Учителям

Белякова Юлия Владимировна

Для учителей, классных руководителей, педагогов ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Фантазия" 37.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

« Средняя школа № 10»

Рассмотрено педагогическим советом

МБОУ СШ № 10

Протокол № 1 от 29.08.2019        

                                        Утверждено

приказом директора

                                     МБОУ СШ № 10                                          МБОУ  СОШ № 10

        №  558 от 30.08.2019

Дополнительная общеобразовательная

( общеразвивающая) программа

 «Фантазия»

Возраст  детей  с 11  до  14  лет

Количество  детей  - 15  человек

срок  реализации  1  год

                                          Руководитель:

Белякова Юлия Владимировна,                

учитель технологии                                                                    

Арзамас, 2019

1.Пояснительная записка

2.Учебный план

3.Содержание учебного плана

4.Календарный учебный график

5.Формы аттестации

6.Оценочные материалы

7.Методические материалы

8.Условия реализации программы

9.Список литературы

1.Пояснительная записка

Программа дополнительного образования художественной направленности  «Фантазия» для  учащихся 5-6 класса реализуется также как программа общекультурного направления для учащихся класса во внеурочной деятельности ФГОС НОО.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания уважительного отношения к труду.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует формированию художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства.

Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.

Работа в кружке «Фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что  нужно закладывать  в детях чувство прекрасного, которое способно вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости.  Данная программа поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит и расширить знания, овладеть  и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства, рукоделию. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Новизна

Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного декоративно-прикладного творчества: цветы из фоамирана, поделки в технике «декупаж», плетение из газетных трубочек, текстильные игрушки, лепка. Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство, красоту и практичность современного рукоделия.

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

  1. Сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия.
  2. Развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных видов рукоделия.
  3. Сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных работ.
  4. Развивать  индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
  5. Развивать коммуникативные способности воспитанников.
  6. Сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по разным предметам.
  7. Воспитывать умение работать как индивидуально, так и в группах.
  8. Способствовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

Объем и сроки освоения:

Срок реализации программы - один год. Режим работы кружка – 1час в неделю. Всего две группы по 15 человек в каждой.  Программа рассчитана на 38 часов в учебный год.

Формы обучения

Занятия проводятся в разной форме: лекции, мастер-классы, игры, конкурсы, выставки, экскурсии

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

Планируемые  результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Учиться высказывать своѐ предположение (версию);
  • Учиться работать по разработанному плану.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Познавательные УУД:

  • Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий;
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • Создавать алгоритмы деятельности;
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

В процессе изготовления поделок из бросового материала дети будут знать и уметь:

  • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов.
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие.
  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с разными материалами.
  • Работать по шаблону.

2. Учебный  план

№ п.п.

Раздел программы

Теор.час.

Прак. час.

1

Вводное занятие

0,5

0,5

2

Цветы из фоамирана

1.5

9.5

3

Бумажная лоза.

2

9

4

Поделки в технике «Декупаж»

2

5

5

Мягкая игрушка

1

6

6

Итоговое занятие

1

Всего 38

8

30

3.Содержание учебного плана

Вводное занятие.
Правила поведения на занятиях.  Правила безопасного труда. Сообщение расписания занятий. Правила пользования материалами и инструментами. Термины. Понятие о декоративно-прикладном творчестве, общие положения.

Цветы из фоамирана. 

Фоамиран. Его разновидности.  О технике. Основные правила работы с этим материалом.  Приспособления и инструменты для изготовления цветов.  Изготовление цветов, композиций и украшений в этой технике.

Изделия из бумажной лозы.

Теоретические знания о материалах, приспособлениях. Техника кручения и окрашивания трубочек. Техники плетения. Изготовление изделия из бумажной лозы.

Поделки в технике «Декупаж»

О технике. Исторические сведения о технике. Материалы, приспособления и инструменты для декупажа. Виды наложения орнамента.  "Салфеточная техника»,  Основные способы приклеивания салфетки. Фиксация результата.  Эффект кракелюров. Использование яичной скорлупы. Декорирование тарелочки, бутылки в технике декупаж. Подготовка экспонатов для выставки.

Мягкая игрушка.

О технике. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки. Правила раскроя. Увеличение или уменьшение выкройки. ТБ. Изготовление игрушки по выбору учащегося.

Итоговое занятие
Чему мы научились за год. Итоговая аттестация учащихся.
Оформление выставочных работ. Проведение выставки.

  1. Календарный учебный график

Тема занятия

часы

Дата

Форма занятия

Форма контроля

Вводное занятие

1

 Вводное занятие. П.Т.Б.

Декоративно-прикладное творчество. Его отрасли.

1

5.09

Лекция

Зачет по ПТБ

Цветы из фоамирана

2

Фоамиран. Из истории техники. Инструменты и приспособления.

1

12.09

Урок-презентация

3

Способы обработки материала

1

19.09

Практический урок

4

Изготовление цветов из фоамирана. Раскрой. Вырезание деталей.

1

26.09

Мастер-класс

5

Обработка деталей.

1

3.10

Мастер-класс

6

Обработка деталей.

1

10.10

Мастер-класс

7

Сборка цветка.

1

17.10

Мастер-класс

8

Оформление готовой композиции.

1

24.10

Мастер-класс

Презентация изделия

9

Изготовление изделия по выбору.

4

31.10,7.11,14.11,21.11

Практический урок

Презентация изделия

Изделия из бумажной лозы.

10

Изделия из бумажной лозы. О технике.

1

28.11

Виртуальная экскурсия

11

Материалы и приспособления для изготовления лозы.

1

5.12

Комбинированный урок

12

Заготовка трубочек

1

12.12

Практический урок

13

Заготовка трубочек

1

19.12

Практический урок

14

Окраска и лакирование трубочек.

1

26.12

Практический урок

15

Разновидности плетения(косичка, ситец и др.)

1

16.01

Практический урок

16

Разновидности загибки.

1

23.01

Практический урок

17

Изготовление подставки под горячее.

2

30.01

6.02

Мастер-класс

18

Лакирование подставки. Сушка.

1

13.02

Практический урок

Презентация изделия

19

Изготовление конфетницы.

2

20.02

27.02

Мастер-класс

20

Лакирование изделия. Сушка.

1

5.03

Практический урок

Презентация изделия

Поделки в технике «Декупаж».

21

Поделки в технике «Декупаж». Инструменты, приспособления и материалы.

1

12.03

Лекция

22

Основные приемы работы.

1

19.03

Практический урок

23

Декоративные тарелочки.

С полным наложением орнамента.

1

26.03

Мастер-класс

24

Виды наложения орнамента.  "Салфеточная техника»

1

2.04

Мастер-класс

25

Декорирование тарелочки, бутылки в технике декупаж. Использование яичной скорлупы

1

9.04

Мастер-класс

Выставка

Мягкая игрушка.

26

Мягкая игрушка. Материалы, инструменты и приспособления. ТБ.

1

16.04

Презентация

27

Изготовление выкройки. Увеличение или уменьшение выкройки.

1

23.04

Практический урок

28

Раскрой игрушки (по выбору)

1

30.04

Практический урок

29

Обработка деталей.

1

7.05

Практический урок

30

Набивка деталей.

1

14.05

Практический урок

31

Соединение деталей.

1

21.05

Практический урок

32

Оформление игрушки.

1

28.05

Практический урок

Выставка

38

5.Формы аттестации

  • Составление альбома лучших работ (презентации)
  • Участие в выставках и  конкурсах по ДПИ школьного, муниципального, регионального и международного уровней.
  • Участие в школьных тематических выставках (День учителя, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка)

6.Оценочные материалы

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ результатов участия в мероприятиях, выставках и конкурсах, активность обучающихся на занятиях.
  • Педагогический мониторинг, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы.
  • Мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, оформление фотоотчета.

Для оценки усвоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной программы применяется следующая система оценивания:

  • базовый уровень – учащийся владеет основными приемами изготовления поделок, делает по образцу.
  • повышенный уровень − использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, способен изготовить поделки по собственному проекту, подходит к выполнению задания креативно

7.Методические материалы

На  занятиях используется объяснительно – иллюстративный метод обучения, который реализуется через  широкое использование  информационной технологии.  При изучении разделов используется  частично поисковый  метод обучения. Данный метод помогает ребятам найти правильный путь решения при выборе техники выполнения изделия. При проведении  уроков практикумов на практике учащиеся могут реализовать себя. Широко применяются во время экскурсий методы наблюдения, для определения средств и условий труда рукодельниц.

      Методы обучения

Методы обучения при организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
  • Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ приемов работы, наблюдения);
  • Практические (тренировочные упражнения, Мастер-классы).

      Формы проведения занятий.

1) Уроки – практикумы, где ребята разрабатывают  личный план;

2) Уроки путешествия, где ребята отправляются   в заочное путешествие для знакомства с видами прикладного искусства

3) Мастер-классы может проводить как учитель, так и учащийся.

Дидактические материалы:
 Инструкционные карты изготовления изделий

Схемы создания изделий
Образцы изделий
Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Инструкции по ТБ

Выкройки
Компьютерные презентации:

«Разновидности Декоративно-прикладного искусства»

«Поделки из пластилина»

 «Декупаж»

 «Основные виды декупажа»

«Из истории техники»

 «Фоамиран. Волшебные превращения»

« В мире игрушек»

Разработки занятий:

««Инструменты, материалы и приспособления для техники декупаж»

« Промыслы Нижегородской губернии»

«Чудеса из бумаги»

« Основные этапы изготовления поделок из теста»

« Материалы для изготовления цветов»

8.Условия реализации программы:

Материально-техническое оснащение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета–мастерской.  Из дидактического обеспечения необходимо наличие швейного оборудования и принадлежностей, мультимедиа, музыкального оформления: музыкальные и видео записи, технологических карт, принтера. Занятия проводятся в кабинете, оборудованном индивидуальными столами для работы, классной доской. В кабинете имеются необходимые инструменты и приспособления  для  практических работ:  ножницы, иглы, булавки, линейки, портновский мел, сантиметровая лента.

   Учащиеся могут воспользоваться дополнительной литературой по разным видам рукоделия. На занятиях используются наглядные пособия.

 Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по технике безопасности, а в дальнейшем постоянно напоминается о безопасных приемах работы.

  • Учебные столы и стулья
  • Выставочные стенды
  • Конверты для незаконченных работ
  • Цветная бумага, картон
  • Коробки для обрезков
  • Пряжа
  • Краски

  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Трафареты
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки

Список литературы

  1. Аржаухина Н.В. « Искусственные цветы» - М.2000.
  2. Евстафьева Л.М. «Декоративные цветы». -М.,2005
  3. Гликина Н.А. «Искусственные цветы» -М., 2004
  4. Кискальт И.« Соленое тесто». - М., 2001.
  5. Козинкина Е.А. «Цветы из лент».-М.,1990
  6. Конышева Н.М. «Основы дизайнообразования».-М.,2003
  7. Смотровал.г. «Игрушка из ниток».- СПб., 2000.
  8. Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. «Искусство делать цветы».- М., 2008
  9. «Лепим народную игрушку» Мозаика –синтез.  М.,2012
  10. Нестерова Д.В. «Рукоделие»-М.:АСТ,2007

Информационные источники.

http://domohozyika.ru/

maman-lima.com

mirpodelki.ru

http://radugamaster.ru

masterclassy.rupodelki/podelki-iz-solenogo-testa/

stranamasterov.ru

rukadelkino.ru