Главные вкладки

    Педагогу дополнительного образования

    Пестова Наталья Леонидовна

    Предварительный просмотр:

    Памятка для педагога дополнительного образования ГБУДО "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области"  по разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

    А.А.Забавина

    методист ГБУДО ЦРТДиЮ НО

    Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа.

    На титульном листе необходимо указывать:

    - наименование образовательной организации (с указанием учредителя);

    - где, когда и кем утверждена программа (когда внесены изменения, кем утверждена новая версия программы);

    - название программы;

    - возраст детей, на которых рассчитана программа;

    - срок реализации программы;

    - ФИО, должность автора-составителя (авторов-составителей) программы;

    - название города, в котором реализуется программа;

    - год разработки программы.

    Название программы должно быть сформулировано кратко, емко, привлекательно и отражать содержание и сущность деятельности, в которую будут включаться обучающиеся.

    Комплекс основных характеристик программы

    Название раздела

    Содержание раздела

    Пример

    Пояснительная записка

    Направленность

    Направленности в дополнительном образовании: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. Выбор направленности образовательной деятельности осуществляет образовательная организация на основе социального заказа. Актуально указать через какие виды деятельности реализуется программа. Необходимо отметить, на основе чего разработана программа и какому уровню сложности она соответствует (ознакомительный, базовый, углубленный).

    Программа разработана на основе … (с учетом…)

    В рамках программы реализуется деятельность по следующим направлениям …

    Программа соответствует … уровню

     

    Актуальность

    Актуальность – важность, значимость чего-либо в настоящее время; соответствие запросам современности. Обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов (и др.) подтверждающих необходимость и полезность данной программы. Программа должна соответствовать основным направлениям современного развития страны и общества; социальному заказу со стороны родителей; достижениям в сфере науки, техники, культуры и искусства.  

    Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время …

    К числу наиболее актуальных проблем относится…

    Нормативные документы

    Важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе.

    При указании использования Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка обязательно указания ссылок на конкретные статьи, используемые автором программы.

    Примеры документов:

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
    3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
    4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

    Отличительные особенности программы

    Раскрываются особенности реализации программы, отличающие ее от других программ выбранной образовательной области. Рассматриваются основные идеи, придающие программе своеобразие. Отличительные особенности позволяют продемонстрировать краткий анализ имеющихся аналогичных ДООП (обосновать необходимость адаптации программы при использовании примерной). Важно отметить на какие современные тенденции в науке, культуре и технике опирается настоящая программа и в чем осуществляется развитие уже существующих традиций.

    Отличительные особенности данной ООП, от уже существующих, заключаются в том, что…

    Специфика предполагаемой деятельности обусловлена…

    Программа ориентирована на применение широкого комплекса…

    В структуру программы входят… образовательных блоков… (теория, практика, проект)…

    Содержание курса обледенено в … тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу…

    В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию…

    Цель программы

    Цель – обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна.

    Формула построения цели

    C = Gl + Pr + Ob + Sr

    C – цель

    Gl – глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью

    Pr – предмет педагогического взаимодействия

    Ob – объект педагогической деятельности

    Sr – ведущее средство

    Задачи программы

    Задачи – конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы.

    Ключевые глаголы для формулировки задач: научить, привить, развить, сформировать, воспитать.

    Формула построения задач

    Gl + 1/Ob+Sr

    Gl - глагол повелительного наклонения

    1/Ob - часть объекта

    Sr - средство

    Адресат программы

    Дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей и обоснованием целесообразности разноуровневого состава (описанием особенностей работы с каждой группой).

    Возраст детей, участвующих в реализации программы со… лет

    Дети данного возраста способны на … (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания…

    Объем программы и режим занятий

    Указывается общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.  Прописывается режим занятий.

    Программа рассчитана на …

    Занятия проводятся … раз в неделю…

    Формы и методы организации образовательного процесса

    Перечисляются основные и вспомогательные формы и методы организации занятий. При необходимости можно их прокомментировать.

    Группы форм организации обучения:

    - по количеству детей: коллективная (иногда фронтальная), групповая, индивидуальная;

    - по особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция, практикум, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, соревнование, конференция, мастерская, мастер-класс, лаборатория, конкурс, выставка и т.д.;

    - по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, контрольное занятие, комбинированное (комплексное) занятие и т.д.

    Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает…

    Приоритетными формами организации образовательного процесса являются…

    Ожидаемые результаты

    Ожидаемые результаты являются "ответами" на поставленные в программе задачи. Они должны быть конкретны и легко проверяемы. Результаты реализации программы формулируются согласованно друг с другом, их количество не должно быть большим, так как это затруднит процедуру проверки и контроля. Оптимальное количество результатом ровняется количеству поставленных задач.  

    По итогам реализации программы учащиеся

    - знают…

    - умеют…

    - активно пользуются…

    - решают следующие задачи …

    Формы и методы контроля

    Название раздела

    Содержание раздела

    Пример

    Формы аттестации (подведения итогов)

    Указывается и обосновывается перечень педагогических диагностических методик, с помощью которых замеряется прогнозируемый результат (наблюдение, анкетирование, анализ, тестирование, презентация  продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений обучающихся, соревнования, выставки, технический зачет, защита проекта, конференция, конкурс, форум, олимпиада, творческий отчет и т.д.) необходимо представить информацию не только о форме, но и о порядке и периодичности проведения аттестационных мероприятий.

    Подведение итогов по результатам освоения материала данной программе проводится в форме …

    В рамках программы проводится мониторинг...

    В рамках аттестации по итогам года…  Аттестационные (контрольные) мероприятия организуются с периодичностью…  Комплекс аттестационных форм включает в себя…

    Оценочные материалы (формы фиксации и представления результатов программы)

    Представляются формы фиксации и отслеживания результатов контроля и аттестации. Это могут быть таблицы, оценочные листы, индивидуальные карты наблюдений. Указывается перечень методик применяемой педагогической диагностики (с указанием авторов) используемых в программе.

    Обязательно указание критериев, по которым ведется оценка деятельности учащихся.  

    Комплекс организационно-педагогических условий

    Учебно-тематический план (УТП)

    УТП раскрывает логику изучения программы. Данный раздел программы может содержать перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    При реализации ДООП могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные самостоятельные занятия. Поэтому, если программа предусматривает самостоятельную работу, целесообразно внести соответствующий раздел в УТП.

    Для программ, реализуемых в течение нескольких лет, УТП разрабатывается на каждый год обучения.

    № п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы организации занятий

    Формы аттестации (контроля)

    Теория

    Практика

    Всего

    1.

    Раздел 1.

    1.1

    Тема 1.1

    1.2

    Тема 1.2

    И т.д.

    ---

    2.

    Раздел 2.

    2.1

    Тема 2.1

    2.2

    Тема 2.2

    И т.д.

    ---

    Итого часов

    Содержание программы

     Обосновывая логику содержания программы, следует показать связи между разделами программы, межпредметные связи, связи с другими программами. Возможно связать ДООП с основной образовательной программой определенной ступени общего образования (дошкольного, начального, основного, среднего). Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в УТП.

    При описании темы дается ее название, тезисно излагаются основные вопросы содержания: отдельно по теоретической и практической части. Указывается форма организации образовательного процесса.

    При разработке программы и описании ее содержания важно предусмотреть возможность выбора обучающимися содержания программы, режима и темпа освоения, возможность построения индивидуального образовательного маршрута, который реализуется как составная, вариативная часть программы. Если программа предусматривает разработку индивидуального образовательного маршрута, это необходимо указать в разделе "формы и методы организации образовательного процесса".

    Календарный учебный график

    Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составлятся для каждой учебной группы (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5).

    Данный структурный элемент программы содержит информацию о: продолжительности реализации программы в течение года, начале занятий по годам обучения, режиме занятий, сроках проведения итоговой и промежуточной аттестации.

    Даты проведения занятий стоит планировать с учетом государственных выходных и праздничных дней, а так же с учетом реализации ДООП в каникулярное время. Режим занятий, их организационные формы планируются с учетом существующих СанПиН, возрастных, психологических, социокультурных особенностей детей.

    20__ - 20__ учебный год: с 1 (15) сентября по 31 мая

    Год обучения

    Сентябрь

    Учебный год

    (сентябрь – май)

    На весь учебный год

    Май

    Всего учебных недель

    Всего часов по программе

    Недели обучения

    01.09.15 – 06.09.15

    07.09.15 – 13.09.15

    14.09.15 – 20.09.15

    21.09.15 – 27.09.15

    02.05.16 – 08.05.16

    09.05.156– 15.05.16

    16.05.16 – 22.05.16

    23.05.16 – 29.05.16

    1

    2

    3

    4

    33

    34

    35

    36

    36

    1-й год обучения

    Теория

    Практика

    Контроль

    2-й год обучения

    Теория

    Практика

    Контроль

    Промежуточная и итоговая аттестация

    Каникулярный период

    Условия реализации программы

    Целесообразно выделить следующие составляющие данного раздела:

    - материально-техническое обеспечение: описание помещения, необходимых материалов, оборудования и т.д.;

    - информационное обеспечение: описание информационных ресурсов, информационно-компьютерная поддержка учебного процесса (мультимедийные пособия, электронные издания энциклопедий, учебно-развивающие программные среды и т.д.);

    - кадровое обеспечение: квалификационные требования к педагогу, ведущему занятия по программе, уровень и направленность его образования. При необходимости сетевого взаимодействия указывается возможность интеграции с другими специалистами;

    - дидактическое обеспечение: описание системы использования дидактических материалов (схемы, плакаты, таблицы, раздаточный материал, сборники, макеты, муляжи, аудио-видео фонд, комплексы упражнений и т.д.);

    - методическое обеспечение: описание форм проведения занятий и технологий их реализации, описание форм подведения итогов по разделам и темам, описание педагогического инструментария оценки результативности программы (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).  

    Программы модулей программы, курсов, дисциплин

    Представляются развернуты планы каждого модуля (курса, дисциплины, индивидуального образовательного маршрута), прописывается их УТП и содержание.  

    Список литературы

    Дается библиографическое описание изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

    В каждой программе выделяются два списка литературы: литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая литература для детей и родителей.

    Целесообразно указать, так же, список Интернет-ресурсов для педагога и для детей.

    Программа может включать прилежания, в которые целесообразно включить материалы к занятиям.

    Список литературы

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. Вступает в силу с 01.09.2013. Принят Государственной думой 21.12.2012. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012
    2. К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
    3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)
    4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – Москва, 2015. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242  
    5. Нормативно-методические материалы образовательной организации дополнительного образования: сборник / составители С.А.Фадеева, Е.В.Боровская. – Нижний Новгород, 2014. – 79 с.
    6. Л.Н.Буйлова Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.
    7. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ Е.А. Воронина, к.п.н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «ВИРО»



    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных компетенций у педагогов дополнительного образования

    Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека:

    • умение выбрать нужную интонацию, жесты;
    • умение разбираться в других людях;
    • умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

    С другой стороны, коммуникативные навыки характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, например, лингвистики, риторики:

    • умение уместно использовать в речи различные риторические приемы;
    • умение соблюсти нормы орфоэпии; (эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи.)

     К коммуникативным умениям относят также те, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой:

    • умение придерживаться темы высказывания;
    • умение раскрыть основную мысль высказывания;
    • умение определить тему и основную мысль чужого высказывания;
    • умение подобрать аргументы для доказательства своей мысли.

    В аспекте системно-мыследеятельностного подхода употребляется термин «общие умения коммуникации», и к ним относятся:

    • Умение оформит свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;
    • Умение оформить свои мысли в письменный текст;
    • Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
    • Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием)

    В настоящее время умения коммуникации  рассматриваются и обсуждаются как один из приоритетных компонентов содержания современного образования.

    Каждый педагог, так или иначе, сталкивается с проблемой оформить на бумаге, описать свой опыт. Однако большинство педагогов  затрудняются в оформлении своих мыслей, в обобщении и описании своей практики. Следовательно, такому педагогу сложно научить и ребёнка  оформлять свои мысли, чётко, компактно, выразительно. Часто педагоги, имеющие богатейший практический опыт, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз,  цитат, конспектов чужих работ.

    Таким образом, практика остро нуждается в разработке методик, которые бы позволили любому педагогу изложить свой опыт работы, написать статью 

    Содержание макроумения «оформлять свои мысли в письменный текст»

    Оформление мыслей в письменный текст включает много операций, которые требуют определенных микроумений:

    1) сформулировать название (тему) статьи четко, компактно;

    2) определить границы содержания темы;

    3) составить план статьи;

    4) видеть образ конечного продукта и его адресата;

    5) придерживаться темы статьи, отсекая лишние рассуждения, информацию;

    6) оформить мысли тезисно;

    7) подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

    8) имеющиеся факты, примеры, доказательства обобщить и оформить выводы;

    9) пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

         10) подобрать соответствующие выразительные средства для изложения мысли (сравнения, эпитеты, метафоры и пр.).

    Этот список получен в результате исследования проблем, с которыми сталкиваются педагоги, он ни в коем случае не претендует на полноту. Опыт подскажет, чем он должен быть еще дополнен или как изменен.

    Исходные положения технологии

    В основе технологии обобщения и письменного оформления педагогического опыта лежат следующие положения.

    Во-первых, затруднения педагогов, которые не могут писать статьи о собственной деятельности, обусловлены как отсутствием позитивного опыта написания статей, так и фактами неуспешности в оформлении сочинений, эссе и т.д., имевшими место, например, на предыдущих этапах обучения (в школе, вузе).

    Во-вторых, умение писать статьи прямо не коррелирует с профессиональными областями деятельности или преподаваемыми предметами.

    Кроме того, оформление статьи всегда предполагает адресата и диалог с теми или иными оппозиционерами. Зачастую пишущий не видит, кому адресована его статья, и те позиции, с которых можно рассматривать ее содержание. Таким образом, обучать написанию статей необходимо в группе субъектов, деятельность которых распределена: статьи обсуждаются и оформляются в совместной деятельности, но каждый работает над своей темой (следовательно, и статьей). При этом укажем еще на второе важное условие: в группе должны быть субъекты, имеющие позитивный опыт написания статей.

    В-третьих. Как должен быть организован процесс, чтобы он был процессом «парного мышления»?  Как должна быть организована коммуникация?

    М.А. Мкртчяном. сделал следующие выводы.

    1. Возникновение идеи - та часть мышления, которая не технологизируется. Эта способность выращивается, тренируется, развивается. Для того, чтобы родилась идея, нужна концентрация внимания. Проведем аналогию со зрением. Когда неконцентрированно, рассеянно смотришь на стену, ничего не видишь. Когда хочешь что-либо увидеть, то концентрируешь зрение. Концентрация - особая способность. Когда концентрируешься на одной точке, отключаешься от других.

    Существуют технологические приемы концентрации мышления. Особо эффективно использовние схем.

    2. Известный математик Анри Пуанкаре в одном, из своих выступлений выдвинул гипотезу о том, как работает мышление. Согласно ей, в подсознании человека лежат разные единицы мысли. Они находятся в спокойном состоянии, не двигаются. Но если они приходят в движение, то есть какая-то вероятность, что они встретятся, одна зацепится за другую, и появится новая единица.

    Отсюда вывод: надо обеспечить движение как можно больше движение мыслительных единиц, чтобы появилась идея. Чем больше их движение, тем больше вероятность их встречи.

     3. Если при индивидуальной работе не появляется идея, то надо обсудить этот вопрос с другим человеком. Не появляется  с одним человеком –надо поговорить с другим, с третьим и т.д. Вступаем  в коммуникацию не для того, чтобы собеседник дал правильный ответ, а для того, чтобы обеспечить движение мыслительных единиц, чтобы появилась идея. И это очень важный технологический прием.

    Таким образом, парная работа способствует концентрации мышления и рождению новых идей. Технологизировать коммуникацию в паре в указанных целях достаточно трудно. Но регулярное пребывание в подобных ситуациях естественным образом будет выращивать у каждого субъекта свои индивидуальные способы работы.

    Если постоянно тренироваться в концентрации своего мышления, появляется привычка концентрированно мыслить. Человек качественно становится другим. Итак, сначала внешне организуем и обеспечиваем концентрацию мышления, а со временем это становится внутренним свойством, качеством человека.

    Основные моменты технологии

    В основу организации деятельности педагогов по написанию текстов положена методика,  разработанная М.А. Мкртчяном.

    Работа в парах сменного состава и индивидуально включает в себя следующие этапы:

    1) разработку темы и круга содержания статьи;

    2) оформление по частям приемлемого варианта текста;

    3) корректировку полученного текста в целом;

    4) подготовку окончательного текста статьи.

    У каждого члена рабочей группы своя тема. Его задача - с помощью коллег сформулировать собственную тему статьи, раскрыть и оформить в текст ее содержание.

    Реализация каждого этапа предполагает работу с несколькими напарниками. Например, в первой паре пишущий сначала определяется с общими контурами темы и границами ее содержания (о чем нужно писать, а о чем нет; что актуально; что должно быть первоочередным, а что дополнительным и т.д.). во второй паре это корректируется и уточняется, а в третьей утверждается в том варианте темы, по которой предстоит дальнейшая работа на следующем этапе. А кому-то для разработки темы, возможно, потребуется два напарника или даже четыре.

    Приступая к написанию статьи, автору нужно определить круг читателей, которым он адресует свой текст.

    Нередки случаи, когда автор пишет в «пустоту», избежать и этого позволяет работа в парах.

    Самый сложный вариант работы, когда пишущий первоначально не имеет ни темы, ни плана её раскрытия. В этом случае рекомендуем предложить группе некоторый возможный круг содержания. Например, для статей о практике школ в традиции коллективных учебных занятий, с разновозрастным обучением это может быть следующее.

    /. Возможное содержание в аспекте целостного устройства школы:

    • Достижения, проблемы и трудности реализации модели...

    • Организация учебного процесса...

    • Учительско-ученическое самоуправление в образовательном процессе.

    • Управление школой...

    • Становление (история) модели...

    • Образование педагогов...

    //. Возможное содержание в аспекте отдельных направлений:

    • Поэтапное формирование... (общих умений коммуникации, рефлексивных способностей, навыков коллективного труда...).

    • Решение актуальных проблем практики образования (сохранение здоровья, всеобуч, отношения учителя и ученика...) через технологию коллективныых занятий.

    • Способы, техники отслеживания сформированности...

    • Методики, техники, приемы преподавания предметов... (общих умений коммуникации, рефлексивных способностей, навыков коллективного труда…)!

    • Нормы и традиции новой школы...

    • Один день учительской кооперации 

    После того, как автор определится с темой, он приступает к составлению плана или определению возможных идей статьи, формулировке тезисов. Для этого с новым партнером обсуждает тему и способ ее раскрытия. Потом таким же образом он может беседовать с товарищем о плане сочинения. Далее пишущий находит себе нового партнера, с ним обсуждает вариант способа раскрытия темы своей статьи, полученный в ходе работы с предыдущим напарником, при необходимости его корректирует. Потом помогает напарнику разобраться в  его вопросах и т.д. Таким образом, работая с разными товарищами, автор в конце концов получает  удовлетворительный вариант плана или набор возможных идей, тезисов статьи, после чего приступает непосредственно к написанию статьи, продолжая работать в парах сменного состава и самостоятельно.

    Вовсе не обязательно, чтобы в паре  была одна и та же задача, например, обсуждать темы своих статей. Можно обсудить тему одного партнёра, а затем раскрывать фрагмент содержания второго.

    Работая по частям над всеми |пунктами плана, автор в итоге получает приемлемый вариант статьи. После этого он продолжает работать в парах и самостоятельно: корректирует ученый текст в целом и готовит окончательный вариант статьи. Он должен обращать внимание на то, насколько уместно и точно раскрывают тот или иной тезис соответствующие примеры, факты, аргументы; насколько логичны обобщения и выводы; есть ли ссылки на первоисточники; удачно ли подобраны необходимые выразительные средства для изложения мысли.

    Рекомендации для организации группы по написанию статей в школе

    Первый шаг. Для выбора тем статей, обсуждения их идеи и актуальности предлагаем организовать работу группы по следующему плану:

    1. Установочный доклад руководителя группы о содержании, важности этой работы для школы и отдельных педагогов, порядке работы группы.

    2. Работа в парах сменного состава по методике обратной ривинской:

    • В первой паре педагоги обсуждают, какой опыт школы имеет смысл обобщать и описать, кому это может быть интересно.
    • Сменив напарников, во второй паре обсуждают возможные идеи статей.
    • Затем, перейдя в третью пару, уточняют идеи содержание статей.
    • Четвертая пара формулирует темы статей.
    • В пятой паре уточняют тему статей исходя из идеи и возможного содержания

    3. Общее заседание: итоговая сборка  полученных тем. Установка руководителя  группы, информация о дальнейших действиях.

    4. Рефлексия хода работы группы:

    • Что хотели получить?
    • Что получили, за счёт чего?
    • Что не получили? Почему?
    • Что уточнили для себя в методике, обратной ревинской.

     Второй шаг

    5. Организовать работу группы по составлению плана статей можно так:

    • В первой паре обсуждают возможное содержание статьи и ее части.
    • Вторая пара уточняет, конкретизирует содержание статьи и примерное оглавление.
    • В третьей паре корректируют и конкретизируют оглавление статьи.
    • Четвертая пара оформляет сложный план статьи.

    6. Рефлексия хода работы группы:

    • Что хотели получить?
    • Что получили? За счет чего?
    • Что не получили? Почему?
    • Что уточнили для себя в методике, обратной ривинской?

    Оценивание умения писать статью

    Для успешного формирования общих умений коммуникации важно, чтобы человек видел в себе позитивные изменения. Руководитель проблемной группы или курсов может предложить участникам провести следующее исследование.

    Им предлагается определить самостоятельно (субъективно) собственный уровень сформированности умений, необходимых при написании текстов (статей).

    Каждому выдается листок со шкалами:

    - 5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5

    Количество шкал на листе соответствует числу выделенных микроумений.

    Участникам предлагается выполнить следующее задание:

    Оцените и отметьте на шкале (любым знаком например, галочкой или черточкой), на каком уровне сформированы у вас следующие умения:

    1. Умение сформулировать название (тему) статьи четко, компактно.

    2. Умение составить план статьи.

    3. Умение оформить мысли тезисно.

    4. Умение придерживаться темы статьи, отсека лишние рассуждения, информацию.

    5. Умение подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы.

    6. Умение подобрать соответствующие выразительные средства для изложения мысли (эпитеты, метафоры, сравнения и т.п.).

    Если вы считаете, что данное умение у вас развито на достаточном уровне, то знак ставится справа от нуля. Если вы считаете, что умение недостаточно развито, то знак ставится слева от нуля.

    Оценка результатов:

    Для подведения итогов суммируются баллы по всем шкалам. Если  отметка располагается  между двумя пунктами  шкалы, то берётся промежуточное, дробное число баллов, например, «3,7». Далее вычисляется среднее арифметическое.



    Предварительный просмотр:

    Возрастные особенности детей  6 - 14 лет

    Возрастные особенности детей 6 – 8 лет

    Физические

    1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. . Главное занятие – игра. Ребенок учится через игру.
    2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание легко переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. Желает слушать повторно один и тот же рассказ.
    3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

    Предлагаем

    1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд. Обучать в игре. Подбирать игровые песни. Чередовать активные и спокойные занятия. Рассказы и мероприятия должны быть короткими, но они могут повторяться.
    2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
    3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен. Использовать яркие образы  и пособия; ребенок будет внимательным более 15 минут, а затем – смена пособий и видов деятельности, после рассказа – физ. минутка, песня.

    Интеллектуальные

    1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Делает открытия через вопросы. Задает около 60-70 вопросов в день. Может повторить один и тот же вопрос много раз.
    2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
    3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Представления ребенка о времени, пространстве и числах довольно ограничены. Задает много вопросов по этому поводу.
    4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Обладает огромной любознательностью и воображением. Игрушки для него живые.
    5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

    Предлагаем:

    1. Обучение через вопросы. Отвечать на вопросы кратко и честно.
    2. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений. Следует формировать все стороны речевой деятельности. Избегать абстрактных понятий. Объяснять незнакомые слова.
    3. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
    4. Научите ребенка быть правдивым. Помогите ребенку сказать правду: «То была не настоящая история, не так ли? А теперь расскажи мне, что произошло на самом деле. Ты можешь вспомнить, как это было?»
    5. Используйте в речевых оборотах яркие образы.

    Эмоциональные

    1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Ребенок учится управлять собой. Эмоционально нестабилен. . Эмоции неустойчивые, кратковременные.
    2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Может быть очень боязливым. Боится темноты, чужих людей и т.д.
    3. Ребенок нуждается в любви и опеке. . Использует весь набор чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
    4. Старается во всем помочь. . Ребенок часто демонстрирует ревность.

    .Предлагаем:

    1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы. . Быть терпеливым к ребенку, относиться к нему с любовью, говорить ему слова любви. Легко переключить эмоции ребенка, если вызвать сильный интерес к чему-то.
    2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».. Будьте осторожны, рассказывая детям что-то страшное.
    3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла. Пусть ребенок попробует опресноки, обоняет, слышит, потрогает лист растения.
    4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.

    Социальные

    1. Ребенок любит и хочет угождать. Ему нравится быть с детьми его собственного возраста. Он может хорошо с ними общаться. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
    2. Ребенок гордится своей семьей. Может быть застенчив с теми, кто ему незнаком.
    3. Слабый элемент соревновательности
    4. Стремление к труду в этом возрасте сильное.
    5. Сильное чувство «я» и «мое», маленькие «жадины».
    6. Нуждается в постоянном поощрении, похвале.
    7. Доверчив, абсолютный авторитет взрослого, легко поддаётся внушению.

    Предлагаем:

    1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии. Формировать правильные отношения между детьми и взрослыми.
    2. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах. Помочь ребенку познакомиться и подружить его с другими детьми.

    3. Во время игры не разбивать на команды.
    4. Использовать форму поручений – индивидуальных, групповых. Поручения должны быть по силам.
    5. Учите на примерах доброте, жертвенности.
    6. Благодарите, поощряйте, хвалите при всяком удобном случае.
    7. Учите детей на хороших примерах, но старайтесь не сравнивать детей, знакомых друг другу. Это вызывает зависть и ревность.

    Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

    Физические

    1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.
    2. Может пренебрегать своим внешним видом.

    Предлагаем:

    1. Использовать прогулки, поездки, лагеря для преподавания духовных истин.
    2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

    Интеллектуальные

    1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
    2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
    3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
    4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
    5. «Золотой возраст памяти»

    Предлагаем:

    1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
    2. Идти дальше поверхностных фактов.
    3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно .
    4. Предложить делать коллекции на разные темы.
    5. Проводить различные викторины.

    Эмоциональные.

    1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
    2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
    3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
    4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

    Предлагаем:

    1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
    2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
    3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
    4. Учить свободе от страха.

    Социальные

    1. Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

    Предлагаем:

    1. Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать исключительно оборонительную позицию, не изолировать себя от сверстников.

    Возрастные особенности детей 11 – 14 лет

    Физические.

    1. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
    2. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.
    3. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.
    4. Большинство обладает большим аппетитом. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

    Предлагаем:

    1. Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
    2. Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
    3. Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость.
    4. Четкий режим дня – важнейшая часть жизни подростка.

    Интеллектуальные.

    1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.
    2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению. Способен к сложному восприятию времени и пространства.
    3. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
    4. Способен прогнозировать последствия своих поступков.
    5. Обладает развитым навыком чтения.

    Предлагаем:

    1. Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
    2. Рассказывай больше историй. Давай побольше «пищи» для размышления.
    3. Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
    4. Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе
    5. Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.

    Эмоциональные

    1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.
    2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.
    3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе. Обладает энтузиазмом.
    4. Обладает чувством юмора.
    5. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

    Предлагаем:

    1. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
    2. Будь терпим к проявлению вспыльчивости.
    3. Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
    4 Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.
    5 Утверждай любовь, уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.

    Социальные

    1 Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от взрослых.
    2 Желает поскорее сам встать взрослым.
    3 Чувствителен к мнению взрослых, жаждет понимания с их стороны.
    4 Начинает обретать навыки общения. Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.
    5 Увлекает соревновательская деятельность. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

    Предлагаем:

    1 Обязательно поднимай авторитет взрослых.
    2. Учи правам и обязанностям.
    3. Научи подростка ориентироваться в истинах и сопоставлять их с мнениями взрослых.
    4. Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия. 5. Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать. Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям. Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей

    Уважаемые родители!

    Для изучения Вашей и Вашего ребенка удовлетворенности занятиями в различных объединениях дополнительного образования, просим Вас ответить на следующие вопросы:

    1. Сколько лет Вашему ребенку? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     от 2 до 3 лет                           от 7 до 9 лет                          

    от 3 до 5 лет                              от 10 до 13 лет

    от 5до 7 лет                               от 14 до 17 лет

    1. Каков пол Вашего ребенка? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     мальчик                                

     девочка

    3.  Посещает ли Ваш ребенок сейчас какие-нибудь секции, кружки, объединения дополнительного образования? Поставьте  галочку напротив нужного ответа

     да                                                     нет

        Если да, то какие?_________________________________________________

    _________________________________________________________________

    1. Какова продолжительность посещения занятий? Поставьте  галочку напротив нужного ответа

     занимается первый год                 2-3 года                    

    более 3-х лет                          

    5. Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в ту или иную секцию, кружок,  объединение дополнительного образования? Укажите нужные варианты

     надежда заняться любимым делом;

     желание узнать что-то новое, интересное;

     надежда найти новых друзей;

     потребность в духовно-нравственном развитии;

     надежда укрепить здоровье;

     надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя;

     желание узнать о том, что не изучают в общеобразовательной школе;

     желание подготовиться к выбору профессии;

     надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут  преодолеть трудности в учебе;

     желание получить опыт взаимодействия с детьми и взрослыми;

     потребность развивать самостоятельность;

     желание провести свободное время с пользой.

     другое__________________________________________________________

    6. Где бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался дополнительным образованием? Укажите нужные варианты

      в дошкольном учреждении                 в учреждении культуры;

      в спортивной школе                            в учреждении дополнительного

    образования;

      другое _________________________________________________________

    7. Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком секции, кружка, объединения дополнительного образования?  Укажите нужные варианты

      рекомендации друзей и знакомых;                      желание ребенка;

      реклама дополнительного образования;           близость от дома;

     качество услуг и гарантируемый результат;

     другое___________________________________________________________

    8. Реклама из каких источников привлекла Ваше внимание в большей степени? Укажите нужные варианты

     газеты                                                        интернет

     журналы                                                   реклама по телевизору

     листовки, буклеты                                  радио                                                                                           реклама в транспорте                             дни открытых дверей                                                                        

     наружная реклама (вывески, щиты вдоль дороги и др.)

     другое___________________________________________________________

    9. Какие направления дополнительного образования привлекают Вас и Вашего ребенка? Укажите нужные варианты

      художественно-эстетическое;                      научно-техническое;

      спортивно-техническое;                          спортивно-оздоровительное;

      туристско-краеведческое;                        эколого-биологическое;

      социально-педагогическое;                      военно-патриотическое;

      культурологическое

      другое__________________________________________________________

    10. Отвечает ли Вашим и Вашего ребенка интересам набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях, которые Вы посещаете? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                             не отвечает;

     в какой-то степени                  затрудняюсь ответить.    

    11. Удовлетворены ли Вы режимом работы секции, кружка, объединений дополнительного образования, посещаемых Вашим ребенком (дни, время, продолжительность занятий)? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                              нет;

     в какой-то степени                   затрудняюсь ответить.    

    12. Удовлетворены ли Вы организацией работы и бытовыми условиями образовательного учреждения (культура обслуживания в раздевалке, буфете, санитарным состоянием помещений и т.д.)? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                              нет;

     в какой-то степени                   затрудняюсь ответить.    

    13. Удовлетворяет ли Вас и Вашего ребенка материально-техническое оснащение помещений образовательного учреждения? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                              нет;

     в какой-то степени                   затрудняюсь ответить.    

    14. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку?  Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                               нет;

     в какой-то степени                    затрудняюсь ответить.

    15. Знакомы ли Вы с программами, по которым занимается Ваш ребенок в объединениях дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                               нет;

     в какой-то степени                    затрудняюсь ответить.

    16. Устраивает ли Вас уровень разработки образовательных программ секции, кружка, объединений? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                               нет;

     в какой-то степени                    затрудняюсь ответить.

    17. Устраивает ли Вас информационное обеспечение и достаточно ли Вам информации, предоставляемой о дополнительном образовании? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да;                                               нет;

     в какой-то степени                    затрудняюсь ответить

    18. Что может привлечь Вас в педагогах, тренерах-преподавателях выбранного Вами объединения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

      профессионализм                      интеллигентность

      высокий рейтинг среди других педагогов

      что-то еще______________________________________________________

    19. С большим ли интересом Ваш ребенок  идет заниматься в секцию, кружок, объединение дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     всегда;                                    иногда;

     нет.

    20. Посещая секцию, кружок, объединение дополнительного образования, Вы считаете, что:  Укажите нужные варианты

     знания и умения, которые здесь получает Ваш ребенок, имеют значение для его будущей профессии;

     занятия дополнительным образованием по-настоящему готовят Вашего ребенка к самостоятельной жизни;

      Ваш ребенок получает возможность поднять свой авторитет среди друзей;

     в объединениях дополнительного образования всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами;

     Ваш ребенок постоянно узнает много нового;

     занятия в коллективе дают Вашему ребенку возможность лучше понять самого себя;

     в посещаемом Вашим ребенком коллективе созданы все условия для развития его(ее) способностей;

     к педагогам Вашего ребенка можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации;

     Ваш ребенок проводит время с пользой;

     занятия укрепляют здоровье Вашего ребенка;

     другое__________________________________________________________

    21. Что может помешать занятиям Вашего ребенка дополнительным образованием? Укажите нужные варианты

     территориальная удаленность               дороговизна

     нет того, что интересно ребенку          

     нет учета ограниченных возможностей  ребенка

     другое___________________________________________________________

    22.   Посещал ли Ваш ребенок ранее какие-нибудь секции, кружки, объединения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да                                           нет

    Если да, то какие?___________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    Если да, то сколько по времени (лет, месяцев) ?__________________________

    Почему перестал посещать?___________________________________________

    ___________________________________________________________________

    23. Готовы ли Вы оплачивать, услуги дополнительного образования Вашего ребенка? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да                           нет;                 

      затрудняюсь ответить.

    24. Считаете ли Вы, что дополнительное образование детей достаточно финансируется? Поставьте галочку напротив нужного ответа

     да                           нет;                 

      затрудняюсь ответить.

    25. Немного о себе: Вы

     мужчина                                             женщина

    26. Ваше семейное положение:

     женат/замужем                                  холост/не замужем

    27. Ваш возраст:

     до 25                             от 26 до 35               от 36 до 45                

     от 46 до 55                   от 55 до 65               от 65 и выше

    28. В каком районе Вы живете (город, село)

    _______________________________________________________________

    Спасибо за сотрудничество!



    Предварительный просмотр:

    Диагностика воспитанности

    Печать

    Данная методика применяется для диагностики воспитанности учащихся 5-11 классов.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ М.И.ШИЛОВОЙ

    (с некоторыми изменениями)

    Отношение

    Показатели воспитанности

    Признаки проявления воспитанности

    Ярко проявляются

    Проявляются

    Слабо проявляются

    Не проявляются

    К обществу

    Долг и ответственность

    Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требует такого же отношения от других

    Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

    Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

    Уклоняется от общественных поручений, безответственен

    Бережливость

    Бережет школьное имущество, призывает к этому и других

    Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи

    Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

    Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований

    К труду

    Дисциплинированность

    Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

    Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

    Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

    И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

    Ответственное отношение к учению

    Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

    Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят

    Учится не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

    Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

    Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие)

    Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

    Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает

    Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

    Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

    К людям

    Коллективизм и товарищество

    Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

    Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

    Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

    Необщительный, эгоистичный

    Толерантность, доброта и отзывчивость

    Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требует этого от окружающих,  побуждает на добрые дела товарищей

    Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и к людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизует

    Помогает другим, если поручает учитель или коллектив, адекватен к людям с ограниченными возможностями,  не проявляет признаков агрессии по отношению к людям другой национальности

    Недоброжелателен, груб с товарищами, проявляет  агрессию по отношению к людям другой национальности и к людям с ограниченными возможностями

    Честность и правдивость

    Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других

    Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других

    Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

    Часто неискренен, обманывает учителей, старших

    К себе

    Простота и скромность

    Прост и скромен, одобряет эти качества у других

    Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди

    Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

    Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

    К культуре

    Культурный уровень

    Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

    Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

    Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

    Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

     

     

    При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

    Я – ярко проявляется (5 баллов);

    П – проявляется (4 балла);

    СП – слабо проявляется (3 балла);

    НП – не проявляется (2 балла).

     

    Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10).

    5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

    4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

    3,8 – 2,9  балла – средний уровень

    2,8 – 2 балла – низкий уровень

     

    Диагностика воспитанности для учащихся

    Печать

    ФИ _________________________________________________   Класс_____________

    Уважаемые ребята, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.

    Выберите одно из четырех суждений каждого показателя,

    которое наиболее характеризует вас, и отметьте его

    Показатель

    Суждение

    Это про меня

    Долг и ответственность

    1)      Выполняю общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требую такого же отношения от других (5)

    2)      Выполняю общественные поручения охотно, ответственно, но не требую этого от других (4)

    3)      Неохотно выполняю поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей (3)

    4)      Уклоняюсь от общественных поручений, безответственен (2)

    Бережливость

    1)      Берегу школьное имущество, призываю к этому и других

     

    2)      Сам бережлив, но не интересуюсь, бережливы ли мои товарищи

    3)      Проявляю бережливость, если чувствую контроль со стороны учителей, товарищей

    4)      Небережлив, наношу ущерб школьному имуществу и восстанавливаю его лишь после настоятельных требований

    Дисциплинированность

    1)      Примерно веду себя, соблюдаю правила поведения в школе, на улице, дома, требую этих качеств от других

     

    2)      Хорошо веду себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требую хорошего поведения от других

    3)      Соблюдаю правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

    4)      И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушаю дисциплину, слабо реагирую на внешние воздействия

    Ответственное отношение к учению

    1)      Учусь в полную силу, проявляю интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добиваюсь  хороших результатов в учении, сам охотно помогаю товарищам

     

    2)      Учусь в полную силу, проявляю интерес к знаниям, хорошо учусь сам, но товарищам помогаю лишь тогда, когда поручают или просят

    3)      Учусь не в полную силу, сам не проявляю интереса к учению, требую постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

    4)      Несмотря на контроль, не проявляю интереса к учению и прилежанию, учусь плохо

    Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие)

    1)      Понимаю общественную ценность труда, проявляю интерес к нему, добросовестно отношусь к самообслуживанию и другим видам труда, умело организую труд других

     

    2)      Понимаю общественную ценность труда, проявляю интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организую и не побуждаю

     

    3)      Тружусь при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

     

    4)      Не люблю труд, стремлюсь уклониться от него даже при наличии требований и контроля

     

    Коллективизм и товарищество

    1)      Общительный(-ая), уважаю интересы коллектива, сам охотно отзываюсь на просьбы товарищей, организую полезные дела коллектива

     

    2)      Общительный, считаюсь с интересами коллектива, охотно выполняю поручения, но сам не организую полезные дела

     

    3)      Не очень общительный, отзываюсь на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвую неохотно

     

    4)      Необщительный, эгоистичный

     

    Толерантность, доброта и отзывчивость

    1)      Добрый, заботливый, охотно помогаю всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно отношусь к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требую этого от окружающих,  побуждаю на добрые дела товарищей

     

    2)      Сам добрый, отзывчивый, всегда помогаю в трудную минуту, дружелюбно отношусь к людям с ограниченными возможностями и к людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизую

     

    3)      Помогаю другим, если поручает учитель или коллектив, адекватен к людям с ограниченными возможностями,  не проявляю признаков агрессии по отношению к людям другой национальности

     

    4)      Недоброжелателен, груб с товарищами, проявляю  агрессию по отношению к людям другой национальности и к людям с ограниченными возможностями

     

    Честность и правдивость

    1)      Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признаюсь в своих проступках и того же требую от других

     

    2)      Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признаюсь в своих проступках, но не требую честности и правдивости от других

     

    3)      Не всегда выполняю обещания, не сразу признаюсь в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

     

    4)      Часто неискренен, обманываю учителей, старших

     

    Простота и скромность

    1)      Прост и скромен, одобряю эти качества у других

     

    2)      Сам прост и скромен, но не интересуюсь, обладают ли этими качествами окружающие меня люди

     

    3)      Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

     

    4)      Держусь высокомерно, пренебрежительно отношусь к товарищам

     

    Культурный уровень

    1)      Много читаю, охотно посещаю культурные центры. Разбираюсь в музыке, живописи. Охотно делюсь своими знаниями с товарищами, привлекаю их к культурной жизни

     

    2)      Люблю читать. Посещаю культурные центры. Проявляю интерес к живописи и музыке, но интересуюсь всем этим только для себя. Не привлекаю товарищей к культурной жизни

     

    3)      Читаю. Посещаю культурные центры. Иногда посещаю музеи, выставки. Но все это делаю только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

     

    4)      Не хочу читать художественную литературу, отказываюсь посещать культурные центры. Не проявляю интереса к культуре, искусству

     

     

     



    Предварительный просмотр:

    ИНСТРУКЦИЯ

    по заполнению и ведению журнала учёта работы

    педагога дополнительного образования в объединении

    1. Общие положения

    1. Настоящая инструкция устанавливает правила заполнения и ведения журналов учёта работы педагогов дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" (далее – Центр).
    2. Журнал учёта работы педагога дополнительного образования в объединении (далее – Журнал) является государственным учётным, финансовым документом.
    3. Журнал  рассчитан на учебный год и ведется в каждой группе творческого объединения.
    4. Записи в журнале должны вестись регулярно, чётко и аккуратно шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета без исправлений. Не разрешается использовать на одной странице чернила разного цвета. Не допускаются исправления в журнале, а также использование корректирующих средств.
    5. Журнал находится во время занятий у педагога, все остальное время в учебном отделе.
    6. Категорически запрещается допускать обучающихся к работе с Журналом.
    1. Требования к оформлению и ведению Журнала

    1.На титульном листе Журнала указывается учебный год.

    2. Заполнение следующих страниц Журнала производится в соответствии со следующими требованиями:

    • Название учреждения указывается полностью;
    • Название объединения (коллектива) должно соответствовать учебному плану, учебному расписанию и дополнительной общеобразовательной программе;
    •  При  наличии номера учебной группы указывается № группы и год обучения;
    • ФИО руководителя объединения указывается полностью, без сокращений (Иванова Ирина Ивановна.)
    • Название дополнительной общеобразовательной программы указывается в соответствии  с учебным планом.
    • Дни и часы занятий объединения указываются в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра;
    • Изменения расписания проводятся по согласованию  с заместителем директора по вопросам образования и воспитания и указываются на основании приказа по Центру (№ и дата приказа).

    3. Заполнять разделы Журнала необходимо в соответствии с "Указаниями к ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке) ", размещенными в журнале п.п. 6 - 9.

    4. В разделе "Учет посещаемости и работы объединений" указывается состав объединения, содержание занятий, дата и количество часов работы объединения.

    4.1. Педагог заполняет списки обучающихся на всех страницах Журнала.

    Фамилии детей располагаются в алфавитном порядке,  имя ребенка пишется полностью.

    5. Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине листа Журнала должны полностью соответствовать датам занятий группы на правой половине листа.

    6. Записи в графе "Содержание занятий" заполняются согласно темам, указанным в учебно-тематическом плане и содержании дополнительной общеобразовательной программы (нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий).

    7. В графе "Часы" педагог проставляет количество отработанных на данном занятии астрономических часов. Количество часов, отмечаемых в Журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий.

    8. Журнал заполняется педагогом в день проведения занятия. Недопустимо производить запись занятий заранее.

    8.1. Учебные занятия в объединениях первого года обучения начинаются 15 сентября. Журнал следует заполнять с 1 сентября, на странице слева число не пишется, а на странице справа пишется число, в графе «Содержание» указывается презентация детского объединения и образовательной программы, собеседования с обучающимися и их родителями и т.д.

    Учебные занятия в коллективах второго и более лет обучения начинаются с 1 сентября.

    8.2. При переносе занятий в графе "Подпись руководителя" производится запись "Перенос занятия с … " (указывается № и дата приказа, ставится подпись).

    8.3. При записи «Командировка, больничный лист, отпуск без сохранения з/п» на странице справа указывается число, а в графе "Подпись руководителя" – причина.

    9. На один месяц в журнале отводится одна страница.

    10. Все записи ведутся на русском языке (за исключением случаев, когда нельзя  обойтись без иностранных слов, например: редактор " Power Point ").

    11. В графе  " Подпись руководителя " ставится личная подпись педагога.

    11.1. При проведении занятий другим педагогом указываются часы и ставится подпись педагога, проводившего занятия.

    12. На странице, где записывается пройденный материал, в конце каждого месяца педагог записывает общее количество часов и заверяет личной подписью.

    13. Раздел  "Учет массовых мероприятий" заполняется педагогом по мере участия обучающихся в мероприятиях (районного, городского, областного, всероссийского уровней), в рамках работы объединения.

    14. Раздел "Творческие достижения обучающихся" заполняется педагогом согласно достижений обучающихся в городских, областных, Всероссийских и Международных мероприятиях. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о конкретной конференции, фестивале, конкурсе и.т.д. и конкретный результат (диплом 1 степени, Гран-при и т.д.).

    15. В разделе "Аттестация обучающихся" отражаются итоги отслеживания результатов личностного развития детей.

    16. При заполнении раздела "Список обучающихся в объединении" учитываются следующие требования:

    - Составлять список в конце первого месяца занятий на основании заявлений родителей (законных представителей);

    - Указывать № и даты приказа "О зачислении в объединение"  в графе "Дата поступления в объединение ";

    -  Указывать причину,  № и даты приказа  "Об отчислении из объединения"  в графе  "Когда и почему выбыл" или в графе "Примечание";

    - Указывать в графе "Заключение врача о допуске к занятиям" дату выдачи медицинской  справки  (для творческих объединений: авиамоделрование, судомоделирование, автомоделирование, ракетомоделирование, робототехника, компьютерная грамотность, политехник, 3 D моделирование, "Каблучок", "Родничок").

    17. В разделе «Данные о родителях и классном руководителе» указывается информация в соответствии с предложенной формой.

    18. Заполнять раздел "Список обучающихся в объединении, прошедших инструктаж по технике безопасности " педагог обязан в соответствии с п.9. В графе "Краткое содержание инструктажа " указывается № инструкции и прописывается её краткое содержание (например: инструкция №...."О пожарной безопасности "  - эвакуация детей из здания Центра при пожаре).

    Сведения об инструктаже по технике безопасности оформляются в первом полугодии до 01 октября (левая половина листа), во втором учебном полугодии до 01  февраля (правая половина листа).

    Дата проведения инструктажа проставляется напротив каждой фамилии ребенка.

    Подпись педагога, проводившего инструктаж, указывается также напротив каждой фамилии ребенка.

    Замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении Журнала, выявленные в ходе проверки, заносятся в соответствующий раздел.

    Письменные замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении Журнала педагог дополнительного образования обязан исправить до следующей очередной проверки.