В помощь учащимся


Предварительный просмотр:

Как готовить домашнее задание

  • Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания;
  • Приучи себя готовить уроки в одно и то же время;
  • Готовь уроки в одном и том же месте;
  • Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор;
  • Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к  более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы;
  • Через 30—40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут;
  • Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся;
  • Пользуйся словарями и справочниками;
  • После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала выполнять работу на черновике;
  • Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя;
  • Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно — правила, теоремы, формулы, законы;
  • После приготовления уроков отдохни, погуляй на свежем воздухе, помоги в домашнем труде.



Предварительный просмотр:

Лексический разбор слова

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

 

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1.  Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2.  Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5.  Слово заимствовано из латинского языка.

6.  Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф.- работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Отвечает на вопросы :

что делая?

что сделав?

Обозначает:

добавочное действие при основном

Деепричастие



Предварительный просмотр:

ЛАГА-  ,  ЛОЖ-

       

РАСТ- , РАЩ- , РОС-

  ИСКЛЮЧЕНИЕ: Ростов, Ростислав,      ростовщик, росток, отрасль

Ж              

Ш        …

Щ

Ч      

ИСКЛЮЧЕНИЕ: шов, шорох, крыжовник,  

капюшон, чопорный, шомпол



Предварительный просмотр:

Склонение имен существительных

       

                                   м.р.                                                            дядя

I склонение         ж. р.                -             ,                                 мама

     

                             м.р.            -                    конь

II склонение             с.р.              -              ,                         море, окно.

III склонение      ж.р.  -□    рожь



Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Слитно

  1.               + -ую (вкрутую)
  2. В-, на-  +собирательное числительное

(вдвое, надвое)

  1. Наречие с корнями низ-, верх-, высь, глубь, даль, перед.

(наверх, вглубь).

  1. Наречия, образованные от прилагательного с помощью ¬ и ˄

            ( докрасна            красный)

Раздельно

  1. Но в открытую
  2. В-, на- + собирательное числительное на -ых, -их

(на четвертых)

  1. ¬ + слово начинается с гласной

(без оглядки, до упаду)

  1. Если слово сохранило падежные формы

под мышку, за границу



Предварительный просмотр:

Степень сравнения

Простая форма

Составная  фрма

Сравнительная

-ее

-ей

-ше

Больно - больней

Легко - легче

Более

                                 +      наречие

Менее

Более красиво, менее просто

Превосходная

Сравнительная  степень + всех (всего)

Проще всего, лучше всех.



Предварительный просмотр:

Частицы

Раздельное и дефисное написание частиц

Через дефис

Раздельно

  1. С существительными и глаголами: -то

Михаил-то промолчал.

  1. С глаголами: -таки

Выучил-таки стихотворение.

  1. С глаголами в повелительном наклонении: -ка  скажи-ка

бы (б)

ли

же



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор деепричастия

 

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

Окутывая - особая форма глагола – деепричастие, (как? что делая?) окутывая, окутывать + -я-; несов. в., невозвр., неизмен.; обстоятельство.



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой

Светлей (струя)- им. прилаг., обозначает признак предмета, струя (какова?) светлей; н.ф.– светлый,  качеств., в сравнит. степ. ср.; сказуемое.

Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;   н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.; определение.



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор причастия

 

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид,     г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш-(ая); н.ф.- остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.; определение.

Окутана - особая форма глагола – причастие, (какова?) окутана, окутанная – окутать+ -нн-(ая); н.ф. – окутанный, страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; в краткой форме, в ед. ч., ж. р.; сказуемое.



Предварительный просмотр:

Рифмованные правила

***

Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну.

***

МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Почему нужно писать мужЧина, но женЩина? Мужчину интересует чин, а женщину – щи.

По моей вине винегрет в вине.
Галки галдели на галерее.
Опали цветы в палисаднике.
Капитан и матрос – с парохода «Кама».
Костя в костюме, а Павлик – в пальто.
Кот, который жил в корзине, съел котлету из котла.
Жак в жакете нюхает жасмин.
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

Бешеный путаник ворвался в гостиную
и украл у труженика-мученика-повара
вкусный вареник.

У священника племянник
был мошенник и карманник,
украл полтинник и два гривенника.

Кто ЖЖет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)

***

Узнав, к чему ведет прогресс,
Он убежал в дремучий лес.

Чтобы привлечь вниманье масс,
Он с пепси перешел на квас.

Какая странная программа:
Сначала фарс, а после – драма.

Супруга выберет принцесса –
И сразу завершится пьеса.

(Ученикам нужно заранее объяснить, что в первой строчке обязательно слово с удвоенной согласной, а во второй – нет).

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

Слова с непроизносимой согласной в корне

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***

Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.

Правописание О/Ё после шипящих

Жёлудь, щёголь, пчёлы, шёлк…
Здесь шипящих целый полк.
После них под удареньем
Пишем –ё- без опасенья.
А еще запомни сразу
С исключениями фразу:
«В крыжовнике – шорох,
На капюшоне – шов,
Шофер едет по шоссе
И везет нам шоколад и шорты».

***

ШОколад, шОфер, крыжОвник,
шОв, шОссе, обжОра, шОрник,
капюшОн, жОкей, чащОба,
шОрох, чОпорный, трущОба

Дефисное и раздельное написание кое-, то-, либо-, нибудь-, -таки, -ка, -де, же, ли, бы

Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из. (из-за, из-под)

***

КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Черточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставь ты черточки везде.
Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ
Без дефиса отдели!

***

Исключения: Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!».

Правописание корней с чередованиями

Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-:

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Правописание корней лаг/лож:

После –лаг- всегда следует суффикс –а-, т.е. получается сочетание –АГА-.

***

Правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-:

О напишем в корне –РОС-:

Вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда:

В –РАСТ- и –РАЩ- напишем А.

Корни с чередованием –гор-, -гар-
Себя спрошу, сомневаюсь – О пишу.

Фраза загорал на горах помогает запомнить, как пишется трудный корень.

Корни с чередованием –плав-, -плов-
ПлОвец и плОвчиха плывут на восток и держат в зубах поплАвок

ГРАФИКА

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

ФОНЕТИКА

Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.

Все глухие согласные русского языка
присутствуют в предложениях
Степка Фец, хочешь щец?/ «Степка, хочешь щец? – Фи!» / Фока, хочешь поесть щец?

Все звонкие согласные русского языка
присутствуют в предложении
Мы же не забывали друга.

ОРФОЭПИЯ

Прислана претензия [тэ]:
Не цветет гортензия [тэ].
Штраф назначили злодею:
Он похитил орхидею [дэ].

***

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог,

А только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог,

А можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевАть.

***

Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
Прорвались к отделению свЯзи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.

***

Сегодня – тошнотА, вчера – в костях ломОта.
К тому ж дремОта не пускает за ворОта.
И лавки зАняты, и печка занятА.
ВорОта Отперты, а дверь не отпертА.

***

МОРФЕМИКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Разбор слова по составу
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Глагол

Глаголы - исключения, относящиеся ко 2-му спряжению:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

***

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя!

***

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

***

Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.



Предварительный просмотр:

                                                   

                                                       ПАМЯТКА

Сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра может быть любого характера:                                   от  темы   «Как я провел лето?» и  до  «Поступки человека».

      Однако любое сочинение-миниатюра должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении)  и ответ на него.

        Например, в теме «Как я провел лето?» тезис будет коротким: «Лето я провел хорошо/ здорово/ замечательно/ великолепно». Можно наоборот: «…так себе, скучно, неинтересно, проспал», — что бывает значительно реже. Все остальное в данной творческой работе — это ПОЯСНЕНИЕ ТЕЗИСА.

Объем сочинения-миниатюры колеблется от 0,5 стр. (5-6 класс) до 1,5 стр. (7-11(12) класс) школьной рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

                                                      ПАМЯТКА

Сочинение-описание

Принцип написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый.

Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.

  1. Напишите введение. Если объект описания – это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – явление или ситуация, во введении можно написать, с чем оно ассоциируется или чем привлекает внимание в первую очередь.
  2. Подумайте, что именно делает этот объект узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нем циклически происходят.
  3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения,  глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
  4. Сначала опишите самые существенные признаки объекта, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ. Опишите основные характеристики, чтобы объект стал узнаваемым, а затем используйте оригинальные определения и сравнения, а не те штампы, которые первыми приходят на ум. Для описания движения мысли наблюдателя используйте глаголы с нейтральным значением (видеть, понимать, замечать и т.д.)
  5. В завершение опишите объект краткой емкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.



Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор простого предложения

 

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Образцы разбора

      1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения:

shema 11 Cинтаксический разбор простого предложения 

 

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) 
В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения:

shema 2 Cинтаксический разбор простого предложения 

 

В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B



Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

      1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

shema 3 Синтаксический разбор сложного предложения

      Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как?  в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

shema 4 Синтаксический разбор сложного предложения

      Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B