Внеурочная деятельность
Программа кружка внеурочной деятельности "Я -гражданин России"
Отчет о внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_grazhdanin_rossii_1_klass.docx | 41.62 КБ |
vystuplenie_na_soveshchanii_direktorov_vneurochnaya_deyatelnost_gpd.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
(духовно-нравственное направление,
срок реализации - 1год, возраст детей 6.5-7.5 лет)
Автор программы: Бурлакова Н.В.,
воспитатель группы продлённого дня
Пояснительная записка
Воспитание сегодня призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:«…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»
В настоящее время в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы подчеркивается ведущая роль гражданского образования как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед школой,- подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности сформулирована высшая цель современного отечественного образования гражданина России и государства является воспитаниевысоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления в начальной школе «Я – гражданин России» (далее Программа).
Настоящая Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностно-целевые основы программы.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся начальной школы гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи программы:
- формирование представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в поселке, на природе;
- формирование представления о правах и обязанностях человека, товарища, гражданина России;
- формирование ценностных отношений школьников к родной природе, к своим обязанностям в семье, в школе;
- воспитание любви и уважение к своей малой и большой Родине;
- формирование первоначальных представлений о символах государства: Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации;
- воспитание уважения к защитникам родины.
Содержание программы:
«Я – гражданин России» 33 часа (1 час в неделю).
Программа рассчитана на 1 год и разработана для учащихся 1 классов, реализуется во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня. Количество учащихся – 15-20 человек. Комплектование осуществляется на основе свободного выбора обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
Форма организации работы в основном - коллективная, а так же используется групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
- Беседы;
- Сообщения;
- Встречи с интересными людьми;
- Просмотр видеоматериала;
- Экскурсии.
Практические занятия:
- Конкурсы;
- Выставки;
- Показательные выступления;
- Праздники;
- Викторины;
- Интеллектуально-познавательные игры.
Прогнозируемые результаты
Уровень результатов | Воспитательные результаты |
Первый уровень результатов | - приобретение младшими школьниками основ знаний о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища; - начальное представление о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений, о памяти героев Великой Отечественной войны. |
Второй уровень результатов | - развитие ценностных отношений школьников к своим обязанностям дома, семье, в классе, родной природе; |
Третий уровень результатов | - участие в природоохранной деятельности; - первоначальный опыт проектной деятельности. |
Формы оценки.
Особенностями системы оценки являются:
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, конкурсы творческих работ, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Учебно-тематический план (цикл)
Формы организации внеурочной работы младших школьников | «Я- гражданин России» |
Познавательные беседы | 16 час. |
Проектная деятельность | 3 час. |
Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, походы | 3 час. |
Социально-творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали, акции, КТД | 8 час. |
Игровая деятельность | 3 час. |
Всего: | 33 часа |
№ п\п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов | Месяц, № недели |
1. | «Правила поведения в школе» | Беседа. Знакомство с правилами поведения в школе | Конспект занятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, альбом, карандаши | Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков. | Сентябрь, 1нед. |
2. | «Я – ученик. Права и обязанности школьника» | Беседа. Знакомство с основными правами и обязанностями | Конспект занятия,мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Беседа вопрос – ответ. | Сентябрь, 2 нед. |
3. | «Я и моя школа», «Я и мой первый учитель» | Конкурс рисунков | Конспект занятия. | Альбом, карандаши | Выставка рисунков. | Сентябрь, 3 нед |
4. | Экскурсия в школьный музей «Традиции нашей школы» | Экскурсия. Традиции нашей школы | Конспект экскурсии. | Фото выставки прошлых лет | Беседа - обсуждение | Сентябрь, 4 нел. |
5. | «Посвящение в первоклассники» | Мероприятие | Сценарий мероприятия | Музыкальное оформление, стихотворения, песни. | Выступление. | Сентябрь, 5 нед. |
6. | «Мы – юные пешеходы» | Беседа о правилах дорожного движения | Конспект занятия, наглядно-демонстрационный материал: знаки дорожного движения, светофор | Наглядно-демонстрационный материал | Игра «Переходим улицу. Левая правая сторона» | Октябрь, 1 нед. |
7. | «Переходим улицу. Левая – правая сторона» | Игра. Правила ДД | Конспект игры. | Светофор, знаки, музыка | Игра | Октябрь, 2 нед. |
8. | «День пожилого человека» | Подготовка к участию в концерте в ДК п.Кудьма | Сценарий выступления. | Музыкальное сопровождение | Выступление. | Октябрь, 3 нед. |
9. | «День народного единства» | Беседа. Знакомство с историей праздника | Конспект занятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Беседа вопрос – ответ. | Октябрь, 4 нед. |
10. | «Наши верные друзья» | Беседа. Знакомство с историей возникновения светофоров | Конспект занятия, стихотворение М.Пляцковского «Светофор». | Цветной картон и бумага, клей, ножницы | Беседа вопрос – ответ, выставка макетов светофоров | Ноябрь, 2 нед. |
11. | «Наш дом - планета Земля» | Конкурс рисунков. | Иллюстрации природы | Альбом, карандаши | Выставка рисунков. | Ноябрь, 3 нед. |
12. | «Мама – самое главное слово на свете» | Беседа. Знакомство с историей праздника | Конспект занятия,стихотворения про маму. | Альбом, карандаши | Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков. | Ноябрь, 4 нед. |
13. | «Права и обязанности человека» | Игра. Понятия права и обязанности. | Конспект игры Инсценировка сказок | Компьютер, мультимедийный проектор | Игра | Декабрь, 1 нед. |
14. | «День прав человека» | Беседа. Знакомство с понятием права человека | Конспект занятия, мультимедийная презентация, фрагменты мультфильмов | Компьютер, мультимедийный проектор. | Беседа вопрос – ответ. | Декабрь, 2 нед. |
15. | «Символы Нижнего Новгорода» | Беседа. Начальное представление о гербе как символе и опознавательном знаке | Конспект занятия, демонстрационный материал | Компьютер, мультимедийный проектор, картинки гербов различных городов | Беседа вопрос - ответ, викторина. | Декабрь, 3 нед. |
16. | «Россия – Родина моя» | Беседа. Знакомство с понятиями «государство», «гражданин» | Конспект занятия, демонстрационный материал | Альбомы, карандаши | Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков. | Декабрь, 4 нед. |
17. | Государственные символы: государственный флаг, герб. Гимн. | Беседа. Знакомство символами Российской Федерации | Конспект занятия, мультимедийная презентация, музыка со словами гимна РФ. | Компьютер, мультимедийный проектор, гимн РФ, иллюстрации | Беседа вопрос – ответ, викторина | Январь, 2 нед. |
18. | «Без друзей меня чуть-чуть» | Беседа. Что такое дружба? Друг- это? | Конспект занятия, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы песен | Беседа вопрос - ответ. | Январь, 3 нед. |
19. | «Добрые слова» | Игра. Вспомнить вежливые слова. | Конспект игры, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, музыка | Игра | Январь, 4 нед. |
20. | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Беседа. Расширение понимания учащимися значения слова «хорошо» и «плохо» | Конспект занятия, рассказ В.Осеевой «Плохо» | Альбомы, карандаши | Беседа вопрос – ответ, викторина | Февраль, 1 нед. |
21. | «23 февраля – День защитника Отечества» | Беседа. Знакомство с историей праздника | Конспект занятия, конкурсная программа для мальчиков | Музыкальное сопровождение, конкурсы | Беседа вопрос – ответ, игра | Февраль, 2 нед. |
22. | «Подарок папе» | Конкурс поделок. | Конспект занятия. | Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы | Выставка поделок | Февраль, 4 нед. |
23. | «Профессия моей мамы» | Конкурс рисунков. | Конспект занятия. | Альбом, карандаши, иллюстрации | Выставка рисунков | Март, 1-2 нед. |
24. | «Счастье – это когда тебя понимают» | Беседа. Знакомство с понятием «счастье». | Конспект занятия, просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» | Компьютер, мультимедийный проектор, мультфильм | Беседа вопрос - ответ | Март, 2 -3 нед. |
25. | Вместе мы – команда. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: | Беседа. Мы общаемся. Кто я такой. Учимся договариваться | Конспект занятия. | Компьютер, мультимедийный проектор | Беседа вопрос - ответ | Март 4 нед. |
26. | Экскурсия в духовно-мемориальный комплекс в с.Сартаково. | Экскурсия | Беседа вопрос - ответ | Апрель, 1 нед. | ||
27. | «Мои обязанности в семье. «Кодекс правил поведения первоклассников». | Подготовка материала для проекта. | Альбомы, карандаши | Совместный проект родителей и детей | Апрель, 2 нед. | |
28. | «Мои обязанности в семье. «Кодекс правил поведения первоклассников». | Проект. | Альбомы, карандаши | Совместный проект родителей и детей | Апрель, 3 нед. | |
29. | Экскурсия к памятнику в деревне Комарово. | Экскурсия «Спасибо им, героям, в битве павшим…». | Конспект. | Обсуждение | Апрель, 4 нед. | |
30. | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Мероприятие | Сценарий выступления. | Участие в митинге, стихотворения, фонограмма песни. | Обсуждение | Май,1нед. |
31. | «Пионеры-герои» | Беседа. Подвиги пионеров-героев в годы ВОВ. | Конспект занятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, музыка | Беседа вопрос - ответ | Май, 2 нед. |
32. | «Мои обязанности в семье. «Кодекс правил поведения первоклассников». | Защита проекта. | Альбомы, карандаши | Совместный проект родителей и детей | Май, 3 нед. | |
33. | «Моя семья» | Мероприятие посвященное Дню семьи | Сценарий мероприятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, музыка | Портфолио , творческий номер, традиции семьи. | Май, 4 нед. |
Условия реализации программы:
1.Наличие материально-технической базы: группа продлённого дня, комната отдыха, актовый зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение. 2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал. 3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, учитель музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Галактика».
Список литературы
1. Белоусова Т.Л, Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации ч. 1– М: Просвещение, 2011. –С 53-72. – (Работаем по новым стандартам)
2.Белоусова Т.Л, Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации ч. 2– М: Просвещение, 2011. –С 3. – (Работаем по новым стандартам)
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. - М., 2007. - С. 56-68.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М: ВАКО, 2003. С. 94-95, 117-119.
6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО,2006. – С. 50-52, 134-138.
7. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — Новосибирск, 2003. — С. 84-86, 94-97.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. Издательство «Учитель», 2001г. – С. 134-150.
9. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно-ориентированному // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - №1. - 2003. - С. 71-72.
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность группы продленного дня.
Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, а также является одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников, в соответствии с ФГОС и направлена на повышение качества образования.
Группа продлённого дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, обеспечивает высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.
ГПД укомплектована в количестве 24 человек из обучающихся 1-х классов.
Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Согласно приказу администрации школы работа ГПД ведется по следующему режиму:
12.00-12.30 - прием детей
12.30-13.30-прогулка на свежем воздухе
13.30-14.00-обед
14.30-15.30-тихий час
15.30-16.15-занятия по интересам
16.20-16.40-полдник
16.40-18.00-прогулка
На слайде представлены направления развития личности в соответствии с ФГОС, которые лежат в основе планирования работы группы:
-общеинтеллектуальное направление
-спортивно-оздоровительное направление
-духовно-нравственное направление
-общекультурное направление
-социальное направление
Согласно этим направлениям был организован подбор различных форм и видов деятельности: кружки, секции, курсы ВД: « В мире красок», «Оригами», «Наглядная геометрия», «Я -гражданин России», «ОФП», конкурсы, занятия по интересам.
Комплектование кружков осуществляется на основе свободного выбора обучающихся и заявлений их родителей.
В то время, когда часть детей посещает кружки, секции, для остальных детей также организованы различные мероприятия в соответствии с направлениями.
Интеллектуальное направление реализуется через курс «Наглядная геометрия» и
интеллектуальные игры «Хочу все знать», «Считай, смекай, отгадывай», викторины «Отгадай сказочного героя», «Учимся разгадывать кроссворды», «Угадай-ка».
Спортивно-оздоровительное направление: (курс «ОФП»)
и цикл тематических бесед: «Режим дня и его значение», «Одеться по погоде - как это?»,
«Заниматься спортом - зачем?», «Лед-это опасно», «Чипсы -это вредно или полезно»;
Проведение игр: русские народные игры, веселые эстафеты.
Духовно-нравственное направление:
Работа этого направления реализуется через курс внеурочной деятельности гражданско-
патриотической направленности «Я - гражданин России», который разработан
в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В основе курса лежат базовые национальные ценности: воспитание любви и уважения к своей
семье, своему краю, своей малой родине.
При реализации курса ,исходя из деятельностного подхода, применяются следующие формы
занятий:
Тематические беседы:
«Правила поведения в школе»
«Друг познается в беде»
«Россия - Родина моя»
«Мы - юные пешеходы»
«Мои обязанности в семье»
Выставки рисунков и поделок к праздничным датам: «Мы - за ЗОЖ», «Осеннее разноцветье»,
«Профессия моей мамы», «Наш дом- планета Земля», «Я и моя школа», «Я и мой первый учитель», «Подарок папе».
Конкурсы, акции, викторины
Праздники: «Посвящение в первоклассники», «Мама - самое главное слово на свете»
Для успешной реализации курса необходимо взаимодействие с внутренним и внешним социумом.
Внутренний социум:
-школьная библиотека;
-школьный музей;
-ДОО (Детское общественное объединение) «Галактика».
Внешний социум:
-сельская библиотека;
-ДК п. Кудьма;
- семья.
Связь со школьной библиотекой осуществляется через следующие формы работы: тематические
книжные выставки, библиотечные уроки, развлекательно-познавательные игры.
В школьном музее проводятся тематические экскурсии, встречи с интересными людьми.
Связь с детским общественным объединением осуществляется через акции, совместные праздники,
участие в конкурсах, игры с детьми на переменках, трудовые десанты.
Совместно с родителями учащиеся осваивают начальные навыки проектной деятельности, участвуют в
трудовых и экологических акциях.
Чтобы работа ГПД была более разнообразной и продуктивной, осуществляется сотрудничество с
сельской библиотекой, с ДК п.Кудьма.
Сельская библиотека для учащихся ГПД организует литературно-библиографические игры «Путь
славы российской», викторины «Верных сынов России ополчение».
Дом культуры поселка организует ( совместно со школой) концерты, посвященные «Дню Матери»,
«Дню пожилого человека», спортивные мероприятия и активными участниками данных мероприятий
являются учащиеся школы, в том числе и ГПД.
Общекультурное направление (кружок «В мире красок») и
цикл тематических бесед:
«Как вести себя в театре, музее, библиотеке», «Где аккуратность, там и опрятность», «Вежливая
поездка», «Чтобы гости не скучали», «У меня зазвонил телефон», «Театральные секреты»
Конкурс рисунков на различные темы: «Краски осени», «Я и моя школа», «Собираем урожай»
Социальное направление (кружок «Оригами») А также вместе с детьми проводится уборка игровой
комнаты, рабочего места- операция «Чистюля».
Таким образом, вся внеурочная деятельность ГПД способствует воспитанию творческой,
инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. И в целом направлена на достижение
образовательных результатов основной общеобразовательной программы начального образования.