конспекты занятий

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия НОД

 по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием элементов ТРИЗ

Тема «Истории для журнала «Эти забавные животные»».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Елена Евгеньевна Носкова

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №47»

 

Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы с использованием элементов  ТРИЗ «Истории для журнала «Эти забавные животные»».

Цель: Продолжать учить детей составлять творческие рассказы по серии сюжетных картин.

 

Образовательные:

Продолжать учить детей составлять связный, последовательный  монолог.

Совершенствовать  навыки диалогической речи.

Совершенствовать навыки рассматривания серии картин, формировать целостное представление об изображенном на картинах.

Тренировать  умение составлять распространенные предложения по опорным словам.

Закреплять умение отвечать полным ответом.

Формировать интерес к рассказыванию.

 

Воспитательные:

Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение сопереживать.

Воспитывать  умение внимательно слушать педагога и сверстников.

 

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Расширять, обогащать и активизировать словарь.

Развивать умение подбирать синонимы к заданным словам.

Активизировать желание читать самостоятельно.

Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

 

Здоровьесберегающие: 

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Включить в занятие минутку релаксации.

 

Оборудование и материалы:  серия картин «Варежка» художник Т.А. Сытая, конверт с письмом,  указка,  мольберт,  доска,  карточки со словами, индивидуальные подушечки,  массажный мячик.

 

Ход занятия:

Л: Проходите, ребята,   посмотрите сколько у нас гостей, поздоровайтесь.

Дети здороваются. В это время вбегает в группу дефектолог и передает письмо, которое пришло на вахту.

Л:  Ребята, нам пришло письмо, давайте его прочитаем.

Логопед открывает письмо и читает его детям.

«Дорогие ребята, пишет вам главный редактор журнала «Эти забавные животные». У нас готовится новый выпуск журнала. Наш художник уже нарисовал иллюстрации, а писатель заболел и не может написать интересную историю. Помогите, пожалуйста, пришлите увлекательный рассказ».

Л:  Дети, вы сможете помочь?

Д:  Да!

Л:  Тогда давайте рассматривать иллюстрации.

Логопед вместе с детьми достает картинки из конверта и прикрепляет на мольберт в хаотичном порядке.

Дети стоят полукругом около мольберта.

Л:  Доставайте свои волшебные бинокли. Сейчас мы будем называть предметы на картинках, каждый должен назвать что-то одно. Кого вы видите на картинках?

Д:  Я вижу кошку. Я вижу мышку.

Л:  Как сказать по-другому?

Д:  Я вижу животных. Я вижу домашнее животное.

Л:  Что вы видите на картинках?

Д:  Я вижу снег, сугробы, следы, варежку, дерево, ветки, иней.

Л:  Хорошо. Все объекты названы.

Игра «Скажи по-другому»

Л:  Теперь давайте посмотрим на каждую картину в отдельности.  Что делает кошка на этой картинке?

Д:  Кошка идет по снегу.

Л:  Как сказать по-другому?

Д:  Кошка шагает по сугробам. Кошка гуляет.

Далее детям задаются аналогичные вопросы по другим картинкам.

Словарь: прислушивается, притаилась, насторожилась, испугалась. Подпрыгнула, подскочила, мяукнула, закричала.

Л:  Как вы думаете, почему кошка насторожилась?

Д:  Она услышала, что кто-то шуршит в варежке.

Л:  Да, а как сказать по-другому?

Словарь: шумит, шуршит, шевелится, убегает, удирает, улепетывает, бежит со всех ног.

Л:  А сейчас раз, два, три  мне словечко подскажи.  Кошка какая?

Логопед дает детям массажный мячик, они передают его друг другу и подбирают слова-признаки.

Д:  Кошка серая,  полосатая,  пушистая,  испуганная,  внимательная, усатая, забавная,  тихая,  ловкая, шустрая,  красивая.

Л:  Верно! А сейчас давайте поиграем в игру «Дружные слова» и сегодня нам помогут вот эти карточки.

Дети подходят к столу, на котором лежат карточки для игры.

Игра «Дружные слова»

Дети по одному  читают пары слов  и составляют предложения с этими словами.

Кошка – снег, кошка – варежка, варежка – мышка, кошка – мышка, иней – деревья, девочка – варежка, следы – сугробы, мышка – холод, зима – мороз.

При необходимости логопед помогает детям распространять предложения.

Л:  Замечательные предложения получились.  Я вижу, вы устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

У нашей кошки есть забота –

Ловить мышей ее работа.

Как только мышка зашуршит,

За мышкой кошка побежит.

Острый слух, на лапах когти,

Ловкие прыжки.

Если кошка на охоте,

Мышка не шуми.

Лапой  - цап! Попалась мышка!

Не пущу тебя малышка,

Так и быть, беги домой,

Хозяин у меня не злой.

Далее дети садятся на индивидуальные подушки на ковре.

Л: Ребята, а вы хотели бы оказаться в том самом месте, где кошка заметила мышку?

Д: Да.

Прием вхождения в картину.

Л: Волшебный мир нарисовал художник,

     В него попробуй заглянуть,

     Закрыть глаза и тихо-тихо

     В картинный мир шагнуть.

А сейчас, давайте скажем волшебные слова: 1,2,3 картина нас в себя впусти.

Дети закрывают глаза и проговаривают волшебные слова.

 

Л:  Мы очутились в том самом месте, где кошка заметила варежку. Что вы чувствуете? Какой снег на ощупь?  А варежка? Какой воздух?

Д:  Холодно, снег липкий, холодный , варежка теплая, пушистая, воздух свежий, морозный.

Л: Что вы слышите?

Д: Снег скрипит, мышка пискнула, шорох, ветка хрустнула.

Л: Сколько интересного мы с вами почувствовали. А теперь я сосчитаю до трех и вы откроете глаза.

Логопед считает, дети открывают глаза.

Л:  Дети, давайте подойдем к мольберту. Посмотрите, правильно ли у нас расположены картинки? Какая картинка должна быть первой?

Д:  Первой должна быть та картинка, где кошка идет по снегу.

Л:  Возьмите картинку и прикрепите к доске.

Дети прикрепляют картинки к доске в соответствующей последовательности и садятся полукругом около доски.

Игра «Машина времени»

Л:  Как вы думаете, что кошка делала раньше? Где была? Откуда идет?

Д: Кошка вышла из дома и пошла гулять.

Л:  Как мышка попала в варежку? Что она делала раньше? Что будет делать дальше?

Дети фантазируют.

Л: Вот теперь пришла пора сочинять интересные истории о том как мышка испугала кошку.

Дети составляют рассказы по серии картин.

Л: Молодцы ребята, отличные истории получились. Как вы думаете ваши истории понравятся редактору журнала?  

Д: Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДОУ «Детский сад №47»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по грамоте для детей

старшей группы

на тему «В гостях у гномов»

(знакомство с буквой «Г»)

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Учитель-логопед: Носкова Е.Е.                                                                                                                                                                                                                                                                  Первая квалификационная категория

 

 

Ярославль 2019г.

Конспект НОД по грамоте для детей

старшей группы

на тему «В гостях у гномов»

(знакомство с буквой «Г»)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: познакомить детей со звуками [г], [гь] и буквой Г.

Задачи:

Образовательные.

Формировать умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

Развивать умение слушать товарища, доказывать свою точку зрения. Закрепить понятия гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Формировать навык чтения.

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Коррекционные.

Создать условия для развития фонематического восприятия у детей.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные.

Воспитывать навыки социально-нравственного поведения детей.

Воспитывать отзывчивость и доброе отношение к окружающим.

Формировать навыки вежливости, учтивости, речевого этикета.

Материал и оборудование:

Фигурки гномов, домики гномов, раздаточный материал (камушки, пуговицы, конструктор и др.), посылка, клубок, письмо, карточки со слогами, «фонарики», сундучки, простые карандаши, кружки синего, зеленого и красного цветов для обозначения звуков, схемы слов, карточка с буквой Г, картинки (гранат, глобус, грабли, груша, герань, сапоги, утюги, флаги, грузовик), массажные коврики, картинки с загадками «Найди букву Г», мольберт, магниты.

Предварительная работа:

Игра «Буквенный конструктор», упражнение «Разберем слово на звуки», разучивание физкультминутки.

Программное содержание:

Педагог: Проходите, ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Гости у нас очень доброжелательные и мы можем научить их играть в одну веселую игру. Вставайте в круг!

Игра «Раз, два, три – попробуй повтори»

Педагог: Раз, два, три – попробуй повтори.

Демонстрирует ритмический рисунок с помощью хлопков, а дети повторяют.

Педагог: Молодцы! А теперь подойдите ко мне. К нам в детский сад пришла посылка. Здесь написано «детям 8 группы от Мудрой совы». Вы хотите узнать, что в ней?

Дети: Хотим.

Педагог: Посмотрите здесь клубок и письмо. Кто поможет прочитать?

Дети читают письмо.

Дорогие ребята! Помогите помирить гномов, пожалуйста. Дорогу вам укажет волшебный клубок.Мудрая сова.

Педагог: О чем нас просят?

Дети: Нас просят помирить гномов.

Педагог: Вы хотите помирить гномов?

Дети: Да.

Педагог: А, сможете?

Дети: Да.

Педагог: Что для этого нужно сделать?

Дети: Нужно отправиться к гномам.

Педагог: Ну что ж, тогда в путь, волшебный клубок покажет нам дорогу.

Педагог кидает клубок.

Педагог: Посмотрите куда же нас привел клубок?

Дети подходят к мольберту, на котором нарисован ручей.

Дети: К реке, к ручью.

Педагог: Действительно, это широкий ручей. А мост через него не достроен. Как нам перебраться на другой берег?

Дети: Нужно достроить мост.

Педагог: Тогда за дело. Каждый возьмите по доске и прочитайте, что на ней написано. Затем прикрепите к опорам моста.

Педагог: Мост готов! Теперь можно перейти через ручей. Прочитаем слоги все вместе и перейдем на другой берег.

Дети читают слоги.

Педагог: Идем дальше. А вот и домики гномов: один синий, другой зеленый. Вот и сами гномы. Посмотрите какие они сердитые, поссорились. Что же нам делать?

Дети: Надо их помирить.

Педагог: Конечно нужно помирить, только сначала давайте познакомимся. Это – Гук, а это – Гик. Гномы построили новые дома, но никак не могут решить кому в каком доме жить. А вы как думаете, кому в каком доме будет удобно?

Предположения детей.

Педагог: Вспомните как зовут гномов. Это – Гук. Назовите первый звук в этом слове.

Дети: Звук [г].

Педагог: Расскажите какой он и почему?

Дети: Он согласный, потому что во рту есть преграда и твердый.

Педагог: Правильно. А это – Гик. Назовите первый звук в этом слове.

Дети: Звук [гь].

Педагог: Какой он?

Дети: Согласный мягкий.

Педагог: Давайте расселим гномов по домам, по первым звукам в их именах. Молодцы, ребята, вы помогли гномам выбрать домики. Только они все равно не помирились, продолжают сердиться друг на друга. Может попробуем улучшить их настроение и украсим их дома фонариками.

Игра «Зажги фонарик»

Цель: развитие фонематического восприятия, умение различать звуки [г] и [гь].

Я буду называть слова. Если вы услышите в слове твердый согласный звук [г], зажигайте синий фонарик, мягкий [гь] – зеленый.

Грабли, гитара, гусеница, герань, ноги, груша.

Затем дети прикрепляют фонарики к доске рядом с домами гномов.

Педагог: Как красиво! Только гномы так и не помирились. Посмотрите, это наверно вещи гномов. Давайте поможем им навести порядок. Может быть тогда они перестанут сердиться.

Игра «Разбери картинки»

Цель: развитие умения находить заданный звук в слове и давать ему характеристику.

Дети выбирают по картинке, определяют какой звук слышится в слове (твердый или мягкий) и убирают в сундучки гномов.

Педагог: Какие вы молодцы, навели порядок! Гномы уже не сердятся. Но они очень переживают, что снова могут перепутать свои вещи, ведь сундучки у них одинаковые. Как нам им помочь?

Дети: Нужно подписать сундучки.

Педагог: Это хорошая идея, но гномы не умеют читать. Как можно обозначить сундучки по-другому.

Дети: Нарисовать метки, подписать с помощью звуковых обозначений.

Дети выполняют звуковой анализ слов: Гук, Гик. Педагог выкладывает схемы на сундучках.

Педагог: Отлично! Теперь гномы не перепутают свои сундучки.

Но как сделать так, чтобы гномы дружили и больше не ссорились. Ведь у друзей всегда есть что-то общее: интересы, игрушки. Может и у гномов есть что-то общее. Гук любит звук [г], а Гик – [гь].

Дети: Оба эти звука согласные.

Педагог: Правильно и еще их обозначают одной буквой. Это буква «Гэ».

«Г» как гусь иль кочерга.

Стройной выглядит всегда.

На что еще похожа буква «Г»?

Дети: Она похода на угол, поворот дороги.

Педагог: В какую сторону смотрит буква «Г»? Из каких элементов состоит?

Педагог: Она смотрит вправо и состоит из двух палочек.

Педагог: Вот гномы посмотрите, ваши имена начинаются с одной буквы. Вы должны ее запомнить. Как жаль, что у нас нет буквенного конструктора. Мы бы смогли собрать из него букву «Г» и вы обязательно запомнили бы ее. Ребята, а у гномов в коробке много разных материалов, настоящие сокровища. Попробуем собрать букву «Г» из них. Присаживайтесь на свои места.

  Дети собирают буквы из разных материалов.

Педагог: Вы отлично потрудились! Гномы обязательно запомнят букву «Г» и больше ссориться не будут, станут настоящими друзьями. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка.

Утром гномы просыпались,

На зарядку собирались,

На одной ноге стояли –

Ласточку изображали.

Посмотрели из окошка

И зажмурились немножко.

Подразнились, рассердились,

Улыбнулись, помирились.

Педагог: Пока мы играли в эту веселую игру, гномы помирились. Смотрите они улыбаются. В благодарность за помощь гномы дарят нам картинки с загадками. Среди разных предметов, изображенных на картинке, прячутся буквы «Г». Попробуйте их найти и в кружок обвести. Присаживайтесь на свои места. Выполним разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,

Каждый пальчик разминаю.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Дети обводят буквы «Г» на рисунке.

Педагог: Все буквы отыскали, какие вы внимательные.

Нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне, попрощаемся с гномами.

Гномы помирились и стали лучшими друзьями. Они дарят нам свою любимую букву, чтобы мы тоже ее запомнили и приклеили в буквенный домик. До свиданья, гномы.

Дети подходят к мольберту, где изображен ручей.

Педагог: Что случилось с мостом? Он сломался. Здесь есть запасные доски, давайте его починим.

Добавляются слоги с буквой «Г».

Педагог: Мост готов. Дружно прочитаем слоги и перейдем на другой берег.

Дети читают слоги.

Педагог: Вот мы и в детском саду. Кому же мы сегодня помогали?

Дети: Гномам.

Педагог: Что мы для них сделали?

Дети: Помирили, расселили по домам, вещи разобрали.

Педагог: С какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: С буквой «Г».

Педагог: Какие звуки можно обозначить буквой «Г»?

Дети: Согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [гь].

Педагог: Почему вы справились со всеми заданиями?

Дети: Мы умные, дружные.

 

Педагог: Молодцы, ребята!