Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

Ахаржанова Баярма Викторовна

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.

http://www.apkppro.ru/ - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации

www.fipi.ru– Федеральный институт педагогических измерений /демоверсии тестов ЕГЭ и ГИА/ 
www.obrnadzor.gov.ru– Рособрнадзор /нормативные документы по итоговой аттестации ЕГЭ, ГИА 
http://www.mapryal.org - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://ps.1september.ru/ - газета «Первое сентября»

http://www.ug.ru/ - «Учительская газета»

http://www.philologos.narod.ru - Филологический портал, содержащий различную информацию, которая касается филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека монографий, статей и методических пособий по языкознанию и литературоведению

http://www.gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи

http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ

http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий».

http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)

http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская / советская поэзия 
http://www.likt590.ru/project/museum/ - виртуальный музей литературных героев

http://www.rvb.ru/ - русская виртуальная библиотека

http://www.kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы

http://www.foxdesign.ru/legend/ - мифология Греции, Рима, Египта, Индии: иллюстрированная энциклопедия.

http://www.bibliotekar.ru/mif/ - Мифологический словарь под ред.Е.М.Мелетинского.

http://www.mify.org/dictionary.shml - древнегреческая мифология.

http://www.slovar.lib.ru/ - Словарь литературоведческих терминов

http://www.mlis.fobr.ru/- методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» 
http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы

http://slova.org.ru - Слова: поэзия Серебряного века 
http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова

 

О ПОЭТАХ И ПИСАТЕЛЯХ

Ахматова

http://www.akhmatova.org/

http://ahmatova.niv.ru/

http://www.ahmatova.ru/

 

Бродский 
http://www.lib.ru/BRODSKIJ/ 
http://brodsky.melomania.info 
http://imwerden.de/ 

Булгаков

http://www.bulgakov.km.ru/

http://www.bulgakov.ru/smibulgakov/  

http://www.bulgakov.ru/             

http://www.bulgakovmuseum.ru/

http://dombulgakova.ru/               

http://masterapera.ru/

 

Бунин

http://bunin.niv.ru/

http://www.persons.ru/

 

Вознесенский 
http://avos111.narod.ru 
http://www.a-marshal.ru

http://rockopera.narod.ru

http://feltzman.narod.ru

 

Герцен

http://www.gercen.net.ru


Гоголь

http://www.nikolaygogol.org.ru

http://www.ngogol.ru/

http://www.domgogolya.ru/

http://nikolay-gogol.ru/                                        

http://gogol.lit-info.ru/              


Гончаров

http://www.goncharov.spb.ru

 

Горький

http://www.maximgorkiy.narod.ru/

http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html


Грибоедов

http://www.griboedow.net.ru

 

Гумилев 
http://gumilev.ru

 

Добролюбов

http://www.dobrolyubov.net.ru

Достоевский

http://www.dostoevskiy.net.ru

http://www.fdostoevsky.ru/

http://www.dostoevskiifm.narod.ru/

 

Есенин

http://esenin.niv.ru/

http://www.slova.org.ru/esenin/index/


Жуковский

http://www.zhukovskiy.net.ru


Карамзин

http://www.karamzin.net.ru


Крылов

http://www.krylov.net.ru


Куприн

http://www.kuprin.org.ru


Лермонтов

http://www.lermontow.org.ru

http://www.lermontov.info/

http://www.tarhany.ru/museum/

http://www.lermontov.name/

http://www.vrubel-lermontov.ru/

http://lermontov.niv.ru/

 

Набоков

http://nabokov.niv.ru


Некрасов

http://www.nekrasow.org.ru
http://nekrasov.niv.ru/


Островский

http://www.ostrovskiy.org.ru

Пастернак

http://pasternak.niv.ru 

Паустовский

http://paustovskiy.niv.ru 

 

Пушкин

http://www.aleksandrpushkin.net.ru

http://pushkin.niv.ru/

http://pushkin.novgorod.ru/

http://www.rvb.ru/pushkin 

Рубцов 
http://rubtsov.id.ru 

Салтыков-Щедрин

http://www.saltykov.net.ru

Солженицын

http://www.solgenizin.net.ru/


Толстой Лев Николаевич

http://www.levtolstoy.org.ru


Тургенев

http://www.turgenev.org.ru

http://www.turgenev.net.ru/


Тютчев

http://www.tutchev.net.ru

http://www.tutchev.com/

http://tutchev.lit-info.ru/


Фет 
http://fet.org.ru 

Фонвизин

http://www.fonvisin.net.ru

 Цветаева

http://www.ipmce.su/~tsvet/

http://tsvetaeva.lit-info.ru/

http://tsvetaeva.synnegoria.com

http://t-smertina.narod.ru/litphoto/marina/cvetaeva/photoalbum-33.html

http://photo.tsvetayeva.com/


Чернышевский

http://www.chernishevskiy.net.ru


Чехов

http://www.antonchehov.org.ru

http://www.my-chekhov.com/ru/

http://www.library.taganrog.ru/chehov/date.html

http://chehov.niv.ru/

http://www.anton-chehov.ru/

http://www.antonchekhov.ru/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по твочеству А.С. Пушкина «Пушкин-солнце русской поэзии»

(игра «Счастливый случай»)

Цели и задачи:

  1. Развитие интереса к творчеству А.С.Пушкина, развитие желания изучения творчества великого русского писателя.
  2. Формирование  читательской позиции, акцентировать внимание учащихся на  философских вопросах бытия, отраженных в произведениях А.С.Пушкина
  3. Способствовать формированию активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма и гуманного отношения к людям, внутренней свободы и независимости.

Ход игры.

I гейм «Разминка».

Вопросы для первой команды (выбирают вопросы по жребию)

1. Назовите полную дату рождения А.С.Пущкина. (6 июня 1799г).

2. Кто родители А.С.Пушкина? (дворяне, Сергей Львович, Надежда Осиповна).

3. Когда начинает писать стихи А.С.Пушкин? (с восьми лет).

4. Назовите первую поэму А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»).

5. Что в своём распорядке дня никогда не менял А.С.Пушкин? (прогулку).

6. В какую погоду любил писать стихи А.С.Пушкин? (плохую).

7. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)

8. Какой известнейший поэт того времени присутствовал на выпускном  экзамене у А.С.Пушкина? (Г.Р.Державин)

9. Свидетелем какого исторического события были лицеисты? (война 1812 года)

10. Куда был сослан А.С.Пушкин в 1820 году? (Южная ссылка: Екатеринослав – Кишинёв – Одесса)

11. Какую карьеру выбрали родители А.С.Пушкина для своего сына? (карьеру военного)

12. С кем было отправлено стихотворение «Послание в Сибирь»? (жена декабриста Муравьёва)

Вопросы для второй команды.

Где родился А.С.Пушкин? (В Москве).

Чьей внучкой была мать А.С.Пушкина? (Внучкой Ганибала).

Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

Назовите родовое имение Пушкиных (село Михайловское).

Любимое время года А.С.Пушкина. (Осень)

С  кем стрелялся на  дуэли А.С.Пушкин? (Дантес)

Назовите самых близких друзей лицеистов. (И.Пущин, В. Кухельбекер, А.Дельвиг)

Какое произведение читал А.С.Пушкин на выпускном экзамене в лицее? (стихотворение «Воспоминание в Царском селе»)

Назовите имена сестры и брата А.С.Пушкина. (Ольга, Лев)

Кто из декабристов ответил А.С.Пушкину на стихотворение «Послание в Сибирь»? (А.Адоевский)

Какой царь возвратил А.С.Пушкина из ссылки в 1826 году? (Николай I)

Кто из друзей А.С.Пушкина приезжал к нему в Михайловское (когда А.С.Пушкин был в ссылке) ? (И.Пущин, Вяземский)

II гейм. «Заморочки из бочки».

(команды по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами, соответствующие номеру вопроса. Бочонок под номером 13 «счастливый случай» добавляет очко команде)

Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых имя главной героини Мария. («Бахчисарайский фонтан» - Мария, «Дубровский» - Мария Троекурова, «Капитанская дочка» - Маша Миронова, «Полтава» - дочь Кочубея Мария, «Метель» - Мария Гавриловна, «Выстрел» - Мария)

В каких произведениях А.С.Пушкина изображён Петр I ? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»)

Главные герои каких двух произведений А.С.Пушкина носят имена Мария и Владимир? («Дубровский», «Метель»)

Назовите фильмы, которые сняты по произведениям А.С.Пушкина. («Руслан и Людмила», фильмы по сказкам Пушкина. «Капитанская дочка». «Маленькие трагедии», «Коллежский регистратор», «Станционный смотритель», «Дубровский», «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Как царь Пётр Арапа женил», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.)

В каких произведениях А.С.Пушкин изобразил Пугачёва? («Капитанская дочка», «История Пугачёва»)

Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А.С.Пушкина? (В.Тропинин, О.Кипренский)

О каком портрете А.С.Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит» (о портрете работы О.Кипренского)

Счастливый случай (добавляется одно очко)

III гейм. Знаете ли вы произведения А.С.Пушкина?

(вопросы задаются командам по очереди)

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? (повесть «Капитанская дочка»)

Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? (А.П.Керн)

Какой композитор написал музыку к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»? (Глинка)



Предварительный просмотр:

Грамматический бой

Конкурс капитанов

1. На каком явлении русского языка основана игра слов?

Шел дождь и два студента: один в галошах, другой в университет.

(Многозначность).

3. Докажите, что невежа и невежда – слова-родственники. В чем отличие?

(Общее – незнание; отличие: «ж» – русский вариант, «жд» – старославянский; отличается значением).

Разминка

 1.Определите, сколько в предложении членов?

– Михаил Васильевич Ломоносов был человеком разностороннего, многогранного таланта. (2)
– Пусть будет атом рабочим, а не солдатом. (2)

2.Репортаж   о   спортивных   соревнованиях   в   газете   заканчивался   так: «Особенно удачно выступили (3 фамилии).   Все три включены в состав сборной». Кто эти спортсмены: мужчины или женщины? Почему вы так думаете?

ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ

Первый раунд.

Исправить все ошибки.

Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в Весиме. Отец его был дьяконом, а мать – домоседкой. В их доме была огромная библиотечка. Дмитрий сначало учился в духовном училище, а потом в Петербурском уневерситете имени С. М. Кирова. Его произведения один за другим появлялись на страницах журналов, но в январе тысяча восемсот семдесят восьмом году у Димы умер отец и всю заботу о семье взял на себя.
Последние два десятилетие он пишет для детей. Потомушто у него родилась дочь Аленушка. Многие книги Маминова-Сибиряка переведены на иностранный язык.
Обо всем этом мы услышали на экскурсии и ехали обратно с поднятым настроением.

Второй раунд.

Определить количество членов предложения. Доказать.

  • Он был самым способным из учеников.
  • Ученики имели намерение продолжать учиться.

Третий раунд.

Расшифровать отрывок из рукописи 1 половины 15 века. Чем    отличается современный текст от данного?

ТОЕОСЕНИКНЯЗЬСЕМЕНЪДМИТРИЕВИЧЪСУЗДАЛЬСКИЙПРИИДЕРАТЬЮКНОВЪГОРОДУНИЖНЕМУ.
АСНИМЪЦАРЕВИЧЕНТЯКСТЫСЯЧЬЮТАТАР.
ЛЮДИЖЕЗАТВОРИЛИСЯВЪГОРОДЕ.

(В ту же осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе).

Что за буквы Ь и Ъ? Что они обозначают сейчас?

Четвертый раунд.

Какова ошибка в предложении? Исправить ее.

1. Подходя к лесу, мне стало холодно.
2. Заниматься ему ничего не мешало.

(1) Когда я подходил к лесу, ...
(2) Заниматься ему ничто...

Пятый раунд.

Расставить в предложении знаки препинания 6 способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

1. Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
2. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
3. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
4. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
5. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
6. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Шестой раунд

Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:
грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.
(граммов, дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок).

Седьмой раунд

Прочитайте предложение и скажите, что оно обозначает.

Хорошилище грядет по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

(Франт идет по бульвару из цирка в театр в калошах).

Восьмой раунд

Используя перевод французских фразеологизмов, подберите русский вариант.

1. Жить как петух на откорме (= хорошо, беззаботно).
2. В те времена, когда королева Берта пряла (= очень давно).
3. Одним камнем сделать два удара (= успешно сделать два дела).
4. Отрезать хвост своей собаке (= удивить).

1. Как сыр в масле кататься.
2. При царе горохе.
3. Двух зайцев убить.
4.  Поставить с ног на голову.

Составление синквейна.

Подведение итогов. награждение



Предварительный просмотр:

Технология критического мышления в преподавании родного языка и литературы (бурятского языка и литературы) в современной школе в условиях ФГОС

 

     Как известно, любой урок родного языка является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Ежеурочно учитель работает над реализацией основной задачи урока как необходимости развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина. Эта проблема  сегодня актуальна и злободневна как никогда.
          Родной язык является одним из главных элементов культуры любого народа — носителя языка. Также и бурятский язык. Он открывает учащимся доступ к духовному богатству бурятского народа, является средством общения. Но сегодня встает проблема знания родного языка, употребление его  в своей речи. Молодое поколение забывает свой язык, перестает общаться на нем. Считает, что в дальнейшей жизни родной язык ему не пригодится. Перед нами встает проблема как привить учащимся любовь к своему языку, как зародить в них стремление приобщиться к народной культуре, обычаям и традициям родного народа. И это все должно происходить через организацию учебного процесса.

     Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде, в условиях реализации ФГОС основана на современных педагогических технологиях, и каждый учитель свободен в их выборе. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции в своей работе применяю технологию критического мышления, которая позволяет учить критически, мыслить и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Достоинство технологии развития критического мышления заключается в ее открытости.

      В связи с этим стараюсь проводить учебные занятия в коммуникативно-деятельностной форме с использованием приемов технологии критического мышления. Весь процесс необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Наиболее результативными являются  дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология критического мышления помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

В основе данной технологии лежит трехступенчатая модель:

1.         Стадия вызова —  актуализация  имеющихся  у учащихся знаний по данной теме; мотивация к учебной деятельности;

2.         Осмысление — получение новой информации; её осмысление; соотношение с уже имеющимися знаниями.

3.         Рефлексия — целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их много. Например: на стадии вызова я применяю приём «Что я знаю» (что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?), «Ключевые слова». Например:

— «Зүгы» гэhэн нэрэтэй текст зохеохыетнай дурадханаб. «Зүгы» гэжэ үгэ уншаад байхадаа, ямар асуудалнууд толгой соотнай түрэнэб?

Нэрээрнь үгүүлэлэйнгээ стиль элирүүлхээр гү?

Yгтэhэн үгэнүүдээр үгүүлэл зохеогты: Зүгы- зун –бал тоhон – ажалша – зурхэтэй.

На стадии осмысления очень выигрышен прием «Взаимообучение». В группах из 4–5 человек по очереди ученики играют роль учителя:

–          Суммируют содержание абзаца;

–          Формулируют вопрос и предлагают других ответить на него;

–          Разъясняют, что непонятно;

–          Дают задания для чтения следующего абзаца.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» — если считают, что это им известно;

«-» — если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Например, в 8 классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

(+)Мэдуулэлэй ямаршье гэшууд нэгэ турэл байжа болохо.

(+)Нэгэ турэл гэшуудэй хоорондо запятой табидаг.

(v)Нэгэ турэл гэшууд хамтадхаhан угэтэй байжа болохо.

(v)Хамтадхаhан угын нэгэ турэл гэшуунэй урда тээ байгаа hаань, тэрэнэй хойно хоеролжон точко табидаг; хойнонь байгаа hаань — зурлаа табидаг; дундань hаань — хоеролжон точко зурлаа хоерые табидаг.

(?)Юумые хэдэн тээhээнь тодорхойлhон элирхэйлэгшэнууд нэгэ турэл бэшэ байдаг, хоорондонь запятой табидаггуй.

На стадии рефлексии удачна работа по приему «Синквейн». Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

–          В первой строчке тема называется одним словом.

–          Вторая строчка — это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

–          Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

–          Четвертая строчка — это фраза, показывающая отношение к теме.

–          Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При изучении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн:

—        Фразеологизм

—        Удхатай, сэсэн

—        Хумуужуулнэ, баяжуулна, тододхоно

—        турэл хэлыемнай уран найруулгатай болгоhон

—        холбуулал.

Приём № 3 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается  умение  анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся составлять ЛОСы и читать их, пересказывать информацию, учатся обсуждать и доказывать свою точку зрения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

В результате такой организации учебного процесса повысился интерес к родному языку, увеличилось количество учащихся, которые участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах и имеют хорошие результаты.