Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлению государства?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему:

«Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова  «Песня про купца Калашникова...»)

учитель русского языка и

литературы Таранушенко Н.А.

учитель истории Дмитриева Н.В.

МБОУ «СОШ №1» г.Протвино

Цели урока.

Образовательная: дать характеристику одного из самых противоречивых явлений внутренней политики Ивана Грозного, через решение проблемы подвести учащихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; учить детей давать определения историческим терминам применять исторические знания для анализа художественных образов поэмы; рассмотреть героев поэмы М. Ю. Лермонтова как представителей своего времени через связь с историческим материалом; на основе сопоставления художественных образов показать отношения человека и самодержавной власти.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом; умение анализировать и извлекать необходимую информацию из иллюстративного материала, фрагментов фильмов; выявлять причинно-следственные связи, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, формировать творческие способности учащихся; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление, вырабатывать навык работы в группе, формировать исследовательские навыки обучающихся.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса к истории родного Отечества, формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству. Научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей, способствовать воспитанию гражданственности, чувства собственного достоинства,  опираясь на морально-религиозные ценности русского народа.

Применяемые на уроке технологии: модель интеграции содержания учебных дисциплин, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; технология проблемного обучения, технология групповой деятельности.

Оборудование урока:   раздаточный материал, компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.

II. Работа с историческим материалом.

Учитель истории. Сегодня мы с вами вновь отправимся в XVI век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.

Звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения» композитора XVI в. Федора Крестьянина (30 сек). слайд

Учитель истории. Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка? Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Ответы учеников.

Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного: горечь, печаль, страх, тревожность…

Учитель истории. Тревожные нотки в этой музыке нашего предка, прежде всего, связаны с опричниной, которая стала настоящей трагедией народа в эпоху Ивана Грозного. Что же такое опричнина? Кто такие опричники? Не царь Иван выдумал это слово. Этот термин был известен задолго до Ивана Грозного. Слово опричнина происходит от слова «опричь». Слово «опричь» в древнерусском языке являлось синонимом слов «кроме». Слово «опричь»— кроме, означало часть княжества, которую после смерти или гибели князя на поле боя выделяли его вдове «опричь» всех уделов. После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Годы опричнины 1565-1572. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. В опричную часть вошли наиболее богатые и важные земли государства. Знать так же была поделена на две части. Тех, кому царь доверял, пересели в опричные земли. Те, кто не вошел в опричнину, должны были переселиться в отдаленные земли. Эта мера подорвала могущество старых боярских родов. Лишила их основы могущества – земли.

Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники. Задача опричников, образно говоря, состояла в том, чтобы «все вынюхивать» и «грызть измену», «выметая ее метлой».

Мысленно нарисуйте себе внешний вид опричников. Догадайтесь, какие предметы опричники привязывали к седлу, чтобы символизировать свое предназначение?

Рассматривают слайд  с изображением опричников.

                              Постановка учебной задачи для работы групп.

В классе работают 4 группы, каждая из них получает задание – распределить полученные методические материалы по четырём темам.

1 группа – «Личность Ивана Грозного», выделить оценочно положительные и отрицательные черты личности первого Русского царя;

2 группа – «Внутренняя политика Избранной Рады – реформы , мягкие политические меры»; оценочная работа учащихся.

3 группа – «Опричнина, содержание, характер, террор»; оценочная работа учащихся.

4 группа – «Внешняя политика Ивана Грозного»; оценочная работа учащихся.

Учитель истории: Исходя из общей схемы, сделайте выводы: какова была ведущая идея Ивана Грозного во всей его деятельности.

Ответы учеников.        

Главная идея укрепления государства и расширение его границ. Иван Грозный видит единственную возможность осуществления этой идеи через укрепление его личной власти. Итог: государство укрепляется, возвышается роль царя, преодолены последствия феодальной раздробленности, увеличены в 2-3 раза территории, принадлежащие России. Но всё это осуществляется жестокими методами террора и казней, изменением социального состава - опоры самодержавной власти. Личная власть царя безгранична, это и есть основа самодержавия.

 Слайд

Учитель истории. А как же в это время живёт обычный человек – горожанин, ремесленник, купец? Что бы перейти к этой теме мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

III. Работа с текстом в группах.

Учитель литературы. Литература – отражение жизни, поэтому Лермонтов, получивший блестящее образование, великолепно знавший эпоху Ивана Грозного, прежде всего обращает внимание на человека. А каково ему живется в условиях самодержавного государства и опричнины? И мы сегодня рассмотрим поведение Ивана Грозного как носителя неограниченной ничем власти и двух его подданных – Кирибеевича и Калашникова.

Мы попытаемся для себя решить вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлению самодержавного государства?

Организация работы в группах. Каждая группа получает свое задание.

Учитель литературы. Рассмотрим сцену на пиру. Как раскрывается в ней Грозный? Почему царь сердится? В чём подозревает своего любимца? Чего он хочет от него?

Ответы учеников.

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

когда входит месяц – звёзды радуются,

что светлей им гулять по поднЕбесью;

А которая в тучу прячется,

Та стремглав на на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

Грозный в поэме убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Он считает, что, во-первых, когда он веселится, это должны делать все, а во-вторых, что  верный слуга должен публично сознаться в своих интимных чувствах, полностью обнажить душу.

Учитель литературы. Как ведет себя  в сцене пира  Кирибеевич? Соответствует ли он ожиданиям царя? Почему гусляры называют его «рабом»?

Ответы учеников.

Он полностью соответствует ожиданиям царя, рассказывает ему о своей печали.

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щеки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются.

во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.

Как увижу её, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство своё?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?

Гусляры называют его «рабом», так как рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой.

Учитель литературы. Поведение Калашникова кардинально отличается от поведения Кирибеевича. Он стоит перед трудным выбором, напоминая героя картины В.Васнецова «Витязь на распутье». Предположите, что написано на камне, если спроецировать содержание картины на раздумья Калашникова?

Ответы учеников.

«Направо пойдешь - жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь - честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется».

Учитель литературы. И Калашников выходит на бой против любимого опричника царя. Почему? Что он накануне поединка говорит своим братьям?

Ответы учеников.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду «до последнего».

«Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилася:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москва-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежЕй силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось вас господь помилует!»

Учитель. Вспомните, когда начинается поединок, кого поединщики приветствуют?

Ответы учеников.

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников.

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому…

Учитель литературы. Почему Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников еще Кремлю, святым церквам  и народу?

Ответы учеников.

Кирибеевич зависит от царской власти и только ее признает, а Калашников, кроме царя, чтит Бога, христианские традиции, народ,  являясь защитником национальных форм жизни.

Учитель литературы. На прошлом уроке мы рассмотрели, как проходил поединок и на чьей стороне была победа. Почему Калашников после поединка не рассказывает правду царю? Как расценить этот отказ в ответ на приказ царя?

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.

Как возгОворил православный царь:

«Отвечай мне по правде, по совести,

Вольной волей или нехотя

Ты убил мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?»

«Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить – и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..».

Калашников наделен высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольной волею», т.е. без особого повода, предпочел плаху обнародованию семейной беды. Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании - любви к Алене Дмитриевне, а вольный купец не признает вмешательства в свою жизнь.

Калашников ценой своей жизни утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

Учитель литературы. Какую память оставляет по себе Калашников?

Ответы учеников.

Схоронили его за Москва-рекой

На чистом поле Промеж трёх дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили,

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою,

И проходят мимо люди добрые:

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится;

Пройдёт девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его достойный настоящего человека поступок не только делает его бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

Учитель литературы. Так есть у человека право и возможность противостоять страшному давлению государства?

Ответы учеников.

Есть! Государственная система любого типа может диктовать человеку свои жесткие правила, может воздействовать на него нравственно и физически, может ставить на грань выживания. Но внутренне человек может делать свой выбор, внутренне он может оставаться свободным человеком, как свободным человеком  с чувством собственного достоинства сумел остаться Степан Калашников. Да. Для этого  нужно сделать очень трудный выбор. И здесь уж каждый решает для себя…

Учитель истории. Мы рассмотрели позиции государства и позиции личности. Даже в самом деспотичном государстве, при царе – тиране, душа человека, его внутренний мир являются незыблемыми ценностями, основой личности. Эти ценности не может сломить ни один режим — это то, что составляет внутренний, духовный мир человека.

Дайте оценку сегодняшней работе, ответив продолжением любого предложенного варианта.

        Слайд

Рефлексия

Я почувствовал…

Я понял…

Я думаю…

Домашнее задание.

Сочинение-размышление на тему: «Какую память о себе оставляют герои XVI века?»



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему:

«Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова  «Песня про купца Калашникова...»)

учитель русского языка и

литературы Таранушенко Н.А.

учитель истории Дмитриева Н.В.

МБОУ «СОШ №1» г.Протвино

Цели урока.

Образовательная: дать характеристику одного из самых противоречивых явлений внутренней политики Ивана Грозного, через решение проблемы подвести учащихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; учить детей давать определения историческим терминам применять исторические знания для анализа художественных образов поэмы; рассмотреть героев поэмы М. Ю. Лермонтова как представителей своего времени через связь с историческим материалом; на основе сопоставления художественных образов показать отношения человека и самодержавной власти.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом; умение анализировать и извлекать необходимую информацию из иллюстративного материала, фрагментов фильмов; выявлять причинно-следственные связи, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, формировать творческие способности учащихся; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление, вырабатывать навык работы в группе, формировать исследовательские навыки обучающихся.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса к истории родного Отечества, формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству. Научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей, способствовать воспитанию гражданственности, чувства собственного достоинства,  опираясь на морально-религиозные ценности русского народа.

Применяемые на уроке технологии: модель интеграции содержания учебных дисциплин, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; технология проблемного обучения, технология групповой деятельности.

Оборудование урока:   раздаточный материал, компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.

II. Работа с историческим материалом.

Учитель истории. Сегодня мы с вами вновь отправимся в XVI век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.

Звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения» композитора XVI в. Федора Крестьянина (30 сек). слайд

Учитель истории. Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка? Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Ответы учеников.

Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного: горечь, печаль, страх, тревожность…

Учитель истории. Тревожные нотки в этой музыке нашего предка, прежде всего, связаны с опричниной, которая стала настоящей трагедией народа в эпоху Ивана Грозного. Что же такое опричнина? Кто такие опричники? Не царь Иван выдумал это слово. Этот термин был известен задолго до Ивана Грозного. Слово опричнина происходит от слова «опричь». Слово «опричь» в древнерусском языке являлось синонимом слов «кроме». Слово «опричь»— кроме, означало часть княжества, которую после смерти или гибели князя на поле боя выделяли его вдове «опричь» всех уделов. После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Годы опричнины 1565-1572. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. В опричную часть вошли наиболее богатые и важные земли государства. Знать так же была поделена на две части. Тех, кому царь доверял, пересели в опричные земли. Те, кто не вошел в опричнину, должны были переселиться в отдаленные земли. Эта мера подорвала могущество старых боярских родов. Лишила их основы могущества – земли.

Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники. Задача опричников, образно говоря, состояла в том, чтобы «все вынюхивать» и «грызть измену», «выметая ее метлой».

Мысленно нарисуйте себе внешний вид опричников. Догадайтесь, какие предметы опричники привязывали к седлу, чтобы символизировать свое предназначение?

Рассматривают слайд  с изображением опричников.

В классе работают 4 группы, каждая из них получает задание – распределить полученные методические материалы по четырём темам.

1 группа – «Личность Ивана Грозного», выделить оценочно положительные и отрицательные черты личности первого Русского царя;

2 группа – «Внутренняя политика Избранной Рады – реформы , мягкие политические меры»; оценочная работа учащихся.

3 группа – «Опричнина, содержание, характер, террор»; оценочная работа учащихся.

4 группа – «Внешняя политика Ивана Грозного»; оценочная работа учащихся.

Учитель истории: Исходя из общей схемы, сделайте выводы: какова была ведущая идея Ивана Грозного во всей его деятельности.

Ответы учеников.        

Главная идея укрепления государства и расширение его границ. Иван Грозный видит единственную возможность осуществления этой идеи через укрепление его личной власти. Итог: государство укрепляется, возвышается роль царя, преодолены последствия феодальной раздробленности, увеличены в 2-3 раза территории, принадлежащие России. Но всё это осуществляется жестокими методами террора и казней, изменением социального состава - опоры самодержавной власти. Личная власть царя безгранична, это и есть основа самодержавия.

 Слайд

Учитель истории. А как же в это время живёт обычный человек – горожанин, ремесленник, купец? Что бы перейти к этой теме мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

III. Работа с текстом в группах.

Учитель литературы. Литература – отражение жизни, поэтому Лермонтов, получивший блестящее образование, великолепно знавший эпоху Ивана Грозного, прежде всего обращает внимание на человека. А каково ему живется в условиях самодержавного государства и опричнины? И мы сегодня рассмотрим поведение Ивана Грозного как носителя неограниченной ничем власти и двух его подданных – Кирибеевича и Калашникова.

Мы попытаемся для себя решить вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлению самодержавного государства?

Организация работы в группах. Каждая группа получает свое задание.

Учитель литературы. Рассмотрим сцену на пиру. Как раскрывается в ней Грозный? Почему царь сердится? В чём подозревает своего любимца? Чего он хочет от него?

Ответы учеников.

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

когда входит месяц – звёзды радуются,

что светлей им гулять по поднЕбесью;

А которая в тучу прячется,

Та стремглав на на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

Грозный в поэме убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Он считает, что, во-первых, когда он веселится, это должны делать все, а во-вторых, что  верный слуга должен публично сознаться в своих интимных чувствах, полностью обнажить душу.

Учитель литературы. Как ведет себя  в сцене пира  Кирибеевич? Соответствует ли он ожиданиям царя? Почему гусляры называют его «рабом»?

Ответы учеников.

Он полностью соответствует ожиданиям царя, рассказывает ему о своей печали.

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щеки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются.

во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.

Как увижу её, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство своё?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?

Гусляры называют его «рабом», так как рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой.

Учитель литературы. Поведение Калашникова кардинально отличается от поведения Кирибеевича. Он стоит перед трудным выбором, напоминая героя картины В.Васнецова «Витязь на распутье». Предположите, что написано на камне, если спроецировать содержание картины на раздумья Калашникова?

Ответы учеников.

«Направо пойдешь - жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь - честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется».

Учитель литературы. И Калашников выходит на бой против любимого опричника царя. Почему? Что он накануне поединка говорит своим братьям?

Ответы учеников.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду «до последнего».

«Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилася:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москва-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежЕй силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось вас господь помилует!»

Учитель. Вспомните, когда начинается поединок, кого поединщики приветствуют?

Ответы учеников.

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников.

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому…

Учитель литературы. Почему Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников еще Кремлю, святым церквам  и народу?

Ответы учеников.

Кирибеевич зависит от царской власти и только ее признает, а Калашников, кроме царя, чтит Бога, христианские традиции, народ,  являясь защитником национальных форм жизни.

Учитель литературы. На прошлом уроке мы рассмотрели, как проходил поединок и на чьей стороне была победа. Почему Калашников после поединка не рассказывает правду царю? Как расценить этот отказ в ответ на приказ царя?

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.

Как возгОворил православный царь:

«Отвечай мне по правде, по совести,

Вольной волей или нехотя

Ты убил мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?»

«Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить – и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..».

Калашников наделен высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольной волею», т.е. без особого повода, предпочел плаху обнародованию семейной беды. Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании - любви к Алене Дмитриевне, а вольный купец не признает вмешательства в свою жизнь.

Калашников ценой своей жизни утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

Учитель литературы. Какую память оставляет по себе Калашников?

Ответы учеников.

Схоронили его за Москва-рекой

На чистом поле Промеж трёх дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили,

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою,

И проходят мимо люди добрые:

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится;

Пройдёт девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его достойный настоящего человека поступок не только делает его бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

Учитель литературы. Так есть у человека право и возможность противостоять страшному давлению государства?

Ответы учеников.

Есть! Государственная система любого типа может диктовать человеку свои жесткие правила, может воздействовать на него нравственно и физически, может ставить на грань выживания. Но внутренне человек может делать свой выбор, внутренне он может оставаться свободным человеком, как свободным человеком  с чувством собственного достоинства сумел остаться Степан Калашников. Да. Для этого  нужно сделать очень трудный выбор. И здесь уж каждый решает для себя…

Учитель истории. Мы рассмотрели позиции государства и позиции личности. Даже в самом деспотичном государстве, при царе – тиране, душа человека, его внутренний мир являются незыблемыми ценностями, основой личности. Эти ценности не может сломить ни один режим — это то, что составляет внутренний, духовный мир человека.

Дайте оценку сегодняшней работе, ответив продолжением любого предложенного варианта.

        Слайд

Рефлексия

Я почувствовал…

Я понял…

Я думаю…

Домашнее задание.

Сочинение-размышление на тему: «Какую память о себе оставляют герои XVI века?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"

Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

Промежуточное тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова..." (литература, 7 класс)

Тестирование позволяет проверить степень усвоения исходного текста на ранних этапах изучения произведения...

ИСТОРИЗМЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

IV Международная научно-образовательная конференция 25-26 ноября 2016 год "Актуальные проблемы современной педагогической науки"...