Методическая копилка

Ахаржанова Баярма Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

План комплексного анализа текста для обучающихся 9-11 классов 

1.  Прочитайте  текст.  При  чтении  используйте  интонационные подчёркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому  литературному  направлению  принадлежал?  Чем  прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3.  К  какому  функциональному  стилю  речи  принадлежит  текст?  (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)

5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?

6. Какое настроение преобладает в тексте?

7. Определите тему текста.

8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).

9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10.  Как  связаны  части  текста?  Обратите  внимание  на  лексические  и синтаксические  средства  связи  (повторяющиеся  слова,  синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11. Как соотносятся начало и конец текста?

12.  На  каком  приеме/приемах  построен  текст  (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?

13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

14. Понаблюдайте над лексикой текста. Найдите  незнакомые  или  непонятные  слова  и  установите  их  значения  по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.

Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?

Понаблюдайте  за  различными  повторами  (анафорами,  эпифорами, лексическими  повторами,  повторами   однокоренных  слов).  Чем  они обусловлены?

Найдите  в  тексте  лексические  и  контекстуальные  синонимы  и/или антонимы.

Найдите перифразы. С какими целями они использованы?

Найдите  многозначные  слова  и  слова,  употребленные  в  тексте  в переносном значении.

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов,  историзмов,  неологизмов  терминов;  на  оценочные  слова,  на разговорные,  просторечные  или,  наоборот,  слона  возвышенного  стиля.

Зачем они употреблены автором?

Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?

Обратите,  внимание  на  средства  художественной  выразительности  и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).  



Предварительный просмотр:

Утверждаю: ________________

Директор школы Е.С. Бузаева

План

подготовки обучающихся к олимпиаде

по русскому языку в 10-11 классах

 МБОУ «Толтойская СОШ»

в 2019-2020 уч.г.

Учитель: Ахаржанова Б.В.

у.Хурай-Хобок, 2019

Пояснительная  записка

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Задачи:

  • подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

Основные принципы:

-обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;

-нацеленность на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, увидеть причины тех или иных языковых изменений, вычленить языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, провести семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. анализ предложенных примеров;

-включение в материал для анализа языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации;

-использование текстов и заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию личности учащегося. 

Темы для подготовки.

I. Решение задач опознавательно-объяснительного (репродуктивного) типа

1. Фонетика. Орфоэпия

Классификация гласных и согласных звуков

Транскрипция

Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты

2. История письма

Типы письма. Русский алфавит и его история

Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь

Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь

3. Историческая грамматика

Признаки старославянизмов

Позиционные и исторические чередования звуков

Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных

Носовые гласные, история буквы ять

Строение слога в древнерусском и современном русском языках

4. Языки мира

Национальный язык. Мировые языки. Пуризм

Генеалогическая классификация языков

Лингвистическая карта мира

Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интерлингвистика

5. Ученые-лингвисты

Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль,

Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др.

Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др.

6. Морфемика. Словообразование

Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные

Способы словообразования

Морфонология

7. Лексика. Фразеология

Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы

Устаревшая лексика

Приметы исконно русских и заимствованных слов

8. Морфология

Основные грамматические категории

9. Синтаксис

Структурные типы предложений

Синтаксические синонимы

Типы односоставных предложений

10. Орфография

Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа

Повторение сложных орфографических правил

11. Нормы грамматики

Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки

12. Лексикография

Основные типы словарей

Содержание словарной статьи

II. Чтение и перевод древнерусского текста

Классификация древнерусских памятников

Основные памятники древнерусской письменности

Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода

III. Основы ораторского искусства

Принципы построения устного выступления

IV. Решение задач сопоставительного типа

1. Фонетика

Фонетические пропорции

Диалектные особенности северных и южных русских говоров

2. Историческая грамматика

Упрощение групп согласных

Этимологический анализ слов. Народная этимология. Деэтимологизация

Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение

3. Языки мира

Типологическая классификация языков

4. Морфемика. Словообразование

Словообразовательное значение

Однокоренные слова и формы слова

5. Лексика. Фразеология

Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения

Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии

6. Морфология

Части речи. Их основные грамматические категории

Супплетивизм

7. Синтаксис

Синтаксическая функция слова

Неполные предложения. Типы неполных предложений

8. Орфография. Пунктуация

9. Нормы грамматики

V. Чтение и перевод древнерусского текста

«Слово о полку Игореве». Перевод фрагментов

«Моление Даниила Заточника». Перевод фрагментов

VI. Основы ораторского искусства

VII. Решение задач исследовательского типа

1. Фонетика

Звук, буква, фонема. Их соотношение

2. Историческая грамматика

Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка

Особенности в употреблении падежей в древнерусском языке

Особенности древнерусских синтаксических конструкций

3. Морфемика. Словообразование

Разбор слова по составу

Значения словообразовательных аффиксов

Синонимия, антонимия, омонимия морфем

Морфонологические явления на стыке морфем

Чересступенчатое словообразование

4. Лексика. Фразеология

Понятие лексико-семантической группы

Понятие о компонентном анализе слова

5. Морфология

Части речи. Их основные грамматические категории

Средства выражения грамматического значения слова

6. Синтаксис

Особенности структуры и семантики сложного предложения

Сложные синтаксические конструкции

VIII. Чтение и перевод древнерусского текста

Перевод фрагментов древнерусских текстов

IX. Основы ораторского искусства

Подготовка и представление докладов

X. Решение задач комбинированного типа

XI. Подготовка к выполнению творческих заданий

Типы и стили речи

Жанры




Список необходимых тем для подготовки к олимпиаде:

 "История Русского Языка"

01. Русский язык. Откуда он родом?
02. Где же, на какой территории жили наши общие предки?
03. Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на три группы: 
04. Начало славянской письменности
05. Деятельность Кирилла и Мефодия
06. Какие же книги первыми были переведены на славянский язык?
07. Судьба Кирилла (Константина Философа) и Мефодия 
08. Подробнее о старославянском языке
09. О фонетических приметах старославянизмов
10. О словообразовательных приметах старославянизмов
11. Лексические приметы старославянизмов
12. История взаимодействия старославянизмов и русизмов
13. Попытка стилистической дифференциации старославянизмов и русизмов
14. Язык Пушкина и использование в нем старославянизмов и русизмов
15. Современный русский язык и использование в нем старославянизмов и русизмов
16. Наступил 988 год. Древняя Русь приняла крещение... 
17. А была ли письменность в дохристианской Руси?
18. Бытовая письменность Древней Руси 
19. Становление и развитие великорусского языка 
20. Фонетическая и морфологическая система великорусского языка
21. Церковно-книжное произношение в Древней Руси
22. Берестяные грамоты
23. Устав - торжественное кириллическое письмо
24. Скоропись
25. Историко-культурные условия и книжные центры
26. Реформа книжного языка
27. Южно-русские и северно-русские диалектные черты в языке XV-XVI вв. Палатализация и веляризация согласных, судьба ъ и ь
28. Язык великорусской нации
29. Русские диалекты 

 "Фонетика"

01. Что такое фонетика?
02. Звук и буква
03. Фонетическая транскрипция
04. Органы речи. Образование гласных и согласных звуков
05. Ударные гласные: классификационные признаки
06. Безударные гласные: классификационные признаки
07. Особенности произношения гласных в безударных позициях 
08. Фонетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме
09. Согласные звуки: классификационные признаки
10. Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки
11. Фонетические чередования согласных по глухости / звонкости. Обозначение глухости / звонкости согласных на письме
12. Твердые и мягкие согласные звуки
13. Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме
14. Буквы Ь и Ъ
15. Место и способ образования согласных
16. Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука
17. Слог
18. Ударение. Фонетическое слово. Характеристики русского словесного ударения 
19. Орфоэпия
20. Схема фонетического разбора
21. Ученые-лингвисты, занимавшиеся исследованием фонетики

 "Орфоэпия"

"Орфография"

01. Гласные после шипящих и ц
02. Гласные ы и и после приставок
03. Буква  э
04. Буква ё
05. Общие правила правописания неударяемых гласных
06. Неударяемые гласные в корнях слов
07. Неударяемые гласные в приставках
08. Неударяемые гласные в суффиксах
09. Неударяемые соединительные гласные
10. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
11. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях
12. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах
13. Неударяемые частицы не и ни
14. Общие правила правописания согласных
15. Двойные согласные
16. Буквы ъ и ь
17. Общие правила
18. Имена существительные
19. Имена прилагательные
20. Имена числительные
21. Наречия
22. Предлоги, союзы, частицы, междометия
23. Правописание не и ни
24. Прописные буквы
25. Правила переносов
26. Русская дореформенная орфография 
27. Произношение упразднённых букв и правила употребления упразднённых букв
28. Орфография отдельных морфем (приставок, падежных окончаний)
29. «Тонкости орфографии»
30. Изменения в дореволюционной орфографии на протяжении ХVIII-ХХ веков
31. Выход из употребления «Тонкости орфографии»  "Орфография"

"Лексика"

01. Понятие о лексике, лексикологии, семасиологии и этимологии
02. Слово как основная единица языка
03. Лексическое и грамматическое значения слова
04. Основные типы лексических значений
05. Многозначность слова
06. Прямые и переносные значения слов
07. Типы переносных значений
08. Связь омонимии с многозначностью
09. Типы лексических омонимов. Другие виды омонимии. Паронимы
10. Возникновение и стилистическое использование омонимов
11. Синонимы и их типы
12. Синонимический ряд. Связь синонимии с многозначностью
13. Возникновение и стилистическая роль синонимов
14. Антонимы и их типы. Связь с многозначностью, стилистическая роль антонимов
15. Исконно русская лексика
16. Заимствованная лексика
17. Типы иноязычных слов
18. Кальки
19. Активный и пассивный словарь
20. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы
21. Новые слова (неологизмы)
22. Общенародная лексика
23. Диалектная лексика
24. Профессиональная и специальная лексика
25. Жаргонная лексика
26. Лексика нейтральная (межстилевая) 
27. Лексика устной речи (разговорная, просторечная)
28. Лексика письменной речи (книжная и высокая)
29. Понятие о лексикографии. Основные типы словарей
30. Важнейшие толковые словари
31. Основные аспектные словари
32. Фразеология
33. Порядок лексического анализа слова

"Морфемика"

"Словообразование"

"Морфология"

01.Что такое морфология?
02.Классификация частей речи в русском языке
03.Морфологический разбор части речи
04.Имя существительное
05.Имя прилагательное
06.Имя числительное
07.Местоимение
08.Глагол
09.Причастие
10.Деепричастие
11.Наречие
12.Слово категории состояния
13.Служебные части речи
14.Предлог
15.Союз
16.Частица
17.Междометие 
18.Звукоподражательные слова

"Синтаксис"
01.Предмет изучения синтаксиса
02.Словосочетание
03.Понятие о предложении
04.Виды предложений по цели высказывания
05.Виды предложений по эмоциональной окраске
06.Простое предложение
07.Главные члены предложения
08.Односоставные предложения
09.Второстепенные члены предложения
10.Слова-предложения (нечленимые предложения)
11.Неполные предложения
12.Однородные члены предложения
13.Обобщающие слова при однородных членах предложения
14.Однородные определения
15.Обособленные члены предложения
16.Пояснительные и уточняющие члены предложения
17.Выделительные конструкции
18.Присоединительные конструкции
19.Конструкции со сравнительными союзами
20.Вводные конструкции
21.Вставные конструкции
22.Обращения
23.Синтаксический разбор простого предложения
24.Сложное предложение
25.Сложносочинённое предложение
26.Понятие о сложноподчинённом предложении
27.Подчинительные союзы и союзные слова
28.Основные типы придаточных предложений
29.Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
30.Многочленные бессоюзные сложные предложения
31.Сложные предложения с разными видами связи
32.Способы передачи чужой речи
33.Прямая речь
34.Косвенная речь
35.Цитаты
36.Несобственно-прямая речь
37.Понятие о тексте. Основные признаки текста
38.Средства связи предложений в тексте
39.Единицы текста
40.Смысловые типы текстов

"Пунктуация"
01.Точка
02.Точка с запятой
03.Запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному
04.Запятая между главным и придаточным предложениями
05.Запятая между однородными членами предложения
06.Запятая между повторяющимися словами
07.Запятые при сравнительных оборотах
08.Запятые при определительных оборотах
09.Запятые при обстоятельственных оборотах
10.Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении
11.Запятые при вводных предложениях и вводных словах
12.Запятые при обращении
13.Запятые при междометии
14.Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов
15.Двоеточие
16.Тире
17.Знак вопросительный и знак восклицательный
18.Многоточие
19.Скобки
20.Кавычки
21.Знаки препинания при прямой речи
22.О сочетаниях знаков препинания

Требования к уровню подготовки:

- по фонетике и графике: уметь показать понимание различий между звучащей и письменной речью, указать возможные соответствия между буквой и звуком, различные способы обозначения на письме одного звука, показать знание орфоэпических норм, их вариативность, их изменение во времени;

- по морфемике: знать виды морфем, уметь их вычленять в словоформе, иметь представление об изменении морфемного состава слова в процессе исторического развития;

- по словообразованию: знать основные способы словообразования слов в русском языке, основные словообразовательные средства; уметь правильно найти производящую основу (указать, от какого слова или словосочетания оно образовано на синхронном уровне);

- по морфологии: знать систему частей речи, принципы их выделения; уметь анализировать грамматические категории каждой части речи;

- по синтаксису: знать основные единицы синтаксиса, их характерные черты; уметь анализировать синтаксические единицы;

- по лексике: иметь представление о лексике как о системе, об основных этапах ее развития, об изменении лексического состава языка; уметь определять значение (значения) слова, устанавливать наличие синонимических, антонимических отношений между словами;

- по фразеологии: иметь представление о фразеологизмах, их отличии от свободных словосочетаний; уметь определять значение фразеологических единиц, уметь подбирать к ним лексические эквиваленты.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Толтойская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

протокол №___

от ______________

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель ПК

______________

______________

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом Совете

протокол № __

от _____________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_______________

Приказ № ___

от _____________

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС:11 

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2019-2020 УЧ.Г.

УЧИТЕЛЬ: АХАРЖАНОВА Б.В.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: «Ох уж эти безличные предложения»

Цели:

  1. Формирование  умения определения и употребления в речи односоставных предложений.

Задачи

  1. Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  2. Закреплять умение составлять рассказ по картине.
  3. Развивать память, устную и письменную речь, образное и логическое мышление учащихся.
  4. Воспитывать чуткое отношение к художественному слову,  состоянию природы.

Оборудование: оценочные листы, таблица «Виды односоставных предложений», карточки "Дифференцированное задание по группам", задания на платформе

learningapps.org

Этапы урока

Содержание

1. Организационный момент

1 мин

2. Разминка

Синтаксический ринг, работа с текстом  (5 мин)

3.Подготовка к деятельности на уроке

Работа с таблицей. Формулирование темы и цели урока  (1 мин)

4. Изучение теоретического материала

Прослушивание фрагмента интернет-урока по теме "Безличные предложения" и выполнение предложенного задания (10 мин)

5. Первичное закрепление изученного материала

Выполнение тренировочных упражнений на платформе

learningapps.org   (4 мин)

Физкультминутка (2 мин)

6. ИГРА «ДА – НЕТ»

7. Отработка компетенций на языковом материале

Деление класса на группы для совместной деятельности на уроке. Проектная часть урока – работа в группах с дифференцированными заданиями.

Выступление групп. Анализ деятельности. Оценивание (10 мин)

8. Подведение итогов. Рефлексия.

5 мин

9. Дифференцированное домашнее задание

1 группа §35, упр. 203, 205

2 группа - Из художественной литературы выписать 10 односоставных предложений, указать их вид, выполнить синтаксический разбор 1 безличного предложения.

3 группа - Составить текст их 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений. Указать способ выражения сказуемого. (2 мин)

Приложение

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

могу

не могу

1

Находить двусоставные предложения

2

Находить односоставные предложения

3

Отличать односоставные предложения от двусоставных

4

Определять вид односоставных предложений

5

Находить односоставные безличные предложения

6

Определять признаки безличных предложений

Дифференцированное задание по группам

1-я группа: работа с текстом

Найдите в тексте безличные предложения, сколько их? Выделите грамматическую основу безличных предложений. Чем выражено сказуемое? Работаете ровно столько, сколько звучит мелодия.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

И. Бунин. «Антоновские яблоки»

2-я группа: Переделайте двусоставные предложения в безличные; укажите, чем выражено в них сказуемое.

1) Я нездоров. - Мне нездоровится.

2) Малыш не спит. - ...

3) Приближается вечер. - ...

4) Снег замел дорогу. - ...

5) Вчера был дождь? - ...

6) У тебя есть книга? - ...

3-я группа.

Придумайте 4 – 5 безличных предложений по картине А. Пластова «Летом».



Предварительный просмотр:

Тема урока: 

             «Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока:  дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы,  увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

  •  установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  •  определить роль пейзажа в рассказе;
  •  продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения;  развивать воображение;
  • воспитывать чувство внимательного отношение к природе.

Тип  урока: урок изучения нового материала (анализ художественного  текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, книжная выставка, выставка рисунков учащихся, компьютерная презентация, иллюстрации к рассказу «Бежин луг»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Подготовка учащихся к восприятию новой темы

Настрой на работу

Введение в тему, постановка целей урока.

Показ комп презентации

Эпиграф к уроку: « Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то  и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна –и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..» И. С. Тургенев

Определение темы и цели урока

Изучение нового материала

Организация работы по анализу текста (метод «Ромашка Блума»)

Контроль за работой групп. Консультация и помощь учащимся

Работа в группах. Осознанное чтение. Составление  вопросов)

Игра «Ты-мне, я- тебе»

Физкультминутка

Работа по картине  В. Е. Маковского « В ночном»

Учитель  читает фрагмент рассказа – описание рассвета.

Сопоставление  пейзажа на картине и в тексте

Работа над языком рассказа

Составление кластеров

1 гр.- Найти тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра

2 гр.- Найти тропы в описании леса, растений.

3 гр.- Найти тропы в описании животных.

Работа на платформе learningapps.org

Выберите соответствующий  комментарий к картинам природы:

1.Описание июльского дня.

2.Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

.

3.Торжественно и царственно стояла ночь.

.

1. (Природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба.)

2. Природа пугает охотника, враждебна ему.

3.Человек чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто фантастическое

Подведение итогов урока.

Какова роль пейзажа в рассказе «Бежин луг»?

Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа

Рефлексия. Самооценка деятельности на уроке. Оценка деятельности группы

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Согласны ли вы с высказыванием  В.Г.Белинского «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».»



Предварительный просмотр:

Буряад Уласай болбосоролой ба эрдэм ухаанай яаман

“Түнхэнэй аймаг”

гэhэн нютагай засагай байгууламжын болбосоролой захиргаан

«Толтын дунда hургуули» гэhэн муниципальна гүрэнэй тэдхэмжэдэ байhан юрэнхы hуралсалай эмхи зургаан

«Долоон эрдэни»

(мастер-класс)

5-дахи ангида

Гунга Чимитовай «Эрэ тахяа»

 гэhэн басни үзэлгын хэшээлдэ

хэрэглэгдэхэ онол арга

Багша: Ахаржанова Баярма Викторовна

                                                         Утаһан: 89503981842

Электронно хаяг: aharjanowa.baiarma@yandex.ru

Хуурай- hубаг

2020 он

Удхалан уншалга- эрдэм бэлигэй түлхюур

Мастер-классай зорилго: тус мастер класста хабаадагша  багшанарые өөрынгөө дүй дүршэлтэй танилсуулха, тэдэнэй мэргэжэл дээшэлэлгэдэ нүлөөлхэ.

Мастер  – класста шиидхэгдэхэ асуудалнууд:

- Текстын удха ойлгон уншалга тухай, бодожо үзэн уншалгада һургаха онол арганууд тухай мэдэсэ үргэдхэхэ;

-Блумай балжан гарма гэһэн онол арга дээрэ үндэһэлһэн,  буряадшалһан түхэлөөрөө хубаалдаха;

- шагнагшадые тус арга хэшээлдээ хэрэглэхыень дурадхаха.

Мастер-классай болзор: 10 минута.

Хабаадаха зоной тоо: 6- 12

Хуряангы аннотаци: тус мастер-класста хабаадагшад һурагшадайнгаа уран зохеол удхалан уншалгада  һургалгын онол арганууд тухай мэдэсэеэ үргэдхэжэ, өөрынгөө ажалдаа хэрэглэхэ дүршэлтэй болохо.

Түсэблэhэн дүнгүүд:

- хабаадагшадай тус дүршэлэй удха ойлголго;

- хабаадагшадай тус дүршэл хэшээлдээ хэрэглэлгэ;

- мастер-класста хабаадагша багшанарай өөрынгөө дүй дүршэлөө хурсадаха һанал бодолойнь далижалга.

Мастер-класс үнгэргэлгэдэ хэрэгтэй зүйлнүүд ба эрилтэнүүд:  

  • Самбар, долоон эрдэниин зурагууд, долоон «эрдэни шулуунууд»,  компьютерна презентаци, бүлгэмүүдэй тоогоор бэлдэгдэһэн А4 формадай хуудаhанууд, Г.Г.Чимитовай басниин текст, М.Елбоновай тус басни уран гоеор уншаһан аудиозапись.
  • Бүлгэмүүдэй ажал эмхидхэхээр бэлэн таһалга.

Мастер –классай ябаса

Багшын ажаябуулга

Хабаадагша багшанарай ажаябуулга

1-дэхи шата Эмхидхэлгын шата

Танилсалга. Хабаадагшад бүлэг бүлэгөөр хубаарна.

Эпиграфай удхаар багахан хөөрэлдөөн.

2-дохи шата

Багша тус онол аргын гол зорилго тухай, үрэ дүнгүүд тухай, өөрынгөө ажалдаа хэрэглэлгэ тухай хөөрэнэ.

3-дахи шата

Багша тус онол аргын онсо шэнжэнүүдые тайлбарилна, хабаадагшадта һанаандань тааруу «эрдэни шулуу» шэлэжэ абахыень уряална, тэдэнэй нюусыень тайлбарилна.

Бүлэг бүхэн өөрынгөө шэлэһэн «эрдэни шулуу» абана. Хабаадагшад багшын үгэһэн текст анхаралтайгаар уншана, М.Елбоновай аудиозапись шагнана, бүлэгэйнгөө шэглэлээр асуудалнуудые бэлдэжэ, бусадта дурадхана, табигдаһан асуудалнуудта харюу үгэнэ.

Жэшээ

1-дэхи бүлэгэй даабари –«Юрын асуудалнууд»

  • Юу хараад эрэ тахяа hүрэгтɵɵ дохёо үгɵɵдхинэ?
  • Хаана hүрэгɵɵ дахуулаад ородхиноб?
  • Хайшан гээд хүгшэн эмэ тахяае намнанаб?
  • Дальбараанууд соогоо эрэ тахяа гансаараа ямар байгааб?

2-дохи булэгэй даабари-

«Тододхолгын асуудалнууд»

  • Энэ басниин гол удхаар эжымнай эгээл үнэтэй хүн гэжэ зүб ойлгоно гүб?
  • Эрэ тахяа эжыгээ сэгнэнэгуй гэһэн бодол зуб гү?

3-дахи бүлэгэй даабари- «Тайлбарилhан асуудалнууд»

  • Эмэ тахяа юундэ хайратайб?
  • Эрэ тахяа дангинартаа яажа ханданаб? Юундэ?
  • Хүгшэн эмэ тахяада эрэ тахяа яажа ханданаб? Юундэ?
  • Хүгшэн тахяагай толгойдо ямар бодол ороноб? Юундэ?

4-дэхи бүлэгэй даабари- «Зохеон бүтээгдэһэн асуудалнууд»

  • Хэрбэеэ хүгшэн эмэ тахяа шэрүүн зантай байгаа hаа, тэрэ эрэ тахяае яаха байгааб?
  • Хэрбэеэ таанар уран зурааша байгаа hаа, ямар үнгэнүүдээр эрэ тахяае ба хүгшэн эмэ тахяае        зураха байгаабта?
  • Хэрбэеэ эрэ тахяа зɵɵлэн даруу зантай байгаа hаа, хүгшэн эмэ тахяада яагаад хандаха байгааб? Танай бодомжолгонууд

5-дахи бүлэгэй даабари- «Дадал теори хоерой хоорондохи харилсаа байгуулгын асуудалнууд»

  • Хүгшэн эмэ тахяагай орондо байгаа hаа яаха байгаабта?
  • Таа автор байгаа hаа,энэ зохёолоо яагаад дүүргэхэ байгаабта?
  • Эрэ тахяа байгаа hаа, хүгшэн эмэ тахяада таа ямараар хандаха байгаабта?

6-дахи бүлэгэй даабари «Сэгнэлгын асуудалнууд»

  • Эрэ тахяадал адли хүгшэрhэн эхэеэ гомодхоожо болохо гу?
  • Таанар эрэ тахяада ямараар ханданат?
  • Хүгшэн эмэ тахяа эрэ тахяада зɵɵлэнɵɵр хандана. Энэ зуб гү?
  • Эрэ тахаяагай ябадал hайн гү, али муу гү?

4-дэхи шата

Хабаадагшадай асуудалнуудта харюу үгэлгэ

Мастер-класс үнгэргэгшэ багшаһаа ойлгогдоогуй асуудалнуудаа һурана

5-дахи шата Онсолхолго

Джон Холтын үгэнүүд:

«Һуралсал гээшэ асуудалнуудые табилга. Асуудалнуудые табихын тула, үхибүүн өөрынгөө шадал мэдэсэдээ найдаха еһотой, харин багша, тэрэнииень дэмжэжэ, һурагшаяа далижуулха зэргэтэй».



Предварительный просмотр:

Буряад Уласай болбосоролой ба эрдэм ухаанай яаман

“Түнхэнэй аймаг”

гэhэн нютагай засагай байгууламжын болбосоролой захиргаан

«Толтын дунда hургуули» гэhэн муниципальна гүрэнэй тэдхэмжэдэ байhан юрэнхы hуралсалай эмхи зургаан

Буряад  уран зохеолоор

“Дайнай дүлэндэ дайрагдаһан бага наһан”

(В.Ж.Тулаевай туужа «Эсэгэеэ хүлеэлгэ»)

 гэhэн сэдэбээр

 7-дохи ангида

үнгэргэгдэһэн хэшээлэй

түсэб

Багша: Ахаржанова Баярма Викторовна

        Утаһан: 89503981842

Электронно хаяг: aharjanowa.baiarma@yandex.ru

Хуурай- hубаг

2020 он

Хэшээлэй түхэл: хэшээл-проект

Зорилгонууд:

  • Владимир Жамбалович Тулаевай «Эсэгэеэ хүлеэлгэ» гэһэн туужа соо Эсэгэ Ороноо хамгаалгын үеын бага наһанай үхибүүдэй дүрэнүүдые элирүүлэн гаргалга, авторай намтарар хөөрэлдөө эмхидхэлгэ;
  • «Эсэгэеэ хүлеэлгэ» гэһэн зохеол соо хэрэглэгдэһэн  уран аргануудай анализ хэхэ;
  •   Буряад уран зохеолой дээжэ болохо «Эсэгэеэ хүлеэлгэ» гэһэн туужа сооһоо багахан хэһэгээр зүжэг табиха;
  • Тоонто нютагайнгаа түүхээр һонирхожо,  уран зохеолдо дуратай  байлгын мэдэрэл түрүүлхэ.

Буряад уран зохеол үзэлгөөр үхибүүдэй шадабари :

  • Уран зохеолой темэ ба гол удха элирүүлхэ;
  • Зохеол соохи уран аргануудые олохо, тэдэнэй удха ойлгохо;
  • Гол геройнуудай характеристикэ эблэрүүлжэ шадаха;
  • Уран гоеор уншаха, хөөрэхэ.

Үхибүүнэй өөрын хүгжэлтын дүнгүүд :

Шэнэ юумэ ойлгохо дуратай байһанаа харуулха, хэшээлэй бүхы шатануудта эдэбхитэйгээр хабаадаха, харилсаха дуратай байха.

Метапредметнэ дүнгүүд:

Бэеэ гуримшуулаад ябаха шадабари: багшатаяа хамта хэшээлэй сэдэб элирүүлжэ шадаха, зорилго табиха, өөрынгөө ажал багшатаяа сугтаа шалгаха, багшын үгэһэн түсэбөөр хүдэлжэ шадаха, өөрынгөө ба бүлгэмэйнгөө ажал түсэблэхэ, сэгнэхэ.

Оршон тойрониие шудалха шадабари: багшын табиһан асуудалнуудта харюусажа шадаха; хэһэн ажалаараа дүн гаргаха, бүгэдэ һуралсалай, ухаан бодолой орео асуудал табиха ба тэрэнээ шиидхэхэ.

Харилсаха шадабари: багшаяа һайнаар шагнаха, классайнгаа үхибүүдтэй, багшатаяа хамта ажалаа эмхидхэхэ, хажуудахи хүнүүдээ шагнаха, тэдэнэй хэлэһые ойлгохо, түсэб табихаарсалдааниие усадхаха, бүлгэм соохи һурагшадайнгаа зан абари хүтэлбэрилгэ, Өөрынгөө һанал бодолые хүсэд элирхэйгээр тодорхойлон харуулха.

Хэшээлэй хэрэгсэлнүүд:

компьютер, телевизор, В.Ж. Тулаевай үхибүүдтэ видеохандалга, фотозурагууд, ватман, даабаринуудтай конвертнүүд, компьютерна презентаци, музей соохи материал, номууд г.м.

Хэшээл дээрэ хэрэглэхэ гол технологи: проектнэ технологи.

Хэшээл дээрэ хэрэглэгдэхэ онол арганууд: шэнжэлгын, репродуктивна, хамтадхалга, анализ, проблемнэ, гол мэдээсэл бэдэрэлгэ.

Хэшээлэй ябаса

Багшын ажаябуулга

Шата бүхэнэй hургаха, хүгжөөхэ,

тухайлха даабаринууд

Һурагшын

ажаябуулга

I шата Эмхэдхэлгын үе

Багша һурагшадые ажалда бэлдэнэ

Хэшээлдээ бэлэн байһанаа мэдүүлхэ

II шата

Хэшээлэй сэдэб элирүүлэлгэ, зорилго табилга

Зорилго табина.

В.Ж.Тулаевай видеохандалга харуулна. Слайд дээрэхи зураг, шүлэг харуулна, видеохандалга дээрэ үндэһэлэн хэшээлэй сэдэб элирүүлжэ,  зорилго табихыень дурадхана.

Видео хандалга анхаралтайгаар шагнажа, хаража, ролик соохи хуниие танижа, ямар зохеолой автор бэ гэжэ элирүүлжэ, шүлэг уран гоеор уншаха

Хэшээлэй сэдэб элирүүлхэ, зорилго табиха. Уран гоеор шүлэг уншаха

III шата. Проект дээрэ хүдэлмэри

һурагшад проект дээрэ хүдэлнэ.

Проектын ябаса дурадхаха. Орео асуудалнуудай бии болоо һаа шиидхэлсэхэ

Һурагшад 4 бүлэг боложо хүдэлнэ.

  1. Биографууд
  2. Шэнжэлэгшэд
  3. Литературоведүүд
  4. Зужэгшэд
  • Проектнэ ажал

IV шата.

Проект хамгаалалга

Багша тобшолол гаргахадань туһална

  1. Проектээ хамгаалха. Бэе бэеэ шагнаха, асуудалнуудта харюусахаар бэлэн байха.

Ватман дээрэ бүтээһэн ажалаа класстаа харуулха, хэһэн ажалаараа дүн гаргаха.

Амаралтын забhар

Нюдэнэйнгээ хараа гамналгын һорилго слайд дээрэ харуулха.

Нюдэнэйнгээ хараа гамналгын һорилго

Нюдэнэйнгээ хараа гамналгын һорилго хэхэ

V шата. Дүн гаргалга

VI шата.

Хэшээлдээ хэһэн ажалай сэгнэлтэ. (ре- флекси)

Хэшээлдэ хэр зэргэ һонин байһаниие смайлигуудаар харуулха.