Региональный компонент

Гильмутянова Юлия Валерьевна

Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Башкортостана МАДОУ детский сад № 29 Гильмутянова Ю.В.

Слайд 2

Башкирия – любимый край родной! Люблю твои леса, поля и реки. Ты для меня дороже всех чудес на свете! И я горжусь твоею красотой!

Слайд 3

Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры, для ознакомления с социально-экономическим, климатическим, национальным своеобразием Республики Башкортостан.

Слайд 4

Задачи: Формировать у ребёнка чувство любви к Родине, к своим близким. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; мотивировать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям, обычаям народов Башкортостана; воспитывать нравственные качества личности, такие как толерантность, доброта, отзывчивость, гордость за Родину. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 5

Для решения поставленных задач содержание работы было распределено по пяти образовательным областям : Социально-коммуникативное Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое развитие

Слайд 6

5 образовательных областей осуществляются в разных видах деятельности: Игровая деятельность Дети дошкольного возраста играют в башкирские народные игры: «Юрта», « Кураист », «Угадай, на каком музыкальном инструменте, я играю», «Найди башкирские блюда», «Башкирская утварь» и в другие интересные игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная деятельность С детьми проводятся различные праздники: «Грачиная каша», «Сабантуй», «Кукушкин чай», «День республики»; слушаем песни, танцуем, знакомим с музыкальными инструментами родного края.

Слайд 2

И зобразительная деятельность В младших группах лепили из солёного теста чак-чак , лепёшки; рисовали гуашью полосатый коврик, украшали палас, тастымал из башкирских орнаметов . В старших группах украшали башкирский сапожок, фартук, пиалу, коврик, юрту; наряжали башкирскую матрёшку.

Слайд 3

Детей знакомим с художественной литературой и фольклором башкирского народа: «Сказка о курае», Алп-батыр», «Батыры-близнецы», «Храбрый петух», «Лиса и перепёлка» и другие. Восприятие художественной литературы и фольклора

Слайд 4

Выставка художественной литературы

Слайд 5

Немалое значение для воспитания у дошкольников любви и интереса к родному краю имеет ближайшее окружение, конечно же это семья. Параллельно ведётся работа с родителями.

Слайд 6

Планируемые результаты моей работы: РЕБЁНОК К СЕМИ ГОДАМ: Уважительно относится к себе, своему народу и его традициям, к своей республике. Сформированы нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, сопереживание, любовь к Отечеству, гордость за неё и за народ. Обладает знаниями об истории, культуре, традиции и природе родного края Башкортостана. Владеет речью как средством общения и культуры, сформирован интерес к родному языку. Знает различные жанры детской литературы, писателей Республики Башкортостан и родного города, фольклор башкирского народа. Знаком с башкирским народным декоративно-прикладным искусством и искусством народов Башкортостана, с произведениями художников Башкортостана. Знает и интересуется мировым музыкальным наследием башкирского народа и музыкальным искусством народов Башкортостана.



Предварительный просмотр:

Региональный компонент образовательной программы ФГОС в ДОУ.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется, во-первых, важностью своевременно привить у детей правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

во-вторых, необходимостью создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Цели: теоретически и практически обосновать  роль регионального компонента дошкольного образования по формированию у младших дошкольников основ духовной личности; формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления с национальной культурой народов Республики Башкортостан.

Задачи: Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу по данной проблеме. Обобщить и анализировать проведенные мероприятия и проверить правильность поставленной гипотезы.

Ознакомление детей с башкирской литературой.

Задачи

Младший дошкольный возраст ( 2 младшая группа)

  1. Учить эмоционально воспринимать текст колыбельных, стихов, потешек.
  2. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие  стихотворения
  3. Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах

М-ц

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность

сентябрь

Знакомство с башкирскими колыбельными (знакомство с национальным атрибутом «люлька»)

Д/и «Уложим куклу спать»

С/р игры «Семья», «Дочки спят»

Драматизация башкир.потешки «Расти сынок, расти сынок»

октябрь

Чтение стихов о маме Г.Юнусовой

Рассматривание альбома «Семья», где размещены фотографии близких ребенку людей

Разыгрывание ситуации «Мама уставшая пришла с работы»

ноябрь

Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

Наблюдение за птицами на прогулке

П/и «Птицы в гнёздышках»

Рассматривание иллюстраций в книгах башкир. авторов

декабрь

Заучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Дождь идет»

П/и «Солнышко и дождик»

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Художественное творчество (рисование) «Дождь идет»

январь

Чтение стихов К.Даяна «Моя кукла»,

«Колыбельная» С. Рахматуллиной

Д/и «Угостим куклу»

С/Р игра «Дочки-матери»

Рассматривание иллюстраций в книгах башкир. авторов

февраль

Чтение стихотворения «Зима» С.Алибаева

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Зима в Башкортостане»

Художественное творчество (лепка по картону) «Деревья в снегу»

П/и « Снежинки»

март

Чтение стихотворения «Праздничный подарок»

Ф.Губайдуллиной

Беседа «Моя любимая мама»

Д/и «Назови маму, бабушку ласково»

Художественное творчество «Укрась платочек» (национальный башкирский орнамент)

апрель

Чтение стихотворения «Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

Игры на звукоподражание: «ко-ко-ко», «пи-пи-пи»

Художественное творчество (рисование) «Зернышки для цыплят»

май

Драматизация стихотворения «Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой

Повторное чтение стихотворения «Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой

П/и «Курочка и цыплята»

Обыгрывание стихотворения (игрушки

         

                              Планирование работы по региональному компоненту

Время проведения

Тема

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

Февраль.

 

 

 

 

Март.

 

 

 

 

 

Апрель.

 

 

 

 

 Май

 

 

Рассматривание национальной и современной одежды.

Беседа «Хлеб - всему голова».

Аппликация «Фартук» (для кукол).

 

Знакомство детей с музыкальными  инструментами:  кубызом, думбырой,  кураем.

 Чтение стихотворений М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай».

 

 

Беседа о пословицах.

 

 Рассматривание предметов домашней утвари.

 

 

 

 Рассматривание картин А.Х. Ситдиковой «В башкирской избе» и А.Э. Тюлькина «Изба Салавата».

Рассматривание иллюстрации «Жилище».

 

 

Беседа «моя семья».

Сюжетно- ролевая игра «В ауыл к дедушке и бабушке».

 

 Беседа «Наша дружная семья» чтение стихотворений Ф. Мажитова «Бабушка моя», Г. Юнусовой «Праздник мам».

 

Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта.

 

Беседа «Моя республика – Башкортостан».

Беседа о труде пчеловода.

 

  

Рассказ воспитателя «Что такое сабантуй».

 

Чтение стихотворения М. Гали «Сабантуй», З. Ахматзяновой «Сабантуй».

  

Индивидуальная работа с детьми

по закреплению  материала.