Образовательная программа и учебно-методическая литература

Елисеева Наталья Анатольевна

   В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.

В своей работе я стараюсь изучить и использовать современную методическую работу, которая наиболее полно отвечает ФГОС ДО.

Для достижения высоких результатов в воспитании, обучении и развитии дошкольников наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы", на основе которой была разработана образовательная программа ДОУ.

В таблице представлена литература, которую я использую в своей работе и советую своим коллегам и гостям моего сайта ознакомиться с ней (возможно вас что-то заинтересует и вы используете в своей работе).

АвторНазвание книгиИздательство
1Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образованияМ.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.
Региональный компонент
2Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А.Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики БашкортостанУфа: Издательство ИРО РБ, 2017. - 88 с.
3Агишева Р.Л.Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классовУфа: БИРО, 2008. - 100 с.
4Фазлыева Ф.И.Мой край - Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краемУфа: Китап, 2003. - 76 с.
5Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н.Фольклор в воспитании дошкольников: Методические рекомендацииУфа: Издательство ИРО, 2017. - 87 с.
6Гасанова Р.Х.Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организацийУфа: Издательство ИРО, 2017. - 56 с.
7Гасанова Р.Х.Я Родину свою хочу познать: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народаУфа: БИРО, 2007. -149 с.
8Гасанова Р.Х.Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: МонографияУфа: Издательство ИРО РБ, 2011. - 144 с.
9Нафикова З.Г., Березина А.Г.Этноэкологические наблюдения природы на основе башкирских народных примет (картотечное планирование): Методическое пособиеУфа: Издательство ИРО РБ, 2017. - 78 с.
Познавательно-исследовательская деятельность
10Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендацииМ.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
11Савенков А.И.Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"М.: Национальный книжный центр, 2016. - 48 с.
12Иванова А.И., Уманская Н.В.Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольниковМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 160 с.
13Иванова А.И.Мир растений: Эксперименты и наблюдения в детском садуМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 160 с.
14Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
ФЭМП
15Колесникова Е.В.Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольниковМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 112 с.
16Колесникова Е.В.Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради "Я начинаю считать"М.: ТЦ Сфера, 2017. - 56 с.
17Михайлова З.А., Носова Е.А.Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками КюизенераСПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 128 с.
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой
18Ушакова О.С.Программа развития речи дошкольниковМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.
19Ушакова О.С.Развитие речи детей 3-5 летМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 192 с.
20Ушакова О.С.Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособиеМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 288 с.
Социально-коммуникативное развитие
21Коломийченко Л.В.Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольниковМ.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
22Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И.Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитаниюМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 176 с.
Изобразительная деятельность
23Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группаМ.: "Карапуз", 2009. - 144 с.
24Доронова Т.Н.Развитие етей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребыванияСПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 96 с.
25Никитина А.В.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителейСПб.: КАРО,2007. - 96 с.
26Ковалицкая Л.М.Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗОМ.: АРКТИ, 2008. - 24 с.
Конструирование
27Фешина Е.В.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособиеМ.: ТЦ Сфера, 2017. - 136 с.
Физическая культура
28Пензулаева Л.И.Физическая культура в детском саду: Младшая группаМ.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
Для самообразования и саморазвития
29Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособиеМ.: Издательский дом "Цветной мир", 2014. - 144 с.
30Шулешко Е.Е.Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятийМ.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. - 128 с.
31Тимофеева Л.Л.Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособиеМ.: Центр педагогического образова015. - 304 с.
32Ежкова Н.С.Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольниковСПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 144 с.
33Дергунская В.А., Харчевникова А.Н.Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособиеМ.: Центр педагогического образования, 2017 - 128 с.
Взаимодействие с родителями
34Свирская Л.Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учрежденийМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
35Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г.Проекты в работе с семьей. Методическое пособиеМ.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
36Рецензент: Сибаева Г.М.Приобщеение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы: Методическое пособиеУфа: РИЦ БашГУ, 2013.- 66 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_vybora_programmy.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора программы

В программе «От рождения до школы» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до поступления в школу. Программа базируется на фундаментальных исследованиях и проверена временем. Она обеспечена наиболее полным среди существующих программ учебно-методическим комплектом (методическими пособиями, наглядно-дидактическими пособиями, рабочими тетрадями и пр.).

Характерные особенности программы.

Существует ряд исключительно важных особенностей, без упоминания которых невозможно получить полноценное представление о программе. Эти особенности присущи не только программе «От рождения до школы», но и некоторым другим комплексным программам:

- направленность на развитие личности ребенка;

- «учет индивидуальных особенностей детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальности детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня, питания и прочего к индивидуальным особенностям ребенка), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.);

- забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

К характерным особенностям программы «От рождения до школы», выделяющим ее среди других комплексных программ, можно отнести следующие аспекты:

- патриотическая направленность программы: воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;

- направленность на нравственное воспитание, уважение традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, почитание старших, забота о малышах, пожилых людях; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру;

- нацеленность на дальнейшее образование.

- Программа направлена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование; формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;

- охват всех детских возрастов от рождения до поступления в школу.

Приоритет программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать.

Особое значение программы в том, что она включает:

  1. Поддержку разнообразия детства:

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,

- самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников образовательной организации) и детей.

     3. Уважение личности ребенка.

4. Реализацию программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. Развитие конструктивного взаимодействия с семьей является важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка.

Формирование ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, взаимное информирование о проблемах, актуальных задачах воспитания и обучения ребенка, возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; развитие компетентности родителей, создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к активному участию в жизни детского сада, в совместных с педагогами мероприятиях — вот далеко не полный перечень задач, которые ставит программа «От рождения до школы» перед педагогом в вопросах развития взаимодействия с семьей.

Программа эффективна, результативна, хорошо применима в массовой практике.

Новшества программы

Программа стала лаконичнее, гибче. Она дает педагогу большие возможности для творчества, способствует учету индивидуальных особенностей детей. Кратко перечислим наиболее существенные из внесенных изменений:

- принята новая, модульная форма подачи материала, что дает комплексное представление о развитии ребенка, помогает педагогу учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей, облегчает введение вариативной части программы;

- все примерные перечни вынесены в приложение, что сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие;

- в соответствии с требованиями ФГОС появились новые разделы: «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Кадровые условия реализации программы», «Финансовые условия реализации программы», «Рекомендации по написанию основной образовательной программы», «Глоссарий»;

- введен раздел «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности», в котором представлена модель дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, приведены примеры построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также примеры индивидуальных образовательных программ и планов. В разделе описаны необходимые условия, при соблюдении которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу различных структурных подразделений ДОО, в том числе в группу комбинированной направленности, приведены примеры построения образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ;