочки и стрекозы. Малышу надо прикрепить на каждое насекомое по 4 крыла.

Хвосты

Прищепки могут выступать в роли хвостов. Достаточно вырезать различные силуэты: рыбки, птички, петушка, собачки, кошки и т. д.

Человечки

На плотной бумаге нарисуйте, а затем и вырежьте силуэты девочек и мальчиков (без рук и без ног, но в платьицах и рубашечках). Вместо ног и рук малышу нужно подставлять прищепки.

Кошка и собачка

Можно вырезать из картона силуэты различных животных: собачек, кошек, жирафов, коров и т. д. и подставлять им вместо ног - прищепки.

Ушки

Прищепки могут играть роль ушек - например, у зайца. Нарисуйте и вырежьте силуэт зайца (без ушей). А затем предложите ребенку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать его.

Игры с тестом

Рецепт теста для лепки

Два стакана муки, один стакан мелкой соли, один стакан воды, 0,5 пакета пищевого красителя (он продаётся в наборах для окрашивания пасхальных яиц, две столовые ложки растительного масла.

Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Хранить его лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Так оно сохраняет свои свойства довольно долго – больше месяца. С помощью красителей можно получить тесто розового, желтого, синего цвета.

«Шлёпаем ладошками»

Выложите тёплое тесто на разделочную доску или поднос, цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлёпайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами.

Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп; ты, ладошечка! Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп, моя крошечка! Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто.

«Достаём предметы из теста»

Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков, так, чтобы края спрятанных предметов были видны. Спросите: «Что тут спрятали? Давай посмотрим!» Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста.

Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашёл малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребёнок достаёт предметы, а вы говорите: «Один каштан, ещё один каштан».

Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите: «Много каштанов».

«Оладушки»

Возьмите половину теста и разделите его на четыре-шесть кусочков. Скатайте из них шарики (колобки) и положите их перед малышом в один ряд. Рядом посадите куклу. Шлёпните ладонью по одному из шариков – он расплющится. Скажите: «Был колобок, а теперь получился оладушек. Сделай такой же оладушек сам, мы его отдадим куколке. Ешь, куколка, вкусный оладушек». Сначала можно расплющить шарики, хлопая по ним ладошкой. Более сложное задание для ребёнка около 2 лет: взять шарик в руки, размять его пальчиками, превращая в оладушек. Действия малыша сопровождаются чтением стихов.

Ой, ладушки-ладушки,

Испечём оладушки!

На окно поставим,

Остывать заставим.

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели,

Оладушки съели.

Шу-у-у-!. и улетели!

«Делаем блины»

Скатайте четвёртую часть теста в шар. Скажите: «Шар. Он круглый». Шлёпайте ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получается блинчик». Пусть малыш повторяет ваши движения. В этой игре ему придётся сильнее ударять по шару из теста. Прочитайте приговорку.

Стала Варя (имя ребёнка)

Гостей угощать:

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да Андрею блин,

Да Матвею блин.

А Митрошечке –

Мятный пряничек!

Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.

«Оторвём кусок теста»

Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш отрывает от него кусочки и складывает их в определённое место (например, на тарелку). Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребёнка) отрываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их – получился большой кусок»

«Дорожка»

Распределите тесто по тарелке, подносу. Теперь на нём можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, морских ракушек, больших пуговиц и т. д. Скажите: «Давай сделаем дорожку!» и начните выкладывать дорожку из одного какого-нибудь материала, например, каштанов, а ребёнок пусть продолжает её. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку, ёжика) и покажите, как она идёт по дорожке: «Топ-топ». Пусть малыш сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.

«Отпечаток рук»

Тесто разомните и распределите на две тарелки: на одной оставьте свой отпечаток руки, на другой – помогите малышу оставить отпечаток его ручки. Спросите: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая».

Живопись с помощью пальцев

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребёнка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребёнка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.



Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы.

По словам Венгера Александра Леонидовича, детского психолога, доктора психологических наук, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель, предлагаемого комплекса занятий, - формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Задача – усвоение детьми сенсорных эталонов. Это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В нашей работе собраны конспекты занятий, направленные на воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Предложенные занятия являются частью непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

Эталоны цвета.

(6 занятий)

Цель: научить ребенка узнавать и запоминать цвета. Все игры также направлены на развитие логики и мышления.

1. Игра «Цветные чашечки и блюдца».

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал. Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).

Ход игры. Педагог дает ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.

Можно немного изменить инструкцию: «Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».

2. Игра «Цветные домики».

Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах.

Материал. Кубики цветные или аппликации.

Ход игры. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта). Подбираем предметы разных цветов.

Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.

3. Игра «Веселые бусины».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Ход игры. Педагог дает ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно сделать аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.

4. Игра «Покажи такой же шарик».

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать предметы по цвету.

Материал. Разноцветные шарики, ведерки.

Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

5. Игра «Цветная дорожка».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик».

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий)

Цель: научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру».

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводя его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме».

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Педагог раздает детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяет с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

3. Игра «Найди то, что я покажу».

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Педагог показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза.

4. Игра «Геометрическое лото».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.

Материал. пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта, треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).

Ход игры. В игре принимает участие пять детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

5. Игра «Назови геометрическую фигуру».

Дидактическая задача. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Педагог предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы.

6. Игра «Найди предмет такой же формы».

Дидактическая задача. Учить зрительно находить, называть и соотносить геометрические фигуры и предметы.

Материал: нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т. д.

Ход игры. Педагог показывает ребенку одну из фигур, а ребенок должен назвать предметы такой же формы.

7. Игра «Сравни и заполни».

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) четырёх цветов, таблицы, с изображением цветных геометрических фигур.

Ход игры. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки.

8. Игра «Почини одеяло».

Дидактическая задача. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Материал. Геометрические фигуры.

Ход игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Помоги Буратино починить одеяло.

9. Игра «Составь геометрическую фигуру».

Дидактическая задача. Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти, мышления.

Ход игры. Детям предлагается составить из счётных палочек, ниток, фасоли, следующие геометрические фигуры:

1. Составь треугольник

2. Составь квадрат

3. Составь из ниток круг

И т. д. …

10. Игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, мячики, шишки, фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы (квадратной и треугольной формы).

Ход игры. Ребенок достает по одной фигуре, а взрослый ее называет. Если ребенок хочет, он может повторить название. Все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Эталоны величины.

(6 занятий)

Цель: научить детей различать предметы по величине.

1. Игра «Три квадрата».

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения  словами: «большой»«маленький»«средний»«больше»«меньше»«самый большой»«самый маленький».

Материал. демонстрационный: три квадрата разной величины. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины.

Ход игры. Педагог показывает детям по очереди каждый квадрат и называет его величину. Детям предлагается показать свои самые большие квадраты и т. д. чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, педагог прикладывает их один к другому.

2. Игра «Башня».

Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Материал. демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: три квадрата разной величины, фланелеграф.

Ход игры. Педагог собирает из кубов башню, беседуя с детьми о том, в какой последовательности это необходимо делать и почему. Далее детям предлагается собрать из квадратов башенку так же, как из кубов, от большого к маленькому.

3. Игра «Матрешка».

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал. Раздаточный: деревянные трехместные матрешки.

Ход игры. Педагог предлагает детям загадку: «ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Дети отгадывают загадку, далее выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку.

4. Игра «Соберем пирамидку».

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Материал. Пирамидка – образец из пяти равномерно уменьшающихся колец т такая же для каждого ребенка.

Ход игры. Педагог показывает пирамидку и последовательно снимает и сравнивает по величине все колечки. Детям предлагается разобрать и собрать свои пирамидки, проверить, правильно ли они выбрали колечко, прикладывая его к другим.

5. Игра «Найди такое же колечко».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Пирамидки из пяти съемных колец (по одной на каждого ребенка).

Ход игры. Педагог разбирает свою пирамидку, выбирает одно колечко и предлагает одному ребенку найти такое же. Когда ребенок найдет нужное колечко педагог говорит: «Теперь верни мне мое колечко, возьми какое-нибудь из своих и передай соседу, пусть он найдет такое же».

6. Игра «Сбор фруктов».

Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Яблоки-образцы (вырезанные из картона) трех величин, три корзины трех величин, дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин (по 8-10 яблок каждой величины).

Ход игры. Педагог показывает детям дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзину и т. д. дети выходят по очереди, берут яблоко-образец и срывают такое же по величине яблоко и кладут в соответствующую корзинку.

Комплексные занятия по сенсорному развитию.

(2 занятия, время проведения: декабрь и май)

1. «Посылка с подарками от Деда Мороза».

Цель: развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1. Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме, ёлочке.

2. Совершенствовать умения закрашивания предметов, развивать глазомер и мелкую моторику рук.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Крупные зеленые геометрические фигуры (треугольники, ленты: широкая и узкая, письмо.

Раздаточный материал. Карточки с заданием для каждого ребенка, карандаши цветные.

Ход деятельности.

В«Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу письмо и посылку).

— «Посмотрите, здесь письмо! Пишет вам Дедушка Мороз: «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В: Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме или ёлочке (Прочтение одного или двух стихотворений хором, далее по желанию детей).

В:«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание».

Второе задание.

На полу 2 ручейка.

В: «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей) Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг). А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг).

— «Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире — уже).

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В«Посмотрите, ребята, на посылке какое - то изображение. Что это?»

Дети«Ёлочки».

В«Они одинаковые или разные?» (ответы детей).

В: «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети «Большие зелёные треугольники».

В «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети «Маленькие зеленый треугольники».

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети «Да».

В «А посылка не открывается».

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки».

В «Это что?»

Дети«Рукавички».

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет, нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д«Да!»

В «Давайте исправлять!»

В «Все справились?»

Д «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?» (Ответы детей).

Посылка открывается — дети находят подарки от Деда Мороза — сладости.

2. «Матрешки – соседки».

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие.

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие,

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

В: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая - это Леля, старшая сестра, а другая маленькая - это Ляля, младшая. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая, а это матрешка маленькая (спросить у детей какая).

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».

В: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.

В: Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей.

Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.

В: Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!

Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.

Заключение

Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах.

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Литература

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144с. : ил.

2. Методические рекомендации по использованию материалов и пособий для сенсорной комнаты : Учебное пособие для воспитателей, студентов, пед. учебн. заведений. – Тольятти. 2001. – 148 с.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М. : «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. - Ярославль «Академия развития», 1998.