Опыт работы
ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ПУТЁМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
ДОНСКОГО КРАЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта
«Гражданское становление школьников
путем приобщения к истории и культуре донского края»
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, поскольку любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.
Поэтому я работаю над решением проблемы «Гражданское становление школьников путем приобщения их к истории и культуре родного края».
На первый план в современном образовании выходит формирование нравственных, морально-психологических и физических качеств, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Начиная работу, я определил основные цели и задачи своей деятельности:
- создание условий для воспитания патриотических и гражданских чувств школьников;
- формирование чувства гордости за славные дела наших предков – казаков;
- формирование качеств защитника Отечества;
- создание условий для гражданского становления личности учащихся.
Объектом исследования явился отбор форм, методов и средств гражданского становления школьников.
В опытно – исследовательской деятельности широко применяю современные педагогические технологии.
Гражданское становление учащихся, по моему убеждению, немыслимо без учебных творческих проектов.Этот интегративный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих общественную значимость, обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо этого, у них создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проектного метода. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение. Так, на уроке ОБЖ в 6 классе по теме «Устройство временных укрытий» учащиеся разработали проект временного жилища и защитили его. На уроке ИЗО в 7 классе по теме «Народные промыслы» ученики изготовили проект глиняной игрушки «Казак без коня не казак». На уроке технологии в 5 классе защитили учебный проект по теме «Флюгер».
Незаменимыми в современном образовании стали ИКТ. Применение их как на уроке, так и во внеклассной работе, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует положительную мотивацию к учению, стимулирует познавательные интересы. Мне удалось создать банк видеоматериалов к урокам ОБЖ по темам «Первая медицинская помощь», «ЧС природного и техногенного характера», «Здоровый образ жизни», «Основы военной службы». Вместе с учениками мы работаем в Интернете, подбирая материал к занятиям, разрабатывая учебные проекты. При проверке знаний учащихся по ПДД использую компьютерное тестирование.
Широко использую в педагогической практике коммуникативные технологии, поскольку они создают условия для самореализации личности ребенка, способствуют развитию творческой активности, формируют навыки делового общения. Так, урок ОБЖ в 6 классе по разделу «Автономное существование человека в природной среде» прошел в форме КВН. На уроке ИЗО в 8 классе по теме «Архитектура как искусство» ученики изготовили коллективный макет древнерусского города – крепости. Шестиклассники разработали коллективный проект «Дизайн пришкольного участка», изучая тему «Проектная деятельность».
Опытно-практическую деятельность осуществлял в несколько этапов.
На I этапе я проанализировал литературу по проблеме, ознакомился с передовым опытом гражданского воспитания, определил цели и задачи педагогической деятельности.
Свою важнейшую задачу вижу в том, чтобы воспитать наследника духовной культуры отцов и дедов, развивать в детских душах глубокое чувство патриотизма и национальной гордости, стремление приносить пользу Родине и родному краю.
На II этапе разработал программу опытно-педагогической деятельности, которая включает в себя:
- обновление содержания образования путем включения регионального компонента содержания образования;
- проведение разнообразной внеклассной и внешкольной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- разнообразие форм работы с одаренными детьми;
- систематизацию дидактического материала.
При разработке учебной программы особое внимание уделяю реализации регионального компонента содержания образования. Так, знакомясь в ходе предпрофильной подготовки в 9 классе с профессией офицера, мы обязательно делаем акцент на высших военных учебных заведениях Ростовской области, знакомимся с особенностями деятельности казачьих кадетских корпусов, отслеживаем жизненный путь наших выпускников – офицеров. Изучая в курсе технологии 8 класса тему «Металловедение», узнаем о секретах обработки железа в Войске Донском. В 7 классе на уроках ИЗО мы знакомимся с особенностями создания семикаракорского фарфора и т.п.
Уделяю особое внимание проведению разнообразной внеклассной и внешкольной работы по патриотическому воспитанию. Команда школы ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе «Служу Отечеству». Неоднократно становилась победителем этих соревнований в номинации «Строевая подготовка».
Вместе с учителем физической культуры ежегодно разрабатываю и готовлю Дни Здоровья, легкоатлетические забеги. Традиционно День Здоровья посвящен какому-либо значимому событию: юбилею Ростовской области («Сохраним природу Дона!»), «Донскому спорту – физкульт –УРА!», XXII Зимним Олимпийским Играм «Равнение на Сочи – 2014».
Будучи классным руководителем, поддержал социальную инициативу учеников разбить клумбу возле сельского Дома культуры.
Мы с учащимися постоянно ухаживаем за братской могилой в центре хутора, проводим субботники в рамках акции «Сделаем краше Родину нашу», «Чистая улица».
Систематически организую внеклассную и внешкольную работу в детских объединениях по интересам. В разные годы вел кружки:
- «ИЗО – студия»;
- «Уроки любования»;
- «Волшебная палитра»;
- «Юные командиры»;
- «Юные туристы» и др.
Сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования в целях формирования гражданских качеств учащихся. В течение двух лет вел кружки от ЦДТ «Безопасное колесо», «Школа безопасности».
Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми как на уроке, так и во внеурочное время. Мы выбираем тему исследования, социально- значимую для нашего региона, и производим анализ сложившейся ситуации, знакомимся с опытом работы в других регионах России в этом направлении, намечаем пути решения проблемы. Так, мы с учениками провели исследования по темам «Война в истории моей семьи», «Причины ДТП в х. Красное Знамя», «Противопожарная безопасность в районе», «Обеспечение безопасности на воде в Веселовском районе» и др.
За прошедшие годы систематизировал дидактический материал в кабинете ОБЖ. Совместно с учащимися мы изготовили макеты учебного оружия, временных укрытий, модели военной формы и военной техники.
На III этапе произвел анализ проведенной работы, сделал выводы.
Как показала опытно – исследовательская деятельность, приобщение школьников к истории и культуре родного края способствует их гражданскому становлению.
О результатах деятельности можно судить по увеличению количества призовых мест, занятых моими учащимися, в муниципальных и региональных конкурсах и состязаниях.
Трижды мои ученики становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников.
Всероссийская предметная олимпиада школьников
(муниципальный этап)
Год | Предмет | ФИО учащегося | класс | Результат |
2010 | технология | Бочаров Иван | 8 | II место |
2012 | технология | Соболев Алексей | 8 | I место |
2014 | ОБЖ | Сандукова Мария | 9 | III место |
Моя воспитанница Сандукова Мария – победитель региональных конкурсов рисунков и плакатов:
- «Пожарные-спасатели глазами детей»- 2013 год
- «Мы вместе: были, есть и будем» - 2014 год.
Пять раз мои ученики становились победителями и призерами Малой Академии юных исследователей района в секции ОБЖ.
- Районная Малая академия наук юных исследователей. Секция ОБЖ.
Год | ФИО учащегося | Тема исследовательской работы | Результат |
2004 | Глазунова НинаГГлазунова Нина | Обеспечение безопасности дорожного движения в Веселовском районе | I место |
2006 | Пожарова Елена | Обеспечение противопожарной безопасности в Веселовском районе | II место |
2009 | Лебедева Анастасия | Обеспечение безопасности на воде в Веселовском районе | III место |
2010 | Раджабов Руслан | Влияние сотового телефона на здоровье человека | III место |
2013 | Будаева Наталья | Влияние энергетических напитков на организм человека | I место |
В 2013 году исследовательская работа Будаевой Н. «Влияние энергетических напитков на организм человека» была награждена Почетной грамотой ДАНЮИ в секции «Валеология и физиология человека и животных».
Мои ученики – победители и призеры районных конкурсов, соревнований, слетов.
- Районные конкурсы
Год | Название конкурса | ФИО учащегося | Результат |
2005 | «Мой мир без наркотиков» | Романов Александр | I место |
2005 | «Поделка ветерану» | Стародубцев Олег | III место |
2005 | Казачий слет | Клевцов Юрий | Почетная грамота как лучшему командиру отделения |
2006 | Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки в рамках районной военно – спортивной игры «Орленок» | команда | III место |
2007 | Спартакиада допризывной и призывной молодежи | команда | II место |
2007 | Спартакиада допризывной и призывной молодежи | Матвеев Владимир | II место в стрельбе из пневматической винтовки |
2008 | «Конкурс детского творчества на противопожарную тематику» | Екимова Кристина | I место |
2008 | Эстафета поколений «Мы за все в ответе» в рамках военно – спортивной игры «Орленок» | команда | II место |
2009 | Эстафета поколений «Мы за все в ответе» в рамках военно – спортивной игры «Орленок» | команда | I место |
2010 | «Ликуй, Победная весна!» | Соболев Алексей | II место |
2010 | Учебно – полевые сборы | Красников Сергей | Почетная грамота за успехи в тактической подготовке |
2010 | Соревнования по пожарно – прикладному спорту | команда | I место |
2011 | Районный турслет | команда | I место в конкурсе стенгазет |
2012 | «Славен Дон-2012» | Сандукова Мария | II место |
2012 | Соревнования по пожарно – прикладному спорту | команда | I место в боевом развертывании |
2013 | «Страна БезОпасности» | Сандукова Мария | II место |
2013 | «Быть здоровым – это модно» | Будаева Наталья | III место |
2014 | «Служу Отечеству» | команда | II место в строевой подготовке |
2015 | «Служу Отечеству» | команда | I место в строевой подготовке |
Команда МБОУ ежегодно занимает призовые места в конкурсах районного фестиваля «Безопасное колесо».
- Районный конкурс – фестиваль «Безопасное колесо»
Год | Конкурс | Личное первенство | Результат |
2006 | Конкурс плакатов | команда | II место |
2007 | Конкурс плакатов | команда | I место |
2008 | Конкурс плакатов | команда | II место |
2008 | Фигурное вождение велосипеда | Иванов Алексей | III место |
2009 | Конкурс плакатов | команда | III место |
2009 | Знание правил дорожного движения | команда | IIIместо |
2009 | Знание правил дорожного движения | Орел Сергей | II место |
2011 | Конкурс баннеров | команда | IIIместо |
2011 | Знание правил дорожного движения | Кочергин Алексей | II место |
2012 | Знание правил дорожного движения | Подольская Марина | II место |
2012 | Знание правил дорожного движения | Горбатенко Ирина | IIIместо |
2012 | Фигурное вождение велосипеда | Подольская Марина | IIIместо |