Материалы для конкурса "Педагог года ГО "Охинский" 2016"

Борковец Ольга Владимировна

Материалы для конкурса "Педагог года ГО "Охинский" 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx25.19 КБ
Файл esse.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта передового педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Борковец Ольга Владимировна

Учреждение

Название учреждения: МБДОУ детский сад №1 «Родничок» г.Охи

Почтовый адрес образовательного учреждения: Сахалинская область, г.Оха, ул.Красных партизан, 25

Телефон: 45-619

E-mail: sadrodni4ok@yandex.ru

Должность

Музыкальный руководитель

Стаж работы в должности

22 года

1. Тема передового педагогического опыта

Развитие личности ребенка посредством элементов ритмопластики

2. Источник изменений

В настоящее время в педагогической науке все чаще возникает вопрос о факторах, способствующих формированию, воспитанию гармоничной и всесторонне развитой, здоровой личности. Воспитательный процесс идет во многих направлениях: умственном, трудовом, нравственном, эстетическом, экологическом, физическом и т.д.  Все эти направления воспитательного процесса могут реализовываться в рамках художественно-эстетического направления, так как заинтересовав детей, музыкальный руководитель имеет возможность проводить большую воспитательную работу.

В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений, у него формируется внутренняя позиция. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования личности ребенка, авторы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования также указывают на один из принципов дошкольного образования: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО, п.1.4).

В связи с этим актуальны новые подходы к художественному воспитанию – как основе дальнейшего совершенствования личности.

3. Идея изменений

Новизна опыта заключается в определении путей организации развития личности обучающихся посредством элементов ритмопластики и состоит:

  • в изменении требований к результатам освоения образовательной программы: переход от знаний-умений-навыков к целевым ориентирам, а следовательно,
  • в изменении требований к работе самого педагога (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского подходов);
  • в использовании комбинации элементов известных методик и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-ритмических средств обучения в форме сюжетных и игровых занятий;

Особенность опыта состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к «композиционному» творчеству в танце.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению истории становления и развития искусства танца, изучение основ  музыкального движения, танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций, постановка танца, отработка движений.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Новизна опыта состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы не только музыкальных руководителей, но и воспитателей.

4. Концепция изменений

Работа с элементами ритмопластики основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В процессе непрерывной образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы, общеразвивающие по типу детской аэробики, музыкальные игры, этюды.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности обучающихся.

Для реализации поставленной цели необходимы следующие условия:

  • - выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях: выполнение основных движений, таких как ходьба, бег, прыжки, выполняемые в разном ритме, с разной интенсивностью и формой исполнения (ходьба в разных направлениях, на носках, на пятках, бег с подниманием колена, поскоки, пружинки и т.д.),
  • - выполнение упражнений для формирования осанки, гибкости, пластичности, сочетание упражнений для напряжения и расслабления мышц.
  • - обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку: подбор музыкального материала, использование раздаточного материала и элементов костюма для создания необходимого образа в движении (осенние листья, цветы, образные куклы для стимулирования интереса и внимания детей младшего возраста, элементы декораций, такие как «Озеро», «Поляна» и др.).
  • - выбор оптимальной системы занятий: направленность музыкально-ритмических композиций носит образно-игровой («Солдатики», «неваляшки»), сюжетный («Антошка»), танцевальный («Подснежники»), общеразвивающий характер.

Содержание упражнений зависит от уровня сформированности музыкальных, пластических и иных навыков ребенка. занятия с детьми младшего возраста основаны на подражании, эмоциональных переживаниях, выполнении упражнений на ориентировку в пространстве, выполнение основных движений. Занятия с детьми старшего возраста включают более сложные и разнообразные движения, задания на импровизацию.

5. Условия реализации изменений

Руководство РМО музыкальных руководителей на муниципальном уровне, участие и победы в конкурсах различной направленности.

Личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма позволяет распространять созданный инновационным путем опыт на муниципальном уровне.

6. Результат изменений

 - В результате использования яркой, художественной музыки развивается вкус и музыкальные способности ребенка.

- Быстрая смена разнообразных упражнений тренирует внимание и координацию движений.

- Воплощаемый музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и воображение ребенка.

- Использование перестроений способствует развитию умения ориентироваться  в пространстве.

- Включение заданий на импровизацию стимулирует развитие творческих способностей дошкольника.

- Формируется чувство психологического комфорта, обеспечиваемое подбором материала, доступного для исполнения, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, использованием сюрпризных моментов.

- Совместная двигательная деятельность и контакты при исполнении музыкальных композиций способствуют формированию социальных отношений, самооценки, самоутверждения.

Критерием результативности опыта является степень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности, в формировании устойчивых концертно-исполнительских навыков, в повышении интереса к творческой деятельности, в формировании умений анализировать, сравнивать, обобщать.

7. Публикации

«Гармония музыки и души»», «Вестник ИМО», 2012

8.Описание педагогического опыта

Технология опыта.

Методы:

  • Словесный (объяснение)
  • Наглядность (личный показ педагога)
  • Практический (выполнение движений)

Способы обучения:

  • Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
  • При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
  • Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
  • Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.
  • Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
  • На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались раннее, повторить пройденные движения и фигуры.

Основные дидактические правила:

  • От лёгкого – к трудному.
  • От простого – к сложному.
  • От известного – к неизвестному.
  • Учитывать физическую подготовленность учащихся.
  • Не допускать чрезмерной нагрузки.

Работу по ритмопластике провожу на музыкальных занятиях по этапам:

Этапы:

I этап – подготовительный.

Воспитываю у детей интерес, потребность в движениях. Показ движений педагога должен быть выразительным и красивым, вызывая сначала у детей желание подражать, потом выполнять самостоятельно, а затем творчески интерпретировать.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми. Такой настрой способствует эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психических комплексов, чувства неуверенности.

Использую такие методические приемы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, зрительные и слуховые сигналы.

Репертуар подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка: плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.

На 1 этапе развиваю динамическую сторону детского общения: легкость вступления в контакт с партнером,  инициативность.

Для решения этой задачи использую коммуникативные танцы и игры: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др.

Свои занятия стараюсь построить так, чтобы с первых дней дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку и движение. Чтобы развить музыкальность предлагаю движение, игру, задаю вопросы о характере и темпе музыки, предлагаю двигаться в соответствии с характером музыки. Также в НОД и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры направленной тематики: танец, песня, марш.

Участникам раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Дети слушают небольшие фрагменты музыки и отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.

Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

Подготовку к движениям ритмопластики провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений использую инсценировки песен, таких как: «Танец осенних листочков», «Играем, гуляем»,  «Зимние забавы» и др.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике «Капустная вечеринка» (участие детей в свободном переплясе на р.н. мелодию - в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Новогодние игрушки» и др.

2 этап - основной

К этому моменту дети подготовительной группы стали способны к целостному восприятию музыкального образа, различению наиболее ярких средств «музыкального языка», что позволяло им выразительно, ритмично передавать характер музыки, изменять характер движения в соответствии с формой произведения, его частями, музыкальными фразами.

С этого этапа начинаю работу с детьми по развитию творческих способностей, корректировке методов и средств достижения поставленных задач.

Развиваю у детей способность «видеть» музыку, передавая в пластике ее характер музыки, образ, тончайшие нюансы.

Перед тем как начать работу с новым танцем или образом, я предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и сделать простейший анализ выразительных особенностей. Это позволяет помочь детям осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

На этом этапе учу детей импровизировать под незнакомую музыку, танцуя вместе с педагогом.

Сначала это несложные этюды и образы (грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем –это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).

Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении

В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку: «Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие.

На этом этапе работы развиваю образное воображение и потребность к самовыражению под музыку, пластическую выразительность, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

Работу над выразительностью исполнения начинаю еще до того, как дети полностью овладеют двигательными навыками, сразу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Моряки и стюардессы», «Модница» и др.)

В итоге танцевальные композиции, показанные детьми на фестивале «Дадим шар земной детям», торжественном вручении выпускникам дипломов – композиция «Балет», флэш-мобе на выпускном, отличались разнообразием танцевальных жанров (русский народный танец, китайские, современные эстрадные танцы) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

Совершенствуя нравственно – коммуникативные качества личности детей, развиваю умение сопереживать другим людям и животным;  умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми,

Все мои танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу. Они производят положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений позволяют ребятам не комплексовать при их выполнении и подчеркнуто, выразительно передавать танцевальный образ. В результате проведённой работы у детей появился определенный запас овладения разнообразными танцевальными движениями, но не все дети могли быстро их вспомнить. Возникла идея посмотреть с детьми видео-презентации с изображениями отдельных движений. Для ребят это было очень интересно и познавательно. Такая зрительная подсказка помогла многим из них успешно выполнять творческие задания (на Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и не стесняясь исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную).

Творческое исполнение движений, под музыку всегда способствует созданию приподнятого настроения на занятиях, регулирует психофизические процессы.

3этап – заключительный

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

На этом этапе стараюсь не только работать над выразительностью движений, но и легкостью, точностью их исполнения, координацией. Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как: «Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.

Я продолжаю работу по совершенствованию умения свободно  импровизировать под незнакомую музыку, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, предоставляя детям больше самостоятельности.

Прослушав музыку, мы беседуем о ней, учимся словесному описанию музыкальных образов, а затем «пробуем» пластические импровизации.

Продолжаю развивать  воображение и творческие способности ребенка, фантазию, способность к импровизации: в движении.

Способность к пластической импровизации  побуждает детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка и т.д. 

Особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений, с помощью которых закрепляются двигательные качества: пластичность, ловкость, пружинность и плавность движений.

Основная направленность - развитие самостоятельности и творческого самовыражения заключается в том, чтобы дети не только повторяли показанные мною движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и сочетания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнеров. («Я хочу танцевать», «Кошки-мышки», «Русский перепляс» и др.)

С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений широко использовались игрушки, атрибуты, элементы костюмов, шумовые музыкальные инструменты,  дидактические игры.

Практика показала, что регулярное включение элементов ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию музыкальности и творческих способностей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.



Предварительный просмотр:

Эссе музыкального руководителя

Ольги Владимировны Борковец

«Я - педагог»

  Лет десять назад на вопрос, на чем основывается мой выбор деятельности педагога, я ответила уверенно: «Мне интересно с детьми». Мой ответ был принят не столь воодушевленно, как другие: «Я люблю детей».

А, по-моему, интерес рождает мотивацию, побуждает к сотрудничеству, созиданию. Дети - это самые надежные и заинтересованные партнеры. Только там, где царят чувства уважения, равенства и понимания, можно зародить основы доброты и радости.

И в начале своего педагогического пути нужно сразу выбрать ключ к преподаванию: или ты, глядя сверху вниз, указкой ведешь их по карте жизни и учишь её законам или предлагаешь вместе совершить совместную увлекательную прогулку для знакомства с этим миром. Результат не заставит себя ждать. Доверие и уважения в глазах ребенка и совершенствование самого педагога.    

Кто не любит детей?  Мы все любим... Мы за счастливое детство, здоровое будущее поколения. Мы готовы на все ради своего дитя, но при этом можем уделять не более одного час в день. Мы в вечном процессе педагогического роста, при этом не каждый из нас может оставить ясный след в сердце ребенка. И что бы мы ни делали, решали, детям ничего не остается, как принять эту игру, затеянную нами, взрослыми. Об этом мы должны помнить всегда!

Поэтому если мне зададут тот же самый вопрос, что и 10 лет назад, я отвечу: «С детьми мне интересно. Они – мои партнеры».