Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
методическая разработка (7 класс) по теме

Степанова Наталья Витальевна

Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Наталья Витальевна. Система уроков по литературе.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7-й класс, 4 урока в системе)

Распределение материала по урокам.

Урок № 1. Вступление. Личность Лермонтова. История создания поэмы и ее историческая основа.

     На этом уроке  можно вспомнить, что обучающиеся узнали о М.Ю. Лермонтове в 5-6 классах, какие его произведения они помнят, дать  дополнительную информацию о поэте.  На уроке нужно познакомить учащихся с историей создания поэмы, её исторической основой с привлечением произведений живописи (картины Васнецова,Ряпушкина и др.), воскрешающих облик «златоглавой и белокаменной» Москвы и её жителей- купцов,  бояр, простолюдинов. Желательно начать чтение поэмы на этом уроке.

Домашнее задание этого урока: прочитать  «Песню…» полностью и озаглавить ее части.

Комментарий.  На первом уроке через знакомство  с личностью поэта, историей создания поэмы и её исторической основой создается установка на чтение. Вторая часть домашнего задания «увидеть» композицию произведения.

Урок № 2.Чтение и анализ двух первых глав.

Урок № 3. Чтение и анализ 3-ей части. Обобщение наблюдений над характерами главных героев. Идейный смысл «Песни…»

Почему  «Песня» заканчивается не  казнью Степана Парамоновича, а описанием  его «безымянной могилы»?

В чем «правда» купца Калашникова? Можно ли назвать поступок купца подвигом?

Почему такой  драматичной оказывается  судьба героев «Песни»?        

Какова роль Ивана  Грозного в этой сцене, да и поэме вообще?

Каково отношение Лермонтова и гусляров к героям поэмы?

Комментарий. Предложенные вопросы позволят обобщить наблюдения над характерами главных героев, обозначить идейный смысл поэмы.

Домашнее задание: найти сходство «Песни» с былинами - одна группа; вторая  – выделить средства художественной выразительности, характерные для произведений УНТ.

Урок  № 4. «Песня…» и устное народное творчество.

«…поэт вошел в царство народности, как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал свое родство с нею…» (В.Г. Белинский)

        На этом уроке необходимо ответить на вопрос о роли вступления и концовок глав (после звездочек); выяснить, какие жанры фольклора напоминает «Песня»  (былина, историческая песня, протяжная песня); определить, к какому роду литературы относится данное произведение, обозначить основные моменты сюжета.

        В заключении необходимо отметить, что тесно связанная своим содержанием с 16 веком «Песня» перекликается  со временем Лермонтова. Чем?

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься поэма? Является ли, на ваш взгляд, современной и сегодня?»

Цели изучения «Песни…»

  1. Ученики узнают новые факты из жизни М.Ю.Лермонтова,  об истории создания поэмы, её исторической основе.
  2. На уроках будут осваиваться следующие понятия: композиция, сюжет, система образов,  конфликт.
  3.  Будут продолжать учиться анализировать композицию  произведения, определять характер персонажа по его поступкам, видеть авторское отношение и отношение гусляров к героям, высказывать свое отношение к поступкам героев.
  4. В результате ученики смогут ответить на следующие вопросы: «Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?  Почему такой драматичной оказывается оказывается судьба героев  поэмы? Каково отношение к ним Лермонтова и гусляров?», смогут обозначить художественные особенности поэмы, освоят авторскую идею произведения.

Предложенная система уроков позволит реализовать поставленные цели

Урок № 2. Чтение и анализ двух первых глав.

 Проект сделан на основе программы по литературы для 7-го класса под ред. Г.И.Беленького и Ю.И. Лыссого и методических рекомендаций к ней. На первом уроке ученики   вспомнили, что  узнали о М.Ю. Лермонтове в 5-6 классах, с какими его произведениями знакомились, узнали историю создания поэмы, её историческую основу. На этом уроке   «Песни…». Обучающиеся получили домашнее задание прочитать  «Песню…» полностью и озаглавить ее части.

Цели урока. После урока ученики смогут: 1) определить основные моменты сюжета;2) дать характеристику героев поэмы;  3) в выразительном чтении передать чувства героев.

Комментарий. Цели сформулированы в диагностической форме.

Ход урока

1.Этап выявления восприятия. Беседа о прочитанном.

Трудно ли вам было читать?

Что было непонятно?

О чем повествуется в каждой части?

Какие события произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

Какие события в «Песне..»  считаете основными?

Назовите главных действующих лиц.

Комментарий. Предложенные вопросы позволят проверить, как воспринято произведение детьми.

2.Постановка УЗ.

В заглавии произведения указаны три основных действующих лица. А кого из них можно считать настоящим героем и почему?

Комментарий. УЗ предложена в виде проблемного вопроса, так как ответ на него предполагает  разные варианты ответов. Он задается в конце этапа выявления восприятия. Созданная ПС является мотивом к перечитыванию текста и его анализу.

3.Решение УЗ.

Прежде чем приступить к анализу глав, необходимо ответить на вопросы:

Как поэт оживляет далекое прошлое?

Устно нарисуйте обстановку, в которой гусляры исполняют свой рассказ.

Комментарий. Смысл вопросов в том, чтобы обратить внимание учеников на особенности композиции поэмы и привести их к мысли, что повествование Лермонтов неслучайно передал гуслярам: они, люди из народа, со своих позиций оценивают людей и события.

  1. Анализ первой главы. Сцена пира у Ивана Грозного.

-Как изображен Иван Грозный? Меняется ли настроение государя?  Почему?

-Как пирует царь Иван Грозный?

-Как расположены гости  за столом? Что свидетельствует о том, что такое расположение  гостей за  столом у царя – давно заведенный порядок?

-Кто такой Кирибеевич? Какое впечатление он произвел на вас?

-А что привлекает гусляров в Кирибеевиче?

-Как  ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему?

- О чем, по мнению царя, может горевать добрый молодец?

-Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу?

-Докажите, что молодой опричник охвачен страстью. Прочитайте, как он говорит о полюбившейся ему женщине. Нет ли доли лжи в портрете героини, нарисованном опричником?

-О чем умалчивает Кирибеевич  за столом у царя и почему? Какой нравственный закон он преступает?

Комментарий. При анализе первой главы обращается внимание на сложность характеров являющихся в ней  лиц. Для ответов на поставленные вопросы обучающиеся отбирают цитатныйматериал.

  1. Анализ второй главы.

Во второй главе гусляры передают свой рассказ Алене Дмитриевне.

- Почему о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина ?

-Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он?

-Почему, не застав дома молодой  жены, купец «смутился тогда думой крепкою»?

- Как отреагировал  Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? Почему так сурово, даже грубо обращается купец к своей молодой жене?

-Почему Алена Дмитриевна называет мужа своим «государем» и умоляет отомстить  обидчику?

-Любит ли Степан Парамонович свою жену? А Кирибеевич?

3.Домашнее задание.

1.Выберите и запишите постоянные эпитеты, которые рисуют образыКирибеевича и Калашникова. Что сближает Кирибеевича и Калашникова? Что определяет глубокое своеобразие каждого из них?

2.Подготовьте выразительное чтение кулачного боя или словесно нарисуйте портрет Кирибеевича и Калашникова во время кулачного боя.

Комментарий. Анализ текста не завершен. Домашнее задание преследует две цели: повторить и обобщить все, что было сделано на уроке, и подготовить ребят к осмыслению поведения Кирибеевича и Калашникова во время кулачного боя. Для реализации первой цели предложено первое задание, а для реализации второй – подготовит словесное рисование.

Комментарий. Работа, организованная на уроке, будет способствовать пониманию основной идеи произведения: конфликт власти и индивидуальности, обреченной на гибель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.

Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....

Система уроков по поэме Н.В.Гоголя"Мертвые души"

Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Урок по литературе "Главные герои "Песни про купца Калашникова..." М.Ю. Лермонтова.

Данный урок проводился, как открытый в 7 "В" классе в рамках методической недели, заслужил одобрительную оценку коллег, администрации....

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков. 9 класс

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.+тест по произведению...

система заданий по литературе на тему "Песня про купца Калашникова..."

В задании представлены карточки на развитие у детей 7 класса познавательных учебных умений по ФГОС....

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....