Эссе "Я - педагог"

В материале отражена жизненная позиция и педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комаровой Антонине Павловне,

преподавателю педагогики

Константиновского

педагогического училища

Ростовской области

посвящается

Здравствуйте, уважаемая Антонина Павловна!

Здравствуйте, «мама Тоня», как мы называли Вас «за глаза»!

Спешу поздравить Вас с наступающим Новым 2016 –м годом!

В этом году исполняется 30 лет, как наша группа закончила Константиновское педагогическое училище. Это замечательный повод перелистать страницы студенческого альбома. Вот сдаем экзамен по истории, проводим первые пробные уроки, а здесь - уже выпускники. Мы расстались, но до сих пор держим друг друга в поле зрения, вместе радуемся победам и сообща переживаем потери.

Я абсолютно уверен, что наша связь не растворилась в суете будничных забот потому, что именно Вы были нашим классным руководителем, нашим наставником.

Сегодня, из XXI века, мне так хочется вернуться в далекие 80-е и «подсмотреть» секреты Вашего педагогического мастерства, определить слагаемые педагогической системы.

А в том, что это была именно система, сомневаться не приходится. Большинство моих однокурсников трудятся в российском образовании и спустя десятилетия. Среди нас – директора школ, учителя- практики, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.

«…Главное, что должен иметь в виду воспитатель – это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и праву…» - читали Вы нам слова Н.А.Добролюбова на лекциях по педагогике. Так вот оно, Ваше кредо – уважение, добро и право.

Я тоже считаю, что первым, и самым важным, является уважение к растущей личности, признание права ребенка на личное мнение, независимое суждение. Ведь ученик, который приходит ко мне на урок, – это личность со своими потребностями и интересами,  со своим характером, интеллектуальным и творческим потенциалом. Уважение, справедливость и требовательность – обязательные ключевые составляющие моей педагогической философии. И не только по отношению к ученику, но и к самому себе. Этому мы тоже учились у Вас.

Антонина Павловна, благодарю за добро, поддержку и понимание! Я всегда мог рассчитывать на Ваш мудрый совет. И если бы не участие в моей судьбе, то кто знает, как бы она сложилась.

А сегодня я, можно сказать, родоначальник учительской династии. Первым в родительской рабочей семье выбрал педагогическую стезю. По моим стопам пошла младшая сестра Лилия. Сегодня она – учитель информатики и математики. Жена Елена – учитель начальных классов. Племянница Вера преподает географию в Каменоломнях. Сестра жены Юлия работает в одной из московских школ. Наш общий педагогический стаж приближается к ста годам. А любое семейное мероприятие непременно перерастает в педагогический совет.

Знаете, а ведь мне удивительно везло на хороших учителей. Мудрый и справедливый Иван Михайлович Аникеев, директор средней Семикаракорской школы № 1. Добрая и внимательная Ольга Ивановна Фролова, школьный классный руководитель. Она находила для нас время даже тогда, когда работала на посту заведующей Отделом образования Администрации Семикаракорского района.  

И многие-многие другие, которые не словом, а делом доказали, что

                                              «Лежит дорога к счастью через труд.

                                       Пути иные к счастью не ведут» (Абу Шукур Балхи).

История человечества свидетельствует о том, что в обществе не раз  менялись ценности и приоритеты, представления о хорошем и плохом, красивом и безобразном. Но труд, труд честный и добросовестный, труд во благо всегда был и остается в почете. А труд учителя, в котором испытывается «общая народная надобность», как выразился Д.И.Менделеев, в особенности.

 В широко обсуждаемом сейчас профессиональном стандарте педагога особая роль отводится наличию у учителя высшего профессионального образования по профилю преподаваемого предмета. Это лишний раз подчеркивает уровень требований общества к педагогу. Нам доверяют самое дорогое – детей, будущее страны. Значит, и работать с ними должны настоящие профессионалы, мастера своего дела.

А настоял на том, чтобы я поступил именно в педагогическое училище,  мой дядя,  Федор Кондратьевич. Что стало тому причиной, не знаю. Может он заметил, что именно у  нашего дома собирается детвора со всего переулка? Или обратил внимание на то, что я часами просиживал за рисованием и конструированием? Так или иначе, но он сам сопровождал  меня на вступительных экзаменах и пристально следил за моими успехами в годы учебы.

«… Сбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов – то, что определяет силу и будущее любой страны, в том числе и нашей», - отметил Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в этом году.

На мой взгляд, даже само желание заниматься исследовательской деятельностью уже свидетельствует об одаренности. Сегодня ребята увлеченно осваивают простейшие способы научной деятельности. Им под силу опыты и эксперименты. Они могут сформулировать гипотезу. Умеют делать выводы и составлять умозаключения.

Проектные и исследовательские технологии – самые важные для меня методы обучения. Я твердо убежден, что в той или иной форме они должны присутствовать на каждом этапе обучения. А темы для исследования искать не надо – их масса в окружающем ребят мире. Это и обеспечение безопасности на воде, и пожарная безопасность, и влияние на здоровье  человека сотовых телефонов и энергетических напитков.

А я дальше листаю старый альбом. Вот Люся поет на концерте. Петя читает нам свои стихи. Коля играет на гитаре. А вот редкий кадр – кто-то заснял меня в тот момент, когда я фотографирую. В нашей группе у каждого была своя, особенная роль.

С.Т. Шацкий писал: «Начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей – надо лишь создать для проявления ее подходящие условия». У Вас это замечательно получилось.

Признаюсь, что в моей педагогической практике и сейчас много Ваших приемов и методов. Будучи классным руководителем, особую роль отвожу организации внеурочной деятельности ребят, провожу субботники, походы, вечера.

 Это потому, что тогда, на заре нашей юности, Вы учили нас вместе и учиться, и трудиться, и отдыхать. Старые фотографии сохранили счастливые мгновения наших поистине «классных» праздников. Вот мы «кормим» друг друга вареньем. Вот танцуем под старый бобинный магнитофон.

За годы работы в школе с детворой мы обошли все окрестности хутора Красное Знамя. Это  потому, что когда – то в Константиновке часто совершали такие «вылазки» на природу. Благо, Дон в этом месте удивительно чистый и красивый.

А помните наши спортивные праздники, походы, легкоатлетические забеги по улицам города? Спустя много лет в памяти осталось удивительное чувство единения душ в спортивном порыве, радости побед, вкус пищи, приготовленной на костре!

Вот почему сегодня я выступаю инициатором проведения Дней Здоровья. Установка туристической палатки, походный бивак, «переправа», «маятник», «кочки»… Нынешние ученики также, как и мы когда-то, с нетерпением ждут их и не спешат покидать школьный стадион!

Для меня – это отличный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса. Я искренне радуюсь, если у ребят возникает желание продолжить сотрудничество или диалог, потому что появляется возможность повлиять на их умы и сердца, помочь разобраться в сложном мире. Научить любить Родину, делать ее краше, сильнее, богаче. Научить приносить пользу, любить жизнь, творить добро…

А помните, какая суматоха была во время распределения! Каждый стремился получить направление поближе к дому. А не получив, со страхом неизвестности отправлялись осваивать «целину». И ничего, освоили, нашли друзей и единомышленников. Получили квартиры, создали семьи, да так и остались работать на селе. Хотя ехали с расчетом отработать три года и вернуться в город. Потому я сегодня одобряю правительственную Программу поддержки молодых специалистов – врачей, педагогов. Как знать, может, и им приглянется сельская глубинка, полюбят они эту землю и не захотят с ней расставаться?! А как выиграет село от притока новых сил, смелых идей,  молодежной инициативы, творческого задора и неиссякаемой энергии!

Антонина Павловна! В прошлом учебном году на заседании районного методического объединения учителей ОБЖ меня ждал сюрприз. Каково же было мое удивление, когда среди коллег я увидел своего ученика Александра, который сегодня работает в одной из школ района. Так приятно осознавать, что ценности, которые тебе дороги, стали жизненно необходимы и для твоих воспитанников.

А на днях в школу заходил мой выпускник Андрей. Он успешно заканчивает среднее профессиональное образовательное учреждением. Спортсмен. Призер областных соревнований по легкой атлетике.

Невольно вспомнилось его недавнее школьное прошлое. Матери Андрея приходилось чуть ли не ежедневно разбираться в проделках сына. Двойки, прогулы, жалобы…

Почему? Что мы делаем не так, если хорошие ученики, которых мы столько хвалили на уроках, не всегда могут найти применение своим способностям? А слабые ученики, напротив,  порой довольно благополучно находят свое место в жизни?

 «Я радуюсь, когда они взрослеют,

                                                   И восхищаюсь, как они умнеют,

И, проводив от школьного порога,

Я вслед шепчу: «Удачи! С Богом!».

Эти строки Л.Н. Лесковой очень созвучны моим чувствам и мыслям, когда в очередной раз я провожаю выпускников во взрослую самостоятельную жизнь и с тревогой смотрю им вслед.

Вопросы, вопросы, вопросы… Не только, и не столько ребятам мы их ежедневно задаем, сколько самим себе. Как лучше научить? Как помочь, не задев самолюбие? Как указать на ошибку, не унизив достоинство?

Так своевременно в нашем обществе возникли ФГОСы, ведь именно они нацеливают педагогическое сообщество  на формирование «умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира», а не на накопление конкретных знаний и отдельных умений, как раньше.

Современный выпускник школы должен научиться БЫТЬ, научиться ЖИТЬ ВМЕСТЕ, научиться ДЕЛАТЬ, научиться ЗНАТЬ. Именно формированию этих умений должен быть посвящен каждый наш урок, каждое педагогическое действие. Именно на это должен быть направлен «методический инструментарий» каждого учителя.

Просчеты в школьном образовании обходятся, к сожалению, очень дорого и каждому конкретному человеку, и обществу в целом. «Ни один завоеватель, – писал Н.Рерих, -  не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

И какими будут эти силы – добрыми или злыми, созидательными или разрушительными – в конечном счете, тоже зависит от нас. А это значит, что учителя, как и врачи, не имеют права на ошибку. Переписать детство заново не получится.

Да, не зря школу часто сравнивают с зеркалом общества. Усилились миграционные процессы – и вот в классе уже растет число детей – мигрантов. То там, то здесь вспыхивают межнациональные конфликты. И в нашей среде они случаются. Угроза террора. Опасность экологической катастрофы. Школа живет теми же проблемами, что и весь глобальный мир.

На фоне этих тревожных тенденций отрадно видеть позитивные перемены в образовании: газификацию зданий, информатизацию учебного процесса, улучшение качества школьного питания и многое другое.

Вот и моя задача, как учителя, - наполнить душу ребенка положительными эмоциями, радостью познания, интересными делами, осознанием причастности к судьбе Родины. А успех, в свою очередь, придает чувство личной значимости, пробуждает познавательную и творческую активность, формирует стремление изменить окружающую действительность к лучшему. Именно этому Вы учили нас в стенах родного училища.

Уважаемая Антонина Павловна! Большое спасибо за Урок. Урок педагогического мастерства. Урок верности профессии. Урок порядочности. Урок доброты.

Мира,  крепкого здоровья и благополучия Вам и Вашей семье!

Выпускник 1986 года Геннадий Будаев.