Методическая копилка


Предварительный просмотр:

РМО учителей ОБЖ

Веселовского района

Доклад на тему

«Новые подходы
к оцениванию образовательных результатов по ОБЖ

в общеобразовательной школе»

Подготовил:

учитель ОБЖ

МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКОЙ ООШ

Будаев Г.А.

26.03.2014 г.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое внимание уделено вопросу оценки образовательных результатов школьников:

«… новые требования к качеству образования, расширяют список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, будет введён мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей».

Основные задачи педагогического оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Сегодня оценивание должно быть формирующим.Сущность формирующего оценивания своеобразно выражена в следующем высказывании (Фишман И.С., Голуб Г.Б.):

«Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений.

        Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  •  сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание помогает учащимся

  •  видеть ошибки
  • понять, что важно
  • понять, что у них получается
  • обнаруживать, что они не знают
  • обнаруживать, что они не умеют делать.

Современные тенденции развития системы оценки

От 

К

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки

Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Цели и задачи

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей,

компетенций

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации,

применения, анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения

Современные формы оценивания образовательных результатов: 

  • Рейтинговая система оценки
  • Контекстные задачи
  • Катанотесты (квесты)
  • Кейс-измерители
  • Портфолио
  • Проекты

Рейтинговая система оценки

  • Рейтинг - это количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
  • Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока (темы, четверти, учебного года) пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.
  • Плюс данной системы состоит в том, что она позволяет учитывать результаты внеклассной работы (участие в конкурсах, смотрах и т.п.).

Контекстные (ситуационные) задачи

  • Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
  • «Случай на пожаре»
  • «Молния» 

Катанотесты (квесты)

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.

  • Веб-квест - это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с применением новых информационно-коммуникационных средств.

Терроризм - как глобальная проблема

"Земля - врачеватель"

"
Защитим Байкал

"
Подготовь планету к заселению"

Кейс-измерители

  • Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЖ

Слайд 2

«… новые требования к качеству образования, расширяют список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, будет введён мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей».

Слайд 3

Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; Обеспечить обратную связь; Оценить степень достижения намеченных целей; Оценить , как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Слайд 4

«Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Фишман И.С., Голуб Г.Б.

Слайд 5

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Слайд 6

может помогать видеть ошибки может помогать понять, что важно может помогать понять, что у них получается может помогать обнаруживать, что они не знают может помогать обнаруживать, что они не умеют делать

Слайд 7

От К Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты Оценивание преподавателем, тьютором Оценивание при участие обучающихся Имплицитные ( неявные ) критерии оценки Эксплицитные ( явные ) критерии оценки Конкуренция Сотрудничество Оценка результата Оценка процесса Цели и задачи Учебные результаты Оценивание знаний Оценивание умений, способностей, компетенций Тестирование памяти Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза Оценивание курса Оценивание модуля Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание Приоритетность оценки Приоритетность учения Оценивание: современные тенденции

Слайд 8

Рейтинговая система оценки Контекстные задачи Катанотесты (квесты) Кейс-измерители Портфолио Проекты

Слайд 9

Рейтинг - это количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой. Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока (темы, четверти, учебного года) пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.

Слайд 10

Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. «Случай на пожаре» «Молния»

Слайд 11

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Веб-квест - это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с применением новых информационно-коммуникационных средств. Терроризм - как глобальная проблема "Земля - врачеватель" "Защитим Байкал" "Подготовь планету к заселению"

Слайд 12

Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. «Гражданин. Воинская обязанность. Долг и честь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Слайд 2

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Слайд 3

Стабилизация и снижение отдельных показателей патологических состояний у детей - нарушений зрения остается на уровне 7,2%; - сколиозов снизился до 1,9%; - нарушений осанки до 7,0%. Среднероссийский показатель распространенности

Слайд 4

Здоровье: духовное, физическое, психическое, социальное.

Слайд 5

Направления работы состояние и содержание зданий и помещений школ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; организация полноценного питания; наличие необходимой гигиенически адекватной, ростовой мебели; наличие необходимого набора помещений; ведение профилактической работы по всем направлениям; организация двигательной активности; привитие навыков здорового образа жизни.

Слайд 6

Профилактика Противодействие многообразным формам вредных привычек: алкоголизации, табакокурению , наркотизации, токсикомании, компьютерной зависимости и другим явлениям.

Слайд 7

Приоритетные направления Вакцинация Двигательная активность ГТО ЗОЖ



Предварительный просмотр:

Конспект занятия ИЗО-студии

Тема: «Семикаракорский фаянс – «жемчужина» Дона»

Цель: Создание условий для формирования у учащихся стремления в создании эскиза фигур символов Олимпиады Сочи – 2014 в стиле семикаракорской керамики.

Задачи:

Личностные: 

  1. Формировать  уважительное отношение к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства.
  2. Развивать значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества.
  3. Развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений семикаракорских  мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: 

  1. Развивать умение высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты.
  2. Формировать умение анализировать собственную  художественную деятельность.
  3. Развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: 

  1. Формировать умение понимать «язык» декоративного искусства.
  2. Познакомить с основными мотивами семикаракорской росписи.

Средства обучения

Печатные пособия:

  1. Толковые словари.
  2. Справочники по изобразительному искусству.
  3. Раздаточный материал:
  • статьи СМИ об истории ОАО «Аксинья».
  • описание техники «семикаракорского письма».
  • статьи из Интернета о наиболее оригинальных изделиях семикаракорских мастеров.
  1. Индивидуальные карточки со знаками +, -, ?

ТСО

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.

Натуральные объекты

1.Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (семикаракорская керамика)

Демонстрационные пособия

  1. Таблицы по цветоведению, построению орнамента.

          Художественные материалы: гуашь, лист А4, бумага для упражнений, кисти, тряпочки, баночки с водой.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Примечание

1.Мотивация к учебной деятельности

Беседа:

-Чем живет сегодня наша страна?

(В эти все мировое сообщество наполнено  олимпийской атмосферой)

- Как страна готовится к Олимпиаде?

- Давайте создадим эскизы символов Олимпиады в Сочи в стиле донских мастеров гончарного дела. Н

Ребята отвечают на вопросы.

Занятие проводилось в канун Открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Педагог предлагает ребятам заполнить интерактивный кроссворд с понятиями:

  • Семикаракорск
  • Аксинья
  • фаянс
  • керамика
  • цветок
  • степь

Ребята заполняют на интерактивной доске.

Делают вывод, что мало знают об истории гончарного дела на Дону

3.Построение проекта выхода из затруднения

Педагог помогает разделиться на группы.

Предлагает каждой группе материалы для изучения.

1 группе – толковые словари, справочники по изобразительному искусству.

2 группе – статьи СМИ об истории ОАО «Аксинья» (Приложение 1)

3 группе – описание техники «семикаракорского письма» и таблицы с элементами узоров (Приложение 2)

4 группе – статьи из Интернета о наиболее оригинальных изделиях семикаракорских мастеров (Приложение 3)

Ребята предлагают разделиться на 4 группы:

  1. Уточняет определения основных понятий таких, как керамика, фарфор, фаянс. Проследит технологию изготовления гончарных изделий.
  2. Узнает историю фаянсового завода «Аксинья» в Семикаракорске.
  3. Изучает особенности «Семикаракорского письма».
  4. Рассматривает лучшие образцы произведений семикаракорских мастеров и узнает о них интересные сведения и факты.

4.Реализация построенного проекта

Педагог оказывает консультирование

Ребята работают в группах по поиску и первичной обработке информации.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Педагог направляет ответы детей, уточняет, обращает внимание на существенные детали

Представители каждой группы выступают с сообщениями по рассмотренному вопросу.

Используется презентация

(Приложение 4)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

 2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).

Создание эскиза фигур символов Олимпиады Сочи – 2014 в стиле семикаракорской керамики.

 

7.Включение в систему знаний и повторение

Педагог стимулирует ребят на создание выставки эскизов, участвует в обсуждении, отмечает положительные детали.

Ребята создают выставку своих эскизов. Анализируют эскизы с точки зрения соответствия «семикаракорскому письму»

8.Рефлексия учебной деятельности

Педагог обращается к ребятам с просьбой оценить деятельность на занятии, поднять карточку со знаком плюс тем, кому понравилось, минус - тем, кого что-либо не устраивало, с вопросительным знаком – если остались вопросы.

Ребята поднимают карточки со знаками +, -, ? и дают обоснование своего выбора

Приложение 1

История Семикаракорского фаянса

Семикаракорский фаянс

Семикаракорский фаянсовый завод считается "жемчужиной Дона", ведь это единственное предприятие, которое выпускает в данном регионе подобную продукцию. Изготовление фаянсовой посуды здесь является продолжением многовековых традиций, которые зародились в городе еще во времена процветания гончарного ремесла в казачьей станице Семикоракорской. Научные исследования местности показали, что в данном регионе гончарное искусство зарождалось практически в каждой станице и городке, где были залежи глины.

Еще в VIII - IX веках нашей эры простейшие изделия из грубой керамики (кирпич, черепица, посуда) изготавливались в поселении хазарского каганата, который был расположен всего в пяти километрах от современного города Семикаракорска. Именно из тюркского языка и походит название этого города, которое в переводе на русский звучит как "большая черная крепость".

Семикаракорский фаянс

Технология, по которой производился семикаракорский фаянс, была достаточно проста. Форма изделия придавалась литьем в специальные гипсовые формы или путем ручного формования на простейших станках. Также вручную изделиям придавалась окончательная форма, сглаживались неровности и присоединялись мелкие детали. Готовая посуда высыхала в естественных условиях, а затем дважды подвергалась обжигу в печах. Благодаря такой обработке фаянс спекался и немного расплавлялся, что придавало готовому изделию структуру искусственного камня.

В 30-х годах двадцатого столетия множество кустарных мастерских с полностью ручным способом производства на примитивном оборудовании объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат, который с 1972 года приступил к изготовлению художественной керамики. Отныне семикаракорская посуда стала распространена во многих городах Союза, и высоко там ценилась.

В 1975 году на заводе начался выпуск изделий для дома и сувениров из белого фаянса. Также был разработан уникальный дизайн семикаракорской росписи, которая позволила выделить изделия завода на фоне остальной керамической продукции. Этот стиль постепенно развивался и изменялся, но и сегодня донская посуда имеет свой отличительный знак в виде оригинальной ручной росписи.

После изготовления изделий и их обжига на поверхность посуды и сувениров вручную наносится оригинальный рисунок. Поверх росписи наносится прозрачная глазурь, и изделие обжигается еще раз. Бесцветная глазурь спекается с красками росписи, образуя однородное и практически вечное покрытие с плавными цветовыми переходами.

Благодаря оригинальному дизайну эта посуда известна далеко за пределами Ростовской области. География ее распространения очень обширна. Ростовский фаянс выставлялся на многих художественных выставках нашей страны, а также в таких странах как Франция, Германия, Англия и многих других, где всегда признавалось высокое мастерство художников и дизайнеров и оригинальность исполнения каждого изделия.

(По материалам don-art.ru/press-center/tag/семикаракорск ий+фаянс)

Приложение 2

Семикаракорская керамика

Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.Семикаракорская керамика

Промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской.

Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен везде стихийно возникали кустарные гончарные мастерские, используя богатые местные ресурсы сырья: различные глины и песок.

Достаточно близко от города при раскопках обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон.

Художественный стиль Семикаракорского промысла формировался при участии специалистов и искусствоведов Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности. Семикаракорская керамика интернет магазин

Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.

Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Они стали произведением прикладного искусства.

Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Для самостоятельного использования изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. Семикаракорская керамика от Донских сувениров

В мае 2000 г. г. Семикаракорск отнесен к местам традиционного бытования данного промысла Постановлением N 177 Администрации Ростовской области.

(По материалам don-art.ru/press-center/tag/семикаракорский+фаянс)

Приложение 3

Семикаракорская керамика

Семикаракорский народный художественный промысел ЗАО «Аксинья» относится к предприятиям народно-художественных промыслов России, которое производит художественный фаянс, отличающийся оригинальными формами и ручной подглазурной росписью. Яркие, красочные, полные праздничного настроения фаянсовые изделия известны и узнаваемы по всей России и за её пределами.

     Вся продукция Семикаракорской керамики эстетична и одновременно функциональна.  Ассортимент выпускаемой продукции более 300 наименований, он постоянно обновляется и расширяется. Столовые, чайные, кофейные, десертные наборы, фруктовницы, салатники, вазы, декоративные тарелки - всё будет согревать и радовать, каждый сможет найти изделие по душе для себя, своих близких и друзей.

     Особое место занимают сувенирные изделия, где яркими штрихами росписи передаются сюжеты на тему казачества.

     Значительной популярностью пользуются индивидуальные заказы. На формах имеющегося ассортимента можно нанести любую надпись, логотип, бренд. Это даёт возможность каждому человеку сделать уникальное в своём роде изделие в единичном экземпляре как для себя, так и в качестве дорогого престижного подарка. 

               Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Они стали произведением прикладного искусства. Изделия Семикаракорской керамики составляют гордость отечественной культуры и представляют собой объект национального престижа России, являются визитной карточкой Ростовской области. Лучшие произведения художников экспонируются на всероссийских и зарубежных выставках; подтверждающим фактором высокой оценки качества и мастерства

(По материалам www.donkeramika.ru/auxpage_semikar/)

Завод отправляет свои изделия во многие страны Европы и Америки. Только в Семикаракорске делают прорезной фаянс. Чайный сервиз из 132 предметов расписанный сюжетными сценками из казачьей жизни был подарен первому президенту России Б.Ельцину. В одной из комнат отдыха резиденции нынешнего президента В.Путина стоит ваза для цветов из Семикаракорска. Вазу в форме собора из Старочеркасска подарили патриарху Алексею II во время празднования 2000 тысячелетия христианства.

(По материалам www.igraza.ru/mhk/489-dekor-tar.html)

Самым большим олимпийским сувениром

стал двухметровый чайник

Фото предоставлено пресс-службой Семикаракорского завода

Семикаракорский завод керамики изготовил самый большой сувенир к Олимпиаде в Сочи в 2014 году, сообщает пресс-релиз предприятия. Им стал чайник высотой 2 метра с названием "Богатырь".

Чайник украшен фирменными семикаракорскими цветочными узорами и символикой Сочи-2014. При его создании было израсходовано больше тонны глины.

Семикаракорский завод керамики стал официальным лицензиатом Сочи-2014 в категории "Народные промыслы". С логотипами Олимпиады керамисты будут выпускать кружки, чашки, тарелки, масленки, сахарницы и другую посуду. Помимо семикаракорского завода, народные промыслы с олимпийской символикой также имеют право выпускать компании "Хохломская роспись" и "Русские сувениры".

Семикаракорский завод керамики находится в городе Семикаракорске Ростовской области. В 2012 году он отмечает 40-летие. Изделия завода продаются во всех регионах России.

(По материалам enta.ru/news/2012/04/26/teapot/)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема работы «Создание эскиза фигур символов Олимпиады Сочи – 2014 в стиле семикаракорской керамики»

Слайд 3

Задачи Познакомиться с Донским народным промыслом Создать эскиз изделия фигур символов Олимпиады Сочи – 2014 в стиле семикаракорской керамики

Слайд 4

В ходе исследований возникла гипотеза: Если создать фигурки символов Олимпиады Сочи -2014 в стиле семикаракорской керамики, то эти символы будут более близки и понятны жителям донского края, а кроме того, эта работа послужит более широкому распространению изделий донского промысла .

Слайд 6

АО «Аксинья» Посуда Декоративные изделия Сувениры

Слайд 7

Технология производства

Слайд 8

Экскурсия в АО «Аксинья»

Слайд 9

Экскурсия в АО «Аксинья

Слайд 10

«Семикаракорское письмо»

Слайд 11

Мастера народного промысла постоянно экспериментируют с формами, декоративными деталями, оттенками и стилями кистевой росписи. Причины популярности

Слайд 12

Семикаракорский фаянс – «жемчужина» Дона