Диагностическая работа
Цель психодиагностической работы -- получение информации:
1. О уровне развития психического развития детей;
2. Выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявление причин отклоняющегося поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общая осведомленность (авт.Е.Н.Буслаева) (варианты беседы для детей-сирот)
Уровень осведомленности ребенка о себе и окружающем мире определяется в процессе вступительной беседы, а также в течение всего обследования.
Беседа с детьми 5-6 лет.
- Как тебя зовут? Назови своё Ф.И.О.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- C кем ты живёшь? Назови членов своей семьи.
- Как зовут твою маму?
- Кем и где она работает?
- Как зовут твоего папу?
- Кем и где он работает?
- Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?
- Кем ты хочешь быть когда вырастешь?
Оценка результатов:
- Ребёнок ответил на 9 вопросов, дал развёрнутые ответы (Ф.И.О. своё и своих родителей сказалполностью) – 2 балла;
- Ответил на 6 вопросов – 1 балл;
- Ответил на 3 и менее вопроса – 0 баллов.
Беседа с детьми 6-7 лет.
- Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой).
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной?
- Сколько тебе лет? Сколько тебе было год назад (в прошлом году?)? Сколько тебе будет через год? Через два?
- Когда у тебя день рождения? (число, месяц)
- Как зовут твою воспитательницу? Она старше или младше тебя?
- Сколько детей у вас в группе?
- Есть ли у тебя друг? Как его зовут?
- Какое сейчас время года? Какие еще времена года ты знаешь?
- Какие месяцы ты знаешь?
- Какие дни недели ты знаешь?
- Сейчас утро, день или вечер?
- Когда мы завтракаем: утром или днем? Когда обедаем: вечером или днем
- Что бывает раньше: обед или ужин? Что позже: завтрак или обед?
- Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще части тела ты знаешь?
- Чем отличается день от ночи?
- Кто больше: корова или коза?
- Кто меньше: птица или пчела?
- Кто длиннее: червячок или змея?
- У кого меньше лап: у собаки или у петуха?
- Как называется наша страна?
- Какой главный город?
- Скажи свой адрес.
- Что делают почтальон, строитель, учитель?
- Какого человека называют хорошим? Плохим?
- Чем ты любишь заниматься?
- У тебя есть любимая игрушка?
- Любимый мультфильм? О чем он?
- Покажи рукой, где верх, а где низ?
- Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа?
- А что находится у меня (взрослого) слева? Справа?
- Правой рукой покажи левую коленку. Левой рукой покажи правое ухо. Правой рукой покажи левое плечо. Левой рукой покажи правую ладонь.
Беседа с детьми 7-9 лет.
- Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия?
- Сколько тебе лет? Когда ты родился? В каком месяце у тебя день рождения?
- Сколько лет тебе будет через 2 года? Сколько лет тебе было в прошлом году или год назад?
- Как зовут твою воспитательницу? В каком классе ты учишься?
- Сколько детей в классе?
- Есть ли у тебя друг? Как его зовут?
- В каком городе живешь? Скажи свой адрес.
- Как называется наша страна?
- Какой главный город?
- Какие ты знаешь времена года? Какое сейчас время года? Какой месяц?
- Какой день недели? Какие еще дни недели ты знаешь?
- Чем ты любишь заниматься?
- Какая у тебя любимая игра? Какие у тебя есть игры (игрушки)?
- Какие передачи любишь смотреть по телевизору?
- Какой любимый фильм (мультфильм)? О чем он?
- Какие книги любишь читать? Какая любимая книга? О чем она? Что именно тебе в ней нравится?
Оценка результатов производится по нижеприведенной шкале, а также необходим качественный анализ, заключение об уровне развития речи.
4 балла - ребенок ответил точно и достаточно полно на большинство вопросов, свободно формулирует ответы, не затрудняясь в подборе слов и грамматически правильно оформляя свои высказывания..
3 балла - ребенок дает сведения о себе, но затрудняется в более сложных вопросах. Иногда испытывает затруднения в подборе слов и построении фраз
2 балла - ребенок дает 4-5 правильных ответов, не ориентируется во временных и пространственных понятиях. Речь затруднена: говорит односложно, не находит нужных слов.
1 балл - сведения о себе ограничиваются знанием имен, другие ответы случайны и неадекватны. Речь бедная, невыразительная.
Предварительный просмотр:
«Лесенка» для младших школьников Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн
Цель: Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Интерпретация результатов:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину не успешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Предварительный просмотр:
«Вырежи круг» авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.
Критерии оценки
- Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
- Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не
вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл. - Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.
Предварительный просмотр:
«Домик» интеллектуальная готовность (внимание) авт. Н.И.Гуткина
Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Критерии оценки
- Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
- Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
- Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов.
Ошибками считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза
при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка;
в) неправильно изображенный элемент рисунка;
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за данного направления;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть
соединены, или «залезание» линий одна за другую.
В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит карандаш, как сидит во время рисования и т.п.
Предварительный просмотр:
«10 слов» (память) Лурия А.Р.
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Процедура проведения. Ребенку читают 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагают воспроизвести их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребенок повторяет все, что запомнил, еще раз. Процедуру повторяют 4 раза, результаты каждый раз фиксируются.
Критерии оценки
- Ребенок с первого раза запомнил не менее 4-х слов, и кривая запоминания носит возрастающий характер, достигая
8—10 слов, — 2 балла. - Ребенок воспроизвел первый раз менее 4-х слов и запомнил
5—7 слов после четырехкратного повторения — 1 балл. - Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырех
кратного повторения — 0 баллов.
Во время проведения субтеста в таблице «10 слов», приведенной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребенок. Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке.
В Протоколе должно быть записано количество слов, воспроизведенных ребенком после каждого повторения, а в Примечании отмечаются признаки утомления ребенка.
№ | лес | хлеб | окно | стул | брат | вода | конь | гриб | игла | мёд | Кол-во слов |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Субтест 4 «10 слов»
Ф.И.ребёнка___________________________________________________________________
№ | лес | хлеб | окно | стул | брат | вода | конь | гриб | игла | мёд | Кол-во слов |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Субтест 4 «10 слов»
Ф.И.ребёнка___________________________________________________________________
№ | лес | хлеб | окно | стул | брат | вода | конь | гриб | игла | мёд | Кол-во слов |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Субтест 4 «10 слов»
Ф.И.ребёнка___________________________________________________________________
№ | лес | хлеб | окно | стул | брат | вода | конь | гриб | игла | мёд | Кол-во слов |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Субтест 4 «10 слов»
Ф.И.ребёнка___________________________________________________________________
№ | лес | хлеб | окно | стул | брат | вода | конь | гриб | игла | мёд | Кол-во слов |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Предварительный просмотр:
«Закончи предложение» авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. (словесно-логическое мышление)
Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
Процедура проведения. Ребенку зачитывают три незаконченных предложения, предлагают внимательно послушать начало каждого предложения и придумать его завершение.
Критерии оценки
- Ребенок уловил причинно-следственные связи и построил
предложения грамматически верно три раза — 2 балла. - Ребенок отвечает верно в двух случаях — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием или отвечает только в
одном случае — 0 баллов.
В Протоколе записывают, сколько предложений ребенок завершил правильно, в разделе «Примечания» отмечают, насколько грамотно и развернуто составлены предложения.
тест «Закончи предложение» (Словесно-логическое мышление)
Ф.И.ребёнка_______________________________________________________________________________________________________
1.Листья на деревьях пожелтели, потому что________________________________________________________________
2. Солнце ярко светило, и поэтому______________________________________________________________________________
3. Цветов на поляне было много, и я____________________________________________________________________________
тест «Закончи предложение» (Словесно-логическое мышление)
Ф.И.ребёнка_______________________________________________________________________________________________________
1.Листья на деревьях пожелтели, потому что________________________________________________________________
2. Солнце ярко светило, и поэтому______________________________________________________________________________
3. Цветов на поляне было много, и я____________________________________________________________________________
тест «Закончи предложение» (Словесно-логическое мышление)
Ф.И.ребёнка_______________________________________________________________________________________________________
1.Листья на деревьях пожелтели, потому что________________________________________________________________
2. Солнце ярко светило, и поэтому______________________________________________________________________________
3. Цветов на поляне было много, и я____________________________________________________________________________
тест «Закончи предложение» (Словесно-логическое мышление)
Ф.И.ребёнка_______________________________________________________________________________________________________
1.Листья на деревьях пожелтели, потому что________________________________________________________________
2. Солнце ярко светило, и поэтому______________________________________________________________________________
3. Цветов на поляне было много, и я____________________________________________________________________________
тест «Закончи предложение» (Словесно-логическое мышление)
Ф.И.ребёнка_______________________________________________________________________________________________________
1.Листья на деревьях пожелтели, потому что________________________________________________________________
2. Солнце ярко светило, и поэтому______________________________________________________________________________
3. Цветов на поляне было много, и я____________________________________________________________________________
тест «Закончи предложение» (Словесно-логическое мышление)
Ф.И.ребёнка_______________________________________________________________________________________________________
1.Листья на деревьях пожелтели, потому что________________________________________________________________
2. Солнце ярко светило, и поэтому______________________________________________________________________________
3. Цветов на поляне было много, и я____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
«4-й лишний» авт.Белопольская Н.Л. (мышление)
Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»
Критерии оценки
- Ребенок правильно выделяет 4-й лишний в 5—6 вариантах
и правильно объясняет свой выбор — 2 балла. - Ребенок правильно выделяет 4-й лишний, но не может
объяснить свой выбор — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова.
Предварительный просмотр:
«Последовательные картинки» авт. Забрамная С.Д. (мышление, речь)
Цель: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет
последовательность картинок и составляет связный рассказ —
2 балла. - Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет
ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
• Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок,
или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей
картинок — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцениваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи.
Предварительный просмотр:
«Найди недостающий» (логическое мышление) авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Процедура проведения. Ребенку предлагают определить закономерность, по которой располагаются фигуры в строке, и заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая — тренировочная.
Критерии оценки
- Ребенок верно находит закономерности по двум признакам
и обосновывает свой выбор — 2 балла. - Ребенок находит закономерность только по одному при
знаку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, как ребенок справляется с заданием, сколько признаков он учитывает при сравнении.
Предварительный просмотр:
«Рисунок человека» авт.К.Маховер
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
- Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
- Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
- Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.
Предварительный просмотр:
«Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие) авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Процедура проведения. Перед ребенком хаотически выкладываются разрезанные изображения сначала одного, затем другого предмета. Картинку предлагают собрать после того, как ребенок узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
- Ребенок узнает по частям картинки и собирает их самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезных
картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи
проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл. - Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он использовал, чтобы сложить ее.
Предварительный просмотр:
«На что это похоже?» (воображение) авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.
Критерии оценки
- Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) —
2 балла. - Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку —
1 балл. - Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.
Предварительный просмотр:
«Запрещенные слова» ( развитие произвольности) авт. Н.И.Гуткина
Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Ты любишь гулять?
- Ты любишь играть?
- Ты хочешь учиться?
- Ты любишь болеть?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не полу
чается?
- Тебе нравится заниматься в детском саду?
- Тебе нравятся школьные принадлежности?
- Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?
Критерии оценки
- Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
- Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом
находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл. - Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.
В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие желания идти в школу.
Предварительный просмотр:
«Графический диктант» авт. Д.Б.Эльконин
Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.
Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».
Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
Критерии оценки
- Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки)— 2 балла.
- Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй во все не соответствует диктуемому — 1 балл.
- Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому—0 баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.
Общий балл за субтесты:
Готов к обучению - 24-26 б;
Условно готов - 14-23 б;
Не готов- 0-15 б.
Психологическое консультирование по результатам обследования
После проведенного обследования детей на психологическую готовность к школе психолог составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по результатам проведенного психологического исследования обучающихся 1-го класса КГ КОУ «Школа-интернат №9»
Цель психологического исследования: Определение развития психологических процессов обучающихся 1-го класса с умственной отсталостью.
Батарея тестов | ||
№ | Наименование методики | Цель методики |
1 | «Общая осведомлённость» (для детей-сирот, возраст 6-7 лет) авт. Е.Л.Буслаева | Определение общей осведомлённости и развитие речи ребёнка в свободной беседе. |
2 | «Лесенка» (для младших школьников) авт.Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн | Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. |
3 | «Вырежи круг» авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук. |
4 | «Домик» авт. Н.И.Гуткина | Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. |
5 | «10 слов» авт. Лурия А.Р. | Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти. |
6 | «Закончи предложение» авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | Оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении. |
7 | «4-й лишний» авт. Белопольская Н.Л. | Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка. |
8 | «Последовательные картинки» авт. Забрамная С.Д. | Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок. |
9 | «Найди недостающий» » авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор. |
10 | «Рисунок человека» авт. Маховер К. | Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях. |
11 | «Разрезные картинки» авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | Выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей. |
12 | «На что это похоже?» авт. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. |
13 | «Запрещённые слова» авт. Н.И.Гуткина | Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника». |
14 | «Графический диктант» авт. Д.Б.Эльконин | Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. |
Сводная таблица
№ | Ф.И. ребёнка | Субтесты | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Общая осведом-лённость | 2. Лесенка | 3. Вырежи круг | 4. Домик | 5. 10 слов | 6. Закончи предложение | 7. 4-й лишний | 8. Последо-вательные картинки | 9. Найди недостаю-щий | 10. Рисунок человека | 11. Разрезные картинки | 12. На что это похоже? | 13. Запрещён-ные слова | 14. Графический диктант | Общий балл за субтесты: Готов к обучен. - 24-26 б; Условно готов - 14-23 б; Не готов- 0-15 б. |
| ||||||||||||||||
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Справка
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта
(Определение развития психологических процессов обучающихся 1-го кл. с умственной отсталостью)
Фамилия, имя ребёнка__________________________возраст_________класс___________ дата проведения ____________
Субтесты | Протокол | Оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Вопросы для беседы (общая осведомлённость) | Как тебя зовут? Назови своё Ф.И.О. | Сколько тебе лет? Когда ты родился? | C кем ты живёшь? Назови членов своей семьи | Как зовут твою маму? | Кем и где она работает? | Как зовут твоего папу? | Кем и где он работает? | Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь? | Кем ты хочешь быть когда вырастешь? |
| ||||||||||||||||||||||||
2. Лесенка (самооценка) | ребёнок | мама | отец | учитель | воспитат. | |||||||||||||||||||||||||||||
3. Вырежи круг (мелкая моторика руки) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Домик (внимание) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. 10 слов (память) | лес | хлеб | вода | стул | брат | мёд |
| конь | гриб | игла | окно | Кол-во слов | ||||||||||||||||||||||
6. Закончи предложение (словесно-логическое мышление) | 1.Листья на деревьях пожелтели, потому что | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Солнце ярко светило, и поэтому | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Цветов на поляне было много, и я | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. 4 лишний (образно-логическое мышление) | 1cерия карт | 2 серия | 3 серия | 4 серия | 5 серия | 6 серия | ||||||||||||||||||||||||||||
8. Последовательные картинки (мышление, речь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Найти недастающий (логическое мышление) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Рисунок человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Разрезные картинки (восприятие) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. На что это похоже? (воображение) | 1. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Запрещённые слова (произвольность) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||||||||||||||||||
14. Графический диктант (произвольность) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая сумма балов: |
Готов к обучению - 24-26 б; Условно готов - 14-23 б; Не готов- 0-15 б