Опыт работы

ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ПУТЁМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЕ

ДОНСКОГО КРАЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта

«Гражданское становление школьников

путем приобщения к истории и культуре донского края»

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, поскольку любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.

Поэтому я работаю над решением проблемы «Гражданское становление школьников путем приобщения их к истории и культуре родного края».

На первый план в современном образовании выходит формирование нравственных, морально-психологических и физических качеств, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Начиная работу, я определил основные цели и задачи своей деятельности:

- создание условий для воспитания патриотических и гражданских чувств школьников;

- формирование чувства гордости за славные дела наших предков – казаков;

- формирование качеств защитника Отечества;

- создание условий для гражданского становления личности учащихся.

Объектом исследования явился отбор форм, методов и средств гражданского становления школьников.

В опытно – исследовательской деятельности широко применяю современные педагогические технологии.

Гражданское становление учащихся, по моему убеждению, немыслимо без учебных творческих проектов.Этот интегративный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих общественную значимость, обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо этого, у них создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проектного метода. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение. Так, на уроке ОБЖ  в 6 классе по теме «Устройство временных укрытий» учащиеся разработали проект временного жилища и защитили его. На уроке ИЗО в 7 классе по теме «Народные промыслы» ученики изготовили проект глиняной игрушки «Казак без коня не казак». На уроке технологии в 5 классе защитили учебный проект по теме «Флюгер».

Незаменимыми в современном образовании стали ИКТ.  Применение их как на уроке, так и во внеклассной работе, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует положительную мотивацию к учению, стимулирует познавательные интересы. Мне удалось создать банк видеоматериалов к урокам ОБЖ по темам «Первая медицинская помощь», «ЧС природного и техногенного характера», «Здоровый образ жизни», «Основы военной службы». Вместе с учениками мы работаем в Интернете, подбирая материал к занятиям, разрабатывая учебные проекты. При проверке знаний учащихся по ПДД использую компьютерное тестирование.

Широко использую в педагогической практике коммуникативные технологии, поскольку они  создают условия для самореализации личности ребенка, способствуют развитию творческой активности, формируют навыки делового общения. Так, урок ОБЖ в 6 классе по разделу «Автономное существование человека в природной среде» прошел в форме КВН. На уроке ИЗО в 8 классе по теме «Архитектура как искусство» ученики изготовили коллективный макет древнерусского города – крепости. Шестиклассники разработали коллективный проект «Дизайн пришкольного участка», изучая тему «Проектная деятельность».

Опытно-практическую деятельность осуществлял в несколько этапов.

На I этапе я проанализировал литературу по проблеме, ознакомился с передовым опытом гражданского воспитания, определил цели и задачи педагогической деятельности.

Свою важнейшую задачу вижу в том, чтобы воспитать наследника духовной культуры отцов и дедов, развивать в детских душах глубокое чувство патриотизма и национальной гордости, стремление приносить пользу Родине и родному краю.

На  II этапе разработал программу опытно-педагогической деятельности, которая включает в себя:

- обновление содержания образования путем включения регионального компонента содержания образования;

- проведение разнообразной внеклассной и внешкольной работы по патриотическому и гражданскому  воспитанию учащихся;

- разнообразие форм работы с одаренными детьми;

- систематизацию дидактического материала.

При разработке учебной программы особое внимание уделяю реализации регионального компонента содержания образования. Так, знакомясь в ходе предпрофильной подготовки в 9 классе с профессией офицера,  мы обязательно делаем акцент на высших военных учебных заведениях Ростовской области, знакомимся с особенностями деятельности казачьих кадетских корпусов, отслеживаем жизненный путь наших выпускников – офицеров. Изучая в курсе технологии 8 класса тему «Металловедение», узнаем о секретах обработки железа в Войске Донском. В 7 классе на уроках ИЗО мы знакомимся с особенностями создания семикаракорского фарфора и т.п.  

Уделяю особое внимание проведению разнообразной внеклассной и внешкольной работы по патриотическому воспитанию. Команда школы ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе «Служу Отечеству». Неоднократно становилась победителем этих соревнований в номинации «Строевая подготовка».

Вместе с учителем физической культуры ежегодно  разрабатываю и готовлю  Дни  Здоровья, легкоатлетические забеги. Традиционно День Здоровья посвящен какому-либо значимому событию: юбилею Ростовской области («Сохраним природу Дона!»), «Донскому спорту – физкульт –УРА!», XXII Зимним Олимпийским Играм «Равнение на Сочи – 2014».

Будучи классным руководителем, поддержал социальную инициативу учеников разбить клумбу возле сельского Дома культуры.

Мы с учащимися постоянно ухаживаем за братской могилой в центре хутора, проводим субботники в рамках акции «Сделаем краше Родину нашу», «Чистая улица».

Систематически организую внеклассную и внешкольную работу в детских объединениях по интересам. В разные годы вел кружки:

  • «ИЗО – студия»;
  • «Уроки любования»;
  • «Волшебная палитра»;
  • «Юные командиры»;
  • «Юные туристы» и др.

Сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования в целях формирования гражданских качеств учащихся. В течение двух лет вел кружки от ЦДТ «Безопасное колесо», «Школа безопасности».

Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми как на уроке, так и во внеурочное время. Мы выбираем тему исследования, социально- значимую для нашего региона, и производим анализ сложившейся ситуации, знакомимся с опытом работы в других регионах России в этом направлении, намечаем пути решения проблемы. Так, мы с учениками провели исследования по темам «Война в истории моей семьи», «Причины ДТП в х. Красное Знамя», «Противопожарная безопасность в районе», «Обеспечение безопасности на воде в Веселовском районе» и др.

За прошедшие годы систематизировал дидактический материал в кабинете ОБЖ. Совместно с учащимися мы изготовили макеты учебного оружия, временных укрытий, модели военной формы и военной техники.

На III этапе произвел анализ проведенной работы, сделал выводы.

Как показала опытно – исследовательская деятельность, приобщение школьников к истории и культуре родного края способствует их гражданскому становлению.

О результатах деятельности можно судить по увеличению количества призовых мест, занятых моими учащимися, в муниципальных и региональных конкурсах и состязаниях.

Трижды мои ученики становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников. 

Всероссийская предметная олимпиада школьников

(муниципальный этап)

Год

Предмет

ФИО учащегося

класс

Результат

2010

технология

Бочаров Иван

8

II место

2012

технология

Соболев Алексей

8

I место

2014

ОБЖ

Сандукова Мария

9

III место

 Моя воспитанница Сандукова Мария – победитель региональных конкурсов рисунков и плакатов:

  • «Пожарные-спасатели глазами детей»- 2013 год
  • «Мы вместе: были, есть и будем» - 2014 год.

Пять раз мои ученики становились победителями и призерами  Малой Академии юных исследователей района в секции ОБЖ.

  • Районная Малая академия наук юных исследователей. Секция ОБЖ.

Год

ФИО учащегося

Тема исследовательской работы

Результат

2004

Глазунова НинаГГлазунова Нина

Обеспечение безопасности дорожного движения в Веселовском районе

I место

2006

Пожарова Елена

Обеспечение противопожарной безопасности в Веселовском районе

II место

2009

Лебедева Анастасия

Обеспечение безопасности на воде в Веселовском районе

III место

2010

Раджабов Руслан

Влияние сотового телефона на здоровье человека

III место

2013

Будаева Наталья

Влияние энергетических напитков на организм человека

I место

В 2013 году исследовательская работа Будаевой Н. «Влияние энергетических напитков на организм человека» была награждена Почетной грамотой ДАНЮИ в секции «Валеология и физиология человека и животных».

Мои ученики – победители и призеры районных конкурсов, соревнований, слетов. 

  • Районные конкурсы

Год

Название конкурса

ФИО учащегося

Результат

2005

«Мой мир без наркотиков»

Романов Александр

I место

2005

«Поделка ветерану»

Стародубцев Олег

III место

2005

Казачий слет

Клевцов Юрий

Почетная грамота как лучшему командиру отделения

2006

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки в рамках районной военно – спортивной игры «Орленок»

команда

III место

2007

Спартакиада допризывной и призывной молодежи

команда

II место

2007

Спартакиада допризывной и призывной молодежи

Матвеев Владимир

II  место в стрельбе из пневматической винтовки

2008

«Конкурс детского творчества на противопожарную тематику»

Екимова Кристина

I место

2008

 Эстафета поколений «Мы за все в ответе» в рамках военно – спортивной игры «Орленок»

команда

II место

2009

Эстафета поколений «Мы за все в ответе» в рамках военно – спортивной игры «Орленок»

команда

I место

2010

«Ликуй, Победная весна!»

Соболев Алексей

 II место

2010

Учебно – полевые сборы

Красников Сергей

Почетная грамота за успехи в тактической подготовке

2010

Соревнования по пожарно – прикладному спорту

команда

I место

2011

Районный турслет

команда

I место в конкурсе стенгазет

2012

«Славен Дон-2012»

Сандукова Мария

II место

2012

Соревнования по пожарно – прикладному спорту

команда

I место в боевом развертывании

2013

«Страна БезОпасности»

Сандукова Мария

II место

2013

«Быть здоровым – это модно»

Будаева

Наталья

III место

2014

«Служу Отечеству»

команда

II место в строевой подготовке

2015

«Служу Отечеству»

команда

I место в строевой подготовке

Команда МБОУ ежегодно занимает призовые места в конкурсах районного фестиваля «Безопасное колесо».

  • Районный конкурс – фестиваль «Безопасное колесо»

Год

Конкурс

Личное первенство

Результат

2006

Конкурс плакатов

команда

II место

2007

Конкурс плакатов

команда

I место

2008

Конкурс плакатов

команда

II место

2008

Фигурное вождение велосипеда

Иванов Алексей

III место

2009

Конкурс плакатов

команда

III место

2009

Знание правил дорожного движения

команда

IIIместо

2009

Знание правил дорожного движения

Орел Сергей

II место

2011

Конкурс баннеров

команда

IIIместо

2011

Знание правил дорожного движения

Кочергин Алексей

II место

2012

Знание правил дорожного движения

Подольская Марина

II место

2012

Знание правил дорожного движения

Горбатенко Ирина

IIIместо

2012

Фигурное вождение велосипеда

Подольская Марина

IIIместо