Главные вкладки

    Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
    методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

    Боровская Елена Анатольевна

    Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse_po_poeme_m.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова

    «Песня про царя Ивана Васильевича…»

    Тема: «Герои поэмы  и нравственный идеал автора»

    Цели:

    1. дальнейшее развитие  понятий «романтический герой», «романтический конфликт»;
    2. закрепление умений анализа литературного произведения;
    3. воспитание  высоконравственных личностных качеств на примере героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

    Технологии:

    1. проблемного обучения
    2. дифференцированного обучения
    3. работа в группах
    4. ИКТ
    5. Критического мышления
    6. Здоровьесберегающая

    Оборудование:

    компьютер, проектор, экран

    эпиграф:

                            Да, были люди в наше время,

                            Могучее, лихое племя:

                            Богатыри, не вы.

                            

                                                    М.Ю.Лермонтов.

                                                    Баллада «Бородино»

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

            - Что такое нравственность? (ответ учащихся).

            - Вот как объясняется это слово в толковом словаре: «Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения». (подготовленный ученик)

            - Каково значение слова «идеал»?

            (Ответы  учащихся).

            - В словаре дается следующее объяснение: «Совершенное воплощение чего-либо». (Подготовленный ученик).

            Как вы понимаете смысл словосочетания «нравственный идеал»?

            (Ответы  учащихся).

            - Это высоко духовная личность, человек-образец, с которого мы должны брать пример, учиться у него добру, справедливости, порядочности, внимательному отношению к ближним.

            Нравственным идеалом может быть человек из реальной жизни, нашего окружения, но им может быть и литературный герой.

     Сегодня на уроке мы попытаемся определить, какой герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» является, по мнению автора, нравственным идеалом и какими способами создается характер этого литературного героя.

    III. Сопоставительный анализ текста.

    1.

            - Назовите героев поэмы, между которыми вспыхивает основной конфликт.

    (Степан Парамонович Калашников   и опричник  Кирибеевич)

            - Давайте попробуем исследовать текст поэмы и найти способы характеристики этих героев. Мы составим таблицу по определенному плану.

    (Учитель на экране показывает  расчерченную  таблицу. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь. Таблица заполняется по ходу работы).

            - У всех ли героев поэмы есть имена?

    (Степан Парамонович  Калашников – купец, продолживший дело своего отца: «… и родился я от честнова отца».

    Кирибеевич – опричник. Опричники творят зло, их все боятся. Фамилия  его  Скуратов.

    («из семьи Малютиной»).

    2. Самостоятельная исследовательская работа учащихся по группам:

            - Сейчас вы самостоятельно по группам поищите в тексте поэмы другие способы создания характера героев.

    1 группа: речь героев;

    2 группа: поступки Степана Парамоновича Калашникова и его отношение к человеческим и духовным ценностям;

    3 группа:  поступки Кирибеевича и его отношение к человеческим и духовным ценностям.

    4 группа: авторская оценка героев.

    3. Сообщения учащихся каждой группы по наводящим вопросам учителя.

    (Остальные учащиеся заполняют таблицу по ходу рассуждения)

    1) Вопросы к первой группе:

            - Какова речь героев?

            (Степан Парамонович говорит ласково: «речью ласковой гостей он заманивает»; с женой – строго: «Уж где ты, жена, жена шаталася?...; с братьями – откровенно, «Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мной приключилася….», с Кирибеевичем – смело; «…а родился от честнова отца, и жил по закону господнему…»; с царем разговаривает с достоинством: «Я скажу тебе, православный царь…». Его речь очень эмоциональна (использование  эпитетов, восклицательных предложений и т.п.).

    Кирибеевич говорит высокопарно: «не родилась та рука заколдованная…»; об  Алене Дмитриевне – страстно: «не найти, не сыскать такой красавицы…, «Как увижу ее, я и сам не свой…»; его речь хвастливая: «Так и быть, обещаюсь для праздника, отпущу живого с покаянием…»

    2).Вопросы ко 2 и 3 группам:

            - Какие поступки совершают герои?

              Как это их характеризует?

    (Калашников женат, венчан в церкви, живет по законам Божьим. Кирибеевич холост, но испытывает чувство любви к замужней женщине. Эта любовь страстная, губительная. Он нарушает христианские заповеди: «не прелюбодействуй», « не обмани» и др.

            Учащиеся находят символ – платок (символ власти, защиты). Степан Парамонович подарил его Алене Дмитриевне – Кирибеевич сорвал с головы. Он опозорил Алену Дмитриевну, разрушил семейное счастье, значит,  встал против Бога.

            - Какой нравственный выбор делает Калашников?

    (Он собрался участвовать в кулачном бою с опричником «за святую правду –матушку». Защищая честь  семьи, говорит братьям: «А такой обиды не стерпеть  душе да не вынести сердцу молодецкому».

            - Как герои выходят на бой?

    Кирибеевич:  «Царю в пояс молча кланяется,…

                         Подпершися в бок рукою правою,…

                         Ожидает он себе противника.

                         …. Над плохими бойцами подсмеивает…»

    Калашников: «Поклонился  прежде царю грозному,

                         После белому Кремлю да святым церквам,

                         А потом всему народу русскому».

             Кирибеевич не признает никого, кроме царя, которого – единственного – он боится.

            Калашников показан человеком, признающим государственную власть, глубоко верующим и любящим народ).

            - Найдите в тексте поэмы детали,         характеризующие состояние Кирибеевича в тот момент, когда Калашников объяснил причину своего участия в кулачном бою. О чем это говорит?

    («Побледнел в лице, как осенний снег;

    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз,

    На раскрытых устах слово замерло…»

    Кирибеевич испугался того, что  раскроется его обман, ведь он говорил царю, что Алена Дмитриевна  - незамужняя. И царь его благословил).

            - Кто первым начинает бой?

    (Кирибеевич. Он уверен в своей силе и хочет поскорее избавиться от обвинявшего его в грехе Калашникова).

            - Куда ударил Кирибеевич Калашникова?

            Почему?

    (Ударил в грудь, в то место, где находится  нательный крестик, тем самым покушаясь не только на человека, но и на всю веру  христианскую).

            - Куда ударил Калашников Кирибеевича?

            Почему?

    («… И  ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча».

    Калашников нарушил правило боя. Он сознательно шел на убийство своего обидчика, так как хотел защитить честь своей семьи и избавить от зла Русь Святую).

    (Физминутка)

    3). Вопросы ко всему классу:

            - Кто вершит суд над Калашниковым?

            Почему? Справедлив ли этот суд?

    (Царь Иван Грозный сурово судит Калашникова. Его суд жесток, но справедлив, так как Калашников убивает человека, к тому же любимого царского опричника).

            - Почему Калашников не открыл царю всей правды, а просил казнить себя?

    (Калашников понимает, что, убив Кирибеевича, он совершил страшный грех, нарушил заповедь: «не убий». И только Бог может рассудить его: «Скажу только Богу единому»)

            - Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?

            - Кто и почему победил в этом поединке?

    4). Вопросы ко всему классу.

            -Каково отношение русского народа к героям?

            - Почему в финале не говорится о могиле Кирибеевича?

    (Люди похоронили Калашникова, поставили на его могиле кленовый крест. Его помнят, о нем горюют, его славят, за его душу молятся. Кирибеевича же все забыли. О нем не упоминается в финале поэмы).

    5).Вопросы к 4 группе (уровень повышенный):

            - Какова авторская оценка  героев?

    (Она дается  через эпитеты, сравнения… Автор на стороне Калашникова. Он восхищается его удалью, смелостью, чувством собственного достоинства, стремлением постоять за свою честь. Также автор с сожалением говорит о смерти героя, употребляя выражение: «головушка бесталанная». Кибиреевича он осуждает, называя его «луковым рабом», хотя говорит о его внешней красоте и физической силе).

    После рассуждений учеников в таблице появляется примерная запись:

    Способы создания характера

    Калашников

    Кирибеевич

    I.Имя

    Степан Парамонович

    Нет имени

    II.Происхождение,


    положение в обществе

    «от честного отца»


    купец

    «из славной семьи из  Малютиной,

    опричник

    III.Поступки, отношение к ценностям

    1.К семье,

     женщине

    Женат. Живет по законам

    Дарит платок.

    Холост, но любит замужнюю женщину.

    Срывает платок.

    2. Причина участия в бою.

    Защитить честь семьи, избавить Русь от зла.

    Показать физическую силу.

    3.Выход на бой.

    «Поклонился прежде всего царю грозному, После великому Кремлю да святым церквам, А потом народу русскому»

    «Царю  молча в пол кланяется» да посмеивается ….

    4.Состояние героев после объяснения причины.

    «горят очи его соколиные,

    На опричника смотрят  пристально»

    «побледнел в лице, как осенний снег ….

    Между сильных плеч пробежал мороз,

    На открытых устах слово замерло…»

    5.Бой

    «И ударил прямо в левый висок со всего плеча»

    «… И ударил его посередь груди…»

    IV. Речь героев

    Ласковая, полная достоинства

    Страстная, хвастливая


    V. Авторская оценка героев.

    Статный молодец; удалой купец; удалой; лихой боец; очи соколиные; плечи могучие; головушка бесталанная.

    Удалой боец; буйный молодец; очи темные, луковый раб; побледнел, как осенний снег; повалился, будто сосенка ….

    VI. Отношение русского народа к героям

    Схоронили за Москвой рекой,…

    И кленовый крест … поставили,….

    Пройдет старый человек – перекрестится, молодец приосанится, девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку.

    VI. Обобщение.

            - В основе поэмы лежит конфликт. Как конфликт помогает раскрыть характер лермонтовских героев?

    (Конфликт проявляется в поступках героев, в их отношении к системе ценностей, которые выработало человечество за годы своего существования. Эти способы и помогают нам понять характеры героев).

            - Кто из героев лермонтовской поэмы является нравственным идеалом писателя? Почему?

    (Нравственным идеалом является романтический герой Степан Парамонович Калашников, восставший на страшную силу в образе опричника, любимца царя, и сумевший победить ее, показав при этом свою физическую и духовную силу).

            - Как эпиграф к нашему уроку соотносится с героями «Песни про царя Ивана Васильевича….»?

            - Составьте синквейн об одном из героев поэмы (по группам)

    VII. Домашнее задание (на выбор):

            №1. Прочитайте поэму М.Ю.Лермонтова «Боярин  Орша»; определите тему, конфликт; охарактеризуйте героев поэмы.

            №2. Сравните лермонтовских героев из поэмы «Боярин Орша» с  героями поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…»

    VIII. Оценки за урок.

    IX. Рефлексия.

    Какие  эмоции вы испытали во время выполнения заданий?

    Какие  задания вам показались наиболее интересными? Какие – трудными?

            Понравился или нет вам урок? Почему?

    Какие вопросы вы хотели бы задать учителю, ученикам?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

    Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

    Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

    Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

    Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

    "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

    Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...

    Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

    Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

    Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

    Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...