Готовимся к олимпиаде

Олимпиадные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya.docx45.21 КБ
Microsoft Office document icon shkolnyy_etap_olimpiadnye_zadaniya_11_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант I

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. Подчеркните буквы, обозначающие звук [т], [т'].

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Вместо пропуска вставьте слово, которое служило бы концом первого и началом второго слова.

часто.. .. ..ос    обо .. .. .. .. .. озей    воз .. .. .. арь

3. Запиши, раскрыв скобки.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

Какая (до) сада, не (до) шел (до) сада.

4. Эти слова состоят из трёх одинаковых, но занимающих разные места в словах букв. Чтобы вы угадали слова, будут названы номера букв в алфавите. Это – двенадцатая, шестнадцатая и двадцатая буквы. Запишите три слова.

5. Выдели корень в подчеркнутых словах.

Слепить глаза, слепить игрушку.

6. Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое.

Порывы ледяного ветра обжигают лицо. Зеркало отражало луч солнца.

7. Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и Наф-Нафу приедет в гости Хрюша, то у волка появится возможность съесть сразу четверых:

поросенков, поросят, поросенок, поросятков.

Подчеркни правильный вариант слова.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Подчеркните букву, которая обозначает звук [й].

Лайка, объявление, добрая, пень, яблоко, килька, енот.

2. Определи части речи выделенных слов.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

3. Запиши слова, такие же по составу.

Зимний_________________, прибрежный________________, столом_________________.

4. Найди и подчеркни «лишнюю» пару слов.

Робкий – смелый; широкий – узкий; громкий – сильный; темный – светлый.

5. Вспомни и запиши, как называется в народе такой человек.

Ел да устал, спал да намаялся.

Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

6. В каждом ниженаписанном слове спрятался какой-нибудь зверь, найди зверя и подчеркни буквы, которые его называют.

Палисадник, заслонка, поселок, укротитель.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. В каждой строке подчеркните «лишнее» слово.

1) Молоко, молочник, молоком.

2) Учить, изучать, зубрить.

3) Сожаление, жалить, жалость.

2. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

Праздник, листик, пень, польет, юла, яма, костер.

3. Подберите как можно больше родственных (однокоренных) слов к слову конь. 

4. Запишите 4 слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова», которые подходили бы к данным схемам состава слова «корень + окончание», «приставка + корень + окончание», «корень + суффикс + окончание», «приставка + корень + суффикс + окончание».

5. Продолжи текст-описание.

На день рождения мне подарили котенка. Он был……… 

Ответы (РУССКИЙ ЯЗЫК)

ВАРИАНТ 1

Задание на 1 балл.

1. Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Часто кол ос        обо рот озей        воз врат арь

3. Хорошее слово до сердца дойдет.

Какая досада, не дошёл до сада.

4. Кот. Ток. Кто.

                     

5. Слепить глаза, слепить игрушку.

6.

7. Поросят.

Задание на 2 балла.

1. Лайка, объявление, добрая, пень, яблоко, килька, енот.

2. Посадила мама в печь (сущ.) пироги с капустой печь (глаг.).

3. Речной, загородный, миром.

4. Громкий – сильной.

5. Ленивый, болтливый.

6. Палисадник, заслонка, поселок, укротитель.

Задание на 3 балла.

1. 1) Молоком;

2) зубрить;

3) жалить.

2. Листик, польёт, костёр.

3. Конь, конский, конек, конина, конюх, конюшня, конный, конница.

4. Коса, убежит, домовой, присказка.

5. Он был крошечным, пушистеньким, с тоненьким хвостиком, голубыми глазками и трёхцветным: рыжим, белым и 
чёрным.

по русскому языку

1. В этих строчках спрятаны слова. Найди и подчеркни их.

а) КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ

Б) СПРЯПОЗДНОКРЕСТНОСТЬШРАДОСТНЫЙ

Сосчитай, сколько здесь слов.

Подчеркни слова, которые будут проверочными:

а) для слов первой строчкиненастьетрость, ненастные,  тростник, устакапуста, капустные, устное;

б) для слов второй строчки: поздние, окрестная, радостьопоздатькрест, опоздание.

Ответ:  а) слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный;

                 б) слова: поздно, окрестность, радостный, крест, нос.

2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.

табун                        охотничьих собак

стая                        рыбок

косяк                        оленей

свора                        лошадей

                                волков

                                уток

Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.

3. Прочитай. Подчеркни те слова, которые употребляют в переносном значении.

В одной стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

4. Из первых букв названий нарисованных предметов сложи пословицу.

Ответ: Где хотение да терпение, там и умение.

5. Прочитай стихотворение А. Усачева.

Есть н..сы у журавлей,

Есть н..сы у кораблей,

Носик есть у ч..йника,

Только носик очень маленький.

Необычный зверь Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный н..сорог

Вместо носа носит рог.

Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.

Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.

Носы, носик, носорог.

6. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.

По дороге полз колючий гладенький ёжик.

Шёл снег и две девочки.

Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.

Ответ:

Маленький Саша заплакал.

Ребята пили чай с бубликами.

По дороге полз колючий ёжик.

Шёл снег.

Зайчик перепрыгивал через пеньки.

7. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.

   а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.

   б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спроситьк чему-то побудить, насмешить.

  в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.

    г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.

    д) Оформляют:

– слова пишут слитно, по слогам, раздельно;

– первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;

– в конце ставят ( , . ? ! – …).

8. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

1) Название города.

2) Кличку собаки.

3) Имя девочки.

4) Название дня недели.

5) Антоним слову «утро».

6) Глагол.

7) Синоним слова «зной».

8) Название фрукта.

9) Имя прилагательное.

10) Имя литературного героя.

Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.

9. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.

Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.

10. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.

Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.

.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.

2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.

3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.

4. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:

…… очка                …… ушка        по…… ила        …… ышко.

Вы……ло                на …… ке        ……ое                ……ышко.

                                           

Ответ: Девочка Золушка посадила зернышко.

                                     

Выросло на грядке золотое солнышко.

5. Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ьКакими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.

Ответ:

Теплое – прилагательное,                        Лить – глагол,

тверже – наречие,                                лесть – сущ.,

табачище – сущ.,                                лань – сущ.,

творение – сущ.,                                лапоть – сущ.,

телевидение – сущ.,                                лишь – наречие.

тридцатое – числительное,

тебе – местоимение.

6. Посмотри на картинки и закончи пословицы:

Какова пряха, …

Не сиди сложа руки, …

Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.

7. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.

8. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения. 

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.

9. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.

10. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.

Ответ: Вера, Света, Настя танцуют.

11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.

Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.

12. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.

Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.

13. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.

14. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот. 

Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».

15. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: Возможны любые из вариантов.

а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-
па – водитель, водит, шофёр, таксист.

б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит.

в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.

Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.

17. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.

                                        

Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.

18. Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно.

К

Й

Г

А

И

Й

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

Ответ: Любите наш могучий язык.

19. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …

Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).

20. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.

        

 Задания школьного тура Олимпиады  школьников   по русскому языку

  1. Блиц-задания:
  1. Сколько букв в русском алфавите? Подчеркни.

           (А)  26;  (Б)  30;  (В)  32;  (Г)  33;  (Д)  43.

  1.  Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает? Выбери ответ, подчеркни его.

          (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

      3)  Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из словаколобок? Выбери ответ, подчеркни его.

(А)  0;  (Б)  1;  (В)  2;  (Г)  3;  (Д)  4.

4)  Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель? Подчеркни ответ.

    (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

 5)  Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:

      1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный? Подчеркни выбранный ответ.

      (А)  2, 4, 5;  (Б)  3, 4;  (В)  1, 4; (Г)  2, 4;  (Д) все.

  6) Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.

     (А) 1, 2;   (Б) 1, 3;   (В) 1, 2, 3;   (Г) 2, 3;   (Д) 1, 2, 3, 4.

   7)  Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова? Подчеркни ответ.

(А)  сок + борода; (Б)  совок + орда; (В)  сова + город; (Г)  дрова + коса; (Д) воск + колода.

Части речи

А. Существительное

Б. Глагол

В. Прилагательное

Д.  Предлог

Г. Подлежащее

8) Брат приготовил наглядное пособие к выступлению на уроке русского языка, в котором допустил ошибку. Укажи букву, под которой находится ошибка.

Обведи букву выбранного варианта.

  2 .   Впиши прилагательные по смыслу

Выпить _________________ какао.              

Повесить _____________________ тюль.

Натереть _________________ мозоль.        

 Увидеть ____________________ фламинго.

3. Твой друг часто ошибается при определении частей речи.

Помоги ему выбрать из текста по описанию нужное слово: «Это глагол в настоящем времени, в единственном числе, без приставки». Запиши в ответе этот глагол.

ТЕКСТ

Зимой снег согревает землю. Как одеялом, укутывает он поля. Под этим снежным покровом хорошо себя чувствуют хлебные всходы. Вот почему и пословица говорит: «Много снега – много хлеба».

(По А. Стрижеву)

Ответ:____________

4. Твой младший брат написал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда ты прочитал его, то обнаружил, что брат не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в   город Одесса. В поезде в  комнате(1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату(2)   45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате(3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас былакомната(4) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате(5) в школе.  

Вопрос  А: Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные. 

А. кабинет                Б. купе                В. каюта                Г. зал                         Д. номер

Запиши во вторую строку таблицы буквы подходящих слов-синонимов.

1

2

3

4

5

Вопрос Б: Какое слово будет находиться в орфографическом словаре последним из предложенных слов? Обведи букву правильного ответа.

А. кабинет                Б. купе                В. каюта                Г. зал                        Д. номер

5.  Что обычно не кладут в портфель?

Запиши полученное слово в ответе.                        

Ответ: _______________

6. Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки.

__________________________________________________________________________________

От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

______________________________________________________________________

Чук и Гек жили очень дружно, как кошка с собакой.

______________________________________________________________________

7.  Отгадай шарады. Запиши ответ.

Крик птицы – это первый слог.

Второй – известный всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

Ответ:  _____________________

Два слога впереди – для освещения,

А третий – личное местоимение.

Всё вместе – всемогущий царь,

Страною давней управлявший встарь.

Ответ: ______________________

1

2

3

4

5

6

7

Общее количество баллов

Ключ к заданиям школьного тура олимпиады младших школьников по русскому языку

  1. учебный год)

1.  Блиц-задания:

  1. Сколько букв в русском алфавите? Подчеркни.

           (А)  26;  (Б)  30;  (В)  32;  (Г)  33;  (Д)  43.

0,5 баллов за правильный ответ

  1.  Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает? Выбери ответ, подчеркни его.

          (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

0,5 баллов за правильный ответ

      3)  Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из словаколобок? Выбери ответ, подчеркни его.

(А)  0;  (Б)  1;  (В)  2;  (Г)  3;  (Д)  4.

0,5 баллов за правильный ответ

4)  Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель? Подчеркни ответ.

    (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

0,5 баллов за правильный ответ

 5)  Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:

      1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный? Подчеркни выбранный ответ.

      (А)  2, 4, 5;  (Б)  3, 4;  (В)  1, 4; (Г)  2, 4;  (Д) все.

0,5 баллов за правильный ответ

6) Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2)отравить, 3) отвар, 4) отчизна. Подчеркни выбранный ответ.

     (А) 1, 2;   (Б) 1, 3;   (В) 1, 2, 3;   (Г) 2, 3;   (Д) 1, 2, 3, 4.

0,5 баллов за правильный ответ

   7)  Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова? Подчеркни ответ.

(А)  сок + борода; (Б)  совок + орда; (В)  сова + город; (Г)  дрова + коса; (Д) воск + колода.

0,5 баллов за правильный ответ

Части речи

А. Существительное

Б. Глагол

В. Прилагательное

Д.  Предлог

Г. Подлежащее

8) Брат приготовил наглядное пособие к выступлению на уроке русского языка, в котором допустил ошибку. Укажи букву, под которой находится ошибка.

0,5 баллов за правильный ответ

Общее количество баллов за первое задание – 4 балла

 2.     Выпить горячее какао.  Повесить  красивый тюль.

Натереть большой  мозоль. Увидеть розового фламинго.

0,5 баллов за правильный ответ.

Общее количество баллов за второе задание – 2 балла

 3.     Говорит

0,5 баллов  за правильный ответ.

Общее количество баллов за  задание – 0,5 баллов

1

2

3

4

5

Б

Д

Г

В

А

4. Ответ А:

    0,5 баллов за правильный ответ

  Ответ Б:      А. кабинет                Б. купе                В. каюта                Г. зал                Д. номер

0,5 баллов за правильный ответ

Общее количество баллов за  задание – 3 балла

5. Подушка

0,5 баллов за правильный ответ.

Общее количество баллов за  задание – 0,5 балла.

6. На субботнике наш класс хорошо работал, не покладая рук.

От моего дома до школы очень близко, рукой подать.

Чук и Гек жили очень дружно, душа в душу. (водой не разольёшь)

1 балл за каждый правильный ответ.

Общее количество баллов за задание – 3 балла.

7. Карнавал, фараон.

1  балл за каждый правильный ответ.

Общее количество баллов за задание – 2 балла.

Общее количество баллов – 15.



Предварительный просмотр:

          Олимпиада по русскому языку       .

                                  Школьный этап                          

             

                                      11класс

  1. Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, , балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение,  задолго, еретик, анатом, донельзя.  (2балла)

   

2.  В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

1) крыжовник       5) чувство

2) четвёрка             6)юность

3) фасоль                7)якорь

4) вьюга                  8) лекция                       (2балла)

  1. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка»        В.И. Даля использованы  названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?

                               Еръ да еры упали с горы.

                               Ерь да ять – некому поднять.     (6баллов)

                                                                                     

  1. Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова: ошейник, землечерпалка, покрасневший, вблизи, перестройка, вынуть, здание, напряженность, намекать, натуральный, наушник. Сражение, ставка, забава, забота, залив.   ( по 0,5 за слово)

     

  1. Назовите способы образования слов: пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.         (5баллов)

6.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.  (4 балла)

                   

7.Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

      Гротеск – неглубокая пещера.

      Водевиль – короткая комическая пьеса.

      Пролог – заключительная часть.

      Риторика – учение о ритме.

      Ликовать – торжествовать.

      Корифей – победитель.

      Фольклор – народное творчество.                                       (  3балла)

8. .Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

  1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

  2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

  3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.                                (3балла)

9. Напишите словами цифры, раскройте скобки.

 1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)

2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)

3) Для спектакля приобрели28 (брюки)

4) За газету я уплатила около 11/2   (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки)   5баллов)

10. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.

       1)  Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

       2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

       3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

       4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

       5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

       6)Слышу голос из прекрасного далёка.

      7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.  ( по 0,2 за слово)

11. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времен глагола? (На примерах)       ( 8 баллов)

12. Среди данных слов найдите родственные: сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь.   (4 балла)

13. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните антоним.         (2 балла)

14. Какая разновидность омонимов использована для рифмы?

                       Я к вам пишу случайно; право,

                       Не знаю как и для чего.

                       Я потерял уж это право.

                       И что скажу вам? – ничего!                 ( 1балл)

15. Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:

И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули   под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

( 1+2 балла)

16. Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями. ( по 1 баллу за пример)

17. Напишите две миниатюры в научном и художественном стиле на тему «Небо»   (10баллов)

                 

                                     

                                       

                                           Ответы.

1. Ответ : слИвовый, пЕтля, усугубИть, балюстрАда, обжИтое, бАрмен, экспЕрт, перчИть, фОрзац, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, вЕчеря, знАмение, озвУчение, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя.            ( 2б.)

    2. Ответ : 1,2,4, 6, 7                          (2б.)

     

    3.Ответ.   Ъ – «еръ»  Ы – «еры»        Ь – «ерь»            Ь – «ять»

              В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного.         (6б.)

    4.Ответ: ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив.                 ( по 0,5 за слово)

5.Ответ: суффиксальный, суффиксальный, переход прилагательного в существительное, наложение, сложение с присоединением суффикса, приставочно – суффиксальный, приставочно – суффиксальный, постфиксальный, бессуффиксный, приставочный.                 (5б.)

6.Ответ. 1. По признаку категории одушевлённости \  неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.

                2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.

                3. В слове воробей мягкая основа, в остальных -  твёрдая.

                4. Только слово самолёт является производным, образовано с          помощью сложение основ.                    (4б.)

7.Ответ.   (-)  постамент, гротеск, пролог, корифей.  (3б.)

8.Ответ. 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.

             2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»

            3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.      (3б.)

               9. Ответ.  1 – триста семьдесят одного делегата; 2 – девятью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами; 3 – двадцать восемь пар брюк, 4 – около полутора рублей; 5 – около двадцати трёх суток.            (5б.)

10. Ответ:   1) великолепно – прилагательное; гордо – наречие; 2) моложе, лучше – прилагательные; 3) кругом – наречие; 4) крупней, сильней – прилагательные; 5) кругом – наречие; 6) далёка – существительное; 7) кругом – существительное.    (по 0,2 за слово)

11.Ответ. Настоящее в значении прошедшего. Иду я вчера вашего дома, гляжу: в окнах свет.

                Настоящее в значении будущего. Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.

                Будущее в значении прошедшего. Собака-то как зарычит, а барыня как закричит.

                Прошедшее в значении будущего. Если вы не придёте, мы погибли! (= мы погибнем)                        (8б.)

12.Ответ: сугроб – грести – грабли; кон – закон; приучить – наука; ведьма – невежда; казнь – наказание; разуть – онуча; подоплека – плечо; стёжка – достигать.   (4б.)

13.Ответ. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия. Антоним – игра стоит свеч.

                 (2б.)

14.Ответ: омоформы.   (1б.)

15. Ответ. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. ( сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью).

(1+2б.)

16. ( по 1баллу за пример)

17.  10баллов.