Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова..." 7-й класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Тудупдашиева Баирма Тумуровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русской литературе в 7 классе по теме

Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…».

Подготовила учитель  русского языка и литературы Тудупдашиева Б.Т.

 МОУ «Гурульбинской СОШ»

Цели:

  • обучающие: формировать у учащихся навыки работы с текстом литературного произведения и проблемного анализа художественного образа;
  • развивающие: развивать навыки монологической речи, умение работать в парах и малых группах при выполнении учебных и творческих заданий; развивать личностную рефлексию;
  • воспитательные: воспитывать умение осознавать ситуацию выбора, ответственность за него на основе нравственных ценностей и идеалов.

Тип урока: урок применения полученных знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

1.Вступительное слово учителя

- На предыдущих урока вы изучали поэму М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

2. Беседа

  • Вспомните полное название произведения.
  • Какой на ваш взгляд, будет тема нашего урока?
  • Какие цели вы считаете нужным перед собой поставить? Трудно предположить?

Учитель. Да, Произведение уже изучено. Но я предлагаю посмотреть на него по-новому, а к формулировке темы и целей мы вернемся позже.

  • Как сам Лермонтов определяет жанр произведения? (Песня)
  • Почему? (Он часто вспоминал, как однажды плакал, сидя у матери на руках и слушая колыбельную песню. Но мать поэта умерла слишком рано: Мише всего было три года, и потом он всю жизнь пытался вспомнить, уловить мотив той песни. Поэтому несколько стихотворений Лермонтов назвал песнями. Песней он назвал и поэму о купце Калашникове, что в тоже время указывает на ее близость к фольклорным произведениям)
  • Подберите однокоренные слова к слову песня. (Петь, пение, запевать, припевать, припев, воспевать)
  1. Работа над темой урока.
  1. Создание проблемной ситуации
  • Что воспевается в «Песне про купца Калашникова…»? (Честь, достоинство, семейные ценности, народные традиции)
  • С чьим именем они связаны? (Купца Калашникова)
  • Вспомните конец «Песни…» (Учащиеся зачитывают отрывок со слов «Схоронили его за Москвой-рекой…»)
  • А знаете ли вы, кого так хоронили? (Да, разбойников, преступников)

Учитель. Возникло противоречие: с одной стороны, Калашников защищает честь, достоинство, традиции, с другой стороны  - его хоронят как преступника.

  • Какая же проблема встает перед нами? (Кто такой Калашников – герой или преступник?)
  • Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратиться к тексту произведения)
  1. Исследовательская работа

Учитель. «Песня…» Лермонтова близка к народной, поэтому автор скуп на характеристики героев. Мы можем увидеть их лишь в эпитетах.

  • Что такое эпитет?
  • Выпишите из текста эпитеты, относящиеся к Калашникову. (Молодой купец, статный молодец, красно солнышко, удалой боец, душа грешная)
  • Что значит слово лихой? Найдите определение этого слова в словаре С.И. Ожегова (Лихой – 1. Приносящий беду, злой, тяжкий. 2. Молодецкий, удалой)
  • О чем позволяет судить такая характеристика? (О неоднозначности героя, о сложности его характера)
  • Характер литературного персонажа проявляется прежде всего в действиях, в поступках. В какой сцене они ярче всего представлены? (В сцене кулачного боя Калашникова и Кирибеевича)
  • С Какой целью собирается народ на Москве –реке? (Разгуляться, потешиться)
  • Приезжает туда и царь Иван Васильевич. А зачем туда идет Калашников? (Защищать честь своей семьи)
  • Выразительно прочитайте сцену кулачного боя.
  • А теперь посмотрим, что представлял собой кулачный бой в средневековой Руси. Сопоставьте данные историков и содержание «Песни…» (Учащиеся работают с раздаточным материалом (см. приложение 1))
  • Сравните историческое описание кулачного боя с описанием в поэме. В чём их сходство  и различие? Сделайте вывод на основе проведенного сопоставления: какие правила кулачного боя нарушил Калашников? (Калашников нарушает правила кулачного боя, причём «вольной волею», то есть специально. Он нарушает царский указ, запрещавший убийство во время потешных боёв. Нарушает Калашников и христианскую заповедь «Не убий»)
  • Но народ Калашникова помнит, и мы , читатели, не испытываем к нему отвращения. Почему? Какой можно сделать вывод? Как вы решили бы эту проблему? (Герой неоднозначен, противоречив, сложен)

Он  - человек со своими достоинствами и недостатками. Как часто бывает в жизни, когда мы, обиженные кем-то, действуем по-разному: можем перетерпеть,  мстим или решаем конфликт мирным путем, а кто-то, к сожалению, вершит самосуд. Задумайтесь над этим, когда приходится принимать решение.

  1. Формулировка темы урока
  • Можем мы теперь сформулировать тему урока? Сделайте это.
  • Какая мысль обязательно должна прозвучать в теме урока? (Мысль о сложности характера Калашникова)

(Учащиеся предлагают формулировки темы урока)

Учитель. Тема урока – «Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»»

  1. Создание мотивации для решения ситуативного задания

Учитель. Сложность, противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала кинематографов, театральных ржиссеров. Но у «Песни про купца Калашникова…» история особая. Нет фильмов, снятых по ней (кроме фильма 1908 г. – черно-белого, немого, но и он был утерян), практически не ставятся спектакли.

  • Интересно было бы вам посмотреть фильм или спектакль по этому произведению? (Ответы учащихся)
  1. Творческая работа (в группах):  решение ситуативного задания
  • Представьте: вы - режиссёр театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова…», Составьте рекомендации для актеров, претендующих на исполнение роли Калашникова.
  • Как вы думаете, зачем нужны рекомендации для актеров? (Режиссер может давать рекомендации актерам, чтобы разъяснить им, как надо правильно играть роль)

         Учитель. Подобные рекомендации одним из первых составил Н.В. Гоголь, который был возмущен игрой актеров в его пьесе «Ревизор». Это произведение будете изучать в следующем году и, возможно, вспомните об этом факте.

  • Каким способом вы бы стали составлять эти рекомендации? Что в них отразили бы? (Надо рассказать актеру, как ему надо выглядеть, как себя вести, как разговаривать, какую черту характера подчеркнуть итд.)

Вы сейчас составили план своей работы. А теперь работаем в группах над составлением рекомендаций. На партах у вас карточки с заданием для работы в группах. (см. приложение 2)

Методический комментарий. После обсуждения в группах учащиеся представляют результаты своей работы по одному из пунктов рекомендации и прикрепляют их на доску. Таким образом постепенно получаются «Рекомендации для актеров», в которых ребята отразили свое понимание образа купца Калашникова. Здесь учителю необходимо обратить внимание на то, как отражена в «Рекомендациях…» сложность, неоднозначность характера героя.

  1. Рефлексивная деятельность по выполнению ситуативного задания
  • Проанализируйте свою работу и работу своей группы. Чтобы сделать это четко, предлагаю воспользоваться вопросами  (см. приложение 2)

(Учащиеся 2 мин. обдумывают вопросы, затем желающие озвучивают ответы. Учителю необходимо заострить внимание учащихся на том, что нового они узнали на урокео себе (какие они; что, оказывается, умеют делать ит.д. ))

  1. Подведение итогов урока.
  • В начале урока вы затруднялись в постановке целей. Сделайте это сейчас. (Узнать что-то еще о произведении. Учиться анализировать художественное произведение. Использовать уже имеющиеся знания. Учиться анализировать образы художественного произведения)
  • Сравните ваши формулировки целей урока с записанными на доске.
  1. Взглянуть по-новому на изученное произведение.
  2. Учиться работать над текстом произведения, быть внимательным, вдумчивым читателем.
  3. Применять полученные на уроках знания в жизненной ситуации.
  4. Научиться составлять рекомендации для актеров.
  5. Анализировать свою деятельность и узнавать новое о себе.
  • Достигли ли мы поставленных целей? Подведем итоги урока.
  1. Домашнее задание
  1. Составить рекомендации для актера, исполняющего роль другого героя в «Песне про купца Калашникова…» (обязательное)
  2. Нарисовать костюм, декорацию, подобрать музыку к спектаклю по «Песне про купца Калашникова…» (по желанию)

Приложение 1

Кулачный бой – потеха, представляющая собой бой на кулаках. Существовала в России с глубокой древности до начала XX в. Помимо развлечения кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для защиты Родины.

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боев начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой – на замерзших реках и озерах. В боях участвовал и простой народ, и купцы. Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку».

«Сам на сам», или «или одни на один», был  самым почитаемым видом боя. Бои «или одни на один» могли организовываться специально, а могли быть и стихийными. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле» и просуществовал до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определенные правила:

  1. Нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску;
  2. Нельзя использовать какое-либо оружие;
  3. Драться следует голыми руками.

За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

(По материалам журнала «Русская старина», 1913, №6,7)

Приложение 2

Творческое задание

Вы - режиссер театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова…». Составьте рекомендации для актеров, претендующих на исполнение роли Калашникова.

Рекомендации для актеров:

Рекомендация – совет, пожелание.

Дайте актеру советы:

  1. По выбору костюма;
  2. Как он должен говорить;
  3. Чем  должны  отличаться его мимика и жесты;
  4. Каковы особенности его поведения;
  5. В чем, по-вашему, зерно этого образа.

Самоанализ работы:

  1. Насколько слаженно и продуктивно работала группа? Какая моя роль в её работе?
  2. С какими трудностями я столкнулся?
  3. Что я узнал о себе в ходе работы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю. Лермонтов.Поэма " Мцыри". Образ главного героя.

Урок литературы  в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова " Мцыри" с использованием произведений живописи....

Образ главного героя в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

Презентация по теме "Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...

Промежуточное тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова..." (литература, 7 класс)

Тестирование позволяет проверить степень усвоения исходного текста на ранних этапах изучения произведения...

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....

Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Интегрированный урок позволяет объединить две дисциплины «Литература» и «История России». Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Л...