Главные вкладки

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Прусова Анна Евгеньевна

    Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannyy_urok_literatury_i_istorii_v_7_klasse.rar532.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Руханская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Ершичский район Смоленской области

    ОТКРЫТЫЙ

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

    ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОРИИ

    в 7 классе на тему: 

                                               

    Учитель русского языка

    и литературы Прусова А.Е.

    учитель истории Прусов Г.И.

    2012г.

    Цели урока:

    1. Повторение пройденного о жизни и творчестве М.Ю Лермонтова;

    1. Показать учащимся быт и нравы Руси VI века – века правления Ивана Грозного и как эти события отразились в произведении М.Б. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича…»;

    1. Повторить события истории, которые относятся к эпохе царствования Ивана Грозного;

    1. Развивать межпредметные связи литературы с историей, кругозор учащихся, умение соотносить литературные образы с исторической эпохой;

    1. Воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины через литературные образы; воспитывать у учащихся чувство чести и достоинства.

    Оборудование:

    1. Портрет М.Ю. Лермонтова;
    2. Мультимедийная презентация «Песня про царя Ивана Васильевича…»– поэма об историческом прошлом нашей Родины;
    3. Компьютер;
    4. Мультимедиапроектор;
    5. Интерактивная доска;
    6. DVD – фильмы «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова», «Царь Иван Васильевич Грозный», «С Лермонтовым в Кисловодске» (просмотр фильмов предварительно, в свободное время).

    Использование современных инновационных технологий:

    1. Информационно-коммуникационные;
    2. Интернет-технологии (в ходе подготовки урока);
    3. Мультимедийные средства;
    4. Технология интеграции

    Словарная работа:

    1. Работа с историческими понятиями: опричник, опричнина, домострой.

    1. Работа с литературными терминами:

    поэма, эпические произведения, лирические произведения, фольклор.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя литературы:

    М.Ю. Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем  русской классической литературы.

    Сегодня мы с вами должны познакомиться с поэтическим миром М.Ю. Лермонтова, его поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это произведение об историческом прошлом нашей Родины, в котором отразилась эпоха Ивана Грозного. Поэтому сегодня у нас не совсем обычный урок, а интегрированный  урок литературы и истории, где вы узнаете об эпохе Ивана Грозного, картинах быта того времени, семейном укладе, который существовал в VI веке и сравните с произведением Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», как эти события отразились в этом историческом произведении, все это поможет вам воспитывать такие чувства, как: любовь к историческому прошлому своей Родины, чувства чести и достоинства, умение постоять за честь своей семьи.

    М.Ю. Лермонтов – певец героизма.

    Мы у самого порога поэтического мира Лермонтова. Высокие ворота, ведущие туда, ещё закрыты. Но стоит только перевернуть страницу – и они распахнутся. Нас ослепит блеск молний, нас подхватят и понесут волны музыки. Мы вступаем в мир гроз и бурь, в мир смелых дум и гордых душ.

    Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

    Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

    А теперь, ребята, давайте вспомним, что вам известно из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

    Ученик: Лермонтовы – дворянский род, уходящий своими корнями в глубокое прошлое, где легенда и реальность давно сплелись воедино. Одно семейное предание особенно полюбилось М.Ю. Лермонтову – предание о шотландских предках – рыцарях и поэтах.

    История гласила, что в VIII веке вблизи шотландского города Мельроза стоял замок Эрсильдон, где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт. Он был известен как поэт и прорицатель, предсказавший шотландскому королю Альфреду III его неожиданную и случайную смерть. Конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя в свет за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили из царства фей.

    Учитель: Стихи и предсказания, загадочное двойственное существование и роковой конец – как это все роднит Лермонтова и его легендарного предка.

    Какие факты биографии Лермонтова еще вам известны?

    Ученик: М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери. Ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы поэт провел в имении бабушки Тарханы (пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Михаил Юрьевич учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, затем в университете, в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

    Его кумиром был Пушкин. Когда погиб Пушкин, Лермонтов написал резкое. Гневное, обвинительное стихотворение  «Смерть поэта», за которое он был посажен под арест, потом отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, а позже выслан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время  возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе же в 1841 г. На дуэли поэт погиб.

    Ученик: Лермонтов - один из моих любимых поэтов, мне нравится его лирика, патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как "Парус" и "Два великана". Это больше всего поразило меня в нём. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.

    В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового великого поэта - Михаила Лермонтова, который стал достойным преемником Пушкина. Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом, некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами («Выхожу один я на дорогу…»). За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.

    Беседа по вопросам:

    1. Какие произведения Лермонтова вы помните? Какие знаете наизусть?
    2. Какие произведения Лермонтова на исторические темы вы читали? («Бородино») Причтите отрывок.
    3. Какие исторические личности вы встретили в «Бородино»? (Наполеон, Кутузов).
    4. Какова цель обращения поэта к историческим событиям, историческим личностям? (К теме Отечественной войны 1812 года («Бородино») поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать, как измельчало «нынешнее племя».)

    Послепушкинское поколение – люди «совсем другой эпохи», жаждавшие деятельности и борьбы, тосковавшие по героическому  и не находившие этого в современной им жизни.

    Слово учителя истории:

    Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъема времен Отечественной войны 1812 года, времен тайных обществ и демократических устремлений.

    (Характеристика эпохи)

    Слово учителя литературы:

     

    Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, мужественных людей, героев.

    Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей.

    Михаил Юрьевич Лермонтов – взыскательный художник. Он был очень требователен к себе и печатал только совершенные, вполне законченные произведения. Многое из написанного им не было опубликовано при его жизни так же и по цензурным условиям, а потому громадное большинство произведений поэта увидало свет лишь после его смерти, иногда много-много лет спустя. Всё, что сейчас печатается в собраниях сочинений Лермонтова, дошло до нас главным образом в публикациях посмертных и рукописях. Иногда это рукописи-автографы, то есть написанные рукой самого поэта.

    Из поэм только «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» были опубликованы самим Лермонтовым.

    «Песня» была опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Печатание произведения опального поэта представляло затруднение. Хотя Лермонтов в то время из ссылки за стихи на смерть Пушкина уже вернулся, но тем не менее «цензор нашёл совершенно невозможным делом напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ

    Один из любимых образов Лермонтова – народный певец. Древние певцы вдохновляли воинов на битву, хранили память о героях. В юношеском стихотворении «Песнь барда» (1830) поэт рассказывает о том, как старый певец вернулся домой после долгого отсутствия и застал Родину порабощенной. Он бросил на землю и раздавил ногой свои гусли. Народных певцов встречаем и в поэме «Песня про купца Калашникова…». Здесь это «ребята удалые, гусляры молодые, голоса заливные». Свою песню они сложили «на старинный лад», певали «под гуслярный звон». Подлинная жизнь послужила содержанием их песни. Память о подвигах Калашникова сохранило народное предание. Этот подвиг имеет высокий моральный смысл. Калашников выходит на смертный бой с Кирибеевичем не только чтобы отомстить за позор собственной семьи, но и казнить царского любимца за оскорбление человеческого достоинства, за несправедливость. «Постою за правду до последнева», - говорит Калашников перед боем, а младшим братьям в случае поражения завещает продолжать борьбу «за святую правду-матушку». Как могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев Калашников:

    Уж как завтра будет кулачный бой

    На Москве-реке при самом царе,

    И я выйду тогда на опричника,

    Буду насмерть биться, до последних сил,

    А побьет он меня – выходите вы

    За святую правду-матушку.

    Правдивость и мужество роднят героя Лермонтова с героями народных песен. Он смело смотрит в глаза смерти и не хочет ценою лжи спасти себе жизнь. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» убил он его приближённого, раздается бесстрашный ответ: «я убил его вольной волею». Героя произведения хоронят «промеж трех дорог». Мимо его могилы идут люди. Все о нём помнят, и каждый по своему чтит смелого борца за правду:

    Пройдёт стар человек – перекрестится,

    Пройдёт молодец – приосанится,

    Пройдёт девица – пригорюнится,

    А пройдут гусляры – споют песенку.

    От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории – время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей – эпоху Ивана Грозного.

    Слово учителя истории:

    Ещё в правление деда Грозного, Ивана III, Европа, едва подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена появлением на своей восточной границе огромного государства. И в центре этого государства была Москва, а в центре Москвы, на горе, точно сказочный замок, высился Кремль. Он был окружен водой и рвами, с подъемными мостами, стенами с башнями. В этой неприступной крепости высились белокаменные златоверхие храмы, дворцы, палаты, терема. У Николаевских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю Ивану Васильевичу в подарок английской королевой, и стоял живой слон, вывезенный из Аравии.

    Площадь перед Кремлём была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлём тянулись торговые ряды. Около Покровского собора (больше известен под названием храма Василия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мятежей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом. С утра до вечера по площади стоял крик, ржание коней. Среди палаток, ларьков, распряженных телег в толпе крестьян и посадских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикивая свой товар. А в торговых рядах, около лавок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бояре и боярины, которых зазывали к себе купцы. А то вдруг пройдёт с весёлой песней пёстрая толпа скоморохов, раздастся пронзительный крик юродивого или протяжная песня нищих слепцов – «калик перехожих». Но вот наступает вечер. В церквах отзвонят вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. Скоро заскрипят на все лады окованные железом тяжёлые ворота кремлёвских башен, в конце улиц расставят решётки, охраняемые сторожами, так что из улицы в улицу нельзя будет и пройти. Наступит ночь, тёмная и тревожная, с грабежами и убийствами. И, чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки тяжёлыми засовами и уходят домой к себе в Замоскворечье, где живут в высоких бревенчатых домах «в два жилья», с тесовыми кровлями. В каждом доме – множество кладовых, каждый дом – маленькое самостоятельное хозяйство.

    Слово учителя литературы:

    В поэме Лермонтова живо встаёт картина древней Москвы, а Москва дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. Мы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожидая Алену Дмитриевну. Наконец она появляется. Её косы русые «снегом-инеем пересыпаны». В метель происходит встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем, «снегами рассыпчатыми», умывается заря алая в день поединка, и на «холодный снег» падает пораненный смертельным ударом Кирибеевич, «на холодный снег будто сосенка»…

    Слово учителя истории:

    XVI век – начало новой эры во всем мире. Со второй половины XV столетия начинается величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Идёт борьба за свободу мысли. Начинается расцвет науки и искусства. Это эпоха Коперника и Джордано Бруно, Бэкона и Галилея, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Люди того времени охвачены духом смелых исканий. На протяжении двух с половиной веков Европа была оторвана от Востока турками и татарами. На пороге XVI столетия европейцы начинают искать свободных путей на Восток. Смельчаки отправляются в далекие морские плавания. Это Магеллан, Васко да Гама, Колумб. Они открывают новые пути и земли. Русские смельчаки во главе с Ермаком проникают вглубь Сибири. Некоторые из «торговых мужиков», как тогда называли в России купцов, ездили далеко на восток или отправлялись на утлых суденышках в заморские страны, подвергаясь опасности крушения и гибели в бурных волнах Студёного (Белого) и Западного (Балтийского) морей.

    Слово учителя литературы:

    К могучим натурам того времени относится и герой поэмы Степан Парамонович Калашников.

    Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный.

    Слово учителя истории:

    Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить.

    (рассказ об Иване Грозном)– см. Приложение.

    Слово учителя литературы:

    Еще раз вернемся к названию – молодой опричник… Кто же такой опричник?

    Слово учителя истории:

    Опричник – воин опричного войска.

    Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном Грозным для разгрома  боярско-княжеской оппозиции  и укрепления централизованной власти. Опричнина была введена в 1565 году. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, вступавшего против усиления самодержавной власти.

    Слово учителя литературы:

    «Песня» Лермонтова – эпическое произведение –поэма об историческом прошлом России.

    Ребята давайте вспомним такие литературные понятия как:

    Поэма–

     эпические произведения–

     лирические произведения–

     фольклор-

    Таким образом, события «Песни» отнесены к эпохе царствования Ивана Грозного, а сам царь в поэме – один из главных героев.

    М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «песней», подчеркивая тем самым его близость к фольклорной основе.

    Художественными приёмами устного народного творчества мастерски владел Лермонтов. Его «Песня» так музыкальна, что могла бы исполняться под «гуслярный звон». Поэтический мир «Песни» Лермонтова – это мир русской народной поэзии, а её действующие лица будто вышли из народных песен и сказок. Голубь сизокрылый – добрый молодец опричник Кирибеевич, сизый орёл – удалой купец Калашников, зоркий ястреб – грозный царь Иван Васильевич, лебедь белая, лебедушка – красавица Алёна Дмитриевна – все они как живые проходят перед нами.

    Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими красками, как это в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные, грудь белая, чёрный соболь, белый снег, солнце красное. Кирибеевич также одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, чёрным соболем оторчённая. И песенной красавицей выглядит Алёна Дмитриевна с её румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами.

    Песня» Лермонтова – эпическое произведение.

    Она начинается с особого вступления, или «запева». «Запев» подготавливает слушателей, вводит их в настроение произведения, в ритм стиха, помогает сосредоточиться на содержании:

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

    А дальше следует «зачин», начало самого повествования:

    Не сияет на небе солнце красное…

    Стройность – её отличительная черта. Она делится на три части, из которых каждая завершается припевом «весёлых молодцов»:

    Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!

    Заканчивается «Песня» обычным величанием всех присутствующих.

     Интерес к народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого века был велик.

    С русской народной поэзией Лермонтов, выросший среди народа, был знаком с детства. В саду, в деревне, в поле – песни звучали всюду. Среди гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой у родственников, были распространены песни про Ивана Грозного. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то верное нигде не буду искать её, как в народных песнях,» - писал Лермонтов в своей тетради, когда ему было пятнадцать лет.

    В то время он жил в Москве. Проводя летние каникулы под Москвой, в Середникове, юный поэт собирал народные песни. Был знаком он и с имевшимися тогда печатными сборниками. Гениальный наш поэт написал свою «Песню про купца Калашникова» как подлинный сказитель-импровизатор и, по словам Белинского, «вошёл в царство народности как её полный властелин».

    Ходит плавно – будто лебедушка;

    Смотрит сладко как голубушка;

    Молвит слово – соловей поёт…

    Как и царь Иван Васильевич, как Кирибеевич и сам Калашников, гусляры-скоморохи такие же герои поэмы. Ведь это они сложили песню. Её пафос – борьба за справедливость, борец за правду – её герой.

    В Степане Парамоновиче Калашникове нет сложностей и противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче гусляры поют о нем словами народных песен и сказаний.

    1. Что особенного привлекает в купце Кирибеевиче?

    - Чувство собственного достоинства, гордость «честным именем».

    1. Но почему так сурово, даже грубо обращается Степан Парамонович к своей молодой жене?

    Уж  ты где, жена, шаталася…?

    Ответ: уклад семьи XVI века основывался на определенном своде правил, собранных в домострое. (Домострой – памятник русской литературы XVI века, представляет собой свод правил общественного, религиозного и особенного семейного поведения. Глава семьи по «Домострою», является владыкой домочадцев.

    Слово «Домострой» стало нарицательным обозначением консервативного и грубого бытового уклада). Но сам уклад семьи требовал беспрекословного подчинения мужу. Опаздывание  Алены Дмитриевны – слишком необычное происшествие того времени. Муж заподозрил обман.

    1. Любит  ли Степана Парамоновича Алена Дмитриевна?

    Из ее слов видно, что в семье у них любовь и согласие, муж для не «красно солнышко», его немилости она боится Больше чем «смерти лютой», просит защитить ее от позора.

    Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти, и Кирибеевич сразу становится для него врагом. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

    А над могилой Калашникова веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание. Подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее, рождает новых героев.

    Фольклорные элементы имеются и в языке: просторечные оборты(«про твово любимого опричника»); инверсии («блюде серебряном», «полотенце новое»);

    Традиционный для фольклора прием повествования («угощали нас три дня и три ночи…») – использование магической цифры «три».

    Вступление выполняет функцию запева в песне.

    «Песня про царя Ивана Васильевича» является не только поэмой в народном стиле, это поэма историческая, и ей принадлежит видное место среди художественно-исторических жанров в русской литературе. Как исторический художник, Лермонтов выступает учеником и продолжателем Пушкина, заложившего основу реалистического историзма в русской литературе.  Реалистический историзм «Песни» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности.  

    Найдите исторические детали:

    1. Упоминание об Иване Грозном.
    2. Имя главы опричников Малюта Скуратов.
    3. Домострой.
    4. Картины Москвы XVI века.
    5. Быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь
    6. Обычай – общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

    Итог: Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича» - поэма об историческом прошлом нашей Родины. Почему?

    Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

    Понравилось ли вам произведение М.Ю. Лермонтова?

    Сегодня на уроке вы узнали об эпохе Ивана Грозного, картинах быта того времени, обычаях и как они отразились в произведении М.Ю. Лермонтова.

    Прочность устоев русской жизни основывалась на обязательных для всех сословий и даже царя обычаев и традиционных форм жизни. Это прочность коренилась на безусловном исполнении определенных нравственных законов – христианских заповедей.

    Домашнее задание: Выразительно читать II и III части «Песни…». Ответить на вопрос: "Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

    Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

    Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

    На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

    Презентация к интегрированному уроку литературы и истории «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

    Данный урок – урок истории и литературы. Тема урока: « Бородинское сражение».( по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого « Война и мир»). Ценность урока в соединении планов исторического и ху...

    Разработка интегрированного урока литературы и истории «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого « Война и мир»).

    Интегрированный урок – это специфическая форма занятия. Главное на нём – это изучение междисциплинарных объектов. Именно на таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и прочных з...

    Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

    Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

    В данном уроке раскрывается историческая тема на примере произведения М.Ю. Лермонтова. Учащиеся знакомятся с эпосом 30-х годов 19 века. На занятии прослеживаются исторические параллели в литературе, п...

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

    Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...