Для педагогов

Автоматизация звуков у детей с дизартрией.
        У детей с диагнозом дизартрия процесс автоматизации поставленных звуков очень длителен во времени.    Поставленный звук также проходит все этапы автоматизации как при дислалии только у детей с дизартрией часто наблюдается распад сложившихся умений. Например , ребенок научился четко произносить звук в слогах и начался этап автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Ребенок приходит на занятие и у него наблюдается смазанный звук. А это значит, что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука. Поэтому на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков на ранних этапах (до этапа автоматизации звука в свободной речи)  следует поводить упражнения по проговариванию звука в слогах, словах, чистоговорках на каждом занятии.  Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного  звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой ситуации на помощь к логопеду приходят разнообразные логопедические игры. Творческий подход и знание особенностей каждого ребенка позволяет организовать процесс автоматизации звука как интересное занимательное взаимодействие между участниками коррекционного процесса.
 
Упражнения и игры позволяющие разнообразить процесс автоматизации звука в слогах.
 
Дидактическая игра «Соберем палочки»
Ребенку предлагается разобрать счетные палочки по цветам, а затем на каждую палочку (чтобы ее убрать в коробку) проговаривать определенный слог.
Например, сколько зеленых палочек, столько раз скажешь-СА, сколько синих, столько раз скажешь- СО и т.д.
 
Дидактическая игра «Построим заборчик»
Логопед сообщает ребенку о том, что у дедушки с бабушкой нужна помощь. У них сломался забор и пес Тишка все время убегает и может потеряться. Как можно помочь дедушке и бабушке ? Затем дается инструкция ребенку: мы будем строить забор из счетных палочек двух цветов. На один цвет проговариваем- СО, на другой-СУ.
 
Дидактическая игра «Рельсы для поезда»
Логопед сообщает ребенку о том, что поезд с подарками  для человечков из Солнечного города  не может доехать до станции, так как сломаны рельсы. Как можно помочь жителям Солнечного города получить подарки к празднику? Затем дается инструкция ребенку: мы будем строить шпалы и проговаривать слог-…, мы будем строить рельсы и проговаривать слог-… .
 
Дидактическая игра «Гусеница-перевертыш»
На шнурок одеты бусины (10 штук), концы шнурка закреплены между крышками от пластиковых бутылок. Ребенок передвигает бусину с одной стороны на другую и  проговаривает заданный  слог. Затем гусеница переворачивается и проговаривается другой слог.
 
Дидактическое упражнение «Разберем фигурки»
«Чудесная коробочка»
Логопед предлагает ребенку разобрать геометрические фигуры или другие предметы по цвету или форме, или величине. 
Например:
Красный цвет собирай, четко- ША повторяй.
Все круги собирай, четко- РЫ повторяй.
Пуговицы собирай, четко-ЦА повторяй.
Бусины собирай, четко- АЦ повторяй. И т.д.
 
Дидактическое упражнение «Раз, два, три значок найди»
Перед ребенком листок с изображением множества контурных значков 3-5 видов. Логопед предлагает найти по очереди все значки каждого вида. При организации такого вида упражнений можно использовать зашумленные картинки, зеркальные изображения значков, цифры.
Например:
Флажок нашел, сказал- ОЛ.
Звезду нашла, сказала- ЛА.
Дидактическое упражнение «Гномики дразнятся»
Перед ребенком фигурки с гномиками у которых на лицах изображены разные эмоции. Веселый гномик говорит весело - АША-ША-ША, грустный АШО-ШО-ШО, сердитый- АШУ-ШУ-ШУ, обиженный- АШИ-ШИ-ШИ. Ребенок повторяет за гномиками слоги с разной интонацией.
Второй вариант игры: 
Перед ребенком игрушка веселый гномик, который предлагает поиграть в «Повторюшки». В ходе такого упражнения произносится по несколько слогов разных видов за один раз. Можно также использовать разную интонацию.
Весело- ША-ШО-ШУ, грустно- ШИ-ША-ШО и т.д.
 
Дидактическое упражнение «Слоговые кубики»
Перед ребенком два кубика: один со сторонами, к которым  прикреплены слоги, другой с цифрами или точкам. Ребенок одновременно кидает два кубика. Затем проговаривает выпавший слог столько раз, сколько точек выпало на числовом кубике.
     Например: 
На слоговом кубике выпал слог- ША, а на цифровом- цифра- 4.
Ребенок должен повторить слог ША четыре раза.
 
Упражнения и игры для автоматизации звука в словах, словосочетаниях, предложениях.
 
Дидактическое упражнение «Умелые ручки»
Ребенку предлагается схема для конструирования из счетных палочек или спичек (с отрезанными головками). Дети старшего возраста конструируют предмет рядом со схемой, а малыши способом наложения на схему. Логопед называет слова, словосочетания или предложения с отрабатываемым звуком, ребенок- повторяет. За правильно сказанное слово ребенок получает счетную палочку. Множество подобранных схем- картинок по разным лексическим темам позволяет многократно использовать это упражнение. Также можно предложить ребенку построить что-то по своему замыслу.
 
Дидактическое упражнение «Чудесные картинки»
Ребенку дается картинка с изображением предмета из разных геометрических фигур. Логопед предлагает построить такой же предмет из геометрических фигур. Фигурку ребенок получает за правильно сказанное слово, словосочетание или предложение с отрабатываемым звуком.
 
Дидактическое упражнение «Картинки из мозаики»
Ребенок строит картинку из мозаики по собственному замыслу. Каждую штучку мозаики получает за правильно сказанное слово, предложение или чистоговорку- рифмовку.
 
Дидактическое упражнение «Слева-справа»
Ребенок выкладывает картинки в один ряд и проговаривает слова с отрабатываемым звуком. Затем логопед задает вопросы: 
Что находится слева от определенной картинки, справа? А ребенок проговаривает фразу: 
Слева от Самолета – Самокат, куСт и Сундук. И т.д.
После игры взрослый собирает картинки. Ребенок должен вспомнить и назвать картинки с которыми играли.
 
Дидактическая игра «Бывает- не бывает»
Ребенок самостоятельно раскладывает картинки и называет каждую, четко проговаривая отрабатываемый звук.
Ребенок выбирает две картинки и придумывает с ними предложение о том, что бывает на самом деле. Затем выбирает две картинки и придумывает предложение о том, чего не бывает.
     Например:
СОБАКА и КУСТ
Собака сидит под кустом.
Собака съела куст.  Куст догоняет собаку.
 
Дидактическое упражнение «Внутри- снаружи»
Ребенок из шнурка или других материалов делает какую-либо фигуру (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Логопед дает установку: Внутри круга будут лежать картинки (предметы) с твердым звуком [р], а снаружи картинки с мягким звуком [р׳]. 
Ребенок проговаривает фразу целиком каждый раз, повторяя все предыдущие картинки.
Внутри круга лежит барабан. 
Внутри круга лежат барабан и краски.
Внутри круга лежат барабан, краски и шарф. И т.д.
 
Дидактическая игра «Назови картинку»
Ребенок самостоятельно раскладывает картинки в несколько рядов одну под другой и называет каждое слова, четко проговаривая отрабатываемый звук. Затем логопед задает вопросы, ребенок отвечает. На этапе автоматизации звука в словах, ребенок отвечает на вопрос одним словом. На этапе автоматизации звука в речи, ребенок проговаривает ответ полным предложением.   Например: Что находится справа от Шапки? 
Справа от Шапки- Штаны, ШаШки и Шуба.
Что находится между камышом и шляпой?
Что находится над шляпой?
Что находится под машиной? И т.д.
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Использование элементов ТРИЗ

в развитии речи детей»

                 

         С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями и проблемами в развитии (по данным медико-социальных исследований Т.В Ахутиной, Е.А Бочаровой, Н.К Корсаковой, Б.Р Яременко и др.). Все чаще встречаются дети с различными ортопедическими диагнозами. У данной категории детей наблюдается не только проблема со здоровьем, но и различная речевая патология.

        ФГОС задают современный взгляд на проблему речевого воспитания, выделяя задачи развития произносительной стороны речи, словаря, грамматического строя, диалогической и монологической форм речи, как основы коммуникативной компетентности дошкольников.  Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. А целостное, системное восприятие окружающего мира необходимо человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем.  Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем.

         Актуальность выбранной темы  определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

        Дети с ортопедическими нарушениями отличаются повышенной утомляемостью, пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием.

         Большое значение для развития речи имеет психо-физическое здоровье ребенка- состояние его высшей нервной деятельности, высших психологических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.  У части детей отмечается сильное снижение активности, отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими, эмоционально-волевые расстройства, имеются и определенные нарушения внимания: низкая активность, инертность, трудность в привлечении к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость, двигательная заторможенность или наоборот суетливость.

         Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен, снижается мотивация и общая активность на занятии.

         Методика «Картинка без запинки» И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс разработана с использованием элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в 1995 году. Она предполагает пошаговое рассмотрение сюжетной картины опираясь на все ранее приобретенные знания детей об окружающем мире.

        Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

 

         В процессе обучения детей составлению рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ решаются следующие задачи:

1. Формирование алгоритма мыслительных операций, необходимых для составления рассказа по картине:

а) определение состав картины (детализированное рассматривание  картины);

б) установление логических взаимосвязей между выделенными объектами;

в) распределение установленных связей во времени.

2. Обучение  детей переносу данного алгоритма на новый материал.

3. Обучение детей способам создания нескольких вариантов рассказа по одной картине.

 

Работа по картине состоит из ряда игр, плавно перетекающих одна в другую.

 

 

 Формирование алгоритма мыслительных операций, необходимых для составления рассказа по картине:

Определение состава картины.

Цель: научить детей выделять и называть объекты, изображенные на картине.

       Развернутость повествования и количество вариантов рассказов зависит от степени детализации изображения. 

Игровые приемы: «Подзорная труба», «Фотографы», «Снимаем кино», «Подводная лодка».

 Логопед просит детей посмотреть в подзорную трубу, сделанную из бумаги или из рук и назвать самые крупные, а затем и остальные  живые и неживые объекты.

Все предметы, которые перечисляют дети, логопед выставляет или зарисовывает на доске.

Эти игры, эмоции и живой интерес педагога активизируют внимание детей, повышают интерес к занятию.

По окончании определения состава картины логопед подводит  итог, быстро перечисляя,  все названное, начиная с главного.

Установление взаимосвязей между объектами

 Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Игровой прием: невидимый персонаж-волшебник «Объединяй», игры «Объединялки», «Придумай предложение», «Знатоки», «Фантазеры».

В начале обучения логопед сам объединяет предметы, а дети объясняют, почему волшебник объединил те или иные предметы и в процессе рассуждений находят смысловые звенья, устанавливают логические цепочки. Позже последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.

Логопед должен проявлять терпимость к самым неожиданным объяснениям ребенка, принимаются любые варианты ответов, даже самые нелепые.

В процессе обсуждения определяются множество событий, которые в дальнейшем необходимо выстроить в определенную систему, установить между ними последовательность.

Преобразование объектов во времени.

Цель: Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем картину, и некоторые события, поступки персонажей становятся понятными для детей, а рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья.

 Игровой прием: «Машина времени»

На волшебной машине времени дети отправляются в прошлое, затем в будущее и предполагают, что было раньше, что произойдет потом с отдельными объектами картины в результате их взаимодействия. В зависимости от подготовленности детей временные отрезки могут увеличиваться.

        Также положительно влияет на понимание сюжета, целостное восприятие ситуации и окружающей действительности использование приема «Вхождения в картину».

Педагог читает стихотворение:

Волшебный мир нарисовал художник,

В него попробуй заглянуть,

Закрыть глаза и тихо-тихо

В картины мир шагнуть.

Затем дети вместе с педагогом закрывают глаза и говорят волшебные слова: «Раз, два, три – картина нас в себя впусти».

Педагог задает вопросы, а дети отвечают:

Что вы слышите? Что вы чувствуете?

       Перед составлением рассказов логопед обращает внимание на структуру будущего монолога: «Сначала расскажи о том, с чего все началось, затем, что происходит сейчас, а потом, чем все закончится».

       После проведенной работы у детей возникает огромное желание поделиться своими чувствами, мыслями. Дети охотно составляют рассказы по сюжетным картинам, серии сюжетных картин, используя свое воображение.

 

 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Подготовила учитель-логопед

 МДОУ «Детский сад №97»

Носкова Е.Е.

Первая квалификационная категория

Ярославль, 2021г.

Консультация для воспитателей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Обучение дошкольников грамоте предполагает последовательное, поэтапное обучение детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Работе по обучению детей дошкольного возраста предшествует подготовительный этап. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его значением, словообразованием.

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

звуки и буквы русского языка

На первом этапе детей знакомят с единицей речи – словом. Здесь дети должны усвоить, что слова могут звучат по-разному и похоже, их можно разделить на слоги и сосчитать количество, определить их последовательность. Также на данном этапе работы детей можно познакомить с моделированием: слово – это прямоугольник, кирпичики в прямоугольнике – это слоги. Детей учат играть со словами: образовывать новые по образцу, подбирать слова к заданному слову, согласовывать между собой.

На этом же этапе детей знакомят со звуками речи: гласные, согласные, твердые согласные и мягкие согласные, звонкие согласные и глухие согласные.  Детей учат слышать звуки на фоне слова и различать между собой. Проводятся упражнения на интонационное выделение звука в слове, изолированное произношение звука, выделение первого звука в слове. Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуры.

На следующем и основном этапе работы по обучению дошкольников грамоте проводят занятия на выполнение звуко-буквенного анализа и формирование первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети научатся проводить фонетический разбор слов, т.е. определять количество звуков в слове с их характеристикой, определять количество слогов, соотносить количество звуков и букв в слове.

Перед педагогом ставятся следующие задачи:

- познакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»;

- учить детей проводить звуковой анализ слов, определять наличие и место звука в слове;

- учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

- знакомить детей с графическим изображением буквы;

- обучать чтению слогов и слов разной слоговой структуры, предложений;

- развивать и укреплять мелкие мышцы рук, учить печатать буквы.

В разных программах обучения дошкольников грамоте существует свой порядок знакомства с буквами, но всегда работа начинается со знакомства с гласными первого ряда, простыми согласными и их цветовым обозначением. Гласные обозначаются красным цветом, согласные твердые – синим, а согласные мягкие - зеленым. Важно научить ребенка различать понятия «звук» и «буква».  Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука или его «домик».

Сразу же при знакомстве с буквами идет формирование навыка чтения слога.

Далее детей знакомят с группой гласных второго ряда – это буквы И, Е, Ё, Ю, Я и дается такое понятие: согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И. Потом дети узнают о звонких и глухих согласных. Детям говорим так: согласные, которые произносятся с выключением голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих, за это они и получили свое название «звонкие». Далее происходит знакомство со смягчающей функцией мягкого знака и разделительной функций твердого знака.

Структура занятия по обучению дошкольников грамоте.

В основном все занятия по знакомству с буквами имеют одну структуру:

- знакомство детей со звуком, опытным путем определение его характеристики, уточнение артикуляции;

- игры и упражнения со звуком;

- знакомство со зрительным образом буквы, из каких элементов состоит;

- игры и упражнения на закрепление зрительного образа буквы;

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b3a/0001b8e9-5bd0b8e8/img5.jpg- чтение слогов, слов;

- печатание буквы.

Игры и упражнения со звуками

«Расскажи о звуке»

«Придумай слово»

«Отгадай первый (последний) звук в слове»

«Зажги фонарик»

«Запусти ракету»

«Камень – перышко»

Игры и упражнения на закрепление зрительного образа буквы

«Украсим букву»

«Буквенный конструктор»

«Допиши букву»

«Зачеркни неправильную букву»

«Волшебник»

Для повышения интереса, улучшения качества знаний и умений детей в занятие следует включать стихи о буквах, основных правилах, рифмовки, скороговорки, использовать предметные и сюжетные картинки. Положительный эффект принесет использование загадок, смешных стихов, мини сказок.

Стихи и памятки для запоминания основных понятий

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f69/0010b138-46cc6986/img7.jpgЧто такое звук? Скажи! 
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь,
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.

Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать,
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.


А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

http://festival.1september.ru/articles/525290/img10.gif

Овладение ребенком звуковым анализом слова происходит постепенно. Сначала используются простые односложные и двусложные слова без стечения согласных звуков. При разборе слова, определяя характеристику очередного звука, необходимо проговаривать все слово целиком, выделяя звук. Звуки обозначаются цветовыми символами. Также определяется количество слогов и ударный гласный. После звукового разбора детям задаются вопросы на уточнение понимания последовательности и характеристики звуков слова. При звуко-буквенном разборе слово также записывается с помощью букв и идет сравнение количества букв и звуков.

Владение ребенком навыком слогового чтения, умение выполнять звуковой разбор слова, оперировать со словами и буквами является показателем готовности к школьному обучению.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Речь как средство общения

Подготовила учитель – логопед

МДОУ «Детский сад №97»

Носкова Е.Е.

Речь как средство общения.

Правильная, выразительная речь – это портрет человека.

Что же такое «Речь»?

Речь

— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

  • Устную речь (говорение и слушание);
  • Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание  посвящено развитию устной речи детей младшего дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят все звуки речи, строят предложения, могут рассказать знакомую сказку, а другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, не могут выразить свои мысли. Таких детей большинство.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит ( пример, Мауги). Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, взрослыми.

Поэтому, развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

Вся речевая система представлена следующими компонентами: звуковая сторона речи, фонематический слух, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Отставание или нарушение развития хотя бы одного из компонентов речевой системы влияет на формирование других сторон и речи в целом.

Звукопроизношение.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л]  («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Задачи для детей 3-4 лет:

Практика:

Упражнения для губ и щек
1. Похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка, слоник).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
3. Заборчик. ( Лягушка)
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

Упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Блинчик.

Шлепаем язычок губами и произносим пя-пя-пя, затем открываем рот и удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе. 
3. Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
4. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
5. Лошадка.

Рот открыт, губы в улыбке, щелкаем язычком.

6.Качели.

Качаем язычок вверх-вниз.

Упражнения для развития речевого выдоха

«Снежинки летят»

«Ветерок»

«Лодочка плывет»

Фонематический слух

Умение слышать и различать звуки речи.

В младшем дошкольном возрасте работа по формированию фонематического восприятию направлена на развитие у детей умения, прежде всего,  различать неречевые звуки.

Игры «Чем звенели?», «Чей голос?», «Повтори за мной».

Вместе с работой над фонематическим восприятием осуществляется работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью.

Игры «Кто как говорит?» (Говорить голосом мышки, медведя, волка); Расскажи стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)

Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами), нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка).

Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

  • Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов: у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шероховатая).
  • Обогатить словарь названиями  частей суток, времен года, домашних и диких животных и их детенышей, птиц, рыб , овощей и фруктов и т.д.

 

Практическое задание

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., обобщающие понятия,учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.

Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

«Подскажи словечко»

Цель: Расширять словарь признаков и действий, развивать умение подбирать слова к заданному слову.

Оборудование: предметные картинки.

Предложите ребенку выбрать картинку и ответить на вопрос. Например, какая кошка? (серая, пушистая, красивая, усатая…), Что делает? (спит, мурлычет, мяукает, лакает молоко, ловит мышей, царапается…).

Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Наша задача:

  • совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

  • научить употреблять существительные с предлогами.
  • научить детей употреблять в речи существительные и глаголы в форме единственного и множественного числа.
  • Употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дидактические игры и упражнения:

«Поможем гномикам»

Цель: Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными по родам.

Оборудование: Гномики (красный, желтый, зеленый), предметные картинки соответствующих цветов.

Гномики перепутали свои вещи, помоги им навести порядок. Какой предмет называй и гномику отдавай.

Желтая рубашка, зеленый мяч, красное ведро.

 «Прятки»

Цель: Развитие умения употреблять в речи простые предлоги (в, на, за, под, над, у).

Зайчик ( под столом, над столом, на столе )

Ворона (над крышей, на крыши)

Мячик (под столом)

Поросенок (в коробке).

 «Кто у кого?»

Цель: Развитие умения образовывать существительные, обозначающие названия детенышей животных.

Кто у утки?(утенок), а если их много (утята).И т.д.

 

«Назови ласково» или «Малютки»

Цель: развитие умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Связная речь.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Все компоненты речевой системы являются  базой для формирования связной речи у  детей.

В младшем дошкольном возрасте в основном преобладает диалогическая речь. Ребенок 3 лет активно вступает в диалог, задает вопросы, и сам способен давать ответы и высказывать свое мнение. К 4 годам он уже начинает осваивать монологическую речь, может описать предмет и рассказать о каком-то событии, пересказать сказку или небольшой рассказ, прочитать стихотворение.

Упражнения для развития связной речи: 

Телефон.

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

«Объяснялки»

Объясни, что это такое? (Листопад, метель, друзья, машина)

«Что лишнее»

Найди предмет, который не подходит к остальным и объясни почему.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?

Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.

Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение, речевые навыки.

Всегда помните, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного. Говорите с ребёнком медленно, четко, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот.

 Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

 Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.

Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен своей индивидуальностью.

http://sam-ayan.tuvasadik.ru/files/2014/09/0.jpg

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ и щек
1. Похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка, слоник).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
3. Заборчик. ( Лягушка)
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

Упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Блинчик.

Шлепаем язычок губами и произносим пя-пя-пя, затем открываем рот и удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе. 
3. Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
4. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
5. Лошадка.

Рот открыт, губы в улыбке, щелкаем язычком.

6.Качели.

Качаем язычок вверх-вниз.

Упражнения для развития речевого выдоха

«Снежинки летят»

«Ветерок»

«Лодочка плывет»

Упражнения для развития фонематического слуха  «Чем звенели?»

«Чей голос?»

«Повтори за мной».

 Упражнения для развития интонационной выразительности речи

«Кто как говорит?» (Говорить голосом мышки, медведя, волка)

Расскажи стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)

     

Артикуляционная гимнастика для малышей                    http://amurskdetsad52.ucoz.ru/2017/march/kart.png



Предварительный просмотр:

Развитие связной речи с помощью кругов Луллия

Развитие связной речи детей с речевой патологией – это долгий процесс, требующий целенаправленного систематического воздействия педагога. Дети с трудностями формирования фразы также неуверенно чувствуют себя при составлении даже небольших рассказов. У них отмечается снижение речевой активности и отсутствие интереса к подобным занятиям. Одним из способов повышения речевой, творческой активности ребенка – логопата является использование кругов Луллия. При использовании этого пособия у ребенка есть право выбора действующих лиц будущего рассказа, временного отрезка или места. Раскручивая круги, ребенок становится заинтересованным в том, что выпадет, в какие условия попадет главный герой. Круги Луллия – это универсальное педагогическое средство позволяющее воздействовать на речь ребенка, способное формировать фонетическую систему языка, лексико-грамматический строй речи, развивать связную речь. Данное пособие можно использовать как на индивидуальном, так и на групповом занятии.

Составление творческого рассказа на основе выпавших картинок происходит по определенному плану, с которым педагог знакомит детей. Это своего рода шаблон для составления рассказов.

C:\Users\ZALMAN\Desktop\Луллия фото\IMG_20210116_235449.jpgНапример, на кругах выпали картинки: Снегурочка, машина, мышонок. Взрослый задает уточняющие вопросы, тем самым направляет ребенка.

Снегурочка была какая?

Куда, зачем она отправилась на машине?

Что произошло в пути?

Как мышка помогла Снегурочке?

Чем все закончилось?

C:\Users\ZALMAN\Desktop\Луллия фото\IMG_20210117_000301.jpg

В другом варианте вместо транспортного средства, используются картинки с местом, куда отправился или где находится главный герой. Взрослый также с помощью уточняющих вопросов активизирует словарный запас детей, учит мыслить, рассуждать.

Например, выпали картинки: кот, колесо обозрения, бобр. Взрослый задает вопросы:

Какой был кот? Где он жил?

C:\Users\ZALMAN\Desktop\Луллия фото\IMG_20210116_233825.jpgКак он попал на колесо обозрения?

Что он чувствовал?

Какая неприятность с ним произошла?

Как бобр выручил кота? 

Они стали друзьями?

Для читающих детей можно использовать круги Луллия не с картинками, а со словами.

Составление творческих рассказов, когда все фантазии ребенка принимаются, а не осуждаются, вызывает у детей интерес. Ребенок чувствует себя свободно, понимая, что его речевое творчество будет одобрено. Необычные рассказы вызывают эмоциональный отклик у других детей группы. Взрослый выступает лишь в роли координатора, помощника. Навык составления творческих рассказов дети со временем переносят на рассказы с реальным содержанием. Речь детей становится более насыщенной, грамотной и структурированной.