Консультации для родителей

Иванова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей http://cdb-yaroslavl.ru/images/stories/login_users/1.jpg

«Шахматы в старшем дошкольном возрасте»

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.  Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.  Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.  Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.  Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

В каком возрасте лучше учить ребенка шахматам?

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте (Г. Каспаров в 5 лет, А. Карпов в 4 года), в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

В дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Учимся играть в шахматы

Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

  • Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам. Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина. Кстати,
    только им написаны шахматные учебники для самых маленьких детей. И
    подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков.

http://900igr.net/up/datas/193245/003.jpg

  • Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  1. Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  2. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: Король – самая важная из всех фигур та, что с короной и крестом. У ферзя также есть корона — это вторая высокая фигура. Слон – фигура с остроконечной шляпой. Ладью также легко запомнить, она похожа на башню замка. Коня очень легко запомнить. Пешки – их запомнить не составит труда, они самые «маленькие» и многочисленные.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img16.jpg

  1. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  2. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.C:\Users\user\Desktop\курсы шахматы\ходы фигур\img12.jpg

  1. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  2. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь и т.д.

C:\Users\user\Desktop\курсы шахматы\ходы фигур\383120_kak-hodyat-figury-v-shahmatah.jpg

  1. Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/21/s_59c395d817bbc/692283_1.jpeg



Предварительный просмотр:

        http://simf.com.ua/catalog/images/dir8395/design/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B.jpg

Консультация для родителей.

Почему детей нужно обучать игре в шахматы

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? Какова польза шахмат для детей? Сегодня вы узнаете о пользе, которую дают шахматы детям.


Для того чтобы вы могли представить себе, что дают детям уроки шахмат, какую воспитательную функцию они выполняют перед подрастающим поколением юных шахматистов, открывая детям ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫ, мы обратимся к мнению людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению этой проблемы и на протяжении долгих лет проводивших шахматные занятия с детьми непосредственно в школах, а затем сделаем собственный вывод. Начнем с того, что в школах уроков логики нет. Здесь возникает вопрос: как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению?

Судите сами: во время урока тренер рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?

Скажем прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор, но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход!
Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его.

Ребенок учится принимать самостоятельные решения

Вот здесь мне хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно.
В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и делать выводы.

Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.

Говоря о безграничной пользе шахмат для детей, я не могу пройти мимо таких суждений, что в мире есть очень много интересного, достойного особого внимания молодых. Особенно в наше время молодежь повсеместно увлекается Интернетом, многими другими увлекательными видами спорта. А тут со “своими” шахматами. Поговаривают, мол, нужно ли увлекать юношей и девушек, чтобы тратить драгоценное время на шахматы?

Школа или шахматы?

Стоит ли родителям втягиваться во всевозможные организационные, а зачастую и финансовые проблемы, ведь ни для кого не является секретом, что достижения Таля, Карпова, Каспарова, Крамника, сестер Полгар ждут далеко не каждого. Не лучше ли сделать ставку на учебу в школе, а свободное время заполнять чем-либо более полезным?

Прежде чем ответить на такой вопрос, необходимо дать себе отчет в том, чего же именно мы хотим? Для одних шахматы являются возможностью самоутвердиться, для других – провести время с пользой, избегая множества ненужных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых – это просто интеллектуальное времяпрепровождение.

Во многих семьях считают, и правильно, что занятия шахматами помогают детям, чаще всего младшего возраста, оживить воображение, упорядочить мысли, а потому приводят мальчиков и девочек в шахматные школы или нанимают индивидуального тренера.

Иногда получается так, что ребенок проявляет к игре повышенный интерес, демонстрирует способности, и к нему приходят первые, пусть даже скромные, но все же успехи. Родителей, естественно, очень интригует тот факт, что их ребенок выделяется среди других детей.

Они гордятся им и, незаметно для себя, оказываются втянутыми в шахматную жизнь. А ведь кое-кто считает, что углубленное изучение шахмат иногда негативно влияет на молодых людей. В этом нет ничего удивительного, ибо любое увлечение, в ущерб чему-то другому, может оказаться изначально ошибочным.

Но все же, если юное дарование реально увлечено шахматами, действительно стремится повысить свое мастерство и достичь высоких результатов, то единственной задачей окружающих должна быть поддержка в этом устремлении. Бесспорно, может возникнуть вопрос: “А как же школа?

Однако, опытный педагог или детский психолог может подтвердить, что в данном возрасте способности ребенка практически неограниченны и все упирается лишь в умелое распределение времени. А вот воспитание организованности детей, является одной из важных задач для родителей, а умный и чуткий тренер всегда в этом поможет.

Шахматы помогают избавиться от застенчивости

Ведь подростки часто прислушиваются к мнению авторитетного человека, не входящего в семейный круг. А таким авторитетом для детей и является тренер, педагог, воспитатель. 

Шахматы развивают логическое мышление

О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, как шахматы приучают детей к порядочности, благодаря соблюдению правила: тронул фигуру – ходи, известно много примеров из истории шахмат в мире.

Дети иногда плачут на глазах у многих, но делают ход той фигурой, которую они тронули. Это правило учит детей порядочности, оно же учит детей и другим более важным в их жизни поступкам. Шахматы также учат детей не принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются ошибочными. Хочу еще добавить, что, играя в шахматы и соблюдая законы и правила шахматной игры, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка вырабатывается свой собственный, спортивный характер.

Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, обдумай его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным. Не зря же в народе о шахматистах говорят так:

“Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед”. Мне кажется, что это мнение довольно объективное. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.

В подтверждение сказанному напомню, что вице-премьер Правительства России Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук. Министр информационного развития Молдовы Владимир Моложен является опытным шахматистом и возглавляет Федерацию шахмат Молдовы и этот список можно продолжать еще очень долго.

Пользу от занятий шахматами, отмечают педагоги и ученые

Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления.

Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место. Нет необходимости доказывать степень влюбленности в шахматы В. Сухомлинского. Я хочу снять шляпу и преклониться перед этим великим педагогом, который на много раньше других так глубоко осознал воспитательную роль шахмат для детей.

Вы познакомитесь поближе с тем, какой размах приобрел процесс обучения детей игре в шахматы во многих странах мира после того, как общество осознало неоценимую значимость влияния шахмат на умы детей.

«Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники»

Среди основных элементов и принципов развития шахматной партии есть такие рекомендации, которые дети, играя в шахматы и выполняя их, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации, (какой ход является лучшим) и лишь убедившись в правоте собственного анализа, они принимают решение и делают запланированный ими ход.

Если бы вы знали, сколько радостей приносят тренеру правильные выводы его подопечного! И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения.

Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей

Итак, выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей. Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.

Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Достаточно упомянуть о том, что Ассоциация представителей США и Канады – двух великих держав Запада – выработала специальную программу по обучению детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.

Шахматы вводят в обязательную школьную программу

Осознав значение шахмат в комплексном воспитании детей, в школах США предусмотрено преподавание шахмат, как предмета учебного плана. В некоторых районах США создали собственный учебный план обучения детей шахматной игре и обеспечения школ необходимыми грамотными специалистами. Рассматривается и изучается возможность введения шахмат в обязательную школьную программу.

В самом богатом городе планеты Нью-Йорке сегодня более чем в 150 школах шахматы введены как общеобразовательный предмет. Преуспел в этой области район Нью-Джерси, где во всех школах шахматы введены, как общеобразовательный предмет. Другие районы Нью-Йорка ссылаются на нехватку шахматных педагогов, но работу ведут в том же направлении. В 1798 году Бенжамин Франклин очень здорово подметил:

“Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности”

                                                        Вдумайтесь, это же сказано более 200 назад!



Предварительный просмотр:

https://www.djelso.ru/images/rishapka/chess.jpg

Консультация для родителей.

«С какого возраста начинать

 обучение игре в шахматы»»

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? «Правила игры в шахматы»  и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком? 

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей .

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название        сохранившиеся и поныне. 

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.
Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.


Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.
Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
В нашем Шахматном клубе мы обучаем детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет.
На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.
На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.

Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).
Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.


https://educhess.ru/images/i/shakhmaty-dlya-vzroslykh.jpg




Предварительный просмотр:

http://i.ytimg.com/vi/BuzGSixcM0Q/hqdefault.jpg

Консультация для родителей. 

Рекомендации для родителей по обучению детей игре в шахматы

Кто придумал шахматы, и когда они появились, точно неизвестно. Но люди  играли в шахматы уже две с половиной тысячи лет  тому назад - об этом  свидетельствуют находки археологов. Отдавая должное мудрости этой игры, в ХYII веке относили умение играть в шахматы  к числу достоинств благородных рыцарей - наряду с умением ездить верхом и плавать, охотиться и фехтовать, петь и слагать стихи.

Шахматы закаляют характер, вырабатывают умение предвидеть последствия предполагаемых действий, воспитывают бережное отношение к красоте.

Шахматы могут подарить радость творческого общения и возможность одному у другого перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках.

Шахматы воспитывают милосердие и демократичность. В них  не получает преимущества тот, кто лучше экипирован, здесь все в равных условиях. И для тех, кто полностью здоров, и для тех, у кого возможности организма ограничены, шахматы могут сделать жизнь интересней.

С какого возраста  можно начинать учить детей играть в шахматы? С чего начинать обучение? С такими вопросами часто обращаются родители юных шахматистов.  Лучший  возраст для обучения – пять-шесть лет, но можно  начинать обучение и раньше. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с трёх-шести лет, лучше успевают в дальнейшем в школе. В этом возрасте начинали играть многие ведущие гроссмейстеры и чемпионы мира.

Хотелось бы дать некоторые рекомендации по обучению игре в шахматы для родителей, чьи дети только начинают знакомиться с игрой.

Очень хорошо, если вы сами играете в шахматы, или кто-либо из членов семьи знаком с игрой. Это важно не только в плане выполнения домашней работы и подготовке к занятиям и соревнованиям. Главное - вы будете вместе с ребенком активно проводить время с взаимной пользой, станете ближе, и малышу будет интересно с вами.

Обучение лучше всего начинать не с игры в шахматы, а игрой шахматами. Например, обыгрывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» (на шахматный лад) помогает запомнить названия фигур и их силу. Стихи,  загадки  и песенки помогают лучше познакомиться с  каждой фигурой,  расстановкой их на доске, детям легче запомнить свойства и особенности этих фигур:
«Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет, прыг, да скок.
Не шагнет наискосок».
 Начинать обучение следует с создания интереса к игре. Можно рассказать сказку о мудреце, провести беседу о шахматах. Необходимо также дать возможность поближе познакомиться с фигурами, потрогать, хорошенько рассмотреть их, научить расставлять на доске.

Далее необходимо познакомить ребёнка с шахматной доской. Он должен научиться видеть всю шахматную доску, уметь выделять шахматное поле из группы полей, образующих вертикали, диагонали и вертикали. Следует четко  выучить понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу», «наискосок». На знакомство с «волшебной шахматной доской»  можно потратить несколько занятий и затем  периодически повторять.

Основная педагогическая задача сводится к упражнению детей в ориентации на плоскости. Необходимо добиться свободного оперирования понятиями: левый нижний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, правый верхний угол, центральные поля, вычисление горизонталей, вертикалей, диагоналей. После этого можно познакомить детей с ориентировкой на доске с горизонтальными линиями, которые обозначаются цифрами, и вертикальными линиями, которые обозначаются буквами латинского алфавита, затем научить соотносить вертикальные линии «улицы» и горизонтальные «дома». Опыт показывает, что дети через два-три занятия легко ориентируются и могут свободно находить любое поле на доске. Для лучшего обучения можно использовать дидактические игры «Найди горизонталь (вертикаль)», «Угадай адрес фигуры», «Шахматное лото», «Спасатели спешат на помощь», «Кто быстрее найдет поле», «Нарисуй шахматную доску», «Морской бой» и др.

Когда дошкольник почувствует себя уверенно в ориентации на плоскости, можно начинать знакомство с каждой фигурой по отдельности. Некоторые шахматисты-практики предлагают начинать обучение со знакомства с королем, другие предпочитают начинать обучение с хода пешки. Опыт показывает, что лучше начинать обучение с хода пешки. Ход пешки наиболее простой, потому что пешка продвигается в одном направлении - вперед. С изучения хода пешки надо начинать еще и потому, что нельзя не считаться с такой возрастной потребностью ребенка, как повышенная эмоциональность, желание как можно быстрее  активно действовать. Обучению ходам пешки помогают не только наглядный пример, но и «художественное слово». Дети очень быстро запоминают стихи: «Может,  пешечка упряма, но шагает только прямо» или «Удивительный прыжок (ход коня) - поле прямо, поле вбок» и др.

Вначале нужно познакомить детей с ходом пешки, при этом важно не упустить правило: первый ход каждая пешка может пойти на одно поле вперед, а может пойти через поле. Если пешки встречаются на одной вертикали, они называются  «заблокированными», дальше такие пешки пойти не смогут. Затем необходимо рассказать о том, как пешка бьет: «наискосок на соседней клеточке». Следует поупражняться во взятии пешек: пешка соперника убирается, а своя пешка ставится на ее место. Пока у детей нет навыка, можно учить бить двумя руками: одной рукой убирать пешку соперника, а другой ставить свою пешку, затем нужно учить бить фигуры и пешки одной рукой. Дети должны поупражняться в игре одной пешкой сначала на одной вертикали, чтобы пешки оказались заблокированы, затем на соседних вертикалях, чтобы было возможно взятие. Затем детям дается правило превращения пешки: когда маленькая пешка дойдет до последней горизонтали, то с ней происходят «чудеса» – она может превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Когда дети поупражняются в игре одной пешкой, постепенно добавляются две пешки, три пешки и т. д. Пешек восемь, а ходят они одинаково, для ребенка это целая армия. Возможность иметь дело сразу с восемью пешками поддержит эмоциональный настрой ребенка. Дети должны уверенно научиться играть всеми пешками, освоить «пешечные заповеди». Если игра затягивается, можно присудить партию по материальному преимуществу: сила одной пешки - одно очко. При присуждении партии с доски убираются по одной пешке, чьи пешки остались на доске, тот и выиграл. Следует учесть один момент - присуждение проводится по пешкам, которые остались на доске, а не по сбитым пешкам, так как часто во время игры дети отвлекаются и начинают подсчитывать свои «трофеи». Необходимо напоминать детям, что сбитые пешки – это «зрители», которые не должны отвлекать основных игроков.

Дальнейшее знакомство с ходами фигур идет в такой последовательности: ладья (прямые ряды клеток вычленить легче, чем косые), слон, а затем ферзь (сочетает ходы слона и ладьи). Самый сложный ход  коня. Для обучения ходам коня на первых порах можно использовать шаблоны (рекомендации И. Сухина), игровые упражнения: «Помоги коню добраться до нужного поля», «Перескочи через препятствия» и др. При знакомстве с ходами фигур, необходимо также использовать художественное слово, «гигантскую шахматную доску», на которой дети смогут отрабатывать ходы фигур.

Особенность знакомства с ходом короля в том, что король - самая главная фигура, которую нельзя бить, а только «брать в плен». Ход короля сам по себе не сложен, дети запоминают ход короля по словесному определению, важно, чтобы к этому моменту дети  уверенно могли определить «битые поля» всех фигур. Правила, которые дети должны запомнить: король не может ходить под бой, не может бить защищенную фигуру, если соперник поставил короля под бой, то это – невозможный ход, необходимо потребовать, чтобы  был сделан любой возможный ход. Другое правило, которое дети легко запоминают, прослушав сказку «Как короли поссорились»: короли не могут находиться рядом друг с другом.

Далее  нужно познакомть ребят с понятиями «шах», «мат»,  различным способам защиты от шаха и конечным результатом партии - постановкой мата неприятельскому королю.

Сразу же после знакомства с ходами всех фигур можно подвести детей к самостоятельному выводу о сравнительной ценности всех фигур, поставить перед детьми вопросы: «Какая фигура самая сильная? Почему? Где фигура сильней - в центре или в углу? Почему?»  Этот выбор необходим для дальнейшего более глубокого понятия хода борьбы. Каждое новое проникновение в тайны понимания игры доставляет им все больше радости познания, влечет к себе все сильней.

При присуждении партий, необходимо четко определить ценность каждой фигуры. Самая маленькая единица в шахматах - пешка, которая оценивается в одно очко, затем одинаковые по силе - «легкие фигуры» – конь и слон, которые равны трём очкам, или «трём пешкам», далее - ладья, которая равна пяти очкам, и ферзь, который оценивается в девять пешек. Ферзь и ладья считаются «тяжелыми фигурами». Король не оценивается очками, потому что это самая главная фигура, без короля нельзя играть, его нельзя бить, ему можно поставить мат.

Необходимо познакомить с одним двойным ходом, который возможен и необходим в партии - рокировка. При знакомстве с рокировкой, важно, чтобы дети научились правильно выполнять этот ход, рокировка начинается с хода короля через одну клеточку, в рокировке участвует только король и ладья, есть различные рокировки (в короткую и длинную сторону), иногда рокировка невозможна. Важно также, чтобы дети уяснили необходимость и значение рокировки - она делается, чтобы обезопасить короля.

К моменту изучения постановки мата у детей впервые ярко проявляется познавательный интерес, поэтому с неослабевающим вниманием они последовательно изучают постановку мата одинокому королю двумя ладьями - «линейный мат». Завершить этот этап обучения желательно подведением детей к самостоятельному выводу о силе фигур уже на основе не только знания ходов, но и умения ставить мат той или иной фигурой. Только после того, как ребенок четко уяснить себе содержание всего изученного, познакомится с основными правилами игры, можно переходить к дальнейшему изучению шахматных азов.   

Практические методы варьируются - это и игровая практика, подбор позиций, учебных примеров, примеров из практики детей, решение задач, отработка техники (проведение пешки, линейный мат, мат ферзем и королем на время.

Желательно, чтобы в семье у ребенка были шахматисты, так как детям легче будет овладевать азами шахматного искусства, если будет возможность попрактиковаться в игре. Опыт показывает, что в семьях, где умеют играть в шахматы и достаточно времени уделяют детям, малыши  показывают значительные результаты.

Все эти методические приемы помогают не только  привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам, развить мотивацию к познанию, но и создать условия для развития творческого потенциала, воспитать важные личностные качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость).

Вы можете обучать шахматам в различных видах деятельности  - рисовать шахматы, лепить, выполнять  аппликации… и т.д),  про них можно сочинять стихи, песенки, сказки, загадки.

Особое внимание следует  уделять «физическим минуткам», так как детям необходима смена видов деятельности. Поэтому обучая ребенка игре в шахматы, не забывайте о подвижных играх.
      
Важно предупредить детей, что в шахматы играют медленно, чтобы можно было придумать лучший ход. Нельзя ссориться, кричать, чтобы не мешать играть и думать другим детям.
      
Важно также учить детей умению проигрывать, так как в шахматах  неизбежно бывают поражения. С первых занятий нужно объяснить, что это игра, и если потерпишь поражение, нужно с достоинством это перенести, пожать руку сопернику, так принято во всех видах спорта. Плакать и ругаться из-за проигрыша не стоит, следующий раз нужно постараться выиграть. Приучая детей пожимать руку после поражения, тем самым можно привить детям навыки спортивного поведения:

                                                                                  «Соперника надо уважать».

http://chessmv.com/wp-content/uploads/2013/04/50012-2.jpg