Материалы конкурса "Учитель года"

Хрынина Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

Эссе

 учителя русского языка и литературы МОУ СОШ№16

Хрыниной Е. Н.

«В ногу со временем!»

 (образ современного учителя с позиции реализации ФГОС и

профессионального стандарта педагога)

 Каким представляем мы себе  учителя, идущего в ногу со временем? Люди  по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета. Я же вижу педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика. Поэтому образовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учеников. Перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи модернизации. Государственный образовательный заказ выражает потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий.

Чтобы стать настоящим учителем, идущим в ногу со временем, нужно проделать интересный, но нелегкий путь. Путь познания открытой, ранимой души каждого ученика, путь самосовершенствования, путь восхождения к вершине. Необходимо помнить, что с тобой идут твои воспитанники, а путь может оказаться тернистым. А значит, ты должен быть искренним, чутким, терпеливым, готовым прийти на помощь.

Размышляя о своем профессиональном предназначении, я периодически задаю себе вопросы: Я – учитель? Какой я учитель? Могу ли я называться настоящим учителем? Уверена, без поиска ответов на них нет развития. Я сама педагогом мечтала стать с детства, можно сказать с того момента, как познакомилась со своим первым учителем, талантливым, творческим, уникальным преподавателем. Я до сих пор помню этот день и не забуду никогда. Надежда Васильевна была в меру строгой, неравнодушной к своей профессии, с искоркой в глазах и в душе. Я очень хотела быть похожей на нее. Как незаметно, легко, естественно, без давления я получала знания! Могу с уверенностью сказать, что мне очень повезло, так как на моем пути встречались только хорошие учителя, профессионалы своего дела.  После окончания университета, я наивно считала, что самое важное для педагога - научить своему предмету, дать прочные знания. Потом поняла, что ошибалась. Мир  в 21 веке меняется, а с ним изменилось и поколение, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Нет никаких сомнений относительно того, что современный мир требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать и уметь применять в реальных ситуациях.  По моему мнению, именно этому современный учитель должен научить детей с позиции профессионального стандарта педагога.  Добиться положительного результата в обучении возможно только при установлении доверительных отношений с учениками. Для ребят важно чувствовать, что они – полноправные участники учебного процесса, что в каждом из них учитель видит индивидуальность. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, поэтому только искренняя любовь к своему делу, а значит, к каждому своему ученику, способна сделать нас настоящими партнерами, настоящими друзьями.

Когда я захожу в класс, смотрю в глаза своим ученикам, мне кажется, они понимают, о чем я думаю в этот момент. «Ты, мой ученик, доверяешь мне? Веришь в мое сочувствие, сострадание, сопереживание? Я, твой учитель, верю в твой успех». Любовь учеников нужно заслужить. Помню, как в начале учебного года пришли ко мне на урок пятиклассники. Присматривались ко мне, словно, спрашивая: «Кто ты? С чем пришла к нам?  Полюбишь ли ты нас?» А вот они, спустя пару месяцев, завидев меня, идущую по школе, бегут навстречу, распахнув руки, открытые для всего мира и уверенные в том, что учитель готов принять их в свои объятья. Они поверили мне, они приняли меня, и я готова бежать им навстречу.

Вместе со своими учениками я огорчаюсь, когда у них что-то не получается, и радуюсь их маленьким и большим победам. Я безгранично верю в утверждение: «Успешный учитель – успешный ученик». А кто он, успешный учитель? По моему мнению, это человек не случайный в профессии, он знает и любит свое дело, своих учеников, идет в ногу со временем, а иногда пытается его опередить. А главное, он имеет успешных учеников, успешных в учебной деятельности, а впоследствии и в жизни. Перефразируя слова Леонардо да Винчи, так и хочется воскликнуть: «Ученик, превзойди своего учителя!»

На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников.

Я  согласна с выражением: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется неверным, ведь «поиск истины – это путь к творчеству». Каждый мой ученик знает, что если он сегодня сделал что-то не так, это никак не повлияет на мое отношение к нему, как к человеку, его оценка сегодня - это показатель того, насколько он продвинулся  в познании мира, развитии самого себя.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Хороший урок пролетает незаметно. Звенит звонок. Дети удивляются: «Уже всё?» Таких уроков в моей практике становится всё больше. Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности на уроке, использовать проблемную, проектно - исследовательскую, здоровьесберегающую и технологию развития критического мышления. На уроке ученик выступает в роли учителя, обучаясь, учит других. Это так интересно! Учеба становится увлекательным, желанным занятием. Учитель и сам постоянно находится в творческом поиске, самосовершенствуется. Мерилом успешности учителя, несомненно, являются его ученики.  «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо сегодняшних школьников удивлять, заинтересовывать. Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство мира, получая право стать образцом, передавая эстафету знаний, культуры новым поколениям.

Быть настоящим учителем, идущим в ногу со временем, для меня значит быть разносторонне талантливым, умным, остроумным, находчивым, всегда ровным  в общении, красивым внешне, обладающим задатками актера, понимающим молодежь и умеющим находить педагогические выходы в самых затруднительных ситуациях.

Люди, по-настоящему любящие детей и искренне увлеченные своим делом, добиваются поставленных целей и остаются в сердцах учеников на всю жизнь. Я хочу находиться в одном ряду с такими людьми.