Методические разработки, проекты)

Метлина Лилия Евгеньевна

Методические материалы (уроки, проекты, программы, выступления,материалы сборников)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕЧЕНИЯ МНОГОГРАННИКОВ Исследовательский проект

Слайд 2

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Галилео Галилей

Слайд 3

Построение сечений многогранников осуществляется на основании аксиом стереометрии и теорем о параллельности прямых и плоскостей, но существуют и другие способы, которые не всегда правильно и своевременно используются студентами Противоречия

Слайд 4

Определение оснований выбора эффективных методов построения сечений многогранников Проблема

Слайд 5

Аксиомы стереометрии и теоремы параллельности прямых и плоскостей позволяют выбирать различные варианты построения сечений многогранников Гипотеза

Слайд 6

Исследование сечений пространственных фигур плоскостью через выбор эффективных методов на основании теорем и аксиом стереометрии Главная цель проекта

Слайд 7

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1.Изучить различные методы построения сечений многогранников на основании теорем и аксиом стереометрии 2. Установить возможные виды сечений для различных фигур 3.Обосновать самый эффективный метод построения сечений многогранников

Слайд 8

Объект и предмет исследования

Слайд 9

Методы исследования - Описательный метод - Методы качественной обработки эмпирических данных - Метод-операция- моделирование ситуаций - Метод сравнения

Слайд 10

Многоугольник, полученный при пересечении многогранника и плоскости, называется сечением многогранника указанной плоскостью

Слайд 11

Взаимное расположение плоскости и многогранника А В А А В С Нет точек пересечения Одна точка пересечения Пересечением является отрезок Пересечением является плоскость

Слайд 12

Основные понятия и умения Построение следа прямой на плоскости Построение следа секущей плоскости Построение сечения Построение сечения методом следов Для объяснения материала преподавателю необходимо заготовить: набор листов с заданиями и рисунками (для экономии времени урока); аналогичные чертежи и таблицы на доске или компьютере.

Слайд 13

Алгоритм построения сечения методом следов Выяснить имеются ли в одной грани две точки сечения (если да, то через них можно провести сторону сечения). Построить след сечения на плоскости основания многогранника. Найти дополнительную точку сечения на ребре многогранника (продолжить сторону основания той грани, в которой есть точка сечения, до пересечения со следом). Через полученную дополнительную точку на следе и точку сечения в выбранной грани провести прямую, отметить точки пересечения её с рёбрами грани. Выполнить п.1.

Слайд 14

ПИРАМИДА Построение следа прямой на плоскости грани многогранника а) плоскость основания б) плоскость любой грани Оформление таблицы Рис.2 грань след ABC T ABM P ACM R BCM S

Слайд 15

Построение сечения пирамиды Двух точек принадлежащих одной грани нет. Построим след сечения (Т1Т2) в плоскости основания: - RQ ∩R1Q1=T2, RP∩R1P1=T1. 3. Найдём дополнительную точку: - Q є (AME), AE∩T1T2=S1. 4. Проведем прямую S1Q - S1Q∩AM=K, S1Q∩ME=L. 5. KP∩BM=F, LR∩MD=G. 6. Найдём дополнительную точку: - F є (BMC), BC∩T1T2=S2. 7. Проведем прямую S2F - S2F ∩CM=N. 8. Соединяем N и G . Построить сечение плоскостью α , проходящей через точки P,Q,R; P є ABM, Q є AEM, R є EDM.

Слайд 16

Построение сечения методом внутреннего проектирования Этот метод является в достаточной мере универсальным. В тех случаях, когда нужный след (или следы) секущей плоскости оказывается за пределами чертежа, этот метод имеет даже определенные преимущества. Вместе с тем следует иметь в виду, что построения, выполняемые при использовании этого метода, зачастую получаются «скученными». Тем не менее в некоторых случаях метод внутреннего проектирования оказывается наиболее рациональным.

Слайд 17

Основные понятия и умения Построение вспомогатель- ных сечений Построение следа сечения на ребре Построение сечения Центральное проектирование Параллельное проектирование

Слайд 18

Построение вспомогательных сечений ПРИЗМА ПИРАМИДА Параллельное проектирование Центральное проектирование

Слайд 19

Построение следа сечения на ребре ПРИЗМА ПИРАМИДА

Слайд 20

Алгоритм построения сечения методом внутреннего проектирования Построить вспомогательные сечения и найти линию их пересечения. Построить след сечения на ребре многогранника. Если точек сечения не хватает для построения самого сечения повторить пп.1-2.

Слайд 21

Комбинированный метод Через вторую прямую q и какую-нибудь точку W первой прямой р провести плоскость β . В плоскости β через точку W провести прямую q‘ параллельную q . Пересекающимися прямыми p и q‘ определяется плоскость α . Непосредственное построение сечения многогранника плоскостью α Суть метода состоит в применении теорем о параллельности прямых и плоскостей в пространстве в сочетании с аксиоматическим методом. Применяется для построения сечения многогранника с условием параллельности. 1. Построение сечения многогранника плоскостью α , проходящей через заданную прямую p параллельно другой заданной прямой q .

Слайд 22

ПИРАМИДА Проведем плоскость через прямую AR и точку Q. В плоскости MAR через точку Q проведем прямую q' параллельную AR . q'∩MC=L. q'∩AC=S. S є ABC, P є ABC, SP ∩ AB=K. QKPL- искомое сечение. Построить сечение пирамиды плоскостью α , проходящей через прямую PQ параллельно AR; P є BC, Q є MA, R є MAC.

Слайд 23

Метод деления n- угольной призмы(пирамиды) на треугольные призмы(пирамиды). Метод дополнения n- угольной призмы(пирамиды) до треугольной призмы (пирамиды). Метод параллельных прямых. Метод параллельного переноса секущей плоскости. Какие еще существуют методы построения сечений многогранников?

Слайд 24

Самостоятельная работа. (с последующей проверкой) M N P M N P M N P M N P M N P M N P

Слайд 25

P N M N P M N P M Решения варианта 1. Решения варианта 2. M N P M N P M N P

Слайд 26

Заключение Наиболее эффективными методами построения сечений многогранников являются следующие три метода: - следов; - метод внутреннего проектирования; - комбинированный метод

Слайд 27

Литература и интернет-источники 1.Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский, «Задачи по геометрии для 7-11 классов. Библиотека учителя математики», Москва, «Просвещение», 2009. 2.Е.С. Кочеткова, Е.С. Кочетков, «Алгебра и элементарные функции часть 2», учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы под редакцией доктора физико-математических наук О.Н.Головина, Москва, «Просвещение», 2013. 3.И.Ф. Шарыгин, «Факультативный курс по математике. Решение задач», учебное пособие для 10-11 классов средней школы, Москва, «Просвещение», 2009. 4.Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, «Геометрия» учебник для 10-11 классов средней школы, Москва, «Просвещение», 2015. 5.Газета «Математика» приложение к журналу «Математика в школе». 6.https://foxford.ru/wiki/matematika/secheniya-mnogogrannikov



Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бутурлинский сельскохозяйственный техникум»

«Утверждаю»

 Директор ГБ ПОУ БСХТ

_____________О.В.Лепашова

 приказ № __ от ____________ 2020г.

Программа

«Наставничество»

Срок реализации:2020-2023гг.

р.п.Бутурлино,

2020

Паспорт программы

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Основные термины

4

2.

Модель наставничества

4

3.

Миссия наставничества

4

4.

Цели и задачи наставничества

5

5.

Ожидаемые результаты

5

6.

Сроки реализации Программы

5

7.

Содержание программы

5

8.

Условия эффективного наставничества

6

9.

Основные формы и методы индивидуальной работы наставника

6

Приложение 1. Индивидуальный план наставничества

7

1.Пояснительная записка

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу.

В период изменений в обществе в системе профессионального образования важно найти механизмы адаптации и профессиональной подготовки, обеспечивающие результативность вхождения нового работника в профессию.

Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, овладения инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, обучающимся.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями: неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с обучающимися  и коллегами, проблемы с дисциплиной и т.д.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с обучающимися, заинтересовать их своим предметом.

 Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с обучающимися, коллегами и администрацией учреждения. Поэтому начинающим педагогам легче начинать свою педагогическую деятельность, когда старшее поколение преподавателей (наставник) делится  своим опытом работы. Для молодого работника наставник выступает в разных ролях: советчик, учитель, профессионал, друг, партнер.

 Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Наставническую деятельность в образовательной среде регламентируют:

- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);

 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Национальный проект «Образование»

  1. Основные термины        

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 

Молодой педагог – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 

Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию программы наставничества.

 Модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательной организации..

Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, чтобы установить доверительные отношения между наставником и молодым педагогом.

Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

2. Модель наставничества: Вид наставничества-тьюторство в индивидуальной форме, т.к. это деятельность по сопровождению молодого педагогического работника (преподавателя или мастера производственного обучения, направлена на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором.

3. Миссия наставничества: Наставничество как процесс формирования личности молодого специалиста.

4. Цели и задачи наставничества.

Цель: формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого педагога

Задачи:

  1. помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
  2. включить педагогических работников в деятельность по самообразованию и исследовательскую деятельность;
  3. предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий и поиск возможных путей их преодоления;
  4. оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
  5. стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.

5. Ожидаемые результаты:

  • адаптация начинающих педагогов в техникуме
  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

6. Сроки реализации программы: 2020-2023 гг.

  1. Содержание Программы

1.Психологические основы адаптации в системе образования

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.


Планируемые результаты:

Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения педагога в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с обучающимися и их родителями.

2.Организация учебно-воспитательного процесса

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодыми педагогами  действующих государственных программ по предметам, посещение занятий, проводимых преподавателями первой и высшей категории, с их последующим анализом. 

Планируемые результаты:

Активное включение молодых педагогов в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в исследовательскую деятельность, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

3. Документация в работе педагога

На эту проблему необходимо обратить пристальное внимание, привлекая к работе руководителей цикловых комиссий, с целью создания условий для нормативной деятельности молодых педагогов.


Планируемые результаты:

Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.

4.Методическое сопровождение молодого педагога

Важно научить начинающих педагогов правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса. 


Планируемые результаты:

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.

5.Организация воспитательной работы в группе

Большинство молодых педагогов не умеют организовывать воспитательную работу. Многие воспитанники -чуть младше самих педагогов, поэтому этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание. 

  1. Условия эффективного наставничества.
  • обеспечить нормативно-правовое оформление наставнической программы;
  •  информировать коллектив и обучающихся о подготовке программы, собрать предварительные запросы педагогических работников ;
  • сформировать команду и выбрать куратора, отвечающих за реализацию программы;
  • определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
  •  создать дорожную карту реализации наставничества, определить необходимые ресурсы, внутренние и внешние;

  1. Основные формы и методы индивидуальной работы наставника:

- консультирование (групповое, индивидуальное);

- активные методы (семинары, практикумы, Ярмарка педагогических идей

Приложение 1.

Индивидуальный план наставничества

Тема занятий

Срок

Ответственный

1

2

3

4

Первый год обучения. Тема «Знания и умения педагога – залог творчества и успеха обучающихся»

1.

1. Знакомство с локальными актами техникума

2. Микроисследование «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы»

3. Разработка тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Сентябрь

Зам. директора по УПР, методист

2.

1. Методы изучения личности студента

2. Требования к программе воспитания группы. Методика разработки программы воспитания.

Октябрь

Зам. директора по ВР, методист

3.

1. Требования к анализу урока и деятельности педагога на уроке. Типы и формы уроков

2. Практикум «Самоанализ урока»

3.Обсуждение «Факторы, влияющие на качество преподавания»

Ноябрь

Зам. директора по УПР

методист

Наставник

4.

1. Проблемы мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся

2. Способы организации работы с учебником, учебным текстом

Декабрь

Зам. директора по УПР

методист

Наставник

5.

1. Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний обучающихся.

Февраль

Зам. директора по УПР

методист

Педагог-психолог

6.

1. Круглый стол «Дидактические требования к современному уроку»

2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития»

Апрель

Зам. директора по УПР

методист

Наставник

Второй год обучения. Тема «Самостоятельный творческий поиск»

1.

1. Развитие творческих способностей обучащихся

2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности»

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Наставник

2.

1. Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования

Октябрь

Зам. директора по УВР

Наставник

3.

1. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Наставник

4.

1. Деятельность педагога на учебном занятии с личностно ориентированной направленностью

Декабрь

Зам. директора по УВР

5.

1. Микроисследование «Проблемы молодых педагогов и мастеров п/о»

Февраль

Зам. директора по УВР

6.

1. Коррекционно-развивающая направленность упражнения в системе психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ

Март

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

Третий год обучения. Тема «Выбор индивидуальной педагогической линии»

1.

1. Культура педагогического общения

2. Микроисследование «Выявление тенденций к приоритетному использованию стилей педагогического общения»

Сентябрь

Педагог-психолог

2.

1. Основные качества устного ответа, подлежащие оценке

2. Обсуждение «Отметка и оценка – одно и то же?»

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Наставник

3.

1. Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся

2. Обсуждение «Домашнее задание: как, сколько, когда?»

Декабрь

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Наставник

4.

1.Особенности подготовки и проведения открытого учебного занятия

2. Внеклассная работа по дисциплине, МДК,ПМ

Январь

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Наставник

5.

1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании

2. Консультация «Имидж современного педагога»

Февраль

Педагог-психолог

6.

1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения

2. Обсуждение «Как часто обучающиеся переживают на учебном или практическом занятии чувство успеха?»

 

Март

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

7.

1.Творческий отчет молодых педагогов и мастеров п/о

Апрель

Зам. директора по УВР

Наставник




Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС СПО нового поколения

1. Краткая аннотация работы:

В последние годы значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся в образовательном учреждении, а также изменяется методологическая основа педагогики. Работа будет интересна преподавателям среднего профессионального образования.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2. Основные принципы системно-деятельстного подхода

2.3. Основные технологии.

2.4. Реализация системно-деятельностного подхода на практике

2.5. Заключение

3. Список использованных источников и литературы

2.1. Введение.

В последние годы значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся в образовательном учреждении, а также изменяется методологическая основа педагогики. Работа будет интересна преподавателям среднего профессионального образования.

В нашем техникуме  широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно - деятельности подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором обучающийся является активным субъектом педагогического процесса.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у обучающегося  интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание обучающегося с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

ФГОС СПО нового поколения ставит перед преподавателями новые задачи:

  - Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

- Развитие у обучающихся способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. Индивидуальный подход к обучающимся.

- Развитие коммуникативных навыков у обучающихся. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение обучающихся в в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход помогает развивать способности обучающихся к самообразованию.

2.2. Основные принципы системно-деятельстного подхода

Системно-деятельностный подход в техникуме будет эффективен  при условии применения методов деятельности; системности; минимакса; психологического комфорта; творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности обучающегося, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности.

Для его реализации преподаватель должен создавать на уроке такие условия, при которых обучающиеся не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, обучающиеся не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы. Принцип системности.

Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности, который определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.

Принцип минимакса.

Для реализации принципа минимакса техникум  должен предоставить обучающемуся максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципы психологического комфорта и творчества. Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда обучающиеся смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию.

Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать обучающимся возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

2.3. Основные технологии

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.

. Это:

  1. 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Проблемное обучение
  • Технология критического мышления
  1. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровая технология
  • Проблемное обучение
  • Технология критического мышления
  1. Педтехнологии развивающего обучения
  • Технология полного усвоения
  • Технология развивающего обучения
  1. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Групповые технологии
  • Педагогика сотрудничества

Все технологии предусматривают активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность.

Строятся они  в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса

Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

2.4. Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Преподаватель должен составлять план урока и проводить урок в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.

Во время первого этапа преподаватель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится обучающийся на уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять обучающийся для получения и усвоения новых знаний. Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.

После этого следует этап, на котором преподаватель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с обучающимися проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.

На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого обучающегося.  На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает обучающимся, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.

Последний этап – рефлексия. В это время преподаватель совместно с обучающимися подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям.

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные. К личностным результатам относится проявление обучающимися способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей. К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одногруппниками и педагогами в процессе обучения. Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях. Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития обучающегося.

Чтобы обучать студентов в соответствии с ФГОС СПО, передо мной, как преподавателем математики, стоят 3 проблемы:

  • как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
  • как в процессе обучения обеспечить формирование ключевых компетенций у студентов, прописанных в рабочей программе по математике, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
  • каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить студентов способами самостоятельного открытия знаний, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы?

Использование системно-деятельностного подхода в обучении математике  как раз и способствует решению данных проблем.

Потому что основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.  Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.  В системно-деятельностном подходе категория "деятельность" занимает одно из ключевых мест.

Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: "Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция". Второй сказал: "Я пойду вправо – недаром считается, что "право" от слова "прав". Третий сказал: "Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу". Четвёртый сказал: "Я пойду вперёд – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое".  Пятый сказал: "Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня". Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись – каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие – нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!  Но  он ошибался.

Все мудрецы поступили мудро и правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы – даже, если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.

Мораль.

Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.

Умей разрешить другим идти собственным путём.

Умей признать Мудрецами всех – каждый путь важен и достоин уважения.

Перед мудрецами стояла проблема «как выйти из леса» и каждый из них решил эту проблему.  Каждый решил ее своим методом. Каждый из них поступил правильно. Деятельность привела их к решению проблемы. 

Системно - деятельностный  подход дает возможность учащимся из присутствующего и пассивно исполняющего указания   преподавателя становится главным деятелем.

Очень часто в математике задачи имеют не одно, а несколько решений. И когда человек решает проблему  или задачу не одним способом, то он имеет возможность выбрать наиболее эффективный метод решения путем анализа и сравнения. Предлагая один способ решения задачи на уроке, если есть такая возможность, я ставлю перед студентами проблему найти другой способ решения. Иногда они и сами спрашивают, а можно это решить по другому,  другим способом.  Например.  При решении задач на процентную концентрацию растворов в теме « Применение математических методов» студентка  спрашивает у меня: «А можно я решу эту задачу как мы на ПМ решали?»  Да конечно можно! И коллективно мы обсуждаем, какой способ решения наилучший. Самое главное побудить к деятельности. Таким образом, формируется умение высказывать свою точку зрения, умение выслушивать  и принимать альтернативное мнение, т. е. формируются коммуникативные навыки.                               

Чтобы быстро включить группу в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу на уроке, можно использовать активный метод «Шаг навстречу».  Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи,  создание учебной проблемной ситуации. Я часто использую интересные  факты из жизни ученых – математиков,  сведения из истории математики. Вы заметили, что я применила этот метод и в своем докладе?  Главное «захватить» внимание учащихся, активизировать мозговую деятельность.

ФГОС нацеливает нас, преподавателей, на формирование у обучающихся опыта и умений самостоятельной деятельности. А к самостоятельной деятельности их надо подготовить, т.е. дать знания о способах самостоятельной деятельности. В организации  урока, направленного на формирование активной самостоятельной познавательной деятельности, успешно применяются интерактивные методы обучения:   творческие задания, . работа в малых группах, обучающие игры ( ролевые, деловые, образовательные). . Использование общественных ресурсов. Приглашение специалиста. Экскурсии. Здесь и социальные проекты, соревнования, выставки, спектакли, представления и т.д., различного рода разминки. Интерактивная лекция, ученик в роли педагога, работа с наглядными пособиями.  Расскажу о некоторых методах, которые я применяю на уроках.

Можно организовать работу в паре «Ученик-педагог», в которую включены сильный и слабый,  или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока, будет  учителем,  помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их. Остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары.

Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенным в хорошем качестве такой помощи. Такая работа полезна обоим учащимся:  тому, кто учит, важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения задач, основами теории, и в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития,  узнать новое. Такая  работа в паре способствует развитию речи обоих учащихся,  закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование навыков работе в команде.

Обычно только единицы учащихся 1 курса участвуют в интерактивной лекции или беседе. Большинство, даже если у них и есть ответ на вопрос, заданный лектором, боятся высказать свой ответ, свое мнение.

Проведение уроков-исследований, уроков на основе групповой технологии обучения, уроков тренингов поможет учащимся получить навыки самостоятельной деятельности и в дальнейшем они смогут добывать знания самостоятельно из разных источников. На  уроках математики  я учу их работе текстом. Вырабатываю умение учащихся использовать  учебник для организации работы по решению упражнений, задач с максимальной пользой и в соответствии со своими на данный момент приемам самостоятельной деятельности, формирую умения самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой. Это умения извлекать из источника - параграфа. пункта, текста- наиболее значимую информацию, выделять главное, умение рассматривать рисунки, чертежи и извлекать из них информацию, умение кратко оформлять материал изученный  по учебнику в виде таблиц и схем,  умение работать с графиками, составление тезисного плана текста параграфа. Учу проводить анализ прочитанного текста, составлять  вопросы к нему или наоборот, отвечать на вопросы, пользуясь знаниями.                                                        

При обучении математике  используются  различные виды самостоятельных работ. Например, при изучении темы «Теория вероятностей», « Решение комбинаторных задач» даю задание самостоятельно составить 5-10 задач на профессиональную тематику. При изучении темы « Свойства функций» предлагаю задания на описание свойств функции по изображенному на карточке графику.

Самое главное при системно – деятельностном подходе мотивировать обучающихся к самостоятельному добыванию знаний. Некоторые учащиеся. считают, что математика им не нужна. Особенно это те, кто поступил на базе 11 классов. Какая математика, если они уже получили среднее образование!  Поэтому на примерах из жизни, из профессии я объясняю, как велика роль математического образования. Ведь именно математика развивает логическое мышление. Если учащийся умеет выделять главное, сравнивать, обобщать и делать выводы в математике, то он сможет абстрагироваться и   создать математическую модель в физике, химии и любой другой науке. Образование, полученное в техникуме для кого- то будет лишь ступенькой к дальнейшему образованию. Поэтому математическое образование должно составлять неотъемлемую часть культурного багажа любого современного человека.                               Целью изучения математики является также  повышение общего кругозора, культуры мышления, формирование научного мировоззрения. Особенно тесно математика связана с все более нарастающим прогрессом и всеобщей компьютеризацией. Это относится к любой профессии. Математика является не только мощным средством решения прикладных задач, но также и универсальным языком науки. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин.

Потому что математика воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности. Вот такие суждения привожу я для мотивирования студентов.

При проведении занятий по математике я стараюсь учитывать  метапредметные связи. Например, обобщающий урок по теме « Первообразная и интеграл» я провожу в виде деловой игры –конференции «Лейбниц и его роль в математике в современном мире». Для сбора материала по этой теме применяю интерактивный метод- работа в малых группах. Каждой малой  группе из 3-5 человек даю задание найти в Интернете сведения, одной группе  из биографии ученого Лейбница, другой о его научных работах, третьей об исторической обстановке в Германии того времени, четвертой найти стихи поэтов  о Лейбнице. Предлагаю найти задачи из физики и химии, которые решаются с помощью формулы Ньютона – Лейбница. Каждая малая группа делегирует на конференцию своего представителя. В результате на конференции выступают биограф, специалист по научной деятельности Лейбница, историк, литератор, физик, химик, менеджер  банка. Они выступают с сообщениями, которые подготовила их малая группа. Обычно, студенты обрабатывают большой информационный материал, обогащая себя знаниями. Литераторы узнают. Что поэт « серебряного века « В. Брюсов увлекался математикой и написал стихотворение к портрету Лейбница. Историки повторяют сведения  о том, что собой представляли  Германия и Россия эпохи Петра 1. Как Петр 1, отправившись с «Великим посольством» в Европу обучался не только корабельному мастерству, а попутно нанимал на службу к себе великих ученых, в том числе и Лейбница, который дал ему много полезных советов. Физики и химики получают возможность узнать о другом методе решения задач, нежели на уроках физики и химии,  о формуле для нахождения сложных банковских процентов.  Целью данного урока является выработка умения собирать информацию, выделять главное, умение  представлять полученную информацию. Студенты учатся выступать публично, а это умение необходимо им при защите курсовой и дипломной работы. Такой урок, охватывающий большой материал из разных наук способствует формированию у студентов целостной картины  мира. А это одна из задач естественно – научных дисциплин.                                                       

Даю возможность проявлять творческие способности, предлагая составить викторину, кроссворд на заданную тему. Работая над проектами «Многогранники», « Нет сигарете», студенты изучали дополнительную литературу, отбирали нужную информацию, оформляли презентации, защищали их. В процессе работы малыми группами общались между собой  с помощью электронной почты, развивали коммуникативные навыки, учились выслушивать мнения друг друга, находить компромиссное решение, вырабатывали умение работать в команде. Некоторые студенты создают хорошие тематические презентации, которые я использую при проведении уроков как электронное пособие. Так как программа по математике очень плотная, некоторые темы даю для самостоятельного изучения. Учащиеся пишут рефераты по теме, которые я также использую как раздаточный материал на уроке. Они видят, что их труд приносит пользу другим. Это хороший мотив для самостоятельной деятельности.

В отправную точку системно - деятельностного подхода можно положить слова китайского мыслителя Конфуция «Что слышу - забываю; что вижу - помню; что делаю – понимаю». Потому что только четвертая часть услышанного остается в памяти человека, а увиденного -третья часть, услышанного и увиденного  одновременно- половина. А если учащийся вовлечен ко всему прочему в активные действия в процессе обучения, то в его памяти остается три четверти материала. Поэтому системно-деятельностный подход в обучении очень продуктивен.

Большое значение в системно-деятельностном подходе имеет рефлексия. Я предлагаю студентам в конце урока ответить себе: что узнал нового, что было трудно и т д, над чем нужно еще поработать. Если они привыкнут к рефлексии, то уже не будут терять время, отвлекаясь на посторонние дела, разговоры с соседом,  а будут стараться работать продуктивно.

   2.5.      Заключение. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что с помощью методов системно-деятельностного подхода осуществляется переход от простой передачи знаний от преподавателя к развитию способности учащихся самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации, работать с различными источниками, информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение.  А научить студентов  самостоятельно учиться и является главной задачей современного урока.

           Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании велико. Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие обучающихся, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения обучающиеся не только усваивают основную образовательную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. В процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

3. Список использованных источников и литературы

  1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
  3. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу¬чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
  4. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
  5. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.