Образная символика в поэме Л.Тапхаева "Ёхор"
опыты и эксперименты по теме

Ахаржанова Баярма Викторовна

Районная научно-практическая конференция

«Я пою о Тунке»,

 посвященная 75-летию со дня рождения Л.Д.Тапхаева и Году литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования Тункинского района

МБОУ «Толтойская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

«Я пою о Тунке»,

 посвященная 75-летию со дня рождения Л.Д.Тапхаева и Году литературы

Образная символика

в поэме Лопсон Тапхаева

«Ёхор»

Выполнил: Зомонова Суржана, ученица

                                                                                             8 класса

Руководитель: Б.В.Ахаржанова, учитель

бурятского языка и литературы  

у. Хурай-Хобок, 2015 г.

Оглавление    

Введение ……………………………………………………………………………………….

2

Символы как образ поэме (теоретический аспект)……………………..

2-3

Фольклорная основа символа как первоэлемента сюжета в бурятских эпических поэмах………………………………………………………….

3-4

Образная символика в поэме Л.Д.Тапхаева «Ёхор»…………………….

4-6

Заключение……………………………………………………………………………………

6-7

Использованная литература………………………………………………………….

8

        

Введение

Изучение символической образности – одного из ведущих направлений в современном литературоведении позволяет расширить и углубить теорию его поэтики. В связи с этим и осуществлялось наше исследование символики в одной из самых известных в бурятской эпической поэме второй половины ХХ века – поэмы «Ёхор», автором которого является  наш земляк, талантливейший поэт современной литературы Лопсон Дунзынович Тапхаев.

Актуальность темы данного исследования определяется тем, что малоизучена проблема символического обобщения в современной бурятской эпической поэме.

Задача исследования такого литературного жанра как поэма, очевидно, прежде всего состоит в том, чтобы в процессе анализа текста выяснить его символическую образность.

Научная новизна работы состоит в том, что жанр эпической поэмы рассматривается в русле процесса символизации современного искусства. В исследовании ставится и решается вопрос о влиянии символической образности на сюжетостроение и жанровые особенности поэмы «Ёхор».

  1. Символы как образ поэме (теоретический аспект)

Символ в «Литературном энциклопедическом словаре» представляется как «образ, взятый в аспекте своей знаковости», как «знак, наделенный всей         органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа… Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого.»

В статье С.С.Авенцева «Символ» говорится, что «всякий символ есть образ, но категория символа указывает на выход образа за его собственные пределы. Переходя в символ образ становится «прозрачным; смысл просвечивает сквозь него» будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива»

В литературном произведении подлинный символ-образ или образ символического значения имеют двуединую природу: это и предмет, имеющий свою вполне ощутимую оболочку, и миф, в котором хранится память о прошлом». Основная его особенность в том, что он может обладать не только смысловой функцией, но и сюжетообразующей.

  1. Фольклорная основа символа как первоэлемента сюжета в бурятских эпических поэмах

Бурятская литература находится под значительным влиянием мифологической и фольклорной эстетики и ее поэтики.  

Формирование бурятской литературы на всем протяжении ее исторического развития связано с осознанием се6я как самобытной частицы некогда единого Великого Монгольского государства с общей исторической судьбой, единой культурой. По мнению И.А.Кима, бурятские поэты брали из фольклора не только ее демократизм, народность, но и поэтику, образную систему, ряд сюжетов, принципы композиционного строя.

Образы-символы прочитываются как символы, понимаемые очень широко: как многозначные образы, в которых воплощена духовная сущность народа, очищенная от всего поверхностного и переходящего. В этих образах подчеркнуто их реальное наполнение, они не изобретаются, не создаются заново, а унаследованы от фольклорной традиции, именно через нее осуществляется связь времен.

  1. Образная символика в поэме Л.Д.Тапхаева «Ёхор»

Роль образа-символа, связанного с бегом времени, очень ярко выражен в лирико-повествовательной поэме замечательного бурятского поэта Лопсон Тапхаева «Ёхор» (1984).

Как пишет исследователь поэзии Л.Тапхаева, «традиционный круговой танец бурят становится объектом символизации в поэме». Эпическое повествование о жизни простых бурят, их труде, обычаях, традициях ведется в поэме под напевы ёхора.

Нара зүб, нара зүб ёохороо

Жама ёһоорнь хатараял.

Бүмбэрсэгөө тойрохоор

Бүхы нүхэдөө уриял.

Круговой танец передает вращение земли, движение солнца по небосклону, позволяя создавать модель народного универсума,  а также социума. Именно в нем, главном герое- символе звучит авторская идея гармонии народной жизни, единения народа перед лицом главного эпического события- Великой Отечественной войны. Для эпоса характерно внимание к событиям общенационального значения.

В основном тексте поэмы содержатся и воспоминания героев о прошлом. Поэтому хронотоп произведения охватывает события начала века до современности и пространство от Тунки до Германии. Это и позволяет отнести поэму  к лирическо-повествовательному жанру, а авторскую точку зрения назвать «отстраненной». Также в тексте поэмы сам танец ёхор отделен от субъективной точки зрения и персонифицирован – это эпический самостоятельно действующий герой.

Далда ороһоор даллаһаар,

Дайша хүбүүд мордоо һэн.

Ондоо дайдаар ханхинаһаар,

Ёохор дайнда ошолдоо һэн.

Но лирическая струя- голос лирического героя- звучит с самого начала поэмы- это и воспоминания о далеком послевоенном времени:

Мэдэхэһээмни соохор,

Мэнэл шэнги шэхэндэмни

Шэнхинэжэ байһан юм

Түнхэнэймни ёохор.

“Ёохой, ёохой, ёохой даа,

Ёохорложо наадая”.

Затем начинается разговор о времени окончания войны, на ёхор собирается народ, фронтовики вспоминают военные годы, собравшиеся вспоминают тех, кто не вернулся. Затем повествование возвращается к началу войны, «словно дракон», забравший парней. Прощаясь девушки с парнями дружно танцуют ёхор. Танец для всех-символ единения, поддержки в грозное время, когда, как в ёхоре, надо стоять, взявшись за руки, прижав локоть другого, тем самым ощущая его рядом, близко, чтобы не быть отнятым войной. Это духовный стержень для всех: и уходивших на войну, желавших забрать с собой «аромат материнской земли», «тепло горящего костра», и прощающихся, остающихся ждать.

В повествовательной ткани поэмы- рассказ Данзана о лучшем из лучших парней- Ардан- Жабе, героически погибшем на войне. Герой в этой части повествования показан в действии, а ведет его к героическому, самоотверженному поступку песня ёхора, вселяя в парня патриотический дух. Повествование приобретает характер улигера. В той части, где автор-повествователь вспоминает трудности и лишения послевоенного времени («протертые спины лошадей», «обветренные руки», «белесый чай»), звучит чувство гордости за людей, вынесших суровое время. И ёхор снова с людьми, своими ритмами, круговым единением- общим покачиванием, общей песней сплачивает сердца людей. Но происходит и прикосновение людей к прошлому, традиции, к тому, что составляет общую память нации.

Мянган жэлэй сууряае

Миндаһан дээрэ бэшээ бол,

Миралзажа ерэхэдээ,

Ёохойн аялгаар зэдэлхэл.

Түмэн жэлэй абяае

Түүжэ илган шагнаа бол,

Түхэреэлхэдэжэ ерэхэдээ,

Ёохой болоод тэхэрихэл.

Заключение

Таким образом, в поэме ёхор является символом реального быта и бытия народа, выражает субъективную потребность человека выразить мир, строй чувств, рождающихся из ощущения сопричастности к окружающему миру.

По мнению Л.Тапхаева, ёхор – это “сокровищница» времени, наиболее жизнеспособная ценность бурятского народа. «… здесь, в одном неразмыкающемся круге оказываются и история народа, и надежды каждого отдельно взятого человека, и любовь, и песни, и душа, и сила народа».

Использованная литература:

  1. Тапхаев Л. Золотые гольцы.-Улан-Удэ, 1986.
  2. Балданов С. Бурятская литература.- Улан-Удэ, 2001.
  3. Самбялова Т. Традиционная и авторская символика в бурятской эпической поэме второй половины ХХ века.- Улан-Удэ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

поэма "Посвящение символике России"

Я сочинила эту поэму в помощь учителям....

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.

Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...