МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Домрачев Павел Вячеславович

в "материалы для родителей" входят консультации по музыке для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мудрые мысли о взаимоотношениях родителей и детей.

Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг.

 

Ребенок, окруженный критикой – учится обвинять;
Ребенок, окруженный
насмешками – учится быть недоверчивым;
Ребенок, окруженный
враждебностью – учится видеть врагов;
Ребенок, окруженный
злостью – учится причинять боль;
Ребенок, окруженный
непониманием – учится не слышать других;
Ребенок, окруженный
обманом – учится врать;
Ребенок, окруженный
позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

Ребенок, окруженный поддержкой – учится защищать;
Ребенок, окруженный
ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребенок, окруженный
похвалами – учится быть уверенным;
Ребенок, окруженный
честностью – учится быть справедливым;
Ребенок, окруженный
безопасностью – учится доверию;
Ребенок, окруженный
одобрением – учится уважать себя;
Ребенок, окруженный
любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребенок, окруженный
свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя.

10 фраз, которые нельзя говорить ребенку:

1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.

2. Возьми, только успокойся!
Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.

3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.

4. Я сказал(а) немедленно перестань!
Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.

5. Ты должен понимать, что …
У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.

6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.

7. Не расстраивайся из-за ерунды!
Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.

8. Побереги мое здоровье!
Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть.

9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!
Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.

10. У всех дети как дети, а ты
господнее наказание, неряха, растяпа и
. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.

 

Цитаты психологов и известных людей о детстве

"Многие не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми".
Алис Миллер

"Зачастую душевная драма детства настолько глубоко загнана внутрь, что человек вполне способен сохранять иллюзорные представления о своем якобы счастливом детстве".
Алис Миллер

"Для ребенка быть нелюбимым лучше, чем пользоваться псевдолюбовью".
Эрих Фромм

"Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх".
Алис Миллер

Приспособление ребенка к родительским потребностям зачастую приводит к превращению ребенка в «псевдоличность». Развитие ложного Я ребенка позволяет родителям обрести столь недостающее им чувство уверенности в себе.
Алис Миллер

"Большинство патогенных потрясений приходится на период детства. Поэтому не следует удивляться, когда человек, пытаясь объяснить генезис своего страдания, внезапно впадает в детство".
Шандор Ференци

"Ребенок не знает никакого Я, он не знает никакого иного состояния существования, кроме отношений".
Ирвин Ялом

"Сначала ребенок боится наказания, затем он отождествляется с наказующим авторитетным лицом. Тогда отец и мать могут утратить свое реальное значение для ребенка: в своем внутреннем мире он создал их некое подобие".
Шандор Ференци

"Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый".
Жильбер Сесброн

"Интериоризированная феноменология детства формирует линзы, глядя сквозь которые человек блуждает в лабиринте возможностей".
Отто Кернберг

"Дети депрессивных матерей, стремясь к единению с ней и к гармонии, делают это не с помощью собственного развития, а через продуцирование в себе душевного состояния матери".
Анна Фрейд.

Величайшим бременем, выпадающим на долю детей, является непрожитая жизнь их родителей.
Джеймс Холлис

"Где нет детства, нет и зрелости".
Франсуаза Дольто

"Нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других — все это типичные свойства маленьких детей, им вполне простительные.
Терпеливая работа, ответственность за свои поступки и внимательное отношение даже к далёким людям — таково поведение характерное для зрелого человека".
Конрад Лоренц

Мы испытываем раздражение, когда что-то идёт не так, не работает. Это раздражение побуждает нас атаковать. Часто мы не знаем, почему мы раздражены и что мы вообще раздражены. 
Познакомьте ребёнка с эмоцией раздражённости. Ребёнку очень трудно владеть эмоцией, если он не понимает, что с ним происходит. Я помню, мой сын был очень удивлён, когда однажды я ему указала, что его всё раздражает, потому что он давно не ел. С тех пор с раздражённостью от голода ему стало справляться гораздо легче. 
Гордон Ньюфелд

Источник: http://www.po-znanie.ru/mudrie-misli-rod-deti



Предварительный просмотр:

формирование универсальных учебных действий на уроках музыки

Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.

«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка -  могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:                                                              

личностные (хочу)

предметные (знаю)

метапредметные (могу, хочу)

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.

Разработчиками ФГОС выделены следующие виды УУД:                

личностные                                                                                                                   регулятивные                                                                                                             познавательные                                                                                                            коммуникативные.

Авторы программы «Музыка» Е.Д. Критская, Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина выделяют дополнительно в начальной школе – логические УУД, в среднем звене – коммуникативные УУД.

 Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».

Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…

Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках…

Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….

Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций…

Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы……

Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно -  исследовательской деятельности……

Обратимся к уроку музыки.  

Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и метапредметных результатов. Что каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.

Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов»…. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе….-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать?...- Надо сочинить марш!

Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

Какие УУД формируются в данном случае? Личностные- понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа. Регулятивные- планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и  оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные- формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.  

А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн)

Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Надо сказать, что при первом прослушивании был дан вариант в исполнении Лондонского филармонического оркестра. И это усложнило задачу.

  Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбрали  нужное. В результате все поставленные задачи были решены.

Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музы - ки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные - усвоение терминов и понятий         музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого  высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь  Ражниковой, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.

Ф. Шопен Этюд № 12

Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, я читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: « Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой – бушую за фортепиано»…..Слушаем этюд….- Что услышали?...Мы как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь? ….дети высказывают и аргументируют свое мнение и мы повторно слушаем финал, последние такты….- Что услышали? … -Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась… -Чем заканчивается этюд? – паузой. - Пауза обычно бывает  внутри произведения. А здесь? Почему…?  Ответов множество и каждый отражает какие то новые грани образа этого мощного произведения.

УУД, формируемые на примере данного произведения. Личностные - понимание жизненного содержания классического произведения; вхождение в мир духовных ценностей произведения искусства; влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание представителей другой национальности; личностное освоение музыкальных образов. Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; познание приемов развития музыкального образа. Регулятивные - саморегуляция волевых усилий в   процессе работы над восприятием музыкальных образов; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные - формирование способности высказывать свою точку зрения, а  так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию. Информационные - владение навыком работы с аудиотекстом.  

 Концерт. П. И. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Этот прием позаимствован мной из книги М.С. Казинника «Тайны гениев 2».  Наша цель – принять и осознать образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным жанром. После разучивания украинской песни «Веснянка» слушаем музыку Чайковского. Говорим о музыке, о том, что солистом является фортепиано…..Я говорю, что это произведение называется КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром. На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаем внимание на противоположное значение слова КОНЦЕРТ в итальянском и латинском языках.

-Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание?... А ведь в мире все так! И в природе так! (приводим примеры). Все в гармони, и все в движении, состязании. – Давайте построим модель нашего мира . (делимся на группы).

1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…  Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… А это уже согласие!

Но ведь есть и другое мнение.

 3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…. А теперь все вместе:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

3 -                              та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

 4                                               век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…

Потрясающее ощущение от этого звучания! Что это? КОНЦЕРТ нашей ВСЕЛЕННОЙ!.......                                        

УУД, формируемые в процессе этой работы. Личностные - интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением; опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования. Познавательные - познание разнообразных явлений окружающего мира, природы, вселенной в процессе эмоционально – осознанного восприятия жизненного содержания музыкального произведения; усвоение терминов и понятий музыкального языка. Логические - выявление логики развития музыкального образа на основе понимания интонационно – временной природы музыки. Регулятивные - формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально – творческой деятельности. Коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий.

Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках.

Используемая литература: «Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы 3- е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г.

 «Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы - е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г

М. С. Казиник «Тайны гениев - 2 или  Волновые пути к музыке» Динатон, Москва 2010г..   

     



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема:

«Охрана детского певческого голоса»


Несколько советов взрослым по охране певческого голоса

детей дошкольного возраста

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», невыразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.

Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова и др. Они предлагали интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4 – 5 лет детские голоса звучат ненапряженно, естественно в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с эти важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. В этот период дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодически         слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Последние «разогревают» певческий аппарат, с их помощью легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей человека, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Несколько советов взрослым – петь с ребенком, чтобы не навредить его голосу:

- пойте не громко;

- пойте не очень быстро и не слишком медленно;

- пытайтесь интонацией подчеркнуть содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно,

  ласково, тихо; веселые песни – оживленно;                            

- пойте чаще;

- разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и

  пение без музыкального сопровождения;

- помните – чем понятней ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.



Предварительный просмотр:

Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить.

Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.

Различные стили музыки способны оказывать различное воздействие на эмоциональное и даже физическое здоровье человека. Влияние музыки на человека обусловлено прежде всего его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она способна оказать положительное влияние. Если же гармонии нет, то влияние музыки на человека будет крайне негативным.

Кроме того, фактором восприятия музыки является также и национально-культурная принадлежность. Например, европеец не всегда будет чувствовать себя комфортно, слушая восточные мотивы, а длительное воздействие подобной музыки может вызвать у него сильное психическое расстройство. В то время как жителям Азии вряд ли придётся по душе западная музыка.

И всё же благотворное влияние музыки на человека уже доказано. Специалисты утверждают, что имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, а и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента оказывает влияние на определённую систему организма человека.

Так, игра на фортепиано помогает гармонизировать психику, нормализует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу. Звуки органа стимулируют мозговую деятельность, способствуют нормализации энергетических потоков в позвоночнике.

Струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель — нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, звучание этой группы инструментов вызывают у человека сострадание, готовность к самопожертвованию.

Духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лёгкие и бронхи. Благотворно влияют на кровообращение.

Ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.

Любая музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность. Способствует более чёткому и конкретному восприятию информации.

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси. Считается, что музыка Моцарта активизирует мозговую деятельность и способствуют быстрому усваиванию информации. Снять головную боль помогут «Фиделио» Бетховена, Полонез Огинского и «Венгерская рапсодия» Листа. Лучшим лекарством от бессонницы можно считать пьесы Чайковского, Грига и Сибелиуса. Регулярное прослушивание произведений из цикла «Времена года» Вивальди улучшает память.

Кроме того, классическая музыка — лучшее лекарство при ревматизме. Проведя ряд экспериментов, учёные доказали, что больные, которые слушали музыку, выздоравливали в два раза быстрее, чем те, кто классику не слушал.

Положительное влияние музыки на человека оказывают и народные композиции. Этническая музыка помогает расслабиться и успокоиться. Возвращая человека к его историческим корням, народная музыка способствует открытию энергетических центров и нормализации жизненных потоков. Очищает пространство от негативного воздействия, насыщает энергией биополе человека.

Чтобы определить, какое влияние оказывает музыка именно на Вас, попробуйте во время прослушивания разных стилей музыки прислушаться к себе, понять какие ощущения и эмоции вызывает у вас данное музыкальное произведение.



Предварительный просмотр:

                       ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ  ПРИ    ВСТРЕЧЕ С МУЗЫКОЙ»

В театрах, в концертных залах существуют определенные правила поведения.

1. Нельзя опаздывать на концерт. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

2. Проходить на свои места, находящиеся в середине ряда, надо повернувшись лицом к сидящим зрителям. Они, в свою очередь, если позволяет пространство, могут привстать около своего места.

3. Недопустимы во время спектакля или концерта любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами программки и т.п. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающему и исполнителям.

4. Нельзя во время концерта что – либо жевать, шуршать фантиками от конфет.

5. Во время антракта есть возможность ближе познакомиться с залами театра, обсудить спектакль, рассмотреть портреты актеров.

6. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение спектакля или концерта – лучшая награда артистам.

7. Выход из зрительного зала допустим лишь при включенном свете.



Предварительный просмотр:

«О чём нужно помнить родителям будущего первоклассника»

Ссылка на материал http://www.1tv.ru/news/other/214352

Эксперты называют мобильный телефон лучшим другом первоклассника. По их словам, возможность на перемене позвонить маме и папе поможет малышу быстрее адаптироваться к школе и справиться со стрессом.

Можно использовать аппарат и как некий тест на зрелость. К примеру, если ребенок хвастается им перед посторонними - стоит тщательно проговорить с ним правила безопасности. Ну а если школьник постоянно говорит по мобильному - значит, он еще плохо понимает, что родители могут быть ограничены в средствах.

О чем еще нужно помнить родителям, которые собирают детей в школу?

И какие ошибки могут навсегда отбить у малыша интерес к учебе?

На вопросы отвечает: кандидат психологических наук Анна Федосеева

- С походом в школу жизнь ребенка кардинально меняется. С чем родителям стоит познакомить его заранее?

"Безусловно, со школой, куда он будет ходить, с учителем, у которого он будет учиться. Ребенок должен быть настроен  психологически. Школа - это не только красивый новый пенал, портфель, а школа - это еще и очень много интересных, новых знаний, способностей, открытий.

И мотивация "Хочу все знать" очень важна в процессе адаптации в школе, и очень важно ее развивать еще до того, как ребенок туда идет".

- Ребенка ждет и смена режима дня. Как его правильно организовать?

"Ребенок должен делать уроки в первом классе оптимально полчаса. Чтобы это происходило очень важно организовать смену работы и отдыха. То есть ребенок пришел из школы, поиграл с игрушками, пообедал, отдохнул, сел за уроки, полчаса сделал, потом снова поиграл".

- А если ребенку тяжело перестроиться и пораньше ложиться вечером и раньше вставать?

"В этом случае можно заранее постепенно переводить ребенка на другой режим. То есть, начиная уже с сегодняшнего дня, ложиться на 15 минут раньше. В момент перестройки режима ребенка возможно родителям нужно тоже немножко изменить свои привычки и, возможно, либо раньше ложиться спать, либо вести себя тихо, чтобы ребенок мог уснуть".

- А можно ли дома ребенку помочь стать более усидчивым, особенно очень активным детям, которые не привыкли сидеть на месте?

По словам психолога, этому способствуют игры. Даже такая игра, как прятки, вполне себе подходит для выработки усидчивости. "Второй момент - это небольшие 15-минутные занятия, которые построены по всем канонам школы. То есть подготовился, сел, послушал задание, выполнил это задание, получил качественную оценку и пошел заниматься чем-то еще. Это могут быть задания - нарисовать рисунок, сделать аппликацию, слепить что-то из пластилина", - отмечает кандидат психологических наук Анна Федосеева.

- Как сформировать у ребенка правильное отношение к оценкам и объяснить что это такое?

"Когда первоклассник идет в школу, он очень хочет делать все на отлично. Он очень хочет, чтобы его хвалил учитель, чтобы радовались родители. Понятно, что любое новое дело не получается сразу. И если в этот момент родители говорят: "Мы в тебя верили, а ты не оправдал наши ожидания", то это прямой путь в детские неврозы. Родителям очень важно оценивать не самого ребенка, а то, что он сделал, то есть: "Ты молодец, но вот здесь лучше, если ты будешь делать не вот так, а вот так".

- Комната будущего первоклассника должна ли с походом в школу как-то кардинально поменяться? И как правильно организовать пространство?

"Очень важно, чтобы у первоклассника было свое место, свое рабочее место, чтобы это не было перед окном, которое отвлекает, или перед выходом из комнаты, где кто-то ходит, чтобы он сам его организовывал так, как ему нравится. И подготовка домашних заданий, подготовка своего рабочего места тоже очень важный момент входа во взрослую, в том числе в школьную жизнь".

Не стоит описывать будущему первокласснику школу, как некое идеальное место, где всегда очень весело. Столкнувшись с реальностью, ребенок может испытать разочарование. Объясните ему, что некоторые задания иногда кажутся неинтересными, но их все равно нужно выполнять, чтобы стать умным и взрослым.

Крайне важно приучить ребенка усидчивости. Делать это можно во время игры. Предложите, к примеру, найти различия в похожих картинках, перечислить все предметы на столе, нарисовать что-то или слепить из пластилина.

На выполнение домашнего задания первокласснику не стоит тратить более 30 минут. При этом не нужно приступать к урокам сразу после школы. Сначала малышу надо отдохнуть, отвлечься от забот и только спустя пару часов приступать к занятиям.

Если у сына или дочки что-то не получается ни в коем случае не ругайте его. Психологи советуют: сначала похвалите ребенка за старание и за достигнутые успехи, а затем предложите вместе исправить ошибки.

Ну и конечно, объясните, что хорошие оценки - не самое главное в школе. Гораздо важнее приобретать новые знания и получать удовольствие от учебы.



Предварительный просмотр:

                      РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!

Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в >день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. 

Знаете ли вы своего ребенка?

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).

                     

В помощь родителям

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. 

Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

Притча «Мудрец и бабочка» 

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее...

Тесты, игры на самооценку ребенка

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. 

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.
А какой практический вывод? 
Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.

ССЫЛКА на материал:

http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/sovety-psikhologa-roditeljam/