Музыкально-ритмическая деятельность

Борковец Ольга Владимировна

1) Статья «Гармония музыки и души» в  журнале «Вестник ИМО»

2) Картотека ритмических упражнений

3) Конспект НОД по музыкальному развитию "В гости к Царевне Осени"

4) Конспект НОД по музыкальному развитию "Под окном светлицы"

5) Конспект НОД по ритмопластике «Путешествие в зимний лес» 

6) Конспект игрового занятия по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста

7) Конспект интегрированного занятия  во второй младшей группе «В гости к снеговику»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья в  журнал «Вестник ИМО» музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 10 «Золушка» г. Охи О.В.Борковец

«Гармония музыки и души»

Из всех искусств - учитель Музыка.
Она воспринимается сердцами все века.
Пифагор

В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

            В нашем дошкольном учреждении организована  студия акробатики и танца «Разноцветная мозаика». Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Для качественной организации процесса обучения музыкально– ритмическим движениям была разработана система обучения, которая разграничивает процесс обучения детей на 3 этапа.
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:


  1. Тематическое занятие
  2. Сюжетное занятие
  3. Игровое занятие
  4. Импровизация


          Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
          Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества– это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.
          Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.

Наивысшей точкой реализации творчества, фантазии и самостоятельности детей являются музыкальные спектакли, где активно осуществляется развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям, ведь в спектакле сами дети являются активными участниками и исполнителями. Благодаря разнообразной тематике данный вид музыкально-ритмической деятельности позволяет музыкально-ритмический репертуар сочетать с другими видами художественно-творческой деятельности - изобразительной, поэтической, театральной, использовать декорации, костюмы.



Предварительный просмотр:

Для развития мышц кисти и мелкой моторики руки малышам полезно:

1. Запускать пальцами мелкие волчки.

2. Разминать пальцами пластилин, глину.

3. Катать по очереди пальцами (каждым) камешки, мелкие бусины, шарики.

4. Сжимать и разжимать кулачки. Можно играть, будто кулачок — это бутончик цветка: утром он просыпается и раскрывается, а вечером засыпает, лепестки смыкаются.

5. Сжимать кулачки с разной силой: кулачок может быть мягким, легко раскрывающимся, в него легко просунуть палец. А может быть крепким, сильным. Такой кулачок не разожмешь без усилия.

6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, как будто пальцы — чьи-то ножки. Сначала «ножки» двигаются медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто кто-то бежит. Упражнение проводить правой и левой рукой поочередно.

7. Показывать отдельно один большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец.

8. Барабанить по столу (имитировать игру на фортепьяно) пальцами обеих рук.

 9. Махать в воздухе только пальцами.

10. Изображать фонарики при помощи жестов рук.

11. Хлопать в ладоши то тихо, то громко, в разном темпе.

12. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались).

13. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко, спираль).

14. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

15. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

С помощью жестов, в которых требуется управлять пальцами и кистями рук, можно (и очень полезно) изображать таких персонажей и такие предметы:

1. «Двое разговаривают» — согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу.

2. «Стол» — правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку

3. «Кресло» — правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

4. «Ворота» — соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь.

5. «Мост» — поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Пальчиковые игры и ритмические упражнения

1. Черепаха

Сжать пальцы в кулак. Высвободить большой палец, пошевелишь им и спрятать. Выполняя движения, приговаривать: «Вот моя черепаха. Она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, она высовывает голову. Когда она хочет спать, то прячет голову обратно».

2. Встреча (игра для двух партнеров)

Сначала текст мини-пьески произносит взрослый. В дальнейшем роли животных будет исполнять ребёнок.

Первый играющий: Повстречались два котенка (соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка).

Второй играющий: Мяу-мяу.

Первый: Повстречались два щенка (играющие соединяют безымянные пальцы).

Второй: Ав-ав.

Первый: Повстречались жеребята (соединяют средние пальцы).

Второй: Иго-го.

Первый. Повстречались два 6ыка (соединяют большие пальцы).

Второй: Му-у-у.

Первый: У быков большущие рога! (играющие имитируют указательным и средним пальцами рога (делают «козу»). Это же упражнение делается и правой, и левой руками.

3. Весёлая семейка

Взрослый загибает, пальчики на руке у малыша, приговаривая:

Этот пальчик— дедка,

Этот пальчик,— бабка,

Этот пальчик— папенька,

Этот пальчик—маменька,

А вот этот — наш малыш,

И зовут его … (называется имя ребенка).

4. 3айка.

Взрослый загибает пальчики на руке у малыша, приговаривая:

Скачет зайка маленький.

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

5. Тит

Взрослый загибает пальчики на руке у малыша, приговаривая:

Ехал Тит на дрожках.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

Да бух!

6. По грибы

Попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Чистил, чистил и устал.

7. Катенька

Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Громко топни ножкой!

Приговаривая, учат «ходить» маленьких кукол, держа их ноги руками.

8. Тюльпан

Наши алые цветки.

Распускают лепестки.

Ветер дышит, дышит, дышит,

Лепестки цветков колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем разводятся, кисти плавно покачиваются. Затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка. «Цветок» покачивает головкой.

9. Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

А сейчас подружатся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай опять считать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Пальцы о6еих рук соединить. Пальцы поочередно разъединяются и снова соединяются, начиная с мизинца.

Закончив упражнение, встряхнуть кистями.

10. В гости

В гости к пальчику  большому.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,—

Самый дорогой дружок.

Эти пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы освобождаются из кулачка.

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, освобождаются мизинцы.

Пальцы на обеих руках ритмично сжимаются и разжимаются.

11. Прогулка

Дети ритмично двигают прямые пальцы рук по поверхности стола (от себя к краю).

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и «прыжками» двигаются по столу.

На слова второй строки совершают быстрые движения средними пальцами. Далее медленно перемещают по поверхности стола безымянные пальцы.

Ритмично касаются поверхности стола обеими мизинцами.

В конце приговорки — хлопок обеими руками по поверхности стола.



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию  «В гости к Царевне Осени»

Музыкальный руководитель Ольга Владимировна Борковец

Цели:
1. Содействовать формированию у детей певческих, двигательных навыков.
2. Формировать умственные умения и действия детей.
3. Развивать музыкальные, творческие, коммуникативные, артистические способности детей.
4. Развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, мышление, воображение, речь.
5. Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
6. Воспитывать чувство прекрасного.
7. Доставить детям радость и удовольствие, создать атмосферу творческого вдохновения.

Оборудование: «рули», «солнышки», 2 коричневые ленты («тропинка»), разноцветные осенние листочки, демонстрационный материал (2 картины осеннего пейзажа в разных тонах), «тучка» (капли сделаны из голубых лент), корона Осени, оранжевый газовый платок, сладкие «грибочки» (для угощения).

Ход:

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! (Музыкальное приветствие.) А вы знаете, что сегодня День рождение у Царевны Осени? (Да.) Я предлагаю нам с вами отправиться к ней в гости и поздравить её. Вы согласны? (Да.) А поедем мы с вами на автомобилях. Берите «рули». Готовы? Тогда в путь!

Игровая миниатюра И.Г. Галянт: «Машины».

Едем, едем на машине по уральской стороне.
По берёзовой, сосновой, по дубовой, по ольховой.

(Дети поют, двигаясь по залу врассыпную.)

Вот мы с вами и приехали. А где же наша именинница?... Кто поможет нам её найти? (На полу лежат маленькие «солнышки».) Посмотрите, сколько много солнышек! Может быть, они нам помогут? Давайте их возьмём и с ними весело станцуем и споём!

ТАНЕЦ: сл. и муз. Е.А. Гомоновой «Разноцветные колечки». (см.: Музыкальный фейерверк. – Ярославль, 2005.)

А сейчас давайте сделаем большое солнце (круг) и поздороваемся с ним.

Игровая миниатюра И.Г. Галянт: «Здравствуйте».

Каждый день на нашей планете происходят разные чудеса.

(Дети садятся на пол по кругу.)

Самое большое чудо это то, что мы видим каждое утро. Из-за гор и рек поднимается на небо большой раскалённый шар. Это Солнце. Оно смотрит на нас сверху вниз и дарит нам своё тепло.

(Протягиваем руки вверх и тянемся к Солнцу.)

Солнце смотрит вниз и проверяет, всё ли в порядке? Нет, не всё. Вот эта поляна с цветами не согрета, нужно её согреть.

(«Греем» взглядом воображаемую поляну.)

На поляне, которую обогрело Солнышко, летают разные птички, которые ещё не улетели в тёплые края.

(Машем руками, потягиваемся.)

Они проснулись и сладко потянулись, сказав всем: «Здравствуйте!»

(Киваем головой.)

Птички увидели громадные деревья в ярких осенних красках, и тоже сказали им: «Здравствуйте!»

(Протягиваем руки вверх, киваем головой.)

Сказали осенней травке: «Здравствуй, травка!»

(Гладим руками «травку».)

Погладили своими крылышками Землю и тоже сказали ей: «Здравствуй, Земля!»

(Положили ладони на пол.)

Хоть на дворе Осень, но нам совсем не холодно, Солнце всех обогрело. Посмотрите, музыкальная «тропинка».

(На полу лежат 2 коричневые ленты.)

По тропиночке пойдём,
В гости к Осени придём.
Мы пойдём, мы пойдём,
Вместе песенку споём!

Распевание: «Мы идём, мы поём».

(Тональность: Е – Dur. Текст: «Мы идём, мы поём». Дети идут по кругу за воспитателем топающим шагом, проходят на стулья.)

Артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова «Листопад».

Под ногами листопад, листья жёлтые летят,
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
ШУРШ, Шуршиха и Шуршонок,
ПАПА, Мама и Листёнок.
Если Папа здесь пройдётся, громкий Шурш Вокруг несётся. (Ш-Ш-Ш.)
Если Мама – будет тихо под ногой шуршать Шуршиха. (ШШШ.)
А Листёнок пролетит, как Шуршонок прошуршит. (ш!ш!ш!)

Муз. руководитель: Листики летят, летят, летят, с нами поиграть хотят.

Дыхательная гимнастика: «Разноцветные листочки».

(Детям раздают листочки.)

Дуем, дуем на листок (ф-ф-ф),
Его качает ветерок (качаем листок, дуем на него).
Мы листочек поднимаем (поднимаем листок вверх),
Мы листочек опускаем (опускаем листок вниз).

Мой Листочек, мой Листок, песню спой со мной, дружок!

ПЕСНЯ: сл. И муз. Е.А. Гомоновой «Осень в гости к гам идёт». (см.: Весёлые песенки для малышей. – Ярославль, 2000)

Муз. Руководитель показывает 2 картины осеннего пейзажа. Рассматриваем, обсуждаем цветовую гамму, выбираем совместно с детьми ту картину, которая подходит к песне «Осень в гости к нам идёт» и объясняем почему?

Вот уж листья облетели, мы картины рассмотрели.
Где же Осень? Не поймём? Осень, Осень, очень ждём!

(Звучит музыка «Дождя».)

Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит…

(Воспитатель держит в руках «Тучку».)

Воспитатель:

Я – Тучка, Тучка, Тучка, в гости к вам «пришла»,
И много-много капель вам в подарок принесла.
Осень ждёте? (Да.) И подарочек несёте? (Да.)
Осень ножки промочила, и про праздник свой забыла.

Муз. руководитель:

Что же делать? Как нам быть?
Надо ножки просушить.
Ручками похлопаем (хлопаем в ладоши),
Ножками потопаем (топаем ногами),
Дружно скажем: «Уходи!» (Машем руками: «Уходи!»),
Наших деток не мочи! (Грозим пальчиком.)

Воспитатель: Нет, нет, нет, я не уйду. Вы мне спойте, я спляшу!

Песенное творчество: «Дождь по крыше застучал».

(Дети совместно разучивают стихотворение.)

Дождь по крыше заплясал,
Капельками застучал.

(Начало попевки: «Дождь по крыше заплясал» поёт музыкальный руководитель, а окончание: «Капельками застучал» допевает ребёнок, придумывая свою мелодию.)

Пальчиковая гимнастика Е.С. Анищенковой «Дождик».

Дождик-дождик, не дожди! (Выполняют руками «брызги» капель.)
Не дожди! Ты подожди! (Грозят пальчиком.)
Выйди, выйди, солнышко (Кулачки сжимают, разжимают.)
Золотое донышко! («Рисуют» руками круг.)

Воспитатель: (от лица «Тучки».)

Вот «спасибо», я так рада! Все вы добрые ребята!
Я не буду вам мешать, разрешите поиграть!

(«Тучка» своими капельками «гладит» детей по головкам.)

Выходите в круг, друзья, Осень ждёт вас, детвора!

(Дети выходят в круг, их встречает Царевна Осень /ребёнок в короне Осени/).

Муз. руководитель: Здравствуй, Царевна Осень!

В гости очень долги шли и подарок принесли.

(Дарят Осени оранжевый газовый платок, Осень благодарит детей за подарок.)

Танцевальное творчество: «Осень».

Расступись, честной народ,
Видишь, Осень в пляс идёт!
Ай, да ты, ай, да я!
Ай, да Осень ты моя!

(Под любую спокойную музыку Осень выполняет танцевальные движения, дети повторяют за ней. Затем Осень передаёт корону и платок другому ребёнку, который импровизирует свой танец.)

Муз. руководитель: Ребята, а вы не забыли, что у Царевны Осени сегодня День Рождения? (Нет.) А давайте ей испечём каравай? (Давайте.)

Хоровод: «Каравай».

Воспитатель: Наша Осень любит, конечно, всех, а ребяток больше всех!

Осень деток угостит,
От души благодарит.

(Угощают детей сладкими осенними грибочками.)

Муз.  руководитель: (подводит итог музыкального занятия.)

До свидания, в добрый час,
Ждём ещё в гостях у нас!



Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе

 «Под оком светлицы»

ЗАДАЧИ:

- формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться  на него;

расширять музыкальный кругозор;

- способствовать проявлению музыкально-творческих способностей;

- воспитывать интерес и уважение к творчеству композиторов-классиков: П.И.Чайковского, Ф.Шопена;

- воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-следы из бумаги (лиса, птица, заяц, полозья, калоши – внук, дед);

-«снежные» бабочки  (из фольги на палочках от шаров);

-музыкальные молоточки;

-музыкальные инструменты (хрустальные вазы);

-иллюстрации поэтов, композиторов, природы;

-белые снежинки в подарок  Деду Морозу;

-«зимние» деревья;

-ваза для «снежных» бабочек, музыкальных молоточков.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

П.И.Чайковский «Зимнее утро»

П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

Швейцарская народная мелодия «Хрустальная»

Е.Поплянова «Снежный ком»

В.Шемтюк «На Рождество»

На стене – репродукции художников на зимнюю тему, портрет А.С. Пушкина и С.Есенина.

Ход

Дети спокойно входят в зал.

Муз.рук.: Я здороваюсь везде: дома и на улице.

                 Даже здравствуй говорю я соседской…

Дети: …курице.

Муз.рук.: Здравствуй, Солнце золотое!  

                 Здравствуй, Небо голубое!

                 Здравствуй, вольный ветерок!

                 Здравствуй, маленький Дубок!

                 Здравствуй, Утро!

                 Здравствуй, День!

                 Нам здороваться не лень!

Муз.рук.:Как приятно, как радостно со всеми здороваться;

                 Дубок нам кивнул, Ветерок тихо подул,

                 Небо прояснилось. А Солнце…не появилось!

                 Надо Солнышко позвать, надо Солнышку сказать…

Попевка «Солнышко»

(дети повторяют эхом за педагогом)

Солнышко, появись. Нам скорей покажись.

Освети светлицу, чтоб сияли лица,

Глазоньки блестели, детушки запели:

Сол-ныш-ко!

В небе солнце появилось, и светлица осветилась!

Но войдут в светлицу лишь веселые лица!

Всюду веселые лица? Тогда пойдемте в светлицу.

Вот она какая, светлая, большая,

Лавки выстроились в ряд, приглашают всех ребят!

Дети под музыку идут к стульчикам и садятся.

М.Р.: Под окном светлицы сундук. В нем хранится вещей немало разных:

          Ненужных и важных, старых и новых, страшных и веселых.

          Хотите увидеть, хотите узнать,

          Что в сундуке этом может лежать?

          Минутку терпенья! Сейчас мы увидим.

          Лишь крышку тяжелую чуть приподнимем.

(пробует приподнять, ничего не получается)

           А крышка-то не поднимается, сундук –то наш не открывается!

           А может, чтобы крышку приподнять, в нее надо постучать?

           Есть один условный стук, вдруг откроется сундук?

Игра на развитие чувства ритма «Ритмическое эхо»

Педагог стучит по крышке сундука, каждый раз придумывая новый несложный ритмический рисунок, дети повторяют его, прохлопывая в ладоши.

М.Р.: Нет, сундук не открывается. Может, вовсе не стучать, надо громко      

          Закричать: «Эй, сундук, для всех для нас открывайся тот же час!»

Дети повторяют слова вместе с педагогом.

М.Р.: Опять не получается! Вот задача так задача…

          Может поступить иначе: не стучать и не кричать ,

          Лучше тихо так сказать: «Сунду-сунду-сундучок,

                Позолоченый бочок, открывайся поскорей

                И порадуй всех детей! (приподнимает крышку сундука)

                Ой, а сундук-то наш открывается.

                Да, здесь все, что нужно для игры, для забавы детворы.

               А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку:

               Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

               Радость детям подарила и на санках прокатила? (Зима)

                Правильно, Зима!

Вот как говорит о зиме А.С.Пушкин:

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…

А вот как приветствует зиму И.Никитин:

Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас- где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

У А.С.Пушкина зима:  суровая, колючая, злая, холодная.

У И.Никитина: стихотворение-приветствие, в нем радость ожидания, встречи зимы…

Так по-разному встречают зиму поэты.

- А с каким настроением вы ко мне пришли? (Ответы детей)

- Как можно выразить настроение? (Мимикой лица, движением)

- Правильно, каждый выражает настроение по-своему.

- А вот композиторы передают настроение средствами музыки. Послушайте, как это сделал композитор П.И.Чайковский в произведении «Зимнее утро».

Дети слушают музыку.

- Какое настроение передал композитор?

- Какая музыка по характеру?

(Еще раз прослушать)

- Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? (Ответы)

М.Р.: Снова крышку открываю, что найду сейчас-не знаю.(Достает высокую гусарскую шапку, дети говорят, кому она может принадлежать.

М.Р.: Посмотрите, аты-баты, к нам приехали солдаты,

          Молодцы лихие, храбрые такие.

          Дружно в ногу все идут, свои песенки поют.

          Да и мы сейчас пойдем, звонко песню запоем!

           Речевая игра «Аты-баты, шли солдаты»

Аты - баты,                                          Маршируют

Шли солдаты,                                      Отдают честь

Аты - баты,                                          Маршируют

На базар.                                              Пальцем указывают в сторону

Аты - баты,                                          Маршируют

Что купили?                                         Разводят руки в стороны

Аты - баты,                                          Маршируют

Самовар.                                              Немного сгибают ноги, руки на поясе

Аты - баты,                                          Маршируют

Сколько стоит?                                   Разводят руки в стороны

Аты - баты,                                          Маршируют

Сто рублей.                                         Руки вверх и в стороны, пальцы разжаты

Аты - баты,                                          Маршируют

Заходите,                                             Приглашающий жест руками

Выпьем чаю,                                       Левая раскрытая ладонь перед грудью

Поскорей!                                           Указательный и большой палец правой

                                                             Руки держат воображаемую кружку

Дети, держа перед собой воображаемую чашку с чаем, дуют на горячий напиток, делают первый глоток.

М.Р.: У меня чай с медом. (Ребенку) А у тебя? (дети предлагают свои               варианты)

          Снова крышку открываю, что найду сейчас- не знаю.

    Посмотрите на необычные снежинки. Когда их много порхает в             воздухе – это похоже на сказочную снежную метель. Они могут кружиться по кругу, парами, по - одному и все вместе.

Я думаю, у вас сейчас красиво получится передать музыкальное настроение в красивом танце. Музыка так и называется «Вальс снежных хлопьев». Давайте потанцуем, пофантазируем.

Звучит музыка «Вальс снежных хлопьев» - П.И.Чайковского, дети свободно двигаются.

М.Р.: А теперь все снежинки слетелись к одной красивой вазе. (Собрать снежинки)

          Слышите, под какую красивую музыку летают снежинки? А теперь мы                  превратимся в музыкантов и поиграем музыку снежинок на колокольчиках.

Игра на колокольчиках.

Дыхательное упражнение «Аромат» -  дети «вдыхают» воздух, и, выдыхая,  поизносят: «Ах!»

Распевка «Да-да-да, вот настали холода!» (3 раза по восходящей – трезвучие на слог «да», затем по нисходящей – на слова «вот настали холода»).

М.Р.: Разогрели горлышки и язычки? А теперь пришла пора спеть нам песню,               детвора..

Исп. песня «Снежки» муз. И сл. М.Картушиной (Журнал «Музыкальный руководитель № 7/2011)

М.Р.: Мы и пели и играли, но еще мы не плясали.

Танец

М.Р.: Вот наше занятие подошло к концу,

        Вы сегодня были молодцы !

        Так прилежно занимались, на вопросы отвечали. Вам понравилось?

        А на память о занятии  наш волшебный

        Сундучок дарит вам по красочной матрешке.

       До свиданья, дети!

Дети: До свидания!



Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности посредством элементов ритмопластики.

Задачи:  

Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

 Обучающая -  продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.

Интеграция прослеживается в следующих образовательных областях:

«Здоровье» - сохранение физического и психического здоровья.

«Физическая культура» -  формирование правильной осанки.

«Социализация» - включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками.

«Безопасность» - правила поведения в игре.

«Познание» - формировать элементарные  представления об окружающем мире, эмоциях.

«Коммуникация» - развивать свободное общение взрослых и детей, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны; грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Художественно-эстетическое» - декламация стихов, развивать музыкально – художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству (прослушивание  классических музыкальных произведений)

Оборудование и материалы:  

Музыкальный материал:  «Зима» (музыка А. Вивальди из цикла «Времена года»; «Потолок ледяной»; современная подборка.

ТСО:  резные снежинки, свечка, музыкальный центр.  

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал

Проходите, не стесняйтесь в круг наш дружный все вставайте.

Меня зовут Ольга Владимировна. А кто ко мне пришел, я уже вижу:…………

Мы присядем на дорожку и поговорим немножко.

Как приятно при встрече говорить друг другу здравствуй, добрый день, как дела. При  встрече пожимают друг другу ..руки, а ещё приветствуют вот таким жестом.

Приветствуем солнышко и землю, друга справа, друга слева 2 раза

А я знаю ещё один способ. Хотите покажу?

Распевка «Добрый день»

Попробуем все вместе?...

Этой весёлой песней вы можете поприветствовать своих родных утром или товарища. Например, Наталья Владимировна, Вы мне поможете?...

Теперь вы выберите себе пару .

Парами

Я знала, что у вас получится! С чего начинается утро? Правильно! С зарядки.

Солнце смотрит нам в окошко, зайцы сели на дорожку они вытянули ножки

Мы присядем, ноги в круг,

«Паркетная разминка»

Логоритмика:

Мы погладим лобик, носик и щёчки

Будем красивыми, как в саду цветочки

Разогреем ладошки сильнее, сильнее

А теперь похлопаем быстрее, быстрее

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова и снова будем все здоровы.

Какое сейчас время года? Зима какая? А зимний лес? Все глаза мы закрываем, зимний лес наш  представляем. 12345 глаза можно открывать.

Ой, ребята! Смотрите, какой лес у нас получился! Прогуляемся по лесу?

Но сначала нужно обуться. Что на прогулку обуваем? Валенки!

Вот один, а вот другой, валенок красивый мой.

Вокруг себя обойди, валеночки покажи.

123 подтянись все за мной становись.

Ориентировка в пространстве

В зимний лес идём гулять по узкой тропке нам шагать, друг друга не обгонять.

А теперь через сугробы, поднимай повыше ноги!

Это что там впереди, тут медвежьи следы!

Лиса по лесу идёт и хвостом вот так метёт. Все дороги замела..

А теперь мы как слоны необъятной ширины

Все дорожки притоптали, пингвина в гости мы позвали

Пересели на лошадку и помчались без оглядки.

Ехали мы ехали, петушка заметили.

Петушок идёт упрямо, держит голову он прямо.

1 и 2 вот закончилась игра.

Восстанавливаем дыхание:

Морозный воздух мы вдохнём и снежинки все стряхнём

Воздух носом набираем, наши руки согреваем.

Присядем, отдохнём.

Скажите, какой зимний праздник самый весёлый, волшебный, сказочный? А звери отмечают Новы год?

(если нет: у нас с вами сказочный лес? В нашем лесу может случиться что угодно. Посмотрим, кто к нам придёт..) 

Что же они делают? Давайте посмотрим, кто к нам придёт.

Хоровод

Сколько разных гостей у нас было! У меня сейчас такое настроение! Как вы думаете какое? А теперь (злое, испуганное, удивлённое)

Теперь наоборот. Вы смотрите на картинки, мне эмоцию покажите. Если я угадаю, громко хлопайте в ладоши.

Игра

Как здорово у нас получилось!

Слышите! Метель начинается! Вокруг себя обернись и в снежинку превратись.

Вы, снежиночки, летите в белом танце закружите.

Танец-импровизация.

Все снежинки прилетели, на полянку дружно сели.

123 в круг ладонь протяни. (раздаю пёрышки)

Дыхание:

Мы на пёрышко подуем, но с ладони его не сдуем.

А теперь подуем сильно, летай пёрышко красиво!

123 в коробку пёрышки неси!

Чародейкою зимою околдован лес стоит,

И под снежной бахромою сказки тихо говорит.

Интересно, где же живёт Зима?...

В нашем сказочном лесу, на самой опушке.

У неё в избушке потолок ледяной, пол ледяной, дверь скрипучая

Подарим ей танец?

Танец «Зима»

Мы играли, танцевали, но пора нам в детский сад возвращаться.

123 вокруг себя обернись, в детский сад возвратись.

Наше путешествие по сказочному лесу подошло к концу.

Рефлексия:

Передавая эту волшебную свечу, давайте поделимся своим настроением, впечатлением, что вам понравилось, запомнилось.

Эту свечку вы возьмите с собой, если вам станет грустно или испортится настроение, свечку зажигайте, про наш лес вы вспоминайте. До свидания, ребята!

Под музыку выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Конспект игрового занятия по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Учить выполнять движения ходьбы различного вида, в соответствии с характером музыки; Учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой темпа музыки; Развивать: внимание, память, выразительность жеста, плавность движения, воображение; Воспитывать: дружелюбное отношение друг к другу; Совершенствовать двигательный навык, координацию движений.

Ход занятия:

(Дети входят в зал становятся в круг)

Муз-рук: На экскурсию ребята приглашаю всех я вас

Будет очень интересным путешествие у нас,

Пешеходный есть маршрут, вы готовы? – тогда в путь.

(Шагают под муз. «Вместе весело шагать»)

По поселку мы идем солнечным весенним днем,

Из детсада по дорожке На прогулку всех зовем.

Осторожнее ребята солнце прячется куда – то

Туча нам грозит дождем Бом – бом – бом – бом.

(топают ногами)

Но мы нисколько не дрожим, от дождя мы убежим

(бег по залу друг за другом, 2 круга)

Впереди большая лужа, по мосту пройти нам нужно

Боком, боком не спеша мы шагаем чуть дыша.

(Ходьба боковым приставным шагом руки на поясе)

Снова гром, та - ра – ра, разбегайся детвора!

(бег по залу врассыпную)

А теперь все вкруг встаем, Тучку танцевать зовем.

танец «Тучка»

Дальше мы продолжим путь ….

(шагают под муз. «Вместе весело шагать»)

Попрошу вас заглянуть, туда где книжки в ряд стоят

И ждут читателей ребят, В библиотеку заходи

Любимую книжку там прочти!

(загадка про Буратино)

Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник,

Любимец взрослых и детей, смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут Скажите как его зовут!

Дети: Буратино!

танец «Буратино»

По окончании танца упражнение на восстановление дыхания.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,

Чтобы ключик отыскать, надо на носочки встать.

Молодцы ребята.

С библиотекой попрощались, дальше в путь засобирались.

(шагают под муз. «Вместе весело шагать»)

Шли по кочкам по оврагам, по камням и веточкам,

Оказались мы в лесу на зелененьком лугу,

Вот и пруд, а в нем лягушки держат ушки на макушке,

Танцевать хотят подружки.

танец «Ква – ква»

после танца упражнение на восстановление дыхания, шагают под муз.

«Вместе весело шагать».

По тропинке шли мы шли, колобка в лесу нашли,

Он от нас не убежал, с нами он потанцевал!

танец «Колобок»

Лес закончился ребята, слышите шумит волна… .

Поближе к морю подойдем На берегу мы отдохнем.

Релаксация (дети лежат на полу выполняют

ряд расслабляющих упражнений под легкую музыку)

Муз – рук: Воздух чистый и морской, слышим как шумит прибой!

Закрываем глаза, нам снится всем один сон: Мы видим море

с голубой, прозрачной водой, через толщу которой можно

рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли; медуз;

диковинных рыб; веселых дельфинов; морскую звезду;

морского конька;

(после выполнения упражнений дети встают и идут по кругу медленно,

руки двигаются плавно вверх – вниз)

Муз – рук: Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою!

(остановились, сделали круг)

Осталось море позади, - А что же ждет нас впереди!

Путешествие продолжим… .

Вижу чудо – паровоз! Ничего что нет колес,

Топотушками пойдем За вагончиком вагон.

Прокатиться каждый рад, а потом вернемся в сад!

(выполняется комплекс ритмической гимнастики

под песню «Голубой вагон»)

Вот и дом наш детский сад, встретить нас ребята рад!

Под песню «Маленькая страна» дети выполняют блок ритмической гимнастики:

(Ходьба по кругу держась за руки, по диоганали, упражнение

«Капустка», ходьба «Змейкой по залу»)

И в конце выходят хороводным шагом из зала.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  во второй младшей группе

                                         «В гости к снеговику»

Интегрируемые области: «Художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Программное содержание: формировать умение скатывать круговыми движениями шарообразную форму, расплющивать ее между ладонями, украшать мелкими предметами; развивать умение двигаться в соответствии с темпом музыки и словами; воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование: цветное соленое тесто, мелкие макаронные изделия  в виде звездочек или других фигур, доски для лепки, влажные салфетки, образец; искусственные ели, белая ткань, бумажные снежинки для создания образа зимнего леса;  бумажные следы, игрушка снеговика, коробка для готовых изделий, корзина с сентипоновыми снежками.

Музыкальное обеспечение: фонограммы звуков: «Вьюга», «Скрип снега» и музыкальных произведений: «Поезд», «Мы погреемся немножко», песня-пляска «Игра со снежками», «Кабы не было зимы»

Ход занятия: дети сидят полукругом перед столом, на котором под салфеткой лежит цветное соленое тесто, образец готового печенья, доска для лепки, красивая снежинка.

Организационный момент с использованием валеологической песенки «Доброе утро!»

                             

                              Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

 - Вижу, что настроение у вас замечательное. А у  меня для вас сюрприз! Посмотрите, на ладошке у меня  снежинка,

Но снежинка не простая,

А посланница лесная.

Принесла нам приглашенье

К Снеговику на день рожденье.

             

 - Согласны, ребята,  отправиться в гости,  к Снеговику?   Но в  день рождения принято дарить… подарки. Что же нам подарить Снеговику, чем его порадовать? (предположения детей) Давайте подарим Снеговику  волшебное печенье.

Лепка печенья из цветного соленого теста. Украшение печенья мелкими макаронами в виде фигурок зверюшек, звездочек и т.д.   

Показ способа лепки. Самостоятельная работа детей. Анализ работ.

 - Складывайте  угощение  в шкатулку, мы сейчас отправимся в сказочный зимний лес, отыщем снеговика и подарим ему печенье. А поедим мы на поезде. Стройтесь паровозиком друг за другом.

Под мелодию «Поезд» дети идут друг за другом и подходят к зимней поляне, на которой стоят ели в снегу, сугробы, всюду снежинки.

 - Вот и приехали мы в сказочный лес. А какое время года в этом лесу? Почему вы решили, что зима?   (ответы детей)    
Звук «Вьюга»

- Что-то холодно стало, давайте погреемся немножко.

Песня-танец «Мы погреемся немножко»

- Вот и разогрелись, можно идти дальше. А сугробы то какие большие, много снега навалило. Надо ножки высоко поднимать, по сугробам шагать.

Под фонограмму «Скрип снега» дети шагают друг за другом, высоко поднимая колени.

       - Тишина в лесу стоит,

          Молодой снежок блестит.

Вот зимняя полянка,

Вот елочки в снегу...

А где Снеговичок

Я что-то не пойму!

 Ребята, давайте позовем Снеговика!

Мимическое упражнение «Эхо» на развитие эмоций 

- Закричали все: «Ау!» Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!»

  • Ребята! Посмотрите чьи-то следы на снегу. Как вы думаете чьи это? Пойдем по следам и посмотрим куда они нас приведут. Какой большой сугроб, а сколько снежинок на нем. Подуем на снежинки, чтобы они разлетелись.

Упражнение на дыхание. Дети дуют на сугроб, снежинки разлетаются, и появляется Снеговик.

        - Кто же это?  Снеговик!

Он не мал и не велик,

Что ж ты друг, Снеговичок

Не встречаешь нас, дружок?

      Мы получили твое приглашение,

Пришли  поздравить тебя с днем рождения

И дарим тебе  угощение.

Дети дарят снеговику свои поделки. Снеговик грустно благодарит.

- Что-то ты, снеговичок, такой грустный?

- У меня день рождения, а веселья нет. Зайцы да белки разбежались, у них дела, а медведь косолапый спит уже давно, не с кем мне веселиться.

Сейчас мы тебя развеселим.

Пляска-танец «Игра со снежками»

 

 - А теперь давай  играть  

Будем мы снежки кидать.

 Под мелодию  «Кабы не было зимы» дети играют со снеговиком в снежки.

После игры дети собирают снежки в корзинку.    

 - Спасибо, ребята, что вы меня развеселили.

- И тебе спасибо за приглашение в сказочный лес. Нам здесь очень понравилось. Сейчас пора возвращаться в детский сад. До свидания снеговик.

Под мелодию «Поезд» дети строятся паровозиком и идут друг за другом.