Мониторинг УУД

Пугачева Юлия Александровна

На этой странице вы найдете диагностики, которые используются в нашей школе.

Диагностические материалы созданы на основе комплекта «Хочу, могу, действую» (М.Р. Битянова и др.) и диагностик, разработанных авторами – сотрудниками Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Они используются для проведения педагогической диагностики стартовой готовности превоклассников к обучению в школе.

                                                          image

 

Мониторинг уровня сформированности УУД у обучающихся 1-4 классов проводится в апреле.  В качестве инструментария  используем комплект материалов «Учимся Учиться и Действовать»:

- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся Учиться и Действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1-4 классы / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2016.

- Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся Учиться и Действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий /Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг

развития универсальных учебных действий

в МБОУ ОШ с. Абабково

1 класс ____________ уч.г

Фамилия имя

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Методика «Лесенка»

Методика изучения словесно - логического мышления.

Методика «Тест простых поручений»

Методика «Рукавичка»

входная

выходная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В-высокий,         С- средний,         Н - низкий

Мониторинг

развития универсальных учебных действий

в МБОУ ОШ с. Абабково

2 класс ____________ уч.г.

Фамилия имя

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Методика

«Лесенка»

Анкета «Оцени поступок»

Методика изучения словесно - логического мышления.

Методика нахождения схем к задачам

Методика

 «Тест

 простых

предложений»

Методика «Тест сложные фигуры»

Методика «Рукавичка»

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В-высокий,         С- средний,         Н – низкий

Мониторинг

развития универсальных учебных действий

в МБОУ ОШ с. Абабково

3 класс ____________ уч.г.

Фамилия имя

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Анкета «Оцени поступок»

Хороший ученик

Методика нахождения схем к задачам

(по Рябинкиной)

Сформированность

универсального

действия общего

приема

решения

задач

(по А Р Лурия)

Тест

 Сложная фигура

Проба на внимание (П.Я.Гальперин ..)

Братья и сестры  (Ж. Пиаже)

«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В-высокий,         С- средний,         Н - низкий

Мониторинг

развития универсальных учебных действий

в МБОУ ОШ с. Абабково

4 класс ____________ уч.г.

Фамилия имя

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Самоооценка «Хороший ученик»

Методика «Кто я?»

Сформированность

универсального

действия общего

приема

решения

задач

(по А Р Лурия)

Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака).

Проба на внимание (П.Я.Гальперин ..)

«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже

«Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель» …

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

входная

выходная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В-высокий,         С- средний,         Н - низкий



Предварительный просмотр:

Методика изучения словесно - логического мышления.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест  включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1

1.9

2.6

2.0

2.6

2

2.8

2.3

2.4

3.0

3

2.7

2.7

2.2

2.1

4

2.3

2.6

2.6

2.2

5

2.6

2.4

2.4

2.6

6

2.2

2.5

2.1

3.0

7

2.8

2.3

2.5

2.8

8

3.4

2.5

2.2

2.2

9

2.8

3.0

2.2

2.4

10

2.6

2.7

2.2

2.2

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.

Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:


Фамилии школьников

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Общий

балл

Уровень

развития

№ задания

Сумма баллов

задания

Сумма

баллов

Сумма

баллов

задания

Сумма

баллов

В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник (в графе «№ задания»).

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Кол-во школь-ников

 В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;

— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;    

— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);

— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;

— словарный запас учеников и его особенности;

— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

 4.  Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)                

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1.   Огурец         георгин

  овощ            сорняк, роса, садик, цветок, земля
2.  Учитель       врач

  ученик               очки, больные, палата, больной,  термометр

3.  Огород         сад

морковь          забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4.  Цветок          птица
 ваза               клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5.   Перчатка     сапог
 рука             чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.  Темный         мокрый

      светлый          солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 7.   Часы             термометр

        время           стекло, температура, кровать, больной, врач

8.    Машина        лодка  

     мотор                  река, моряк, болото, парус, волна

9.     Стул                          игла

   деревянный            острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10.   Стол               пол

        скатерть          мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди

        ;

4СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

 1. Метла, лопата ...

 2. Окунь, карась ...

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор ...

5. Сирень, шиповник ...

6. Шкаф, диван...

 7. День, ночь ...

 8. Слон, муравей ...

 9. Июнь, июль …

10. Дерево, цветок ...

Литература: Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.



Предварительный просмотр:

Методика «Лесенка»

Цель: для определения самооценки младших школьников.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00308-0.gif

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке.Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

  • 1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);
  • 4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);
  • 8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

____ класс                        ____________________________

http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00308-0.gif

____ класс                        ____________________________

http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00308-0.gif




Предварительный просмотр:

Методика «Рукавички» (Г.Л.   Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1.        Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

  1. Средний уровень: сходство частичное  — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  2. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.



Предварительный просмотр:

Тест простых поручений

Цель: диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности.

Описание: проводится групповым способом, детям предъявляется бланк с заданиями (табл.) Временные затраты на выполнение теста – 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.

Инструкция:

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача – выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успели выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте её. Как только я скажу "стоп", закончите выполнение задания. Примечание: в дошкольных группах проводится небольшая мотивирующая беседа о том, как можно потренироваться «быть настоящим школьником».

Текст поручений:

  1. В первом квадрате напишите первую букву слова "Сергей" и последнюю букву слова "урок".
  2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак "плюс" и поставьте рядом с треугольником цифру "один".
  3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове "картина" и подчеркните все гласные.
  4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
  5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
  6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (показать рукой направление).
  7. В седьмом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой верхушки треугольников.
  8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове "салют" и зачеркните гласные буквы в слове "дождь".

Обработка результатов: за каждое правильно выполненное поручение присуждается один балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

Шкала возрастных норм (перевод в 5-бальную  шкалу):

сырая оценка

балл

уровень

0-1

1

низкий

2

2

низкий

3-4

3

средний

5-7

4

средний

7-8

5-8

высокий

                                        




Предварительный просмотр:

Справка

о результатах мониторинга  готовности первоклассников к обучению в школе в МБОУ ОШ с. АБАБКОВО

2017-18 УЧ.Г.

В соответствии с  Приказом управления образования от 04.09.2017 г. №343                 «О проведении мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе» и планом работы школы в октябре 2017 года была проведена диагностика стартовой готовности учащихся 1 класса  с целью получения достоверной информации о готовности ребенка к успешному обучению и выхода на качественный образовательный результат 1 класса.

Диагностика создана на основе:

- комплекта «Хочу, могу, действую. Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/Под ред. М.Р. Битяновой. – Издательство «Вентана-Граф», 2015.

- диагностических заданий, разработанных авторами-сотрудниками Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

- материалов из комплекта к.п.н. Г.С.Ковалевой «Готовность первоклассников к обучению в школе».

В диагностике приняли участие 12 человек (100 %), учитель Пугачева Ю. А.

Было проведено анкетирование родителей, цель которого – получение информации по вопросам, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, подготовки его к школе, оказанию помощи  ребенку в начале обучения, а также получение информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе. На каждого ученика заполнялась «Карта первоклассника», в которую заносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика.

Уровень готовности первоклассников к обучению в школе по результатам опроса учителей и родителей:

Уровень готовности

Доля первоклассников

По оценке учителя

По оценке родителей

Высокий

-

8%

Средний

58%

83%

Низкий

42%

8%

Из таблицы видно, что более 83 % учащихся по результатам опроса родителей имеют средний уровень готовности к обучению и 8 % низкий, однако, по наблюдению учителя 42 % учащихся имеют низкий уровень готовности и 0 % высокий.

Уровень здоровья:

соответствие массы тела и роста

выше нормы

норма

ниже нормы

8%

75%

17 %

физкультурная группа

освобожден

подготовительная

основная

0%

50 %

50 %

группы здоровья

1гр

2гр

3гр

8%

92 %

0 %

                Таким образом, значительная часть детей  имеет хорошее здоровье. Но перед педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную жизнь сохранить имеющийся запас здоровья ребенка.

Показатели готовности первоклассника к обучению в школе включают следующие позиции:

Инструментальная готовность:

  1. Познавательные умения
  2. Регулятивные умения
  3. Информационно-коммуникативные умения

Личностная готовность.

Средние результаты  по всем позициям представлены на диаграмме:

Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность в дошкольном возрасте 14 умений, позволяющих ребенку:

– осуществлять познавательные умения-(7 умений см таблицу);

– осуществлять регулятивные умения – (3 умений см таблицу); ;

– осуществлять информационно-коммуникативные (4 умениясм таблицу);

Доля первоклассников с базовым уровнем инструментальной готовности составляет 17 %. Низкий уровень (83%) сформированности умений инструментального компонента может свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. Большое количество детей с низким уровнем сформированности предпосылок учебной деятельности требует от учителя коррекционной работы, направленной на развитие соответствующих умений, как с группой обучающихся, так и индивидуальной. Педагогу необходимо не столько организовывать ситуации тренировки для детей, сколько помогать им осваивать способ выполнения того или иного задания: как лучше наблюдать, как осуществлять умственное действие, как осуществлять контроль. В этом случае формируемые умения станут действительно прочной основой дальнейшего обучения и развития.

Личностная готовность к обучению отражает учебную мотивацию первоклассника, его отношение к школе, а также готовность обучаться на высоком уровне сложности. Доля первоклассников с базовым уровнем составляет 83 %.

Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности.

Низкий уровень личностной готовности у 17% первоклассников. Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению, в последующем она проявится в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности. Такие дети в своей учебной эффективности зависят не только от собственного самочувствия, но и от самочувствия взрослого, его готовности поддерживать ребенка, придавать ему сил своими реакциями, оценками, побуждениями и т.д. Таким детям очень важно понимание, индивидуальный педагогический подход. Иногда, помимо грамотной педагогической поддержки, требуется помощь психолога, логопеда или даже врача.

По итогам мониторинга учащиеся распределились по группам:

   

  1 группа            2 группа                3 группа                4 группа

Базовый

Баз.Инстр.+Низ.Личн

Низк.Инстр.+Баз.Личн

Уровень ниже баз.

16, 7 %

0 %

66, 7%

16, 7 %

Вывод:

-результаты мониторинга показали средний уровень готовности первоклассников к обучению в школе

- необходимо продолжить работу  с учащимися индивидуально

- составить план работы с учащимися, допустивших наибольшее количество ошибок в диагностике.

Рекомендации:

- проанализировать результаты диагностики обучающихся первых классов в сравнении с районным уровнем;

- разработать индивидуальные маршруты работы с учащимися, допустившие наибольшее количество ошибок

- довести результаты диагностики до родителей и учителей.

Справку составила: руководитель ШМО Пугачева Ю. А.



Предварительный просмотр:

Справка

по итогам мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 1 класса

МБОУ ОШ с. Абабково

 2016-2017 учебном году

В соответствии с планом работы в апреле 2017 года  проводился мониторинг уровня сформированности УУД у обучающихся первых классов. Его цель – оценить уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, и соответственно, определить умение и готовность педагога работать по новым стандартам.

В мониторинге приняли участие 1 класс – 10 человек – 100 %. Учитель Малыгина Н. В. Предметом мониторинга является развитие метапредметных УУД, проверялись:

-два регулятивных умения (планирование и оценка)

- шесть познавательных умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обощение, установление причинно-следственных связей).

В качестве инструментария был использован комплект материалов «Учимся Учиться и Действовать»:

- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся Учиться и Действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2016.

- Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся Учиться и Действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий /Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г.

Данные умения изучаются на базовом уровне сформированности. Базовый уровень предполагает, что сформированность УУД изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу. Для изучения каждого умения используется материал двух предметов. По каждому предмету дается три взаимосвязанных задания. Первое задание направлено на изучение способности учащихся выполнять учебные задания, в основе которых лежит тот или иной метапредметный способ действия («выполнение»). Два других задания направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия выполнения метапредметного способа («ориентация»).

Обобщенный рейтинг УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Предпосылкой формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей является умение работать по алгоритму. Для учащихся  важно к концу учебного года не только научиться воспроизводить знакомый алгоритм, но и при встрече с похожей задачей  узнать освоенный способ действия и восстановить в памяти необходимую последовательность действий еще до начала выполнения задания.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

В рамках мониторинга умение применять различные виды оценки выполненной работы рассматривается, как умение сопоставить полученный результат с поставленной целью по заранее установленным критериям и сформулировать свое отношение к нему.

Познавательные универсальные учебные действия

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности познавательных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 50 % 

Детализированный рейтинг УУД

Из диаграммы видно, что у большинства обучающихся наблюдается положительная динамика в формировании регулятивных УУД: планирование и познавательных УУД: синтез, обобщение, сравнение и причинно-следственные связи. Необходимо отметить, что у некоторых первоклассников  уровень сформированности познавательных УУД низкий. Для эффективного развития познавательных УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

Доля учащихся с базовым уровнем сформированности УУД:

По результатам мониторинга класс разделен на 4 группы:

1 группа –справились с заданиями на «выполнение» и «ориентацию»

2 группа –справились с заданиями на «выполнение» и не справились на «ориентацию»

3 группа – не справились с заданиями на «выполнение» и справились на «ориентацию»

4 группа – не справились с заданиями на «выполнение» и «ориентацию»

планирование

оценка

анализ

синтез

сравнение

классификация

обощение

Причинно -следственные связи

Преобладающая группа

2- 20 %

2 – 20%

4-40%

4-40%

4-40%

4-40%

3-30%

3-30%

На  основании  выше изложенного,  можно сделать следующие выводы:

  • в целом, результаты мониторинга продемонстрировали средний уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих возрасту обучающихся;
  • уровень компетентности в формировании УУД у педагога можно признать    удовлетворительным;
  • необходимо продолжать работу по повышению профессиональной компетентности учителя  через участие в работе в  творческих групп, постоянно-действующих семинаров и других форм работы;
  • необходимо внести в план работы ШМО мероприятия по вопросам реализации программы формирования УУД и их мониторингу.

Рекомендации:

  • проанализировать результаты мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся первого класса;
  • определить проблемные моменты  по формированию УУД и разработать индивидуальные маршруты повышения квалификации учителя;
  • организовать работу по оказанию индивидуально- ориентированной или групповой помощи обучающимся, показавшим низкий уровень сформированности УУД;
  • при организации образовательного процесса направить усилия на формирование универсальных учебных действий младших школьников, обеспечивая максимальную самостоятельность учащихся при выполнении заданий на этапах закрепления и применения полученных знаний;
  • спланировать работу   на  следующий  учебный  год  с  учётом  выявленных недостатков

Май 2017 г

Рук. ШМО: Пугачева Ю. А.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 2 класса

МБОУ ОШ с. Абабково

 2016-2017 учебном году

В соответствии с планом работы школы в апреле   2017 года  проводился мониторинг уровня сформированности УУД у обучающихся второго класса. Его цель – оценить уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, и соответственно, определить умение и готовность педагога работать по новым стандартам.

В мониторинге приняли участие 2 класс – 10 человек. Учитель Шишкина Л. В.

В мониторинге использовался комплект материалов «Учимся Учиться и Действовать»:

- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся Учиться и Действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2016.

- Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся Учиться и Действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий /Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

Во втором классе предметом мониторинга развития метапредметных УУД являются тринадцать умений:

- три регулятивных умения (планирование, оценка и контроль);

- семь познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, аналогия);

- три коммуникативных умения (речевое высказывание, точка зрения, умение задавать вопросы).

Данные умения изучаются на базовом уровне сформированности. Базовый уровень предполагает, что сформированность УУД изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу. Для изучения каждого умения используется материал двух предметов. По каждому предмету дается три взаимосвязанных задания. Первое задание направлено на изучение способности учащихся выполнять учебные задания, в основе которых лежит тот или иной метапредметный способ действия («выполнение»). Второе задание направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия выполнения метапредметного способа («ориентация»). Третье задание направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия («описание»).

Работа по формированию УУД проводилась с 1 класса.

Обобщенный рейтинг УУД:


Из диаграммы видно, что  обучающихся наблюдается снижение в формировании регулятивных  и познавательных  УУД.  Необходимо отметить, что у большинства второклассников  уровень сформированности  УУД низкий.

Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность учебной деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося. Для эффективного развития регулятивных УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности регулятивных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 37 % ( в 1 классе  63 %).

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД только 13 % учащихся второго класса.  

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности познавательных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 39 % (в 1 классе 66 %).

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 27 % учащихся.

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности коммуникативных УУД, показал, что успешность выполнения составляет 54 %.  На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 43 % учащихся 2 класса.

Мониторинг УУД. Прогресс:

Мониторинг УУД                           ПРОГРЕСС

Показатели динамики результатов

 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

 

Планиро-вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Прич.-следст. связи

положительная динамика                                          на базовом уровне                           (Б   Б   +)

уч-ся

0

0

0

1

0

0

1

0

%

0%

0%

0%

10%

0%

0%

10%

0%

стабильные результаты                                                на базовом уровне                                    (Б   Б   =)

уч-ся

1

0

1

0

0

0

1

0

%

10%

0%

10%

0%

0%

0%

10%

0%

переход с низкого уровня                             на базовый уровень                                   (Н   Б   +)

уч-ся

0

0

0

2

2

0

0

2

%

0%

0%

0%

20%

20%

0%

0%

20%

положительная динамика                                     на низком уровне                                      (Н   Н   +)

уч-ся

1

0

1

0

0

0

0

1

%

10%

0%

10%

0%

0%

0%

0%

10%

стабильные результаты                                              на низком уровне                                      (Н   Н   =)

уч-ся

2

0

1

0

0

1

0

0

%

20%

0%

10%

0%

0%

10%

0%

0%

снижение результатов                                         на базовом уровне                                      (Б   Б   -)

уч-ся

0

0

0

0

2

1

1

1

%

0%

0%

0%

0%

20%

10%

10%

10%

снижение с базового уровня на низкий уровень                                      (Б   Н   -)

уч-ся

4

6

3

6

4

7

4

4

%

40%

60%

30%

60%

40%

70%

40%

40%

снижение результатов                                                                на низком уровне                                      (Н   Н   -)

уч-ся

1

3

3

0

1

0

2

1

%

10%

30%

30%

0%

10%

0%

20%

10%

Для детей, уровень сформированности умений которых ниже базового уровня, требуется выстраивать групповые и индивидуальные траектории преодоления трудностей в обучении.

По результатам мониторинга 2 класс разделен на 4 группы:

1 группа- справились с заданиями "на выполнение", "на ориентацию" и справились с заданием "на описание"

2 группа - справились с заданиями "на выполнение", "на ориентацию" и справились с заданием "на описание"

3 группа – не справились с заданиями "на выполнение", "на ориентацию" и справились с заданием "на описание"

4 группа –не  справились с заданиями "на выполнение", "на ориентацию" и справились с заданием "на описание"

Распределение по группам

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Преобладающая группа

Планирование

Оценка

Контроль

Анализ

Синтез

Сравнение

Класси фикация

Обобщение

Прич-следств. связи

Аналогия

Речевое высказывание

Точка зрения

Вопросы

4-80%

4-80%

4-50%

4-80%

4-70%

4-50%

4-80%

4-60%

4 –60 %

2-40%

2-40%

4-50%

2-40%

4-80%

На  основании  выше  изложенного,  можно сделать следующие выводы:

  • Результаты мониторинга продемонстрировали низкий  уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих возрасту обучающихся;
  • необходимо продолжать работу по повышению профессиональной компетентности учителя  через участие в работе в  творческих групп, постоянно-действующих семинаров и других форм работы;
  • необходимо внести в план работы ШМО мероприятия по вопросам реализации программы формирования УУД и их мониторингу.

Рекомендации:

  • проанализировать результаты мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся второго класса;
  • определить проблемные моменты  по формированию УУД и разработать индивидуальные маршруты повышения квалификации учителя;
  • организовать работу по оказанию индивидуально - ориентированной или групповой помощи обучающимся, показавшим низкий уровень сформированности УУД;
  • составить план коррекционной работы с учащимися по формированию УУД
  • спланировать работу   на  следующий  учебный  год  с  учётом  выявленных недостатков.
  • предусматривать при посещении и взаимопосещении уроков учителей начальных классов:
  • анализ выполнения требований к организации урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода;
  • изучение системы работы учителя по формированию универсальных учебных действий младших школьников;
  • выявить положительный опыт учителей по формированию УУД

Май 2017 г               Рук. ШМО: Пугачева Ю. А.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 3 класса

МБОУ ОШ с. Абабково

 2016-2017 учебном году

В соответствии с планом работы школы в апреле 2017 года  проводился мониторинг уровня сформированности УУД у обучающихся третьего класса. Его цель – оценить уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, и соответственно, определить умение и готовность педагога работать по новым стандартам.

В мониторинге приняли участие 3 класс –8человек – 73 %. Учитель Львова Н.В. Предметом мониторинга является развитие метапредметных УУД, проверялись:

-три регулятивных умения (планирование, оценка,  контроль, границы)

- семь познавательных умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обощение, установление причинно-следственных связей,  аналогия, отнесение к понятию, диаграммы и таблицы, умозаключение)

- три коммуникативных (речевое высказывание, точка зрения, вопросы, объединение информациии).

 В качестве инструментария был использован комплект материалов «Учимся Учиться и Действовать»:

- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся Учиться и Действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 3 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014-2015.

- Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся Учиться и Действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий /Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.

Данные умения изучаются на базовом уровне сформированности. Базовый уровень предполагает, что сформированность УУД изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу.

Рабочая тетрадь  включает вводную часть, диагностические модели, бланк первичной обработки результатов.

Работа по формированию УУД проводилась с 1 класса. Для сравнения развития УУД использовались результаты 1 класса и 2 класса

Обобщенный рейтинг УУД:

Из диаграммы видно, что  обучающихся наблюдается положительная  динамика в формировании  познавательных  и коммуникативных УУД.  Необходимо отметить, что у большинства учащихся  уровень сформированности  УУД базовый. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность учебной деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося. Для эффективного развития регулятивных УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности регулятивных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 40% .

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 18 % учащихся третьего класса.

Познавательные универсальные учебные действия

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности познавательных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 51 % .

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 29 % учащихся третьих классов.

        Коммуникативные универсальные учебные действия

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности коммуникативных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 7372% .

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 75% учащихся третьих классов.

На  основании  выше  изложенного,  можно сделать следующие выводы:

  • Результаты мониторинга продемонстрировали средний  уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих возрасту обучающихся;
  • низкая доля детей с базовым уровнем сформированности регулятивных УУД
  •  необходимо продолжать работу по повышению профессиональной компетентности учителя  через участие в работе в  творческих групп, постоянно-действующих семинаров и других форм работы;
  • необходимо внести в план работы ШМО мероприятия по вопросам реализации программы формирования УУД и их мониторингу.

Рекомендации:

  • проанализировать результаты мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 3 класса;
  • предусматривать при посещении и взаимопосещении уроков учителей начальных классов:

– анализ выполнения требований к организации урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода;

– изучение системы работы учителя по формированию универсальных учебных действий младших школьников;

  • выявить положительный опыт учителей по формированию УУД
  • организовать совместную работу с родителями по оказанию индивидуально-ориентированной или групповой помощи учащимся, показавшим низкий уровень сформированности УУД.

Май 2017 г

Рук. ШМО: Пугачева Ю. А.



Предварительный просмотр:

Справка

по итогам мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся

4 класса

МБОУ ОШ с. Абабково

 2016 - 2017 учебном году

В соответствии с планом работы школы в апреле - мае 2017 года  проводился мониторинг уровня сформированности УУД у обучающихся четвертого  класса. Его цель – определить уровень сформированности у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий, отследить динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам.

В мониторинге приняли участие 4 класс – по списку 13 человек, участвовали в мониторинге 12 человек – 92 %. Учитель Пугачева Ю. А.  Предметом мониторинга является развитие метапредметных УУД, проверялись 19 умений:

-пять регулятивных умения (планирование, оценка,  контроль, коррекция, границы)

- десять познавательных умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обощение, установление причинно-следственных связей,  аналогия, отнесение к понятию, диаграммы и таблицы, умозаключение)

- четыре коммуникативных (речевое высказывание, точка зрения, вопросы, объединение информации)

В мониторинге использовался комплект материалов «Учимся Учиться и Действовать»:

- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся Учиться и Действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 4 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2016.

- Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся Учиться и Действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий /Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.

Данные умения изучаются на базовом уровне сформированности. Базовый уровень предполагает, что сформированность УУД изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу.

Работа по формированию УУД проводилась с 1 класса. В конце 1, 2 и 3  классов был проведен мониторинг.  Для сравнения развития УУД использовались результаты 1, 2 и 3  класса

Обобщенный рейтинг  УУД:

        

        

Из диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика в формировании  УУД.

Необходимо отметить, что у некоторых ребят 4 класса  уровень сформированности УУД высокий. Однако многие учащиеся  нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

Регулятивные универсальные учебные действия

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 52 % учащихся.

Познавательные универсальные учебные действия

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 58% учащихся четвертого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на оценку уровня сформированности коммуникативных  УУД, показал, что успешность выполнения составляет 63 %.

На базовом уровне владеют проверяемыми УУД 54 % учащихся.

На  основании  вышеизложенного,  можно сделать следующие выводы:

  • в целом, результаты мониторинга продемонстрировали достаточный уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих возрасту учащихся
  • уровень компетентности в формировании УУД у  педагога можно признать удовлетворительным;
  • необходимо продолжать работу по повышению профессиональной компетентности учителей начальных классов через организацию творческих групп, постоянно-действующих семинаров и других форм работы;
  • необходимо внести в план работы ШМО мероприятия по вопросам реализации программы формирования УУД и их мониторингу.

Рекомендации:

  • проанализировать результаты мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся четвертого класса;
  • организовать обсуждение результатов мониторинга УУД на заседаниях ШМО, акцентировав внимание на выяснении причин неуспешного выполнения отдельных групп заданий и определения путей коррекционной работы по формированию УУД;
  • запланировать обсуждение на заседаниях ШМО вопросов, касающихся особенностей работы учителей по формированию различных видов УУД и подготовки к итоговой аттестации выпускников на уровне начального общего образования;
  • предусматривать при посещении и взаимопосещении уроков учителей начальных

классов:

  • анализ выполнения требований к организации урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода;
  • изучение системы работы учителя по формированию универсальных учебных действий младших школьников;
  • выявить положительный опыт учителей по формированию УУД для его распространения в школы;
  •  при организации образовательного процесса и подготовки учащихся к итоговой аттестации направить усилия на формирование универсальных учебных действий младших школьников, обеспечивая максимальную самостоятельность учащихся при выполнении заданий на этапах закрепления и применения полученных знаний;
  • организовать совместную работу с  родителями по оказанию индивидуально-ориентированной или групповой помощи учащимся, показавшим низкий уровень сформированности УУД.

        Май 2017 г

Рук. ШМО: Пугачева Ю. А.