Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность "Волшебное кружево"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 99 КБ | |
| 372.45 КБ | |
| 162.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Согласована: Утверждена:
Методическим советом Городским экспертным советом
«____»___________ 2011г. «____»___________ 2011г.
Протокол № ____ Протокол №____
Авторская педагогическая разработка
«Волшебное кружево»
Автор: Куренкова
Наталья Владимировна,
старшая вожатая,
МОУ «СОШ №10»
г. Зима-2011
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
«Волшебное кружево» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
В связи с тем, что в последнее время возник интерес к искусству квиллинга, возникла необходимость создания программы «Волшебное кружево».
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании первоклассников. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Данная программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей первоклассников.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа создана в соответствии с системно-деятельностным подходом.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Волшебное кружево», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебное кружево» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 15 человек. Курс программы рассчитан на 17 часов (1 час в неделю). Группа формируется из детей в возрасте 7 лет.
Год обучения | Количество часов | Кол-во детей в группе | |
В неделю | в год | ||
1 | 1 | 17 | 15 |
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, и другие.
А также различные методы:
Методы в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Учебно-тематический план
№ | Содержание и виды работы | Теория | Практика | Всего |
1. | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |
2. | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | 1 | 1 | |
3. | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 1 | 1 | |
4. | Основные формы «капля», «треугольник», «глаз», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. | 2 | 2 | |
5. | Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. | 1 | 1 | |
6. | Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. | 2 | 2 | |
7. | Изготовление простых, несложных цветов. | 2 | 2 | |
8. | Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего». | 2 | 2 | |
9. | Тематические коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с выполнением работы, выбирают тему из предложенного. | 3 | 3 | |
12. | Изготовление сувениров. | 2 | 2 | |
Итого: | 2 | 15 | 17 | |
Содержание программы
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
4. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы «капля», «треугольник», «глаз», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
10. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего».
Творческие работы.
11. Коллективные работы.
Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы «Цветочная клумба», «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие.
Праздники и подготовка к ним.
12. Изготовление сувениров к праздникам.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Задания: выполнение работ по темам: «Животные, насекомые, зоопарк», «Цветы и вазы».
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, зубочистки, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Литература
- А. И. Быстрицкая. «Бумажная филигрань».
- И.В. Богатова. «Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура».
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».
- К. Джуди. «Узоры из бумаги: Квиллинг».
- А.А. Зайцева. «Квиллинг: новые идеи для творчества».
- Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
- Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».
- Ресурсы интернет.
Памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика"
УУД | Характеристика |
Регулятивные УУД | |
Целеполагание | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно |
Планирование | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий |
Прогнозирование | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
Контроль | Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Коррекция | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Оценка | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Волевая саморегуляция | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
Познавательные УУД | |
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую) |
Преобразование модели | Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре | Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации |
Понимание | Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса |
Коммуникативные УУД | |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Постановка вопросов | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Разрешение конфликтов | Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Управление поведением партнера | Контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Предварительный просмотр:
изготовления шкатулок
в технике квиллинг
Автор: Куренкова Алина Юрьевна, ученица 3 класса, МБОУ «СОШ №10»
Руководитель:
Куренкова Наталья Владимировна учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №10»
2014 год
Материалы и инструменты:
Бумага для квиллинга: для квиллинга используются полоски бумаги шириной от 3 мм до нескольких сантиметров. В магазинах для рукоделия и интернет-магазинах продаются готовые наборы бумаги разных расцветок и толщин. Важно обратить внимание на длину этих полосок, так как если полоски короткие, то завитки будут не такими «пышными».
Можно нарезать бумагу для квиллинга самостоятельно из обычной цветной двусторонней бумаги.
- Палочка для квиллинга (QullingStick) - приспособление для накручивания спиралек из алюминиевого сплава с раздвоенным кончиком и удобной пластиковой ручкой. Но я использовала обычную зубочистку.
- Пластиковый шаблон-линейка - применяется для формирования спиралек нужного размера
- Клей - используется для фиксации спиралек, склеивания элементов между собой, а так же для приклеивания их на основу. Для квиллинга используют клей, не оставляющий пятен после высыхания. Я пользовалась клеем ПВА.
- Ножницы – используют для нарезки бахромы, лучше выбрать ножницы с острыми краями.
- Клеенка или стекло – для склеивания элементов, чтобы не запачкать стол.
- Небольшие коробочки – в них раскладываем готовые элементы, по цвету и по форме.
Технологическая карта №1
Создание базовых элементов
№ | Последовательность выполнения работы | изображение | Инструменты, материалы | Примечание |
1 | Нарезать бумагу полосками шириной 4-5 мм |
| Бумага, ножницы, стекло, линейка | Чем больше плотность бумаги, тем лучше будет держать форму будущее изделие. |
2 | Взять полоску двумя пальцами, оттянуть с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на зубочистку. Плотно накрутить бумагу на зубочистку. | Бумага, зубочистка | Скручивать плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась. | |
3 | Аккуратно снять свернутую полоску бумаги. | Бумага, зубочистка | Снимать надо очень аккуратно, чтобы не помять ролл. | |
4 | Полученный ролл положить на трафаретную линейку нужного диаметра и распустить. | Бумага, зубочистка, линейка | Чем меньше диаметр, тем больше витков в готовом ролле. | |
5 | Конец полоски приклеить клеем ПВА. |
| Полоска, зубочистка, клей | Клей наносится каплями |
6 | Сжать заготовку двумя пальцами, для получения нужной формы. | Базовый ролл | Роллам можно придавать любую форму путем сжатия. |
Основные элементы Примеры роллов
Базовый ролл
Расслабленный ролл
Свободная спираль
Капля
Изогнутая капля
Глаз
Изогнутый глаз
Квадрат
Треугольник
Полумесяц
Стрелка
Звезда
Изогнутый полумесяц
Гусиная лапка
Веточка
Сердечко
Рожки
Завиток
Технологическая карта № 2
Изготовление шкатулки-звездочки
№ | Последовательность выполнения работы | изображение | Инструменты, материалы | Примечание |
1 | Накрутить 24 тугих ролла белого, 6 тугих роллов голубого и 1 тугой ролл синего цветов. 88 роллов белого, 75 роллов голубого, 60 роллов синего цветов | Бумага, карандаш, клей | 82 роллам белого, 78 роллам голубого цвета придать форму «глаз», 6 роллам голубого цвета придать форму «Капля», роллам синего цвета придать форму «полумесяц» | |
2 | Склеить снежинку из готовых 30 элементов белого цвета. Все элементы склеиваются по кругу |
| 30 роллов в форме «глаз», клей, клеенка | |
3 | Приклеить полумесяцы синего цвета формируя круг. |
| 12 роллов в форме «полумесяц», клей, клеенка | |
4 | Взять 6 роллов в форме «глаз» голубого цвета и 1 тугой ролл белого, сформировать луч звезды. |
| Роллы в форме «глаз», клей, клеенка. | Каждый луч звезды повторяется через два полумесяца синего цвета |
5 | Собрать шестиконечную звезду. Это будет дно шкатулки. |
| 36 роллов в форме «глаз» голубого цвета, 6 тугих роллов белого цвета, клей, клеенка. | Аналогично выполняется крышечка. |
6 | Выполнить 6 цветочков из заготовок белого цвета | 36 роллов в форме «глаз» белого цвета, клей, клеенка. | ||
7 | Работу закончить «полумесяцами» синего цвета | 36 роллов в форме «полумесяц» синего цвета, клей, клеенка. | Формируются ровные кружочки. | |
8 | Готовые заготовки необходимо приклеить к основанию. | Заготовки в форме круг, клей небольшой стаканчик, клеенка. | Чтобы придать нужную форму, в центр можно поставить небольшой стаканчик и приклеивать заготовки вокруг него. | |
9 | Пустоты вокруг наших кружочков заполняем «каплями» голубого цвета сверху, а «треугольниками» снизу. | 6 «капель», 6 «треугольников» голубого цвета, клей, клеенка. | Приклеивать нужно после того, ка высохнет основное изделие. | |
10 | Изготавливаем бахромчатые для декорирования крышечки. | Полоски голубой бумаги шириной 2, 5 см, ножницы, зубочистка, клей, клеенка. | Полоски бумаги нарезать острыми ножницами. Готовую бахрому плотно накручиваем на зубочистку и закрепляем клеем. Аккуратно снимаем. Края необходимо распушить. | |
11 | Изготавливаем крышечку для нашей шкатулки, декорируем бахромчатыми цветами. | 48 роллов «глаз» белого, 12 роллов «полумесяц» синего, 42 ролла «глаз» голубого цвета, 18 тугих роллов белого и 6 бахромчатых цветочков голубого цвета, клей, клеенка. | Крышечка изготавливается аналогично донышку, посредине приклеиваем ролл в форме «глаз» и один тугой ролл, чтобы было удобно открывать крышечку шкатулки. | |
12 | Внутри шкатулку обклеиваем органзой. | Кусочки органзы, клей, шкатулка. | Проклеивание тканью значительно повышает функциональность и практичность изделия. | |
13 | Покрываем шкатулку лаком для декупажа. | Лак для декупажа, кисточка, шкатулка, клеенка. | Готовое изделие должно полностью подсохнуть. После чего его можно использовать по назначению. |
Технологическая карта № 3
Изготовление шкатулки-пятиугольной
№ | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты, материалы и исходные элементы | Примечание |
1 | Накрутить 100 тугих роллов белого цвета, 5 трубочек белого цвета. | Бумага, карандаш, зубочистка, клей, клеенка | Полоски бумаги накрутить на карандаш, смазать клеем и аккуратно снять. | |
2 | Изготовить заготовки для основания. Склеиваем роллы по 10 штук, чтобы получилось 10 заготовок. | 100 тугих роллов, клей, клеенка | ||
3 | Формируем каркас будущего изделия | 10 заготовок из тугих роллов, 5 трубочек. | Все элементы соединить с помощью клея, формируя нужную нам форму. | |
4 | Изготовить 45 роллов бело-красного цвета | Полоски белого и красного цвета, линейка-тарфарет, зубочистка, клей, клеенка | Скручиваем ролл бело-красного цвета, кладем в трафарет большого размера и даем раскрутиться, закрепляем клеем. | |
5 | Делаем дно шкатулки. |
| 10 роллов бело-красного цвета, 6 роллов красного, 10 роллов белого цветов, клей, клеенка. | Из 5 роллов бело-красного цвета делаем «капли». Выкладываем все элементы в форме цветка |
6 | Оформляем стенки изделия. |
| 25 роллов бело-красного цвета, 10 роллов красного цвета, клей, клеенка. | Чтобы было удобно необходимо заготовку положить стенкой на стол, формируем полуцветок, затем вклеиваем остальные элементы. Так выполняем все стенки шкатулки. |
7 | Изготавливаем крышечку. |
| 28 тугих ролла красного цвета, 27 тугих ролла белого цвета, клей, клеенка. | Формируются ровные кружочки. |
8 | Оформляем крышечку аналогично донышку | 10 роллов бело-красного цвета, 6 роллов красного, 10 роллов белого цветов, клей, клеенка. | Роллам придаем форму «капли», заготовки соединяем, формируя цветок. | |
9 | Делаем крышечку объемной | 10 роллов бело-красного цвета, клей, клеенка. | Роллам придаем форму «капли», затем по центру соединяем клеем 5 лепестков, формируя цветок, когда подсохнет, собираем еще один цветок. Лепестки последующих цветов должны чередоваться. | |
10 | Выполняем держатель крышечки. | 6 тугих роллов белого цвета, 4 красного, клей, клеенка. | Сначала по центру ребром приклеиваем красный ролл, вокруг 6 роллов белого, когда подсохнет ребром прикрепляем 3 ролла красного цвета. | |
11 | Внутри шкатулку обклеиваем органзой. | Кусочки органзы, клей, шкатулка. | Ткань намочить клеем и аккуратно расправить внутри шкатулки, можно немного намочить руки водой, чтобы ткань распределилась более равномерно. | |
12 | Покрываем шкатулку лаком для декупажа. | Лак для декупажа, кисточка, шкатулка, клеенка. | Готовое изделие должно полностью подсохнуть. После чего его можно использовать по назначению. |
Технологическая карта № 4
Изготовление шкатулки-шестиугольной
№ | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты, материалы | Примечание |
1 | Накрутить 84 тугих роллов сиреневого цвета, 6 трубочек красного цвета. | Бумага шириной см. красного цвета, полоски бумаги, карандаш, зубочистка, клей, клеенка | Полоски бумаги накрутить на карандаш, смазать клеем и аккуратно снять. | |
2 | Изготовить заготовки для основания. | 84 тугих ролла, клей, клеенка | Склеиваем 4 полоски из 11 роллов, 8 полосок по 5 роллов. | |
3 | Формируем каркас будущего изделия |
| 12 заготовок из тугих роллов, 6 трубочек. | Все элементы соединить с помощью клея, формируя нужную нам форму. |
4 | Изготовить 36 роллов красно-сиреневого цвета |
| Полоски сиреневого и красного цвета, линейка-тарфарет, зубочистка, клей, клеенка | Скручиваем ролл красно-сиреневого цвета, кладем в трафарет среднего размера и даем раскрутиться, закрепляем клеем. |
5 | Делаем дно шкатулки. |
| 18 роллов красно-сиреневого цвета, 10 тугих роллов сиреневого цвета, клей, клеенка. | Из 6 роллов красно-сиреневого цвета делаем «капли». Выкладываем все элементы в форме цветка, в центре тугой ролл, выкладываем по 4 ролла в форме «глаз» с каждой стороны цветка, по 2 «капли», большие пустоты заполняем тугими роллами. |
6 | Оформляем центральные стенки изделия. |
| 20 роллов красно-сиреневого цвета, 10 тугих роллов сиреневого цвета, клей, клеенка. | Роллам придаем форму «капли», формируем цветок, затем вклеиваем остальные элементы. |
7 | Оформляем боковые стенки изделия. | 3 «капли» красно-сиреневого цвета, 4 тугих ролла сиреневого цвета, 1 «капля» сиреневого, 1 «глаз» лилового цвета. | Выкладываем полуцветок, вокруг заполняем остальными элементами в произвольном порядке. | |
8 | Изготавливаем крышечку. |
| 28 тугих ролла лилового цвета, 32 тугих ролла сиреневого цвета, 4 тугих ролла красного, 24 ролла красно-сиреневого цвета, клей, клеенка. | Собираем каркас крышечки, чередуя тугие роллы по цвету, по центру сформировать цветок, от цветка идут листья (роллы в форме «глаз»), между листьями располагаем тугие роллы. В центре цветка располагаем держатель из тугих роллов. |
9 | Внутри шкатулку обклеиваем органзой. | Кусочки органзы, клей, шкатулка. | Ткань намочить клеем и аккуратно расправить внутри шкатулки, можно немного намочить руки водой, чтобы ткань распределилась более равномерно. | |
10 | Покрываем шкатулку лаком для декупажа. | Лак для декупажа, кисточка, шкатулка, клеенка. | Готовое изделие должно полностью подсохнуть. После чего его можно использовать по назначению. |
Предварительный просмотр:
Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми. Но какие именно задания можно давать ученикам? Какие именно формы работы можно использовать?
Устное и письменное выполнение упражнений в парах сменного состава
Как выполняются упражнения при традиционном обучении? В классе, на уроке, например, изучают однородные члены предложения: какими союзами они соединяются и перед какими союзами ставится запятая, а перед какими не ставится. Все это учитель разбирает со всеми учениками во время работы. Ученики дают свои примеры, анализируют их. Потом даются самостоятельная работа в классе и домашнее задание. В классе и дома ученики выполняют упражнения. Упражнения выполняются каждым самостоятельно, т.е. индивидуально, а проверяются опять же во время общеклассной работы. Взаимопроверка, даже если и практикуется, то она существенного значения не имеет. Упор делается на письменную работу, которая каждым учеником должна выполняться порознь (самостоятельно). Вот как примерно формулируется задание сразу же после знакомства с правилом об однородных членах предложения:
Упражнение Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными сказуемыми, потом — с однородными второстепенными членами предложения. И дальше даются предложения:
1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Весело и дружно работают ребята. И т. д.
Разве это задание нельзя выполнять совместно, работая в паре?
Вместе с напарником его выполнить гораздо легче. Чтобы сделать это упражнение, его вовсе не обязательно записывать. Достаточно сначала выделить устно все предложения с однородными сказуемыми, а затем также устно указать предложения с однородными второстепенными членами. К такой работе оба ученика могут, приступать одновременно. В этом случае, например, первый ученик (№1) читает первое предложение и говорит: «В этом предложении есть два однородных сказуемых: светит и греет». Далее включается второй ученик. И так, обсуждая вместе, они выполняют все упражнение. Переписывать это задание или не переписывать в тетрадь, может уточнить учитель.
Посмотрим еще одно задание из учебника.
Упражнение №… Составьте три предложения из данных слов:
- Охраняет, пионерский, пожаров, патруль, от, насекомых, вредных, лес, от, и.
- Школьники, корм, расчищают, животным, лес, заготавливают, и.
- Желуди, собирают, для, ребята, посадок, будущих, и, молодыми, за, дубками, ухаживают.
Первое предложение резберите по членам предложения и по частям речи.
Составить из перечня слов предложение, разобрать его по членам предложения и по частям речи гораздо лучше вдвоем, чем одному. Конечно, потом можно выполнить упражнение и письменно. Или в паре выполнить работу только с первым предложением, а остальные — порознь, но с последующей проверкой.
Анализ заданий и упражнений по авторским учебникам «Русский язык» подтверждает, что упражнения могут выполняться в парной работе почти все. Однако многие упражнения, в целях здоровьесбережения могут быть выполнены устно или в основном устно и только частично — письменно.
Почему акцент делается больше на устном выполнении упражнения? Да потому, что работа в паре — это в основном устное общение. Письмо требует уединения: кому нужно много писать, тот делает это обособленно, индивидуально.
Почти все упражнения можно выполнять в парах сменного состава, а в большинстве случаев это и целесообразнее.
Разумеется, при этом существенно меняется методика работы каждого ученика. Например, я выучил правило и выполнил к нему упражнение. Если после этого я начинаю работу с кем-то из моих учеников, то, естественно, я проверю, как он усвоил правило (теорию), и затем предложу ему выполнить вслух то упражнение, в котором я уже силен. Если мой партнер выполнил то же самое упражнение, то мы ограничимся только взаимопроверкой. Если же упражнения разные, то он выполняет новое для него под моим контролем, а затем другое упражнение выполняю, я под его контролем. Таково общее правило, но по каждому учебному предмету, по каждой теме оно конкретизируется до бесконечности разнообразно.
Решение задач и примеров в парах сменного состава
В принципе, любой пример и любая задача могут быть предметом совместной работы в паре. Но нужно, чтобы такая работа была эффективной. В каждом классе учитель, готовя своих учеников к совместной работе в парах, обучает их ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Ученик, который уже знает, как решить задачу, ведет себя как учитель: «Прочитай условие задачи. Скажи, что известно в задаче. Что нужно найти? (Что в задаче спрашивается?) Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?».
Если задача оказалась непосильной, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с решением этой задачи. Если он двум-трем ученикам объяснит, как решается трудная задача, то обогащается новыми приемами решения и задача перестает быть для него непонятной.
Методика взаимообмена заданиями
Эту методику разработал старший преподаватель кафедры высшей математики Красноярского университета, кандидат физико-математических наук Манук Ашотович Мкртчян; сначала он работал со студентами университете, а потом и с учащимися школ Красноярска. Методика применима при изучении различных учебных предметов.
Описание приема работы.
В классе выдаются карточки с заданиями двух видов. Каждый выбирает себе ту карточку, которая ему более понятна. Пары составляются из учащихся с разными заданиями. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова, а Петров обучает Иванова. После объяснения каждый самостоятельно выполняет здание. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, и пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника.
Разучивание стихотворений
Знание наизусть стихотворений, песен, художественной прозы представляет огромную духовную ценность. Но как организовать разучивание стихотворений в классе, на уроке? Обычно учат стихи каждый сам по себе. Некоторые любят произносить фразы вслух, тогда они лучше и быстрее их запоминают. Другие читают вполголоса, закрывают глаза, стремятся все воспроизвести. Но в классе 30-40 учеников, и чтение стихов вслух мешает работе. Не все в такой обстановке могут выучить наизусть стихотворение или какой-нибудь художественный текст. Однако многие учителя выработали способ изучения стихотворений и художественной прозы в парах сменного состава. Как это происходит?
Ученики могут разучивать стихотворения в парах сменного состава по-разному. Можно сразу дать 10-15 стихотворений, и класс все эти стихотворения учит наизусть одновременно. Для того, кто достаточно знаком с коллективной формой учебных занятий, в этом нет ничего особенного. Но мы начинаем с более простого случая, когда весь класс, все учащиеся учат только одно стихотворение. Для коллективных учебных занятий такой случай не является нормальным. Ученики должны иметь разные темы, разные задания, и только при этом условии возможна настоящая нормальная, коллективная работа. То, что все учащиеся класса учат одновременно одно и то же стихотворение, это дань традиционному обучению, пережиток группового способа обучения. Но в начальной школе, пока период переходный, с этим приходится считаться.
Работа с текстом. Метод поабзацной проработки текстов (статей)
Методика, которую предложил А.Г. Ривин, является одновременно простой и сложной. Простой, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст, задание), составляет простой план. Сложность заключается, в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5—12 -строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объема) он уже штудирует с другим, третий — с третьим и т. д. В чем заключается работа с первым партнером? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста и, затем, оба приступают к его анализу:
- о чем говорится в этом абзаце?
- какое заглавие ты предлагаешь?
- почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца?
- нельзя ли дать более точное заглавие?
Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряженная умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывается друг другу согласованное, во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера.
Как происходит работа с другим партнером? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: «Слушать или рассказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то, например, я как участник занятий должен положить статью (книгу) посредине и рассказать то, что проработал с первым партнером. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: «Вопросов нет?». Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй (следующий) абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого переходим к такой же, работе по тексту партнера. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнером. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей), по своей статье, дальше опять — подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь-владельца темы. Затем — работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнером.
Составление «Живых задач»
Чтобы составлять живые задачи в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить два варианта заданий.
Например (1 класс):
1 вариант: Составьте «живую задачу» на сложение, используя числа 8 и 3.
2 вариант: Составьте «живую задачу» на вычитание, используя числа 8 и 11. Учитель раздает детям задания. Все ученики рассаживаются по парам с разными вариантами заданий.
Работа идет в следующем порядке:
каждый
- составляет и решает свою задачу в тетради;
- готовится объяснить ее решение своему партнеру;
- объясняет соседу решение своей задачи;
- слушает объяснение партнера и оценивает его.
По сигналу об окончании работы в данной паре дети меняются заданиями и переходят работать с новым партнером.
Игра «Ручеек»
В ручейке идет общение внутри одного ряда, дети, выполняя задания, свободно двигаются по маршруту освоенному заранее (сначала теоретически, а потом практически).
Работа в четверках, а не парах. Как организовать работу в четверках на уроке?
Четверки можно использовать на уроках естественного цикла. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые» нужно разделить класс на «четверки» и каждой дать задание:
Расскажите о полезном ископаемом по плану:
- Цвет
- Свойства.
- Где добывают.
- Как используют.
Четверкам предлагаются для рассмотрения разные полезные ископаемые: гранит, нефть, каменный уголь, железная руда и т.д. (число четверок зависит от количества детей в классе).
Каждому ученику достается по одному вопросу.
Работа идет в следующем порядке:
Четверки переформируются в группы с одинаковым буквенным литером (А, Б, В, Г).
Каждый ученик:
- готовит ответ на свой вопрос (может использоваться информация как из учебника так и из дополнительной литературы);
- первично проговаривает свой ответ в группе, в которую собираются все дети с такой же буквой вопроса (Например: А — Цвет).
- прослушивает ответы всех детей с этим вопросом (Например: вопрос А-Цвет. В группе «А» идет обсуждение цвета разных полезных ископаемых: гранита, нефти, каменного угля, железной руды и т. д.)
По сигналу об окончании работы в группе с одинаковым буквенным литером дети меняются заданиями и переходят работать в свою «четверку», где каждый ученик представляет свои знания на всеобщее прослушивание и обсуждение.
Этот прием можно использовать на уроках:
Литературного чтения.
Например, при изучении произведений Л.Н. Толстого, дети получают задания:
- Найти и прочитать рассказы о детях;
- Найти и прочитать рассказы о животных;
- Найти и прочитать сказки писателя;
- Найти и прочитать басни Л.Н. Толстого.
Математики.
Например, при решении задач:
- Рассказать условие;
- Проанализировать задачу;
- Определить, можно ли сразу ответить на вопрос задачи;
- Выполнить решение задачи.
Русского языка.
Например, при изучении темы «Твердые и мягкие шипящие согласные» дети получают задания: Выписать из текста слова:
- С твердым звуком Ж.
- С твердым звуком Ш.
- С мягким звуком Щ.
- С мягким звуком Ч.
Проверять задания можно в своей «четверке».
Дети работают в парах, в группах, в четверках; объясняют, рассуждают, спорят. При всем желании учителю трудно проверить работу каждой группы, пары. Используя опыт Ш.А. Амонашвили, можно дать детям образец (эталон) ответа. Способные учащиеся быстро овладевают умением проверять по эталону, именно они становятся помощниками учителя в группах.
Использование коллективных занятий дает возможность продвинуться каждому ученику в своем темпе, снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта и утомляемости, способствует развитию способностей каждого ученика.
Алгоритм работы в парах:
- Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;
- Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.
Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер. Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка. Рядышком садятся более умелый и менее. Причем обучают друг друга.
Обучение грамоте
Предположим, они писать не умеют. Хорошо. Учитель заранее пишет карточки — на каждой карточке имя ученик: Маша, Саша и так далее. То есть я ошибся! Мария, Александр и так далее. Понятно, что имена написаны «печатными» буквами.
Учитель раздает карточки, — каждому его имя, — и говорит «кто умеет прочитать?». Море рук. Просим двоих к доске. Читает один свое имя, потом читает другой. Меняются карточками и опять по очереди читают вслух. Теперь один берет мел, а другой ему диктует его имя, — то есть имя того, у кого в руках мел. И первый пишет под диктовку второго свое имя на доске, — конечно! Он не «пишет», а просто рисует те буквы, которые входят в его имя и которые он только что видел. Если какую-то букву он затрудняется нарисовать, то либо партнер по паре, либо учитель помогает.
Потом меняются.
Можно проделать то же самое у доски еще один-два раза с другими учениками, чтобы ученики хорошенько поняли, что и как нужно делать в парах.
Теперь учитель говорит «делаем это же самое в парах, — первым читает «первый вариант». Затем — «второй». Учитель командует, все делают по команде, вместе. Теперь меняемся карточками. Открыли тетради! Диктует Р1, Р2 пишет. Записали? Теперь диктует Р2, а Р1 пишет. Все написали? Замечательно!
Понятное дело, что пока ученики работают, учитель не дремлет — ходит, смотрит, подсказывает, поправляет.
Русский язык
Пример 1. Возьмем повторение словарных слов. Даю детям домашнее задание: написать 15 самых сложных словарных слов с пропущенными безударными гласными на листочке. Очень легкое домашнее задание. На уроке каждый меняется со своим соседом для проверки изученной темы. После того, как гласные вставили, подписали листочки и вернули друг другу на проверку. Оценили работу друг друга.
Взаимопроверка используется на разных уроках. Подобные задания даю на уроке математики при изучении таблицы умножения. Дети заготавливают самые сложные примеры для работы в паре. Ребята с удовольствием готовят вопросы по окружающему миру и литературному чтению. При работе с интерактивной доской, используя тренажеры, могут работать тоже в паре. Вариации разнообразные, все зависит от нашего творчества. Можно писать очень много, но мои ребята привыкли работать как в парах, так и в группах.
Пример 2. Каждый урок русского языка начинается с «орфографической минутки», ребята работают в парах по карточкам, потом взаимопроверка, а в конце вывешиваю на доске листочки с наиболее сложными словами, где могут допустить ошибки, чтобы свериться.
Математика
| Алгоритм решения задачи: | Р1 | Р2 | Моя оценка Р1 / Оценка товарища Р2 | Моя оценка Р2/ Оценка товарища Р1 |
1 | Прочитать задачу | выполняет | контролирует | +/ + |
|
2 | Анализ текста задачи | контролирует | выполняет |
| +/ +- |
3 | Краткая запись задачи | выполняет | контролирует | +/ + |
|
4 | Модель действия (чертеж, схема) | контролирует | выполняет |
| +/ + |
5 | Решение задачи | выполняет | контролирует | +-/ + |
|
6 | Анализ решения задачи (проверка) | контролирует | выполняет |
| +/ + |
7 | Ответ | выполняет | контролирует | -/ +- |
|
Оценка работы:
- «+» — все правильно,
- «+ -» — есть небольшие недочеты,
- «-» — неверно.
Мои трудности:
- Р1 _______
- Р2 _______
Такой способ работы удобен в первом классе, в начале года, например, пока ученики полностью не овладеют этой формой взаимодействия.
Работа в парах сменного состава.
Огромные возможности для отработки навыков предоставляет работа в парах сменного состава (блоках).
Цели этого вида работ:
- формирование умений решать задачи (учебные);
- обучение умению говорить, используя материал изучаемого предмета;
- обучение умениям общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя учебный материал).
Система работы.
- Учитель заготавливает карточки с заданиями (в первом классе), а со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней сложности). Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой — из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи.
- Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнеру. Второй слушает, осмысливает, задает вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнера, затем они меняются ролями.
- Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.
- Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идет повторное объяснение.
- После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу.
- После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идет объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги, обмениваются карточками, благодарят и пересаживаются к другим ученикам.
Пример: Детям нравятся также «оперативные» способы регистрации успехов. Например, определяем скорость вычислений. Доску делю на 3 части (1 часть — меньше минуты, 2 часть — минута, 3 часть — больше минуты.) В паре: один — называет ответы у примеров на карточке, другой — отмечает ошибки. После завершения работы сразу поднимают руки. Засекаю минуту. По ходу вписываю имена детей в столбцы таблицы на доске. По окончании минуты контролеры в парах сообщают о количестве ошибок и нерешенных примеров. Затем дети в парах меняются ролями. В конце работы данные комментируются, учитываются при выставлении отметок, дети видят картину по классу. Можно сделать такое табло на отдельной магнитной доске, повесить ее повыше и отмечать позицию каждого ученика с помощью индивидуального фигурного магнитика.
Литература:
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991г.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Просвещение, 1993г.
- Лиймктс Х.И. Групповая работа на уроке. — Знание, 1975.
- Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения./ Под редакцией Т.И. Шамовой . — 1993.
- Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина // Частная школа. — 1995. - № 6.
- Коллективная научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.В. Первина — М.: Педагогика, 1985.
