Внеурочная деятельность

Пугачева Юлия Александровна

На этой странице вы можете познакомиться с внеурочной деятельностью, которая осуществляется в начальной школе. Наша  школа работает по программе: "Начальная школа 21 века". Мы используем сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

                                                               

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   

МБОУ ООШ с. Абабково

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремесла России»

1 - 4 класс

УМК « Начальная школа 21 века»

Разработала: учитель первой  квалификационной категории

Пугачева Юлия Александровна


«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Пояснительная записка

Программа  разработана на основе авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Л.Н. Михеевой .., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.

          Цель: 

          пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русской культуры и духовному наследию нашего народа.

          Задачи:

           Образовательная:

  • формировать интерес к народному творчеству, дать общие    представления об истории, национальной культуре и народных традициях.

           Развивающие: 

  • развитие  познавательного  интереса  к  культуре  своего  народа;
  • развитие у учащихся умений самим добывать знания;
  • способствовать развитию основных процессов мышления;
  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • развитие художественного вкуса.

          Воспитательная: 

  • воспитывать чувства гордости и уважения к своей истории, традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности;
  •  воспитывать толерантность, патриотизм, гражданственность.

Данная программа  «Праздники, традиции и ремёсла народов России» рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6, 5 - 10 лет (1- 4 классы),  33 часа  в 1 классе, 34 часа в 2, 3, 4 классах. (1 час  в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Продолжительность занятия – 35 минут.

Особенности содержания.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям

детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных

действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходи-

мость социализации ребёнка);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из

сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные

связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Формы работы с детьми.

  • Беседы, игры.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов.
  • Экскурсии.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Формируемые УУД.

  • Личностные.
  • Регулятивные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.

Содержание программы

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюки, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —

у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —

у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь

и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).

Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. При-

нудительное бритьё бород.

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёг-

кие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; кар-

манные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол,

фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;

столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома.

Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.

Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом.

Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.

Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства.

Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.

Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.

Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный

крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

 День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета.

Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами.

Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День

летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:

«На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от

Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове

Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».  Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремесла России» :

1 класс – 33 часа

Наименование раздела программы

Тема

Кол-во
часов

Формы работы

Формируемые УУД

число

1.

Старинный русский быт

Головные уборы девушек и женщин, украшения. Кушак.

1

Беседа, презентация

- Познакомить с особенностями головного убора девушек и женщищ;

— ознакомить с элементами старинного русского костюма

Русская изба.

2

Беседа,

просмотр слайд – фильмов,

моделирование русской избы

— продемонстрировать устройство крестьянской избы

Хлеб — главный продукт питания.

Пословицы и поговорки о хлебе.

2

Беседа, презентация, сбор пословиц и поговорок

— оценить достоинства традиционной русской кухни;

Быт крестьянской и городской семьи. Слушание сказок

1

Чтение сказок

— познакомить с бытом семьи, разучить несколько сказок

Обучение мальчиков и девочек

1

Беседа, презентация

— сравнить учебу детей в старину с современной школой

2.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Новая одежда при Петре 1. Русские пословицы и поговорки об одежде.

1

Беседа,

поиск пословиц и поговорок

—сравнить старинную одежду и новую

Дворцы Петербурга. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

1

Беседа, презентация

—показать изысканную красоту дворцов

Атмосфера дворянского дома при Петре 1.

2

Беседа,

просмотр слайд – фильмов,

рисование дворянского дома

- рассказать о жизни дворянского дома

3.

Русские народные праздники

Рождество

1

Беседа по картинам

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

стихи;

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

3

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.

—разучить песни и игры

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

1

Беседа

—воспринять традиции великого поста

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Подготовка и участие в празднике.

3

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

—воспринять традиции пасхи

—научиться  красить пасхальные яйца;

Егорьев день — 6 мая. Подготовка и проведение праздника.

3

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

—познакомить новым праздником

Спасы.

1

презентация

—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

4.

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

2

Художественное творчество, выставка работ

—нарисовать несколько гжельских орнаментов.

5.

Русские народные игры

Роль игры в жизни детей. Разучивание старинных русских игр.

3

Игры

—разучить несколько игр

6.

Песни для детей

Колыбельные, потешки, пестушки. Разучивание и исполнение.

2

Разучивание песен

—разучить несколько песенок, считалок;

—научиться разгадывать загадки.

7.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы.

3

Разучивание и проведение игр

—разучить хороводы, игры-хороводы

Всего:

33 ч.

К концу 1 года обучения дети должны:

  • знать и уметь различать малые старинный русский быт и новый русский быт со времен Петра 1;    
  • знать название праздников и как их справляли русские люди;
  •  освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов, а именно керамика Гжели;
  • разучить несколько русских народных игр и хороводных танцев.            



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование:

2 класс – 34 часа

Наименование раздела программы

Тема

Кол-во
часов

Формы работы

Формируемые УУД

число

1.

Старинный русский быт

Женская и мужская одежда крестьян

2

Беседа, презентация

- Познакомить с особенностями крестьянской одежды;

— ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Элементы русской избы.

2

Беседа,

просмотр слайд – фильмов,

моделирование элементов русской избы

— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати,

лавки, клеть, сени, крестьянский двор, хозяйственные постройки);

Мясные и постные кушанья.

1

Беседа, презентация

— оценить достоинства традиционной русской кухни;

— уметь приготовить несколько простейших блюд

Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.

2

Игра

- разучить несколько наиболее известных игр

Письменные принадлежности.

1

Беседа, презентация

— сравнить учебу детей в старину с современной школой;

2.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Одежда купчих, мещанок, крестьянок. Русские пословицы и поговорки об одежде.

1

Беседа,

поиск пословиц и поговорок

—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I

Атрибуты и аксессуары барского дома.

2

Беседа, презентация

—показать изысканную красоту  особняков и дворцов

( провинция).

3.

Русские народные праздники

Рождество

1

Беседа,

просмотр слайд – фильмов

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

стихи;

—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

Масленица — весенний праздник проводов зимы. Подготовка и участие в празднике

3

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.

—разучить песни и игры;

—научиться печь блины

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

1

Беседа по картинам

—воспринять традиции великого поста

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Подготовка и участие в празднике.

3

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

—воспринять традиции пасхи

—научиться  красить пасхальные яйца

День Святой Троицы. Подготовка и проведение праздника.

3

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Успение Богородицы

1

Беседа, подготовка и

Участие в  празднике

- рассказать о празднике

4.

Русские народные промыслы

Хохлома и Жостово.

3

Презентация, беседа,  Художественное творчество, выставка работ работа

— нарисовать и раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

5.

Русские народные игры

Роль игры в жизни детей. Разучивание старинных русских игр.

3

Игры

—разучить несколько игр

6.

Песни для детей

Колыбельные, потешки, пестушки. Разучивание и исполнение.

2

Разучивание песен

—разучить несколько песенок, считалок;

7.

Народные танцы

Пляски парные. Переплясы

3

Разучивание и проведение игр

—разучить парные пляски

Всего:

34 ч.

К концу 2 года обучения дети должны:

  • знать и уметь различать малые старинный русский быт и новый русский быт со времен Петра 1;    
  • знать название праздников и как их справляли русские люди;
  •  освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов, а именно керамика Гжели;
  • разучить несколько русских народных песен, игр и переплясов;
  •  получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни          



Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная   школа с. Абабково

Павловского района Нижегородской области

               

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

 (общекультурное направление)

1 класс

                                                                                                                                                                                               

Составила:

учитель начальных классов Пугачева Ю. А

Этика: Азбука добра»

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Рабочая программа ориентирована на использование Сборника программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.

Изменения в программу не внесены

Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета. «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 32 часа в 1 классе и на 33 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.

Ценностные ориентиры.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

II. Тематический план программы

Наименование разделов/модулей, тем

Всего,

час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Школьный этикет

Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен.

Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

2

Правила общения

11ч

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

Изучение поступков сказочных героев.

Умение вести диалог, спор.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

3

О трудолюбии

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда.

способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

4

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.

5

Внешкольный этикет

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций.

Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора.

Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.

Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Содержание

Аудит.

Внеаудит.

дата

Школьный этикет 7ч

1

Мы пришли на урок.

Правила поведения

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

1

2

Правила поведения на перемене и в столовой

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

1

3

Правила поведения на уроке

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

1

4

Правила поведения в школе. Зачем нужны перемены?

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

1

5

Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

1

6

Правила поведения в столовой

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

1

7.

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

Правила общения 11ч

8

Зачем нужны «вежливые» слова

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

1

9

Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

1

10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

1

11

Общение по телефону

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

1

12

Мой учитель.

Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

1

13

Общение со взрослыми

Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

1

14

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

1

15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

1

16

Эмоции.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

17

Наши имена.

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

1

18

Моя семья.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.

1

О трудолюбии 6ч

19

Старательность - помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

1

20

Старательность - помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

1

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов.

1

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

Дидактическая игра.

1

23

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

1

24

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в кабинете.

1

Культура внешнего вида 4ч

25

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

1

26

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

1

27

Учимся не болеть.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

1

28

Каждой вещи свое место.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

1

Внешкольный этикет 5ч

29

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

1

30

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

1

31

Правила поведения в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

1

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

Игра в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

1

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проведение и организация итогового мероприятия.

1

 

 

Список использованной литературы

1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)

2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)

3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)

4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как

субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)

5. http://www.portal-slovo.ru/

6. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html